Юрий Шиф: «Надо просто строить мотоциклы»
Минчанин Юрий Шиф – один из ведущих специалистов по кастомам постсоветского пространства, участник и победитель международных шоу и чемпионатов. «Мотоэксперт» расспросил Юрия про особенности белорусской школы кастомайзинга и секреты постройки чемпионских мотоциклов.
На мотоцикле я начал ездить в 14, то есть стаж больше 40 лет. В те времена, конечно, никакого кастомайзинга и близко не было. А строить мотоциклы по индивидуальным проектам я стал в начале 2000-х, когда рынок был готов к таким продуктам. Раньше я ничем подобным не занимался, но когда взялся за дело, пришлось поехать в Европу учиться. Ездил по выставкам, смотрел на работы местных мастеров. У меня хорошие отношения с немецкой компанией Thunderbike , так что какие-то вещи узнал у них. Вернувшись, открыл мастерскую. Работало там три с половиной человека. Но за дело мы сразу взялись серьёзно, в 2003 году выпустили мотоцикл Silver Stort , который попал на страницы европейских и американских изданий. Со временем людей становилось больше, и мы стали выполнять полный цикл работ, от проектирования до покраски. С 2005 года выставляемся на международных выставках, в 2010 году в Америке выиграли чемпионат мира по кастомайзингу. Принцип у меня простой: если долго копать ямку, когда-нибудь из неё польётся нефть.
Мотоцикл по индивидуальному проекту – это насколько серьёзно? Поменять колёса с рулём и покрасить бак считается?
Это тюнинг, а тюнингом мы не занимаемся. Мотоцикл по индивидуальному проекту – это когда приезжает человек на Harley — Davidson Fat Boy , а уезжает уже на совсем другом мотоцикле. Какие-то черты могут сохраниться, но в целом переработка будет полной. Первая задача кастомайзера – не испортить то, что было, вторая – сделать уникальный мотоцикл под конкретного заказчика.
Такие проекты должны дорого стоить. Кто может себе позволить кастом вашего уровня?
Заказчиков можно разделить на три категории: бизнесмены, публичные люди и все остальные. География широкая, покупают люди из Европы и Азии. Больше всего клиентов из России, причём далеко не всегда они там живут.
Беларусь находится между Россией и Европой. Даёт ли это преимущества перед российскими мастерами?
Поскольку основная масса наших клиентов из России, я всерьёз задумывался, где открывать мастерскую, в Москве или Минске. Но в российской столице производство обошлось бы намного дороже. Больше пришлось бы платить сотрудникам, да и другие расходы выше. Некоторые детали мы отдаём сторонним производителям. С какими-то сложными вещами наше оборудование справиться не может, а держать, к примеру, серьёзный станочный парк при небольших объёмах смысла не имеет. Поэтому мы проектируем всё сами, а изготовление некоторых деталей заказываем на стороне. Причём не в России или Европе, а в Минске. Это ещё одна причина держать мастерскую здесь. В Минске хорошая культура производства, много заводов, способных решать самые разные задачи. Всё происходит официально, не нужно договариваться с дядей Васей за бутылку или торговаться, если кто-то решил с тебя содрать побольше денег. В Москве заводы закрываются или перепрофилируются, специалисты уходят. А здесь удалось сохранить то хорошее, что было при Советском Союзе. Осталась школа, происходит преемственность поколений. Так что в этом плане Минск – передовой город.
Откуда берутся сотрудники, если в стране отсутствует школа кастомайзинга?
Работает принцип сита. Насыпаете его доверху песком, промываете, и на дне остаётся золотая песчинка. Нужно больше людей – приходится больше грести. Люди появляются из самых разных областей. Главное – способность работать руками и при этом обучаться. Таким вещам ведь нигде не учат. Так что у человека должен быть набор определённых навыков и талантов, который разовьётся уже в процессе работы. Подготовка у всех разная, кто-то начинает вести проекты практически с самого начала, кто-то втягивается довольно долго. Коллектив у нас большой, на разных этапах к одному мотоциклу могут подключиться все сотрудники, так что возможности для обучения и развития большие. Сам я тоже люблю работать. Особенно напильником, это мой любимый инструмент. Хотя в последнее время больше руковожу.
Как в Беларуси обстоят дела с кастомайзингом? Есть конкуренты?
Появляются люди, делают интересные вещи. Но я не делю кастомайзинг на российский и белорусский. У нас в этом плане очень много общего, и проводить границу было бы не очень правильно. Вообще, у нас и страна фактически общая, так что все процессы очень похожие.
Российский экономический кризис сильно по вам ударил?
Я бы не назвал это кризисом. Это новые экономические реалии, с которыми нам теперь предстоит жить. Работать больше, зарабатывать меньше. Поскольку мотоциклы мы продаём в основном в Россию, на нас ситуация тоже отражается. Бывает, мы продаём технику в Европу, Америку или арабские страны, но это единичные случаи, а основной клиент здесь.
Была история, когда вы сделали проект мотоцикла для Минского мотовелозавода, и даже был построен прототип. Причём очень симпатичный, с дизайном на уровне лучших европейских моделей. Куда он в итоге пропал?
Когда у завода сменился собственник, возникла идея сделать совместный проект. Я разработал дизайн неоклассика, дело почти дошло до производства. Его показывали на выставке в Италии, местные компании готовы были поддержать проект, но качественно реализовать так и не получилось. Одно дело – пробные экземпляры, а другое – серийное производство технически сложного продукта со стабильным качеством. Им у нас разучились заниматься, а это очень серьёзная история.
Сложно ли легализовать самодельный мотоцикл, чтобы можно было на нём ездить по дорогам?
Процедура у нас уже отработана. Она одинакова по сложности что в России, что в Беларуси. И это часть нашей работы, которую надо принимать и выполнять.
Ваши мотоциклы участвуют в соревнованиях, получают призы. Как работает эта система? Вы просите у заказчика оплаченный им мотоцикл, чтобы отвезти на шоу?
Бывает и так, и нам ещё никто не отказывал. Некоторые мотоциклы принадлежат мастерской. Это наше лицо, они хранятся у нас, мы их показываем нашим гостям и вывозим на мероприятия.
Есть любимые исторические периоды, которые отражаются в мотоциклах?
Мотоцикл – вещь не очень старая, ему чуть больше 100 лет. Вся мотоциклетная история заслуживает внимания и любви. Нужно знать историю, знать традиции. Обычно кастомайзеры выбирают один стиль и в нём строят свои мотоциклы. А мне нравятся разные стили, я люблю переключаться с одного на другой, сегодня сделать что-то олдскульное, завтра – из будущего.
Какое образование нужно кастомайзеру?
Образовывается человек во время жизненного пути. Даже после профильного вуза человеку на работе обычно советуют забыть всё, чему его учили. А в нашей работе тем более. Для общего развития подойдёт и техническое, и художественное.
Из каких мотоциклов хочется строить кастомы, из каких – не хочется?
Здесь у меня широкий кругозор. Например, хорошие кастомы получаются из советских мотоциклов. Для нашей мастерской было принципиально не просто выиграть чемпионат мира, а использовать для этого технику с русским мотором. И мы это сделали. Можно строить прекрасные мотоциклы вообще без привязки к стране или марке. Конечно, есть техника с душой и характером вроде Harley — Davidson , Ducati , Triumph . Но у нас есть работы на базе «Минска» и «ИЖа». Проект «Самый быстрый М1 NSK » я вообще считаю одним из самых удачных в истории нашей мастерской.
Как рождается проект мотоцикла? Как попросит заказчик?
Это результат совместной работы, процесс взаимного перетекания идей. Начинается со знакомства, дружбы, мы много общаемся, и из этого появляется мотоцикл. Мотоцикл Ducky строился специально для большого европейского шоу и потребовал длительной подготовки. Суть была в том, чтобы на глазах у зрителя за три дня полностью сделать кастом. У таких соревнований есть достаточно строгие правила, в них прописано, какие детали можно привезти с собой, что нужно сделать на месте. В конце мотоцикл обязательно нужно завести. И мы выиграли в Германии у немецкой команды.
«Юрий Гагарин» – другая история. Она началась восемь лет назад с мотоцикла «Валерий Чкалов». Он понравился одному из заказчиков, но мотоцикл не продавался, а копии мы не строим. Поэтому мы построили продолжение на ту же тему, вторую часть триптиха. Через какое-то время возьмёмся за третью, но что это будет, я пока не знаю. Идеи мотоциклов иногда вынашиваются много лет, особенно когда это сложные проекты с продолжением.
Много уходит времени на один мотоцикл?
По-разному бывает. Абсолютный рекорд – проект «Терминатор». Мы делали его два с половиной года. Но рекорд получился не только временной. Таких сложных, трудоёмких и технологичных мотоциклов у нас больше не было. Его практически полностью сделали из нержавеющей стали, особый двигатель, особая подвеска, все узлы уникальные.
Как всё это работает? Нет проблем при езде? И насколько вообще важны ходовые качества для кастома, который делается в основном для показа, а не для езды?
Разработкой экзотических на вид узлов занимаются специалисты, которые очень хорошо разбираются в предмете. Про «Терминатора» мы даже сняли видеоролик, где показывается, как на ходу работает его подвеска. Так что все наши мотоциклы способны ездить, и некоторые действительно выезжают на дороги. Но тут опять-таки многое зависит от задач. Если нужно выиграть чемпионат мира по кастомайзингу, вряд ли на нём каждый день будут кататься на работу.
Вы ставите на некоторые кастомы очень сложные и необычные моторы, вроде четырёхцилиндрового «оппозита». Но постройка уникального и работоспособного двигателя – большой труд, требующий высочайшей квалификации…
На самом деле костяк нашей команды до кастомайзинга занимался моторными видами спорта, специализировались на картинге, выиграли несколько чемпионатов Беларуси и России. Поэтому наши инженеры хорошо разбираются в двигателях и могут построить очень сложные узлы.
Осталась ли в кастомайзинге какая-то большая цель, ещё что-нибудь выиграть или построить что-то грандиозное?
На самом деле мы уже выиграли достаточно титулов, удовлетворили все амбиции и всё всем доказали. Очень уважаемый мной кастомайзер, кастом-критик и блоггер американец Сирил Хьюз научил меня одной правильной вещи. Нужно просто работать и не думать, какие они будут получать призы. Самое главное – не занимать хорошие места, а строить хорошие мотоциклы, и тогда всё получится.
Уютный бронежилет > 19 Ноября 2021 17:26 Николай Богомолов
Развлечения для детей
В кинотеатре «Центральный» вышел в прокат новый мультфильм от Disney — «Энканто». Это история про семью Мадригалов, которые живут в горах Колумбии в волшебной местности. Всех в семье магия этого места наградила даром — от суперсилы до способности исцелять. Только юная Мирабель осталась не у дел. Но, как только город оказался в опасности, спасти его вызвалась именно она.
Фото kinopoisk.ru
«А еще талончик нужно было получить!»
Можно еще вспомнить, что подобный стиль использовался при оформлении кузова не только «ушастых» малышек с задней компоновкой двигателя, но и, например, для Chevrolet Corvair. Вполне себе престижная машина для среднестатистического американца из 1960-х.
Chevrolet Corvair (1960 г. в.). Фото производителя
В глаза бросаются воздухозаборники «Запорше». Понятно, что подобную яркую деталь нельзя было не обыграть. В данном случае это не просто декорация — так же, как в ЗАЗ, они служат для вентиляции моторного отсека.
Да, вы все правильно поняли: 3,2-литровый двигатель находится между двух осей. Одним из принципиальных условий была возможность получить удовольствие от вождения. Это удалось. Машина так наваливает, что… Впрочем, не будем.
— Повторяю, технически это Porsche. Можете открыть спецификацию Boxster S — там указана мощность двигателя, длина и ширина платформы. А мы просто установили несколько кузовных панелей… — когда речь заходит о технических деталях, Юрий Шиф морщится и, такое ощущение, испытывает неимоверную тоску.
Попытки увести разговор в сторону характеристик хозяин мастерской моментально пресекает и предлагает говорить не о центральномоторной компоновке, идеальной развесовке или системе охлаждения под капотом, а об идее.
Рука мастера все-таки попала на фото, хотя он изо всех сил уворачивался
Заметьте, для него практически любой проект неминуемо превращается в насмешку, стеб над масс-маркетом. С сожалением он вынужден играть по правилам маркетологов, но уколоть их при удобном (и неудобном тоже!) случае не преминет, так что неприкрытая ирония присутствует обязательно. Аллюзия вообще его излюбленный прием.
Будь то название модели (cafe tracker — отсылка к каферейсеру) или, как в данном случае, идея породистого премиума, обернутого в советский бюджетный автомобиль, продававшийся по талончикам.
Конечно, любые разговоры о баловстве, забаве кастомайзер отметает с ходу. Вспоминает про свою номенклатурную сущность, что он тут не шутки шутит, у него люди работают — семья, которую надо кормить. В цехах — станки, работа с металлом, на складе — бочки с краской. Но по лукавому движению бровей понимаешь, что он тебя все время испытывает, мол, разгадал задумку?
— Все-таки это «Поршерожец» или «Запорше»? — задаем ключевой вопрос.
— Архитектуру кузова ЗАЗ-968 мы сохранили, — вновь уходит от ответа Юрий Шиф, складывая крышу автомобиля.
— А как вообще сочетается идея родстера с «Запорожцем»?
— Прекрасно… Поехали, погода позволяет!
«Кастом-проект можно „причесывать“ бесконечно»
Обходим автомобиль вокруг: фамильная выштамповка ЗАЗ, лючок бензобака на переднем крыле, в районе заднего бампера отверстие для кривого стартера. В этом — весь Шиф. В деталях таких узнаваемых, но при этом не бросающихся в глаза!
Берешься за С-образную ручку с неприлично выпирающей кнопкой и испытываешь чувство ностальгии. А садясь в салон, выполненный из экокожи, понимаешь, что так и должно быть: приборная панель, мультимедийная система, задняя камера. Нет никакой дисгармонии и чужеродности. А где та самая граница? Мастерство…
Конечно, опытный автолюбитель с достаточным советским прошлым сразу заметит нестыковки в мелочах: «Болтов на колесных дисках пять, а не четыре, как у „ушастого“. Ошибочка вышла!»
На самом деле нет. Механическая часть, в том числе колесная стойка, — это компетенция Porsche. А значит, болтов должно быть пять, хотя внешний вид дисков ну очень напоминает «Запорожец». Говорим же, сложно понять, где заканчивается ЗАЗ и начинается Boxster.
А вот к боковым зеркалам действительно есть вопросы. Слишком уж они элегантные, выглядят чужеродно.
Новые заведения
В новом гастропабе Zavod царит индустриальная атмосфера, однако можно расположиться и в комфортных VIP-комнатах или караоке-зале. Интерьер заведения изобилует трубами, металлом и бетоном, что создает ощущение нахождения на пивоваренном заводе. В гастропабе всегда играет живая музыка, идут спортивные трансляции, есть настольный футбол и бесплатные аркадные автоматы. В меню — фирменные бургеры и мясные пироги от шефа, а также более 25 видов пенного и глинтвейн по необычному рецепту.
В столице открылся ресторан белорусской кухни «Бульбаши» на площади Свободы, 4. В заведении три зала с совершенно разным настроением. Первый этаж — зона кофепития, второй — «домашняя кухня», а третий — «гостиная». Интерьер продуман до мелочей: стены расписаны посланиями белорусов к потомкам, потолок увешан глиняными горшочками, а в сервировке — неманский хрусталь. В меню у каждого блюда указана локация, откуда прибыл тот или иной продукт, например охотничье хозяйство «Белый бор», где можно купить мясо оленя. Между первым и вторым залами расположена кладовая, где можно купить соленья, настойки, сыры и колбасы. Это штатный мини-магазин с собственным производством. Основная идея заведения — готовить из сезонных белорусских продуктов: нарочанского угря, редких фермерских сыров, слуцкого оленя и всего, чем богата земля белорусская. Шеф-повар обещает новую подачу классических блюд.