Сегодня наша статья будет посвящена флэт-трекингу. Одному из самых популярных в Америке, но малоизвестных в нашей стране видов мотоспорта. Важной причиной его успеха стали предельно простые правила. По сути, флэт-трекинг представляет собой гонки по овалу (зачастую грязевому) с единовременным стартом всех участников.
Возник Flat Track Racing в США уже в 20-е годы прошлого века, как только мотоцикл стал более-менее массовым видом транспорта. Пионерами производства байков для этого вида спорта стали крупнейшие компании того времени – Harley-Davidson, Indian и Excelsior.
В Европе движение получило популярность уже после Второй мировой войны. Толчком к его распространению стали массовые производства байков британскими компаниями BSA, Norton и Triumph.
Спустя еще 2 десятилетия в борьбу за свою долю рынка мотоциклов для флэт-трекинга включились и японцы. Сегодня практически каждый крупный западный производитель имеет одну-две линейки продукции, ориентированные именно на этот вид спорта.
История флэт-трекеров
В Америке, где гонки по всевозможным овалам сегодня — чуть ли не национальная идея, двадцатые годы прошлого века ознаменовались появлением нового вида соревнований — Flat Track Racing. По сути, это гонка по грязевому овалу с массовым стартом. На заре появления этой дисциплины наиболее популярными мотоциклами, представленными в этих гонках, были Harley-Davidson, Indian и Excelsior.
После второй мировой к ним подтянулись и производители британских мотоциклов: BSA, Norton и Triumph. В 1970-х в борьбу за титул вмешались вытеснившие британцев японцы. Шли годы, география популярности расширялась, менялись фавориты, однако во все времена гонки Flat Track были для особо отчаянных головорезов.
Характеристики и параметры контейнера Флет Рек (FLAT RACK CONTAINER)
* параметры контейнера могут незначительно отличаться в зависимости от производителя
Внутренние размеры | Размеры дверей | Вес | Объем | Загрузка | |
20 ФУТ FT | мм | мм | кг | м3 | кг |
длина | 5935 | — | 2560 | — | 21440 |
ширина | 2398 | — | — | — | — |
высота | 2327 | — | — | — | — |
40 ФУТ FT | мм | мм | кг | м3 | кг |
длина | 12080 | — | 5480 | — | 25000 |
ширина | 2420 | — | — | — | — |
высота | 2103 | — | — | — | — |
Конструктивные особенности мотоциклов
Флэт-трекер — это спортивный мотоцикл, предназначенный для гонок по грязевому овалу. Техника прохождения поворотов в таких гонках предполагает езду в контролируемом заносе, на специально подготовленном для этого мотоцикле.
НА ОБЫЧНЫХ МОТОЦИКЛАХ ДЕЛАТЬ НА ГРЯЗЕВОМ ОВАЛЕ НЕЧЕГО. ВСЕ РАВНО ЧТО ПОПРОБОВАТЬ СПУСТИТЬСЯ СО СКЛОНА CORBET’S COULOIR НА БЕГОВЫХ ЛЫЖАХ «БЫСТРИЦА» |
Все доработки сводятся к тому, чтобы наделить мотоцикл высокой мощностью и отточенной управляемостью для езды в глубоких скольжениях.
ТРАВЕРСА |
Замена серийных траверс передней подвески на тюнинговые, со смещенной осью — для увеличения угла поворота руля.
МАЯТНИК |
Замена маятника на укороченный, а также доработка рамы для установки моноамортизатора.
БЕНЗОБАК |
Короткий и узкий бензобак, смещенный к передней части мотоцикла, для возможности пилоту загружать переднее колесо на входе в вираж.
РУЛЬ |
Установка широкоплечего руля (flat track bar), позволяющего эффективно работать ручкой газа, а также тонко чувствовать баланс мотоцикла в скольжениях.
Пилоты в этой гоночной серии не пользуются тормозами по прямому назначению. Посему мотоциклы лишены передних тормозных механизмов в принципе. В конструкции присутствует задний тормоз, который применяют исключительно для срыва заднего колеса в занос перед виражом, а также для контроля тяги и гироскопического эффекта в целом.
Легендарные флэт-трекеры
HARLEY-DAVIDSON XR750′ 1970
XR750 можно по праву считать самым известным мотоциклом в спортивной мотоистории Соединенных Штатов Америки. В 1970 году произошла смена технического регламента, под стать изменившимся требованиям Harley-Davidson выпустил новый мотоцикл, V-образный двухцилиндровый мотор которого развивал мощность 82 силы. Пришедшие в конструкцию пара амортизаторов вместо «сухой» рамы модели KR, предшественника XR750, положительно сказались на управляемости.
В период с 1972 по 2008 годы гонщикам в разное время удалось завоевать 29 чемпионских титулов АМА из 37 возможных — это больше, чем любой спортивный мотоцикл из всех гоночных серий в мире. К слову, звезды MOTO GP — Колин Эдвардс, Никки Хэйден и Кенни Робертс — начинали свою карьеру в гонках Flat Track именно на этих байках. Негласно Harley-Davidson XR750 называют самым успешным спортивным мотоциклом в мире. |
YAMAHA TZ750 DIRT TRACKER 1975
Если мотоцикл Уильяма Харлея и братьев Дэвидсонов славился хорошей управляемостью, то Yamaha TZ750 заслужил славу «the most evil ever built» мотоцикла в истории мотоспорта. Полагаю, вы часто слышали мнение о том, что 500-кубовые гран-прийные мотоциклы семидесятых-восьмидесятых были невероятно сложными в управлении из-за моментных характеристик двухтактных моторов. |
Так вот, это детский лепет по сравнению с TZ750. Несмотря на победоносные 1973 и 1974 годы для Yamaha, их заводской гонщик — Кенни Робертс — все еще жаловался на то, что мотоциклу не хватает мощности. К сезону 1975 года в Yamaha решили вопрос кардинально. Они позаимствовали 750-кубовый двухтактный двигатель жидкостного охлаждения, выдававший чумовые 125 л. с. у гран-прийного мотоцикла и установили его на флэт-трекер. Для езды по гравию. Без переднего тормоза. Результат предсказуемый: мотоцикл получился чудовищно мощным и практически неуправляемым. Справится с его дерзким норовом смог только Кенни Робертс, которому, впрочем, однажды удалось выиграть гонку в Индианаполисе, в августе 1975-го. Спустя некоторое время в Американской Мотоспортивной Федерации запретили участие этого мотоцикла.
Кенни Робертс The King о TZ750 | «ВЫ ДОЛЖНЫ БРОСИТЬ ЕГО В ЗАНОС НА СКОРОСТИ 240 КМ/Ч ПЕРЕД ПОВОРОТОМ, ЧТОБЫ ХОТЬ НЕМНОГО СБАВИТЬ СКОРОСТЬ. ОНИ НЕ ПЛАТЯТ МНЕ СТОЛЬКО, ЧТОБЫ Я ТАК ЕЗДИЛ»Смотреть видео |
RON WOOD BMW F800
Мотоцикл Рона Вуда, флэт-трекера с 30-летним стажем, не поражает воображение своей мощностью или спортивными достижениями. Ему удалось финишировать лишь шестым в национальном чемпионате. Сконструированный вокруг рядного двухцилиндрового 80-сильного мотора от BMW F800, этот мотоцикл можно отнести в десятку самых красивых в мире. Пожалуй, на этом его достоинства заканчиваются.
К нам едет флэт-трек
Флэт-трек – одна из старейших мотоциклетных дисциплин, которая сформировалась ещё в начале ХХ века, когда другие виды гонок по большей части были в зачаточном состоянии и серьёзно отличались от тех, что мы наблюдаем сегодня.
Главная фишка флэт-трека – в демократичности. Он не требует сложной, дорогой инфраструктуры, как мотокросс, а тем более шоссейно-кольцевые гонки. Трасса – грунтовый овал, который можно накатать на любом достаточно большом куске земли. А если кругом асфальт – насыпать и утрамбовать. Поэтому в мире такие гонки пользуются большой популярностью у организаторов. А гонщики их любят за простоту технической части. Флэт-трек напоминает хорошо знакомый нам спидвей, но ездят там не только на экзотических мотоциклах, которые нужно где-то брать и как-то готовить. В соревнованиях есть вполне доступные классы, где участвуют слегка модифицированные серийные модели. А ещё бывают любительские заезды, где ездят уличные мотоциклы, в том числе вроде бы совсем не предназначенные для спорта вроде больших туреров и круизеров. Известный кастомайзер Роланд Сэндс проводит в США целый чемпионат Super Hooligan Racing для тяжёлых уличных мотоциклов с объёмом двигателя свыше 750 см3. На больших железных мотоциклах ездят и суперпрофессионалы. В самом престижном классе американского чемпионата, AFT Twins, ещё до Второй мировой соперничали Harley-Davidson и Indian. В последние два года, после перехода «индейцев» в руки Polaris, эти битвы возобновились. Флэт-трек развивает навыки, необходимые для других видов спорта, в том числе шоссейно-кольцевых гонок. Грунтовая тренировочная трасса есть у Валентино Росси, Марк Маркес участвует в соревнованиях в качестве приглашённого гостя, а Кейси Стоунер до прихода в MotoGP успешно выступал в австралийском чемпионате.
Россия за последние 20 лет узнала все основные виды мотоциклетного спорта. Но флэт-трек почему-то обходил нас стороной. 6–7 апреля 2021 года в Москве пройдут первые большие соревнования Motul In Dust We Trust. Овальную трассу построят между павильонами «Экспоцентра», где в это время будет проходить выставка «Мотовесна», так что можно совместить просмотр гонки и просмотр экспозиции. Трасса будет организована в соответствии с лучшими стандартами: на асфальте сделают подложку, поверх неё – специальный грунт, который после укатки становится твёрдым и скользким, самый подходящий вариант для езды в заносе. Участие смогут принять как профи из самых разных видов мотоспорта на подготовленной технике, так и люди, никогда не участвовавшие в гонках, на дорожных мотоциклах. Естественно, их разведут по разным классам, которых будет более чем достаточно.
Отдельные заезды пройдут для супермото, скутеров, питбайков, кастомов, дорожных мотоциклов с разным количеством цилиндров, гонщиков с заводской поддержкой. Намечаются гонка юниоров, показательные заезды на «Уралах», командные соревнования «Москва – Санкт-Петербург». Будет суперфинал из самых быстрых гонщиков разных классов. Правила простейшие: четыре круга, кто первый – тот и выиграл. С резиной пока ясности нет, профи, скорее всего, будут ездить на шоссейных дождевых покрышках, любители – на обычных дорожных с ограничением на высоту протектора, чтобы избежать «шашек». Информация пока предварительная, окончательный регламент и другие сопутствующие материалы будут публиковаться по мере появления на https://powersport.motul.com. Вполне вероятен приезд приглашённых звёзд, которые покажут, как ездит настоящая элита. В общем, мероприятие должно быть интересным для участников и зрителей. Наличие большого титульного спонсора обещает высокий уровень организации, демократичные правила – большое количество гонщиков, компактная просматриваемая трасса – интересное зрелище.
Без поддержки > 28 Января 2021 10:15 Николай Богомолов
Кастомизированные мотоциклы
Возвращаясь к первому абзацу нашего рассказа, хочется отметить, что кастомные мотоциклы флэт-трекеры менее радикальны, нежели их спортивные собратья, оттого называются стрит-трекерами. В своей технической части они максимально адаптированы к езде по городу: имеют передний тормоз, светотехнику, чуть большие топливные баки и заметно меньшую энерговооруженность. Правда, случаются исключения. В прошлом году из ворот мастерской Роланда Сэндса вышел флэт-трекер, переделанный из гран-прийного 220-сильного Ducati Desmosedici RR, о котором FURFUR рассказывал в материале «Дженерал Моторс: 10 самых авторитетных мотомастерских со всего мира».
В основной же своей массе почитатели стиля выбирают менее дорогие мотоциклы. Yamaha SR400/SR500, XS650, Honda CB400SS, Kawasaki W650, 250TR, Triumph Bonneville — вот неполный перечень мотоциклов, которые чаще остальных ложатся под нож, чтобы переродиться в стильный стрит-трекер. С другой стороны, в кастом-мире течения настолько перемешаны, что на выставках то и дело появляются подобия флэт-трекеров, перевоплощенных из круизеров, спортбайков и прочих эндуро. Поэтому в затее построить трекер полагайтесь исключительно на свой вкус и размер кошелька.