Обзор редкой и неповторимой ИЖ-К
После Второй Мировой войны, когда жизнь в СССР стала приходить в норму, появилась потребность в охотничьих гладкоствольных ружьях для массового потребителя. Причем ружье должно было быть простым, надежным и качественным. С поставленной задачей ижевские оружейники справились замечательно: в 1954-м. году появилось новое, легкое, неприхотливое и безотказное охотничье гладкоствольное ружьё ИЖ-К, следом было выпущено несколько модификаций этого ружья различных калибров и в разном исполнении от рядового до штучного экземпляра. Всего было выпущено около 58 тысяч экземпляров этого одноствольного охотничьего ружья. В 1964-м. году, выпуск ИЖ-К прекратили окончательно, поскольку на смену ему пришла более современная модель ИЖ-18.
Ружье «ИЖ-К»
Настольная медаль охотничье ружьё Иж-К 1955-1963
С дедом Арутом я часто ходил на охоту и многому у него научился. Дело в том, что охота и рыбная ловля в условиях Армении имеет свои особенности. Мы охотились с Арутом на кабанов и шакалов в камышовых зарослях, на барсуков в норах и рыбачили в период весеннего разлива реки Аракс.
Арут жил в добротном доме из розового туфа. Мы зашли в дом, он засуетился, поднялся с постели и встретил меня, как всегда, доброжелательной улыбкой:
– Здравствуй, Толя-джан…
– Здравствуй, Арут. (С самого начала знакомства он просил называть его только так).
Мы долго сидели, выпили чистейшей виноградной водки, которую Арут делал сам, и он рассказал мне интересную историю об охоте на барса. Потом он сходил в другую комнату и вынес уже знакомое мне ружье «ИЖК»:
– Вот из этого ружья я и убил барса. Дарю его тебе… Мне оно уже не пригодится…
Я посмотрел на его сына.
– А он не охотник, – заметил мой взгляд Арут.
Я поблагодарил Арута за подарок.
Через месяц его не стало. Его друзья-охотники были на похоронах и дали троекратный залп из ружей. Я стрелял из его ружья.
Так я стал обладателем ружья «ИЖК».
Думаю, что мало кто из современных охотников слышал об этом ружье, и тем более является его владельцем.
Ружья «ИЖК» выпускались на Ижевском механическом заводе в период 1955–1964 гг. Это однозарядная курковая одностволка с откидывающимся стволом. Мое ружье было 16 калибра, но мне было известно, что завод выпускал ружья и 20, 28, 32 калибров. Точно не помню, но масса ружья была чуть более 2,5 кг, и с ним было легко охотиться в августе – сентябре, когда в Араратской долине Армении стояла еще летняя жара.
Я знал, что Арут хорошо стрелял из этого ружья, но решил сам проверить его бой. Точность оказалась приличной. Резкость была, на мой взгляд, хорошей – дробины (№ 4) на дистанции 40 м проникли в сосновую доску на 2,4 своего диаметра. Пристреливать ружье на 40 м мне посоветовал Арут, ссылаясь на то, что ствол длинный (780 мм), а с длинным стволом можно поразить дичь на большем расстоянии, так как в этом случае увеличивается скорость полета снаряда и кучность стрельбы.
Сначала я думал, что ружье имеет ствол со сверловкой цилиндр, но, проверив кучность боя дробью, понял, что сверловка ствола – цилиндр с напором (дульное сужение 0,25 мм). Судите сами: с дистанции 40 м в круг диаметром 75 см попало 42% снаряда дроби № 4, а это вполне нормальный результат.
Пристрелку пулей я провел также на дистанцию 40 м. Пристреливал круглой пулей – других не было. После пяти выстрелов определил диаметр рассеивания – оказалось 15 см. Таким образом, у «ИЖК» оказалась хорошая кучность боя как дробью, так и пулей.
Я стремился к большей кучности боя при охоте на гусей и уток, так как стрелять приходилось почти на предельных дистанциях. С этой целью пересыпал дробь небольшим количеством крахмала. При охоте на куропаток такой нужды не было: стрелял я их на дистанциях до 20 м.
Хорошая кучность боя пулей мне очень помогала при охоте на кабанов. Нередко бывали случаи, когда я спокойно брал кабана на дистанциях до 60 м. Очень приятным был тот факт, что ружье кучнее стреляло картечью и крупной дробью. Мои успехи при стрельбе шакалов были просто поразительны. (Может быть, имело значение, что за шакала платили премию 10 рублей, плюс за шкуру 2–3 рубля). Впрочем, шакалов я стрелял успешно и дробью номер один.
Распределение дробин на пристрелочной мишени (равномерность осыпи) было без «окон». Во всяком случае, пустых пространств, в которых мог бы поместиться чирок, не наблюдалось. Бой ружья оставался постоянным все два года моих охот с «ИЖК», т.е. не было значительных различий между отдельными выстрелами в кучности, резкости и равномерности боя, хотя я сам заряжал патроны и мог, конечно, ошибаться в соотношении заряда пороха и снаряда дроби.
На ствольной коробке ружья был выполнен целик, что мне очень нравилось – привык стрелять из боевого стрелкового оружия.
Патронник (70 мм) и ствол «ИЖК» были хромированы. Ружье легко чистилось. В охотничьих магазинах того времени можно было приобрести металлические гильзы именно под этот патронник.
Особенностью ударно-спускового механизма было то, что если ружье не заперто, то взвести курок невозможно, а при взведенном курке нельзя открыть ружье.
Однажды со мной произошел довольно странный случай, когда ружье самопроизвольно выстрелило сразу же после того, как я вставил патрон в патронник и резко запер ружье. Я с недоумением осмотрел гильзу – капсюль цел! Сразу я не мог понять причину выстрела, но один из охотников предположил, что патрон перегрелся на солнце и при резком толчке произошел взрыв инициирующего вещества в капсюле. Такой случай был однажды, хотя патроны перегревались на южном солнце неоднократно.
Ружье оказалось довольно прикладистым. При вскидке ружье ложилось так, что мушка сразу попадала на середину ствола и на цель. Это происходило без какого-либо напряжения тела – корпуса, шеи или рук.
Я всегда определяю прикладистость ружья стрельбой по мишени навскидку. Иногда при вскидке ружья мушка чуть уходила вправо. Один из опытных охотников сказал мне, что ложа длинновата. Но после нескольких тренировок этот недостаток исчез сам по себе. А вообще на охоте я всегда руководствовался тремя правилами: не тянуть с выстрелом, уметь брать упреждение, знать дальность полета снаряда.
Уезжая на учебу в академию им. Фрунзе, я подарил ружье товарищу по совместным охотам, с которым увиделся через семь лет. Он рассказал, что ружье сохранилось и вполне исправно.
При последующей службе в Карелии я встретил одного охотника и удивился – он охотился с «ИЖК» 16 калибра, и в комплекте имелся вставной нарезной стволик длиной 150 мм, калибра 5,6 мм под патрон кольцевого воспламенения. Это была одна из модификаций «ИЖК».
Думаю, что появись в наше время в продаже это добротное, надежное ружье, то нашлось бы немало охотников его приобрести.
Анатолий КЛЕПЦОВ 28 января 2013 в 00:00
Совкоциклы
Сделаем небольшой экскурс в историю, речь пойдет про старого доброго (но с оскалом овчарки) ПСА! Он же Иж Планета Спорт. Мот этот выпускали с 1974 по 1984 год, учитывая свой 30-40 летний возраст, в хорошем состоянии его встретишь редко, информации по нему в интернете довольно много, но я постараюсь собрать кратко самое основное и интересное здесь. Реально к производству приступили в 1973 году, но первые спорты вышли в продажу в 1974 г. На то время это был революционный по советским меркам мотоцикл, внешне схожий с японскими мотоциклами 60х-70х годов. Он был с высоким качеством сборки и экспортировался во многие социалистические страны, составляя серьезную конкуренцию Явам и CZ. Выпускался до 1984 года, но особенно ценились и ценятся до сих пор ИЖ ПС первых выпусков. Впервые в СССР была применена система раздельной смазки двигателя (т.е. в бак заливали только бензин, для масла был отдельный бачок), которую перестали устанавливать в 1977году. На этот мотоцикл поставлялись импортные запчасти, как это было возможно в советское время, для меня остается загадкой. Первые 500 шт могли похвастаться задними амортизаторами KONI. Двигатель рабочим объёмом 340 см³ (диаметр поршня — 76 мм, ход — 75мм), оснащался японским карбюратором Mikuni, что позволяло ему развивать 32 л.с. при 6700 об/мин. Таким образом, «одиночка» с сухой массой 135 кг обладала удельной мощностью 237 л.с./тонну (в то время как безумно популярная в СССР Jawa-350/634 обладала удельной мощностью 141 л.с./тонну). Благодаря этому мотоцикл обладал хорошей динамикой, разгон до 100 км/ч не превышал 11 секунд. Более узкое переднее колесо на 19”, отсутствие бокового прицепа и динамические показатели – все говорит о том, что мотоцикл не привычный совнархоз для перевозки картошки. Двигатель до 1977 г. был закреплён в раме с помощью резиновых подушек — для снижения вибраций, а с 1978 г. его стали прикручивать жестко к раме (Позднее что-то похожее случилось с харлеями спортстерами, только у них наоборот: сначала были риджиты с жеским креплением, а с 2004 двигатель стали устанавливать через резиновые сайлент-блоки, это так называемые раббер маунты. Общей связи конечно нет). Первые годы мотоциклы оснащались японским выпрямителем Denso, благодаря чему впервые на советском мотоцикле были выполнены требования ЕЭК ООН по светотехнике. Кстати, есть экземпляры с мильными спидометрами и фарой с оптическими элементами Lucas для левостороннего движения. Вообще 1977 год был переломным, ранние ПС оснащались импортными комплектующими, которые позднее вытеснялись советскими. Получались так называемые «Японские ПС» — т.е. раннего выпуска с двигателем на подушках и некоторыми отличительными частями и «Советские ПС» — поздних выпусков, с жестким креплением двигателя и почти полностью на советских запчастях. Более поздние выпуски «Планеты Спорт» оснащались отечественным карбюратором К-62М, из-за чего максимальная мощность снизилась до 28 л.с. Отличить их от ранних выпусков можно по заднему фонарю, немного изогнутой выхлопной трубе, которая изначально была прямой, отличались амортизаторами, в более ранних версиях были стаканы из нержавейки, были отражатели на креплениях фары, под баком появилась косынка для укрепления рамы. В 1975 году головка цилиндров сменила оребрение с «веерного» на обычное, изменена форма камеры сгорания, в 1978 установлено электрооборудование и спидометр советского производства, увеличен диаметр спиц. Таким образом, «Советские ПС» поправились на 20 кг и потеряли 4 лошади… Технические характеристики Общие данные согласно заводским инструкциям по эксплуатации 1975 и 1983 (отличные, в скобках) годов. • База мотоцикла 1 390 (1 440) мм • Длина: 2 070 (2 150) мм • Ширина: 790 (810) мм • Высота: 1 150 мм • Дорожный просвет: 135 мм • Сухая масса: 135 (155) кг • Максимальная скорость: 140 (135) км/час • Расход топлива на 100 км пути… • при скорости 50-60 км/ч: 3,5 л (данные по инструкции 1975 г.) • контрольный, не более: 7 л (данные по инструкции 1983 г.) • Время разгона до 100 км/час: 11 сек • Тормозной путь: • со скорости 60 км/час: 16 (18) м • со скорости 30 км/час: 7 м Двигатель • Тип двигателя: двухтактный, с трёхканальной продувкой (ещё её можно назвать пятиканальной, выходных перепускных окон — пять) • Число цилиндров: 1 • Диаметр цилиндра: 76 мм • Ход поршня: 75 мм • Рабочий объём: 349 см³ • Степень сжатия: 10-10,5 (8,7-9,2)…(степень сжатия можно было регулировать прокладкой под головкой цилиндра…) • Номинальная мощность двигателя… • при 5 600-6 700 об/мин: 32 л.с. (данные по инструкции 1975 г.) • при 5 940 ± 5 % об/мин: 28 л.с. (данные по инструкции 1983 г.) • Система смазки — совместная с топливом, или раздельная (на части мотоциклов, в основным экспортных) • Система охлаждения — потоком встречного воздуха • Система питания: • Воздушный фильтр сухой, с бумажным элементом • Карбюратор «Микуни» (К-62М) • Диаметр диффузора: 32 мм • Производительность главного жиклёра: 320 см³/мин • Маркировка на главном жиклёре — Микуни «190» Трансмиссия • Моторная передача косозубыми шестернями • Сцепление многодисковое в масляной ванне • Коробка передач: четырёхступенчатая • Переключение передач ножное, педаль-рычаг находится под левой ногой • Задняя передача: открытая, втулочно-роликовой цепью • Передаточное число первичной передачи: 2,18 • Передаточное число задней передачи: 2,47 • Передаточные числа коробки передач: • I передачи: 3,17 • II передачи: 1,81 • III передачи: 1,26 • IV передачи: 1,0 Ходовая часть • Рама трубчатая, сварная, закрытая, термообработанная • Передняя подвеска: бесштоковая телескопическая вилка • Вертикальный ход оси переднего колеса не менее: 150 (160) мм • Задняя подвеска — маятниковая • Вертикальный ход оси заднего колеса не менее: 95 (105) мм • Размеры шин: • переднего колеса: 3,00-19″, модель Л-170 • заднего колеса: 3,50-18″, модель К-74 (позже устанавливались заводом и на переднее колесо) • Тормоза — колодочные • Диаметр тормозного барабана: • переднего колеса: 190 мм • заднего колеса: 170 мм Электрооборудование • Напряжение бортовой сети: 12 вольт • Генератор: ИЖ ГП-1, трёхфазный, переменного тока • Напряжение генератора: 14 вольт • Мощность генератора: 100 Вт • Аккумуляторная батарея: 6МТС-9. На мотоциклы первых годов выпуска (до освоения выпуска 6МТС-9) устанавливались зарубежные аккумуляторные батареи. • Регулятор напряжения: ИЖ РН-1 (БПВ 14-10) • Свеча зажигания: А-23 (по старым стандартам наименование А-7,5 БС) (в комплект к первым «Иж ПС» прилагалась итальянская «Магнетти-Марелли» или NGK, которые рекомендовалось использовать при высоких скоростях езды (100—120 км/ч) и снятой прокладке головки цилиндра)
На базе Планеты Спорт в 1975 года начался выпуск спортивных мотоциклов для многодневного эндуро «Иж М-15» и кроссовой модификации «Иж-К-15», особенно ценился двигатель, поэтому часто ходовую брали от CZ, а двигатель от ПС, получалась хорошая машина. А также на базе двигателя ИЖ Планета Спорт выпускался мотоцикл для спидвея (для гонок по льду), также были и другие экспериментальные модели.
Разбавим сухие данные личными впечатлениями. Собственно, почему такой интерес к этой модели? Ответ прост: Планета Спорт — мой первый мотоцикл (мопеды не в счет). Считаю этот байк самым быстрым советским мотоциклом, который достоин внимания. У него есть своя харизма. Это такой «теплый ламповый» ретро байк, вибрирующий, живой. Гоняли на нем с братом в старших классах школы, в основном по лесу и грунтовке. Мотоцикл был 1983 года рождения, один из последних «Советских ПС», и даже со своими 28 двухтактными лошадями впечатлял тогда динамикой и одновременно тракторной тягой на низах. Спидометр был от Паннонии, родной. Однозначно, это мотоцикл, к которому надо приложить руки. Получалось, что копался я с ним чаще, чем ездил. При этом он проявлял характер, и не хотел заводиться, даже когда есть искра на свече и бензин в карбюраторе. В то время я был совсем юнцом, почти все делалось в одиночку и удавалось не всегда. В основном приходилось возиться с отсутствием зарядки, настройкой карбюратора и зажиганием. А какая у него отдача с ножки кик-стартера при неправильном зажигании! Помню, как хромал неделю. Ходят легенды о количестве порванной таким способом обуви… Были эксперименты с электронным зажиганием, ставил коммутатор от 2108 и сам паял датчик на оптопаре. А однажды пришел… и нет его. Какие-то…нехорошие люди угнали ночью. С тех пор прошло лет 10, но несмотря на его постоянные капризы, все равно в памяти остались теплые воспоминания. Запах 72 (и 93) бензина с маслом и грохот его довольно оборотистой одностволки. Жаль конечно, что угнали, и как ни странно, чем больше времени проходит, тем больше вспоминаю про ПС. Иногда попадаются в объявлениях более-менее живые аппараты, к которым еще можно и нужно приложить руки. Но останавливает отсутствие запчастей, их дороговизна, а также это шаманство со смешиванием бензина с маслом. Прилагаю список отличительных запчастей, устанавливаемых на ранних «Японских ПС», за которыми гоняются почти все владельцы Псов.
Мотоцикл ИЖ Планета Спорт 1974 года и далее до 1977года. Пульты на руле от Yamaha RD350 (Denso) (Япония) Звуковой сигнал Nikko YPL1400 (Япония). Карбюратор Mikuni VM 32-89 или AEX (Япония). Стоп сигнал Stanley 040-4765 (Япония). Замок зажигания от Yamaha RD350 (360-82508-42) (Япония). Отражатели на вилке — Stanley (RR 501Y SAEА 71) (Япония). Воздушный фильтр ELP 105/153-5100 TGL 39-474 (ГДР). Спидометр от Pannonia Т-5 (Венгрия). Оптика в фаре: Hella 1A7 001.140.01 (ФРГ). Поворотники — Иж Планета 3 хром. Защита цепи из нержавейки. Глушитель прямой, задняя крышка «звёздочка». Патрубок глушителя: 55 мм. Двигатель на резиновых «подушках». Хромированные «стаканы» задних амортизаторов, амортизаторы «короткие». Короткое (зауженное к низу) заднее крыло — без брызговика. Торцевое (слева на стойке) крепление зеркала заднего вида (M-408).
Планета спорт 1979 года, «Советский ПС» Хорошие примеры есть у байкпостовца KAPITALIST «Советский ПС», правда сильно прокачан комплектующими, как раз теми, за которыми все гоняются. и «Японский ПС».
Ну и бонусом приведу пару фоток кастома на базе Планеты Спорт от известного кастомайзера Юрия Шифа.
001_MOTO_0810_058
Несмотря на агрессивный образ байка, реакция окружающих всегда положительная. Подходят, любуются, спрашивают, из чего делал. Из проезжающих мимо машин часто показывают поднятый вверх палец. Не средний, а именно большой!
Несмотря на агрессивный образ байка, реакция окружающих всегда положительная. Подходят, любуются, спрашивают, из чего делал. Из проезжающих мимо машин часто показывают поднятый вверх палец. Не средний, а именно большой!
«Иж-ПС» 1977 года выпуска в экспортной комплектации (с карбюратором Mikuni и электронным бесконтактным зажиганием) долгое время обитал в поселке Ленинском Павлодарской области. Нынешнему владельцу, специалисту по кузовному ремонту автомобилей, он достался случайно. Знакомые попросили покрасить машину, а в качестве оплаты предложили мотоцикл. Виталий согласился. Мотоциклетного стажа у новоявленного байкера практически не было. С появлением «пээса» Виталий принялся активно осваивать два колеса. Мечтать о рэтбайке он начал в начале 2000-х, увидев нечто подобное в журнале «Мото». И вот, заполучив во владение мотоцикл, решил претворить мечту в реальность. К тому же, подумал Виталий, чоппер или нормальный стрит из «Ижа-ПС» все равно не построить, поэтому самый оптимальный вариант — сделать «крысу» (однако намерен к будущему сезону все-таки построить чоппер с «запорожским» движком и самодельной рамой).
Сначала Виталий изменил форму бака: срезав его верхнюю часть, кое-где, как он выразился, «замял», кое-где замазал грунтовкой, покрасил в черный цвет и затянул в кирзу. Дизайн «одеяния» разрабатывал сам. Кроил, шил тоже сам. А в качестве заливной горловины приспособил пробку от канистры. Обшил Виталий и сиденье — кожей, и боковые крышки — кирзой. Основной цвет рэт-байка вырисовался сам собой: матовый черный. Мотоцикл ни в коем случае не должен быть блестящим — это тоже обусловлено «экстремально-агрессивным» отношением к жизни павлодарского байкера.
В двигателе новый владелец расточил впускные и выпускные каналы и цилиндр — под поршень первого ремонта (предыдущие хозяева капремонт не делали ни разу, ограничивались заменой поршневых колец), заменил поршневой палец — подошел от двигателя итальянского компрессора.
Для коробки передач Виталий подобрал нестандартные шестерни: для улучшения динамики разгона укоротил первую и вторую передачи, а для увеличения максималки удлинил третью и четвертую. Установил ведущую звездочку на 16 зубьев вместо стандартной на 17. Задняя осталась штатной. Чтобы цепь не терлась о тросовую тягу заднего тормоза, пришлось наклонить задние амортизаторы. А чтобы цепь не провисала, сверху на маятнике установил успокоитель от «Жигулей».
Доработки коснулись и ходовой части. Задний маятник стал длиннее на 10 см (стандартный показался слишком коротким). Рулевая колонка была усилена; переднее колесо в сборе с вилкой — от кроссового «Ижа» К-15, резина — от кроссового же CZ. Сзади колесо стандартное, а шина — обычная советская «вездеходка». Место штатного глушителя теперь занимает выведенная на правую сторону «банка» от спортбайка-«пятисотки» Suzuki. Защита глушителя — из корпуса воздушного фильтра от КамАЗа. Металлические подножки Виталий изготовил собственноручно.
Все бы хорошо, но оказалось, что пассажир рискует обжечься о новый «раздувшийся» глушитель. Нужна защита! Естественно, креативная, в соответствии с общей концепцией. От друзей поступило предложение — костяная рука. Руку Виталий выковывал сам — как он уверяет, часа за три. Зеркала также изготовил сам. А кованые рукоятки переднего тормоза и сцепления заказал знакомым кузнецам. Их, как и переднее крыло, украсил композицией из эффектно застывших в воздухе цепей (куплены на рынке, прихвачены «полуавтоматом»). Переднее крыло скопировано с аналогичной детали другого Suzuki — эндуро. Изготовлено собственноручно по матрице из стеклопластика. Фара — противотуманка от Audi 200. Стоп-сигнал собран из двух разных автомобильных. Поворотники ради единства стиля покрашены черной краской и перемотаны черной же изолентой. Реле зарядки аккумулятора — от ВАЗ-2106. Гофрированные шланги — для суровой красоты.
Изначально Виталий планировал дать байку имя «Раптор», но со временем как-то само собой закрепилось название «Собака» — от народного «Пёс», которым величают «Иж-ПС». А как только сформировался облик рэт-байка, совершенно естественно возникло новое — «КрысоПёс». Стихия байка, по мнению владельца, — дворы: проедешь где угодно. На городских магистралях для него тоже не существует преград — ни в виде пробок, ни в виде неровностей дорожного покрытия: все-таки ходовая часть с элементами «кроссача». И на что я сразу обратил внимание за рулем байка, так это на удивительное ощущение легкости, резвый разгон, стабильную работу двигателя, мягкость подвесок и почти полное отсутствие вибраций по сравнению со стандартным «Псом». Теперь, Виталя, ждем от тебя кастом!