Кроссовый мотоцикл: характеристики, фото и отзывы о производителях

Новички часто задаются вопросами: «Как не прогадать и не потратить деньги на ветер? На что обращать внимание при покупке?» – ответы в статье.

Кроссовые мотоциклы предназначены для мотокросса – спорта, заключающегося в гонке с препятствиями (например: холмами, оврагами, трамплинами) по пересеченной местности.

Спортивные мотоциклы, так называемые «короли бездорожья», созданы не для асфальта. Их конструкция не подразумевает наличие на закрытых трассах таких элементов, как световое оборудование или электростартер.

Кроссовый мотоцикл обладает небольшим весом (в среднем – 80-120 кг) и длинноходной подвеской. Имеет, как правило, мощный мотор, однако реализуется потенциал двигателя, в основном, на максимальных оборотах. Такие мотоциклы не нуждаются в регистрации в ГИБДД, так как предназначены для бездорожья, и не требуют наличия водительского удостоверения.

Что такое кроссовый мотоцикл?

Чтобы понять разницу, чем мотоцикл для мотокросса отличается от своих собратьев, нужно разбираться в различных видах мотоспорта. Мотокросс представляет собой гонки по замкнутой трассе длиной от 1,5 до 3 км с различными препятствиями. Чтобы прийти к финишу первым, гонщику необходимо ехать максимально быстро, легко преодолевая препятствия и совершая прыжки через неровности местности.

Кроссовый мотоцикл – это максимально облегченный вид техники, сконструированный для соревнований. На обычной улице на таком моте не погоняешь, ведь у него:

  • отсутствуют фары, поворотники, зеркала и номерные знаки;
  • нет в конструкции аккумулятора;
  • электростартер заменен на кикстартер;
  • большие спицовые колеса с грунтозацепами отлично подходят для езды по пересеченной местности;
  • подвеска сделана на совесть – жесткая и крепкая.

Чем отличается эндуро от кроссового мотоцикла?

Любители байков отмечают некоторую схожесть мотоциклов эндуро и их кроссовых моделей. Действительно, внешне они чем-то похожи, однако имеют кардинальные различия в конструкции и области применения:

  1. Кроссовые гоночные мотоциклы применяются исключительно для участия в соревнованиях, ездить на нем по улицам запрещено. Для любителей трасс, а также охоты и рыбалки создан эндуро.
  2. Эндуро имеет тихий двигатель, тогда как кроссач ревет во всю мощь.
  3. Отличие эндуро от кроссового мотоцикла еще и в том, что он оснащен светотехникой, зеркалами и навигационными приборами, которые только утяжелят спортивный байк для гонок по бездорожью.
  4. Жесткая и прочная подвеска, сложные тормоза кроссового дадут фору любому эндуро.
  5. На эндуро можно ездить на дальние расстояния, он подлежит государственной регистрации и требует наличия прав категории «А» у водителя. Спортивному байку все это ни к чему.

Чем отличается питбайк от кроссового мотоцикла?

Иногда питбайки именуют эволюционировавшими велосипедами. Изначально они использовались для рабочего обслуживания других мотоциклов, участвующих в гонках. Сейчас такие байки применяют для обучения езде на мототехнике, в том числе и детей. Подойдут они и для новичков, желающих освоить некоторые трюки на байках. Исходя из отличий в области применения, принципиально разнится конструкция кроссового и питбайка:

  1. Питбайк имеет уменьшенные колеса, тогда как у кроссача они большие.
  2. Спортивный мотоцикл всегда оснащен одноцилиндровым двигателем, у его собрата есть другие варианты.
  3. Мягкая подвеска питбайка, предназначенная для долгой езды сидя, противопоставлена жесткой у спортивного мота.
  4. Отличается и звук выхлопа, тормозная система и тип охлаждения двигателя.

Внешний вид

У Хонда CRF 450 мало отличительных особенностей в дизайне. Характерный для многих кроссовых байков этого бренда красный цвет рамы в сочетании со светло-серым. Черного немного. Стандартная форма крыльев и посадка объясняются тем, что этот мотоцикл предназначен для соревнований, где конструктивные вариации не приветствуются.

Конечно, если взглянуть на модификации (любительские), иногда возможно принять bike за другую модель. По крайней мере, если смотреть фото. Однако хорошо разбирающийся в динамике кроссовой техники человек вряд ли спутает этот мотоцикл с чем-то иным в деле (если судит по видео с соревнований).

Как выбрать кроссовый мотоцикл?

Профессиональные спортсмены и новички мотокросса подходят к покупке железного партнера со всей ответственностью. Выбор кроссового мотоцикла основывается на нескольких основополагающих характеристиках:

  1. Производитель
    . Спорт предполагает серьезные риски для здоровья, поэтому экономить на стоимости байка не стоит. Лучше довериться производителям мототехники с мировой известностью – Yamaha, Kawasaki, Suzuki, Honda, KTM.
  2. Класс техники
    . В соревнованиях могут принимать участие не только профессиональные спортсмены, но и дети, и юноши. Для каждой категории производятся специальные байки.
  3. Мощность и объем двигателя
    . Этот параметр напрямую связан с предыдущим. Для детей выбирают моторы объемом до 50 см3, взрослому новичку подойдет 125 см3.
  4. Тип двигателя
    . Двухтактные моторы проще, мощнее, имеют хороший крутящий момент и стоят дешевле, уступая четырехтактным в надежности и ресурсе.

фото2

Кроссовый мотоцикл с коляской

Отдельным видом состязаний считаются заезды на мотоциклах с колясками. Такой гоночный мотоцикл по своей конструкции ничем не отличается от обычного за исключением того, что к нему присоединена коляска для второго спортсмена. Второй гонщик активно участвует в соревнованиях. Его главная задача – противодействовать опрокидыванию мотоцикла, стабилизируя его своим весом. Он должен быстро и точно смещаться в сторону центра поворота.

Детский кроссовый мотоцикл

Возраст спортсменов, участвующих в мотокроссе, значительно снижается. Сегодня по правилам состязаний в них могут принимать участие дети, достигшие шестилетнего возраста. Следующая возрастная группа 9-13 лет. Естественно мотоцикл для мотокросса для детей отличается как своими размерами, так и техническими характеристиками. Внешний же вид их схож со взрослыми спортивными байками.

Самый лучший кроссовый мотоцикл для ребенка по отзывам тренеров и самих юных гонщиков – это модель фирмы КТМ. Компания специализируется на выпуске агрегатов для разных возрастных групп, отличающихся размерами, объемом двигателя и типом сцепления. Самые простые модели, предназначенные для обучения азам езды снабжены автоматическим сцеплением, более продвинутые моты имеют полноценную шести ступенчатую коробку передач.

Рейтинг кроссовых мотоциклов

Профессионалы и любители давно составили свой рейтинг надежных и качественных моделей, самые популярные из которых:

  1. Honda CRF250
    – выбор новичков мотокросса. На таком байке начинающему спортсмену будет комфортно тренироваться.

  2. Suzuki RM-Z250
    – самый мощный кроссовый мотоцикл в своем классе, имеющий к тому же идеальную управляемость.

  3. Kawasaki KX250F
    – модель имеет несколько вариаций двигателя.

  4. Yamaha YZ250F
    – хорошая модель, которая подойдет и начинающему, и опытному спортсмену.

  5. KTM 250SXF
    – быстрый и надежный мотоцикл за вполне приемлемую цену.

Какой мотоцикл выбрать первым? 15 моделей для новичков

В городских условиях мотоцикл дает неоспоримое преимущество в маневренности и скорости передвижения, поэтому из года в год количество владельцев двухколесной техники стремительно возрастает. В рядах мотолюбителей появляется все больше «первосезонников», многие из которых задаются извечным вопросом «какой мотоцикл купить первым?». Мы постарались обобщить все напутствия «бывалых», касающиеся покупки первого мотоцикла, в одном огромном обзоре.

Разумеется, объединить все варианты (особенно среди б/у мотоциклов) не представляется возможным, поэтому мы ограничились моделями, опубликованными в каталоге и постарались предложить обобщённую выборку новых мотоциклов под самый разный бюджет и задачи. Все перечисленные в обзоре модели можно приобрести в салонах официальных дилеров в наличии или под заказ. Ну а какие из подержанных моделей выбрать в качестве первого мото мы расскажем в следующих выпусках журнала.

Назначение мотоцикла

Для начала стоит определиться для чего вы покупаете мотоцикл. Куда вы планируете на нём ездить чаще всего? Скажем, ежедневно передвигаться по Москве будет удобнее на малокубатурном скутере, чем на блистающем хромом круизёре, ведь имидж, особенно на 30-градусной жаре, в данном случае – ничто. Для езды в основном по асфальтированным междугородним трассам имеет смысл обратить внимание на капотированные (облицованные пластиком) версии мотоциклов, а для плохих дорог лучше выбрать мотоцикл с длинноходной подвеской – он будет лучше справляться с неровностями на подъезде к вашему дачному участку.

Выбирать мотоцикл нужно сердцем, но в своём выборе рекомендуется также исходить из физических данных владельца. Не стоит, будучи двухметровым атлетом, рассматривать для покупки слишком малогабаритную технику и наоборот – важно не переоценить свои возможности, выбирая чересчур мощный или тяжёлый аппарат.


Дорогая экипировка и обилие электронных систем не гарантируют безопасности новичка, выбравшего спортбайк первым мото

Чем легче мотоцикл, тем проще им управлять на небольших, а значит – подходящих для обучения скоростях. В дальнейшем большинство таких нюансов будут нивелированы опытом, но речь в данном случае именно о покупке первого мотоцикла на 1-2 сезона.

Классы мотоциклов

Мотоциклы можно условно поделить на несколько классов, в зависимости от их конструкции, внешнего вида и целевого назначения. Вот основные из них:

Дорожные

Проще всего начинать с классических дорожных мотоциклов. На большинстве «дорожников» вам обеспечена правильная посадка и лёгкое привыкание к мотоциклетным органам управления. Зачастую дорожные мотоциклы имеют пластиковый обтекатель и иногда видом напоминают т.н. «спортбайки», хотя, разумеется, таковыми не являются.

Дорожные мотоциклы удобны при езде по городу и трассе и иногда называются «универсальными». Современные модели обычно оборудованы антиблокировочной системой (ABS), а иногда и системой курсовой устойчивости (TCS). Эти «электронные помощники» призваны облегчить управление байком и не допустить таких опасных ситуаций, как блокировка колеса при экстренном торможении, или, напротив – проскальзывание задней покрышки при разгоне («дрифт»). Впрочем, такие системы зачастую устанавливаются и на мотоциклах других классов.

Круизеры

Мотоциклы класса Cruiser, зачастую ошибочно называют «чоппер», но в отличие от классического chopper-а с удлинённой вилкой и жёсткой задней подвеской «хардтейл», круизёры вполне пригодны для ежедневного использования. Эти «лимузины» предназначены для неспешного передвижения по дорогам хорошего качества и пригородным магистралям. Впрочем, есть и «волки в овечьей шкуре»: бескомпромиссные power-круизёры, по разгону и управлению напоминающие спортбайки (правда и стоят такие «стероидные качки» под стать своим характеристикам – запредельно дорого).

Круизёры, из-за слишком свободной посадки и низкой маневренности – не самый лучший выбор в качестве первого мотоцикла, кроме того некоторые из них довольно тяжелы и широки для передвижения по узкому городскому междурядью. Но иногда эти байки настолько соответствуют стилю и харизме владельца, что кроме покупки круизёра иных вариантов не остаётся.

Скутеры

Скутер является отличным транспортом для городской езды благодаря небольшим габаритам, наличию багажника под седлом и минимальному расходу топлива. На скутере нет необходимости работать коробкой передач, так как на большинстве моделей установлен вариатор.

Объём двигателей современных «мопедов» бывает от 50 см3 до… 800 см3 у новых моделей. Кроме того, среди свежих байков весьма распространена АБС. Но популярность скутеров в качестве первого двухколёсного средства несколько снизилась, так как для управления даже самыми простыми «полтинниками» с 2013 года требуется водительское удостоверение.

Вседорожные

Вседорожный мотоцикл подарит то чувство свободы, о котором говорят бывалые мотоциклисты. Больше не нужно думать о качестве дорожного покрытия или его наличии в целом – длинноходная подвеска без проблем справится со всеми неровностями на вашем пути.

За проходимость придётся расплачиваться меньшей крейсерской скоростью на трассе, скромным бензобаком и высокой парусностью. Мы расскажем только о моделях двойного назначения – бескомпромиссные «эндуро» и «злые» кроссовые мотоциклы на первый сезон не подойдут совсем, кроме тех случаев, когда новичок нацелен использовать снаряд исключительно на закрытых площадках и готов возить мотоцикл до места «покатушек» в автоприцепе.

Спортивные

Спортивные мотоциклы – правильный выбор для езды по треку. Но езда на «спортбайке» по городу может стать для новичка смертельно опасным занятием: согласно печальной статистике мото-ДТП большая часть аварий приходится на владельцев «спортов», не справившихся с управлением «взрывного» снаряда. А каждое падение на облегчённом «пластиковом» мотоцикле обходится горе-мотогонщику в весьма солидную сумму – редкий «спорт» можно оборудовать столь необходимыми новичку дугами безопасности, т.к. их монтаж зачастую требует нарушения целостности обтекателя.

Но эстетика и мощь спортивных мотоциклов так привлекают начинающих байкеров (и что скрывать – девушек, любящих мото), что мы рассмотрим несколько вариантов подходящих неопытному мотоциклисту и в этом классе.

Туриcтические

Мотоциклы туристического класса можно условно поделить на вседорожный, люксовый и спорт-туризм.

Вседорожные туристы отличаются увеличенными ходами подвески, высоким дорожным просветом и неплохой ветрозащитой (при этом их использование на реальном «оффроуде» ограничено довольно большим весом). Люкс-туреры сочетают в себе комфорт пассажира и водителя, багажные емкости и большую массу, что положительно влияет на устойчивость при скоростной езде по прямой. Каталог опций таких байков обычно сравним с телефонным справочником, а цена находится далеко за пределами среднего бюджета на первый мотоцикл. Ну а спортивно-туристические модели отличает мощный двигатель, удобная посадка и недостижимо высокий ценник.

По совокупности факторов туристический мотоцикл – не лучший выбор для новичка, однако и здесь есть свои исключения…

Варианты мотоциклов, подходящих на первый сезон.

Реальность такова, что сесть и поехать можно на любом мотоцикле, абсолютно любой кубатуры. Однако важно понимать, что езда на мощном байке сопряжена с высоким уровнем риска и стоит начать знакомство с миром мото с «дружелюбных» экземпляров. Такие мотоциклы не преподнесут неожиданностей при резком открытии газа и будут предсказуемы в управлении и замедлении.

Мы подобрали несколько достойных вариантов на первый сезон в каждом классе мотоциклов и в разном диапазоне бюджета – от 150 до 750 тысяч рублей за новый агрегат из салона.

Обратите внимание, что фотографии мотоциклов подготовлены в реальном масштабе – можно оценить соотношение габаритов разных моделей и даже «примерить» их под свой рост (на странице мотоцикла).

Дорожные

Honda CB125

Фанаты Honda не оставят без внимания малокубатурный CB125. Этот мотоцикл является прекрасной альтернативой приснопамятному Yamaha YBR125 – при меньшей цене CB125 имеет чуть больше крутящего момента, обладает более лаконичным дизайном, а также встроенным индикатором выбранной передачи, что является крайне полезной опцией как для новичка, так и для опытного мотоциклиста. Имея большие, чем YBR, габариты, малокубатурная Хонда выглядит и ощущается менее «велосипедно», что положительно влияет на комфорт передвижения. Ну а самого «Юбра» вам порекомендуют знакомые мотоциклисты, как универсальный ответ на все случаи жизни, которым он и являлся, когда стоил 75–90 000 рублей.

Впрочем, YBR125 всё равно остаётся самой доступной для новичка моделью Yamaha, т.к. его ближайший побратим Fazer250 (известный на зарубежном рынке именно как YBR250) стоит 255 000 рублей, видимо в стремлении компании избавиться от родственных связей с недорогими «Юберами», в том числе и ценой.

Bajaj Pulsar 200NS

В 2015 году индийский концерн Bajaj буквально ворвался на российский рынок с двумя новыми моделями – «нейкидом» Pulsar 200NS и его капотированной версией RS 200. Для новичков мы рекомендуем приобрести версию без пластика, ведь в случае падения минимальная облицовка на «голой» версии практически не пострадает, чего нельзя сказать о варианте с обтекателем.

Pulsar 200NS – спокойный дружелюбный мотоцикл, с современным инжекторным двигателем и антиблокировочной системой. Невысокое седло дает возможность чувствовать себя уверенно даже пилотам с небольшим ростом.

Стоимость Bajaj Pulsar 200NS в России начинается от 179 000 рублей и является самой доступной «двухсоткой» на рынке. Тем, кто предпочитает новым брендам проверенные, можно посоветовать KTM Duke 250. Австрийский «Дюк» – это отличная городская «зажигалка». За вполне обоснованную сумму вы получите легкий и манёвренный мотоцикл, который не даст себя в обиду в городской толчее.

Экипировка для кроссового мотоцикла

Решая заняться мотоспортом, стоит понимать, что придется потратиться не только на мотоцикл, но и защитную экипировку. Основные ее элементы:

  1. Шлем
    для кроссового мотоцикла является важнейшим элементом защиты, на котором не стоит экономить. Премиальные бренды изготавливают легкие шлемы с лучшими показателями защиты головы и шеи. В бюджетных моделях вес сравнительно большой, что не лучшим образом сказывается на утомляемости шейного отдела позвоночника.
  2. Мотоочки
    . При наличии средств, лучше выбирать несколько моделей для разных погодных условий.
  3. Защита шеи
    , так называемый «ошейник».
  4. Панцири
    защищают корпус, которые подбираются индивидуально не только от размера гонщика, но и стиля езды.
  5. Защитные штаны или шорты
    оказываются полезными во время падения на жесткий грунт.
  6. Страховка поясницы
    специальным поясом.
  7. Наколенники или брейсы
    защищают колени гонщика.
  8. Мотоботы
    .
  9. Перчатки
    .

Стоимость

Экономия за счет выбора некачественной техники может дорого обойтись – в лучшем случае пострадает только кошелек (потребуются деньги на восстановление и ремонт), в худшем – здоровье водителя.

Помимо самой техники нужно обратить внимание на стоимость запчастей и защитное снаряжение. В кроссовом мотоцикле расходниками являются практически все детали, некоторые элементы нуждаются в частой замене.

Как ездить на кроссовом мотоцикле?

Спортивные мотоциклы требуют от гонщика теоретических знаний езды на сложных трассах и постоянной практики, без которой приобретенные навыки теряются. Спортсмены начинают тренироваться с самых азов, постепенно переходя к изучению трюков разной сложности:

  1. Изучается правильная посадка и стойка.
  2. Техника старта и остановки.
  3. Переключение передач и действия при них.
  4. Замедление и езда по прямой.
  5. Объезд углов.
  6. Прохождение различных участков трассы.
  7. Прыжки.

Нужны ли права на кроссовый мотоцикл?

Из-за своей конструкции и технических характеристик гоночные мотоциклы для мотокросса запрещены для использования вне специальной гоночной трассы. Езда на них по улице не доставит удовольствия как самому гонщику, так и всем окружающим, поэтому для обладания подобным видом транспорта спортсмену хватит документов, подтверждающих право собственности. Права категории «А», как и регистрация ТС в государственных органах не требуется.

Отличие эндуро от кроссового мотоцикла

Многие, кто пока еще не в теме эндуро или мотокросса, изначально не видят разницы между этими типами мотоциклов. Те, кто еще планируют приобретение двухколесного, также могут не знать этих основ. Вспоминая себя чуть ранее, на первом году эндуро катания на первых 250-ках мы думали, что следующим мотоциклом проще будет купить кроссовый байк и забыть о недостатке мощности. Но подобные мысли теплились в наших головах не долго. Вскоре отличие эндуро и кроссовых байков стали для нас настолько явны, что мы стали рады тому, что не совершили глупость, купив кросс для эндуро катания. Отчасти можно сказать, мы в стали на пусть истинный, благодаря тому, что в нашей компании все же появились владельцы кроссовых мотоциклов.

Итак, давайте все таки выясним, чем же отличаются эти типы мотоциклов. Ведь для большинства людей, наблюдающих эти мото со стороны, отличия заканчиваются на отсутствии фары и стоп сигнала у кроссового байка. Но важно знать, что различие рождает сфера применения этих мотоциклов. Поэтому давайте представим себе, в каких условиях они эксплуатируются. Для мотокросса — это чаще всего скоростная, полностью известная гонщику закольцованная трасса, на которой отсутствуют препятствия, но могут быть трамплины различного вида. На этих трамплинах гонщикам приходится высоко вылетать и, соответственно приземляться. Режим езды, как правило, это резкие ускорения в полный газ и эффективные торможения перед поворотами. Разумеется, что мотокросс проводится в светлое время суток, либо в специальных помещениях с искусственным освещением.


Кросс в качестве эндуро — это тяжело

Для эндуро все не так однозначно, поскольку видов эндуро мотоциклов для различного катания появляется все больше с каждым годом. Но мы попробуем выделить общие моменты эксплуатации спортивного эндуро, явно отличающие его от мотокроссовых мотоциклов. Явные различия туристических эндуро пропишем отдельно. Итак, для эндуро чаще всего — это изначально неизвестная или малоизвестная трасса большой протяженностью с естественным рельефом и препятствиями, на которой бывает необходимо как быстро ускоряться, так и аккуратно преодолевать препятствия на низкой скорости. Препятствия могут быть различными: камни, бревна, сложный рельеф, горы, узкий мостик над рекой и прочее прочее.

Имея эту информация, составить список отличий и понять, для чего это сделано не составит труда.

Итак, для кроссового мотоцикла характерны:

  • Подвески, предназначенные для прыжков. Эти подвески жесткие и зажатые, для того, чтобы мотоцикл не делал лишних движений по прямой, а также максимально энергоемкие, чтобы гасить энергию при приземлении после высоких полетов. А еще эти байки максимально высокие по седлу. Езда на стоковых кроссовых подвесках по препятствиям — сущее наказание, они очень плохо глотают неровности и препятствие, отдавая все в руль и седло.
  • Высокооборотистые двигатели. Кривая момента кроссовых двигателей такова, что у них очень плохие «низы» ( в сравнении с эндуро). Задача кроссового мотоцикла, максимально быстро разогнаться, поэтому двигатели работают всегда на высоких оборотах, где у них максимально высокий крутящий момент. На этих двигателях сложно ездить с низкой скоростью, а максимальная мощность развивается далеко «вверху». Спокойная езда на средних оборотах — это не про кроссовый мотоцикл, очень резко реагирует на открытие газа, тяжело приспособиться. Отсюда же следует высокий расход бензина.
  • Короткие передачи в коробке. Мы помним, что кроссовый мотоцикл должен максимально резко ускориться. Максимальные скорости в связи со сложным рельефом мотокроссовой трассы, в среднем, не превышают 100 километров в час. Учитывая, что двигатель работает исключительно на высоких оборотах, необходимы сближенные передачи, максимально быстро разгоняющие байк до 100 километров в час. Именно поэтому у кроссового байка максимально сближенные передачи, причем настолько, что первый раз сев после эндуро вы можете даже не понять куда переключились, толи на 2, толи на 3, толи на 4 передачу, едет почти без изменений.
  • Маленький бензобак. Бензина должно хватить на несколько заездов максимум, поэтому на кроссовом мотоцикле вы врядли встретите бак больше 6-7 литров.
  • Отсутствие электростартера (до примерно 2015 года). В связи с тем, что лишний вес для мотокросса — зло, а если байк заглох, скорее всего ты валяешься где-то неподалеку, то электростартер это что-то чуждое для этих байков. Поэтому кроссовые байки, в основном, комплектовались исключительно кикстартером, позволяющим завести мотоцикл ногой. Но технологии не стоят на месте, инженеры научились делать легкие электростартеры и аккумуляторы, поэтому в новых кроссовых мотоциклах во всю вводятся электростартеры. Не трудно догадаться, что пинание кикстартера где-нибудь посреди камней или в болоте удовольствие сомнительное.
  • Отсутствие фары и фонаря. Света нет, он не нужен. И без тюнинга, генератор классических мотокроссовых байков свет не тянул по мощности.
  • Большой вынос вилки. Если вы поставить эндуро и кроссовых мотоцикл рядом, вы заметите, что у кросса колесо уходит как бы вперед. И это так, поскольку чаще всего высокие скорости, данное решение позволяет добиться устойчивости, а маневренность на низкой скорости в кроссе абсолютно не нужна.
  • Заднее колесо 19 дюймов. Более низкпрофильная резина гораздо жесче и стабильнее на высоких скоростях.
  • Подножка отсутствует. Лишний элемент, для облегчения его не ставят, в мотокроссе используют специальную подставку, на которой мотоцикл стоит между заездами.

А для спортивного эндуро характерны:

  • Более мягкие подвески, способные проглатывать неровности, камни, бревна и прочие препятствия. Важно то, что эндуро подвески позволяют регулировать себя, подстраивая байк под условия трассы. Можно настроить мотоцикл для медленной езды в тяжелых условиях, а можно отстроить для серьезных прыжков без какой-либо потери в характеристиках.
  • Двигатели с более низовыми характеристиками. Актуально для четырехтактных мотоциклов, поскольку у двухтактных свой характер и 2т 250-ки нельзя назвать низовыми.
  • Коробка передач, позволяющая комфортно ехать в любом диапазоне оборотов. Пускай эндуро байки не так бешено разгоняются, как кроссовые, но зато вы без проблем и с комфортом сможете ехать на 1 передаче по сложному участку и также легко разогнаться и держать 100 километров в час на прямике.
  • Большой бензобак. У современных спортивных эндуро мотоциклов объем бака, позволяющий без дозаправки проехать всю гонку, а она в отличие от мотокросса, чаще всего длится дольше 20 минут.
  • Фара, фонарь. Гонка может проходить в темное время суток, свет нужен. Большинство моделей допущены для дорог общего пользования, где без света также нельзя.
  • Электростартер. Обязателен для всех спортивных эндуро.
  • Угол вилки, позволяющий комфортно маневрировать на низкой скорости.
  • Заднее колесо 18 дюймов. На эндуро мотоциклах заднее колесо имеет общий диаметр такой же как и у кроссового колеса. Но диаметр обода на дюйм меньше, что позволяет использовать более высокопрофильную резину. За счет этого эндуро райдер может стравливать давление в заднем колесе вплоть до 0.3 атмосферы, и ехать за счет резины в тех местах, где на высоком давлении байк просто не цепляет, будь то грязь или песок.

HONDA CRF250

Обзор этого кроссового мотоцикла начнем с минусов, благо их не так много. Претензии к производителю предъявляются по следующим пунктам:

  • Плохая управляемость на высоких скоростях, на переднюю часть приходится много массы, демпфер особо не помогает.
  • Двойной глушитель, склонный к повреждениям, имеющий увеличенный вес.
  • Плохое и ненадежное сцепление.

Плюсов гораздо больше:

  • Отличная информативная вилка.
  • Прекрасный эргономичный дизайн.
  • Мощный и уверенный дисковый фронтальный тормоз.
  • Хороший вход в повороты любой сложности.

Мотокросс. Что такое кроссовый мотоцикл?

Кроссовые мотоциклы – это, прежде всего, сугубо спортивные мотоциклы. Их предназначение – профессиональный мотоспорт, соревнования на специальных подготовленных трассах. От кроссового мотоцикла требуется максимальная отдача от двигателя при минимальном весе и длинноходность и энергоемкость подвесок для преодоления высоких трамплинов.

В мотокроссе специфика такова, что мотоцикл едет почти всегда на максимальных оборотах и соответственно двигатель построен так, что весь свой потенциал он реализует на «верхах». Конструкция мотоцикла максимально облегчена и лишена таких ненужных на закрытых трассах деталей, как светотехника и электростартер.

Эксплуатация кроссачей на дорогах общего пользования запрещена. Вы конечно же, даже не будучи спортсменом, можете купить кроссовый мотоцикл, но не имея достаточного опыта и просто катаясь по пересеченной местности, вряд ли получите удовольствие, как если бы занимались этим на трассе под началом опытного тренера и участвуя в соревнованиях по мотокроссу. Кроссовый мотоцикл не заставит скучать даже опытного мотоциклиста, а уж начинающего просто измотает своим резким, даже в чем-то взрывным характером.

Для спокойной езды «внатяг» по бездорожью, буксования в грязи гораздо больше подойдут мотоциклы эндуро, мотор которых имеет высокий крутящий момент на низких и средних оборотах.

HUSQVARNA FC250

Этот кроссовый мотоцикл по своим характеристикам весьма похож на предыдущую модель. В наличии сцепление с гидравликой, надежный передний тормоз и электростартер. Управление здесь лучше, так как подрамник забирает на себя определенный процент жесткости от заднего амортизатора. Это определенно увеличивает комфорт езды. Карты зажигания FC-250 переключаются на руле в двух позициях. Один режим стандартный, второе положение рассчитано на более агрессивную езду.

Недостатки аналогичны КТМ: разбросанный диапазон мощности, жесткий узел подвески, нежелательное торможение двигателем. В вентиляционном коробе лучше проделать дополнительное отверстие, и не забывайте регулярно очищать воздушный фильтр. В итоге «Хусварна» также ориентирована на профессиональных гонщиков или медленных новичков, не решающихся переключаться выше второй скорости. Тем не менее отзывы о производителе преимущественно положительные, хотя среди указанных минусов потребители отмечают не очень продуманный дизайн.

Кроссовый мотоцикл – что и для чего?

Вы, любите скорость и экстремальные ощущения, но быстрой езды по городскому асфальту вам недостаточно? Тогда кроссовый мотоцикл, – это ваш мотоцикл! Ведь он создавался не для гладкой и ровной дороги. Энергия кроссача (он же, эндуро), рождена для того, чтобы попутные камни и глина, трава и песок, корни деревьев и русла ручьев, — были для него не преграда. На мотоцикле класса «кросс», вы сможете ездить по ухабистой проселочной дороге и буквально «перепрыгивать» небольшие реки вброд. Так что, основная его «стихия» – пересеченная местность. Недаром же, мотоциклы именно этого класса, участвуют в знаменитых ралли по пустыне и проходят там, где «забуксует» даже мощный внедорожник. Конечно, принять участие в такой гонке, может далеко не каждый, но зато, если недалеко от города есть песчаный карьер или мототрасса, то поезжайте туда, и вы ощутите не меньший прилив адреналина от езды на внедорожном мотоцикле.

И даже, если за окном зима и все покрыто снегом и льдом, это не значит, что нужно поставить своего «железного скакуна» в гараж. Наоборот! Зима – это возможность испытать новые, зимние ощущения, поскольку на снегу «кроссач» ведет себя ничуть не хуже, чем на песке, а при наличии шипованной резины, сезон катания может длиться весь год!

Приведем еще один аргумент в пользу кроссового мотоцикла. Так как этот класс мотоциклов не предназначен для езды по дорогам общего пользования, то регистрировать в ГИБДД его не нужно. Номер, как у обычного мотоцикла или авто ему не требуется. Фары и поворотных указателей вы на нем тоже не увидите. А все потому, что это скорее спортивный снаряд, чем транспорт, и конструкторами предпринимаются все меры, чтобы облегчить вес мотоцикла. Желающим же, использовать мотоцикл и в городских условиях, рекомендуем присмотреться к универсальным мотоциклам, таким как Irbis TTR250R, X-moto Raptor, Wels MX250 или Racer Enduro. На данных мотоциклах, конструкцией предусмотрены поворотники, рамка номерного знака и моты поставляются с ПТС, а значит, можно ставить на учет и ездить с номерами по городу. Овраги и пересеченная местность, никуда от вас не денутся, для супермото — открыты все дороги!

Итак, если вы поклонник описанных выше впечатлений, и твердо решили купить кроссовый мотоцикл, разрешите дать несколько советов: Главное, определиться: мотоцикл б/у много лет, японский, или новый — китайский? Лотерея есть и там и там. Бэушный рынок кроссачей завален хламом, а запчасти стоят очень серьезных денег. Как ни крути, серьезный аргумент.

Если обратить взор на кроссовый мотоцикл из Китая, то здесь другая история. Мотоциклы новые, цена на них не высокая, но при эксплуатации, требуется повышенное внимание и своевременное обслуживание. Учитывая, опять же, дешевые запчасти, большинство населения склоняется к кроссовым мотам и эндуро, китайского производства. Что, может быть лучше нового мотоцикла! Тем более, рынок новых мото предлагает кубатуру и в 110 см3, и 150 см3, и 200 см3, и 250 см3.

Что говорят владельцы?

Отмечают, что относительно соперников в классе особых отличий нет. Не всем нравится, что здесь пятиступенчатая коробка, полагая, что байки с шестиступенчатой удобнее. Также некоторым хотелось бы увидеть на байке инжектор и гидравлическое сцепление. Кто-то бы предпочел тормоза получше, например, брембовские.

По описанию тех, кто давно владеет байком, навесное оборудование здесь неплохое, однако в классе встречается и получше. Но оно, конечно же, само по себе дороже, что делает дороже и мотоцикл в целом. А ведь доступная цена – причина, по которой многие хвалят эту модель. Около 150 тысяч российских рублей – вот сколько стоит такая машина на вторичном рынке.

ВАЖНО! Судя по отзывам, ресурс тут примерно два-четыре года. То есть от 150 до 250 моточасов. Именно на столько хватит поршня. Не стоит думать, что это минус конкретно этого байка. Сегодня это — в принципе распространенное явление, и стоит иметь это в виду даже при покупке нового мотоцикла, не говоря уже о б/у.

Неопытные байкеры отмечают, что за такие деньги можно было бы сделать и более комфортный и производительный байк. На деле же стоимость объясняется тем, что это серьезная, современная машина, подходящая для соревнований, а не тренировочный кроссовый байк для новичков. Так что соотношение цены и качества здесь оправдано.

CRF 450 – мощная машина для бездорожья, а точнее – для мотокросса. Это яркий представитель класса, который, впрочем, рано или поздно затеряется на фоне все более новых моделей. Но даже тогда наверняка найдутся желающие купить мотоцикл на вторичном рынке.

Содержание

Соединение езды на мотоциклах по пересеченной местности со скоростью стало стимулом для возникновения соревнований по мотокроссу. Одним из первых доступных общественности соревнований на пересеченной местности была так называемая «гонка за лисой», проведенная на военном учебном плацу недалеко от Лондона в 1908 г. В ней участвовали 13 мотоциклистов и 16 конных всадников. Целью мотоциклистов было доказать, что новая техника на бездорожье по скорости превосходит лошадей. Однако, в заезде одержали победу именно кавалеристы, а из мотоциклистов закончили соревнования только двое [3] [4] .

В последующие годы в Великобритании и Франции продолжали проводить мотокроссы, но они не вызывали интереса у публики — не хватало наглядности. Для первых кроссов использовался один из элементов многодневки — подъём на холм. Старт был одиночным, а не массовым, трасса выбиралась так, чтобы ни один гонщик не смог добраться до вершины, а победителем считался тот, кто смог пройти наибольшее расстояние [4] . И только после первой Мировой войны в европейских странах была найдена наиболее удачная форма проведения мотокроссов. Их стали проводить на естественной местности с травянистой, песчаной или даже грязевой (но без камней) поверхностью, используя массовый старт.

Споры о протяженности одного круга дистанции закончились в пользу довольно коротких трасс — 1,5-3 км — как более зрелищных для зрителей и более безопасных для самих гонщиков. Однако, в СССР и США устраивались мотокроссы с длиной круга в 30 км и больше [5] . Это было связано с массовостью мотокроссовых соревнований — гонщиков, принимавших участие в гонке, было настолько много, что они не могли разместиться на трассе, не мешая друг другу [4] .

Официальным признанием мотокросса в СССР принято считать первую Всесоюзную рабочую спартакиаду, проведенную в 1928 году. В ее программу была включена мотокроссовая гонка на дистанцию 100 км. В 1936 году в Киеве состоялось первенство СССР по мотоспорту. В 1957 году в Расторгуево впервые был проведен мотокросс на короткой трассе 1,3 км в три заезда по десять кругов [6] .

Кроссовые мотоциклы

В первых мотокроссовых соревнованиях принимали участие гонщики на дорожных мотоциклах, приспособленных к передвижению по пересеченной местности собственными усилиями. Мотоциклы облегчались посредством снятия ненужных для соревнования частей — фары, стоп-сигналов, багажника, пассажирских подножек, зеркал, дорабатывалась подвеска, повышалась мощность мотора [7] .

Появление серийных кроссовых мотоциклов привело к эволюционным изменениям в конструкции. Изначально очень широкий руль, предназначенный для увеличения рычага вращения, был уменьшен, а ход вилки и маятника — увеличен. Выхлопные трубы, расположенные снизу, стали поднимать, чтобы предотвратить их повреждение при падениях [7] .

Облегчение двигателя и одновременное увеличение его мощности привело к тому, что на смену достаточно распространенным, но тяжеловатым 4-тактным моторам пришли легкие, оборотистые, простые в изготовлении 2-тактные. Двигатели стали исключительно одноцилиндровыми. Появление кроссовой резины позволило кардинальным образом улучшить управляемость мотоцикла [7] . Электростартер был заменен на кикстартер, а аккумулятор упразднен.

В 80-х эти нововведения положили начало современной схеме кроссового мотоцикла [7] :

  • сиденье
    конструктивно теперь как бы наплывало на бак, что делало движения гонщика на мотоцикле более удобными;
  • на замену тяжелому и неэффективному барабанному тормозу пришел дисковый тормоз
    , который к середине 90-х полностью вытеснил старую систему;
  • самые главные изменения коснулись подвески — прогрессивная подвеска с моноамортизатором
    позволила увеличить ход маятника, уменьшить вес и, хотя и была несколько сложнее, однако делала работу амортизатора адекватной на всех режимах;
  • еще одним из значимых изменений 80-х стало появление водяного охлаждения
    , пришедшего на смену воздушному.

Дальнейшие нововведения были также связаны с уменьшением подрессоренных масс и привели к появлению перевернутой передней вилки, что позволило на современных скоростях намного улучшить работу передней подвески. Появление новых сплавов и материалов позволило вносить новые изменения, улучшающие ходовые качества и мощность мотоциклов. В конце 90-х в связи с ужесточением экологических норм на рынке вновь появились 4-тактные двигатели — новейшие разработки позволили сделать такие моторы достаточно легкими и надежными [7] .

Таким образом, современные серийные кроссовые мотоциклы имеют большой ход подвески — 300 мм и больше, мощный двигатель и легкую раму [8] . По типу рабочего процесса двигателя могут быть двухтактными (2Т) или четырёхтактными (4T) [9] . Не имеют светового оборудования, зеркал, приборной панели, бокового упора. Чаще всего не имеют электростартера.

Однако, например, в 2011 году в кроссовую линейку мотоциклов KTM электростартер был возвращен [10] .

Кроссовые мотоциклы не регистрируются в органах ГИБДД, так как не сертифицированы для передвижения по дорогам общего пользования и не могут иметь ПТС и номерной знак. Для управления кроссовым мотоциклом не требуется водительское удостоверение, так как он является спортивным инвентарем.

Размеры и масса

Габариты типичны для класса: малый вес, большой клиренс, малый объем бензобака… Стоит отметить большую высоту по седлу. Людям невысокого роста вряд ли подойдет этот или иные представители такого класса, отличающиеся значительной величиной этого показателя. Если бы высота по седлу была меньше, это бы неизбежно привело к ухудшению ходовых качеств.

Габариты:

  • бак – 6,3 л;
  • клиренс – 328 мм;
  • снаряженный вес – 110 кг;
  • высота – 1274 мм;
  • ширина – 827 мм;
  • длина – 2183 мм;
  • высота по седлу – 960 мм.

Размеры и масса делают этот байк пригодным для соревнований. Стандартам соответствуют и параметры начинки. Впрочем, нельзя сказать, что конструкция этого мотоцикла – лучшая из возможных. Это еще не предел развития инженерной мысли в этом классе.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]