МОЙ МОТОЦИКЛ
Прорву карбюраторов пропустил через себя за все время существования, особенно последние десятилетия, Минский мотовелозавод: российский К-65С, чешский Jikov 2924, индийский Рассо Р-47R и, в конце концов, создал собственную конструкцию прибора питания мотора — К-2401. Собственно, новинкой карбюратор не назовешь — его прототипом был «индус». Белорусский «юнец» по внешности и начинке практически повторил «родительские» узлы и детали. Нечему удивляться: в карбюратор золотникового типа с механическим управлением дросселя от ручки «газа» привнести что-либо принципиально новое уже невозможно — белорусы лишь модернизировали ряд элементов.
Крышка золотникового колодца К-2401 крепится двумя винтами. У «предтечи» она накручивается на корпус карбюратора по мелкой резьбе большого диаметра. «Закиснуть» ей (в период зимней «спячки» мотоцикла) или повредить ручками неумелого механика витки «тонкой» резьбы легче легкого. У К-2401 эти беды исключены.
Каналы, связывающие поплавковую камеру с атмосферой, получили поролоновые вставки-фильтры за счет этого исключено проникновение в нее пыли. Этой коварной субстанции в зоне карбюратора всегда в изобилии, особенно при движении по грунтовым дорогам. Ею-то каналы «предка» частенько «захлебывались». Поплавки белорусского карбюратора отлиты из вспененной пластмассы. Они легче латунных Рассо и более чутко контролируют уровень топлива, да и подъемная сила у них больше. Значит, и запорные свойства топливного клапана выше. Помимо этого поплавки не могут прохудиться или, заполнившись бензином, утонуть.
Механизм К-2401, следящий за уровнем топлива, без последствий выдерживает поперечные наклоны мотоцикла — в распылителе не нарушается уровень топлива. Почему? Пара поплавков качается на общей оси, запирающей игольчатый клапан. Иголка расположена под входом в диффузор карбюратора. Поэтому при движении в гору или разгоне, когда топливо отливает в сторону против хода мотоцикла, поплавки опускаются и открывают иголку. В карбюратор попадает дополнительная порция топлива, смесь обогащается — и мощность мотора подрастает. На спусках или при торможении клапан закрывается чуть раньше, чем на горизонтали -смесь обедняется и топливо экономится. Можно сказать, что карбюратор отслеживает «приливно-отливные» волны бензина в поплавковой камере, используя их во благо содержимого кошелька мотоциклиста. Стальная игла запорного клапана снабжена эластичной демпферной шайбой. Благодаря ей клапан герметичен не только при езде по хайвеям, но и когда с них съезжаешь, чтобы добраться до места.
Пусковое устройство используется только тогда, когда двигатель холодный. Утопитель поплавка из конструкции изъят — таковы требования экологов. Действительно, незачем зазря поливать бензином природу! Но и без этой «кнопки» карбюратор обеспечивает стабильный пуск мотора, охлажденного до минус 15°С. Устройство включается нажатием рычажка «вниз», поднимающим клапан подачи обогащенной горючей смеси в цилиндр двигателя через канал, расположенный вблизи дросселя. Поэтому при пуске ручку «газа» лучше не трогать. Стоит хоть немного ее повернуть — и весь воздух устремится в щель под дросселем, а не в систему обогащения, дополнительное топливо перестанет истекать, и холодный двигатель не запустится.
Система холостого хода готовит малые порции горючей смеси для работы двигателя без нагрузки. В этом режиме дроссель карбюратора должен быть почти полностью опущен, оставляя в диффузоре узкий «просвет» порядка 0,8 мм -только тогда воздух устремится по пути «захвата» топлива из системы холостого хода. Поэтому и регулировку оборотов начинайте с того, что выставьте размер «щели» — винтом упора дросселя (винт количества), расположенным сбоку от колодца заслонки. Вторым винтом — качества, расположенным в углублении рядом с входным патрубком, добавьте воздух непосредственно в каналы холостого хода. Его регулировка традици-онна: закручивая винт, смесь обогащаем, движением в другую сторону — обедняем.
Одновременно система холостого хода сглаживает переход при увеличении нагрузки на двигатель (читай -«даем газу»), включая подачу топливной смеси через дополнительное отверстие. Расположили его в «индо-бе-лорусе» удачно — мотор выходит на полную мощность без провалов. Даже при перегрузках, при которых Jikov и К-65С заставляют мотор мотоцикла «чихать». И прекращается подача смеси «переходом» вовремя — на четверти открытия дросселя.
Главная дозирующая система начинает работать, когда дроссель поднят более чем на 1/4 хода. Часть воздуха поступает через входной патрубок в отверстие с воздушным жиклером. Возле насадки распылителя создается значительное разрежение, которое затягивает топливо через главный жиклер в кольцевой канал распылителя, а далее — в диффузор. При положении дросселя от 1/4 до 3/4 хода количество поступающего в двигатель топлива определяется площадью «кольца»: сечение распылителя минус сечение конусной иголки. На последней четверти перемещения дросселя количество истекающего топлива зависит только от пропускной способности главного топливного жиклера и, конечно, оборотов коленвала.
Относительно дросселя положение иглы можно изменять, для того на ее теле проточены канавки и есть защелка. Но не щелкайте ею без нужды: на заводе каждый карбюратор проходит тщательную регулировку — не сбейте ее. Диаметры диффузора и смесительной камеры К-2401 точь-в-точь как у «родителя» — 24 мм. Штатному цилиндру «Минска» большего не нужно.
К-2401 устанавливается на двигателях нового семейства мотоциклов ММВЗ с межцентровым расположением крепежных шпилек, равным 53 мм. При оборудовании им более старых моделей мотоциклов, вплоть до М-105, новый карбюратор потребует вмешательства напильника. Расточите его «уши» под овал так, чтобы в них вошли шпильки, разнесенные на 51 мм. Других доработок не потребуется.
Производятся К-2401 в городе Вилейка на , известном своей оборонной продукцией. Здесь изготавливают приборы ночного видения, оптические прицелы и т. п. — это точное производство. Потому неудивительно, что карбюратор перенял не только положительные черты «родителя-индуса», но и развил их. ……………………….
Тюнинг двигателя Минск
Важный принцип повышения мощности мотоцикла это увеличение объема цилиндра. Поскольку мотоцикл рассматриваемый в нашей статье имеет легкий малокубатурный двигатель, пару лошадей можно поднять путем расточки стенок цилиндра и замены поршня большего размера. Вместе с этим полезно будет применить новые кольца с покрытием из хрома, так как они минимизируют трение о поверхность цилиндра, за счет чего удастся повысить ресурс двигателя. Следующий шаг увеличения мощности — это замена топливной системы. Стандартный карбюратор имеет примитивную конструкцию и не позволяет двигателю получить максимум мощности, поэтому можно заменить его на плоскодроссельный карбюратор Keihin PWK28.
По сравнению с аналогами, его плоский дроссель позволяет ускорить поток впускной смеси на 30%, а так же дополнительный жиклер, который вступает в работу при полном открытии газа, что в совокупности с хорошим воздушным фильтром – отличный тюнинг мотоцикла Минск своими руками. Чтобы не нарушать работу нового карбюратора – полезным будет обработать все впускные каналы от грубых наплывов и шероховатостей которые препятствуют воздушному потоку.
Стоит обратить внимание на два главных способа тюнинга мотоцикла Минск:
Во первых, существенно улучшить систему впуска можно путем установки лепесткового клапана на входе в цилиндр после карбюратора. Лепестковый клапан позволит не выталкивать смесь обратно в топливную систему, когда поршень совершает рабочий ход.
Во вторых, замена стандартного глушителя на резонатор выполненный из листовой стали позволит не только сбросить вес, но и очень ощутимо повысить мощность на средних и высоких оборотах двигателя мотоцикла Минск 125. Такой тюнинг Минск позволит не только улучшить показатели мощности, разгона и максимальной скорости, но и сделает гораздо экономичнее вашего верного друга!
Хорошей профилактикой для двигателя будет замена всех его подшипников на импортные аналоги. В связи с возросшей мощностью мотоцикла на них возрастет нагрузка. Любая японская фирма подшипников имеет достойное качество изготовления и огромный выбор.
Ещё одним легким способом поднятия мощности двигателя является увеличение степени сжатия. Для этого нужно подрезать поверхность головки цилиндра двигателя на пару мм, это можно сделать на токарном станке, либо вручную, применив для этого кусок стекла, положив его на ровный стол, получают идеально гладкую поверхность на которую наклеивается лист наждачной бумаги на двухсторонний скотч. Затем круговыми движениями стачивают слой металла. После такого тюнинга степень сжатия в цилиндре возрастет, что так же позволит добиться экономии топлива и повышения мощности мотоцикла. При этом нужно будет заливать 92ой бензин.
В связи с возросшей мощностью может потребоваться усовершенствовать корзину сцепления. Для этого следует извлечь стандартные диски сцепления, обработать их до более тонкого состояния, сняв по 2 мм металла с каждого диска, что позволит добавить ещё несколько таких дисков сцепления. Так как их количество увеличится, а значит площадь соприкосновения станет больше – возрастет эффективность передачи крутящего момента на колесо.
Тюнинг Минск не ограничен вышесказанным. Установка микропроцессорной бесконтактной системы зажигания (МПСЗ) позволит улучшить реакцию двигателя мотоцикла Минск на ручку газа, избавит от проблем с запуском двигателя в прохладную погоду, а так же позволит получить ровную работу двигателя во всем диапазоне, за счет того что искра возникает пропорционально росту числа оборотов коленвала. Чем больше обороты – тем раньше момент возникновения искры. Кулачковое зажигание никогда не позволит достичь таких результатов, оно не надёжно и часто сбивается.
Недостатки
Для начала давайте разберемся какие имеются у мотоцикла недостатки, это позволит определиться с тем, что стоит в первую очередь доработать. В целом многие проблемы характерны для отечественной мототехники, проводя тюнинг восход 3м сталкиваются с теми же задачами.
Основные недостатки мотоцикла следующие:
- Маломощный двигатель. Самый сильный движок всего 13 л.с.;
- На самых ранних моделях встречалось неудачно расположение подшипников коленвала;
- Неудачно сконструированное сцепление;
- Слабые тормоза.
Это основные минусы Минска. В целом стоит отметить, что все перечисленное можно устранить своими руками, значительно улучшив характеристики мотоцикла.
Видео Обзор
Технические характеристики
Максимальная мощность двигателя: | 9 Л.с. |
Рабочий объем: | 125 см3 |
Тип мотора (расположение цилиндров, число тактов): | |
Кол-во клапанов: | |
Тип впуска (Инжектор / Карбюратор): | |
Диаметр цилиндра и ход поршня: | |
Система запуска (Электростартер, кик-стартер): | |
Максимальная скорость в км/ч: | 95 км/ч |
Система охлаждения: | Воздушное охлаждение |
Трансмиссия (коробка передач): | 4-ступенчатая, механическая |
Сцепление (Сухое / В масляной ванне): | |
Привод: | Цепь |
Рама: | Стальная |
Ходовая часть | |
Подвеска (Ход передней / задней): | |
Тормоза (Впереди / сзади): | |
Колеса / Шины / Резина: | |
Размеры и масса | |
Габариты (Длина / Ширина): | |
Высота по седлу: | |
Дорожный просвет: | |
Снаряженная масса: | |
Колесная база: | 1230 мм |
Вес: | 113 кг |
Емкость топливного бака: | 11 л. |
Ёмкость аккумулятора: | |
Года выпуска: | |
Страна производства: |
Плюсы и минусы
Достоинства
- Неприхотливость. Мотоцикл способен ездить вообще на любом бензине, и, скорее всего, без проблем поедет даже на АИ-76, если вам вдруг удастся где-нибудь его раздобыть.
- Экономичность. Запчасти можно найти в любой деревне, и стоят они дёшево. А расход бензина не превышает 3-4 литров на сотню километров, что весьма неплохо для древнего двухтактного двигателя.
- Ремонтопригодность. Чинить Минск 125 Лидер можно своими силами хоть в гараже, хоть в чистом поле, были бы под рукой инструменты.
Недостатки
- Невысокая надёжность. Покупая этот байк, лучше заранее приготовиться к возможным поломкам, которые придётся устранять самостоятельно. Но это вызвано скорее возрастом всех сохранившихся экземпляров, нежели конструктивными недостатками.
- Малый ресурс. Двухтактный двигатель даже при нормальном обслуживании по этому параметру уступает четырёхтактному.
- Необходимость при заправке доливать масло в бензобак. А это, согласитесь, не очень удобно.
Технические характеристики Минск Лидер 125
Взяв за основу модель ММВЗ-3.1131, белорусские конструкторы практически ничего не стали в ней менять. Добавили пластиковую облицовку на боковины, задрали вверх глушитель, зачем-то наклонили задние амортизаторы… Учитывая, что в продажу мотоцикл поступил в 1999 году, все эти косметические изменения ему были, что мёртвому припарки. Он безнадёжно устарел, и вообще удивительно, что он продержался на конвейере целых пять лет. Впрочем, людям, ностальгирующим по советской мототехнике, Минск 125 Лидер можно рекомендовать к покупке даже сейчас — при должном уходе он достаточно надёжен, просто найти «живой» экземпляр не так-то просто.
С точки зрения конструкции он представляет собой передовые разработки 40-летней давности. Обычная рама из чермета, 2-тактный двигатель воздушного охлаждения (9 л.с.), способный разогнать мотоцикл до 90 км/ч (по паспорту, на деле же байк вполне способен развить скорость до 110 км/ч), карбюратор, цепь, барабанные тормоза. Типичный представитель советской эпохи, который по какой-то причине не ушёл в прошлое вместе с ней, а продолжил жить с совершенно непонятными целями.
Да, надо признать, что свои достоинства у Минска 125 Лидер есть даже без скидки на возраст и архаичность. Он очень прост, разобраться в его конструкции сможет любой новичок, и для ремонта не потребуются никакие специальные навыки. В качестве учебного байка он вполне имеет право на жизнь и сейчас, особенно с учётом того, что мотоцикл в состоянии «на ходу» можно купить тысяч эдак за пять рублей. Весит он всего 113 кг, управляется на удивление легко, так что для обучения начинающих мотоциклистов он отлично подойдёт, поспособствовав развитию навыков не только вождения, но и ремонта.