Мотокросс для детей не так опасен, как думают многие родители. Этот спорт имеет массу преимуществ и минимум вреда. Детей в секции принимают уже с 5 лет, а уже к 10 годам ребята участвуют в международных соревнованиях.
Рассмотрим все плюсы и минусы мотокросса и с чего начать спортивную карьеру.
С какого возраста заниматься мотокроссом ребенку
Официально в России мотокросс для детей доступен с 5 лет. В этом возрасте юные спортсмены знакомятся с правилами спорта, изучают технику безопасности, учатся внимательности и работают над повышением физической силы. Интересно, что в таких странах как Испания и Италия есть секции мотокросса для детей с 3 лет, и многие мировые чемпионы начали заниматься именно в этом юном возрасте.
В нашей стране дети чаще всего приходят в мотокросс с 10 лет. Многие переходят в этот вид спорта из детского картинга, но есть и такие, кто впервые знакомятся с мотоспортом в подростковом возрасте. Одно из преимуществ мотокросса – это отсутствие возрастных ограничений, ведь на любительском уровне можно начинать заниматься в любом возрасте.
Практика
Теория теорией, но без практики никуда. И самое первое, чему нужно учится, это как это ни странно, тормозить и поворачивать))) В сложной или тем более экстренной ситуации, молодые райдеры делают кучу критичных ошибок, из-за проявления инстинктов самосохранения. Начиная от перетормаживания и блокировки переднего колеса, до невозможности повернуть из-за испуга. Именно для этого и нужно оттачивать свое мастерство до автоматизма, чтобы в сложных ситуациях именно правильные навыки выходили на первый план.
Разминка
Перед каждой тренировкой, уделите минут 5-10 на разминку. При хорошем разогреве мышц, снижается вероятность травм. Кроме то, разогретое тело работает более эффективно.
Основа работы тормозами
Я думаю, никто не будет спорить, что умение тормозить, важный навык. Райдер на уровне рефлексов должен знать точное усилие для максимально эффективного торможения, на грани блокировки. Получить этот навык можно благодаря регулярным упражнениям.
Само упражнение выглядит так: старт — разгон — торможение. И так несколько раз подряд, увеличивая с каждым разом интенсивность торможения. Начинать тренировки можно из положения сидя на мотоцикле. Через какое-то время, стоит перейти в стойку, с оттяжкой вперед/назад при разгоне и торможении.
Мотокросс для мальчиков и девочек
Мотокросс, как и другие виды авто-мото спорта считается мужским хобби. Но, несмотря на это сегодня в секциях нередко можно встретить девочек. Чаще всего девочки приходят в этот спорт по примеру отца или вслед за старшим братом.
Тренеры отмечают, что девочки приходящие в секции обладают по-настоящему мужским характером. У них нет страха скорости, они выносливы и упорны и ни в чем не уступают ребятам. Но чаще всего девчонки после нескольких лет занятий все-таки уходят из мотокросса, ведь на первое место выходят другие задачи, такие как учеба, создание семьи и карьера.
Что нужно для начала занятий – организация безопасности
Учитывая, что мотокросс, это один из травма-опасных видов спорта, перед началом занятий необходимо уделить особое внимание организации безопасности. В первую очередь ребенок должен понять, что техника безопасности стоит на первом месте, и она гораздо важнее, чем победа в соревнованиях, восхищение сверстников или ощущение собственного величия. Эти простые истины, конечно, расскажут в школе мотокросса, но и родители должны донести до ребенка важность соблюдения правил. Важна и страховка ребенку, в полисе должно быть указано, что эта страховка именно для занятий мотокроссом, а страховая сумма должна быть не менее 100 000 руб. Также потребуется медицинский допуск, который можно получить при отсутствии противопоказаний у участкового врача и согласие обоих родителей на запись ребенка в секцию. Когда собраны все документы, можно приступать к выбору экипировки.
Экипировка
Безопасность в эндуро, конечно же начинается с экипировки. Помимо шлема, эндуристу крайне необходимы жесткие кроссовые или эндуро мотоботы. Существую два виду эндуристов. Первые покупают мотоботы до травмы, вторые после травмы. О, не катит. Упасть можно даже на около нулевой скорости, и скорее всего, мотоцикл упадет на ногу. В таком случае вероятность травмы крайне велика и неважно, в берцах вы или в кроссовках . Черепаха, наколенники и «бронетрусы», также совсем не помешают.
Экипировка для мотокросса ребенку
Экипировка для мотокросса ребенку должна отвечать всем стандартам безопасности. Выбирать экипировку нужно не по цене, а по качеству. Лучшими брендами мото-экиперовки признаны Alpinestars, Acerbis, MadBull, BLAUER и SPYKE.
Для начала занятий ребенку необходимо приобрести:
- Шлем;
- Мото-очки;
- Защита для тела;
- Поясничный пояс;
- Наколенники;
- Мотоботы;
- Джерси и брюки;
- Перчатки.
Стоимость экипировки для занятий байк-кроссом может варьироваться от 30 000 до 50 000 руб. С 11-12 лет ребята начинают принимать участие в серьезных соревнованиях и в это время потребуется приобрести еще и кроссовый мотоцикл, его стоимость от 50 000 до 100 000 руб, в зависимости от состояния и технических показателей. Лучшие марки кроссовых мотоциклов KTM, Yamaha, Husqvarna и Kawasaki.
Настройка мотоцикла и органов управления
Но прежде чем начать обучение езде на эндуро мотоцикле, необходимо хоть немного подстроить мотоцикл под себя.
Проставки руля
Очень многие новички спешат установить проставки руля, чтобы сделать его выше. Но уверяю вас, если вы не дядя Степа, ростом от 1,90, то проставки не нужны!
Рычаги тормоза и сцепления
Рычаги тормоза и сцепления следует установить чуть ниже уровня горизонта, по линии предплечья. Так же эти рычаги следует максимально сместить к центру руля, во-первых для уменьшения усилия нажатия, из-за увеличившегося плеча, во-вторых, так меньше шанс их сломать. И если вы не используете защиту ручек, то под рычаги стоит намотать ленту фум, чтобы при падении рычаги прокрутились на руле, а не отломились.
Педали тормоза и КПП
Педаль переключения передач устанавливается немного выше подножки, в первую очередь для удобства переключения в стойке. Педаль заднего тормоза устанавливается вровень или немного выше подножки.
Настройка преднатяга пружины задней подвески
Также нужно хоть немного настроить подвеску под вес райдера. Если вы новичок, то вряд ли будите менять пружины под свой вес. Но хотя бы преднатяг пружины амортизатора настроить стоит. Сделать это не сложно. Замерьте расстояние, ну например от оси заднего колеса до крыла на пустом мотоцикле. Потом, встаньте на подножки и попросите друга замерить там же. Разница между пустым мотоциклом и с весом райдера в экипировке, должна быть в пределах 8-10 см. Так подвеска мотоцикла будет работать наилучшим образом.
Как выбрать школу мотоспорта для детей
В нашей стране мотоспорт не является популярным видом спорта, а значит, все школы и клубы находятся на самообеспечении. Всего есть два вида школ, найти их можно в нашем каталоге – частные с собственной материально-технической базой и общественные – с минимальными взносами, но не имеющие своих машин.
Выбирая школу мотокросса для ребенка лучше отдать предпочтение частному клубу, ведь здесь ребенок будет заниматься на хороших трассах, а вам не придется тратиться на мотоцикл, его ремонт, аренду места в гараже, топливо и т.д. Из минусов занятий в частной школе можно выделить высокую стоимость, в среднем 3500-5000 руб. за занятие.
Занятия в общественных клубах обойдутся дешевле. Обычно сумма ежемесячного взноса составляет в среднем 1000-2000 руб. Но в этом случае будьте готовы к дополнительным тратам на покупку и обслуживание мотоцикла.
Независимо от того, какой клуб вы выберите, соберите подробную информацию о тренере. Он должен иметь достаточный опыт работы с детьми и соответствующее образование.
Первый курс обучения эндуро-кроссу я прошел пару лет назад. Друзья посоветовали, сказали, что без этого в городе делать нечего. Я, конечно, посмеялся, в то время мы всё больше «спортами» увлекались, мечтали «с коленочкой» повороты проходить, но на тренировку пришел. Откатал час, потом столько же на диванчике пролежал — вымотался! Через неделю еще раз попробовал, и так все лето… Чему научили, не сразу и понял. А когда понял, только спасибо говорил. Попробую и вам рассказать немножко, а поможет мне в этом чемпион России по мотокроссу, победитель Кубка Урала по эндуро, Иван Пушкарев. Час первый. Снова в школу. Опыт на классических мотоциклах к эндуро-кроссу подходит слабо. Органы управления те же, но посадка необычная, седло узкое, ходы подвесок огромные. А главное, он ощущается не по-дорожному легкомысленно, вроде бы под тобой «велосипед», но высоченный и с очень злобным характером. Когда один мой знакомый открутил лишнего на 500-кубовом KTM, мотоцикл из-под него уехал. А парнишка остался в воздухе висеть, как кот по имени Том из заграничного мультфильма, правда недолго. Благодаря мощной кроссовой экипировке обошлось без последствий. Мотоцикл мы тоже подняли и дальше поехали. На первой тренировке нужно привыкнуть к правильной кроссовой посадке и обуздать ручку газа. Передним тормозом пользоваться крайне осторожно. На снимке: базовая посадка на мотоцикле типа кросс и эндуро.
Час второй. Разгон-торможение. На втором занятии разгоняемся и останавливаемся, не вставая на подножки. При разгоне загружаем переднюю часть мотоцикла наклоном тела вперед. Газ крутим аккуратно, невзирая на кубатуру. Эндуро весит сущие килограммы, потому ускоряется мгновенно. В торможении вес переносим на заднее колесо. Ногой поддавливаем на задний тормоз, и аккуратно, одним пальчиком, на передний. В городе, привстав на подножках и сместившись на заднюю часть сидения, можно выиграть метр-два в экстренном торможении.
Час третий. Повороты сидя. Самое трудное — поймать баланс. В повороте сидя ты поднимаешь ногу для баланса, подобно тому как канатоходец балансирует шестом. Плечи отваливаются назад и поворачиваются параллельно линии руля. Внешний локоть поднят, внутренний опущен. Ровный газ. Взгляд на точку выхода из поворота. Мотоцикл вкручивается в поворот. Если у тебя сорвало оба колеса, вытянутой ногой успеешь подстраховаться от падения. В городе эта техника применяется в скользких поворотах на любой поверхности, на классических мотоциклах или мотардах. Единственно, что приходится учитывать – недостаточная защита обычной мотообуви. Если в кроссовке опереться на ступню, есть риск повредить лодыжку. Кроме того, городская мотообувь гораздо легче, чем защищенный кроссовый бот, а значит, и балансировать в городской обуви нужно немного по-другому.
Час четвертый. Ездим «в стойке». На кроссе и эндуро ездят стоя. Ноги представляют собою дополнительный амортизатор. Зажатый между ног узкий корпус кроссового мотоцикла управляется по большей части ногами. Стоя на подножках, бережешь позвоночник от мелкой трясучки. Вот правильная позиция стоя при спокойном прямолинейном движении. При разгоне «в стойке» наклоняем тело вперед. При торможении оттягиваемся назад. Стойку в городе можно применять на любом классе мототехники, кроме мощных круизеров, конечно. Будьте аккуратнее с наклонами, когда едете по городу, стоя на подножках, на асфальте не всегда можно разглядеть щебень и песок. Когда стоя проходите трамвайные рельсы, не используйте передний тормоз.
Час пятый. По горам, по долам. Штурмуем холмы. Пока без прыжков, просто ползем вверх. И, что будет посложнее, съезжаем вниз. Передний тормоз дозируем по микрону!
Час шестой. По сырой траве. Если повезет, пойдет дождь. Когда однажды он полил, мы все переместились под деревянный навес. Серега Monster в шутку спросил: «Поедешь?» Я в шутку ответил: «Конечно». Когда шутки кончились и я попытался тронуться, мокрые камни несколько минут были против. Мотоцикл глох или радостно шлифовал зубастыми колесами гладкие булыжники. Запрыгнуть в седло было невозможно. Ребята вышли из под навеса и взяли коня под уздцы, то бишь ухватились за широкий руль. Я сел и поехал. Следующий километр эндурной трассы прошел минут за 15. Заднее колесо вихлялось по траве, диск переднего тормоза забросало глиной. Когда добрался до базы, был по уши в грязи, но с довольной улыбкой на лице.
Час седьмой. Всё и сразу. Иван, погоди же, мы так пока не умеем! Мы в этом деле пока что дети малые. Да что же это такое, у тебя и детишки-то ездят лучше нашего? Ай, ладно, пойду переобуваться, без меня не начинайте!
На снимках Иван Пушкарев, кроме того, на котором Лиза, это её восьмой мото-час. Спасибо Вячеславу Верхотурцеву за снимок на обложку поста.
Мотокросс для детей — польза и вред, советы родителям
Мотокросс для детей – это увлекательное хобби и серьезная физическая подготовка. В школе большое внимание уделяется физическому развитию, ведь спортсмен должен быть сильным как велосипедист, выносливым как легкоатлет и ловким как гимнаст.
Для подростков мотоспорт нередко становится настоящим смыслом жизни, ведь здесь они находят верных друзей, учатся преодолевать препятствия и побеждать свои страхи. В целом мотокросс можно назвать отличным выбором для ребенка, который не привык сидеть на месте, стремится познавать новое, имеет интерес к технике и не боится скорости.
Из минусов мотокросса можно выделить высокую стоимость, особенно при сборах в секцию и сложность совмещения занятий с учебой (особенно в период соревнований). По поводу страхов многих родителей о повышенной травмоопасности мотокросса, тренеры заявляют, что для детей этот спорт практически безопасен. Риск травматизма здесь не выше, чем в любом другом виде спорта, ведь ребенка не подпустят к байку, пока он не освоит технику безопасности и основные приемы управления мотоциклом.
Родителям же тренеры советуют не отказывать ребенку в записи в секцию, если он сам этого хочет. Но если ребенок не проявляет интереса к технике, боится скорости, предпочитает спокойные игры, лучше выбрать для него другой вид спорта, где он будет чувствовать себя более комфортно.
Подводя итог можно сказать, что родителям не стоит бояться отдавать ребенка в мотокросс. Этот спорт принесет много пользы и разовьет те качества, которые пригодятся во взрослой жизни. Но самое главное, мотокросс для детей – это не только спорт, это любимое дело, которое поможет воспитать настоящего мужчину и даст те жизненный навыки, которые необходимы для успешного будущего.
Езда на кроссовом мотоцикле или как не упасть с Эндуро
Кроссовыми считаются спортивные мотоциклы, которые могут проходить пересеченную местность с множеством препятствий. Звучит довольно интересно, поэтому следующий тест впечатления мы решили провести у наших мото партнеров, которые предложили нам прокатиться на Эндуро.
Если честно, то я до этого никогда в жизни не ездил на мотоцикле (за исключением одного раза на скутере), поэтому такая поездка была для меня абсолютно новой. Я вообще не знал смогу ли я справиться с этим двухколесным зверем. Но как показала практика, мои опасения были напрасными, и после нескольких попыток мне удалось тронуться с места и даже не упасть при этом. Предлагаю посмотреть нашу гонку инвалидов в этом видео
Теперь давайте разберемся с этом услугой подробней.
Что одеть?
- Одеваемся по погоде. В дождливое время трасса вся в грязи и лужах, поэтому советую одевать одежду, которую будет не жалко запачкать.
- Обувь. В дождливое время лучше одеть непромокаемые ботинки, летом подойдут кроссовки.
- Не забудьте перчатки, если будете кататься холодной осенью или весной.
- Экипировка. Защитный панцирь вместе с наколенниками выдаются на месте.
- Защитный шлем так же получите перед поездкой.
Какие ограничения?
- Воспользоваться данной услугой могут лица от 18 лет.
- Ограничение по весу: 120 кг.
- С собой необходимо взять паспорт для заключения договора аренды и залог (на момент нашей поездки это было 5000 рублей).
- Естественно, запрещена езда в нетрезвом виде.
Как управлять кроссовым мотоциклом?
Этот вопрос волновал меня с самого начала, потому что я понятие не имел как переключать мотоциклетную коробку передач. Но инструктор все объяснил и показал, поэтому трудностей не возникло.
- Выжать сцепление. Оно находится на левой ручке.
- Убедиться, что включена нейтральная передача Рычаг переключения передач находится перед левой педалью мотоцикла. Если нажать рычаг ногой максимально вниз, то включится первая передача. Нейтральная передача находится чуть выше. Тут могут возникнуть сложности, так как у заезженных мотоциклов (какой попался мне) переключение между первой и нейтральной передачами поначалу слабо чувствуются.
- Заведите двигатель, нажав на кнопку стартера.
- Держа сцепление переключить левой ногой с нейтральной на первую передачу, полностью нажав рычаг в пол.
- Меееедленно отпуская сцепление и одновременно добавляя немного газа тронуться с места.
- Для переключения на вторую передачу убираем газ, выжимаем сцепление и ногой тянем рычаг вверх, перепрыгивая нейтральную скорость и выставляя в следующее положение выше.
- Чтобы остановиться, выжимаем сцепление и жмем на тормоз на правой рукоятке.
- Во время остановки не забываем переключить передачу на нейтраль.
Теперь вы знаете как управлять мотоциклом в теории, осталось попробовать на практике
Несколько советов, чтобы не навернуться с мотоцикла
- При старте нельзя резко отпускать сцепление, иначе вы заглохнете. Принцип, как в автомобиле.
- Не дергайте ручку газа резко на себя, иначе рискуете улететь вперед.
- Держитесь за руль так, чтобы костяшки пальцев смотрели вверх. Это поможет вам не дать лишнего газу на первой передаче.
- Не тормозите передним тормозом во время поворота, рискуете уйти в неуправляемый занос и упасть.
Как проходит?
Сперва мы подписали договор аренды, оставили залог и переоделись в защитную форму. Во время инструктажа нам показали как заводить мотоцикл, как переключать передачи и как управлять. После этого мы двинулись колонной за инструктором, который ехал на квадроцикле. Маршрут проходит по лесной дороге, временами встречаются неровности, но в целом там не супер бездорожье. Поэтому такая трасса вполне подойдет новичкам, опытным же ездокам она может показаться слишком ровной. В течение часа мы проехали всю трассу, сделав круг и вернувшись в исходную точку. На финише вся наша команда пребывала в крайнем воодушевлении, эмоции на высоте, настроение отличное! Мне лично ооочень понравилось, сразу захотелось купить себе мотоцикл и получить права категории А. Обязательно еще раз приеду покататься, но в следующий раз выберу маршрут посложнее.
Для кого подойдет?
Конечно же поездка на кроссовом мотоцикле подойдет в первую очередь для мужчин. Это будет отличным подарком на 23 февраля или День рождения. Если он любит экстремальные развлечения и активный отдых, то эта услуга ему точно понравится!
Резюме
- Адреналин: 10
- Зрелищность: 8
- Оригинальность: 9
Читайте в следующем обзоре про джип туры