Фотоотчёт: Ремонт сцепления мотоцикла «Восход» и «Минск»

Катушки Б-300 и 2112.3705 предназначены для работы в «классических» системах зажигания с питанием от генератора переменного тока Г-401, Г-411 и Г-421. Такие катушки устанавливались на мотоциклы К-58, «Ковровец-175А» «Ковровец-175Б» «Ковровец-175В», «Восход», «Восход-2» и мотоциклы минского мотозавода М-103, М-104, М-105, М-106 и ММВЗ-3.111.

Катушки Б-300Б и 2102.3705 работают в бесконтактных электронных системах зажигания с генераторами Г-427, 43.3701 и 80.3701. Они устанавливались на мотоциклы «Восход-2М» «Восход-3″, Восход-3М-01» «Сова», «Фермер», «ЗДК-175-4ШП» и мотоциклы «Минск» -ММВЗ-3.115, ММВЗ-3.112, ММВЗ-3.113.

ПРИЧИНОЙ ПЛОХОЙ ИСКРЫ НА СВЕЧЕ СТАЛА НЕДОСТАТОЧНО ГЕРМЕТИЧНАЯ КАТУШКА ЗАЖИГАНИЯ Б-300. КАК ПРОВЕРИТЬ ИСПРАВНОСТЬ КАТУШКИ И МОЖНО ЛИ ЕЕ ОТРЕМОНТИРОВАТЬ?


Наличие подобного дефекта проверяется легко. После просушивания катушки искрообразование восстанавливается. Предлагаем несложный способ ремонта. Прокладку под крышкой заменяют самодельной, вырезанной из тонкой резины (например, камеры от велосипедной шины). Чтобы крышка плотно и надежно была притянута к корпусу, поставьте изготовленную из стального прутка диаметром 4-5 мм скобу 1 (рис. 5.29).

Под нее подложите сухарик 2, изготовленным из утоньшенной части крышки из твердого электроизоляционного материала. Скобу закрепите планкой 3. Теперь катушка влажности боятся не будет.

ПРИВЕДИТЕ ДАННЫЕ ДРОССЕЛЯ ДР-100 ДЛЯ МОТОЦИКЛА «ВОСХОД-2». КАКОЕ ДОЛЖНО БЫТЬ СОПРОТИВЛЕНИЕ ОБМОТКИ?

Сердечник дросселя ДР-100 собран из нестандартных полос длиной 41 мм, толщиной от 0,5 до 1,0 мм. Таким образом его сечение (под обмоткой) составляет 7×8,6 мм. Обмотка дросселя состоит из 240 витков провода ПЭВ-2 диаметром 0,64 мм (по меди). Сопротивление обмотки – 0,5-0,7 Ом. индуктивность 2,3-2,6 Генри.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ЧАСТО ПЕРЕГОРАЮТ ЛАМПЫ ОСВЕЩЕНИЯ?

При правильно собранной схеме электрооборудования мотоцикла лампы перегорают из-за неисправности переключателя света П200 или нарушения соединений между лампой фары и патроном вследствие окисления контактов лампы. Переключатели П-200 не отличаются надежностью, поэтому владельцам мотоциклов «Восход» рекомендуется незначительно переделать схему электрооборудования, включив в нее двухполюсный тумблер ТП1-2 и дроссель ДР-100 (применяется на «Восходе-2»), как показано на рис. 5.30.

Дроссель можно изготовить самостоятельно. На незамкнутый сердечник сечением 0,65-0,7 см 2 из трансформаторного железа надо намотать 245 витков провода ПЭВ-2 диаметром 0,64-0,69 мм. После переделки перегорание ламп по указанным причинам исключается.

ЗВУКОВОЙ СИГНАЛ ТИПА 12.3721 УСТАНАВЛИВАЕМЫЙ ПА МОТОЦИКЛЫ «ЗДК» ИЗДАЕТ ХРИПЛЫЙ И СЛАБЫЙ ЗВУК. ЕСТЬ ЛИ СПОСОБ ОСНАСТИТЬ «ВОСХОД» БОЛЕЕ МОЩНЫМ «ГУДКОМ»?

Для этого между клеммой «01» блока БКС и «массой» надо включить электролитический конденсатор (или батарею конденсаторов) общей емкостью не менее 2000 МКФ, рабочее напряжение не ниже 20 В. («минусом» на «массу») После этого вместо сигнала 12.3721 можно ставить практически любой автомобильный или мотоциклетный сигнал постоянного тока – С-39, С-205, С-304. Конденсаторы лучше всего разместить под крышкой воздухозаборника фильтра.

В случае, если сигнал перестанет работать, вероятнее всего, причиной станет обрыв диода КД 202, включенного между клеммами «02» и «01» блока БКС. Для устранения дефекта достаточно укрепить диод снаружи блока (рис. 5.31).

Генератор Восход Г-427

Генератор Г-427 переменного тока с возбуждением от постоянного магнита с индуктивным датчиком электронной системы зажигания. В пазах статора, набранного из штампованных пластин электротехнической стали, помещены восемь катушек, которые образуют четыре самостоятельные цепи: — питание накопительного конденсатора зажигания; — освещение и звукового сигнала; — указателей поворота; — сигнала торможения.

Регулировка напряжения в цепях осветительных нагрузок осуществляется по принципу параметрического регулирования, т.е. обмоточные данные генератора выбраны с таким расчетом, чтобы с увеличением скорости вращения ротора напряжение на клеммах генератора изменялось в определенных пределах на определенную нагрузку. Крепление статора генератора к картеру двигателя обеспечивает регулировку угла опережения зажигания.

На крышке статора генератора расположены выводы: — зарядных катушек цепи питания накопительного конденсатора зажигания Восход; — указателей поворотов; — сигнала торможения; — освещения; — датчика.

Которые соответственно маркированы: >, >, >, > и >.

Датчик крепится на крышке статора генератора при помощи винтов.

Ротор генератора

Ротор генератора с расположенным на нем ротором датчика крепится на правой полуоси коленчатого вала двигателя болтом и от поворота фиксируется шпонкой.

Сборка

Особо разглагольствовать на тему сборки я не буду так как сборка производиться в порядке обратном разборке. Остановлюсь только на самых важных моментах.

Одеваем на цапфу коленчатого вала звездочку и затягиваем гайку; надеваем на вал КПП регулировочные шайбы и затем туда же одеваем корзину вместе с распорной втулкой; позиционируем двигатель относительно себя так, чтобы вам было хорошо видно насколько соосны относительно друг друга зубья звездочек моторной цепи

В моем случае — несоосность зубьев составила порядка 7 мм. Норма в пределах миллиметра. Для наглядности я к звездочке приложил линейку. Если у вас с соосностью зубьев такая же ситуация — подкладывайте под распорную втулку регулировочные шайбы до тех пор пока зубья не станут строго напротив друг друга. Если этим моментом пренебречь — цепь будет работать с перекосом, а это повлечет за собой быстрый износ как самой цепи так и зубьев корзины и звездочки.

После установки двух дополнительных регулировочных шайб ситуация с несоосностью зубьев полностью разрешилась.

Устанавливаем детали сцепления на свои места, затягиваем гайки и фиксируем их шайбами.

Ищем среди металлических дисков самый толстый и устанавливаем его на внутренний барабан — фаской к двигателю.

Далее ставим пластмассовый диск в след за ним металлический и так чередуя диски друг с другом собираем корзину.

Ставим на место шток сцепления.

Ставим нажимной диск, натягиваем пружины, регулируем сцепление и прикручиваем крышку

Уход за генератором мотоцикла восход — как снять, что проверить и правильно установить

Уход за генератором в основном сводится к подтягиванию резьбовых креплений статора и ротора генератора, а также клемм проводов.

Для того чтобы снять генератор, необходимо:

  • отсоединить провода цепи зажигания, датчика, освещения стоп-сигнала и указателей поворотов от клемм генератора;
  • отвернуть три винта, крепящие статор к картеру, и снять статор;
  • отвернуть болт крепления ротора генератора и легкими осторожными ударами деревянного молотка по противоположным сторонам ротора снять его с цапфы и вынуть шпонку.

Проверка снятых деталей

После снятия статора и ротора генератора детали промыть чистым бензином, тщательно осмотреть. На статоре разобрать клеммы крепления проводов. Насухо протереть все изоляционные детали клемм.

Установка генератора

Установку произвести в обратной последовательности, при этом необходимо:

  • проверить биение ротора генератора, которое должно быть не более 0,1мм при закрепленном болте;
  • затяжку статора генератора производить без перекосов, обеспечив плотное прилегание ко всем трем опорам;
  • правильно произвести установку зажигания;
  • провода генератора должны быть надежно закреплены и хорошо изолированы друг от друга.


Регулировка зажигания Восход

Момент зажигания устанавливается поворотом статора генератора после предварительного ослабления трех винтов, крепящих статор к картеру. Для нормальной работы двигателя необходимо, чтобы момент искрообразования (на генераторе этот момент определяется совпадением паза ротора датчика с выступом на каркасе катушки датчика. рис) совпал с моментом, когда поршень не дошел до верхней мертвой точки 2,5-3,0 мм (при работе двигателя на бензине с октановым числом 92).

Зазор между ротором и сердечником катушки датчика должен быть в пределах 0,3±0,05мм.

Установку зазора следует производить следующим образом:

  • ослабить винты крепления статора датчика к крышке статора генератора;
  • перемещая статор датчика в пазах крышки статора генератора установить требуемый зазор, после чего затянуть винты крепления.

Для более точной установки зажигания рекомендуется положение поршня определить при снятой головке цилиндра.

Коммутатор Восход — электронный КЭТ-1

Коммутатор электронный КЭТ-1 предназначен для работы в системе зажигания в комплекте с генератором Г-427 и высоковольтным трансформатором Б-300Б. Позволяет получить вторичное напряжение до 18 кв, при частоте вращения ротора генератора от 250 до7500 об/мин. Коммутатор установлен в правом инструментальном ящике. Основание коммутатора соединено с массой мотоцикла. При выходе из строя коммутатор можно разобрать и отремонтировать

Коммутатор электронный имеет три выходные клеммы с буквенной маркировкой на корпусе >, > и >. Массовой клеммой служит основание коммутатора.

Уход за коммутатором в процессе эксплуатации сводится в основном к подтягиванию резьбовых соединений, не допуская при этом срыва резьбы. Необходимо оберегать коммутатор от попадания внутрь него и на клеммы влаги от резких ударов и воздействия высоких температур. Следует также систематически проверять надежность электрического соединения основания коммутатора с >, т.к. при нарушении этого условия прекращается искрообразование на свече.

Свеча Восход — искровая зажигания типа А-23

В процессе эксплуатации свечу периодически нужно очищать от нагара и регулировать зазор между электродами, который должен быть в пределах 0,6-0,7мм, что обеспечивается подгибанием внешнего электрода. Для уплотнения между свечой и головкой цилиндра ставится медноасбестовая прокладка. Для устранения радиопомех, создаваемых системой зажигания, на свечу надевается экранированный наконечник типа А-4.

Замок зажигания Восход — центральный переключатель

В качестве центрального программного переключателя, обеспечивающего необходимую коммутацию осветительной аппаратуры на мотоцикле, применен переключатель 124005490201. Переключатель имеет три рабочих положения >, >, > в соответствии со следующими режимами работы:

  • в положении > — цепь датчика генератора замкнута на массу, что обеспечивает остановку двигателя.
  • в положении > (езда днем) — включается цепь зажигания, работает цепь указателей поворотов (при включенном переключателе указателей поворотов) и цепь сигнала торможения (при нажатии на педаль тормоза);
  • в положении > (езда ночью) включаются две цепи:
  • а) цепь ламп подсветки спидометра, освещения номерного знака и городской езды (через дроссель, служащий устройством, дополняющим параметрическое регулирование генератора);
  • б) цепь лампы головного света А6-32+32 (через переключатель света на руле).

Уход за центральным переключателем сводится к периодической проверке надежности крепления переключателя в фаре и очищению подвижных и неподвижных контактов от пыли и грязи путем промывки их в бензине.

Обзор модели

Построен мотоцикл был на основе модели «Восход-3М-01», старт продаж был объявлен в 1993 году. Сову занесли в легкий класс дорожных мотоциклов.

Завод выпускал две версии: изначально мотоциклисты могли приобрести только версию «Сова-175», но через небольшой промежуток времени появилась «Сова-200», которая обладала новым и более мощным мотором.

По внешнему виду, мотоцикл «Сова» отличался от «Восхода» более современным дизайном, который мог помочь привлечь российских покупателей, видавших уже и японскую, американскую технику.

Несмотря на измененный дизайн, проектировщики сумели сохранить изюминку старых советских мотоциклов. На фото видно, что мотоцикл имеет компактные габариты, он отличается удобным креслом и эргономичной приборной панелью.

Также стоит выделить, что Сова, по сравнению с Восходом, получила новый спортивный руль, оснащенный дугами безопасности, перемычкой и двумя зеркалами заднего вида. На мотоцикле появилось туристическое оборудование:

  • Боковые сумки из заменителя кожи;
  • Сумка-планшет, установленная на топливном баке;
  • Заднее багажное отделение, оборудованное боковыми секциями.

На модели появились наклейки из лавсановой пленки – «Сова».

Внешний вид получился достаточно удачным, так как в первые годы продаж мотоцикл «Сова» имел большую популярность.

Все автомобилисты уже закупились, пришло время и нам закупиться видеорегистраторами на мотоцикл. Приятно же посмотреть как ты выжимаешь максимум, и прочувствовать все снова.

Поделимся с вами интересными размышлениями о покупке первого мотоцкла на этой странице.

Переключатель П-200

Переключатель света с кнопкой звукового сигнала (расположен на руле с левой стороны). Для коммутации цепи ближнего и дальнего света используется переключатель типа П-200 со встроенным кнопочным включателем звукового сигнала на три рабочих положения: нейтральное — лампа головного света выключена; крайнее правое — включен ближний свет; крайнее левое — включен дальний свет.

Кнопка звукового сигнала имеет подвижный контакт, подсоединенный к массе, и неподвижный, соединенный с одним из проводов, идущим от клеммы звукового сигнала. При нажатии на кнопку контакты замыкаются, и замыкается цепь сигнала.

Видео

Предлагаем вашему вниманию видеоролик с участием мотоцикла Сова, когда-то так популярного и желаемого. Посмотрите на что он способен!
Понравилась статья? Расскажи друзьям!

Комментарии (6)

  1. Сергей:
    28.02.2015 в 00:12

    Хороший простой мотоцикл в своем классе, не требующий особого и специального ухода, неприхотливый. Очень доступный в ремонте.

    Ответить

  2. savnatra:

    28.02.2015 в 10:25

    Ну я конечно с Совой этой не был знаком, но старый Восход это был еще тот проблемный мотоцикл.По крайней мере для меня. Минск и тот я считаю лучше

    Ответить

  3. Андрей Добрянский:

    01.03.2015 в 10:14

    Вспомнил далёкое детство. Брат катал меня на ВОСХОДЕ. Думаю, сейчас пришло время, когда производителям стоит увеличить производство данной модели. Экономическая нестабильность привлечёт к увеличению стоимости импортных аналогов. Немножко поработать в области экономии топлива (4 литра как-то многовато для мотоцикла), дизайн практически доведён до мирового уровня — и можно смело наводнить рынок отечественными моделями. Всё-таки и наши научились делать!

    Ответить

  4. Александр:

    17.12.2015 в 18:59

    Был у меня такой мотик) Да, дизайн по тому времени был крут, все девки мои.. Но вот нормально ехать он мог только с одним человеком, с пассажиром тяга никакая. Слабенький очень, и ни разу с первого раза не заводился

    Ответить

  5. димас:

    06.06.2016 в 11:53

    настроить надо было у меня досихпор есть 2 человека тянит легко, с одного тычка заводится

    Ответить

  6. Василий:

    14.06.2016 в 14:45

    У меня были 1 — ковровец, который превосходил по своим эксплуатации все восходы, потом я приобрел 2 — мотоцикл М-106 (минск синий мотик с белым баком 4 скорости) к нему претензий вообще не было, отличный мотоцикл, 3 мотик был ИЖ-Юпитер 3-02 пока нвый был все работало на 4, но в регулировке не очень, 5 мотоцикл — Иж-П-5 этот считаю лучшим из всех. 6 был днепр, МТ-11 это просто кошмар. А вообще надо движки делать 4-х тактные и с электрозапуском, по возможности инжекторную систему, и конечно цену адекватную, а не так, как квадрики продаются по цене автомобиля, короче в ценовой политике бардак полный, да и мотоциклы по цене есть дороже автомобилей, хотя производство дешевле гораздо.

    Ответить

Электрическая схема мотоцикла Восход

Центральный переключатель. 2. спидометр. 3. Лампа подсветки спидометра. 4. Фара. 5. Лампа головного света. 6. Лампа городской езды. 7. Звуковой сигнал. 8. Лампа указателей поворотов. 9. Указатели поворотов. 10. Переключатель указателей поворотов. 11. Электронный коммутатор. (Д — клемма датчика, К — клемма катушки зажигания, Г — клемма генератора.) 12. Дроссель. 13. Реле-прерыватель. 14. Генератор. 15. Лампа освещения номерного знака. 16. Лампа сигнала торможения. 17. Задний фонарь. 18. Соединительная колодка проводов. 19. Выключатель сигнала торможения. 20. Экранированный колпачок свечи. 21. Свеча зажигания. 22. Провод высокого напряжения. 23. Катушка зажигания. 24. Переключатель света.

Расцветка проводов: сн. — синий, ср. — серый, г. — голубой, ж. — желтый, з. — зеленый, к. — красный, кор. — коричневый, ор. — оранжевый, ф. — фиолетовый, ч. — черный.

Посадочные размеры и габариты это сделать, позволяют. Однако, электроцепь необходимо доработать: подключить КЭТ или БКС. Повышенная энергия искры потребует и другую бобину — Б-300 Б, взаимозаменяемую по посадочным м ее там с применявшейся ранее Б-300.

Внешне старая и новая бобины ничем не отличаются. Однако многочисленные попытки не менять старый узел рано или поздно заканчивались тем, что перегорали обмотки. Любителям повышения работоспособности энергосистем, можно посоветовать установить бобину от «ИЖа» (7.109-37.05.010) Ее применение примерно па 15% повышает длительность импульса искры и на 60% — ее энергию. В итоге — заметно облегчается запуск мотора.

ВОЗМОЖНО ЛИ ПЕРЕОБОРУДОВАНИЕ МОТОЦИКЛА «ВОСХОД-2» ПРИБОРАМИ ЭЛЕКТРОННОЙ СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯ БЕЗ ЗАМЕНЫ ДВИГАТЕЛЯ?


Такая переделка возможна. Для этого на «Восходе-2» нужно вместо генератора Г-421 смонтировать Г-427. Следует иметь в виду, что для крепления ротора генератора Г-427 требуется болт с резьбой М7х1 длиной 85 мм, то есть на 10 мм длиннее. После установки на мотоцикл приборов электронной системы полагается отрегулировать опережение зажигания — оно составляет по поршню 2,5-3 мм до в. м. т. Моменту искрообразования соответствует совпадение паза ротора датчика, имеющегося на генераторе Г-427, с выступом на каркасе катушки датчика (рис. 5.23), при этом зазор между сердечником катушки и магнитом датчика нужно установить в пределах 0,3±0,05 мм.

Для этого сначала ослабьте винты, кренящие статор датчика в пазах крышки, установите требуемый зазор, после чего затяните винты крепления. Несколько сложнее установка двигателя «Восхода-2М» или приборов электронной системы зажигания на мотоциклы «Восход» и «Ковровец». Там, помимо перечисленных выше работ, придется смонтировать центральный переключатель. Для этого необходимо в корпусе фары с левой стороны сделать отверстие диаметром 27 мм (рис. 5.24) чтобы закрепить в нем центральный переключатель.

Можно также фару ФГ-138 заменить на ФГ-133, а в левом кожухе переднего амортизатора просверлить отверстия для доступа к переключателю (рис. 5.25).

Схема подсоединения к центральному переключателю элементов электрооборудования приведена на рис. 5.26. Если ваш мотоцикл не снабжен указателями поворота, катушка генератора Г-427, работающая на их цепь, остается незагруженной.

ДВИГАТЕЛЬ МОТОЦИКЛА «ВОСХОД-3» С ЭЛЕКТРОННЫМ ЗАЖИГАНИЕМ ПРОДОЛЖАЕТ РАБОТАТЬ ПОСЛЕ ВЫКЛЮЧЕНИЯ. КОММУТАТОР ИСПРАВЕН. ГДЕ ИСКАТЬ ПРИЧИНУ?

Как показывает практика, чаще всего причина кроется в цепи датчика. Если ослабевает провод в клемме (4) замка зажигания, то в положении «Выключено» датчик на «Массу» не замыкается.

НА МОТОЦИКЛЕ «ВОСХОД» С ГЕНЕРАТОРОМ Г-427 РАСШАТАЛСЯ ЯКОРЬ ИНДУКЦИОННОГО БЕСКОНТАКТНОГО ДАТЧИКА. МОЖНО ЛИ ЕГО ОТРЕМОНТИРОВАТЬ?

При возникновении такой неисправности сначала становиться неустойчивым момент опережения зажигания, а потом якорь может расшататься настолько, что по нему ударит выступ ротора. В результате такого удара датчик существенно повреждается.

Если повреждена обмотка датчика, его придется заменить новым.

Если же обмотка не пострадала, то датчик можно отремонтировать.

Для этого нужно пассатижами вернуть якорь в первоначальное положение и, тщательно обезжирив прилегающие поверхности, приклеить якорь к пластине основания датчика и катушке эпоксидной смолой. Поврежденную поверхность якоря необходимо после затвердевания смолы аккуратно обработать напильником так, чтобы его поверхность стала параллельна составляющей поверхности ротора. Если вы положили смолу толстым слоем, то ее излишки надо удалить, чтобы она не мешала регулировке зазора между ротором и датчиком. Лучше же всего приклеить якорь сразу на новом двигателе, не дожидаясь его отказа, который, как обычно, случается в самый неподходящий момент.

СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ КОВРОВСКИХ МОТОЦИКЛОВ ДОСТАТОЧНО НАДЕЖНА, НО ИНОГДА И ОНА ДАЕТ СБОИ. КАК ПРОВЕРИТЬ И УСТРАНИТЬ НЕИСПРАВНОСТИ ЗАЖИГАНИЯ МОТОЦИКЛОВ «СОВА» И «ПИЛОТ»?

Прежде чем приступать к ремонту следует проверить «на пробой» искру без свечного колпачка. Установите зазор в 6-7 мм между высоковольтным проводом и «массой» головки цилиндра. Если искры нет. начинайте вести ее поиски более методично. Вероятно вы неплотно соединили штекерные разъемы. Плохой контакт основания корпуса БКС с «массой» ген какого влияния на работу системы не оказывает — «масса» выводится отдельным проводом. А вот у старых КЭТов «масса» выводилась на корпус, и его контакт с рамой необходим.

Технические характеристики мотоцикла

Сравнительная таблица характеристик Сова-175 и Сова 200
НаименованиеСова-175Сова-200
Габаритные размеры в миллиметрах
Длина21002100
Ширина850850
Высота12001200
Колесная база13501350
Дорожный просвет125125
Масса, кг122122
Динамические характеристики мотоциклов
Макс. скорость, км/ч107107
Расход горючего, л / 100км4.04.2
Сравнение моторов
Макс. мощность15 л.с (10.3 кВт)15.5 л.с. (11 кВт)
Макс. крутящий момент17 Н*м18.6 Н*м
ТопливоБензин Аи-92, АИ-80

Охлаждение в обеих версиях одинаковое – воздушное, которое происходит потоком набегающего воздуха.

Воздушный фильтр тоже не изменился – это контактно-масляная модель, оборудованная вкладышем из полиуретанового пропласта.

Ходовая часть, конструкция – все идентично в мотоциклах «Сова-175» и «Сова-200».

40 лет эволюции и технического прогресса подарили нам сегодня хорошо оснащенный технически мотоцикл среднего класса – Honda CB 400, цена которого есть в нашей статье.

Лень идти на зимнюю рыбалку пешком? Статья для тебя:

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]