Сегодня мы поговорим о замене цепи и звезд на мотоцикле. Процедура замены цепи и звездочек на мотоцикле не так сложна, как может это показаться, не владея навыками механика данную операцию может проделать каждый либо в гараже либо даже на стоянке под домом, сам процесс не менее интересен чем поездка на мотоцикле. На всех фото отображены механизмы, цепи и звезды для мотоцикла Honda VFR 800 1998 г. выпуска, однако на всех других мотоциклах, операция по смене/замене цепи и звезд абсолютна идентичная, со скидкой на конструкционную разницу, разумеется.
О мотоциклетных цепях и звездах:
Вообще замену цепи и звездочек нужно проводить единовременно, установленные новые звезды и новая цепь со временем притираются друг к другу. В процессе износа зубья звездочек выгибаются, искривляются, откалываются, появляются “выщербленные” зубья. Устанавливая новую цепь на старые звездочки вы сразу уменьшаете срок “жизни” цепи в двое а то и в трое.
(зеленым по центру – если хотя бы один зубец загнут, звезду на смену, hooked – загнутый, fairly straight – относительно прямой)
Выглядеть и чувствовать себя хорошо
Стоимость этого ремонта сильно зависит от типа мотоцикла, на котором вы ездите, и качества используемых деталей. В продаже есть цепи как по 4 тыс. рублей, так и дорогие экземпляры стоимостью 11-12 тыс. рублей.
Время, необходимое для проведения работы, также может сильно отличаться в зависимости от вашего опыта и от того, насколько попутно вы хотите очистить свой байк.
Замена приводной цепи является одним из тех элементов обслуживания, которые могут быть выполнены даже начинающим мотоциклистом. Для выполнения задачи требуется минимальное количество специализированных инструментов. Если цепь была не в самом лучшем состоянии, новая деталь сможет сделать ваш мотоцикл более тихим и мягким в езде.
Скоро сезон, поэтому подготовьте свой мотоцикл заранее, чтоб он вас не подвел!
Какую именно цепь и звезды лучше приобретать (производитель)?
Я бы как покупатель рекомендовал, проверенные лично и настоящими экспертами:
Цепи для мотоциклов: от DID, RK, EK, Regina, Tsubaki, Izumi, Iris. (Цепи некоторых производителей малоизвесны, либо японские либо американские, однако их цепи ничуть не хуже тех же цепей для мотоциклов от DID). Цвет цепи не влияет на ее прочность, просто “понт”, а вот тип прокладок лучше X-Ring, XSO-Ring чем простой O-Ring, однако не на все мотоциклы подходят цепи X-Ring серии (смотрите мануал/книгу к вашему мотоциклу).
Звезды для мотоциклов: от RK, EK, DID, JT Sprocket’s (последний производитель популярен тем, что выпускает цепи практически для любого мотоцикла, качественные).
Сложная работа
Замену цепи нельзя назвать особенно лёгкой, хотя особенных технических знаний эта операция не требует. Проблема заключается в наличии огромного количества нюансов — передаточный механизм можно перетянуть, раздавить или попросту неправильно смонтировать. Поэтому при выполнении работы вам следует сверяться со всеми рекомендациями и использовать только качественный инструмент. Если вы не чувствуете уверенности в том, что сможете выполнить все процедуры правильно, лучше доверить замену цепи специалистам. В мотоциклетной СТО вам помогут произвести ремонт в течение минимального времени, а также дадут гарантию надёжности трансмиссии.
Замену цепи необходимо осуществлять когда:
- Цепь вытянута полностью и натягивать цепь далее просто некуда
- Если на цепи О-образные прокладки то нужно просмотрев каждое звено оцепить степень их износа, если цепь определенно с О-образними прокладками, а их нет в половине или даже в 10 звеньях (к примеру из 120 звеньевой цепи) то нужно осуществить замену цепи в крайние сроки (однако существуют цепи без О-образных прокладок!)
- Нужно быть внимательным к коррозии цепи, чрезмерная ржавчина и скрежет, писк от роликов должны навести на мысль о смене цепи.
Натяжение цепи мотоцикла
Чтобы проверить натяжение цепи, проверните колесо и посмотрите состояние цепи при максимальном натяжении. Теперь поставьте мотоцикл на подставку и проверьте, насколько большой прогиб у цепи получился. Нормальное положение, когда между двумя частями цепи, верхней и нижней, два-три сантиметра.
Для квалифицированного натяжения цепи можно обратиться в сервис-центр. Но при желании можно сделать это и самому.
Главное, строго следовать установленным правилам.
- Для регулировки цепи должна быть определенная на нее нагрузка, поэтому во время процедуры попросите кого-либо из своих знакомых сесть на мотоцикл.
- Приготовьте инструменты для работы. Вам понадобятся ключи размером 17х19 и 13х14.
- Мотоцикл стоит на подставке. Ключом 17х19 нужно отвернуть вал, на котором крутится заднее колесо. Колесо ослабится, и его можно будет передвигать натяжными болтами.
- Вторым ключом, 13х14, нужно отвернуть контргайки, которые находятся с двух сторон колеса.
- Наступает непосредственно натяжка цепи на мотоцикле. Чтобы колесо не повело в сторону, регулировочные болты нужно тянуть равномерно. Натягивая цепь, периодически проверяйте рукой, насколько она натянулась. Просто для этого нажимайте на нее с небольшим усилием. Цепь не должна быть сильно упругой. Это может привести к быстрому износу.
- Если натяжка произведена правильно и достаточно, вначале затягивайте контргайки натяжных болтов. А уже после нужно затянуть вал заднего колеса.
Все операции проделаны. Вы можете опять мчаться на своем мотоцикле в увлекательное путешествие, не боясь, что он вас подведет.
Последствия несвоевременной замены цепи и звезд:
Как правило старая мотоциклетная цепь просто рано или поздно может оборваться, в лучшем случае это происходит безболезненно, как для мотоцикла так и для продавца. Однако бывали случа когда цепь попадала во вращающее колесо, как результат ДТП или вылет с дороги, бывали более жестокие случаи – повреждение ноги мотоциклиста в той или иной степени.
Звездочки без зубьев недостаточно надежно схватываю цепь, результат плохой разгон, подергивание мотоцикла при старте и торможении обеспечено.
К слову плохо натянутая мотоциклетная цепь способна проскальзывать в обратную сторону, при довольно резком торможении, передающиеся при этом ощущения по рулю и телу мотоциклиста не самые приятные. Два раза видел на форумах российских вопрос о том, играет ли цепь в торможении роль. Мое личное мнение играет и не маловажну. при опред скорости звезды передняя и задняя вращаются с одинаковой скоростью если соотнести на км/ч, количество оборотов конечно разное т.к .маленькая делает намного больше оборотов. При резком торможении и блокировке заднего колеса задняя звездочка перестает вращаться, передняя звездочка вращается, именно в этот момент растянутая цепь способна проскальзывать по зубцам задней звездочки, конечно колесо заднее лучше не блокировать, но ситуации разные бывают и лучше заблокировать на несколько сек. колесо чем попасть в дтп. Как я и описывал выше, как раз в самой ответственной ситуации проскальзывание цепи оставит уйму незабываемых ощущений.
Установка
Если вы собрались менять звёзды, без резки цепи можно обойтись, поскольку вам всё равно придётся устанавливать новый передаточный механизм вручную. Однако при их сохранении эта операция может существенно уменьшить трудоёмкость работы. Если вы приобрели новую цепь аналогичного производителя, достаточно просто соединить её со старой, чтобы добиться требуемого результата. В противном случае можно использовать прочную синтетическую нить либо проволоку. Полученную длинную цепь нужно натянуть на звёзды, постепенно проворачивая их.
Чтобы понять, как заменить цепь таким способом, вам нужно дождаться момента, когда старая передаточная деталь не будет соприкасаться со звёздами. Не забудьте обильно намазать шлицы, входящие в зацепление, консистентной смазкой. Теперь старую цепь можно снять и приступить к установке новой. Ведущую звезду нужно поставить на её место и наживить крепление. Следующим этапом будет заклёпка цепи, которая считается самым ответственным процессом во всей процедуре замены.
Если вам интересно, как заклепать цепь с помощью молотка и зубила, вы можете прочитать приведённые ниже рекомендации и выполнить всё вручную — однако вероятность поломки передаточного механизма будет очень велика. Поэтому лучше взять специальный клепальщик, который ограничивает перемещение шлицов — это позволит сохранить целыми сальники детали. Штифты обильно смазываем специальной смазкой для цепи, после чего надеваем на них сальники и вновь смазываем. Теперь необходимо продеть их в ролики, установить ещё одни сальники, вновь смазать и закрепить сверху крышку замка. Устанавливаем это звено в клепальщик таким образом, чтобы штифты попали в специальную канавку — останется только заворачивать прижимной болт, пока они не упрутся в её основание.
Теперь нужно установить в инструмент специальную насадку для расклёпывания штифтов. Прижмите её к поверхности цепи — промахнуться практически невозможно, поскольку в инструменте имеется специальное углубление, облегчающее прицеливание. Используя динамометрический ключ, заверните прижимной болт до окончания свободного хода. В зависимости от производителя цепи, это значение может находиться в пределах 15–20 Нм, однако вам следует ориентироваться на резкое увеличение необходимого усилия для поворота болта. Не старайтесь сильно перетягивать болт, поскольку в этом случае замок потеряет подвижность, что приведёт к ускоренному износу трансмиссии.
Остаётся только установить заднюю звезду и наживить крепление. Теперь вам нужно в обратном порядке установить колесо, однако также не затягивать его ось. Проверьте, чтобы все детали находились на местах и вы не потеряли никаких крепёжных элементов.
Инструменты для замены цепи и звездочек.
Стандартно набор рожковых ключей, обязательно торцовой “трещетка” с набором головок, спец. прес и брейкер (не обязательно), ножовка по металлу, возможно набор шестигранников.
Тихо в мото-операционной …
Первая процедура при смене цепи и звезд, это ослабление крепящих болтов или гаек, на задней звезде необходимо отпустить слегка гайки, затем сняв на передней звездочке защитный кожух и тросик спидометра (на некоторых моделях), включить первую передачу и торчевым ключом отпустить зажимной болт.
На некоторых моделях мотоциклов на передней звездочке установлена скобка, болта нет вовсе, скобку снимаем нежно и аккуратно, чтобы не отпрыгнула в кусты или темный угол. Если над цепью есть пластиковый или металлический кожух его нужно снять или приопустить чтобы его можно было приподнять и он не мешался при установке новой цепи, так же под этим кожухом часто скапливается много песка и пыли, лучше все это вычистить до установки новой цепи, та же ситуация и под кожухом передней звездочки.
Далее если у вас есть специальный инструмент и он уже собран.. устанавливаем его напротив клёпки, любой, или напротив заклепанной ранее клёпки и начинаем вращать ручку спец. механизма пока с обратной стороны не выпадет клёпка так, что и скрепляла звено, когда станет совсем туго вращаться ручка брейкера цепи (chain braker), добавляем рычага рожковым ключом.
расклепанная цепь мотоцикла
Если спец. инструмента нет, берем ножовку по металлу и распиливаем звено цепи. Далее, если вы все же меняете только цепь, звездочки оставляете прежними, при помощи мастер линка и скобки (идет в комплекте с новой цепью) прикрепляете новую цепь к старой (если вы орудовали ножовкой, а не цепным брейкером то привязывать нужно ниткой :), далее вытаскивая старую цепь по движению звездочек (вперед т.е.) вы продеваете новую цепь на место старой, о конечном скреплении цепи смотрите ниже.
Защитная строка – если вы читаете данную статью не на сайте о мотоциклах пожалуйста свяжитесь с автором по email: dark[@]pride-u-bike.com, скорее всего статья украдена! Спасибо.
Сняв цепь полностью, отворачиваем болты и/или гайки крепившие звездочки, далее все делается в обратном порядке. Устанавливается передняя и задняя звездочки, гайки на задней звезде обжимаются крест на крест, затягиваем не до безумия, чтобы не обломать болты, поверх новых звезд продеваем новую цепь.
Если вдруг цепь оказалась длиннее положенных звеньев, спец. инструментом удаляем лишние звенья, внимательно до этого отмеряв сколько реально необходимо срезать звеньев (внимательно можно срезать лишнее!). Если спец инструмента нет, звено которое в будущем будет стыковочным можно повредить при расклепке, рекомендуется предварительно потренироваться на старой цепи, слышал что нужно орудовать зубилом и молотком, процедура отнимает немало времени, зато имея спец. инструмент можно легко расклепать и им же заклепать цепь обратно, цены на такие инструменты разные, если в вашем городе нет места где можно купить такой инструмент, вы всегда его можете приобрести в нашем онлайн мото-магазине Pride Your Bike Shop оформив заявку через форму “обратной связи”.
В идеале для установке новой цепи – натяжитель цепи должен быть максимально “в начале” линейки (зеленая зона на наклейке для нек. моделей мотоциклов или выбитая линейка на маятнике мотоцикла). Цепной натяжитель – это механизм, как правило установлен в маятнике или за ним, позволяющий натягивать цепь по степени ее износа, простым поворотом гает или болтов.
И какой инструмент лучше? Для замены цепи естественно