000_moto_0112_050
Смотришь на характеристики обоих снегоходов и диву даешься: вроде по цифрам — абсолютно одинаковые машины, да и картинки в рекламном проспекте недвусмысленно намекают, что испытуемые — пусть не близнецы, но братья уж точно. Но стоило увидеть их вживую, как скепсис по поводу разных названий для одной и той же машины улетучился. На внешности и 800-кубовом моторе сходство и заканчивается. А принципиальное отличие в том, что FreeRide, название которого само говорит о его профориентации, построен на базе «горника» Ski-Doo Summit, а у BoonDocker (который так и подмывает обозвать бурундуком) использована платформа Lynx. Моторы у обоих — рядные двухтактные «восьмисотки» с непосредственным впрыском топлива, снабженные системой электронного реверса (никаких шестеренок или редукторов, просто мотор в режиме заднего хода заводится в обратную сторону, это же двухтактник!). Никаких «понижаек» или электростартеров с аккумуляторами — все подчинено снижению веса. Позабавили кнопки включения реверса на обеих машинах: маленькие обрезиненные коробочки, притянутые к рулям обычными пластиковыми хомутиками. С одной стороны, вроде бы и «колхоз», а с другой, трезво понимаешь, что иного здесь попросту и не нужно. Мода на двухрежимные регулировки гидравлики подвесок, похоже, затронула не только спортбайки — у FreeRide на каждом амортизаторе есть раздельные регулировки демпфирования сжатия для высокой и низкой скорости перемещения штока. О броскости дизайна распространяться не буду — сами все видите, а скажу лишь, что если «бурундук» доступен только в черном цвете, то FreeRide поставляется вообще альбиносом — без всяких лейблов, а владелец сам выбирает один из восьми вариантов расцветки и обклеивает снежик сам.
Ручным стартером даже в —32°С оба снегохода заводятся достаточно легко: если прогретые, то с пол-оборота, а на холодную максимум раза с десятого. И что важно, усилие на «веревочном стартере» адекватно невелико, несмотря на то что по ту сторону баррикад сопротивляется компрессия двух 400-кубовых «котлов». Системы непосредственного впрыска и дозированной смазки делают свое белое дело: выхлоп не воняет гарью, а имеет едва заметный породистый запах, присущий только двухтактникам.
Объезжать эту пару начал с FreeRide. Коллеги пугали: мол, он очень резкий, своенравный и неуправляемый. Но с каждым метром снежной целины, оставленной за зубастой гусеницей я все больше и больше срастался с машиной. Сказать, что мощности море — не сказать ничего. Но двухтактник есть двухтактник — вся тяга только «сверху» и «посередине». Под стать характеру мотора и оборотистый темперамент вариатора — он включается только после 4500 об/мин, что при трогании моментально срывает 154-дюймовый трак в букс. Главное при этом не закрыть газ и не дать машине закопаться — через мгновенье FreeRide, как кузнечик, выпрыгивает вперед, вышвыривая мощную струю снега из-под гусеницы, и несется сломя голову. Сто, сто сорок, сто шестьдесят… Морозные окрестности по бокам дороги начинают замыливаться, а стрелка спидометра как будто взбесилась. Остановить это бесчинство помогают «когти» гусеницы и эффективные тормоза, ведь на двухтактнике закрытие газа не приводит к торможению. Да, это, конечно, не полноценный горный Summit, но в недостаточной проходимости его не обвинишь. Двухтактный мотор хоть и резок, зато здорово выигрывает в весе перед четырехтактниками, что особенно важно при вызволении из белого плена: обтоптал машину, занес «хвост» и понесся дальше, поднимая клубы искрящегося на полярном солнце снега. Подвески после получаса езды «размерзлись» и начали действительно работать: на любых скоростях и при любых неровностях почти всю резкость тряски они сглаживают на ура, да и при приземлениях после прыжков их не пробивает. Вроде и не перина, и не скачет снегоход, будто сайгак. Стоковые положения регуляторов под мой средний вес (70 кг) оказалась вполне подходящими. И еще о комфорте: этот, вроде бы, чистой воды спортивный снаряд не лишен приятных мелочей вроде регулируемого подогрева и неплохой ветрозащиты. Единственное, что хотелось бы доработать: на дне ниш для ног постоянно скапливается и стаптывается снег, который приходится регулярно отковыривать и вытаскивать — штатные «дренажные» отверстия вмиг забиваются и обмерзают.
А вот с управляемостью все не так однозначно. У меня не было повода усомниться ни в жесткости рамы, ни в правильности кинематики рулевого управления, но вот проверить все реакции машины оказалось очень трудно. Здоровенная гусеница и широкие лыжи — наследственные черты семейства Summit, конечно, не делают управляемость нулевой, но для того чтобы заправить машину в поворот по желаемой траектории, приходится изрядно попотеть. В большинстве случаев, особенно под малоопытным райдером, машина просто едет куда хочет. Тут вовсю приходится работать корпусом, загружая ту или иную лыжу — только так райд из free превращается в райд «куда надо». Но стоило мне поменяться машинами с коллегой, как под центнером его веса Free Ride оказался намного более послушен.
Резюмируя могу сказать, что FreeRide — машина действительно для полного отрыва, причем на любом снегу, но чайников к ней подпускать категорически противопоказано — техника действительно очень норовиста.
Но уж кто бешеный на самом деле, так это «бурундук» BoonDocker. Вот уж исчадье ада! Хоть мотор здесь такой же — 800-й двухтактник от Rotax, по динамике он обставляет FreeRide играючи. Стоит притопить газ на укатанном снегу, как машина действительно встает на гусеницу, рассекая воздух лыжами и с диким остервенением несется вперед. Руки от руля отрывает так, что порой кажется, будто это не снегоход, а санки с твердотопливным ускорителем под сиденьем. Динамика — на уровне литрового спортбайка, продольные перегрузки под 1g — тоже. Я поездил на многих снежиках, но даже BRP MX-Z (уж на что икона гонщиков) не дает такого ощущения адреналиновой безбашенности, как «бурундук». Под стать взрывному мотору и настройки трансмиссии: ни один джоуль энергии, вкрученный коленвалом в вариатор, не пропадает зря — этим можно объяснить почти постоянный букс трака (он, кстати, здесь покороче, чем на FreeRide — 146 дюймов). Сам BoonDocker намного худосочнее, чем FreeRide: начиная от подушки сиденья, заканчивая колеей лыж. Узкий, быстрый и точный, как гепард, этого «бурундука» я бы отнес не к грызунам, а к хищникам. Более того, под стать и управляемость машины: дуги поворотов он на любой скорости пишет, будто по лекалу, вместе с тем прощая незначительные ошибки в управлении. Хотя это немного странно: издавна машины семейства Ski-doo были более резкими и маневренными, чем те, что построены на платформе Lynx. Радость от езды на «бурундуке» омрачал факт несовершенства нашего мира, ведь по-прежнему за все приходится платить. Пусть гусеница на «бурундуке» всего на дюйм уже и на восемь дюймов короче, но на ней не столь развиты грунтозацепы, как у FreeRide, — стоит только чуть замешкаться и сбросить ход в глубоком пухляке, как машина норовит «сесть». Отсюда вывод о том, что BoonDocker — машина менее проходимая, чем оппонент из серии Ski-Doo. Этот Lynx более предназначен для относительно ровного и плотного снега — там он по полной может проявить свою без преувеличения дичайшую динамику и отточенную управляемость. А стоит подыскать подходящую кочку или холмик, как бурундук бешеный превращается в бурундука летающего — контакт с землей он теряет намного охотнее, чем «фри». Вроде бы, и амортизаторы на нем не имеют столь богатого набора регулировок, и весят машины практически одинаково, а факт, как говорится, налицо.
016_moto_0112_050
Этот, казалось бы, чистой воды спортивный снаряд не лишен приятных мелочей вроде регулируемого подогрева и неплохой ветрозащиты. Единственное, что хотелось бы доработать: на дне ниш для ног постоянно скапливается и стаптывается снег.
Этот, казалось бы, чистой воды спортивный снаряд не лишен приятных мелочей вроде регулируемого подогрева и неплохой ветрозащиты. Единственное, что хотелось бы доработать: на дне ниш для ног постоянно скапливается и стаптывается снег.
ИТОГ.Подводя черту, можно с полной уверенностью назвать этот тест спарринг-дуэлью без проигравшего: при должном умении на укатанной трассе «бурундук» заткнет за пояс FreeRide, но стоит им оказаться на целине, Ski-doo отыграется за счет проходимости с таким отрывом, что никому не покажется мало. Это два венца инженерной мысли, у которых одна задача — дарить сумасшедший драйв, и у каждого это получается по-своему блестяще.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (данные производителя) | ||
ОБЩИЕ ДАННЫЕ | ||
Модель | BRP Lynx BoonDocker | BRP Ski-doo Summit FreeRide |
Модельный год | 2011 | |
Длина × ширина × высота, мм | 3230×1160×1130 | 3335×1140×1130 |
Масса, кг | 220 | 222 |
Колея лыж, мм | 975 | |
Объем бензобака, л | 39 | 40 |
Размер гусеницы, дюйм | 146*15 | 154*16 |
ДВИГАТЕЛЬ | ||
Тип | 2-цил., 2T | |
Рабочий объем, см³ | 799 | |
Макс. мощность, л.с. при об/мин | 155/8500 | |
Система питания | непосредственный впрыск топлива | |
Система охлаждения | жидкостная | |
Система запуска | ручной стартер | |
ТРАНСМИССИЯ | ||
Вариатор, с функцией торможения двигателем, электронный реверс | ||
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | ||
Рама | алюминиевая, пространственная | |
Передняя подвеска | на двух А-образных рычагах, ход лыж 242 мм | на двух А-образных рычагах, ход лыж 229 мм, регулировки демпфирования сжатия (быстрое, медленное) и отбоя |
Задняя подвеска | склизовая, ход гусеницы 390 мм | склизовая, ход гусеницы 381 мм, регулировки демпфирования сжатия (быстрое, медленное) и отбоя |
Тормозная система | дисковый тормоз на трансмиссии с гидроприводом и стояночным режимом |
Тест организован компанией ROSAN.
В погоне за бешеным бурундуком: спортивные снегоходы от BRP
Снегоходы для глубокого снега Ski-Doo Freeride
Серия снегоходов Freeride создана компанией BRP для экстремальной езды в глубоком снегу. Техника комплектуется производительными моторами, специально настроенной под глубокий снег подвеской и спортивными амортизаторами. Это лучший выбор для любителей адреналина и острых ощущений.
Снегоходы Фрирайд построены на легкой и прочной платформе REV Gen4. Ее главное преимущество — низкое расположение двигателя между лыжами. Идеальная развесовка и низкий центр тяжести гарантируют точную управляемость и устойчивость в самых сложных условиях.
Технические характеристики снегоходов для глубокого снега Ski-Doo Freeride
В модельном ряду 2021 года все представители линейки Фрирайд оснащаются лучшим в классе двухтактным мотором Rotax 850 E-TEC. Работая в паре с вариатором pDrive он гарантирует моментальный отклик на нажатие курка газа и прекрасную динамику в глубоком снегу. На выбор предлагаются две модификации с длиной гусеницы 154 и 165 дюймов.
Также отметим систему запуска SHOT. Сперва снегоход запускается с ручного стартера, после 10 минут работы двигателя конденсатор накапливает достаточный заряд и в дальнейшем для пуска двигателя система использует магнето. Чтобы завести снегоход достаточно лишь нажать кнопку SHOT. По сути вы получаете аналог электростартера, но при этом значительно экономите вес.
Спереди установлена рычажная подвеска RAS 3. В паре с лыжами Pilot DS 3 она демонстрирует отличные результаты в глубоком снегу. Сзади работает созданная специально для горных снегоходов подвеска tMotion. И спереди, и сзади установлены энергоемкие спортивные амортизаторы KYB Pro. Они отлично подходят для прыжков и трюков.
Другие особенности снегоходов Freeride:
- Тормоза Brembo
- Улучшенная вентиляция
- Широкие подножки с дополнительными отверстиями
- Компактная панель приборов
- Горное сиденье
- Гусеница PowderMax с гибкими боковинами и высокими грунтозацепами (76 мм)
- Обогреваемый перчаточный ящик объемом 4 литра