Мотоцикл для стантрайдинга — какой он? Первая часть.

Здравствуйте.

Разобравшись более или менее со стантрайдингом, переходим к мотофристайлу, то есть трюкам на мотокроссовых мотоциклах, исполняемых в прыжке. Как и ранее, ни в коем случае не призываю начинать заниматься мотофристайлом, данная статья предназначена для зрителей, которым интересно разобраться, что на что они смотрят во время очередного FMX-шоу.

Итак, FMX произошел из мотокросса, где, по мере усовершенствования техники езды и самих мотоциклов, трассы начали приобретать все более прыжковый характер. Часть заломов и скрабов в мотокроссе и суперкроссе имеют чисто прикладной характер: они позволяют, где-то повернуть в прыжке, где-то сократить высоту прыжка в угоду более быстрому прохождению трамплинов. Но, конечно же, большая часть мотокроссового выпендрежа в воздухе — это для зрителей. Со временем этот выпендреж перерос в отдельный техничный, сложный и опасный вид спорта, который называется мотофристайл или FMX.

Мотоциклы для FMX — доработанные мотокроссовые. Делают дополнительные зацепы, чтобы в прыжке было легче ухватиться за какой-то из элементов пластика мотоцикла, тюнят подвеску, активно борются с лишним весом.

За короткое время своего существования мотофристайл завоевал большую популярность, и сейчас практически ни один уважающий себя экстрим-фестиваль не обходится без показательных выступлений FMX. Поэтому давайте разберемся в FMXерских трюках, исполняемых в прыжках на мотоциклах. Здесь у нас гораздо больше разнообразных элементов и, в отличие о стантрайдинга, их гораздо труднее каким-то образом сгруппировать, хотя мы и попытаемся.

Какие мотоциклы чаще всего используют?

Для стантайдинга обычно выбирают спортивные модели. Для этого есть целых 3 причины:

  • Мощность
  • Легкость
  • Короткая база

Спортивные модели мотоциклов одни из самых легких, а это несомненный плюс, когда трюк требует управляться с весом байка. Строение рамы, эргономичность («Эргономика мотоцикла — что это такое?»), строение подвески и длина рабочей базы («Как длина мотоцикла влияет на его управляемость?») у спортивных мотоциклов обладают лучшими характеристиками по маневренности. Помним же, что короткие байки способны делать резкие и короткие углы на пределе возможностей? То-то же! В стантрайдинге такое любят!

Независимо от уровня проработок, внесенных в конструкцию модели, тренироваться или выступать следует только на прогретых мотоциклах! Даже если вы просто фанат ездить на заднем от светофора, на холодной резине это слишком опрометчивое решение!

Судейство

С выделением мотофристайла в отдельную дисциплину были разработаны правила судейства. Оценка выступления райдера складывается из пяти критериев по 10-балльной шкале.

Для получения высшего балла мотофристайлеры добиваются, чтобы трюки отличались:

  • техничностью;
  • сложностью;
  • зрелищностью;
  • разнообразием;
  • реакцией публики.

Оценивает показ столько бригад судей, сколько намечено параметров для определения победителя.

Что меняют в мотоцикле?

Чем сложнее трюки разучивает водитель, тем больше изменений претерпевает мотоцикл, особенно после падений и грядущего ремонта. Пилот может модифицировать мотоцикл по мере роста собственного опыта, а не бросаться в тотальную переборку с головой с первого дня. Многие сдаются, когда понимают, сколько сил и денег требует это увлечение.

Если вы действительно серьезно задумались над переделкой мотоцикла под стантрайдинг, то это будет масштабный проект.

Что требует изменений:

  • Снятие всего лишнего — пластика, зеркал, оптики
  • Замена руля и траверсы
  • Установка защитных дуг и дополнительных подножек
  • Замена звезд, игра с передаточными числами
  • Регулировка подвески
  • Принудительная вентиляция двигателя
  • Маслозаборник, проблема голодания мотоцикла
  • Проблема вентиляции картерных газов
  • Выхлопная система
  • Изменение сиденья — отверстие под ноги
  • Изменение бака — вогнутая крышка
  • Модификация тормозной системы
  • Возможна замена цепи на усиленную
  • Трековая резина для лучшего сцепления с асфальтом
  • Работа над сцеплением и холостым ходом

Рассмотрим первоначальные доработки, которых хватит для новичка, который разучивает короткие вилли, стоппи и дрифты. Короткие, потому что для двигателя чревато работать в неестественном положении, а у начинающего стантрайдера трюки будут получаться раз на десятку падений. Езда в вилли или стоппи на протяжении не больше 10-15 секунд у новичка не должна заставить голодать двигатель сразу, к тому же «начинашка» еще не готов к долгому выполнению трюков.

Те, кто вписал своё имя в историю фристайл-мотокросса

Первопроходцы, пробивавшие дорогу мотофристайлу, фактически создавали новый вид мотоспорта. Они уже давно завершили карьеру. Однако имена этих мастеров, навечно вписанные в историю спорта, помнят и почитают тысячи поклонников и любителей мотокросса. По трюкам пионеров учатся новички и рассчитывают траектории полётов профессионалы нынешнего поколения мотофристайла.

Имя Майка Джонса непосредственно связано с суперкроссами 90-х гг. и с победами на чемпионатах Европы. Однако со временем травмы вынудили Майка перейти в FMX и посвятить карьеру трюкам.

Джереми МакГрафа (Южная Калифорния), на счету которого 72 победы с 7 титулами, называют Королём Суперкросса. Благодаря его прыжкам мотофристайл выкристаллизовался в отдельную дисциплину.

У Нейта Адамса много чемпионских титулов, полученных на популярных соревнованиях по мотофристайлу. Примечательно, что первое звание было получено Адамсом в 2002 г., в возрасте 18 лет.

Тревиса Пастрану, основателя мотофристайла, считают самым титулованным участником мотокросса, суперкросса, ралли и FMX. Тревис – первый гонщик, который совладал с двойным бэкфлипом (2006 г.).

Позже к американским мотофристайлерам добавились:

  • непревзойдённый рекордсмен австралиец Робби Мэддисон, которого за безумные прыжки прозвали «Сорвиголова»;
  • швейцарец Мэт Рибо – первый официальный Чемпион Мира.

Российские спортсмены-мотофристайлеры регулярно покоряют зрителей выполнением оригинальных трюков «2 в 1», при этом не надевая тяжёлое специальное обмундирование.

Сложность трюков Алексея Колесникова, единственного российского участника на мировых этапах Ред Булла, превзошла по уровню мастерства аналоги американцев и европейцев. Алексей известен выступлениями в команде «FMX 13» с Алексем Айсиным, Кириллом Гавриловым и Антоном Смирновым.

Николай Иванков в FMX установил два российских рекорда, известен успешным участием в международных соревнованиях «Ночь прыжков».

У братьев Ярыгиных, постоянных участников и призёров международных соревнований, также в копилке множество уникальных наработок и рекордов.

Имя Владимира знаменито первым бэкфлипом среди россиян. У Михаила – титул Чемпиона мира 2012 г. в «Конкурсе хлыстов».

Пётр Андреев пришёл в мотофристайл после велосипедных шоу и продолжил соревноваться на мировом уровне.

Благодаря ярким выступлениям профессионалов на организованных соревнованиях и с показательными выступлениями мотофристайл развивается и привлекает много любителей.

Пластик и защита

Первое, что делает любой правильный стантрайдер — снимает лишний пластик и ставит максимум защиты. Кто среди мотоциклистов падает чаще, чем начинающий исполнитель трюков? Ну-ка, удивите меня? Пластик могут оставить, использовать как площадь под рекламу своего блога или в качестве тюнинга. Но после первых пары сотен падений задумаешься, а нужен ли пластик вообще? Зеркала тоже в топку. Профи тренируется на специальных площадках. Функционально зеркала там не нужны, да и при падении они ломаются на ура.

На мотоцикл устанавливается разный уровень защиты, что экономит на ремонте двигателя и других уязвимых узлов. Сначала кажется, что такой набор бронезащиты слишком расточительный подарок, но когда начинаешь подсчитывать сумму ремонта без нее, а потом переводить в наши деревянные рубли… молча соглашаешься с ценой на защиту. Ее мы рассматривали в статье («Защитные дуги, клетки безопасности и слайдеры на мотоцикле»).

Клетка для защиты двигателя должна рассеивать ударную силу без риска повреждения рамы, поэтому лучше выбирать клетки с максимальным числом креплений.

Стантрайдеры выбирают клети на двигатель, а так же дополнительный каркас жесткости подрамника, защиту хвостовой части мотоцикла, что важно в трюках с касанием хвостом асфальта или при падениях на бок. Не обязательно иметь все, но стоит остановиться комбинации нескольких решений.

Сабкейдж — дугообразная конструкция хвостовой части, которая имеет боковые подножки, устанавливается в качестве дополнительного каркаса жесткости подрамника.

Раунд бар — так же дугообразная защита хвостовой части, которая опоясывает хвост мотоцикла и защищает его в момент касания хвостом асфальта. Если вы видите искры, которые летят в такие минуты, то скорее всего это не пластик, а раунд бар.

Бугель — рамка, которую иногда называют «швабра», «щетка» и другие ассоциации. Ее выгодно ставить не только, как защиту хвостовой части, но и как дополнительную опору. Бугель позволяет поставить мотоцикл вертикально, за счет П-образной формы он будет устойчивым. А еще его используют как опору для ног райдера во время исполнения трюка.

Подсказка: много кто напрочь забывает о защите радиатора. Суть в том, что из-за частых приземлений на переднее колесо из верхней точки, крепление радиатора изнашиваются быстрее. Вероятность, что эти крепления в один не очень прекрасный момент решат катапультироваться и скинуть радиатор за борт, вполне реально, поэтому, чтобы не искушать судьбу и не увеличивать сумму ремонта, лучше заранее позаботиться о крепеже.

Новичку полезно установить защиту цепи. Просто при частых падениях, возможно попадание ноги или одежды в подвижные части мотоцикла. Вроде мелочь, а носки стопы соскальзывают часто.

Мотофристайл

Мотофристайл — вид спорта, в основу которого положены акробатические элементы с мотоциклом, выполняемые во время прыжков со специальных трамплинов. В отличие от стант-райдинга, в мотофристайле используются только кроссовые мотоциклы.

Whip


Whip или кнут — прыжок, в котором райдер пытается разместить мотоцикл максимально горизонтально с последующим возвращением его в вертикальное положение для приземления.

Backflip

Backflip — «сальто назад» на мотоцикле — одна из основ всего мотофристайла.

Двойной бэкфлип

Двойной бэкфлип — двойное сально назад, долгое время считался невыполнимым, в 2006 году продемонстрированный Тревисом Пастраной и позже некоторыми другими райдерами.

Frontflip

Frontflip или «кувырок перед» — один из самых сложных элементов современного мотофристайла.

360 градусов

360 градусов — трюк, для выполнения которого требуется повернуть мотоцикл в воздухе на 360 градусов.

Body Varial


Body Varial — трюк, в котором спортсмен поворачивается на 360 градусов над мотоциклом, а мотоцикл летит по обычной траектории.

Cliff Hanger


Cliff Hanger — требует от спортсмена зацепиться ногами за руль, вытягиваясь телом и руками вверх.

Hart Attack

Hart Attack – стойка вверх ногами на мотоцикле, в прыжке райдер одной рукой держится за руль, а второй – опирается на сиденье.

Замена руля и траверсы

Традиционно стантрайдеры выбирают замену руля на клипоны («Клипоны на мотоцикле, когда они нужны?») или кроссовый руль. Ходит устойчивое мнение, что с кроссовым рулем удобнее ездить, в то время, когда исполнение трюков сподручнее с клипонами.

В этом усматривается еще одно логичное следствие. Клипоны проще заменить после множества падений. Кстати, после тех же падений, приходит гениальная идея убрать фару. Жалко расчесывать ею асфальт, да и не зачем она, если вы не собираетесь красоваться кульбитами на дорогах общего пользования ночью.

Популярные соревнования

Мотофристайл проводится как самостоятельное соревнование или входит в состав комплекса состязаний с другими экстремальными видами спорта. Все профессиональные райдеры и толпы зрителей стремятся попасть на популярный чемпионат мира по мотофристайлу под названием «Ночь прыжков».

Также пользуется популярностью мировой шоу-тур с неофициальным статусом «Гладиаторские бои современности» (Red Bull). Незабываемы и традиционные соревнования, появившиеся с выделением мотофристайла в отдельную дисциплину – «Х – Игры». Из других состязаний публикой ценятся «Мастера грязи», «Мастера адреналина» и «Гравитационные Игры».

Протектор шин

В стантрайдинге как и на гоночном треке очень важно сцепление мотоцикла с поверхностью дороги. Да, прогретая резина повышает ваши шансы на успех. Но чем меньше рисунка и влагоотводящих каналов будет в протекторе, тем удобнее станет выступать. Райдеры экстремальной езды пришли к выводу, что заднюю покрышку можно оставлять на обычном городском рисунке, а на переднее колесо можно поставить слик. О мотошинах читаем в статье «Виды протекторов мотошин. Классификации». Конечно, шины для спортивных мотоциклов снашиваются с дикими скоростями, а после дрифта в прямом смысле слова тают на глазах, но красота, спорт и мастерство требуют жертв.

В следующей статье рассмотрим более продвинутые нововведения, которые необходимы опытному стантрайдеру.

Honda CBR 600 F4i

Из всех моделей байков CBR 600 F4i считается самым подготовленным к стантрайдингу.

Этот мотоцикл неоднократно занимал первые места на соревнованиях мирового уровня.

Он надежен, как все хонды, сломать его сложно.

Достоинства:

  • — неубиваемый мотор
  • — проблему с масленым голоданием легко решить, установив перегородку в картер двигателя
  • — с завода крепкая рама и подрамник, не требующие дополнительного усиления

Этот мотоцикл для станта, казалось бы, обделен недостатками. Но есть моменты, где он уступает одноклассникам:

  • — за счет надежности двигателя, мощность чуть ниже (чем меньше мощность, тем надежней мотор)
  • — передняя вилка обычная неперевернутая, поэтому, для жесткости, придется поработать над подбором пружин и вязкостью масла
  • — вес мотоцикла не на много, но больше конкурентов
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]