Снегоходы: От Рыбинска до Тикси — по буранной тайге

В 2009 году предприятие ОАО «Русская механика» открыло продажи снегохода легкого класса Tiksy 250. Модель представляла собой переходный вариант между детским и взрослым снегоходом. Одноместная вариация довольно быстро набрала популярность у отечественных потребителей благодаря современным характеристикам, надежности и интересному дизайну. Новинку оценили любители рыбалки, зимней природы и семейного отдыха, поскольку Тикси 250 обладал множеством преимуществ, основным из которых была низкая стоимость. Вес модели составлял всего 180 кг (на 100 кг легче, чем у Тайги), что положительно сказывалось на маневренности и экономичности. При этом снегоход мог буксировать грузы большой массы и оснащался мощным и надежным мотором, построенным на базе двигателя Тайги. Передняя фара давала хорошее освещение, позволяя двигаться в темное время суток.

Первая модификация Tiksy 250 не была лишена недостатков. Ветровое стекло отлично защищало от встречного ветра, но вот подогрева рулевых ручек у модели не было. Другим минусом стало наличие исключительно ручного стартера. В сильные морозы с одного рывка завести мотор не получалось, на это уходило много времени.

Односкоростная коробка передач и отсутствие реверса сокращали возможности маневрирования. Определенные неудобства вызывало и программируемое электронное зажигание, по окончании обкатки приходилось возвращать снегоход к дилеру для изменения программы, которая на время притирки узлов автоматически ограничивала количество оборотов агрегата.

200911061800_16

«Тайга» атакует. Семейство утилитарных машин утилитарного класса «Тайга» уже разменяло второй десяток лет, а к новому сезону оно кардинально обновлено и дополнено. Двухтактные моторы мощностью от 38 до 65 л.с. — теперь не только с воздушным, но и с жидкостным охлаждением. Помимо «телескопа» в подвеске лыж рыбинцы применяют и рычажную переднюю подвеску, устанавливают гусеницы шириной 500 или 600 мм, предназначенные для глубокого снега. Понижающая передача в трансмиссии позволяет буксировать сотни килограммов груза и подниматься на заснеженные склоны.

Оснащение

  • Модель имеет двигатель РМ3 250 с одним цилиндром, мощностью 22 л. с., электронный реверс, воздушное охлаждение.
  • Гусеница шириной 380 мм дополнена прогрессивной подвеской.
  • Модель дополняется передней и задней подвеской. Благодаря ей стали несколько иными по конструкции амортизаторы и пружины, увеличился ход. «Тикси 250» с новой подвеской (фото позволяет оценить мощность снегохода) отличается лучшей управляемостью.
  • Стандартная комплектация предполагает оснащение электрическим стартером, в дополнение установлен и ручной.
  • Нельзя не отметить удобство ремонта благодаря распашным боковинам.
  • Модель дополнительно оснащается механическим дисковым тормозом.
  • С помощью нового рулевого вала обеспечивается уменьшенное усилие при повороте руля, а специальные подшипники снижают уровень вибрации и делают управляемость более комфортной.
  • «Тикси 250» оснащается сиденьем, которое отличается удобством и продуманной эргономичностью.

Компания говорит о том, что с управлением таким простым снегоходом способен справиться даже ребенок.

рычаг переключения


Из левой облицовки сиротливо торчит рычаг переключения. Куда что включать (пониженную, обычную вперед, реверс и нейтраль), можно определить лишь опытным путем.
Из левой облицовки сиротливо торчит рычаг переключения. Куда что включать (пониженную, обычную вперед, реверс и нейтраль), можно определить лишь опытным путем.

Конечно, искушенные сноубайкеры воспримут как должное электростартер, раздельную подачу масла, подогрев рукояток руля и курка газа. Оптимальную работу силового агрегата обеспечивает программируемая система зажигания от Ducati Energia (это не мотоциклетная компания, а просто однофамилец, хотя тоже из Италии). Применяемые с недавних пор легкие пластиковые лыжи канадского производства позволили уменьшить неподрессоренные массы, что лучшим образом сказалось на управляемости снегохода. Объем бензобака увеличен до 50 литров, установлены новые сдвоенные фары (вместо одной) и задний светодиодный фонарь — яркий, устойчивый к вибрациям и долговечный. По желанию заказчика снегоходы «таежного» семейства могут оснащаться: тормозом с гидроприводом, ЖК-приборкой, термодатчиком KOSO, зеркалами заднего вида.

Видео

Безусловно, все перечисленные недостатки через несколько лет были исправлены. Модель получила кардинальные доработки, и стала именоваться дополнительной приставкой «Люкс» в названии. Неудивительно, почему стоимость обновленной машины увеличилась по сравнению с оригинальным Тикси 250. Разница в стоимости составляет 30 тысяч рублей, что весьма существенно. Однако снегоход получил не только доработки, но и дополнительные опции. Что касается вышеупомянутого ручного запуска, его, все же, решили оставить. Изменения коснулись системы выпуска отработанных газов, что обеспечило низкий уровень шумов и вибраций. Также разработчики позаботились об установке нового, более низкого сиденья, высота которого сократилась на 40 мм – ради улучшения динамических показателей. Помимо этого, в рулевом механизме были модернизированы подшипники и вал с той целью, чтобы повысить чувствительность и отзывчивость реакций при выполнении маневров. В итоге машина стала быстрее проходить повороты. Что касается дизайна, на нем разработчики зацикливались меньше всего – машина осталась такой же строгой и лаконичной

Особое внимание уделили техническим доработкам, и это гораздо важнее. Например, помимо всего прочего, появился еще и подогрев рукояток руля

Чтобы облегчить процесс транспортировки грузов, техника получила фаркоп и вместительный багажник. А ударопрочный пластик снизил вероятность повреждений.

Многие конструктивные элементы остались нетронутыми, чтобы стоимость модели не превышала психологическую отметку. Например, машина позаимствовала от оригинального Тикси 250 переднюю подвеску с рычагами, двое пластиковых лыж, а также гусеницы с большой площадью скольжения.

Последняя особенность хорошо себя проявила в заводских испытаниях, особенно при движении по рыхлому снегу

Кроме того, еще обратим внимание на вал привода гусеницы, дополненный механической системой торможения, которая по эффективности торможения почти не уступает гидравлическим тормозам. Руль расположен оптимально по высоте, то же самое касается и водительского сиденья – благодаря оптимальной водительской посадке удалось снизить усталость при многочасовой поездке

Более того, появилась возможность передвигаться в стоячем положении.

Вышеперечисленные доработки увеличили общий вес снегохода на 10 кг. К счастью, это не сказалось негативным образом на ходовых качествах. Скорее наоборот, при значительных улучшениях снегоход Тикси 250 Люкс получил адекватную стоимость, и это значительно подняло спрос на модель. В результате она стала одной из самых востребованных среди ближайших аналогов.

Рассматриваемая модель получила интересную внешность, и выглядит вполне неплохо и на сегодняшний день. Российские разработчики улучшили качество изготовления, внедрили современные технологии, улучшили ремонтопригодность и, в целом, повысили статус, престиж и репутацию снегохода Тикси 250. Примечательно, что машина прекрасно адаптирована к температурам от минус 40 градусов. Кроме того, производитель предоставляет гарантию в размере 2500 км пробега, или в течение одного года.

Это интересно: Характеристики снегохода Тайга Варяг и описание агрегатов модельного ряда: познаем подробно

Tungus: приборы


На электронной панели приборов впервые для рыбинских машин появился тахометр. Крупные цифры показывают скорость; есть возможность выводить разные показатели на ЖК-дисплей.
На электронной панели приборов впервые для рыбинских машин появился тахометр. Крупные цифры показывают скорость; есть возможность выводить разные показатели на ЖК-дисплей.

Уже в ноябре в продаже в магазинах официальных дилеров ОАО «Русская механика» появятся и новинки: снегоходы «Тайга-Люкс II» СТ550 ДР и «Тайга-Атака II» СТ 551 ДР. На модели «Люкс II» модернизирована задняя подвеска, при этом корма снегохода немного приподнялась, что улучшило удобство посадки и геометрическую проходимость, а также плавность хода. В передней подвеске применена рычажная схема, установлен двигатель РМЗ-550 большей кубатуры и, впервые на рыбинских машинах, с лепестковыми клапанами на впуске. Модернизация мотора позволила снять с него 55 л.с. и улучшила характеристику крутящего момента (по-простому, «тягу на низах»). Щиток приборов, как и у другой новинки — «Атака II» — оснащен электронным одометром.

Характеристики элементов:

Ходовая часть:

  • тип передней подвески – однорычажная;
  • амортизатор передней подвески – однотрубный гидропнематический;
  • ход передней подвески – 160 мм;
  • тип задней подвески – склизовая;
  • амортизатор задней подвески – однотрубный гидропнематический;
  • ход задней подвески – 300 мм.

Трансмиссия:

  • коробка передач – клиноременный вариатор с 1 передней передачей и электронным реверсом;
  • тормозной механизм – дисковый механический.

Tungus: мотор


Двухцилиндровый мотор 4Т установлен поперек, перед ним — радиатор, охлаждаемый встречным потоком и электровентилятором.
Двухцилиндровый мотор 4Т установлен поперек, перед ним — радиатор, охлаждаемый встречным потоком и электровентилятором.

Однако модернизацией приборки отличия «Атаки II» от прочих снегоходов «Тайга» не заканчиваются. Улучшена рычажная передняя подвеска — выгнутая форма ее рычагов увеличивает ход лыж, а значит, и комфорт. Рычаги закреплены через сайлент-блоки, что сглаживает передаваемые на корпус снегохода удары. Увеличенная колея лыж существенно улучшила устойчивость снегохода на больших скоростях и придала легкость при маневрировании. Для удобства посадки на полике установлены упоры для ног. Выражение пластикового «лица» стало более агрессивным. И, наконец, «Атака II» получила двигатель РМЗ-551 жидкостного охлаждения с термостатом и снеговыми радиаторами. Поршни и коленчатый вал защищены антифрикционным покрытием, настроенная система впуска — с обратными пластинчатыми клапанами и ресивером, при этом используется пятиканальная продувка цилиндров. Двигатель снабжен микропроцессорной системой зажигания с возможностью программирования, а привод агрегатов — поперечным валом.

Преимущества серии «Люкс»

Все эти дополнения привели к увеличению массы на 10 кг. Новые владельцы не замедлили публично оставить свои впечатления про снегоход «Tiksy 250 Люкс». Отзывы, описание появившихся преимуществ только подтверждают правильность выбора. Также некоторые хотели бы, чтобы модель была оборудована гидравлическим тормозом. Однако при прежней мощности двухтактного двигателя это представляется нецелесообразным. Изменение силовой установки, безусловно, повысит возможности снегоходного транспорта, но это уже будет не совсем бюджетный вариант. А так модель-люкс осталась доступна потребителю своей бюджетной ценой, что на фоне конкурентов выглядит очень демократично и привлекательно.

Снегоход «Тунгус»


Перспективный снегоход «Тунгус» ждет лучших времен.
Перспективный снегоход «Тунгус» ждет лучших времен.

«Тикси» — ответ кризису. Легкий одноместный Тiksy СТ 250 — другого поля ягода. На снегоходе установлен одноцилиндровый двухтактный двигатель РМЗ-250 мощностью 22 л.с. (топливо — бензин А-92, объем топливного бака 28 литров). Для упрощения и облегчения машины конструкторы отказались от раздельной системы смазки. Съемные боковины обеспечивают легкий доступ к агрегатам. Компактная однорычажная передняя подвеска — с двумя легкими пластиковыми лыжами. В подвеске армированной стержнями гусеницы (3170х380 мм) — пневмогидравлический амортизатор. Старания инженеров не пропали даром: существенно снижена масса машины, а значит, и давление на единицу площади, поэтому снегоход способен идти по снегу любой глубины и плотности. Грузоподъемность «Тикси» — 120 кг, масса буксируемого прицепа 150 кг, аппарат серийно комплектуется тягово-сцепным устройством для буксировки саней. Новинку выгодно отличает от остальных машин компании (не говоря уже о зарубежных «одноклассниках») умеренная цена (около 125 000 руб.) и экономичность эксплуатации.

Особенности ремонта

Снегоход «Тикси 250 люкс» отличается хорошей ремонтопригодностью. Концерном выпускается достаточное количество запчастей и расходников, позволяющих осуществлять ремонтные работы без использования специального оборудования. Решение вопроса упрощается за счет свободного доступа к узлам и агрегатам конструкции.

При возникновении необходимости устранения серьезных неисправностей следует обращаться специализированные фирмы, занимающихся ремонтом снегоходов и другой малогабаритной техники.

Удлинение гусеницы снегохода за счет корректировки размеров хвостовой части рамы также осуществляется в специальных сервисах.

Снегоход «Тикси»


Легкий и дешевый снегоход «Тикси» — наш ответ кризису.
Легкий и дешевый снегоход «Тикси» — наш ответ кризису.

Вообще, опыт разработки машин такого класса у предприятия есть. Ещё в 2002 году состоялась презентация модели «Тайга-250» («Мото» №2–2002). Но в серийное производство она не пошла — казалось, такие «бюджетные» машины уже не ко двору. Теперь другие времена, и легкий и дешевый мотовездеход пришлось создавать фактически заново. Опытная партия (пять штук) снегоходов «Тикси» выпущена еще в 2008 году. Испытатели по долгу службы пытались их «убить», да так и не смогли; а пробег каждой машины перевалил за 4000 км. За лето конструкторы устранили выявленные недоработки, и сейчас на подходе первая в этом году партия: 250 шт. Показательно, что часть ее уже заказана ввиду демократичной цены на снегоход. Так что встречайте «Тикси» в ноябре в магазинах дилеров.

Отзывы владельцев

  • Михаил: Нужен был недорогой снегоход для развлечений. Из существующих вариантов больше других подходил Тикси 250 Люкс от рыбинского производителя. Обошелся снегоход со всеми расходами примерно в 210000 рублей. На обкатке модель очень понравилась: ровный ход, неплохое управление. Первая неисправность появилась на пробеге примерно в 60 км. Дальний свет начал работать нестабильно, что особо мне не мешало. На пробеге в 300 км сделал техосмотр у дилера, в процессе которого устранили неисправность, подтянули гусянку и выполнили замену масла. Больше неполадок не было (сейчас пробег уже за 600 км). На буранке разгоняется до 62 км/час, по целине – максимум 35 км/час. С санями удавалось набирать 50 км/час. Расход небольшой (около 16 л/100 км). За такие деньги аппарат очень достойный.
  • Рустам зимний: Купил Тикси 250 Люкс 2013 году, повелся на скидки и маленькую стоимость. Внешне снегоход очень симпатичный. После обкатки сразу поехал на рыбалку, чтобы опробовать аппарат в деле. В сравнении с Бураном подвеска у Тикси 250 Люкс очень мягкая, управление более удобное. Правда, на дальние расстояния в одиночку ездить не рекомендую. У меня после 80 км пробега посыпались кольца. Хорошо, что был вместе с другом, который отбуксовал до дома. Все-таки качество российской техники все еще оставляет вопросы. В целом впечатления от Тикси 250 Люкс хорошие.
  • Николай, Пенза: Люксовый Тикси 250 купил в конце 2012 года. В феврале отправился на рыбалку уже после обкатки агрегата. Тут и случилась первая проблема: кольца цилиндра заплавились, хотя ехал спокойно и не перегревал машину. Пришлось звонить знакомому, чтобы тот приехал и отбуксовал. Сразу отвез снегоход в сервис, где поменяли кольца (вышло чуть меньше 7000 рублей). После этого долго не ездил на длительные дистанции, но потом снова начал. Пока больше проблем не возникало. Люксовый Тикси 250 устраивает во всем, подтянуть бы еще проходимость и тягу, и цены бы ему не было.
  • Виталий Питерский: Тикси 250 Люкс очень специфичная модель. Маленькая масса и слабый двигатель накладывают ограничения на его использование. По пухляку машина пойдет только при весе водителя до 90 кг и активном подруливании. Без этих условий аппарат будет садиться. По скорости максимальный предел примерно в 40-50 км/час, расход при таком движении 12-17 л на сотню. На бензине Аи-95 расход существенно меньше. Для дальних поездок Тикси 250 Люкс вряд ли подойдет. Катал на нем на максимальное расстояние в 50 км (в одну сторону), что снежик уверенно выдерживал. Сейчас пробег уже под 4600 км, серьезных поломок не было.

Тайга

«Тунгус» опередил время? Однако самая амбициозная разработка «Русской механики» — Tungus, машина пятого поколения (как ее называют по аналогии с авиатехникой, доминирующей у НПО «Сатурн», в состав которого входит РМ). Сейчас построено несколько опытных образцов. Они продефилировали на прошедшем зимой 2009 года этапе Кубка мира по лыжным гонкам в Демино Ярославской области. Ну, а европейский дебют прошел на престижной специализированной выставке альпийских технологий INTERALPIN-2009 в конце апреля в Инсбруке. К слову, в австрийском шоу приняли участие все мировые производители снегоходов, и появление российской компании привело зарубежных производителей если не в шок, то в замешательство. И было от чего: машина с необычным дизайном оборудована одним из самых современных четырехтактных моторов, не уступающим по своим параметрам такому лидеру, как Polaris. Поставщик агрегата — компания Weber. Двухцилиндровая 850-кубовая инжекторная «водянка» у «Тунгуса» выдает внушительные 80 л.с. Система охлаждения — двухконтурная: помимо обычно применяющихся снеговых теплообменников под капотом установлен воздушный радиатор с электровентилятором. Это позволяет снять все проблемы с охлаждением при движении по льду или плотному снегу и при буксировке тяжёлых саней с малой скоростью. Или, наоборот, при реализации мощи всего «табуна» — движении со скоростью до 160 км/ч.

Где можно заказать и купить

В сети можно встретить ряд магазинов, в которых можно приобрести запчасти и на Tyksy 250 и сам снегоход.

Магазин «Русская Механика»

На официальном сайте компании (rm-77.ru) представлен широкий выбор специальной мототехники и аксессуаров в ней. Официальные дилерские центры RM:

  • г. Москва (ул. Дубинская д. 83);
  • г. Подольск (13-й километр Симферопольского шоссе, с. Покров, д. 151).

Сеть «Мототека»

Также новые снегоходы «Тикси» можно купить в сети «Мототека». Филиалы магазина находятся в крупных городах России, расположенных в различных регионах. Покупателям доступны два варианта получения товара – самовывоз или доставка транспортной компанией.

Вариатор «Тикси»


Узел вариатора «Тикси» разработан «сновья», тормоз с механическим при- водом перекочевал на вал гусеницы.
Узел вариатора «Тикси» разработан «сновья», тормоз с механическим при- водом перекочевал на вал гусеницы.

Однако, учитывая экономический кризис, руководство РМ приняло непростое решение: в сезоне 2009–2010 годов ожидаемо недешевый «Тунгус» не выпускать. Возможно, при улучшении экономической ситуации он «встанет в строй» в следующем сезоне.

Выводы обо всех моделях

Смотреть галерею

Если вы – сторонник активного отдыха и любите путешествовать по заснеженным полям, то такой снегоход вам стоит приобрести. Увлекательное путешествие на нем придется вам по вкусу, и вы даже сможете погонять на нем. Компания предлагает всего две модели, но обе они отличаются высоким качеством, надежностью, функциональностью. Кроме того, ценовая политика компании приятно радует: если вы хотите приобрести бюджетный снегоход, то модели марки «Тикси» созданы специально для вас. Для повседневного использования они подходят лучше всего!

Снегоходы «Тикси» доказывают: продукция российского производства действительно достойна внимания, ведь она разрабатывается специально под особенности российских дорог и климата.

Гусеница снегохода


Применены облегченная тележка и самая узкая из возможных гусеница: для легкого снегохода — разумные решения.
Применены облегченная тележка и самая узкая из возможных гусеница: для легкого снегохода — разумные решения.

Тем не менее мы постараемся, как только выпадет снег, опробовать все новинки — и перспективный «Тунгус», и приземленный «Тикси», и новые модификации «Тайги». Следите за публикациями!

P.S. Предвидим резонный вопрос: «Ну, а что с»Бураном«? Жив ли курилка?». Эта модель — особая тема, так сказать «Буран» — forever! Его производство (а это целых пять моделей) составляет ¾ всех машин РМ. Год назад аппарат в очередной раз модернизировали, и в обозримом будущем сворачивать выпуск «работяги» не собираются…

Русская Механика

Снегоходы марки БУРАН и ТАЙГА знает вся страна. Проходимость и неприхотливость первого отечественного снегохода вошла в историю. БУРАНУ перевалил уже четвертый десяток лет, а он все еще в строю и своих позиций сдавать не собирается. Столько лет, как этот легендарный снегоход, не прожила ни одна модель в мире! Легенда российского снегоходостроения родом с волжских берегов: выпускает этот снегоход по сей день – и он, как и много лет назад, пользуется большим спросом. «Русская механика» – лидер отечественного снегоходостроения, унаследовавший опыт и традиции, накопленные за 40 лет производства техники.

Выпуском снегоходной техники предприятие занимается с 1971 года: тогда здесь был разработан и выпущен первый БУРАН. Осенью 2011 года с конвейера ОАО «Русская механика» сойдет четырехсоттысячный снегоход. Исключительный опыт производства снегоходов для российского рынка дает возможность создавать технику, отвечающую требованиям покупателей, предлагая новые, более совершенный модели. «Русская механика» сегодня – это производство широкой номенклатуры не только снегоходов, но также и мотовездеходной техники всесезонного цикла эксплуатации. «Русская механика» – единственный производитель снегоходов на территории Российской Федерации.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]