Настройка мотоцикла ИЖ-64 на лучшую работу путем подбора оптимальной длины впускного тракта и выпускной системы (работы проводились в Харьковском политехническом институте).

Приятные достоинства

Сам мотор не притязателен в работе, вырабатывает мощность до 20 лошадиных сил. Заправляется, как и большинство представителей этого модельного ряда, бензиново-масляной смесью, обеспечивая хорошую обработку поршневой группы и подшипников.

Мотоцикл Иж Планета-5 имеет небольшой топливный бачок, всего на 17 литров, однако аппетит от этого у него не увеличивается. Расход по городу на каждую километражную сотню равен четырём литрам, а по трассе при разогнанном максимуме, все пять.

Встречный поток прекрасно охлаждает движок, защищая от перегрева. Спереди стандартная телескопическая вилка с двумя амортизаторами. Сзади маятниковая подвеска также снабжена парой амортизирующих механизмов.

Передние тормоза с ручным, задние с ножным управлением, сам тормоз колодочный. На фото «Иж Планета-5» отчётливо видны небольшие восемнадцатидюймовые колёса, а сама конструкция довольно лёгкая и не дотягивает до двух центнеров.

Back in the USSR. Тест-драйв самого быстрого советского мотоцикла

«Иж Планета-Спорт» — это, пожалуй, самый необычный советский мотоцикл. О нем мечтали все парни СССР. Он был словно глоток воздуха свободы — современный, яркий, быстрый… И спортивный. За то, что он часто попадал в сводки ДТП, его даже называли «Иж Планета-Смерть». На легендарной технике, рискуя жизнью, ездил Юрий Гладчук.

Рок-н-ролл в чистом виде

I’m back in the USSR, you don’t know how lucky you are, boys. Back in the USSR.

Чтобы понять этот мотоцикл, нужно включить известную песню «битлов» Back in the USSR. Потому что «Иж Планета-Спорт» — это рок-н-ролл в чистом виде. Не читайте этот текст, не включив фоном эту музыку. Включили? Тогда поехали!

Сегодня загнивающие капиталистические технологии GoPro позволяют вернуться в бывший СССР — сняли для вас атмосферную поездку по деревне на «Спорте» от первого лица

Не знаю, как было в 70-х и 80-х, потому что родился в последние годы существования Советского Союза, но, думаю, все было здорово. Особенно здорово было тем, кто долго-долго под Back in the USSR мечтал о самом быстром советском мотоцикле, а затем осуществил свою мечту. А если у тебя к «Ижу» были еще и джинсы — все, ты первый парень на деревне. Хотя и с «Планетой-Спорт» девушки должны «вестись», на что недвусмысленно намекала старая советская реклама. И была права.

Красивый мотоцикл. Совершенно непонятно, как идеологический отдел партии допустил его к выпуску. Ведь очевидно, что создан он для стиляг, тунеядцев и прочих хулиганов. Любителей джаза и рок-н-ролла. А ведь говорили, что если слушаешь ты джаз, значит, родину продашь.

Пять интересных фактов о «Иж Планета-Спорт»

1. В момент начала выпуска мотоцикл стоил около 1050 руб., последующие партии стали продаваться по 1000 руб., так что не каждый тунеядец мог его себе позволить. При этом в те годы «Москвич-412» стоил около 5000 рублей.

2. Советские мотоциклисты дали мотоциклу прозвище «пёс» (от сокращенного «Иж ПС»), «пээска» и «спортак».

3. Из-за непривычно высокого качества поговаривали, что «Планета-Спорт» предназначался для экспорта в США. Он действительно уходил на экспорт, особенно полюбился мотоциклистам Великобритании, Нидерландов и Финляндии.

4. «Спорты» были ярко-желтыми и оранжевыми, что в сочетании с черным цветом рамы и строгим блеском никелированных деталей смотрелось по-настоящему спортивно.

5. «Иж Планета-Спорт» выдерживал 50-60 тысяч км без заметного износа основных узлов. Очень неплохо для советской мототехники.

Ходят легенды, что якобы на этот мотоцикл жаловались главному идеологу партии Михаилу Суслову и тот пытался запретить его продажу. Но производство «Спорта» одобрил Брежнев, который лично проехал на мотоцикле. Поговаривают, что Леонид Ильич сам любил быструю езду, вероятно, поэтому «Иж Планета-Спорт» все же пошел в продажу. Не факт, что все так и было на самом деле, но мотоцикл действительно получился хулиганский.

Внешне «пёс» был очень похож на японские мотоциклы середины 1960-х годов вроде Suzuki T250 Super Six, Yamaha 350R5 и Kawasaki A1 Samurai. Стилягам он подходил, поскольку действительно был стильным. Чего только стоят черные круглые накладки на баке! Стремительный легкий силуэт мотоцикла сразу давал понять, что аппарат предназначен не для перевозки картошки, а для скоростных »отжигов». Даже в наши дни, когда в кастомайзинге популярна ретротематика, «пээска» выглядит круто.

До появления «Планеты-Спорт» в 1974 году хулиганы, тунеядцы и стиляги ездили на чешских Jawa. Но «пёс» тут же потеснил «чехов» на второе место. По сравнению с прямым конкурентом Jawa 350-634 новый «Иж» лучше разгонялся и тормозил, у него была выше максимальная скорость. Все-таки вес был меньше, а лошадиных сил — больше. Опять же стиль, стиль и еще раз стиль. Хотя между любителями «яв» и «псов» шли ожесточенные споры, чей мотоцикл круче, но мне по душе больше именно «Иж» — в нем больше рок-н-ролла!

Порочащие связи с Западом

Подходишь к мотоциклу — и удивляешься. Подписи к кнопкам на пультах и лампочках — на иностранном языке! Наклоняешься к карбюратору — видишь магическое слово JAPAN. Подавляющее большинство надписей не на русском, а на английском. Представляете, насколько в то время это было круто? Есть даже кнопка экстренного выключения двигателя и лампочка, которая загорается, когда находишь «нейтраль». Причем все кнопки расположены так, как у любого современного мотоцикла, — пульты ведь японские.

И это не «колхоз». Ранние мотоциклы штатно оснащались японским электрооборудованием, оптикой и карбюратором. Некоторые детали ставились от европейских мотоциклов, например, у первых «Ижей» был чешский замок зажигания, итальянский спидометр. Даже аккумулятор вначале ставился импортный.

А еще у ранней «Планеты-Спорт» была система раздельной смазки. Обычно двухтактные моторы смазываются маслом, которое смешивают с топливом в том или ином соотношении. Поэтому количество масла, попадающее в двигатель, зависит только от количества поступающего бензина. Но в ранних «пээсках» стоял насос, производительность которого росла при увеличении оборотов или нагрузки на двигатель.

Воспоминания одного владельца «Иж Планета-Спорт» (взято отсюда)

«Избыточная тяговооруженность позволяла «Спорту» легко вставать на заднее колесо, чем я часто пользовался перед скучающими барышнями. И однажды этот трюк приобрел особый шик. Ремень седла я умышленно убрал, чтобы пассажирки плотнее и чувственнее обнимали водителя. Мой товарищ, оказавшись пассажиром, беспечно сидел сзади и обнимать меня совсем не стремился — я был не против. Остановившись возле девчонок, мы небрежно поздоровались с ними, и я откручиваю ручку «газа», бросая сцепление.

Отрыв переднего колеса происходит штатно — мотоцикл «выстреливает» почти за горизонт. Притормаживаю, оглядываюсь — и ужасаюсь: мой товарищ в клубах пыли на карачках продолжает затухающее движение за мной! Джинсы и рукава — в дыры, колени и локти — в кровь… Но друг был оптимистом, причем пьяным оптимистом, поэтому этюд договорились считать постановочным, а выступление перед публикой — успешным. Больше он пассажиром не ездил, «Спорт» стал уважительно называть «пээсом», а меня — бешеным, особенно после гонок по перрону и ступенькам железнодорожного вокзала».

Со временем «Иж Планета-Спорт» растерял и импортные комплектующие, и систему раздельной смазки. Из-за замены карбюратора «Микуни» на отечественный К-62М максимальная мощность снизилась с 32 до 28 л.с. Поэтому особенно ценились мотоциклы первых лет выпуска, где все это было. И стоили ранние «псы» дорого даже в десятилетнем возрасте. Более подробно историю изменений в технической части можно почитать здесь.

К примеру, у нас в гостях прекрасно сохранившийся мотоцикл 1978 г.в. с пробегом всего 15.000 км и в «родной» краске. Карбюратор предыдущий владелец сам поменял с советского на японский. Задний фонарь уже советский. Но «поворотники», фара и пульты импортные. Системы раздельной смазки уже нет, как нет и резиновых подушек двигателя ранних экземпляров. Не тот уже пирог, конечно, но тоже очень крутой мотоцикл. Почему? Сейчас заведемся, и расскажу.

Мотоцикл тройного назначения

Поколдуешь с лапкой, заведешь этот чудо-мотоцикл — и улыбка до ушей. Даже у меня, чье детство прошло в 90-х, включается режим ностальгии, потому что звук работы двухтактного мотора — это звук моего детства!

Поговаривают, что завести его было не так просто, как чешского конкурента. Да, есть такой нюанс, особенно на «холодную». Еще и отдачу получишь от «кика», чай, не современный электростартер. Но зато когда заведешь — восторга полные штаны!

Для СССР того времени это очень быстрый мотоцикл. 340-кубовый «одноствольный» двухтактник ведет свою родословную от кроссовых байков, поэтому легко крутится, «взрывается» на средних оборотах и весело едет на «верхах». Несмотря на возраст, он довольно быстро набрал 120 км/ч, причем запас для разгона до официальных 140 км/ч еще оставался.

Да, «сотню» по паспорту «пээска» набирает за 11 секунд, но субъективно мотоцикл разгоняется быстрее. В условиях современного городского потока среди машин точно будешь первым. На трассе 100-110 км/ч идет без особого «напряга», разве что ветром сдувает как мотоцикл (сказывается легкий вес), так и мотоциклиста (нет ветровика). Но ничего в этом плохого не вижу — все вместе добавляет остроты ощущениям.

Если мысленно перенестись на нем в Советский Союз 1970-х годов, вспомнить, на какой технике передвигались советские люди, то понимаешь, что «Иж Планета-Спорт» — это реально «Иж Планета-Смерть». Слишком много дури и слишком мало веса: шайтан-арба, а не мотоцикл!

При этом экипировки толком нет, хороших дорог мало, куцые зеркала стоят не на всех автомобилях, а если и стоят, то только слева. Хорошо хоть этих машин было в разы меньше, чем сегодня. Но в любом случае «Иж Планета-Спорт» для Советского Союза убийственно быстрый мотоцикл.

А по нынешним временам 32 силы — ничто. Современные спортбайки «разжирели» и стали в разы мощнее, поэтому легкий «Иж» на их фоне ощущается велосипедом. Им очень просто управлять. На низких оборотах не огонек, конечно, но едет мотоцикл — можно садиться и новичку.

Сидеть удобно: посадка прямая — все в самый раз. Единственное, не совсем удобно прижимать коленями такой тонкий бак, но это дело привычки. Также все советские мотоциклисты дружно жаловались на вибрации, мол, в Jawa их не было. Но я часто езжу на «одностволках», поэтому особого дискомфорта не ощутил.

Тормоза? Они немного есть — это все, что я могу о них сказать. Задний еще что-то собой представляет, но на передний нужно давить изо всех сил. Переключения передач не самые четкие. Но я сравниваю с современной техникой, а для тех времен все было хорошо и с тормозами, и с переключением передач.

Сегодня удивляешься другому — универсальности. И в городе на нем покрасуешься, и по асфальту едешь быстро, и при отсутствии дорог нет проблем. Легкий вес, короткая первая передача, крепкая вилка, короткая база — ездить легко и по пересеченной местности. Да, задняя подвеска жестковата, просвет невелик — все-таки это далеко не современный эндуро. Но в свое время в полях и лесах на «Планета-Спорт» отжигали еще как!

При этом едешь по кочкам, едешь быстро, но ничего не гремит и не отваливается, как в некоторых современных «китайцах». Вообще на ямах посторонних звуков нет. Никаких. «Иж» не «гуляет» под тобой, в нем чувствуется прочность и основательность. В общем, для советской техники это очень качественный мотоцикл.

«Иж Планета-Спорт» — мотоцикл не то что двойного, а тройного назначения!

1. «Понты кидать». Надел джинсы, сел на модный байк, поехал в сельский клуб — все Маши твои. Главное, чтобы не настучали по хлипкому на вид и ощупь шлему, — «мажоров» не любили никогда.

2. Хорош на асфальте. Учитывая динамические характеристики автомобилей и мотоциклов СССР, «Иж Планета-Спорт» на их фоне самый что ни есть спортбайк.

3. В мотоцикле чувствуется мотокроссовое наследие «Иж-55» — он не боится пересеченной местности. Способствует этому и очень низкий вес — всего 135 кг «сухой» массы. На базе «Планета-Спорт» в апреле 1975-го начался выпуск спортивных мотоциклов для многодневного эндуро «Иж М-15» и кроссовой модификации «Иж-К-15».

Но недолго музыка играла — в 1985 году мотоцикл был снят с производства. Почему сняли — непонятно. Одни говорят, что из-за низкого спроса, мол, качество стало ниже, а цена осталась прежней, другие ссылаются на высокую смертность пилотов, третьи — на то, что Госавтоинспекция не могла догнать. Байки и легенды всегда окружали этот мотоцикл.

Кто хочет Back in the USSR, сегодня это можно осуществить с помощью машины времени «Иж Планета-Спорт» — в объявлениях они еще мелькают. Смешать бензин с маслом, лапкой не с первого раза завести — и в поле, на закат, вдыхая полной грудью лета аромат.

Что может быть лучше? Нет ничего лучше.

Юрий ГЛАДЧУК Фото и видео Антона ШЕЛКОВИЧА ABW.BY

Редакция благодарит Николая Мельникова за предоставленный для теста «Иж Планета-Спорт»

Заметки на полях

Все прогрессивно в «Планета-Спорт», но боковой подножки нет. Еще и «ушко» центральной подножки почему-то находится с правой стороны.

Для советского мотоцикла — лампочек громадьё. Все надписи — на иностранном языке. В детстве большое значение имело, до какой скорости расчерчен спидометр того или иного вида транспорта. В «Планета-Спорт» все по-честному: на спидометре максимум 140 км/ч — едет мотоцикл 140 км/ч. Для начинающих мотоциклистов незамысловатым образом указано, на какой скорости переключать следующую передачу.

Единственная видимая на мотоцикле русская надпись — «Иж», все остальное на английском, в том числе и название модели PLANETA-SPORT 350.

Боковины откручиваются простой «крутелкой», седло, под которым находился дефицитный импортный аккумулятор, не запиралось на замок. Блокировка руля появилась только в конце 1978 года. До этого бери — не хочу.

В распоряжении байка — бортовая сеть напряжением 12 вольт. Чешский конкурент в то время мог похвастать только 6 вольтами.

Официальный запас хода — 400 км, что очень неплохо. В реальности не проверял. Объем бака — 14 л, в то время как документально расход топлива составлял от 3,5 до 6,5 л в зависимости от скорости и стиля езды.

Разные по размеру колеса (19 дюймов спереди, 18 сзади) и тормозные барабаны — в то время это было очень необычно.

По случаю приглашаем вас на крупнейший в Восточной Европе ретромотофестиваль «Кола Часу». Возможно, туда приедет и «Планета-Спорт» — сегодня это редкий и эксклюзивный мотоцикл. В любом случае в одном месте соберется около 200 единиц раритетной техники — будет на что посмотреть. И не только посмотреть. На фестивале будет зона отдыха, фудкорт, беговелоплощадка для детей, прокат катамаранов и лодок, тир, тест-драйв мотоцикла M1NSK и другие развлечения. Кроме того, будет возможность приобрести как старинные вещи или даже ретротехнику, так и современные мотоциклы. Итак, Гребной канал на Заславском водохранилище, 25 июня. Приходите всей семьей — будет интересно! Более подробную информацию о фестивале можно найти здесь.

Определяющие технические характеристики Иж Планета-5

Оригинальные габариты (длина/ширина/высота) метр2,2/0,81/1,2
Габариты базы, метр1,45
Высота клиренса, см13,5
Характеристики движкаЁмкость—346 см3, мощь в 22 лошад.сил, двухтактный на 1 цилиндр,
Система охлажденияВоздушная
ТрансмиссияМногодисковое сцепление; КПП на 4 ступени
ЗаправкаМасляно-бензиновая смесь
Вместимость топливного бачка18 литров
Допустимый максимум скорости для мото «Иж Планета-5»120 километров в час
ТопливоБензин марки А-76
Механизм зажиганияКонтактный батарейный;
ПускКикстартер;
ЭлектрикаБатарея на 12 вольт
Тормозной механизмСпереди и сзади механический барабан, рычажная подвеска сзади, спереди телескопия, гидравлика
Заправка амортизаторов (спереди/сзади) объём на один амортизатор0,175 литров/0,075 литров
Размеры колёс3,5х18 дюймов, спицы
Сухой вес162 килограмм
Заправленная масса агрегата180 килограмм
Допустимая нагрузка170 килограмм
Максимум при полной массе с прицепом200 килограмм

Множественные видео Иж Планета-5, являются «живым» подтверждением популярности круизёра, а при правильном уходе, и его долговечности. Огромным плюсом мотосредства является его возможность допускать любые тюнинговые превращения.

Модернизация практически любой запчасти, проходит безболезненно, а итоговый результат заставляет испытывать неподдельную гордость.

Качественная характеристика мотоцикла подтверждает его необходимость и незаменимость в условиях пригорода.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]