Как растаможить мотоцикл? Особенности процедуры


Постоянный рост количества автомобилей, бесконечные пробки и бешеный ритм жизни увеличивают спрос на мотоциклы в Москве и других крупных городах России. Поклонники мототехники делятся на две армии: те, кто предпочитают сделать покупку в салоне, и те, кто заказывают байки заграницей. Второй способ предоставляет больше возможностей в плане выбора (перед вами открывается рынки США, Азии, Европы) и цены (можно купить достойную б/у модель, по характеристикам превосходящую новинку из салона). Остается только вопрос «Сложно ли растаможить мотоцикл в России?». О том, сколько стоит процедура и какие этапы нужно пройти, чтобы стать счастливым обладателем мечты, подробно разберем ниже.

Сколько стоит растаможить мотоцикл в России?

Разберемся, из каких этапов состоит процесс растаможки:

  • Для начала нужно обратиться в таможенный орган по месту регистрации нового владельца, подать заявление и предоставить пакет документов (паспорт гражданина РФ, инвойс на оплату и подтверждение оплаты, например, чек или расписку от продавца о получении денег).
  • Внести депозит на счет таможенного органа в размере 41,6% стоимости транспортного средства. Эта сумма является гарантией того, что владелец сможет оплатить последующие пошлины и завершить процесс оформления.
  • Оплатить таможенные сборы.
  • Получить расписку и гарантийный сертификат, позволяющие ввозить и эксплуатировать транспортное средство на территории России.

Сколько стоит растаможить мототехнику, зависит от ряда параметров:

  • Таможенная стоимость ТС (определяется по официальным каталогам «SCHWACKE» для Европы и N.A.D.A. для США).
  • Мощность и тип двигателя.
  • Масса байка и год его выпуска.
  • Субъект, подающий документы (физическое лицо, ИП либо юридическое лицо).

Обратите внимание, что если по каталогу таможенная стоимость ниже, чем цена покупки, указанная в инвойсе, то расчеты будут вестись именно на основании цены покупки. Для физических лиц достаточно оплатить 30% от таможенной либо заявленной стоимости байка (смотрим примечание выше).

Посчитать, сколько стоит растаможка для юридических лиц, несложно. Оперируйте такими числами:

  • 12-18% от стоимости байка (ставка зависит от кубатуры и страны, из которой ввозится техника) – таможенная пошлина.
  • 20% от суммы таможенной стоимости и пошлины – НДС.
  • 455 рублей за 1 л.с. – акциз для двигателей мощностью более 150 л.с., например для городского стритфайтера Ямаха MT-10.
  • 150-500 рублей – цена оформления документов.

Вместо ручных подсчетов можно воспользоваться автоматическим калькулятором. Если итоговая стоимость покажется вам слишком высокой, это еще не повод отказываться от качественной импортной мототехники. Обратите внимание на американский либо японский аукцион, где цена лота указывается уже с учетом растаможки и доставки.

Спортинвентарь.

Данный термин используют спортсмены-кроссмены. Техника, на которых они тренируются (кроссовые мотоциклы), считается спортивным инструментом, предназначенным для использования на закрытых трассах. По дорогам общего пользования на такой технике ездить запрещено. Тем не менее, в объявлениях о продаже дорожных мотоциклов часто используется термин “мотоцикл был привезен как спортинвентарь”.
Такой документ выписывается спортивной федерацией мотоциклетного спорта. Разумеется, на дорожные мотоциклы такой документ легально получить невозможно. Поэтому недобропорядочные продавцы осваивают метод подделки документов, их цель – усыпление бдительности наивных покупателей во время продажи своих якобы легально ввезенных мотоциклов.

Каким образом мотоциклы попадают на территорию РФ без таможенной очистки?

Схема довольно-таки простая, отработана годами и действует безотказно.

Существует несколько группировок: одни живут постоянно в Италии, другие – в Украине. Первые воруют мотоциклы, разбирают их до последнего винтика и складывают в грузовые автомобили, идущие в Украину. Машины проходят границу без досмотра по предварительной договоренности. Эти фуры с мотоциклами встречают члены группировки в Украине. Собирают заново мотоциклы и выставляют на продажу.

Что-то продается в Украине, а что-то отправляется в Россию. Конечно, граница между этими государствами не столь непреступна, как в случае с Европой. Так мотоциклы в собранном виде попадают на территорию РФ и продаются там под видом “нерастаможенных”.

Как растаможить мотоцикл из Японии?

Если вы уже давно мечтаете о Kawasaki GTR 1400 или культовом туристическом Honda Gold Wing 1800, привезенных прямиком с исторической родины к вам домой, рассчитайте стоимость по приведенной выше схеме. Пошлина в этом случае может составлять 18-45% от стоимости модели. В случае с Кавасаки вам нужно будет включить в бюджет покупки акциз (455 рублей, умноженные на 160 л.с. +20% ндс). Для Хонды мощностью 117 – 126,5 л.с. в зависимости от года выпуска этого делать не нужно.

В целом Япония славится большим выбором тяжелых моделей и незначительными расходами на логистику по сравнению с техникой из Европы. Также в бюджет необходимо заложить стоимость хранения техники на складе до момента, когда ее можно будет официально ввезти в РФ (рассчитывается посуточно).

И так, что такое таможенная очистка?

Таможенной очисткой или растаможкой называют комплекс необходимых действий, совершающихся при пересечении границы любых товаров или транспорта. Процедура состоит из таможенных услуг, таможенного оформления, а также уплаты таможенных пошлин. Для чего нужна таможенная очистка? При перемещении грузов через границу таможенная очистка – необходимость. Это своего рода плата за законное нахождение груза в РФ. По сути, данная процедура создана с целью защитить отечественного производителя от товаров импортного производства. Однако на деле таможенная деятельность приносит государству до 50% дохода в федеральный бюджет.

Как растаможить мотоцикл из Европы (Польши, Белоруссии, Литвы, Германии)

Если ваш выбор мото остановился на немецком BMW R1200RT, есть смысл обратить внимание на подержанные модели из Европы, так как цена официального дилера может быть слишком завышена. Госпошлина при ввозе техники из Европы может составить от 40%. Таможенная стоимость будет рассчитана по каталогу Eurotax «SCHWACKE» (в народе «Шваке»). Обратите внимание, что цена по «Шваке» может быть выше той, которую вы отдали за байк. Поэтому в Европе есть смысл заказывать, например, то, что вы не найдете в Японии. Так что 125-кубовую Ямаху или 600-кубовые дорожные Хонды лучше поискать в Стране восходящего солнца.

Последовательность действий при растаможке

Любая транспортная единица, ввозимая в Россию, в обязательном порядке должна пройти процедуру растаможки.


Процедурой можно заняться самому или доверить этот процесс профессионалам. В каждом из этих способов есть, как преимущества, так и недостатки. Просто нужно изучить каждый вопрос в отдельности, и взвесить свое положение, в каком вопросе для вас больше будет плюсов. В любом случае, если вы или вам пригнали мотоцикл из европейской или азиатской страны, вы должны его растаможить. Если вы решите не делать этого, у вас его могут просто изъять.

Не будем рассуждать, как проходит данная процедура в той или иной стране, у нас в России растаможка мотоцикла — достаточно сложная процедура, требующая и времени, и сил, и денег. Первая проблема, которая может у вас возникнуть, это если на таможне не примут стоимость вашего байка, которую вы заявили. В этом случае вы должны будете обращаться к независимому оценщику. Он и вынесет вердикт. Для определения стоимости вашего мотоцикла они обращаются в каталожные цены.

Кто обычно покупает мотоциклы за границей? Те, кому очень хочется сэкономить. Но пересекая границу, такой мотоцикл может стать наполовину дороже, чем вы его купили.

Более точно определить оплату растаможки можно по мощности двигателя байка. Это зависит и от его модели и фирмы-производителя. Большое значение имеет год выпуска.

Но знать нужно следующее. Если вы приобрели мотоцикл, который произведен до 2005 года, с мощностью двигателя меньше 150 кубов, выгоднее всего будет его растаможить в России.

Сколько стоит, можно ли рассчитать хотя бы приблизительную сумму? В случае, если вы решили, вы должны внести совокупный платеж в евро или долларах на таможне. Эта сумма примерно будет равна 44% от стоимости вашего мотоцикла. Из чего она складывается?

  • Таможенная пошлина. Составляет она 20% от стоимости байка, но уже таможенной стоимости.
  • Налог на добавочную стоимость, то есть НДС. Таможенная стоимость мотоцикла и таможенная пошлина – двадцать процентов от этой суммы
  • Оплата всех таможенных процедур.

И в итоге у вас набирается примерно такая сумма – чуть меньше половины стоимости вашей мототехники.

Таблица. Таможенный сбор при растаможке мотоцикла

с двигателем внутреннего сгорания с возвратно-поступательным движением поршня рабочим объемом цилиндров мотора не более 50 куб. см.18.8 %
с рабочим объемом цилиндров (РОЦ) мотора более 50-80 куб. см.18.8 %
с РОЦ двигателя 80-125 куб. см.18.8 %
с РОЦ двигателя 125-250 куб.см.18.8 %
с РОЦ двигателя 250-380 куб.см.19 %
с РОЦ двигателя от 380 до 500 куб.см.19 %
с двигателем внутреннего сгорания с возвратно-поступательным движением поршня РОЦ двигателя более 500 куб. см, но не более 800 куб. см.19 %
с двигателем внутреннего сгорания с возвратно-поступательным движением поршня РОЦ двигателя более 800 кубических сантиметров.18 %
Мотороллеры18.8 %
Прочие транспортные средства18.8 %

Как растаможить мотоцикл из США

Если круизер Harley-Davidson – ваша слабость, покупать его стоит на родине – в США. Но не Харлеем единым… Преимущество американского мотопрома – в большом выборе уникальных моделей, в том числе кроссовых и чопперов, которых не найти в Европе или Азии. Да и к качеству сборки у американских производителей сложилось трепетное отношение.

Сколько будет стоить тот же Харлей по приезду к вам домой, зависит не только от его возраста и объема двигателя. К пошлине в размере 18-45% от цены из справочника N.A.D.A. стоит добавить НДС, акциз (при мощности более 150 л.с.), а также услуги брокеров, помогающих в оформлении и комиссию аукциона, если техника была куплена на торгах.

Можно ли растаможить мотоцикл и при этом сэкономить? Да, и самые популярные способы такие:

  • Ввезти технику по запчастям. Этот вариант подходит для тех, кто хорошо разбирается в мототехнике. И стоит учесть, что в этом случае понадобится регистрация мотоцикла в местных органах, которую при таком ввозе получить не получится.
  • Приобрести байк в ]Синергосмото[/anchor], где растаможка уже включена в цену модели. При этом вы сэкономите не только деньги, но и время с нервами.
  • Еще один вариант – не растаможивать байк, а оформить его на физическое лицо, проживающее заграницей и ездить по доверенности. Однако в этом случае исключена возможность дальнейшей продажи техники.

Какой бы вариант вы ни выбрали – изучите подробно все нюансы, и пусть реальность будет соответствовать вашим ожиданиям.

Вопрос времени

Даже самые бдительные люди легко могут соблазниться на такое заманчивое предложение: Ducati HyperMotard 2001 года – 180 тысяч рублей, MV Agusta Brutale 920 2012 года – 200 тысяч рублей, BMW S1000RR 2012 – 300 тысяч рублей. И это в то время, когда реальные цены этих мотоциклов в два-три раза выше. Радость от покупки может быстро испариться, если сотрудник ДПС при проверке документов, обнаружит, что мотоцикл в международном розыске. И тут уже не смогут помочь никакие липовые справки, большие связи и весомые взятки – мотоцикл отберут без исключений. Есть и другая сторона медали – необъяснимая закономерность событий, которая происходит с “нерастаможенными” мотоциклами. Как правило, у такой техники три сценария развития событий:

  1. такие мотоциклы крадут повторно, но уже у новых владельцев;
  2. технику безвозвратно изымает государство;
  3. как это ни печально, такие мотоциклы попадают в ДТП, после которых восстановлению не подлежат.

И уже не в том вопрос, случится ли одно из трех “совпадений”. Вопрос звучит так: «Когда это произойдет?»

«Нерастаможенный» мотоцикл равно краденый? Велик ли рынок такой техники и как она попадает в РФ?

«Продаю KTM 1190 2014 года, 430 тысяч рублей, Белгород, без ПТС». А в другом объявлении фигурирует BMW R 1200 GS 2013 года выпуска из Красноярска всего за 400 тысяч. Правда, вместо ПТС у него… техпаспорт спортивной мототехники. Выданный на обычный дорожный мотоцикл! Мне одному кажется, что так продают ворованное?

В лихие 90-е в Россию потоком шли свежие дорогие иномарки, угнанные в Европе. Или «культурно позаимствованные», причем с ведома хозяев. Напомню схему. Мошенники находили сговорчивого владельца, например, в Голландии и забирали у него автомобиль за четверть рыночной цены — без оформления, просто с ключами и документами. Но с тем условием, что об угоне он ­заявит через неделю. За это время машина спокойно пересекала границы и оказывалась в России. Не шибко убитый горем экс-владелец тем временем получал страховое возмещение и покупал новый автомобиль еще круче и дороже. В финале все были счастливы, кроме страховщиков. И покупателей в России, которые благодаря Интерполу через ­какое-то время из «добросовестных приобретателей» превращались в обладателей угнанных машин.

Так вот, точно так же нынче ввозят в нашу страну и мотоциклы! Их переправляют, например, из Италии через Украину — причем в разобранном виде, поскольку провезти через границу «конструктор» легче. А у нас — собирают и продают мотоцикл как «нерастаможенный». Или со стыдливой пометкой в объявлении: «Без ПТС».

Как ездить без номеров? Ведь такой мотоцикл на учет по ­понятным причинам не поставишь. Особо хитрые товарищи постоянно рисуют сами себе новые договоры купли-продажи (по закону для постановки на учет требуется десять дней, и в течение этого времени вы легально можете находиться на дорогах без номерных знаков). Но если такого умельца примут во второй раз, то запросто могут «нарисовать» 327-ю статью УК РФ (подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков). Между прочим, до двух лет лишения свободы. Альтернатива — так называемый двойник, когда где-то по полям и весям нашей необъятной родины раскатывает совершенно легитимный аппарат. А, скажем, в Москве ездит его близнец, такой же мотоцикл с таким же номерным знаком. Однако вездесущие камеры фото- и видеофиксации когда-нибудь проявят и этого брата.

А еще есть такая история, как спортивный техпаспорт. Такие сейчас выдают МФР (Мотоциклетная федерация России) и НРМФ (Национальная российская мотоциклетная федерация) по простому заявлению. Причем в качестве подтверждения легальности покупки достаточно представить копию договора купли-продажи «или иной документ, подтверждающий законность владения». А такие «документы», как вы понимаете, можно нарисовать где и как угодно. Так и появляются на рынке KTM Adventure или «гуси» BMW со спорттехпаспортами. Помните бородатый анекдот про Чапаева — когда он сел играть в бридж с джентльменами, которые верят на слово? «Тут-то мне, Петька, карта и поперла!»

Но гоночную мототехнику допускается использовать исключительно на закрытых трассах для соревнований и тренировок. К тому же спорттехпаспорт никак не страхует владельца от проверки VIN-номера мотоцикла — и тут-то выясняется, что техника находится в розыске Интерпола. В лучшем случае аппарат изымут, а в худшем еще и уголовное дело заведут.

Любопытно, что именно такие мотоциклы крайне подвержены риску вторичной кражи, но уже в России. Плюс проблематичная перепродажа: желающих купить заведомо нелегитимную технику не так чтобы в очереди до горизонта. Кстати, любое ДТП с «бездоком» автоматически выводит его владельца на чистую воду. Однако здесь появляется и другой опасный соблазн — преступно покинуть место аварии. Если, конечно, целы конечности, включая голову. И если вас не догонят инспекторы мотобата — которые в Москве встречаются в сезон сплошь и рядом. Еще один любопытный нюанс: всегда считал, что внутренний приказ, запрещающий гоняться за мотоциклистами, — плод фантазии последних. Но нет, он действительно существует, однако с важной оговоркой: запрещается гоняться за двухколесными на машинах, а на мотоциклах — пожалуйста.

Но, несмотря на все это, объем рынка «черных» мотоциклов не так мал! Изучая объявления, понимаешь, что около 10% всей продаваемой двухколесной техники имеет крайне сомнительное происхождение. Караул, грабят! И продают.

Впрочем, не только мотоциклы. Я своими глазами не раз видел поставленные на учет в ГИБДД на Дальнем Востоке автомобили Toyota и Honda, у которых в ПТС были указаны совсем другие модели иных годов выпуска. Да что говорить, если я сам попался, когда покупал свою двухдверку Toyota Soarer. И ведь пробил ее по всем базам данных в ГИБДД Новосибирска, прошел экспертизу на площадке осмотра — и все было чисто. Правда, в СТС и ПТС моя красотка проходила как сказочный тяни-толкай: Toyota-Lexus Soarer. А при попытке регистрации в Москве она… уехала на штрафстоянку! Неожиданно выяснилось, что за три дня пути в Москву на кузове автомобиля «поселилась» вваренная рамка ­VIN-номера, которая в Новосибирске никого не смутила, включая экспертов-криминалистов.

Очень похожее на настоящее СТС свидетельство о регистрации спортивного транспортного средства не имеет ничего общего с официальным документом

Кстати, когда в 2013 году я путешествовал на мотоцикле в Магадан, немало встречающихся мне в Якутии праворульных «японок» были без номеров. Впрочем, сотрудники ГИБДД попадались гораздо реже — как минимум на расстоянии 1600 километров от Нижнего Бестяха до поселка Ягодное я не встретил ни одного. Зато почти у всех водителей «безномерных» автомобилей был нетрезвый взгляд — и обязательное ружье в салоне.

Сколько в России таких «мутных» машин? Например, популярный на востоке страны автомобильный портал выдал в поисковике больше 110 тысяч (тысяч!) предложений с пометкой в графе «документы»: «нет или проблемные», — и это лишь по марке Toyota!

А мотоциклетный рынок на фоне автомобильного — слезы: нашим властям просто не до него. Что и подтвердил мне в приватном разговоре офицер МВД, прекрасно осведомленный о всех действующих схемах продажи такой «кривой» техники. Казалось бы, для закрытия сточного моторучейка достаточно провести несколько «контрольных закупок». Но по сомни­тельным объявлениям никто не работает: мол, у полиции и на «черных» продавцов автомобилей сил не хватает. И вообще, дескать, основная вина лежит на таможенниках: по идее, таких мотоциклов в России просто быть не должно.

А главное — и самое печальное — по словам моего визави, покупкой «контрафакта» не брезгуют сами государевы люди. Ведь даже если их остановят на мотоцикле без номеров, то… Просто отпустят. И до тех пор, пока сами власти предержащие у нас будут «над законом», ситуация не изменится.

Покупать или нет: преимущества и недостатки

Купить новый мотоцикл или подержанный любой модели и любого производителя можно у нас практически в любом городе. Но есть и те, кто пытается сэкономить на любимом байке.

Пользоваться нерастаможенной автотехникой могут только дипломатические посольства. Нам же, рядовым гражданам, в обязательном порядке нужно оплатить таможенную пошлину.

Растаможка мотоцикла предполагает уплату налога и регистрацию техники в ГИБДД. Решив купить байк, вы можете столкнуться с массой серьезных проблем, потому что трудно будет доказать легальность вашей покупки.

Если вы все-таки приобрели такую мототехнику на рынке или у частного лица, вам придется потратить много времени, чтобы оформить его как свою собственность. И денег у вас уйдет на это довольно крупная сумма. Мы вам советуем не рисковать и если так дорога для вас мечта приобрести мотоцикл, покупайте технику легально и по своим средствам. Удачи на дорогах. Подробности процедуры таможенного оформления можно найти на многих сайтах.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]