Чехословацкая марка JAWA хорошо известна в СССР. Ее двухколесные мотоциклы стали почитаемым и уважаемым эталоном для мотолюбителей всей страны. И это несмотря на то, что в наших суровых условиях проводка Ява 634 и другие электронные компоненты нередко выходили из строя.
Легендарная JAWA 350/634
Мотоциклы данной марки впервые появились в СССР в 1973 году и продавались по достаточно высокой стоимости (цена стартовала от 950 рублей в зависимости от региона). Спустя пару лет взамен «634-й» модели, имевшей 6В оборудование, чехословацкие мотостроители предложили новое поколение — «638», переведенное на более перспективное 12-ти вольтовое оборудование.
Обратите внимание! Нельзя не отметить существовавший дефицит запасных частей для мотоциклов. Даже подробная схема электропроводки Ява 634 (представлена на фото ниже) считалась большой удачей при покупке мотоцикла с рук.
Цветная схема для 6В версии мотоцикла JAWA
Эксплуатационные особенности
Именно мотоцикл в нашей стране стал ярким подтверждением того, что двухколесное транспортное средство действительно является средством передвижения.
Владельцев и их «железных коней» можно было встретить везде:
- В лесной чаще;
- В горах;
- На городских магистралях;
- В сельской глубинке;
- На спортивных соревнованиях и т.п.
На мотоцикле JAWA можно было легко уехать за 1000 км от дома
Его выносливость и безотказность на самых длительных маршрутах способствовала столь высокой популярности марки в целом. Даже перепродажа 5-ти летнего экземпляра приносила бывшему владельцу не менее 500 рублей.
Справочно: Покупка новых отечественных двухколесных мотоциклов обходилась в более скромные суммы для семейного бюджета. Дефицит запчастей, отсутствующая инструкция и мелкие поломки не останавливали от покупки мотоцикла-мечты.
Тем не менее, сложности с деталями и простая конструкция способствовали тому, что владельцы обслуживали мототехнику своими руками в самых разных местах:
- В частных гаражах;
- В подсобках;
- На балконах;
- В квартирах и т.п.
Отсутствие гаража никогда не было помехой настоящему мотолюбителю
Фантастическая популярность
Отечественная промышленность в 70-е годы также не стояла на месте и предлагала потребителям ряд моделей мотоциклов (см. также статью о схеме проводки мотоцикла Урал ).
Однако:
- по соотношению скоростных качеств и комфорта;
- а также в сочетании с надежностью и простотой в обслуживании своими руками;
мотоциклам из Чехословакии не было равных. Об этом красноречиво свидетельствует статистика: в 1976 году в стране было зафиксировано более 1000 000 владельцев мотоцикла семейства JAWA.
Фирменное фото сети «Спорттовары», продававшей мотоциклы JAWA в СССР
Столь огромная популярность объяснялась довольно просто – отсутствие у граждан технической возможности путешествовать:
- Даже имея средства на покупку, легковой автомобиль нужно было ждать в очереди страждущих по нескольку лет;
- Отечественные мотоциклы отличались низкой надежностью и не годились для комфортных многокилометровых поездок (см. также о деталях схемы проводки ИЖ Планета 5).
Справочно: свой индекс «350» мотоцикл чешского производства получил от двигателя, чей объем составлял 350 куб. см. Двухцилиндровый силовой агрегат имел мощность от 12 до 18 л.с. в зависимости от года выпуска.
Электрооборудование мотоцикла
Несмотря на высокое качество сборки и долговечность основных узлов и агрегатов, за техническим состоянием мотоцикла необходимо было постоянно следить.
В частности, требовалось регулярное техническое обслуживание:
- Аккумуляторной батареи;
- Системы зажигания;
- Системы подачи топлива;
- Системы смазки.
Производитель наглядно указывал в документации на узлы, требующие постоянного внимания
Аккумулятор
На мотоциклах чехословацкого производства устанавливалась фирменная АКБ TREPCHA 6А5. Ее обслуживание сводилось к:
- Проверке уровня электролита в каждом элементе;
- Проверке его плотности (номинальная величина — 1,26 г/см3);
- Зарядке АКБ при снижении разряда на клеммах ниже допустимых (в полностью заряженой напряжение составляет 7,8—8,1 вольт). Зарядку аккумулятора производят током 0,6 А.
Аккумулятор TREPCHA 6А5 устанавливался под сиденьем
Проводка
Схема проводки Ява 634 6в также требовала пристального внимания от владельцев.
В частности:
- Все провода необходимо осматривать время от времени, и в случае обрыва или повреждения изоляции отремонтировать либо заменить.
- Проверять свечной провод. При появлении трещин в изоляции или на защитных колпачках провод следовало заменить.
Справочно: в трещинах изоляции скапливалась грязь и служила мостиком утечки тока, что влияло на искрообразование системы зажигания.
- Проверять работу выключателя стоп-сигнала, привод которого расположен довольно низко к дорожному полотну.
- Проверять состояние контактов плавкого предохранителя на 15 А;
- Проверять работу фары головного света.
За проводами мотоцикла следовало тщательно следить
Мотоцикл Ява. Техническая характеристика, эксплуатация и ремонт, каталог деталей. >> ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ — Схемы электрооборудования. Ключ зажигания.
Оглавление :: Следующая >>
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
Схемы электрооборудования
В электрооборудование мотоциклов «Ява» входят источники тока, система зажигания и система освещения и сигнализации.
На мотоциклах, как правило, устанавливается динамобатарейная система электрооборудования. Источниками тока у них являются аккумуляторная батарея и генератор. Номинальное напряжение в системе электрооборудования 6 В или 12 в.
Ключ зажигания
Положение I (рис. 89) соответствует стоянке мотоцикла. Ключ вставлен или не вставлен. Ток от батареи через предохранитель 21 (см. рис. 85), клемму 30/51 замка зажигания и включатель 23 поступает к лампе 2 стоп-сигнала, а через вторую клемму 30/51 — к звуковому сигналу 13. При торможении заднего колеса срабатывает включатель 23 и загорается лампа 2 стоп-сигнала, а при нажатии на кнопку 12 замыкается цепь, соединяющая звуковой сигнал с массой и он включается. Контакты реле обратного тока (реле-регулятора) разомкнуты, и ток к генератору не поступает.
Положение II (рис. 89) применяется при езде днем. Ключ вставлен и повернут вправо. Клеммы 30/51 и 15 соединяются, и ток от батареи идет к катушке зажигания 14 (см. рис. 85) и к лампе 6 указателя нейтральной передачи и контрольной лампе 7 генератора. Эта лампа включена параллельно контактам реле обратного тока и горит, когда они разомкнуты, указывая на то, что питание поступает от батареи.
При этом положении ключа зажигания двигатель можно пустить. При числе оборотов коленчатого вала примерно 1500 в минуту напряжение генератора достигает 6 в, и в тот момент, когда оно станет больше, чем у аккумуляторной батареи, контакты реле обратного тока замкнутся, вследствие чего ток от генератора пойдет к системе электрооборудования (подходящий к аккумуляторной батарее ток будет заряжать ее).
Контрольная лампа погаснет, поскольку сопротивление ее нити больше, чем сопротивление контактов реле.
Положение III (рис. 89) включается для пуска двигателя без аккумуляторной батареи.
Ключ повернут влево. Соединяются клеммы 61 и 15. Ток от генератора поступает непосредственно к катушке зажигания. Этим положением пользуются при неисправной батарее или ее отсутствии. Для пуска двигателя включают вторую передачу, выключают сцепление и разгоняют мотоцикл. Когда он наберет достаточную скорость, включают сцепление и, если двигатель сразу не начал работать, продолжают увеличивать скорость мотоцикла. Как правило, двигатель нормально отрегулированного мотоцикла пускается очень быстро.
Положение IV соответствует езде ночью по освещенной дороге.
Ключ вставлен, переключатель света повернут в первое положение. При этом соединяются клеммы 30/51 и 58 замка зажигания. Питание от аккумуляторной батареи или генератора поступает к лампе заднего фонаря и к лампам 18 (см. рис. 85) освещения спидометра и лампе 11. Такое освещение используется ночью при стоянке или движении по хорошо освещенным дорогам.
Положение V (рис. 89) применяется при езде ночью по неосвещенной дороге. Ключ вставлен, переключатель света повернут в положение II. Замыкаются клеммы 30/51, 58 и 56. Дополнительно к потребителям, включенным при установке ключа в положение IV, ток от клеммы 56 поступает через переключатель 8 (см. рис. 85) к лампе 10 фары 9.
Подобно рассмотренной схеме работают системы электрооборудования других мотоциклов.
Знание схемы электрооборудования мотоцикла облегчает нахождение неисправности.
Рис. 85. Схемы электрооборудования мотоцикла: а — «Ява-250» модель 354/04; б — «Ява-350» модель 354/04; в — «Ява-250» моделей 559/02, 559/04, 559/07; г — «Ява-350» моделей 354/06, 360/00 1 — задний фонарь; 2 — лампа стоп-сигнала (6 в, 15 вт); 3 — лампа освещения номерного знака (6 в, 5 вт); 4 — соединительные муфты; 5 — центральный переключатель с замком зажигания; 6 — лампа указателя нейтральной передачи (6 в, 1,5 вт); 7 — контрольная лампа генератора; 8 — переключатель ближнего и дальнего света; 9 — фара; 10 — лампа ближнего и дальнего света (6 в; 25 + 25 вт); 11 — лампа стояночного (городского) света (6 в; 1,5 вт); 12 — кнопка включения звукового сигнала; 13 — звуковой сигнал; 14 — катушка зажигания; 15 — провод высокого напряжения; 16 — свеча зажигания; 17 — контакт включения лампы указателя нейтральной передачи; 18 — лампы освещения спидометра; 19 — генератор; 20 — реле-регулятор; 21 — предохранитель (15 а); 22 — аккумуляторная батарея; 23 — включатель лампы стоп-сигнала. Условные обозначения цвета проводов: Б — белый; Ж — желтый; 3 — зеленый; К — красный; С — синий; Ч — черный
Рис. 86. Схема электрооборудования мотоцикла «Ява-638»: 1 — реле-прерыватель указателей поворота; 2 — включатель аварийной остановки двигателя; 3 — генератор (12 В); 4 — обмотка возбуждения; 5 — щетки; 6 — статорные обмотки; 7 — контакты прерывателя зажигания; 9 — включатель лампы нейтральной передачи; 10 — выпрямитель; 11 — аккумуляторная батарея; 12 -предохранитель; 13 — реле включения контрольной лампы работы генератора; 14 -реле-регулятор напряжения; 15 — задние фонари указателей поворота; 16 — задний фонарь; 17 — лампа (21 Вт) стоп-сигнала; 18 — лампы подсветки (4 Вт); 19- наконечники проводов высокого напряжения; 20 — свечи зажигания; 21 — катушки зажигания; 22 — включатель стоп-сигнала; 23 — переключатель указателей поворота, ближнего-дальнего света, включатель звукового сигнала; 24 -звуковой сигнал; 25 — контрольная лампа нейтрали в коробке передач; 26 — контрольная лампа работы генератора; 27 — замок зажигания; 28 — передние фонари указателей поворота; 29, 33 — лампа подсветки спидометра; 30 — лампа стояночного света; 31 — лампа главного света; 32 -фара; 34 — контрольная лампа включения дальнего света; 35 — контрольная лампа указателей поворотов.
Рис. 87. Схема электрооборудования мотоцикла Ява-50″ типа «634»: 1 — передние указатели поворотов с лампами 6 В, 21 Вт; 2 — лампа подсвета шкалы тахометра 6 В, 2 Вт; 3 — лампа головного света фары 6 В, 30/35 Вт; 4 — лампа стояночного света фары 6 В, 4 Вт; 5 — лампа подсвета шкалы спидометра 6 В, 2 Вт; 6 — аварийный выключатель зажигания; 7 — реле-прерывательуказателей поворотов; 8 — одиночные разъемы; 9- контрольная лампа дальнего света 6 В, 2 Вт (синяя); 10 — контрольная лампа указателей поворотов 6 В, 2 Вт (оранжевая); 11 — замок зажигания; 12-контрольная лампа нейтрали 6 В, 2 Вт (зеленая); 15 — контрольная лампа работы генератора 6 В, 2 Вт (красная); 14 — разъемная колодка; 15 — звуковой сигнал; 16 — блок переключателей света, указателей поворотов с кнопками звукового и светового сигналов; 17 — генератор 6 В, 75 Вт; 18 — реле регулятор; 19 — включатель стоп-сигнала; 20 — включатель контрольной лампы нейтрали; 21 — катушки зажигания; 22 — аккумулятор 6 В, 14 А. ч.; 23 — задние указатели поворотов с лампами 6В, 15Вт (стоп-стоп сигнал) и 6В, 2Вт (стояночный свет).
Рис. 88. Принципиальная схема электрооборудования мотоциклов «Ява-250» моделей 559/02, 559/04, 559/07 и «Ява-350» моделей 354/06, 360/00: 1 — генератор; 2 — обмотка возбуждения; 3 — добавочный резистор; 4 — пружина регулятора напряжения; 5 — обмотка реле обратного тока; 6 — контакт второй ступения регулировки; 7 — подвижный контакт регулятора напряжения; 8 — контакт первой ступени регулирования; 9 — ярмо; 10 — обмотка регулятора напряжения; 11 — подвижный контакт реле обратного тока; 12 -неподвижный контакт реле обратного тока; 13 — предохранитель (15 а); 14 — аккумуляторная батарея (6 в); 15 — звуковой сигнал; 16 — кнопка включения сигнала; 17 — лампа стоп-сигнала; 18 — центральный переключатель; 19 — включатель стоп-сигнала; 20 — переключатель дальнего и ближнего света; 21 — лампа дальнего и ближнего света; 22 — лампы освещения шкалы спидометра; 23 — лампа стояночного (городского) света фары; 24 — лампа освещения номерного знака; 25 — включатель (контакт) лампы нейтральной передачи; 26 — контрольная лампа генератора; 27 — лампа нейтральной передачи; 28 — первичная обмотка катушки зажигания; 29 — конденсатор (260 в; 0,27 мкф); 30 — вторичная обмотка катушки зажигания; 31 — кулачок прерывателя; 32 — контакты прерывателя; 33 — свеча зажигания. Штриховой линией обведены цепи, относящиеся к мотоциклу «Ява-350»
Рис. 89. Положения ключа зажигания и переключателя света и соответствующие им соединения цепей в центральном переключателе мотоцикла «Ява-250» модели 559/07: I — ключ вставлен (или не вставлен); II — ключ повернут вправо — включено зажигание; III — ключ повернут влево — пуск двигателя без аккумуляторной батареи; IV — переключатель повернут вправо, в первое положение — включены лампы стояночного света фары и освещения номерного знака; V — переключатель повернут вправо, во второе положение — включена дополнительно лампа фары
Что делать дальше?
Вероятнее всего, собранное вами зажигание от скутера на яву 634 – черновое и состоит из скруток, именно поэтому следует заменить их на нормальные клеммы и скрутить провода в косы. Осталось дела за малым – полностью заменить все оставшиеся электрические элементы начиная с приборной панели и заканчивая головным освещением и поворотниками. Благо, теперь у вас есть полноценные 12 вольт, поэтому можно заменить все запчастями от старших моделей. С другой стороны, 12 вольт открывают возможность поставить практически любой современный поворотник, качественное освещение и еще много полезных устройств вроде зарядки для смартфона или бортовой аудиосистемы.
Ставим зажигание со скутера на Яву
Первым делом проверяем подходит ли наша переходная пластина, если – да, то крепим ее, ставим ротор и статор. Последний должен заходить в ротор полностью, для удобства расстояние регулируем шайбами. Ставим датчик и убеждаемся, что все вращается с запасом и ничего не задевает.
Теперь нам нужно доработать ротор. От существующей метки на роторе, через 180 градусов устанавливаем новую метку. Чтобы сохранить точность процедуры лучше всего воспользоваться специальными устройствами, мерящими угол поворота также можно использовать для этого токарный станок. Метку припаиваем или привариваем, получив 100% надежность узла.
Что понадобится?
Чтобы установить зажигание от скутера на Яву нам понадобится определенный комплект для переоборудования. Прежде всего это сам генератор, на выбор есть две модели. Более простой QMB-139 будет выполнять все необходимые функции, но вот со светом ночью могут возникнуть неприятности, так как обмотка для головного света слабовата и будет сильно зависеть от оборотов. Если этот параметр вам важен, то выбирайте статор от модели QMI-157 или 152QMI – их для реализации поставленных целей хватит с запасом.
Еще будет нужна катушка зажигания с двумя выводами, здесь снова есть из чего выбрать. Для наших целей подойдут катушки мотора ЗМЗ-406 или от Оки.
Понадобится аккумуляторная батарея на 12 вольт. Новая нам не нужна, подойдет любая б/у мотоциклетная или новая китайская батарея. Ее роль – сглаживать перепады напряжения в контуре поворотников, стопов.
Также не стоит забывать про набор проводов/клемм. Последние лучше брать от японских скутеров.
Последний пункт – переходная пластина. Увы, найти ее в продаже нельзя, но добрые люди приготовили точные чертежи, представленные ниже, по которым вы сможете собрать собственную переходную плиту или заказать ее. Толщина металла – 4мм, это важный параметр, ведь если сделать пластину больше или меньше, некоторые элементы системы могут не войти или работать неправильно.
УСТАНОВКА БСЗ
Для этого нужно заранее подготовить следующее:
— инструмент: отвертки, пассатижи, молоток, наковальню, мультиметр(желательно электронный), узкую линейку (до 10мм шириной) или штангенциркуль, напильник и надфили
— детали: коммутатор (ВАЗ-2108), датчик Холла, соединительный жгут проводов к ним(продается готовый), катушку зажигания двухвыводную от Газели либо Оки, модулятор(бабочка изготавливается из магнитного металла толщиной 0.7-1мм по чертежу, приведенному ниже) высоковольтные провода(бронепровода) высокой мощности(желательно силиконовые)
1.Начальная стадия
Для начала делаем модулятор, если вы его еще не сделали. Это сделать проще всего если распечатать чертеж в реальную величину (размеры чертежа соответствуют реальным измерениям) наклеить распечатку на металлическую пластину и по контурам чертежа вырезать модулятор. ВНИМАНИЕ. Тут важна точность до миллиметра! Так что никаких «наглазов» тут допускать нельзя. Края модулятора надо обработать надфилем, чтобы не было зазубрин и заусенцев.
2.Демонтаж
— Отсоедините высоковольтные провода от свеч зажигания.
— Отсоедините провода индуктивности от катушек зажигания
— Демонтируйте катушки зажигания вместе с высоковольтными проводами(это нам больше не понадобится)
— Отсоедините конденсаторы от контактов прерывателей
— Отсоедините провода индуктивности от контактов прерывателей
— Демонтируйте контакты с пластины зажигания
— Выкрутите все винты с пластины зажигания и демонтируйте её с генератора
3.Подготовка
— Поставьте наковальню на ровную поверхность
— Положите пластину зажигания на наковальню и разровняйте все изгибы молотком, а штыри прерывателей удалите пассатижами
— Выкрутите болт ротора генератора
4.Установка
— Подвесьте 2-х выводную катушку зажигания в удобном месте под баком
— Подсоедините к катушке провода 1 и 4 коммутатора как показано на схеме а также высоковольтные провода к свечам зажигания(ВНИМАНИЕ. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ ВЫСОКОВОЛЬТНЫЕ ПРОВОДА ОТ ВАШИХ СТАРЫХ КАТУШЕК. ДЛЯ ЭЛЕКТРОННОГО ЗАЖИГАНИЯ НУЖНЫ МОЩНЫЕ ПРОВОДА, ЖЕЛАТЕЛЬНО СИЛИКОНОВЫЕ, ПРОДАЮТСЯ В ЛЮБОМ АВТОМАГАЗИНЕ!)
— Прикрутите модулятор к ротору стандартным болтом якоря
— Закрепите датчик Холла на пластине как показано на фото
— Закрепите коммутатор в удобном для вас месте(рекомендуется установить его на правой крышке воздухоочистителя прямо под облицовочной крышкой)
— Проложите соединительные провода коммутатора и ДХ и подсоедините к коммутатору и ДХ
— Заземлите провод 2 коммутатора на раму мотоцикла(не заземлять на бак!)
5.Регулировка угла опережения зажигания (УОЗ)
5.1. Установить левый поршень в верхнюю мертвую точку, и при помощи линейки(или штангенциркуля) отведите поршень назад на 3мм
5.2. Отпустите болт генератора крепящий модулятор(ВНИМАНИЕ ПРИ ЭТОМ НЕДОПУСКАЙТЕ НИ МАЛЕЙШЕГО ПРОВОРАЧИВАНИЯ КОЛЕНВАЛА. )
5.3. Подключите мультиметр так: красный зажим к зеленому проводу датчика холла(на входе в датчик с зеленого провода надо сдвинуть белую термоусадку и получить доступ к оголенному проводу), а черный зажим мультиметра запитать на массу(например к картеру двигателя)
5.4. Установить на мультиметре режим показания напряжения в диапазоне 0-20 вольт
5.5. Включить зажигание (на мультиметре должно показывать значение либо равное, либо приближенное к нулю)
Типы БСЗ
Существует два типа БСЗ:
— Одноканальная (один датчик Холла, двухлепестковый модулятор, один коммутатор, одна двухвыводная катушка зажигания, работающая сразу на два цилиндра)
— Двухканальная (два датчика Холла, один, а лучше два, лепесток модулятора, два коммутатора, две катушки зажигания, работающие по одной на каждый цилиндр)
Предпочтительнее ставить именно одноканальную систему, так как она будет стабильнее, ибо тут не придется подгонять каждый цилиндр (что приходится делать на КСЗ), здесь если правильно сделанный модулятор, то настраивается, лишь один цилиндр. Так же в одноканальной меньше проводов используется, меньше занимают место её детали, меньше расход энергии (что очень важно для 6-ти вольтовых генераторов)
Есть много любителей «заморочиться», которые ставят двухканальную, крича при этом, что так можно точнее настроить и т.д. Я уверяю – это лишние заморочки, и никакой точности тут не будет (почему указанно выше)
Свечи зажигания. Выше я говорил, что свечи зажигания «живут» дольше, напрашивается вопрос «Почему?»
На самом деле ответ прост. Если ты решил поставить одноканальную БСЗ (либо двухканальную с двухлепестковым модулятором), то вот что будет происходить:
При зажигании в одном цилиндре, в другом при этом в НМТ так же будет бить искра, так как она бьёт одновременно на обеих свечах, то есть два раза искрить за оборот на каждой свече.