Фотоотчет: Ремонт двигателя мотоцикла «ИЖ-Планета» 2, 3, 4 и пятой модели


В сегодняшней статье разговор пойдет о мотоцикле Иж планета 4, одном из лучших представителей своего класса, разработанных в Советском союзе. Именно такой эта модель с одним цилиндром и войдет в память всех любителей и ценителей отечественной техники.

ИЖ Планета 4 оценивается среди любителей, а также профессионалов прежде всего благодаря его исключительной надежности и простоте обслуживания. Данное транспортное в этом плане кардинально отличается от своих двухцилиндровых собратьев Юпитеров, изготовленных в Удмуртии. Специалисты по обслуживанию и ремонту мототехники уверены, что этот стальной скакун получился одним из самых лучших, из всех выпущенных моделей.

Технические особенности

Мотоцикл ИЖ Планета 4 относится к средним машинам. Он одинаково чувствует себя как на асфальте, так и на грунтовке. Именно поэтому, модель оказалась так популярна в СССР, где ее любили в небольших населенных пунктах. Эта модель получила доработанное зажигание. В результате проблем с этой системой стало значительно меньше.

Также несколько переработали проводку, что также увеличило надежность техники. Тут впервые в серии была применена 12-вольтовая схема. Это добавило плюсов мотоциклу. В первую очередь это положительно сказалось на приборной панели, используя лампы с более высоким вольтажом получилось сделать подсветку более выразительной.

Описывая технические характеристики невозможно не упомянуть о ходовой. Ее тут основательно переработали. Если смотреть Иж Планета 4 отзывы, то можно обратить внимание, что все владельцы хвалят этот конструктивный узел. Основным изменением стали новые амортизаторы.

Добрый вечер друзья! Погодка уже совсем не радует, думаю, большинство уже поставило своих железных коней на стоянку. Надеюсь, все откатали сезон без серьёзных проблем. Вот выдалось свободное время, и начал готовить к покраске и сборке свой мотоцикл. Вроде делал всё не спеша, а что-то накопилось материла, вот и решил опубликовать вторую часть о Планете-4. Вобщем расскажу обо всём по-порядку. Пятничное утро! Погодка смурненькая… Думаю, а не пойти ли мне почистить раму и подготовить к покраске. Грязи на раме было более, чем достаточно. Да и покрашена она была не очень хорошо… Я вспомнил, как в 2009 мы её подкрашивали. Вобщем рама была нескольких цветов: родной серый, грунтовка, черный, белый, грязевой)) Взяв у друга дрель с металлической насадкой, быстро удалил всю большую грязь. Потом кисточкой и бензином промыл от мелких фракций. Потом ещё раз начисто промыл бензином и протёр. Потом наждачкой убрал все лишние цвета и сделал один — серый матовый. Так же после рамы зачистил центральную подножку, крыло, тормозную педаль, маятник и подножки водителя.

Все удачно выкрасил в 2 слоя. Краску подобрал, которая была почти как оригинальная. Цвет называется «серый газ». После сушки выглядел как с завода) Ну вот, всё развесил в гараже и оставил до завтра, пусть сохнет. Тут они кажутся белыми от мего-вспышки))

Пришёл домой, а делать нечего… Смотрю, у монитора лежит паста ГОИ и обрывок валенка. Хм… Решил отполировать все детали, которые потеряли блеск, ну тоесть все детали) Принёс часть деталек, зачистил их мелкой наждачкой. Потом прошёл процесс. Натирал поверхность пастой и валенком натирал. Потом начал валенком так быстро тереть, что некоторые детальки даже чуть обжигали! О как раздухарился.

Потом уже вошёл в темп и стало получаться очень неплохо!

Потом сил хватило на сигнал, который полностью разбирал и даже изнутри пришлось полирнуть, ну и ещё пара шайб придались отличному виду. Всё на сегодня было достаточно.

На следующее утро пошёл смотреть а детали, подсохли ли. Мда… чууууть-чуууть подсохли. НУ а чего я хотел… на улице ночью +5, а в гараже может все +7. Думаю, что делать. И тут в голову пришла мысль истопить баню и просушить там! Пока родители уехали по делам, я растопил баню и занёс все детали туда. Когда я их занёс, было +60. После того, как занёс всё, ещё раз подкинул дровишек. Пришёл через 20 минут, а там +100 градусов! Оооо, даже цифровик сразу запотел! Зато потом, когда всё высохло, ещё и сам в баньку сходил, зря топил чтоли))

А пока всё подсыхало, пошёл заканчивать с полировкой основных деталей.

Наступил вечер. Всё обсохло просто идеально. Ничего нигде не прилипало и не пахло. Вынес всё в ограду и думаю, можно бы и собирать уже. Хм… В гараже уже стояла машина, в ограде нету стола да и в принципе холодновато было. И тогда я вспомнил, как я однажды собирал Юпитер-4. Ностальгия… Ну вы поняли, что я решил сделать))) Решил незаметно перетащить всё к себе в комнату, чтобы не сказали «вот делать нечего, уже мотоцикл домой тащишь!»))) А в тот момент родители и гости сидели на кухне, а кухня сразу напротив моей комнаты. Вобщем всё затащил и никто даже не заметил. Взял с веранды свой детский столик, где раньше складывал конструктор LEGO, теперь буду собирать конструктор завода ИЖМаш)

Захватил весь инструмент, крепёж, запчасти и начал сборку. Заварил кофейку, включил фильмец, так сказать сделал обстановку и погнал.

Ну, поехали! Сборку начал с задней подвески, как обычно.

Громосткие запчасти теперь стоят на раме и освободилось место на полу, где всё было разложено.

Поставил на место катушку зажигания, сигнал, реле поворотов.

Прикрепил крыло. Даже резинки ещё оригинальные остались, которые упираются в БПВ. Ни разу ещё ни у кого таких не видел. Пусть будут)

Теперь и БПВ на своем месте.

Напоследок установил механизм стояночного тормоза вместе с тормозной педалью и тагями, чтобы не оставлять на завтра. А, ещё натяжники цепи накрутил, чтобы не потерялись. Ух, всё блестит, как новое. Мне нравится)

Так, теперь вопрос, куда это добро девать. Выносит неохото в ограду, всё равно завтра ещё собирать. И получилось воткнуть его в свободный уголок. Влез вот просто идеально! Потом ещё сто сдвинул вправо и ещё больше места стало. Так и будет тут стоять до определённого времени.

Следующим утром поехал к другу за поворотниками. У него были в хорошем состоянии поворотники «картошка». Я ему взамен отдал свои, пластиковые. Он немного помялся, и всё-таки отдал. Они ещё были в серебряный цвет, что очень подходило к раме.

Потом нашёл хомутки проводки на раму и решил их очистить от ржавчины и тоже полирнуть.

Теперь все хомутики были на своих местах и ждали проводку.

Принёс из подвала проводку. Но ставить сразу не стал. Сначала оттёр её от грязи и случайно попавшей краски. Теперь уже изоляция стала намного светлей, чем была, да и куда приятней. Так же заменил все некондиционные пластиковые штекера.

Протянул заднюю часть проводки на повороты, на БПВ. Да и просто провёл всё так, чтобы ничего нигде не переплелось или закрутилось.

Так же нашёл хомутики, которые проходят под подушками бака. Они удерживают провода, которые идут на руль. Решил их тоже надеть. Если не будут сильно зажимать провода при повороте руля, то оставлю.

На поворотниках даже штамп ОТК сохранился)

Посмотрев на всю эту конструкцию, вспомнил, что хомутики перетирают иногда краску и оставляют некрасивый след. Так что решил подложить под них небольшую подкладку, чтобы потом ничего не протёрло. Отрезал подкладки нужного размера и установил. Теперь всё аккуратненько и удобно.

Вот всё, что успел за выходные. А ведь неплохо получилось. Главное начать, а там всё нормально пойдёт!

Потом принялся за приборную панель. Снование под покрас, клеммы менять… Главное, корпус из пластика цел!

Такие разъёмы мне только страх внушают.

Ну вот, всё покрашено и собрано! Ляпотища.

Вот и часть облицовки поспела. Красил и сушил так же как и раму)

Краску подбирал долго… Сравнивал со всякими, но особо не подходило. Предлагали заказать, но это было очень дорого. И всё-таки нашёл цвет, который был больше всего близок к моему первоначальному — бриз. А тут ещё и накладки на бардачки новые! Хорошо выглядит. Чуть не забыл! Сейчас расскажу шикарную историю, как я нашёл эти накладки. Невероятно, но факт.

Итак, как я нашёл накладки. Случилось это летом в деревне. Мы только выкопали картошку, просушили и носили в подполье. В подполье я случайно заметил небольшую полочку и там всяких хлам сложен. Любопытство взяло верх и потянуло смотреть, что там лежит. Смотрю — ящички всякие. Вроде ничего особого, перерыл все и у в конце полки увидел какой-то знакомый силуэт. Это была пластиковая полочка из бардачка. Ого, подумал я! Вытащил её, унёс в гараж, а там ооо…

Даже штамп ещё остался из Ижевска. Ну думаю, что-то там есть)))

В пластиковой штуке лежали механизмы ножного тормоза, баночки с красками для мотоцикла и предохранитель, так же на низу ржавый крепёж. Рядом лежала интересная книжка. Так же разглядел червячный вал. Стал разбирать…

Опа, поршень! Но с виду езженый. Думаю, ну вот, старые запчасти сложили сюда. А пригляделся к червячным валам от Юпитера — новенькие! ух, круто-круто!

Убрав валы, рядом с ними лежало что-то упакованное в бумагу. В 2 упаковках были поршневые кольца от Планеты. В одной было много колец и часть из них уже была езженной. В другой упаковке 3 новеньких колечка. А поршень был от П4, номинальный размер. Как я понял, это был первый поршень с моей Планеты 4, которые дед и папа купили и пригнали в эту деревню. Наверно, после первой капиталки его забросили в ящик)

Рядом с поршнем в ящике ещё лежали новые вилочки переключения передач от Юпитера. Ну на водянке это всё потом и не изъездить))

И последнее. На дне, заметил развёртку и приспособу для выпрессовки втулки ВГШ. Но посмотрев на свёрток, я подумал — не может быть…

Ааааааааааа, держите меняяяя!!! Новые эмблемки от Планеты 4. И их там 6 штук. Я знал, что мой дед запаслив, но чтобы так)) Бааалин, с 2010 года я их везде искал, а тут вот они, были столько лет под боком)) Ух как я тогда от радости прыгал!

Вот такую удачную посылочку нашёл в деревне! Как же я обрадовался, найдя такое!

Едем дальше. Вот уже прикручен бардачок с установленной тормозной лягушкой и тягой, и конечно же ящичком. Так же сразу поставил подножки пассажира.

Ой ну сейчас совсем другое дело! Сидел залипал минут 5 на эту красоту.

В след за этим поставил траверсы, а то приборка лежит себе без дела. Как обычно всё свежевыкрашенное.

В тот же день хотел перебрать и поставить перья, но хех… Вытащив их из траверс я увидел, что они оочень заметно изогнуты! Причём оба два. А я то думаю, что мотоцикл так в стороны вело! Вот она проблема…

После этого и второй бардачок встал на своё место.

Ух, смотрю и радуюсь, вот же вещь! Когда отец увидел, что в комнате стоит Планета, он сказал «ох… эмм, офигенно, теперь места в гараже нет, дак сюда приехал. Вот же тебе делать нечего… Продали бы его и всё» Потом после сборки облицовки ещё раз зашёл и говорит: » наверно буду на нём летом ездить! Машину дорого всё время заправлять, может покатаюсь на этом, молодость вспомню»))

Вот и всё, что я успел сделать с момента разборки. Процентов на 30 мотоцикл готов. Главное, что покрасили все основные детали и мал малей собрали. Хоть и не быстро, зато как. Всё красиво и чётенько. Уж Планету 4 решил сделать по полной программе, чтобы не стыдно за него было. Да и сколь он натерпелся от меня, теперь моя очередь его в чувства привести.

Теперь дело за двигателем. В нём думаю снять цилиндр и там разберусь, что стучало. Ещё искать перья вилки и кожухи, а то там всё гнутое перегнутое. Да и на мелочь всякую много времени уйдёт. Что уж гадать, как пойдёт, таки сделаю. До сезона время есть, торопиться не куда. До новых встреч друзья, спасибо за внимание.

Недостатки

Как таковых сильных недостатков у Иж 4 не наблюдается. Все имеющиеся проблемы являются характерными для всей мототехники того времени. В первую очередь, это особенности зажигания. Тогда использовалось механическое зажигание, а оно как известно имеет ряд стандартных проблем.

Многие владельцы к недостаткам относят расход топлива. Но, тут все связано с мощностью мотора. За увеличение технических возможностей двигателя приходится расплачиваться повышенным потреблением бензина.

Сборка половинок картера

Обезжириваем разъем половинок, выбиваем немного направляющие втулки так, чтобы они вышли над плоскостью на 5-6 мм. В зависимости от вашего желания — собираем КПП. Лично я, КПП собираю только после сборки двигателя, мне так удобней.

Наносим на разъем любой автомобильный герметик, устанавливаем вторую половинку картера, достукиваем ее кияночкой, устанавливаем крышку КПП и стягиваем картер болтами.

Болты тянем не абы как, а строго по фен-шую: тянем примерно на треть усилия сначала середину крест накрест, потом периферию и постепенно увеличивая усилие за несколько кругов затягиваем болты на сколько хватает силы.

Возможности для тюнинга

Этот мотоцикл предоставляет большие возможности для доработок. Как правило, тюнинг мотоцикла Иж касается следующих узлов:

  • Двигатель;
  • Зажигание;
  • Коробка переключения передач;
  • Внешний тюнинг.

В целом Иж Планета 4 12 вольт достаточно прост. Это позволяет переделывать его даже не совсем опытным мастерам. Для начала стоит определить, что хотите получить в итоге. Во многих случаях доработки производят на всех узлах мотоцикла. Но, это довольно трудоемко.

Часто проще оказывается просто переработать один или два узла, которые дадут вам должный эффект. Самым популярным является тюнинг двигателя. Также владельцы во многих случаях изменяют технику визуально делая ее практически неузнаваемой.

Инструменты

Из инструментов на понадобится:

  1. Дрель или шуроповерт
  2. Сверло по металлу на 4 — 5 мм
  3. Плоский надфиль
  4. Технический фен
  5. Оправки. В качестве оправок можно использовать сантехнические сгоны
  6. Мощная плоская отвертка
  7. Рожковый или накидной ключ на 14
  8. Хомут
  9. Молоток или киянка
  10. Масленка или шприц
  11. Герметик

Тюнинг двигателя

Самым сложным узлом для доработки является двигатель Иж Планета. Состоит он из нескольких этапов. Тут мы только обозначим основные моменты.

  1. Для начала перепрессовывают подшипники коленвала. На замену стоит взять подшипники от Ява 350.
  2. Также увеличивают объем мотора. Для этого срезают верхнюю часть головки, после чего гильзу растачивают до 76 мм. Потребуется приобрести поршень от спортивной версии.

Обратите внимание, что после такой доработки расход горючего увеличится. Но, зато вы сможете быстрее разгоняться. Также максимальная скорость Ижа четвертого станет порядка 160 км/ч. Хотя без доработок подвески разгоняться до такой скорости будет достаточно страшно. Также потребует доработки коробка передач.

Электрика

Все особенности электрооборудования можно узнать из документации к мотоциклу. Инструкция по эксплуатации дает четкое представление о все особенностях электрической системы. Тут же имеется схема проводки. Ознакомившись с описанием, вы легко разберетесь, как работает проводка Иж Планета 4.

Обратите внимание, что в некоторых местах провода могут повреждаться, поэтому Иж Планета 4 схема проводки должна находиться под рукой, чтобы определить место поломки.

Самой частой проблемой на многих мотоциклах этой модели является состояние «нет зарядки». Связано это с Восходовским генератором, который тут установлен. Если проблема возникла в пути, то можно попробовать произвести переподключение своими руками напрямую. Если это не помогло, то однозначно потребуется поменять генератор.

В инструкции имеется подробное описание, как производится настройка зажигания. Это поможет с минимальными трудовыми затратами установить зажигание.

Вообще зажигание — это основная проблема этого мотоцикла. Поэтому, многие люди дорабатывают именно этот узел. Обычно устанавливают электронное зажигание. Примерно также производится и тюнинг Минска. Различие тут состоит только в крепеже, остальные этапы полностью одинаковы.

Установка подшипников и сальников

Устанавливаем в левую половинку картера стопорное кольцо.

В зависимости от модели коренного сальника — устанавливаем в посадочное отверстие коренного подшипника распорную втулку, либо, если сальник у вас изначально стоял широкий (есть такие) — нагреваем картер и с внутренней стороны картера ставим сальник до упора в стопорное кольцо.

На моем двигателе стоял обычный узкий сальник, поэтому я ставлю втулку.

При помощи оправки в предварительно нагретый картер ставим коренной сальник.

Быстро, пока не остыл картер ложем на сальник маслонаправляющию шайбу. Маслонаправляющая шайба имеет профиль в виде блюдца. Кладем ее на сальник так, чтобы вогнутой стороной она была обращена к нам, а выгнутой к корзине сцепления.

Пока картер не остыл — прессуем в него с помощью оправки наружную обойму коренного подшипника.

Если вы будите менять коренные подшипники на новые — не поленитесь: найдите лист железа толщиной 7-8 мм, выпилите в нем клин под шатун, пропустите лист железа между щек коленчатого вала и при помощи оправки набейте коренной подшипник на цапфу.

Таким образом вы обезопасите себя от порчи коленчатого вала. Коренной подшипник имеет очень большой натяг и заходит на цапфу с очень большим усилием. Не редки случаи, когда люди попросту выбивали цапфу (цапфа на планетовском коленчатом вале запрессовывается в щеку) внутрь коленчатого вала, но подшипник одеть им так и не удавалось.

Родной made in USSR 2505 КМ

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]