История и особенности мотоциклов для гонок по грязевому овалу — флэт-трекеров


Сегодня наша статья будет посвящена флэт-трекингу. Одному из самых популярных в Америке, но малоизвестных в нашей стране видов мотоспорта. Важной причиной его успеха стали предельно простые правила. По сути, флэт-трекинг представляет собой гонки по овалу (зачастую грязевому) с единовременным стартом всех участников.

Возник Flat Track Racing в США уже в 20-е годы прошлого века, как только мотоцикл стал более-менее массовым видом транспорта. Пионерами производства байков для этого вида спорта стали крупнейшие компании того времени – Harley-Davidson, Indian и Excelsior.

В Европе движение получило популярность уже после Второй мировой войны. Толчком к его распространению стали массовые производства байков британскими компаниями BSA, Norton и Triumph.

Спустя еще 2 десятилетия в борьбу за свою долю рынка мотоциклов для флэт-трекинга включились и японцы. Сегодня практически каждый крупный западный производитель имеет одну-две линейки продукции, ориентированные именно на этот вид спорта.

История флэт-трекеров

В Америке, где гонки по всевозможным овалам сегодня — чуть ли не национальная идея, двадцатые годы прошлого века ознаменовались появлением нового вида соревнований — Flat Track Racing. По сути, это гонка по грязевому овалу с массовым стартом. На заре появления этой дисциплины наиболее популярными мотоциклами, представленными в этих гонках, были Harley-Davidson, Indian и Excelsior.

После второй мировой к ним подтянулись и производители британских мотоциклов: BSA, Norton и Triumph. В 1970-х в борьбу за титул вмешались вытеснившие британцев японцы. Шли годы, география популярности расширялась, менялись фавориты, однако во все времена гонки Flat Track были для особо отчаянных головорезов.

Характеристики и параметры контейнера Флет Рек (FLAT RACK CONTAINER)


* параметры контейнера могут незначительно отличаться в зависимости от производителя

Внутренние размерыРазмеры дверейВесОбъемЗагрузка
20 ФУТ FTммммкгм3кг
длина5935256021440
ширина2398
высота2327
40 ФУТ FTммммкгм3кг
длина12080548025000
ширина2420
высота2103

Конструктивные особенности мотоциклов

Флэт-трекер — это спортивный мотоцикл, предназначенный для гонок по грязевому овалу. Техника прохождения поворотов в таких гонках предполагает езду в контролируемом заносе, на специально подготовленном для этого мотоцикле.

НА ОБЫЧНЫХ МОТОЦИКЛАХ ДЕЛАТЬ НА ГРЯЗЕВОМ ОВАЛЕ НЕЧЕГО. ВСЕ РАВНО ЧТО ПОПРОБОВАТЬ СПУСТИТЬСЯ СО СКЛОНА CORBET’S COULOIR НА БЕГОВЫХ ЛЫЖАХ «БЫСТРИЦА»

Все доработки сводятся к тому, чтобы наделить мотоцикл высокой мощностью и отточенной управляемостью для езды в глубоких скольжениях.

ТРАВЕРСА

Замена серийных траверс передней подвески на тюнинговые, со смещенной осью — для увеличения угла поворота руля.

МАЯТНИК

Замена маятника на укороченный, а также доработка рамы для установки моноамортизатора.

БЕНЗОБАК

Короткий и узкий бензобак, смещенный к передней части мотоцикла, для возможности пилоту загружать переднее колесо на входе в вираж.

РУЛЬ

Установка широкоплечего руля (flat track bar), позволяющего эффективно работать ручкой газа, а также тонко чувствовать баланс мотоцикла в скольжениях.

Пилоты в этой гоночной серии не пользуются тормозами по прямому назначению. Посему мотоциклы лишены передних тормозных механизмов в принципе. В конструкции присутствует задний тормоз, который применяют исключительно для срыва заднего колеса в занос перед виражом, а также для контроля тяги и гироскопического эффекта в целом.

Легендарные флэт-трекеры

HARLEY-DAVIDSON XR750′ 1970

XR750 можно по праву считать самым известным мотоциклом в спортивной мотоистории Соединенных Штатов Америки. В 1970 году произошла смена технического регламента, под стать изменившимся требованиям Harley-Davidson выпустил новый мотоцикл, V-образный двухцилиндровый мотор которого развивал мощность 82 силы. Пришедшие в конструкцию пара амортизаторов вместо «сухой» рамы модели KR, предшественника XR750, положительно сказались на управляемости.

В период с 1972 по 2008 годы гонщикам в разное время удалось завоевать 29 чемпионских титулов АМА из 37 возможных — это больше, чем любой спортивный мотоцикл из всех гоночных серий в мире. К слову, звезды MOTO GP — Колин Эдвардс, Никки Хэйден и Кенни Робертс — начинали свою карьеру в гонках Flat Track именно на этих байках. Негласно Harley-Davidson XR750 называют самым успешным спортивным мотоциклом в мире.

YAMAHA TZ750 DIRT TRACKER 1975

Если мотоцикл Уильяма Харлея и братьев Дэвидсонов славился хорошей управляемостью, то Yamaha TZ750 заслужил славу «the most evil ever built» мотоцикла в истории мотоспорта. Полагаю, вы часто слышали мнение о том, что 500-кубовые гран-прийные мотоциклы семидесятых-восьмидесятых были невероятно сложными в управлении из-за моментных характеристик двухтактных моторов.

Так вот, это детский лепет по сравнению с TZ750. Несмотря на победоносные 1973 и 1974 годы для Yamaha, их заводской гонщик — Кенни Робертс — все еще жаловался на то, что мотоциклу не хватает мощности. К сезону 1975 года в Yamaha решили вопрос кардинально. Они позаимствовали 750-кубовый двухтактный двигатель жидкостного охлаждения, выдававший чумовые 125 л. с. у гран-прийного мотоцикла и установили его на флэт-трекер. Для езды по гравию. Без переднего тормоза. Результат предсказуемый: мотоцикл получился чудовищно мощным и практически неуправляемым. Справится с его дерзким норовом смог только Кенни Робертс, которому, впрочем, однажды удалось выиграть гонку в Индианаполисе, в августе 1975-го. Спустя некоторое время в Американской Мотоспортивной Федерации запретили участие этого мотоцикла.

Кенни Робертс The King о TZ750

«ВЫ ДОЛЖНЫ БРОСИТЬ ЕГО В ЗАНОС НА СКОРОСТИ 240 КМ/Ч ПЕРЕД ПОВОРОТОМ, ЧТОБЫ ХОТЬ НЕМНОГО СБАВИТЬ СКОРОСТЬ. ОНИ НЕ ПЛАТЯТ МНЕ СТОЛЬКО, ЧТОБЫ Я ТАК ЕЗДИЛ»

Смотреть видео

RON WOOD BMW F800

Мотоцикл Рона Вуда, флэт-трекера с 30-летним стажем, не поражает воображение своей мощностью или спортивными достижениями. Ему удалось финишировать лишь шестым в национальном чемпионате. Сконструированный вокруг рядного двухцилиндрового 80-сильного мотора от BMW F800, этот мотоцикл можно отнести в десятку самых красивых в мире. Пожалуй, на этом его достоинства заканчиваются.

К нам едет флэт-трек

Флэт-трек – одна из старейших мотоциклетных дисциплин, которая сформировалась ещё в начале ХХ века, когда другие виды гонок по большей части были в зачаточном состоянии и серьёзно отличались от тех, что мы наблюдаем сегодня.

Главная фишка флэт-трека – в демократичности. Он не требует сложной, дорогой инфраструктуры, как мотокросс, а тем более шоссейно-кольцевые гонки. Трасса – грунтовый овал, который можно накатать на любом достаточно большом куске земли. А если кругом асфальт – насыпать и утрамбовать. Поэтому в мире такие гонки пользуются большой популярностью у организаторов. А гонщики их любят за простоту технической части. Флэт-трек напоминает хорошо знакомый нам спидвей, но ездят там не только на экзотических мотоциклах, которые нужно где-то брать и как-то готовить. В соревнованиях есть вполне доступные классы, где участвуют слегка модифицированные серийные модели. А ещё бывают любительские заезды, где ездят уличные мотоциклы, в том числе вроде бы совсем не предназначенные для спорта вроде больших туреров и круизеров. Известный кастомайзер Роланд Сэндс проводит в США целый чемпионат Super Hooligan Racing для тяжёлых уличных мотоциклов с объёмом двигателя свыше 750 см3. На больших железных мотоциклах ездят и суперпрофессионалы. В самом престижном классе американского чемпионата, AFT Twins, ещё до Второй мировой соперничали Harley-Davidson и Indian. В последние два года, после перехода «индейцев» в руки Polaris, эти битвы возобновились. Флэт-трек развивает навыки, необходимые для других видов спорта, в том числе шоссейно-кольцевых гонок. Грунтовая тренировочная трасса есть у Валентино Росси, Марк Маркес участвует в соревнованиях в качестве приглашённого гостя, а Кейси Стоунер до прихода в MotoGP успешно выступал в австралийском чемпионате.

Россия за последние 20 лет узнала все основные виды мотоциклетного спорта. Но флэт-трек почему-то обходил нас стороной. 6–7 апреля 2021 года в Москве пройдут первые большие соревнования Motul In Dust We Trust. Овальную трассу построят между павильонами «Экспоцентра», где в это время будет проходить выставка «Мотовесна», так что можно совместить просмотр гонки и просмотр экспозиции. Трасса будет организована в соответствии с лучшими стандартами: на асфальте сделают подложку, поверх неё – специальный грунт, который после укатки становится твёрдым и скользким, самый подходящий вариант для езды в заносе. Участие смогут принять как профи из самых разных видов мотоспорта на подготовленной технике, так и люди, никогда не участвовавшие в гонках, на дорожных мотоциклах. Естественно, их разведут по разным классам, которых будет более чем достаточно.

Отдельные заезды пройдут для супермото, скутеров, питбайков, кастомов, дорожных мотоциклов с разным количеством цилиндров, гонщиков с заводской поддержкой. Намечаются гонка юниоров, показательные заезды на «Уралах», командные соревнования «Москва – Санкт-Петербург». Будет суперфинал из самых быстрых гонщиков разных классов. Правила простейшие: четыре круга, кто первый – тот и выиграл. С резиной пока ясности нет, профи, скорее всего, будут ездить на шоссейных дождевых покрышках, любители – на обычных дорожных с ограничением на высоту протектора, чтобы избежать «шашек». Информация пока предварительная, окончательный регламент и другие сопутствующие материалы будут публиковаться по мере появления на https://powersport.motul.com. Вполне вероятен приезд приглашённых звёзд, которые покажут, как ездит настоящая элита. В общем, мероприятие должно быть интересным для участников и зрителей. Наличие большого титульного спонсора обещает высокий уровень организации, демократичные правила – большое количество гонщиков, компактная просматриваемая трасса – интересное зрелище.


Без поддержки > 28 Января 2021 10:15 Николай Богомолов

Кастомизированные мотоциклы

Возвращаясь к первому абзацу нашего рассказа, хочется отметить, что кастомные мотоциклы флэт-трекеры менее радикальны, нежели их спортивные собратья, оттого называются стрит-трекерами. В своей технической части они максимально адаптированы к езде по городу: имеют передний тормоз, светотехнику, чуть большие топливные баки и заметно меньшую энерговооруженность. Правда, случаются исключения. В прошлом году из ворот мастерской Роланда Сэндса вышел флэт-трекер, переделанный из гран-прийного 220-сильного Ducati Desmosedici RR, о котором FURFUR рассказывал в материале «Дженерал Моторс: 10 самых авторитетных мотомастерских со всего мира».

В основной же своей массе почитатели стиля выбирают менее дорогие мотоциклы. Yamaha SR400/SR500, XS650, Honda CB400SS, Kawasaki W650, 250TR, Triumph Bonneville — вот неполный перечень мотоциклов, которые чаще остальных ложатся под нож, чтобы переродиться в стильный стрит-трекер. С другой стороны, в кастом-мире течения настолько перемешаны, что на выставках то и дело появляются подобия флэт-трекеров, перевоплощенных из круизеров, спортбайков и прочих эндуро. Поэтому в затее построить трекер полагайтесь исключительно на свой вкус и размер кошелька.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]