Harley Davidson SA Peashooter 1928
Он отражает тенденции тех лет – моду на одноцилиндровые двигатели. Несмотря на огромную конкуренцию, американский производитель выпустил целый ряд подобной техники. Сначала в 1926 году родились Model A и B. Первую оснастили магнето, вторую – катушкой и аккумулятором.
Объем их V-образного мотора составлял 350 кубиков, клапана были сбоку. В модели S их сделали сверху. Она могла разогнаться до 160 км/ч. При езде выхлопная труба издавала специфические звуки, что отобразилось в названии. В переводе с английского оно означает игрушечное ружье.
Autoped
Американскую можно считать родителем современных скутеров, она первая совершила попытку создания полноценного скутера для передвижения по большому городу.
Первый прототип этого ретро мотороллера был анонсирован в тысяча девятьсот четырнадцатом году, а производство стартовало в 1916 г после внесения ряда усовершенствований. Первый скутер имел в своей конструкции четырех тактный двигатель и имел мощность 1,5 л.с. Переднее колесо приводилось в движение через многодисковое сцепление.
При весе всего в 50 кг цена скутера составила сто десять долларов. В состав также входили осветительная фара и сигнал. Для удобства переноски скутера присутствовала возможность крепления сложенного руля к заднему крылу.
После завершения производства скутеров в 1920 году, «Krupp» в 1921 году наладило производство улучшенной модели скутеров в Германии.
Vincent Comet 1950
Этот спортбайк назвали кометой из-за быстрого набора скорости. Хотя максимум у него скромный – 140 километров в час (по современным меркам). Для гонок тех лет это было солидно. Конструкция оснащена множеством узлов, которые могут регулироваться – руль, подножки и т.д.
Разработчик Филипп К. Винсент уделил особое внимание работе клапанов. Он добился, чтобы она была оптимальной на разных оборотах мотора. Выход нашелся в перемещении распредвала выше обычного.
Также было установлено коромысло раздвоенного вида. Благодаря такому подходу клапана открывались точнее. Самая интересная находка инженера — триангулированная задняя подвеска. Это новшество словно пришло из будущего. К недостаткам байка относили большой расход топлива.
Хранители времени – живая история советских мото
История нашей страны, в отличии от многих других государств, где культура сохранения исторических артефактов находится на недостижимо высоком уровне, рассыпается буквально сквозь пальцы. Объекты культурного наследия зачастую уничтожаются или выбрасываются, а создание краеведческих коллекций и организация тематических музеев пока, в основном, удел отдельных энтузиастов. Сегодняшняя заметка – финальная в рамках недели добрых историй и посвящена людям, берегущим наше прошлое.
Речь пойдёт не о, скажем, ребятах из Retro Scooters: несмотря на то, что отдельные члены этого клуба действительно являются ценителями классики, в большинстве своём для ретро скуте-ристов винтажный мотороллер – способ выделиться из толпы и определённый стиль жизни. Большинство из них родились в 90-х годах и практически каждый делает свой выбор в пользу «новоделов» – современных моделей, стилизованных под «ретро».
Молодые стиляги редко являются настоящими фанатами ретро, а лишь следуют трендам. Фото из группы Retro Scooters.
Реальный «олдскул» интересует далеко не всех, а возиться с дедушкиным Уралом вообще способны только единицы. А техника такого возраста обязательно потребует обслуживания, полноценно осуществить которое, за неимением оригинальных деталей и доступных специализированных сервисов, способен только сам владелец.
Изначально термин «мопед» означал мотоцикл, оснащенный педалями. На фото советская Верховина с сайта Drive2.ru
Конечно, существуют профессиональные мастерские, реставрирующие и обслуживающие классические модели мото, но стоимость их услуг для многих мотолюбителей недостижимо высокая.
Однако это не означает, что мастера, обслуживающие клиентскую технику, сами не фанатеют от ретро-байков. Так, например, брутальные реставраторы из Петербурга – Тимур Саныч и его команда, превратили давнишнее хобби в бизнес и помимо коммерческих проектов ведут просветительскую работу, публикуют видеообзоры на YouTube и даже разыгрывают Яву, которую восстанавливают в режиме онлайн.
Легендарная раритетная Jawa-«старушка» в таком состоянии обойдётся очень недешево. Фото из группы Ретроцикл.
Интерес к ретро-технике растёт с каждым годом, ведь это отличная возможность прикоснуться к истории мировой мотопромышленности и удивиться как сильно за какие-то несколько десятков лет изменился конструктив и внешний вид мотоциклов. Многие мировые произво-дители мототехники в последнее время значительно увеличили модельный ряд реплик старых моделей и байков, выполненных в ретро-стилистике.
У этого инжекторного Триумфа 2015-го модельного года впускная система стилизована под карбюратор, как дань стилистике. Но стоимость такого технологичного красавца в салоне официального дилера почти 700 000 рублей…
В России это направление также развивается. В Москве недавно стартовали продажи классических и относительно недорогих Royal Enfield, впрочем, пока не «взлетевшие» (видимо российские потребители предпочитают архаичным внешне моделям современные машины спортивного вида), а в Санкт-Петербурге вполне успешно продаются винтажные Индианы по цене неплохой квартиры в северной столице.
Indian Scout 2015-го модельного года стоит… А впрочем – просто полюбуйтесь этой машиной.
Организуются также многочисленные выставки и мероприятия, посвященные ретро-технике и мотоциклам в частности. Помимо крупнейших экспозиций вроде галереи Ильи Сорокина или музея техники Вадима Задорожного, в состав которых включены и старинные мото, существует ряд менее известных организаций, знакомящих нас с историей мотоциклов.
Так, например, проводит международный любительский чемпионат Moscow Classic Grand Prix – зрелищные гонки на классических автомобилях, а энтузиасты из Мотоклассики организовали в этом году первый слёт любителей винтажной мототехники.
А так выглядели предки современных Индианов… Экспозиция в Музее Техники Вадима Задорожного. Автор фото – Наталья «Poznamka».
Но кроме публичных организаций, названия которых вы можете встретить на баннерах и билбордах, есть и «маленькие люди», изо всех сил старающиеся сохранить для будущих поколений частичку прошлого. О них мы хотели бы рассказать подробнее, поэтому выход заметки немного затянулся – редакторы Омоймот побеседовали с героями нашего времени лично, чтобы познакомить читателей с реальными историями их жизни.
Музей Мопедов
Владимир Гордеев – довольно известный человек в мотоциклетной «тусовке». Завсегдатай Московского Скутер Клуба, известный на этом форуме как Bio-max, много лет помогал скутеристам и мотоциклистам вызволять неисправную технику на небольшом грузовичке, оборудованном под мотоэвакуатор.
Красный фургончик Био-Вовы, как называют его одноклубники, был неизменным спутником выездов различных мотоклубов и сопровождал байкеров в пути. Фото с форума Московского Скутер Клуба.
Как настоящий фанат ретро-техники, Владимир собрал значительную коллекцию классических мопедов и мокиков, изначально выставлявшихся в Музее индустриальной культуры в Москве.
Первые экспонаты в рамках временной экспозиции в Музее индустриальной культуры
Мечты о настоящем музее витали в воздухе, и однажды семья Гордеевых радикально изменила свою жизнь – снявшись с исторического места они переехали из Москвы в Витебск (Республика Беларусь), чтобы организовать там настоящий Музей Мопедов.
Тамошний ритм жизни и возможности для реализации своих идей показались Владимиру и его супруге идеальными: появилась возможность приобрести целый дом, в котором планировалось разместить экспозицию.
Рисунок жены Владимира, с которого всё началось
Реалии внесли свои коррективы и получилось всё не сразу, но сегодня Музей Мопедов – это место, очень похожее на мечты энтузиаста.
Интервью Омоймот с создателем Музея Мопедов, Владимиром Гордеевым:
Владимир дал комментарии по электронной почте, так как в этот момент выезжал в Москву за новыми экспонатами для музея и грядущей выставки в Минске.
Омоймот: Владимир, расскажите о себе. Как вы пришли к увлечению мотороллерами?
Владимир Гордеев: Мне сейчас 46, и в «мототеме» я не так уж и давно, лет 14. Первый скутер купил почти случайно, после поездки на Мото-Малоярославец. На фестивале я впервые прокатился на Yamaha Slider и купил его же через неделю. Чуть позже зарегистрировался на МСК, занялся эвакуацией и понеслась!
Интерес к мопедам появился после второго компрессионного перелома позвоночника… Пока отлёживался дома без работы, наткнулся на сайт Дырчик, заинтересовался историей малокубатурников, старыми моделями мопедов и мотороллеров.
Из этого интереса вырос небольшой сайт по истории на котором я собирал полезную информацию о характеристиках и ремонте старых мопедов. Практически одновременно с сайтом случайно купил первый мопед, чтобы спасти его от металлолома. Потом второй, третий. Стал сознательно покупать редкие вещи, чтобы их сохранить.
Не все экспонаты попадают в музей в хорошем состоянии – некоторые приходиться восстанавливать буквально по частям.
Когда коллекция разрослась, оформилась идея музея, как помещения, а не виртуального сайта. Изначально мопеды выставлялись в Москве, в Музее индустриальной культуры в Люблино.
На чём сейчас ездите?
Принципиально продолжаю ездить на скутерах. Сейчас – Piaggio Skipper 150 с бигблоком 1999 года.
Что порекомендуете начинающим скутеристам?
Рекомендаций много, всех не перечислить, но могу точно сказать что без полного комплекта защиты я не выезжаю вообще. Изрядно насмотрелся на самые разные аварии, в том числе глупые, а главное, как водитель эвакуатора – на их последствия.
Езда на скутере в городе так же опасна, как и на мотоцикле – об этом нужно помнить.
Почему вы решились на переезд в Витебск? Это ведь непросто, учитывая размеры коллекции.
Причин было много, строительство музея на своей земле – одна из основных. Среди прочего – спокойная обстановка для воспитания детей, смена ритма жизни.
Витебск – спокойный город без пробок и суеты. Здесь хватает своих проблем, но Москву я уже почти не воспринимаю, хотя и бываю там регулярно. Она на меня давит.
Владимир Гордеев с дочкой в Музее Мопедов
Москву я уже почти не воспринимаю, хотя и бываю там регулярно.
Она на меня давит.
Нет желания со временем вернуться, расшириться, организовать сбор средств на музей в Москве и Подмосковье, чтобы увеличить посещаемость?
Под Витебском уже куплен дом, он расположен прямо на московской трассе, где хороший поток байкеров, направляющихся в Европу. Со временем отстроимся тут основательнее.
Возвращаться нет желания совсем – для нашего образа жизни Москва проигрывает Витебску по всем показателям и с большим отрывом.
Сколько мопедов сейчас в коллекции? Сколько из них «на ходу»?
Всего более 30 штук, из них минимум 10 можно отнести к очень редким, а некоторые экзем-пляры вообще уникальные. Массовых общедоступных моделей мало, поэтому коллекция и интересна.
В коллекции Владимира большинство мопедов – настоящие раритеты
Что-то отдают бесплатно, деньги трачу только на редкие мопеды в более-менее «живом» состоянии и вкладываю много сил в реставрацию, поэтому завести можно любой мопед.
Моторы простые, исправные технически, но после каждого запуска приходится снова проводить консервацию, поэтому рабочие они номинально – прокатиться на экспонатах, к сожалению, не получится.
С какими сложностями вы столкнулись при создании музея?
Главная сложность, разумеется – бюджет. На аренду ежемесячно тратим немаленькую сумму, которую можно было бы потратить на экспонаты или те же стеллажи.
После переезда получили здание бывшего клуба областного исполкома – посодействовал отдел культуры. Провёл сбор средств через интернет, собрали более 100 000 рублей на оборудование музея через краудфандинг-платформу.
Первое помещение музея – старый клуб с актовым залом. Здание отобрали сразу после того, как были собраны деньги на ремонт.
Когда нужную сумму собрали – здание у отдела культуры было отчуждено для реализации. Оказались на улице с деньгами на руках, ответственностью перед людьми и без альтернатив на бесплатное помещение. Приняли непростое решение – покупать своё.
В той же деревне, где мы живём, продавалось здание бывшего ФАПа[Фельшердско-акушерского пункта – прим. ред.] и собранные средства мы отдали как первый взнос. Через полгода здание выкупили.
Но оборудование музея и ремонт здания – дело очень долгое, поэтому в качестве временной меры было решено арендовать и оформить готовое помещение в самом Витебске. Там и запус-тились 12 апреля 2015 года – на день Космонавтики, чтобы легче было запомнить дату.
Как сейчас идут дела у музея? Сколько у вас посетителей?
Сейчас всё, можно сказать, хорошо. Уже больше года музей открыт для посещений – есть помещение, возникающие проблемы оперативно решаются, коллекция постоянно пополняется, в том числе и силами посетителей.
Со временем в экспозицию вошли не только мопеды, но и различные исторические предметы быта, книги, игрушки. Мы дали этому кодовое название «Консервы времени» и теперь, по сути, вы можете посетить два музея за один раз.
Сегодня музей, фактически, объединяет две экспозиции – советских мотороллеров и предметов быта. Фото Народные новости Витебска.
Приезжают к нам со всей страны и из России. Много посетителей из Витебска, даже проводим организованные экскурсии для школьников. Недавно поставили рекорд – 57 детей из летнего лагеря за один день!
Рекорд Музея – 57 ребят из пионерского лагеря, посетивших выставку за один день!
Но я прихожу рассказывать и ради одного посетителя – не гонюсь за количеством, важнее эмоции и неподдельный интерес. Музей бесплатный, поэтому количество и не важно – даже наоборот, с чрезмерной загрузкой пока можем и не справиться.
Какие экспонаты сильнее всего «цепляют» взрослых посетителей, а что больше нравится детям
По мопедам у меня есть отличные истории «для своих» – тех, кто способен оценить редкость и состояние. И большая общая экскурсия помимо мопедов включающая воспоминания о моих школьных годах и предметах того времени – аудиотехнике, игрушкам, печатным материалам. В планах развести это, но пока такая ситуация даже лучше для посетителей небольшого музея.
Существенную часть экспозиции составляют советские игрушки из времён школьных годов Владимира. Народные новости Витебска.
Разумеется старые байки интересны, в основном, взрослым. Но и для подрастающего поколения есть интересные рассказы из серии «как раньше жили без смартфона» с демонстрацией предметов, раньше выполнявших функции современных мобильных приложений. Ну и, конечно, игрушки времён юности их родителей дети тоже не оставляют без внимания.
Занимаетесь какой-то параллельной активностью? Как привлекаете посетителей, кроме форумов и сарафанной молвы?
На следующей неделе повезу десяток мопедов на выставку «Кола Часу 2016» в Минске. Про музей регулярно пишут в местной прессе – витебской и белорусской. Планируется статья в журнале мото.
Вот и на Омоймот напишете – неожиданно, приятно
Участник белорусского фестиваля ретро-техники Кола Часу. Фото с сайта Retromoto.by. А какие-нибудь пробеги на классических мопедах или, например, добавить в коллекцию автомобили на базе мотороллеров не планируете?
Такие мысли есть, можно делать вообще всё что угодно, но времени не хватает даже на это. Я делаю только то, что могу сделать сам – на других стараюсь не рассчитывать. Это медленнее, но надёжнее.
Вы тратите на экспонаты только личные средства? Государство как-то помогает?
Музей частный, к государству отношения не имеет, поэтому да – пока это только моя персо-нальная инициатива. Ну и юридически статус музея получить довольно непросто, это серьёзное дело. У меня просто небольшая интересная выставка.
Теперь красный грузовичок Владимира ездит по двум странам и собирает редкие экземпляры для своей коллекции. О чём мечтаете, помимо развития музея?
Вырастить детей, мир во всём мире и всё такое
А сам музей каким видите через несколько лет?
Главное – всё еще бесплатный. В своём помещении, с большой и еще более интересной экспозицией. Предел мечтаний – своя земля в доступности от дороги, с байк-постом для проезжающих мотоциклистов.
Надеемся, что Музей Мопедов через несколько лет будет выглядеть как-то так. Автомузей в Реймсе, фото с сайта 33gid.ru. А почему сменили такую историческую фамилию? [раньше Bio-Max’а в миру звали Владимир Мячин – прим. ред.]
В честь деда по материнской линии. Решение не спонтанное – поменять хотел с детства.
Чем читатели Омоймот и лично мы можем помочь Музею? Возможно есть что-то, в чём музей нуждается и это станет посильной для нас задачей.
Делайте репосты. Приезжайте в гости
Спасибо вам! Обязательно
Владимир Гордеев приглашает читателей Омоймот посетить Музей Мопедов в Витебске. Фото – Народные новости Витебска.
––––––
Мы благодарим Владимира за уделённое время и призываем всех, кто окажется поблизости от Витебска непременно посетить Музей Мопедов и рассказать о нём друзьям, интере-сующимся ретро-мототехникой.
Если вы хотите помочь семье Гордеевых осуществить мечту, задать им вопрос, приехать в гости или поддержать ребят морально – свяжитесь по контактным данным, указанным на сайте музея.
Больше интересного о Музее Мопедов можно узнать из официального .
Турист на мопеде
Владимир Андреев, более известный в интернете как Зигмунд Колоссовский – большой фанат мотопоездок на легком мопеде Рига 7. Владимир делится с читателями своими отчётами на страницах сайта Турист на мопеде, созданного специально для публикаций о мотопутешествиях, наподобие настоящего дорожного дневника.
В рунете Зигмунда знают довольно многие. К сожалению, иногда можно встретить едкие высказывания или нападки, но добрых людей, хорошо относящихся к Владимиру, тоже отнюдь не мало. Пользователи популярного развлекательного ресурса Два.ч прозвали Владимира «Беспечный Усач», по аналогии с популярным художественным фильмом и известным российским туристическим мотофорумом «Беспечный ездок». Мы не приводим ссылку на обсуждения, чтобы не задеть чувства автора мотозаметок, а любопытные читатели без труда отыщут её сами.
Владимир в образе Махатмы Ганди – коллаж пользователей Двача.
Авторы Омоймот являются давними и преданными поклонниками отчётов о путешествиях этого настоящего туриста. Мы связались с Владимиром по телефону и расспросили о его сайте, жизни и увлечениях.
Интервью с создателем сайта Турист на мопеде – Владимиром Андреевым.
Из уважения к собеседнику мы публикуем интервью практически полностью, с минимальными правками и сокращениями.
Омоймот: С чего началось ваше увлечение мопедами? На сайте есть немало информации, но хочется услышать историю от вас.
Владимир Андреев: Началось всё в далёком 1970-м году. Меня всегда тянуло к технике, хотелось иметь по возможности мотоцикл или мопед, а был только велосипед. Просить деньги у родителей ситуация не располагала, вещь всё же дорогая – легкий мопед Рига 7 на тот момент стоил больше половины зарплаты моей мамы.
После 9-го класса я пошёл летом работать грузчиком в продовольственный магазин в Москве в Текстильщиках, заработал деньги и купил себе новенькую Ригу 7. С тех пор на ней и езжу.
Мопед Рига-7 – мечта советского подростка. Рекламный проспект 70-х годов.
Были, конечно, определённые проблемы – двигатель мопеда не очень совершенный, поэтому периодически ломался. Знакомых, способных помочь с ремонтом у меня тогда не было, привык обходиться своими силами. Ну и интернета, как вы понимаете, еще не существовало. Тем не менее мопед доставлял мне огромное удовольствие, ездил я по Москве и по области, людей катал на багажнике.
Владимир и в молодости был страстным путешественником
Потом поступил в институт, старательно в нём отучился (что в те времена было не редкостью, такое отношение к учёбе), всё время отдавал занятиям, потом пошёл работать в научный институт и моё время занимала уже наука, и мопед как-то остался в стороне. Я на нём не ездил, он стоял в сарайчике на даче, неисправный. Появились другие жизненные цели, приоритеты.
Годы шли, работа сменилась и времени свободного стало побольше и вот в 2008 году летом я мопед реанимировал. Ну и, как говорится – сразу «зацепило».
Рига 7 после реставрации в 2008 году
После этого стал я путешествовать по интересным местам Подмосковья, в которые всегда хотел попасть – а с мопедом это стало гораздо проще. И довольно много чего посетил, наездив свыше 7 000 километров по дорогам Подмосковья, отсюда и родилась идея создать сайт Турист на мопеде и рассказать другим об этих местах.
Владимир, спасибо за такой подробный рассказ! Подскажите, а чем вы занимались до того, как увлеклись мотопрогулками? Работа, хобби, увлечения?
Работал я в Институте физиологии растений Академии наук СССР, потом началась перестройка, рыночные реформы и институт развалился. Примерно 13 лет я отдал науке, после чего пришлось пойти рабочим на стройку. Много кем успел потрудиться, сейчас работаю курьером.
Примерно 13 лет я отдал науке, после чего пришлось пойти рабочим на стройку.
А насчёт хобби – я из вымирающего племени дачников-огородников. Не из тех, что на даче шашлыки жарят, а занимающихся именно садоводством, огородничеством.
Дачный домик Владимира, обвитый девичьим пятилисточковым виноградником
Приходится как-то увязывать мотопрогулки с этим обстоятельством, поэтому не всегда есть возможность уехать куда-то далеко. Езжу я на расстояния преимущественно до 280-300 километров, потому что не сказать, что человек я совершенно свободный и могу взять и уехать на неделю-другую, а так бы, наверное, ездил.
Когда чего-то у тебя слишком много – это приедается, как вкусная еда или какие-то другие вещи.
Вот иногда и приходится путешествовать по остаточному принципу, так бы может уделял туризму больше внимания. Хотя с другой стороны, когда чего-то у тебя слишком много – это приедается, как вкусная еда или какие-то другие вещи. Кататься постоянно – это профессия, например для вас – журналистов, тест-пилотов.
На своём сайте Владимир рассказывает о настоящих путешественниках, которых знает лично. Совместное фото с Иваном Ксенофонтовым, мастером спорта по туризму, тест-редактором журнала Мото.
Полностью согласен. На вашем сайте отличная колонка об экипировке, сделанной своими руками и аксессуарах для мотоцикла из практически подручных средств. У вас был опыт какой-то инженерной работы, помимо научной деятельности?
Спасибо за комплимент, но я не инженер, а скорее естествоиспытатель. Читателям Омоймот, наверное, неинтересны такие подробности – я был фитофизиологом, изучал процессы метаболизма (обмена веществ) в растительных организмах в условиях аноксии (отсутствия кислорода). В первую очередь – энергетического обмена растительной клетки. Имею более 20 печатных работ в СССР и за рубежом. Но при этом всегда был увлечён мототехникой. И в 70-е годы и сейчас, если имеешь мопед – нужно уметь его обслуживать.
Владимир – опытный механик и обслуживает технику только самостоятельно.
Если едешь на иномарке, тут проще – станции техобслуживания, профессиональные мотосервисы и так далее. А если мопед старый, советский – существуют, конечно, станции по ремонту, но никогда не помешает уметь ремонтировать его самостоятельно, особенно в дальней поездке.
Мы не вызываем электриков, сантехников, а если сарай построить – зря я что ли на стройке работал?
Поэтому-то и пришлось научиться работать с металлом и делать всё самому. Дома и на даче тоже, по возможности, стараюсь всё делать сам. Мы никогда не вызываем электрика, сантехника, а если сарай построить – зря я что ли на стройке работал?
Согласен. Хочешь сделать хорошо – сделай это сам!
Сейчас, конечно, можно купить практически любую мотоэкипировку, хоть новую хоть б/у, но что мне хотелось показать своим примером – можно ездить абсолютно на чём угодно, в экипировке сделанной своими руками, без каких-то существенных затрат, а получать при этом очень много удовольствия.
Функциональные багажные сумки, сделанные своими руками, обошлись Владимиру всего в 200 рублей за штуку!
Шильдик «Турист» сделали по знакомству очень дёшево. А вот оранжевую ткань и швейную фурнитуру (ремни, пряжки) пришлось покупать. В результате, каждая сумка обошлась примерно в 200 рублей. По-моему, это недорого.
из статьи «Бюджетные багажные сумки»
Сначала Владимир путешествовал с вещмешком и школьным рюкзачком со свалки, но это, конечно, было не очень удобно
У вас отлично получается! Лично меня сайт очень вдохновляет. Расскажите немного про вашего товарища по поездкам – Георгия (Jukl’а).
Это интересно получилось. Когда я стал кататься на мопеде и рассказывать об этом всем друзьям, как ни странно, многих из них эти поездки увлекли. Не просто каких-то чудаков, оторванных от жизни или не от мира сего – тот же Георгий женат, у него есть дети и тем не менее, он заинтересовался таким, казалось бы подростковым увлечением, как турпоездки по Подмосковью на мопеде.
«Привет из Африки!» – верный «боевой товарищ» Владимира – Георгий «Жукл».
С Георгием я был знаком на тот момент уже достаточно давно – он очень опытный водный турист, ходил на байдарках в дальние походы, но так его мототехника увлекла, что сейчас он даже получил права категории Б, чтобы спокойно ездить на мопеде.
Неизменный пикник после долгой дороги. На этот раз бивуак расположился у стен Подольского гидроузла, или, как называют его участники поездки – «Подольского моря».
Другому знакомому уже за 70 лет, у него есть внуки и даже права на мотоцикл и автомобиль. Но несмотря на это купил китайский четырёхтактник и стал на нём постоянно ездить, тоже его это дело «затянуло». Пример оказался заразительным.
Вас часто можно увидеть на фотографиях в Музее индустриальной культуры. Что вас связывает?
Существенная часть экспозиции музея – мопеды и мототехника, автомобили, предметы в стиле ретро, так что есть духовные точки пересечения. С сотрудниками музея я познакомился лет 7 назад, увидел здесь увлеченных людей, умеющих работать руками.
Владимир – друг и частый посетитель Музея индустриальной культуры.
С тех пор успел поучаствовать в нескольких мероприятиях, организованных музеем, например в фестивале ретро-автомототехники «Виват 2010», «Виват 2011». В 2014-м году это дело, к сожалению, прервалось. Мой мопед Рига-7 выставлялся вместе с экспозицией фестиваля.
Так что с музеем нас связывает общая история страны, запечатлённая в технике, в частности мототехнике и предметах быта. В моей семье такая традиция – крайне мало что выбрасывали. Скажем, сохранились мои детские игрушки, хотя мне уже 57 лет, сохранилась одежда того времени, и много из этого представляло интерес для Музея индустриальной культуры. Большинство из этого я музею подарил. Даже послевоенная кукла моей мамы, оставшаяся с 48-го года, лежит в запасниках, вместе с заводным медведем начала 50-х годов.
Это стало возможным благодаря заслугам директора Ивана Львовича Железнякова и его ближайшего окружения, по мере сил друзья и сотрудники стараются ему [музею] помогать.
Директор Музея индустриальной культуры Иван Железняков в репортаже РИА Новости.
У музея год назад были проблемы с землей, её хотели выставить на торги и интернет-пользователи подписывали петицию в защиту музея. Что сейчас с этой ситуацией, эти инициативы помогли?
Вы понимаете, может быть помогло, а может и нет. Музей подвешен в воздухе – никаких прав на землю он не имеет, финансирования у музея нет ни государственного, ни частного, ни муниципального. Но пока к счастью не выгоняют, не приходят судебные исполнители, не требуют освободить занимаемое помещение, землю в недельный срок.
В числе прочих за музей вступился известный российский дизайнер Артемий Лебедев. Фото tema.lj.ru.
Тем не менее отвоевать музей пока не удаётся – есть такая недоработка в нашем законо-дательстве, что землю под бесплатный, подчёркиваю, музей социальной направленности, а не какую-то гадость, не дают. Это, фактически, музей истории, выраженный через мате-риальные предметы. А его заставляют получать землю через торги. Я считаю, что должна быть какая-то законодательная норма, Госдуме стоит выделять подобным музеям землю в бесплатную аренду, разумеется с учётом значимости экспозиции.
Музей индустриальной культуры – это материальная память нашей эпохи. Фото tema.lj.ru.
То есть сейчас эта история утихла, но если вдруг какие-то новые прецеденты возникнут – не стесняйтесь писать, в том числе нам, такие истории обязательно нужно освещать.
Спасибо!
Оставим эти бытовые вопросы. О чём вы мечтаете? Что вас заставляет двигаться вперёд?
Есть у меня такая черта характера – видеть романтику там, где другой может её не заметить. Для кого-то и Ниагарский водопад – это просто большой кран из которого хлещет вода. А невероятная песчаная пустыня, Каракум или Сахара – огромная песочница, что тут может быть для него интересного.
Для кого-то и Ниагарский водопад – это просто большой кран из которого хлещет вода.
У меня, как и у многих других людей, есть способность видеть увлекательное и интересное в малом. Скажем скалы под Васильевском – ясно, что это не Эльбрус или Казбек – скалы высотой 25 метров в лучшем случае, тем не менее сердце замирает от восторга. А когда посе-щаешь исторические места, пусть и разрушенные – перед глазами возникают воины нашей советской армии, или участники битвы с французами или Великой Отечественной войны – всё это зовёт в дорогу. Да и уехать на мопеде можно практически куда угодно.
Jukl – отчаянный скалолаз. Поездка в Полушкинские каменоломни около деревни Васильевское
Конечно иногда можно взять машину или такси и доехать куда нужно, но мопед – это с одной стороны экономный вариант, ведь денег он требует довольно мало, с другой – чисто эмо-циональное восприятие: едешь на мопеде Рига 7, как будто летишь по дороге где-то в 70-е годы, ну и наконец люди, которые реагируют позитивно, вспоминают детство, останавливаются, спрашивают, интересуются.
Это для меня своего рода машина времени
Отчасти для меня это своего рода машина времени – бывает такая иллюзия, когда вдоль шоссе, например, стоят советские телеграфные столбы, потом встречаешь какой-нибудь Москвич или Запорожец и едешь вместе с ними на своей Риге как в старые добрые времена – это тоже играет роль.
Привет из 70-х! Фотография постановочная.
А бывает, что приходится заночевать в поездке? Или стараетесь ограничиться одним днём?
Нет, были и двухдневные поездки. Обычно в таком случае я стараюсь переночевать у товарищей на даче. Почему не 3-5 дней? Как я и говорил – нужно заниматься садом-огородом и домашние дела, помимо работы, всегда найдутся.
Мопеды у обмелевшего русла «горной реки» в Полушкинских каменоломнях. Туристы предпочитают ездить налегке одним днём, зато делать это чаще!
Да и элемент насыщения присутствует – съел тарелку супа, а в кастрюле еще осталось – не будешь же есть, пока не закончится всё в кастрюле и холодильнике. После пары дней уже и такого горячего желания куда-то дальше ехать нет. Наоборот – хочется чтобы впечатления отстоялись, чтобы написать отчёт и поделиться с окружающими. Хотя такие поездки есть в планах, посмотрим!
Значки из коллекции Владимира путешествуют с небезразличными к его делу мотоциклистами по всему миру. На фотографии долина Ингурской ГЭС в Грузии. Фото с сайта Два.Ч. Если бы была возможность отправиться куда угодно, что бы вы выбрали? Есть какое-то место силы, которое вас притягивает?
Наверное есть. Всё равно так или иначе начинаешь мечтать, даже если эти фантазии неосуществимы. Я бы хотел побывать на Алтае и Закарпатье, но это, конечно, уже даже и не Россия. Из дальнего зарубежья я бы хотел увидеть Италию.
«Подмосковная Швейцария» в окрестностях Звенигорода
Это, разумеется, всё нереализуемо. Мечты более ближнего плана – побывать в Верхневолжье, поездить по таким городам как Старица, побывать во Ржеве, может быть в Твери. Полюбоваться на реку Волгу и реку Холоколью. Может удастся осуществить, а может нет, посмотрим – как судьба сложится.
Напоследок личный вопрос – вы человек очень скромный, но есть ли что-то, чем читатели или администраторы могут помочь вам или Музею индустриальной культуры?
Большое спасибо, я в помощи не нуждаюсь, а насчёт помощи музею – у нас на территории живут собачки приблудившиеся и одна из них 22 мая родила 8 щенков.
Если бы вы помогли нам их раздать – было бы просто здорово! Такие симпатичные дворняжки, будут небольшого размера, пока еще очень маленькие. Замечательные просто щенки!
…
[На этом моменте голос у автора заметки подломился, а в горле образовался комок. Пришлось взять себя в руки и что-то пробормотать, чтобы не огорчить человека]
Обязательно прорекламируем!…
Можно сделать акцию – кто возьмет щенка, получает право на год бесплатных посещений музея! Шутка, на самом деле у нас билет и так бесплатный.
[смеемся]
Большое вам спасибо! Было очень приятно познакомится, надеюсь щенков заберут в добрые руки!
Да, это главное! А всё остальное мы сами решим. Спасибо и вам, сайт Омоймот мне очень нравится, желаю всего наилучшего вам и вашим читателям!
Неутомимые путешественники – Зигмунд Колоссовский и его друг Жукл
Добавить что-то тут очень сложно.
Это одна из многих историй людей, чья судьба в значительной мере была покорёжена государственной машиной. Сегодня научный сотрудник – а завтра строитель или курьер.
К счастью Владимир не из тех, кто привык унывать или опускать руки. Гибкий пытливый ум, невероятная харизма и эрудиция помогают этому человеку оставаться «в седле» и вдохновлять нас своими историями.
Он не привык жаловаться и разговаривает с большим достоинством, при этом совершенно открыто и максимально дружелюбно. Немного нарочитая, по сегодняшним меркам, литературная речь – это не стилизация для создания соответствующего настроения в текстах на сайте, а единственно приемлемый для интеллигентного советского биолога способ общения. Говорить с ним действительно было очень приятно.
Так, например, Володя никогда не упоминает в диалоге, что большую часть своих артефактов он нашел на свалке – не потому, что стыдится этого факта (на сайте об этом написано совершенно открыто), а потому что всё это мелочи жизни, ерунда не достойная внимания. Как вежливый человек, он попросту не станет нагружать незнакомца своими проблемами, а вот позитивной энергией поделится с окружающими с радостью.
Главное для Владимира – это эмоции, которые мототурист получает от поездок и благодарные читатели, мотивирующие его продолжать это дело. Поэтому если вы хотите поддержать этого чистого, совершенно космического человека или дело его жизни – Музей индустриальной культуры, то начните с малого – помогите раздать щенков.
Rene Gillet Model G1 1933
Байк создал француз Рене Жилле, начавший в 20 лет экспериментировать с моторами. Сначала он устанавливал их на велосипеды, прикрепляя впереди над колесом. Затем они перекочевали внутрь рамы. К тридцатым годам появилось четыре модификации мотоциклов.
Эта модель обладает такими характеристиками:
- бак топливный – 13 л;
- масляный – 6 л;
- сцепление в двух вариантах – ножное и ручное;
- колеса легко снимаются;
- развивает скорость до 110 км/ч;
- вес 165 кг.
R1955 – японский харлей
Для японцев мотоциклы всегда были не дорогим и надежным транспортным средством. При всех усилиях разработчиков и создании прототипов, байки в серию не пошли, поэтому жители Японии довольствовались импортом.
В 1912 году в Японию завезены байки Harley – Devidson, а по окончанию Первой Мировой Войны поставками байков занялась . Из за своей неудовлетворительной работы фирма потеряла контракт, и в 1924 году поставки были доверены , что в последствии подвело к сотворению H-D Motorcycle Sales Company of Japan».
Из за падения иены 1929 году, байки завозимые из Штатов получились непомерно дорогостоящими для жителей Страны восходящего солнца. Альфред Рич Чайлд грамотно построил консорциум, благодаря ему Sankyo приобрела права для полноценного изготовления байков Харлей Девидсон. Главным условием сделки была продажа мотоциклов только на рынке островного государства.
Фабрика была построена в столице Японии и являлась бесспорным лидером в изготовлении байков, где в принципе и зародился мото пром. Harley — Devidson экспортировался на островное государство вплоть до тысяча девятьсот тридцать пятого года, до того момента когда завод Shinagawa начал производство в полную силу.
«Rikuo» полностью собран из компонентов произведенных в Японии. Этот байк полностью идентичен Harley -Devidson VL «Big Twin», которую анонсировали в Соединённых Штатах в году.
Компания Харлей Девидсон не оглашала совместную работу с японцами, по той причине, что промышленники из Америки сильно помогли японцам изучить методику потокового производства перед началом Второй Мировой Войны.
Модификация мотоцикла имеющая двигатель объемом 750 см3 предназначалась для ездоков одиночек. По окончанию войны производство было возобновлено, и продолжалось вплоть до 1950 года.
Классификация мотоциклов
Изначально мотоциклы делятся на три основные категории: чоперы, спорт-байки и классика. Спорт-байки — это все то, что в пластике, который добавляет скорости; классика — это, грубо говоря, те же спорт-байки, но без пластика, а чопперы — это такие низкие, хромированные и орущие мотоциклы, лоу райд. Естественно, у всех трех типов есть подвиды, все они как-то друг с другом пересекаются, рождая массу гибридных вариантов.
Сити-байк — это просто классический мотоцикл, который предназначен в силу своей малой кубатуры и легкости в управлении для езды по городу. Это скорее даже велосипедный термин, его в мотоциклах не часто используют. |
Бобберы — это переделанные городские и военные мотоциклы без всего лишнего, но сейчас их уже делают из всего подряд. Все то, что не позволяло ему быстро ездить, было снято: крылья, электрика, фары, поворотники, лишнее седло — все снимали, и получался легкий мотоцикл. |
Каферейсеры — это некий предок сити-байка, чисто английская мотоциклетная культура: там появлялись ребята, которые гоняли по городу на своих мотоциклах — по узким улочкам, от ресторана к ресторану — так и появилось это название. |
Нэйкед — это еще один дополнительный подвид мотоциклов, то есть полностью голый облегченный вариант. Их пригоняли на трэк, а там заделывали пластиком, превращая в спорт-байки, поэтому не понятно, что с чего из них началось. |
Также стоит упомянуть о кроссовых мотоциклах или «кроссачах», на них гоняют по грязи. |
Боб Дилан — Triumph Bonneville T120Стив Маквин — Triumph TR6 TrophyДжеймс Дин — Triumph Trophy 1955Мик Джагер — Honda CB350Жерар Депардье — Harley Davidson V-Rod