Питбайк (рitbike) – это небольшой легкий мотоцикл, внешне напоминающий кроссовый внедорожный агрегат. У него стоит 4-тактный двигатель, а также колеса с размерами 10, 12, 14 и 17 дюймов. Выпускают их многие производители мототехники, как мировые лидеры, так и более мелкие компании. Сегодня купить его можно практически в каждом более или менее крупном городе у официальных дилеров компаний.
Минимотоциклы этого типа подходят для людей весом до 100 кг. Чтобы управлять им было удобно, он оснащен усиленной рамой, увеличенной колесной базой, укрепленной подвеской, высоким рулем и т.д. При этом он остается негабаритным байком, что делает катание на нем настоящим удовольствием. В качестве топлива используется 92-й или 93-й бензин, который просто заливается в бензобак. Не нужно доливать или смешивать масло с присадками в бензин, что тоже упрощает подготовку байка к поездке и эксплуатацию.
Главные вопросы – как кататься и где? Кантри – движение по пересеченной местности. Для этого подойдет 10-17-дюймовые колеса с внедорожным протектором. Кантри является самым популярным видом катания. Главное – защита райдера.
Мотокросc. Подходят для этого любые трассы и трамплины для езды и прыжков. Колеса должны быть по размеру 14/12 либо 17/14 дюймов, оснащенные внедорожными покрышками. Все внимание на безопасность райдера.
Супермото предполагает езду по любой ровной поверхности. Для этого отлично подойдет Картодром либо специальные треки для Супермото. Колеса могут быть 12/12 или 14/14 дюймов, а покрышки типа Slick обеспечат хорошее сцепление с дорогой.
Стант (Stunt) – это одна из популярнейших дисциплин. Для него подойдет любая площадка с ровным качественным покрытием. Предполагает выполнение различных трюков и основных фигур высшего пилотажа мотоспорта. Для лучшего результата используйте пеги и бугель.
Парк – это достаточно новое направление, предполагающее трюки и фигуры. Кататься можно в Скейт и BMX парках, специально для этого созданных. Весит питбайк в этой дисциплине совсем немного. Колеса с дорожной резиной должны иметь размер 12/12 дюймов. Защиту мотоцикла обеспечивают пеги и слайдеры.
Мотофристайл тоже является новой дисциплиной. Это головокружительные прыжки с трамплинов, выполнение акробатических трюков в полете. Но это и самое опасное направление.
Улица (Street) – это езда по городу без правил и ограничений. На препятствиях выполняются разнообразные трюки. Препятствиями считаются лестницы, бордюры, стены, автомобили – любые выступающие или возвышающиеся над асфальтом предметы. Защита мотоцикла обеспечивается при помощи пегов, бугелей, слайдеров. Но эта дисциплина запрещена, поскольку опасна для самих водителей и окружающих.
Есть вопрос, который интересует и владельцев нового питбайка, и тех, кто только собирается его купить: опасно ли это? Езда на минибайке безопасна, если не забывать о защите и руководствоваться не азартом, а здравым смыслом. Если действовать наоборот, то опасным станет не только мотоцикл, но и велосипед, но и самокат.
Рitbike имеет простую, но вместе с тем надежную конструкцию, управление котороq не потребует т водителя специальных знаний или определенных навыков.
Чтобы байк служил вам долго и не вызывал нареканий, нужно правильно провести его обкатку и контролировать состояние деталей и узлов. Внимание качеству движения нужно уделять с первой поездки до прохождения 35 первых мото-часов.
При проведении обкатки обратите внимание на двигатель. Чтобы в дальнейшем получать удовольствие от хорошей и быстрой езды, вначале нужно проявить терпение. Тщательно контролируйте уровень масла в моторе при помощи контрольного щупа. При проверке мотоцикл должен стоять ровно, иначе показатель будет завышен или занижен. Открутите контрольный щуп, протрите его чистой тряпкой, вставьте обратно, не завинчивая, затем снова выньте и посмотрите.
Уровень масла можно проверить и на «горячем моторе». После заглушки двигателя нужно подождать пару минут и тогда проводить замер.
Обкатывая мотоцикл первые 35 моточасов, строго следите за тем, чтобы двигатель не перегревался. Запуская холодный двигатель, подождите, пока он нагреется (примерно 2 минуты).
Чтобы обкатка была максимально эффективной, следуйте рекомендациям. Не допускайте резких и больших нагрузок на мотор и сцепление. Не катитесь долго на низких оборотах, набирайте скорость плавно. Переключая скорости, избегайте толчков и рывков, плавно меняйте режимы передач. При каждой следующей поездке, если обкатка была произведена правильно, коробка передач станет работать более четко, а переключение передач станет увереннее. Чтобы двигатель служил дольше, масло следует заменить во время обкатки дважды: после 18 и 35 часов эксплуатации.
www.micromoto.ru
Управление питбайком
Перед началом движения ещё раз просмотрите раздел по безопасности при эксплуатации мотоцикла. Убедитесь, что вам известен принцип работы механизма удержания мотоцикла в вертикальном положении – подножки.
Убедитесь, что воспламеняющиеся материалы, такие как сухая трава и листья, не контактируют с системой выпуска мотоцикла во время движения, работы на холостом ходу или при стоянке мотоцикла.
1. После того, как двигатель прогрелся, мотоцикл готов к поездке. 2. Держа обеими руками мотоцикл за ручки, снимите мотоцикл с подножки. 3. Сядьте на мотоцикл, упираясь ногами в землю. 4. Выжмите до упора сцепление и включите первую передачу. 5. Плавно поверните на себя ручку газа и постепенно плавно отпускайте сцепление. Мотоцикл при этом начнет движение. 6. Убедитесь, что набранной скорости достаточно для устойчивой езды, поставьте ноги на подножки мотоцикла. 7. Выжимая сцепление, последовательно переходите на высшие передачи. Переключение на высшую передачу происходит при достижении оптимальной для этого скорости.
Чтобы снизить скорость или остановиться, сначала нужно немного сбросить газ, а затем плавно нажать рычаг и педаль тормоза. При экстренном торможении сначала выжмите сцепление и сбросьте газ, а затем сильно нажмите рычаг и педаль тормозов. Начинать торможение, во избежание опрокидывания мотоцикла, всегда необходимо с заднего колеса.
На мокром покрытии тормозить довольно трудно. Избегайте экстренного торможения. Оно может привести к скольжению и опрокидыванию мотоцикла. Для остановки на мокром покрытии нужно плавно нажимать на тормоз.
При выполнении поворота сбросьте газ и нажмите на тормоз, чтобы снизить скорость. Сброс газа и резкое торможение во время поворота может привести к потере управления над мотоциклом.
При езде по мокрой или рыхлой дороге все ваши действия должны быть плавными. Резкое ускорение или поворот могут привести к потере управляемости.
Не перегружайте мотоцикл. Лишний груз может привести к потере равновесия.
Для плавной остановки мотоцикла нужно немного сбросить газ, снизить скорость, выжать сцепление и плавно нажать на тормоза. Включите нейтральную передачу. Выключите зажигание и зафиксируйте руль. После этого поставьте мотоцикл на опору. Перед покатушками рекомендуем вам выбрать и купить страховой полис онлайн:
Как правильно переключать передачи на мотоцикле
Все движения, которые вы проводите с педалями, должны быть плавными, чтобы не вывести из строя трансмиссию.
Переключая передачи, переключайте за один раз одну скорость. Перескакивать не желательно.
Чтобы понять, как переключать передачи на мотоцикле, нужно внимательно изучить органы управления. Существуют мотоциклы с механической трансмиссией и полуавтоматической.
Способы переключения передач
Способ первый
Мотоциклы с механической трансмиссией. Все действия в этом случае происходят в следующей последовательности. Набираете скорость. Убираете газ. Включаете сцепление. Нажимаете педаль переключения передач. Отпускаете сцепление, затем педаль переключения и добавляете газу.
Чтобы завести мотоцикл, ставите его на нейтральную скорость. После этого убираете газ и выжимаете сцепление, одновременно включая первую скорость. Убрав ногу с педали передач, поддаете газу и отпускаете сцепление. Теперь добавляете газу.
Чтобы повысить передачи, нужно убрать газ, включить сцепление и нажать педаль переключения передач. После этого отпускаете сцепление, отпускаете педаль переключения и добавляете газу.
Чтобы понизить передачи, нужно убрать газ и включить сцепление. После этого резко добавить газу, и когда обороты начинают падать, нажимаете на педаль переключения передач. Отпускаете сцепление и педаль переключения и добавляете газу. После того, как мотоцикл остановится, не забудьте поставить его на нейтральную скорость.
Способ второй
Мотоциклы с полуавтоматической трансмиссией. На этих мотоциклах переключение скоростей происходит проще. Убираете газ и переключаете скорость. Сцепление и коробка передач здесь соединены.
Перед тем, как завести двигатель, поставьте свой байк на нейтральную передачу. Для того, чтобы включить первую скорость, нужно убрать газ и нажать рычаг переключения передач вниз. Для повышения передачи нужно убрать газ, а рычаг переключения передач поднять вверх. Для понижения передачи газ, наоборот, нужно поддать и сразу убрать руку с газа. Когда обороты начнут падать, переключить скорость и добавить газу. Теперь вы знаете, как на мотоцикле переключать скорости.
Подготовка
Важным параметром успеха в переключении передач является скорость и точность с которой вы переключаетесь, поэтому нужно внимательно отнестись к вопросу удобства расположения рычага сцепления и высоты подъема лапки коробки передач. Оба параметра целиком зависят от вашей посадки на мотоцикле и могут меняться с ростом опыта управления мотоциклом. Пальцы левой кисти не должны лежать на рычаге сцепления, вы должны касаться рычага только в момент переключения передачи, всё остальное время ваша кисть должна обхватывать клипон руля. Вы должны подобрать угол наклона рычага сцепления и его подъем таким образом, чтобы в любое время вы могли бы дотянуться до рычага и ничего бы вам не мешало. Тянуть рычаг сцепления нужно четырьмя пальцами руки. Обратите на это внимание. Не рекомендуется устанавливать укороченные ручки велосипедного типа под два пальца руки.
- подъем рычага слишком большой, есть моменты когда нужно перехватывать руль чтобы дотянуться до рычага и это получается сделать только кончиками пальцев;
- угол наклона рычага таков, что не во всех ситуациях возможно дотянутся до рычага.
Баланс
Если вы умеете ездить на велосипеде – считайте, вам повезло. Вы наверняка слышали фразу: «Это как кататься на велосипеде», – когда сталкивались с новым и трудным делом. Но, единожды поняв принцип работы, легко могли справиться с чем угодно.
Отличие при обучении езде на кроссовом мотоцикле состоит только в весе и скорости машины. Не ожидайте, что вам сразу же будет удобно.
Начинающие райдеры обычно сидят, а не стоят, ведь так проще. Но вы быстрее научитесь ловить баланс, если будете передвигаться стоя.
Соблюдение этого правила позволит предотвратить ни одну опасную ситуацию, так как в стойке общий центр тяжести повышается, а при посадке – понижается.
Подытоживая: для удержания баланса при технически сложной езде, да и просто для поддержания равновесия мотоцикла вы должны уметь ездить стоя на подножках.
Как развить чувство баланса при обучении езде стоя?
Для этого есть хорошее упражнение:
- Найдите большой паркинг и пытайтесь ездить стоя так медленно, как только возможно. Пробуйте полностью остановиться, стоя на подножках, и снова ускориться, не касаясь ногами земли.
- Почувствуйте стопами почти незаметные изменения наклона питбайка в продольной или поперечной плоскостях, а также изменения профиля поверхности.
- Положение тела крайне важно для удержания баланса, особенно, когда мотоциклист поворачивает, прыгает или приземляется. В этих случаях наклон корпуса имеет решающее значение при предотвращении потери контроля мотоцикла и снижения утомляемости.
Запомните, неверное положение тела при езде на байке приводит к падениям. Если вы смотрели мотокросс по телевизору, то наверняка заметили, что на крутых поворотах райдер и питбайк практически параллельны земле, при этом пилот никуда не отклоняется.
Такие трюки требуют постоянной тренировки.
Старт
Наиболее сложный элемент для начинающего мотоциклиста. Переключите КПП на нейтраль. Убедитесь, что ваши руки согнуты в локтях, центр тяжести перенесен вперед. Выжмите сцепление. Включите первую передачу. С оборотов холостого хода плавно отпускайте ручку сцепления одновременно поднимая обороты. Если ваш мотоцикл оборудован датчиком позиции рычага сцепления (например, инжекторные мотоциклы Сузуки) то вы можете заметить как при старте с нейтрали мотоцикл сам добавляет оборотов — упрощая старт. Не бросайте рычаг сцепления. После того как вы отработаете плавный старт вы можете научиться стартовать быстрее. Принцип быстрого старта тот же самый что и для медленного — вы загружаете перед, руки согнуты, но старт начинается не с оборотов холостого хода, а с оборотов от 4000 до 8000. Оптимальным для начинающего в городе является старт с 3000 оборотов. При старте мы рекомендуем держать ступню правой ноги на заднем тормозе — если вы не рассчитали обороты — и мотоцикл начал подниматься на заднее колесо — воспользуйтесь задним тормозом. Часто, мы начинаем с того чем заканчиваем. Контроль тяги при старте мотоцикла, с помощью заднего тормоза, широко используется гонщиками при старте мотоцикла в чемпионатах мира.
Каков же ориентир — какой самый быстрый старт. Самый быстрый старт это когда вы лежите на баке при этом на всей прямой разгона ваше колесо оторвано на 0.5 — 1 см от уровня земли. С учетом кочек — этот элемент довольно сложен и, часто, для его практической реализации в мотоциклах устанавливается электроника, контролирующая разгрузку переднего колеса. На мотоциклах, оборудованных быстрым стартом можно стартовать с полностью открытой ручкой газа, электроника анализирует нагрузку на передней вилке и автоматически отключает зажигание по мере чрезмерной разгрузки вилки. С точки зрения пилота это выглядит следующим образом: вы загружаете перед, ложитесь на бак, полностью откручиваете ручку газа и практически бросаете сцепление — всё остальное делает электроника. 99% процентов мотоциклов не оборудованы быстрым стартом и работу электроники приходится выполнять пилоту.
Основным критерием удачного старта в городе являются постоянные обороты мотора по мере стравливания сцепления. В то время когда вы опускаете сцепление, обороты начинают опускаться и вы должны стараться открывая ручку газа одновременно с стравливанием сцепления удерживать обороты мотора постоянными. Если вам это сделать удалось вы можете перейти к следующему шагу — уменьшению времени стравливания сцепления. После того как и это упражнение стало получаться — попробуйте стартовать с больших оборотов, загрузив перед.
Загвоздка с правами
Законодательство не приравнивает питбайки к какой-либо категории транспортных средств. Следовательно, и права на них получить нереально. Техпаспорт оформить на этот вид мототехники тоже нельзя.
Однако эти условия действуют по отношению к маломощным моделям. Сегодня же грамотный тюнинг позволяет разогнать мототехнику до 200 см3. И вот к таким средствам передвижения закон более строгий. Чтобы водить мощный питбайк, потребуется удостоверение — ПТС. В целом алгоритм, разрешающий управление такой техникой на законных основания, следующий:
- Получение прав категории «А» (для мототехники). Их выдают с 18 лет, но пойти в автошколу можно уже с 14.
- Постановка питбайка на учет в региональном отделении ГИБДД.
Однако техпаспорт получить нереально. Поэтому кататься на питбайке нужно будет вдали от дорог общественного значения. В любом случае, чтобы предупредить возможные проблемы с управлением, ребенка (если мототехника предназначена для подростков и школьников) лучше записать в автошколу. Там он под присмотром учителей освоит основные азы вождения на питбайке.
Данный вид мототехники — довольно простой в управлении и по сути мало чем отличается от мотоцикла. Однако многих интересует не только сам принцип вождения, но и возможность выполнять эффектные трюки. На питбайках это реально. Более того, этот вид средств передвижения успешно используется при выступлении в спортивных дисциплинах, где распространены акробатические приемы.
Переключение передач вверх со сцеплением
Для того чтобы понять технику переключения вверх проведите следующий эксперимент. Двигайтесь на второй передаче со слегка открученной ручкой газа. Теперь не закрывая ручку газа — выжмите сцепление — вы увидите как моментально обороты поднимутся. Закройте ручку газа. Когда пропадает нагрузка в виде заднего колеса — ничто не мешает мотору раскручиваться и обороты стремительно возрастают. Именно поэтому скорость в переключении передач играет важную роль. Если вы переключаетесь быстро, то вы можете не закрывать ручку газа, в момент когда сцепление выжато, обороты поднимаются и тут же происходит переключение передачи вверх и возвращение сцепления. Если вы это делаете быстро, то обороты поднимаются всего лишь на 1000-1500 чтоб обеспечивает оптимальные условия для переключения вверх со сцеплением.
Для переключение передач вверх со сцеплением необходимо быстро выжать сцепление переключиться вверх и отпустить сцепление таким образом чтобы обороты на которых включается следующая передача не превышали обороты передачи с которой вы переключаетесь более чем на 1500. Если вы делаете это медленно — вам необходимо закрывать ручку газа в момент когда выжато сцепление, если быстро — можно удерживать ручку в прежнем положении или едва закрывать ручку. Важным критерием являются обороты на которых вы начали переключаться вверх и разницу между оборотами с которых вы выжали сцепления и на которых отпустили сцепление — разница не должна превышать 1000 — 1500 оборотов. С практикой, переключение передач станет получаться автоматически и не будет требовать внимания.
Как переключать передачи на мотоцикле
Большинство мотоциклов оборудованы последовательной коробкой передач. Поэтому основные принципы всех действий схожи.
Переключение передач на мотоцикле различается «вверх» и «вниз». Первое из них означает, что вам нужно включить более высокую передачу. Для этого вы включаете первую передачу, и таким образом повышаете скорость мотоцикла, а после этого постепенно переключаетесь на следующую передачу в такой последовательности:
- Быстро сбрасываете газ, обороты двигателя понижаются. Одновременно выжимаете рычаг сцепления.
- Включаете следующую передачу.
- Сцепление нужно отпустить; Одновременно с этим добавляете газу и повышаете обороты.
Любое переключение передачи на более высокую происходит в этой последовательности.
Для включения низкой передачи используется переключение «вниз». Это делается при необходимости повышения мощности заднего колеса, например, поднимаясь в гору. Какова последовательность действий в этом случае?
- Сбрасываете газ.
- Нажимаете рычаг сцепления.
- Теперь нужно включить низкую передачу.
- Отпускаете сцепление.
- И в это же время быстро добавляете газу.
Если вы хотите замедлить ход мотоцикла или остановить его, газ необходимо сбрасывать до того, как начнете выжимать сцепление. Тормозите до переключения с первой на вторую передачи.
Последовательность действий при троганье с места:
- занять правильную посадку;
- выжать сцепление;
- включить 1-ю передачу;
- немного прибавить «газ»;
- медленно отпустить сцепление;
- регулировать скорость только ручкой «газа».
Обороты, на которых вы переключаетесь
Вы должны переключаться вверх в зоне высоких оборотов (обороты отсечки минус 4000). Если вы переключаетесь на низких оборотах, то вам может потребоваться большая перегазовка — 2000/3000. Техника переключения на высоких оборотах одинакова для всех мотоциклов и объемов. Техника переключения на низких оборотах разнится в зависимости от объема двигателя перегазовкой. На малых объемах, при переключении на низких оборотах необходима большая перегазовка, чем на больших объемах. Переключение на низких оборотах не правильна.
Можно ли ездить на питбайке по дорогам?
Нет. Так как питбайк – не более чем спортивный инструмент, то по дорогам общего пользования на нём ехать нельзя. Причём, это относится не только к улицам, трассам и вообще асфальтированным дорогам. Согласно ПДД, дорога – это любая обустроенная или приспособленная для езды поверхность. То есть просёлочная, просто утоптанная машинами – это всё тоже относится к дорогам.
Переключения без сцепления
Коробка мотоцикла устроена таким образом, что позволяет переключаться вверх без сцепления на любых оборотах. Одним из способов переключения передач вверх без сцепления является кратковременное снижение тяги с помощью ручки газа. Вам необходимо быстро закрыть и открыть ручку газа и одновременно толкнуть лапку переключения передач вверх. Если вы сделали это одновременно и быстро то коробка переключится вверх без использования сцепления. Другим способом является использование устройства быстрого переключения, в разрыв тяги лапки переключения устанавливается датчик, подключенный к блоку управления зажиганием. Во время переключения вверх тяга давит на датчик, датчик передает команду блоку управления зажиганием, а блок отключает зажигание на запрограммированное заранее время, зависящее от оборотов мотора (обычно, не больше чем на 50 миллисекунд), тяга мотоцикла падает и коробка перещелкивается вверх.
О чем еще стоит помнить?
Перед началом езды на кроссовом мотоцикле огромное влияние оказывает страх. Острые ощущения от езды на 100-килограммовой двухколесной машине, которая может разгоняться более чем до 80 км/ч – лакомая приманка для одних. Но у других аварии, падения и серьезные травмы убивают весь интерес и возможное удовольствие.
Страх не всегда легко победить. С ним поможет справиться разбор и анализ просчетов более опытных райдеров, уже преодолевших тот путь, который вам только предстоит пройти. Это ускорит как время, так и эффективность освоения навыков езды на мотоцикле, а также снизит вероятность попадания в ДТП.
И последний совет – для тех, кто планирует участвовать в соревнованиях. Все предыдущие подсказки будут для вас бесполезны, если вы еще до начала гонок потеряете веру в себя.
Никогда не думайте о тех, кто лучше вас. У других пилотов могут быть новейшие блестящие байки с крутой графикой, но это не дает им ни капли преимущества. Психологический настрой – вот то, что по-настоящему важно, особенно, если он подкреплен вашей отработанной техникой вождения.
Переключения вниз
Для того чтобы понять, чего стоит опасаться при переключении вниз, проделайте простое упражнение: разгонитесь на второй передаче и полностью закройте ручку газа, во время торможения двигателем выжмите сцепление и катитесь с выжатым сцеплением, вы увидите что обороты мотора опустятся до холостого хода, теперь, если вы отпустите сцепление произойдет резкий толчок, вплоть до временной блокировки заднего колеса — мотоцикл попытается раскрутить мотор с оборотов холостого хода до оборотов на которых сейчас движется мотоцикл. Если вы поднимите обороты в момент когда отпускаете сцепление то толчок будет менее ощутим, а если обороты мотора совпадут со скоростью, на которой движется мотоцикл на второй передаче — рывка и вовсе не будет.
Когда вы переключаетесь вниз необходимо либо делать это быстро на закрытой ручке газа, чтобы не дать оборотам мотора опуститься, либо использовать перегазовку — т.е. в момент переключения вниз добавлять газ.
Итак — быстро выжмите сцепление, быстро щелкните передачей вниз — быстро отпустите сцепление. Если вы делаете это медленно, то мы рекомендуем использовать перегазовку — т.е. в момент когда сцепление выжато и обороты начинают опускаться до оборотов холостого хода — кратковременно, резко поднимите обороты и переключившись вниз отпустите сцепление. Цель — обороты на которых включается передача ниже должны быть либо такими же либо на 1500 выше чем обороты с которых вы переключаетесь.
Все скорости мотоцикла и его максимальная скорость
Максимальная скорость мотоцикла зависит от того, какова мощность байка и передаточные числа привода. Мотоциклы разных кубатур могут достигать скорости от ста сорока километров до трехсот сорока километров в час.
Не нужно превращать максимальную скорость вашего байка в самоцель. Гораздо важнее то, насколько ваш мотоцикл динамичен в рамках всех возможных для него скоростей. Для улучшения возможностей мотоцикла можно увеличить или уменьшить передаточные числа. Например, для городских улиц максимальная скорость не выше 220 км/час. В этом случае подбирают так передаточные числа, чтобы на этой скорости шестая передача выкручивалась в отсечку. Мотоцикл получит столь важную для него динамику.
Для гонок по трассе передаточные числа подбираются немного иначе, чтобы использовались все шесть передач, до достижения максимальной скорости до 280 километров в час.
Замена передаточных чисел считается наиболее дешевым тюнингом, и на износ мотоцикла не влияет.
www.motoking.ru
Цитирую Миша17:
«Порвать коробку» — это интересный термин.