Хозяин «Тайги». Русский снегоход для экстремальных условий

Всем любителям поездок по заснеженным полям хорошо известен тот факт, что сначала нужно подобрать качественную технику. В противном случае – не ты будешь ездить на снегоходе, а он на тебе. Одной из интереснейших отечественных марок является снегоход тайга. По сути, данный транспорт является своеобразным качественным внедорожником среди подобных ему машин (в отличие от марки буран).

История появления

Выпускают снегоходы тайга с 1997 года. Разрабатывалась данная версия для использования в армейских частях, расположенных на севере и бригадами быстрого реагирования. Много лет (вплоть до 2015 года) снегоход был запрещен к розничной или оптовой продаже частным лицам.

И лишь последние несколько лет у гражданских появилась возможность в полной мере оценить все возможности техники с маркой тайга 500. Многие сразу стали сравнивать их со снегоходами буран, решая, какой лучше.

В модельный ряд данной марки входят несколько линеек двухместных:

  1. Патруль;
  2. Барс;
  3. Варяг;
  4. Лидер;
  5. Спутник;
  6. Атака.

Также имеются и более облегченные одноместные варианты:

  • Рыбинка;
  • TIKSY 250.

Технические параметры

Всего помимо базовой версии тайга 500 (не путать с маркой буран) предусматривается еще 9 версий комплектации данных снегоходов. Им присваиваются особые маркеры (например, снегоход тайга ст500д ). Рассмотрим более подробно описание базовых параметров технических характеристик:

  • Особенности корпуса. Рама изготавливается из качественной стали и является цельносварной;
  • Капот. Изготовлен из стеклопластика. На нем монтируются такие элементы как ветровик (возможен тюнинг), фара и приборный щиток со спидометром;
  • Двигатель. Основными являются рмз – 500 (мощность в 38 л. с. и 1 карбюратор) или новейший рмз – 500 – 10 (мощность 50 л. с., 2 карбюратора). Помимо этого, есть отличия и в смазке. В первом варианте масло смешивается с бензином, а во втором – смазка раздельная. Также существуют версии с мотором под различные сорта бензина (76, 80 и 92). Расход топлива зависит от версии и развиваемой тайга 500 скорости;
  • Трансмиссия (автоматический клиноременной вариатор);
  • Тормоза дисковые (управляются при использовании тросика);
  • Подвеска (передняя) снабжена пружинным или гидропневматическим амортизатором. Задняя (склизовая) также амортизирована;
  • Коробка передач представляет собой шестеренчатый привод с ручным переключением скоростей, которых в тайге предусматривается 4 (нейтральная, пониженная, повышенная и задняя).

Технические характеристики

Габаритные данные:

  • Конструкционная длина снегохода – 3210 миллиметров.
  • Ширина по корпусу – 1025 миллиметров.
  • Общая высота снегохода – 1325 миллиметров.
  • Ширина лыжной колеи – 960 миллиметров.

Подвеска:

  • Тип передней подвески – телескопическая.
  • Тип задней подвески – склизовая.
  • Количество передних амортизаторов – 2.

Движитель:

  • Тип движителя – гусеничный с передним расположением ведущих звездочек.
  • Количество гусениц – 1.
  • Тип механизма натяжения – винтовой.
  • Тип гусеничной ленты – резинотканевая, армированная.
  • Полная длина гусеничной ленты – 3937 миллиметров.
  • Ширина гусеничной ленты – 500 миллиметров.

Трансмиссия:

  • Модель устанавливаемой трансмиссии – вариатор.
  • Передачи вариатора – пониженная (L), повышенная (H), реверсивная, нейтральная.

Тормоза:

  • Тип тормоза – дисковый, регулиремый.
  • Тип привода тормоза – гидравлический.

Эксплуатационные параметры:

  • Тип запуска силового агрегата – ручной/электростартерный.
  • Тип системы питания – карбюраторная.
  • Тип системы зажигания – DUCATI.
  • Тип системы смазки – совместная (смесь масла и бензина).
  • Конструкционная масса снегохода – 280 килограмм.
  • Емкость основного топливного бака – 35 литров.
  • Количество мест – 2.
  • Наибольшая скорость передвижения – до 80 километров в час.

Базовая комплектация:

  • Электрический стартер – имеется.
  • Реверсивная передача – имеется.
  • Подогрев рукояток руля и курка газа – имеется.
  • Ветровое стекло – имеется.
  • Спинка пассажира – имеется.
  • Задний фаркоп – имеется.
  • Спидометр – имеется.
  • Одометр – имеется.

Светотехника:

  • Тип передней фары – галогеновая, 55/60.
  • Тип задней фары – светодиодная.

Дополнительные характеристики

  1. Гусеница. Ее средняя ширина составляет около 500 мм. Корд выполнен из качественной ткани, армированной по краям стеклопластиковыми звеньями в виде стержней;
  2. Также к ходовой части относятся и полозья лыж, изготовленных из качественной, стали. Это позволяет лучше проходить участки с оголением почв. Для смягчения хода используются накладки на лыжи из пластика. Главной особенностью является то, что лыжи всегда 2 (снегоход буран комплектуется одной). Помимо этого, данный элемент предусматривает возможность тюнинга (например, установку расширителей для лыж снегохода тайга);
  3. Ремни устанавливаются импортные (Dayco);
  4. Носок крепится заклепками и изготовлен из формованного полиэтилена;
  5. При общей грузоподъемности в 200 кг предусматривается возможность крепления прицепа весом до 220 кг. И это при том, что габариты у снегохода достаточно скромные. Если прицеп вам не нужен, то выбирайте модель с собственным багажником.

Хозяин «Тайги». Русский снегоход для экстремальных условий

Я — жертва технологии производства газеты «Клаксон». Этот предновогодний номер готовился еще в ноябре. И зам. главного редактора Александр Бахарев был непреклонен: «Твои проблемы, что снега мало! В декабрьском номере нужен тест снегохода!» На следующий день звонок: машина с фаркопом возле подъезда, снегоход стоит на прицепе. Вперед! Потребовать у зам. главного еще одну машину со снегом я не рискнул, опасаясь за гонорар. Вперед так вперед… Благо, на прицепе стояла не какая-нибудь «нежная» импортная машина, а российская «Тайга». Выносливый снегоход-«внедорожник» для экстремальных условий.

ЭТО новейшее поколение отечественных снежных машин. У «Тайги», на мой взгляд, все должно сложиться «Слава Богу». Она даже внешне разительно отличается от других отечественных снегоходов типа «Бурана»или «Рыси». С последними порой происходят вещи анекдотические.

…Вот стоят в салоне несколько новехоньких «Рысей». Приходит покупатель. Начинает расспрашивать менеджера. Какой мотор? Такой-то… А мощность? Такая -то… Сколько стоит? Столько-то… Ясно! А новый-то сколько будет стоить? «Помилуйте, перед вами новый снегоход!» — изумляется менеджер. Далее -немая сцена…

Российская «Тайга» выглядит не хуже иностранных снегоходов

Прежде все отечественные снегоходы, даже новые, выглядели как подержанные. И потому «Тайга» сразу подкупает аккуратным «иномароч-ным» видом. Не украшай обтекатель надписи на родной кириллице, аппарат действительно можно принять за импортный. «Т&йга» щеголяет не только внешним лоском. Я придирчиво исследовал закоулки под капотом, переднюю подвеску, вращающий гусеницу механизм. Все сделано аккуратно, с достоинством, со знанием дела. ‘Такой снегоход и ездить должен хорошо,» — подумал я, усаживаясь в седло и нажимая кнопку электростартера.

…Слышали анекдот про бассейн в сумасшедшем доме? Комиссия спрашивает больных: «Как живете? Всем довольны?» И психи отвечают: «Все хорошо. Кормят отлично. Вот даже бассейн построили. Плаваем, ныряем… Главврач обещал, что если хорошо будем себя вести, в него воды нальют…» Поначалу езда по десятисантиметровому слою первого снега показалась аналогом «плавания» в бассейне без воды. На промороженной пашне трясло порядком, однако подвеска достойно справлялась со столь варварской поверхностью. Более того, на опушке леса нашелся километровый участок, где снега было чуть побольше. Там «Тайга» охотно набрала 100 км/ч. Я видел, как подергивались лыжи на неровностях, однако снегоход уверенно держал прямую и четко повиновался рулю. Отлично!

Второй багажник скрывается под седлом

В лесу снега было еще больше. На просеке нашлось несколько поворотов. которые я пробовал проходить в разных режимах. Вплоть до экстремальных, когда приходилось, словно на спортбай-ке, «вывешивать» тело в сторону. На виражах ‘Тайга» ведет себя вполне надежно. Без особого проворства, конечно… Так, не стоит забывать, что перед нами не спортивная модель, а тяжелый снегоход-«внедорож-ник», способный передвигаться не только по ровным полям, но также по пересеченной местности. Если она засыпана рыхлым глубоким снегом, не помешает натянуть на лыжи широкие пластиковые «лапти» — они предлагаются в качестве дополнительного оборудования и заметно повышают проходимость. С ними ‘Тайга» становится отличным снегоходом для охотника, в седле которого не страшно забираться в глухие дебри.

Гусеница шириной свыше полуметра наделяет «Тайгу» отменной проходимостью

Сами же лыжи изготовлены из стали. Да. большинство импортных снегоходов снабжаются пластиковыми полозьями -они легче скользят и управляемость лучше. Зато стальные прочнее. В седле снегохода с такими лыжами не страшно пересечь, например, очищенную асфальтовую дорогу. Словом, «Тайга» не боится тяжелых условий.

…В мире существуют, думаю, от силы полдюжины моделей снегоходов, в седле которых я отважился бы взобраться на этот крутой склон, где ветер местами выдул снег, обнажив песчаный грунт. Включаю понижающую передачу (как и полагается «внедорожнику»). Потихоньку двигаюсь вперед. И ‘Тайга» на глазах у изумленного фотографа не спеша вознесла меня на вершину холма. Благодаря ухватистой гусенице шириной более полуметра (чему позавидуют иные импортные снегоходы-«вне-дорожники») российский аппарат отличается отменной проходимостью.

Тут ловлю себя на мысли: «Читателю может показаться, что я чрезмерно хвалю машину». Поэтому хочу «утешить» скептиков: «Тайга» не только самый передовой из отечественных снегоходов, но и самый дорогой. В зависимости от комплектации аппарат стоит $3.500-3.700. Сумма приличная, однако несравнимо меньше тех денег, которые запрашивают за самые примитивные импортные машины. А зарубежные снегоходы-«внедорожники» с широкой гусеницей и понижающей передачей вообще семь-девять тысяч стоят.

Кстати, высокая цена «Тайги» не высосана из пальца. На мой взгляд, как потребителя, она вполне обоснована благодаря широкому использованию дорогих комплектующих. Так, небьющееся ветровое стекло изготовлено в России, но из импортного материала. Электростартер — чешский. Ремень вариатора сделан по немецкой лицензии. В недрах 2-ци-линдрового мотора-«пя-тисотки» двигаются поршни с тавром «Made in

Austria». Раздачей топлива ведает японский карбюратор «Mikuni». С ним двигатель развивает 43 силы. Трансмиссия имеет передачу заднего хода -тоже важный момент!

В следующем году должна появиться более мощная 53-сильная модификация «Тайга Спорт» с двумя карбюраторами и раздельной системой смазки (для предоставленного нам аппарата пришлось готовить бен-зиномасляный коктейль). Снегоход будет легче стандартного варианта и, видимо, весьма подходящ для быстрого вождения…

Краткая техническая характеристика снегохода «Тайга СТ-500Д»

Длина …321 см Сухая масса ….260 кг Грузоподъемность …200 кг Масса буксируемого прицепа …до 220 кг Двигатель …2-цил., 2-тактный, 497 куб. см Мощность ….43 л.с. Расход топлива ….от 18,5 л/100 км Запас топлива ….40 л

Тут хочу сделать небольшое отступление, касающееся правил эксплуатации снежных машин. Причем это относится не только к «Тайге», но и ко всем снегоходам — «внедорожникам». На моделях такого класса не следует гонять сломя голову:ускоряться на пределе возможностей мотора, часто и долго ездить на максимальной скорости. Механики сервисов знают, как быстро горе-водители приканчивают «внедорожники», катаясь в компании с друзьями, которые едут на скоростных спортивных или туристических аппаратах. Попытки поддерживать на «внедорожнике» высокий темп движения обычно заканчиваются прогаром поршней, развалившейся трансмиссией и другими неприятностями. Скажем, за рулем «Land Rover»» или «Pajero» вам даже в голову не придет удерживаться на хвосте «BMW М5» или «Porsche». Так зачем уродовать снежный внедорожник, пытаясь поспеть за каким-нибудь скоростным «Ski-Doo Adrenaline»?..

«Тайга» полностью раскрывает себя в спокойных длинных вояжах на скорости 60-80 км/ч. Обогреваемый руль наполняет теплом ладони. Сзади, облокотившись на высокую мягкую спинку пассажира, сидит подруга. В багажнике, который входит в серийную комплектацию ‘Тайги», лежит пакет с углем и мангал. Во втором — под седлом -мясо для шашлыка и бутылочка хорошей водки. Позади остаются километры и километры безмолвного зимнего леса… И тогда понимаешь, как хорошо быть хозяином ‘Тайги».

Вячеслав КИЦИС, фото Сергея ИВАНОВА

Видео

Достоинства снегохода

Все модели демонстрируют возможность развивать скорость от 60 до 100 км/ч даже на сильном и глубоком снегу. Также он отлично вписывается в повороты. В этом плане все модели намного лучше, чем снегоходы буран. И это обусловлено в первую очередь лучшей устойчивостью.

Даже когда размеры транспорта увеличиваются за счет прицепа, снегоход демонстрирует очень неплохие подъемы в гору. В целом, тайга ведет себя на дороге, как полноценный вездеход, и может стать неплохой альтернативой для любителей экстремального бездорожья. Помимо этого, любители тюнинга отмечают хорошую приспосабливаемость модификаций к доработкам.

Замеченные недостатки

Минусов по отзывам владельцев не так уж и много. Некоторые отмечают то, что при усиленных нагрузках чувствуется запах топлива. Также снегоход часто рекомендуют тем, кто только начинает тренироваться в экстремальном вождении. Все же полноценный внедорожник тайга заменить не сможет.

А вот для тренировок все модели будут хороши. Зачастую опытным не хватает мощности при проезде по глубоким заносам. Но, в целом отзывы неоднозначны. Кто-то утверждает, что буран лучше, кто – то наоборот.

Многие отмечают довольно высокие цены. Но, тут стоит сразу отметить, что это обусловлено большим количеством импортных деталей в сборке. Даже те элементы, которые производят у нас, зачастую делают из новых импортных материалов (которые будут получше).

Ремонт снегоходов «Тайга»

Как и большинство отечественной техники, данный снегоход легко отремонтировать самостоятельно или в мастерской, купить необходимые запчасти. Адрес гарантийной мастерской можно узнать при покупке у дилера. Там же можно осуществлять не гарантийный и послегарантийный ремонт. Чинить снегоход где-то в автосервисе нежелательно, так как специалист по починке снегоходов имеет больше опыта при работе с ними, чем специалист по ремонту авто.

Если вы владелец гаража, у вас есть время на ремонт летом, можно легко приобрести необходимые запчасти и сделать всё самому. Прямо на сайте производителя можно прикупить любые запчасти. Они там рассортированы в удобном каталоге по агрегатному принципу — детали двигателя и рамы в одном блоке, подвески, гусеницы, капот, — в других, и так далее. Можно приобрести деталь в магазине, по почте или узнать, где это можно сделать у регионального дилера.

Критерии выбора

В первую очередь стоит обратить внимание на лыжи для снегохода. Именно они обеспечивают устойчивость на снегу и высокую проходимость. В среднем, нормальная колея будет колебаться от 900 до 1000 мм. Заметьте, что данный параметр высчитывается между центрами полозьев лыж, а не от краев.

Если вы не боитесь самостоятельного тюнинга, то можно приобрести версию с более скромной комплектацией. В противном случае, лучше отдать предпочтение усовершенствованным версиям (вплоть до установки подогрева сидений и ветрового стекла).

Естественно, более мощный двигатель обеспечивает лучшую проходимость. Но, какой вариант выбрать, решать только вам. Ориентироваться стоит на свои потребности.

Ремонт и обслуживание

Если только вы не специалист, то ремонт снегохода тайга лучше доверить сервису. Благо корпус дает достаточно простой доступ к конструкции. Хотя, поломки случаются не так уж и часто. Связано это с высоким качеством используемых запчастей (чаще всего импортного производства) в отечественной сборке.

Предыдущая запись Сузуки бандит 400 — технические характеристики мотоцикла

Следующая запись Характеристики и преимущества снегохода буран

Недостатки

Как уже было сказано, одна гусеница при движении по широкой колее, накатанной машинами — слабый плюс. Она будет то и дело сваливаться в неё то одним, то другим краем и мешать движению. Также и при езде по лесу две лыжи не совсем хороший вариант. На снегоходе с одной лыжей практически невозможно въехать в дерево так, чтобы сломать лыжу — оно будет отбиваться передней частью корпуса. Здесь же оно, попав между двумя лыжами, при попытке объехать будет их ломать.

Есть отдельные люди, которые считают, что он недостаточно быстрый. Конечно, есть более мощные и скоростные снегоходы, но Тайга изначально создавался не как их полная замена, а как универсальный снегоход, который способен, тем не менее, показывать достаточную скорость. Носиться же со скоростью 150 км/ч по ледовым торосам, сугробам, под которыми может торчать заснеженная свая, натянутая проволока, бревно или другое препятствие — это самоубийство. Даже на мотоцикле при езде по сравнительно ровной, не скользкой дороге делать этого не рекомендуется, а для снегохода — тем более!

В последнее время «Тайга» стала приходить с дефектами. Бывает, что снегоход не заводится или требует регулировки. Вероятно, это связано с общими проблемами российского бизнеса, тяжким бременем налогов, из-за которого снижается качество жизни людей и продукции предприятий, их конкурентоспособность. Снегоходы покупают всё реже, налоги за их производство всё больше, и чтобы оставаться на плаву, завод вынужден снижать затраты — использовать менее качественные материалы, комплектующие, нанимать неопытных рабочих.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]