Рысь 440 – универсальный снегоход российского производства. Машина создавалась специалистами заводе в Уфе. Разработчики возложили большие надежды на эту модель, которая была впервые представлена в 1991 году. Данный аппарат позиционировалась как снегоход первого класса, предназначенный для езды по снежным равнинам, глубоким сугробам и пересеченной местности. В результате данный снегоход приобрел очень высокую популярность на постсоветском пространстве. Машина оставалась актуальной еще долгих 18 лет. На ее базе выпускали различные модификации с определенными характеристиками. При этом все семейство снегоходов Рысь 440 объединяло высокое качество изготовления, характерное для продукции уфимского предприятия.
История машины началась со снегохода Рысь 113, построенного на платформе иномарки Arctic Cat. Машина не получила положительных отзывов, так как были проблемы с надежностью силовой установки. В результате инженеры УМПО всерьез занялись работой над ошибками. Был устранен ряд недочетов, и в результате многочисленных модернизаций был создан высокотехнологичный снегоход Рысь 440. Надо признать, что перед нами один из последних снегоходов уфимского завода. Машина представляет собой замену снегоходу Рысь 500. Разработчики удачно доработали дизайн и техническую часть. В частности, появилась новая карбюраторная система «Микуни», аэродинамичный капот и более четкая шестеренчатая коробка передач. Также была доработана гусеница – она стала более широкой, что значительно повлияло на проходимость. Уже в базовой комплектации машина получила функцию электроподогрева ручек руля.
Заводские испытатели проводили тестирование снегохода Рысь 440 в разных регионах страны. Безусловно, первостепенной задачей уфимских инженеров было адаптировать машину к северным регионам России, с экстремально низкими температурами. Машину активно тестировали на бездорожье, подвергали тяжелым нагрузкам, проверяли ее на выносливость и максимальную грузоподъемность. Все тесты происходили в температурных условиях, близких к диапазону плюс 5 – минус 40 градусов. В результате разработчики убедились в высоких внедорожных способностях машины, а также ее адаптации к суровым климатическим условиям. Более того, снегоходом Рысь 440 очень легко управлять, и с этим справиться даже не подготовленный водитель. Техника без труда управляется в домашних и полевых условиях. С этой точки зрения одноименный аппарат хорошо себя зарекомендовал среди рыбаков, охотников и обычных потребителей – искателей развлечений и приключений.
Снегоход Рысь 440 покинул производственный конвейер в 2009 году, но до сих остается одним из самых востребованных на российском рынке.
Технические характеристики
- Габариты, мм: Длина – 3200, Ширина – 1240, Высота – 1420
- Снаряженный вес – 320 кг
- Полный вес – 510 кг
- Предельная масса буксируемого груза – 250 кг
- Скорость – 75 км/час
- Время тормозного пути со скорости 30 км/час – 13 000 мм
- Сиденье – двухместное
- Материал гусеницы – резинотканевая, армированная стержнями
- Подвеска гусеницы – пружины, гидравлика
- Материал рамы – металлический, с откидным капотом
- Коробка передач – автоматический бесступенчатый вариатор
- Число передач – 1, плюс реверс
- Тормоза – дисковые, фрикционные с ручным приводом
- Руль – мотоциклетного типа
- Электростартер – есть
- Фара – есть
- Аккумулятор – есть
- Спидометр с показаниями суточного и общего пробега – модель СП158.
Модификации
Снегоход Рысь 500 получил несколько модификаций, каждая из которых пользовалась заслуженным спросом на российском рынке, а также на всем постсоветском пространстве:
- Рысь 500+. Данная версия предназначена в основном для туристических поездок, и в меньшей степени подходит для рабочих целей. В этом аппарате ширина гусеничной ленты составляет 500 мм, чего достаточно для высокой проходимости на любом покрытии – от ровных накатанных дорог до глубокого и рыхлого снега. В базовой комплектации есть электростартер, который облегчает запуск мотора в любую погоду.
- Рысь 500М. В данном исполнении машина отличается видоизмененным капотом, а также усовершенствованным карбюратором. Так, аппарат оснащен однокамерным карбюратором от японской компании Mikuni. Этот компонент оказался более надежным, нежели оригинальный отечественный карбюратор. К тому же, Mikuni рассчитан на повышенные нагрузки. Также в базовой комплектации снегохода Рысь 500М есть электростартер.
- Рысь 500МП. Улучшенный снегоход с обновленным капотом и однокамерной карбюраторной системой. Машина оснащена шестеренчатой коробкой передач. Дизайн аппарата можно сравнить с предыдущим исполнением. Как и в других версиях, снегоход Рысь 500МП тоже оснащается электростартером.
Все рассмотренные модификации весьма популярны у охотников и рыбаков. Эти машины способны преодолеть любые труднодоступные места и способны выполнять любые задачи, связанные с бездорожьем.
Двигатель
Машина оснащена карбюраторным бензиновым мотором 432 М-01. Данный агрегат зарекомендовал себя как надежный и неприхотливый. Он имеет рядное расположение цилиндров, а также принудительное воздушное охлаждение с осевым вентилятором. Для надежной и бесперебойной работы электросистемы и механизма зажигания используется интегрированный генератор повышенной мощности.
При рабочем объеме 430 кубов мотор развивает 38 лошадиных сил, а максимальная частота вращения коленвала составляет 6000 об/мин. Благодаря компактной и легкой двухцилиндровой компоновке разработчикам удалось снизить общий вес машины, и тем самым улучшить управляемость и поведение на дороге. Двигатель снабжен ручным запуском, но в качестве опции можно установить электростартер. В моторе используется диафрагменный топливный насос и карбюраторная система питания Mikuni VM 34-622. Система смазки – смешанного типа (бензин + масло). Согласно эксплуатационным замерам, снегоход с таким мотором потребляет порядка 20 литров при скорости 60 км/час. Емкость топливного бака составляет 28 литров, которых достаточно для непрерывного движения в течение 1,5 часов.
Видео
Модель Рысь 119 пришла на смену модификации Рысь 113 и получила серьезные изменения. По основным параметрам снегоход, отнесенный к туристическому классу, превосходил предшественника. Объем мотора сократился, а окна продувки стали шире. Мощное охлаждение и появление гильз сократило число поломок, связанных с цилиндрами двигателя. Поменялся и внешний вид техники. Рысь 119 получила модернизированный капот и поддон, где непрочное стекловолокно заменили пластиком. Преобразования позволили легче преодолевать препятствия.
Рысь 119 отлично подойдет для суровых российских условий, снегоход сохраняет работоспособность при температуре воздуха от +10 до -40 градусов. Переднее расположение силовой установки, широкая и длинная гусеница, скользящая рельсовая подвеска с амортизатором двойного действия, 2 опорно-поворотные лыжи и гусеничный движитель обеспечивают плавное движение на большой скорости по различной местности (по рыхлому и глубокому снегу, по бездорожью, по насту). Экономичный и мощный агрегат с модернизированной конструкцией позволяет преодолевать большие дистанции с минимальными издержками.
Вне зависимости от комплекции водителя управлять техникой всегда удобно. Руль не касается колен даже при крутых поворотах. Вместительные площадки для ног позволяют ехать с комфортом. Сиденье сделано очень мягким, но не слишком удобным. Приборная панель содержит лишь датчик уровня топлива и спидометр.
Достоинством модели Рысь 119 является простота конструкции, благодаря которой устранять мелкие поломки и неполадки можно в домашних условиях. Запасные части и узлы к снегоходу продаются в любой специализированном магазине, а стоимость их всегда остается доступной.
Несмотря на устойчивый спрос на модель Рысь 119, в 2009 году УМПО отказалось от выпуска снегоходов, потому техника покинула рынок.
Отзывы
- Александр, Казань. Рысь 440 – весьма посредственный снегоход, который я приобрел исключительно из-за недостатка денег. А иначе сразу бы взял иномарку, не глядя. Машина приобретена у знакомого и эксплуатировалась несколько лет. Первый владелец ее переделал под спортивную – это видно и по дизайну, и ощутимо по управляемости. Машина превосходно рулится на полях и в твердом снегу, да и в лесных условиях тоже доставляет удовольствие от езды. Но недостаточная поворачиваемость, связанная с большим весом, заставляет немного сбавить скорость. Хорошо хоть, не возникает заносов – курсовая устойчивость отменная. Повторюсь, что машина нормально управляется только на твердом покрытии, а вот для глубоких сугробов этот снегоход не подойдет. Ну разве что если ехать по заранее подготовленной траншее. В целом, аппарат подходит для небольших дистанций. А после двух часов езды начинает перегреваться мотор. Нередко возникали технические неполадки в дороге, без этого никак – все-таки дело имею с отечественным снегоходом. Рысь 440 разгоняется до 70 км/час, но потребляет много топлива.
- Антон, Иркутск. Снегоход Рысь 440 был в моем пользовании около 4 лет. Был продан в 2010 году. Я был вторым владельцем. За указанное время использования я понял, что машин не так хороша, какой я ее себе представлял перед покупкой. По крайней мере, я очень надеялся, что проблем с ним будет гораздо меньше, чем получилось на практике. Итак, за четыре года эксплуатации я пришел к выводу, что снегоход Рысь 440 абсолютно непригоден для езды по рыхлому и глубокому снегу – для движения в таких условиях надо всегда брать с собой лопату, без которой проехать не получиться. Из поломок отмечу регулярно выходящую из строя систему зажигания. Еще мне не понравились посредственные тяговые характеристики, которые намного хуже чем у снегохода Рысь 440 моего друга. Еще возникали проблемы с коробкой передач, которая страдала масляными протечками и четкостью переключений. Уже после первого года эксплуатации я поменял топливные шланги, иначе дальше пользоваться машиной было бы невозможно. Не смотря на хваленые отзывы пользователей на счет ремонтопригодности, я объективно заявляю, что снегоход Рысь 440 сложно ремонтировать в полевых условиях – в отличие от Бурана, который мы в лесу спокойно разбирали и собирали.
- Дмитрий, Томск. Снегоход Рысь 440 в моем использовании в течение двух лет. Очень проблемная машина. Конечно, перед покупкой я пересмотрел все отзывы об этой машине, и пришел к выводу, что поддержанная Рысь 440 не такая уже и плохая, не смотря на серьезные претензии к надежности. Я просто не ожидал, что будет столько поломок. К тому же, я нашел объявление со снегоходом в отличном состоянии, прямо как с завода. Я его покупал вместе со знакомым-техником. Мы его хорошо осмотрели и в итоге купили. И ничто не предвещало беды. Примерно через неделю внезапно разрушился ремень. Из-за этого возникли проблемы с вариатором – в результате мы заменили всю коробку передач в надежде, что потом все будет хорошо. Но в конце трехмесячного использования в подвеске лопнула пружина. Купили, заменили на новую пружину. Машина плохо едет по рыхлому снегу, а вот по ровной дороге (например, по замерзшему озеру) – проблем не возникает, что неудивительно. В таких условиях можно вообще разгоняться до 100 км/час. Во втором зимнем сезоне без неполадок тоже не обошлось. Прямо в лесу заклинила коробка передач, и в итоге пришлось с трудом буксировать машину обратно домой. Не смотря на все неполадки, снегоходом пользуюсь до сих пор. Почему? Да все очень просто – потому что купить новый не позволяют средства.
- Ярослав, Липецк. Снегоход Рысь 440 напоминает мне удачный Буран – как по проходимости, так и управляемости. Машины очень похожи и в плане ремонтопригодности. Рысь 440 ремонтировать легко и дешево, все запчасти есть в наличии. Аппарат мне достался за 120 тысяч рублей. Отмечу вместительное водительское сиденье, хорошие тяговые характеристики и быстрый разгон до максимальных 70 км/час. Но качество сборки – посредственное. На производительность это не влияет. Машина неплохо справляется с перевозкой двух человек, а также уверенно тянет за собой 200-килограммовый груз. Под сиденьем есть вместительный багажник, в котором можно хранить вещи. Аппарат довольно шумный, но экономичный.
Цена от производителя
Из-за того, что производство Рысь 500 полностью прекращено, то найти этот аппарат достаточно сложно. Иногда доступны модели б/у, цена на них колеблется (от 80 тыс. руб. до 150 тыс.).
Стоимость для снегохода Рысь 500 достаточно низкая, по причине того, что по функциональной составляющей и по эксплуатационным свойствам он составляет конкуренцию даже новым зарубежным моделям.
Модельный ряд снегоходов РМ
Дебютной моделью торговой марки стала Рысь 113, прообразом для которой послужила машина Arctic Cat. Копия получилась не самой удачной, поскольку двигатель снегохода, сделанный с применением легких металлов, повышенных нагрузок не выдерживал. Водители ловили «клина» даже после непродолжительного непрерывного движения.
Подготовка к рабочему состоянию
После распаковки транспорта нужно выполнить следующие действия:
- установить полозья;
- прикрепить защитный козырек к капоту;
- развернуть рулевое колесо.
Чтобы прикрепить лыжи к стойкам, нужно поставить опору под переднюю половину снегохода, которая будет надежно поддерживать аппарат на высоте, подходящей для подведения под стойки лыж.
Приведите в рабочее состояние аккумуляторную батарею, учитывая информацию из инструкции по эксплуатации. Установите аккумулятор на место и подсоедините к клеммам подходящие наконечники проводов.
Хранение аккумулятора: выключите и снимите источник питания, а перед тем, как установить на хранение, зарядите, проверьте уровень электролита и его плотность.