Новый Italjet Dragster: возвращение «бешеной табуретки»


000_moto_0211_064

Вот только создавался аппарат совсем с другой целью: побить рекорд в заезде на четверть мили среди скутеров. Но ни в Санта-Под, ни в Элвингтоне он так и не появился…

Вряд ли Мэрлин «Марита» Паркер могла предположить, что ее болид спустя 40 с лишним лет положит начало целому направлению в скутертюнинге. Тогда, в 1965 году, 22-летняя англичанка разогналась до 176 км/ч на треке в Монце, сидючи в коленно-локтевой позе за рулем «раздетой» (но с лобовым обтекателем), заниженной и прокачанной Lambretta. И эта некислая и по нынешним меркам цифра была намного важнее любых стилистических изысков. (Поговаривают, что в одном из заездов, уже с обтекателями поосновательнее, Марита развила свыше 200 км/ч — но этот рекорд зафиксирован не был.)

В октябре 2006 года парни из мастерской на задворках постшопа Scooter-Center, что под Кельном, тоже меньше всего задумывались о славе кастомайзеров. А вот мысли о недавно установленном конкурентами рекорде на квотере не давали покоя. Ревность к британцам из PM Tuning была не по-немецки горячей — по крайней мере, когда они рассказывали мне о планах превзойти достижение более чем на секунду. Причем «на территории врага и его же оружием»: в Санта-Под и на аппарате, также построенном на раме и картере Italjet Dragster 180. При этом никаких корчей: в отличие от соперника, будущий рекордсмен должен быть по-немецки основательным и аккуратным.

Обрезание рамы сзади, кардинальное занижение ее спереди, вынос силового агрегата назад и вверх (с установкой его непосредственно в сайленты вместо привычной сложносочиненной «качалки») — в то время это было свежо, по крайней мере, для «ньюскульных» аппаратов (а Lambretta для драгрейсинга и «кольцевой» Группы 6 за пределы Британии тогда еще не выезжали). Как и установка стеклопластикового «хвоста» кольцевого происхождения. Покоившийся на стапеле на треть готовый болид понравился мне, «хрюкстероводу» со стажем, любопытной компоновкой и конструкцией переделанного шасси — но одновременно вызвал скепсис из-за большей по сравнению с «британцем» массой. Да и 10,5 секунд на квотере — задачка, даже для такой крохи требующая далеко за 40 л.с. на колесе (известные мне на тот момент «конфиги» данного мотора обещали максимум 35). «А мы его нитросом раскочегарим!» — последовал ответ. Установка «закуси енота» на двухтактник и по сей день считается крайне рискованной ввиду и без того повышенной чувствительности таких моторов к качеству смеси, но безапелляционный тон парней вкупе с озорным блеском в их глазах не оставлял сомнений в успехе дела.

Достроенный к июлю 2007 года снаряд выглядел воинственно. Низкий и длинный, аккуратный и выверенный в мелочах, на фоне тех корчей, что царили в тогдашнем скутерном драгрейсинге, он выглядел реактивным штурмовиком в строю ржавых «этажерок» — чему способствовал и окрас (тогда — матовый хаки с белыми надписями трафаретом) в бундесверовском духе. И при этом — никаких намеков на выставку достижений скутерцентровского хозяйства. (Характерная деталь: вместо эффектнейшего BGM’овского руля с регулируемыми в трех плоскостях клипонами здесь стоит скромный — и при этом не предлагаемый в каталоге Scooter-Center — зато куда более легкий французский Doppler.)

Метки [ править ]

Драгстер 50Драгстер 125Драгстер 180Драгстер 250
Двигательодноцилиндровый двухтактный двигательодноцилиндровый двухтактный двигательодноцилиндровый двухтактный двигательодноцилиндровый четырехтактный двигатель
Емкость49 куб. См (3,0 куб. Дюйма)123 куб. См (7,5 куб. Дюйма)176 куб. См (10,7 куб. Дюйма)244 куб. См (14,9 куб. Дюйма)
Диаметр цилиндра × ход41 мм × 37,4 мм (1,61 × 1,47 дюйма)55 мм × 52 мм (2,2 дюйма × 2,0 дюйма)65,6 мм × 52 мм (2,58 дюйма × 2,05 дюйма)72 мм × 60 мм (2,8 дюйма × 2,4 дюйма)
Мощность / об / мин3,3 кВт (4,4 л.с.) 6800 об / мин10,6 кВт (14,2 л.с.) 7500 об / мин14 кВт (19 л.с.) 8000 об / мин [5]16,2 кВт (21,7 л.с.) [6]
Максимальная скорость
[7]
50 км / ч (31 миль / ч)103 км / ч (64 миль / ч)122 км / ч (76 миль / ч)125 км / ч (78 миль / ч)

004_moto_0211_064


На кастом-шоу Marita по сей день производит фурор. А с успехами в немецких гонках все не так хорошо — «короткий» стрип не его формат. До «полноразмерных» же (402 м) стрипов скутер так и не добрался.
На кастом-шоу Marita по сей день производит фурор. А с успехами в немецких гонках все не так хорошо — «короткий» стрип не его формат. До «полноразмерных» же (402 м) стрипов скутер так и не добрался.

001_moto_0112_032


Водительская эргономика не изменилась. А пассажирская… появилась — тонкое выпуклое заднее седло на прежней модели позволяло довезти «балласт» лишь от бара до метро. Новый пластик безусловно современнее, нежели образца 1996 года. А задний — еще и удачнее. Вот только породистости новому дизайну не хватает.
Водительская эргономика не изменилась. А пассажирская… появилась — тонкое выпуклое заднее седло на прежней модели позволяло довезти «балласт» лишь от бара до метро. Новый пластик безусловно современнее, нежели образца 1996 года. А задний — еще и удачнее. Вот только породистости новому дизайну не хватает.

013_moto_0211_064


«Нитрос», выносной «домик», длинноходный коленвал — вот неполный список новинок Scooter-Сenter, апробированных на этой бешеной колбасе.
«Нитрос», выносной «домик», длинноходный коленвал — вот неполный список новинок Scooter-Сenter, апробированных на этой бешеной колбасе.

А вот показатели… На стенде аппарат выдал 32,5 л.с. «честных» и 43,4 — с нитросом. Немало, очень немало — но в РМ уже «учили ездить» Х2 350 (ту самую карбоновую Lambretta, что потом получила прозвище Double Trouble). Но «Проблемой» для создателей та стала позже; а тогда вопросы доводки двухцилиндрового мотора (точнее, передачи мощности от него к колесу) считались решаемыми. Ударить в грязь лицом немцам не хотелось, а потому решили сосредоточиться на другом Wunderwaffe — с легким дрегстерным шасси из алюминиевых труб и с двухцилиндровым же «бигблоком», который к тому моменту уже выдавал 51,7 л.с. на колесе. Потом немцам стало не до британского рынка, а на 150-метровых стрипах немецкого чемпионата требовались иные аппараты — но это уже совсем другая история.

А что же супер-Italjet? Его решили сделать полноценным демоаппаратом — больше для кастом-шоу, чем для заездов. Болид полировали, доукомплектовывали фенечками и мульками из каталога Scooter-Center и перекрашивали в фирменный цвет всю зиму. А одновременно приводили в относительный порядок еще один снаряд, который приобрели случайно — и только привезя его в родную Германию, поняли, что за сокровище перед ними: первый «про-стоковый» скутер, разогнавшийся до 110 миль/ч. Общая концепция, схожие пропорции и габариты, только что 42 года разницы. Идея выставлять два аппарата на одном стенде напрашивалась сама собой. Как и имя «младшенького». Точнее, младшенькой…

P.S. В 2007 году Боб Форрест-Вебб, конструктор той самой Lambretta, решил собрать старую команду для новых подвигов. Нашел всех, кроме Мариты. Поиски лихой таксистки, отобранной когда-то из 67 кандидаток, продолжались два года с привлечением архивов, полиции и прессы, но закончились ничем. Остались только газетные фото стриженной «под Бабетту» брюнетки в белом комбинезоне — и болид, реставрируемый Scooter-Center теперь уже вместе с Бобом и его командой.

Marita Scooter-Center

ВЕЩИ И ВЕЩЕСТВА:

Список А:

  • Двигатель Piaggio Bigblock, картер усилен и доработан под увеличенный клапан, коленвал BGM (ход 54 мм), ЦПГ Malossi 172 (доводка, портинг), головка BGM, карбюратор Dell’ Orto VHSG 39, клапан Tassinari RD350, коллектор MMV, нитрос NX Piranha, выпуск S-and-S, зажигание HPI.
  • Вариатор, сцепление (Delta Clutch), торкдрайвер, ремень — все Malossi.
  • Доработка рамы и рулевого привода, обтекатели — все Scooter-Center, задний «костыль» BGM, амортизаторы Bitubo, тормозные диски Galfer, суппорты Grimeca.

Cписок Б:

  • Руль Doppler Buffalo, шноркель и заглушка крышки вариатора Piaggio Typhoon 125, рычаг кикстартера Vespa.

002_moto_0112_032


Основные трубы рамы (теперь только «длинной») стали больше в диаметре. Производство — по-прежнему итальянское. А вот амортизаторы азиатские: что поделать, Paioli больше не существует…
Основные трубы рамы (теперь только «длинной») стали больше в диаметре. Производство — по-прежнему итальянское. А вот амортизаторы азиатские: что поделать, Paioli больше не существует…

014_moto_0211_064


Первым скутером, специально подготовленным для драгрейсинга, считается демоаппарат братьев Анкиллотти из Фиренцы, чья компания в то время занималась выпуском тюнинг-китов для Lambretta. 16 октября 1966 года в британском Элвингтоне был поставлен первый скутерный рекорд на квотере: 15,129 с (скорость в финишном створе — 96,5 км/ч). «Донором» болида послужила «убитая» Li125 1 серии 1958 г.в.; в бак заливали обычный 92-й бензин, а в качестве «технички» привлекли FIAT 600, на крыше которого и перевозили дрегстер.
Первым скутером, специально подготовленным для драгрейсинга, считается демоаппарат братьев Анкиллотти из Фиренцы, чья компания в то время занималась выпуском тюнинг-китов для Lambretta. 16 октября 1966 года в британском Элвингтоне был поставлен первый скутерный рекорд на квотере: 15,129 с (скорость в финишном створе — 96,5 км/ч). «Донором» болида послужила «убитая» Li125 1 серии 1958 г.в.; в бак заливали обычный 92-й бензин, а в качестве «технички» привлекли FIAT 600, на крыше которого и перевозили дрегстер.

003_moto_0112_032


Бак и аккумулятор поменялись местами. Возиться с батареей теперь проще (что актуально для «больших» версий, не имеющих кикстартера). А вот заправляться будет неудобно — и делать это придется чаще (бачок-то ужался почти вдвое!).
Бак и аккумулятор поменялись местами. Возиться с батареей теперь проще (что актуально для «больших» версий, не имеющих кикстартера). А вот заправляться будет неудобно — и делать это придется чаще (бачок-то ужался почти вдвое!).

015_moto_0211_064


Рекорд скорости на дистанции 400 м со стартом с места среди скутеров по сей день принадлежит демоаппарату британской PM Tuning. Джо Эллиот прошел квотер за 11,9 с (скорость в финишном створе — 168,5 км/ч) 12 августа 2006 года на треке в Санта-Под. Скутер Pro Sprint был построен на базе Italjet Dragster 180 с максимальным использованием «железа» производства PM Tuning, и минимальным — компонентов «со стороны». Так, цилиндр двигателя «запилили» из оригинального, а систему питания оставили «честной», без нитроса.
Рекорд скорости на дистанции 400 м со стартом с места среди скутеров по сей день принадлежит демоаппарату британской PM Tuning. Джо Эллиот прошел квотер за 11,9 с (скорость в финишном створе — 168,5 км/ч) 12 августа 2006 года на треке в Санта-Под. Скутер Pro Sprint был построен на базе Italjet Dragster 180 с максимальным использованием «железа» производства PM Tuning, и минимальным — компонентов «со стороны». Так, цилиндр двигателя «запилили» из оригинального, а систему питания оставили «честной», без нитроса.

Ее звали Марита: Italjet Dragster 179

004_moto_0112_032


Приборная панель стала современнее, с пластиковой накладки исчез самоварный блеск. А вот рулевые переключатели откровенно дешевые, хотя наличие кнопок аварийки и свитчкиллера можно только приветствовать.
Приборная панель стала современнее, с пластиковой накладки исчез самоварный блеск. А вот рулевые переключатели откровенно дешевые, хотя наличие кнопок аварийки и свитчкиллера можно только приветствовать.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Italjet Dragster 50 (данные производителя)
ОБЩИЕ ДАННЫЕ
Модельный год2012
Сухая масса, кг95
Длина × ширина × высота, мм1800×700×1120
База, мм1315
Высота по седлу, мм660
Дорожный просвет, мм135
Вылет, мм100
Угол наклона рулевой колонки, град.27,5
Объем бензобака, л6,8
ДВИГАТЕЛЬ
Тип1-цил., 2Т
Рабочий объем, см³49
Диаметр цилиндра × ход поршня, мм40×39,2
Степень сжатия7,0:1
Система питаниякарбюратор
Система охлажденияжидкостное
Система запускаэлектростартер
ТРАНСМИССИЯ
Вариатор
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
Рамапространственная, стальная
Передняя подвескана поворотном кулаке и продольном рычаге, регулировка преднатяга пружины
Задняя подвескамаятниковая, с моноамортизатором, регулировка преднатяга пружины
Тормозная системараздельная, гидравлическая
Передний тормоздиск Ø 175 мм, 2-поршневая оппозитная скоба
Задний тормоздиск Ø 175 мм, 2-поршневая оппозитная скоба
Колесалитые
Передняя шина120/70–11
Задняя шина130/60–13

Spaghetti и bolognese: Italjet Dragster 50

История компании Italjet

История этой марки — прежде всего история одного человека, ее основателя и бессменного генерального директора Леопольдо Тартарини (Leopoldo Tartarini), великолепного конструктора и гениального дизайнера. Сын известного в Италии 30-х годов мотогонщика, Тартарини в начале 50-х и сам начал свою гоночную карьеру, которая привела его в (Ducati). Но вскоре Леопольдо почувствовал вкус к самостоятельной конструкторской работе и, в конце концов, основал собственное предприятие. Надо сказать, что Тартарини до начала 80-х годов сохранял тесные связи с Ducati, принимал участие в проектировании многих легендарных мотоциклов этой марки и даже собирал некоторые модели «Дукати» на своем заводе. Ключ к успеху Тартарини подобрал своеобразный: дешевые моторы из Восточной Европы плюс качественные итальянские комплектующие и современный дизайн. Первый его мотоцикл, увидевший свет в 1959 году, был оснащен 123-кубовым двухтактным двигателем МЦет (MZ) мощностью 6,5 л.с. Но если «донор», с его массой 107 кг и свечной подвеской заднего колеса, был архаичен даже по меркам конца 50-х годов и красотой не блистал, то творение Леопольдо отличалось изящным «гоночным» обликом, современной по тому времени ходовой частью и массой всего 75 кг. А вариант «Юниор» (Junior) с форсированным до 11 л.с. мотором развивал максимальную скорость 120 км/ч! Поскольку сначала на немецко-итальянских машинах применялись только двигатели МЦет (с 1960 года, кроме 123-кубового, и 172-кубовый), то Тартарини назвал свою (Italemmezeta). Модельную гамму в 1964 году дополнил легкий мотоцикл с хребтовой рамой и двумя вариантами 50-кубовых моторов — «Мустанг» (Mustang) с итальянским двигателем «Минарелли» и «Экспорт» (Export) с чешским мотором «Ява»(Jawa), имевшим горизонтальный цилиндр. Поскольку теперь Тартарини не ориентировался лишь на моторы МЦет, он изменил название своей (Italjet). Осенью 1965 года на мотосалоне в Милане Леопольдо представил прототип мотоцикла «Грифон» (Italjet Grifon) с 490-кубовым двухцилиндровым верхнеклапанным двигателем английской (Triumph). Более того, он добился от англичан права официально использовать эти моторы, которое они до того момента не предоставляли никому. «Грифон» пошел в серию в 1966 году, но с более мощным двигателем «Триумф» (Triumph), 649-кубовым 50-сильным агрегатом. Целую серию минибайков компания представила в 1967 году. «Гоу-Гоу» (Italjet Go-Go), «Скаут» (Italjet Scout) и «Рейнджер» (Italjet Ranger) имели 49-кубовые двухтактные двигатели «Минарелли» в блоке с четырехступенчатыми коробками передач, открытую сверху дуплексную раму и 10-дюймовые колеса. Разница между ними сводилась к различным формам бензобака, руля и облицовки. Развитием этой серии стал в 1969 году миниатюрный «Кит Кэт» (Italjet Kit Kat) на 7-дюймовых колесах с горизонтальным 49-кубовым мотором под настилом. Последними мотоциклами с моторами от «Восточного блока» стали модель «350» 1968 года с двухцилиндровым двухтактным 344-кубовым двигателем «Ява» (Jawa) и модель «Ралли 125» (Italjet Rally) 1969 года с одноцилиндровым двухтактным 123-кубовым мотором ЧЗет. Новую нишу для своей продукции Тартарини открыл в начале 70-х годов, начав подготовку мотоциклов для детского спорта. Первой из новой серии стала в 1971 году предназначенная для детей старше 7 лет модель «Юниор Кросс» (Junior Cross) с 48-кубовым двигателем без коробки передач и 14-дюймовыми колесами. В 1973 году за ней последовали «Мини Бамбино» (Mini Bambino) для детей от 3 до 7 лет, на 8-дюймовых колесах и с аналогичной силовой установкой, и «Мини Эндуро» (Mini Enduro) для детей старше 10 лет, с 70-кубовым двигателем, четырехступенчатой коробкой передач и 16-дюймовыми колесами. Гамму машины для мотокросса и соревнований эндуро дополнили в 1975 году триальные «Мини Триал» (Mini Trial) и «Юниор Триал». Параллельно компания выпускала широкую гамму легких 125-кубовых мотоциклов: спортивные машины для мотокросса и эндуро, мотоциклы двойного назначения, а также дорожно-спортивную модель «Букканир» (Buccaneer) с двухцилиндровым двухтактным 123-кубовым мотором «Ямаха» (Yamaha) мощностью 18 л.с. Вершиной серии минибайков стал представленный в 1979 году «Пак» (Pack), складная машина на 6-дюймовых колесах, со столь великолепным дизайном, что она удостоилась включения в экспозицию Музея современного искусства в Нью-Йорке. В начале 80-х годов компания, продолжая выпускать широкую гамму мотоциклов для детских соревнований, избрала более узкую специализацию во «взрослом» мотоспорте. На смену прежним мотоциклам для кросса и эндуро пришли триальные мотоциклы с двухтактными моторами рабочим объемом от 49 до 326 см3. Полностью сменилась в 1982 году дорожная гамма. На смену прежним легким мотоциклам пришло новое семейство мотоциклов двойного назначения в стиле «эндуро» и «триал» с 326-кубовыми двухтактными и 322-кубовыми четырехтактными двигателями. К сожалению, это семейство, несмотря на совершенную техническую начинку и ультрамодный, доходящий до экстравагантности дизайн (а возможно, как раз из-за него), не понравилось покупателям. Тогда же прервались и экономически выгодные связи с (Ducati), перешедшей под контроль концерна «Каджива» (Cagiva). Выход из тяжелой ситуации Тартарини нашел, обратившись к скутерам. В 1989 году дебютировали сразу две модели с 49-кубо-выми двухтактными моторами и автоматическими клиноременными вариаторами — «Репортер» (Italjet Reporter) на 10-дюймовых колесах и «Шоппинг» (Italjet Shopping) на 16-дюймовых. В 1991 году за ними последовали спортивные модели «Писта» (Italjet Pista) и «Скуп» (Italjet Scoop) — последняя с оригинальной «мотоциклетной» посадкой. Надо сказать, что здесь Тартарини пошел по «азиатскому» пути, широко используя комплектующие тайваньского и южно-корейского производства, а некоторые его модели тех лет были просто переименованными машинами из Юго-Восточной Азии. Совершенно оригинальные скутеры «Италджет» появились в 1993 году сразу в двух полностью отличных друг от друга вариантах. Модель «Велосиферо 50» (Italjet Velocifero 50) исполнена в духе итальянских мотороллеров 50-х годов. Скутер «Формула 50» (Italjet Formula 50), напротив, подчеркнуто авангарден как внешне, так и технически. Так, его передняя подвеска выполнена на продольном рычаге с консольным креплением колеса . Через год эта оригинальная машина была показана со 114-кубовым 13-сильным двухцилиндровым двухтактным двигателем жидкостного охлаждения, разработанным специально для этой модели (Franco Morini). Дебютант 1995 года — скутер «Дрегстер» (Italjet Dragster) — продолжил линию «Формулы», но его внешность с открытой пространственной трубчатой рамой еще более авангардна. Поначалу на этой машине применяли только 49-кубовый двухтактный двигатель жидкостного охлаждения, а в 1998 году она получила двухтактные моторы жидкостного охлаждения «Пьяджио» (Piaggio) рабочим объемом 123 см3 (15 л.с.) и 176 см3 (21 л.с). Модель и поныне остается эталоном спортивного скутера, обладая непревзойденными динамикой и управляемостью. Городской скутер «Торпедо» (Italjet Torpedo) на 16-дюймовых колесах в 1997 году дебютировал с 49-кубовым двухтактным двигателем. Через год появилась версия со 124-кубовым четырехтактным мотором, а в 1999 году — с четырехтактным 49-кубовым. В том же году программу дополнил скутер бизнес-класса «Миллениум» (Italjet Millennium), комплектуемый двухтактным (101 см3) или четырехтактным мотором (124 и 152 см3). Осенью 2000 года на мотосалоне в Мюнхене был представлен скутер крейсерского класса «Юпитер» (Italjet Jupiter) с 249-кубовым четырехтактным двигателем жидкостного охлаждения. Это совместная разработка «Италджета» и китайской корпорации «Цзиньчен» (Jincheng). К сезону 2002 года подготовлены новые версии этой машины со 125-кубовым и 150-кубовым моторами. Скутеры Italjet пользуются большим спросом в Европе, Америке и Японии. На них ездят звезды спорта, кино и эстрады. Но Тартарини на этом не успокаивается. Осенью 1998 года его компания представила 125-кубовый гоночный мотоцикл для выступлений в чемпионате мира. А в 1999 году показала прототип мотоцикла «Грифон». Его оснастили, как и одноименную модель 35-летней давности, мотором «Триумф», на сей раз — современным 900-кубовым трехцилиндровым агрегатом жидкостного охлаждения. Новинкой 2001 года стал скутер «Джет-Сет» (Jet-Set) со своеобразным дизайном, живо напоминающим современные автомобили «Ауди» (Audi), и большим выбором силовых установок. Пока компания предлагает четырехтактные двигатели рабочим объемам 125 и 150 см3, но готовится производство варианта с 50-кубовым двухтактным мотором.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]