Советский дорожный мотоцикл Восход-ЗМ не случайно помнят и ценят до сих пор отечественные мотолюбители. Советские подростки были свидетелями его высокой популярности. Лёгкий вес мотоцикла позволяет ему выдерживать нагрузку в 160 кг. Несмотря на достойное качество и надёжную систему безопасности он снят с производства в 1993 году.
Технические характеристики
Мотоцикл подойдёт для поездок по трассе и по сельской проезжей части. Он имеет следующие технические характеристики:
- параметры длины, ширины, высоты – 2х0,85х1,2 м;
- величина дорожного просвета – 12,5 см;
- вес – 122 кг;
- одноцилиндровый двухтактный двигатель с объёмом 173 куб. см;
- двигатель с мощностью 15 л. с.;
- максимально возможная скорость – 105 км/ч;
- расход горючего – 4,2 л/100 км;
- объём топливного бака – 14 л;
- 4-ступенчатая коробка передач;
- наличие барабанного тормоза делает общую массу меньше и упрощает процесс обслуживания;
- при скорости 60 км/ч продолжительность тормозного пути – 20 м;
- наличие противоугонной системы в виде блокировки рулевого механизма;
- есть возможность смены положения у руля, что добавит удобства водителям с любым ростом;
- электропитание функционирует от 12 вольт и имеет генератор на 65 ватт;
- в качестве подвески используется передняя телескопическая вилка и задняя маятниковая система;
- модель оснащена 16–дюймовыми спринцованными колёсами.
Версии и фото советского мотоцикла «Восход»
Первый мотоцикл «Восход» положил начало в 1965 году. В сравнении с его предшественником (К-175В), то одноцилиндровый двухтактный двигатель мотоцикла прибавил мощи.
Мотоцикл Восход 2
Дорожный «Восход 2» заменил начальную модель этой серии, он был еще мощнее чем его «отец», только вот на этом основные преобразования и закончились, если не брать в учет его внешний вид. Появились обновлённые фары, а указатели поворота стали круглой формы. Усовершенствования были и в электронной системе зажигания и добавились обновленные приборы сигнализации. Если сравнивать с прежней моделью, эти новшества совсем незначительны, но, тем не менее, стали приятным дополнением.
Новый «Восход 2» стал немного шустрее и мог развивать свою скорость до отметки 95 км/ч, но при этом «поправился» на несколько килограмм.
В 1977 г. на подмену пришел усовершенствованный «Восход 2М». Двигатель остался прежним в объеме, но теперь стал еще мощнее. Эта модернизация появилась за счет повышения конфигурации каналов в картере и цилиндре. Также изменения коснулись некоторых деталей: подвески мотоцикла и были улучшены амортизаторы. Новый байк стал тяжелее, теперь его вес составлял 121 кг и быстрее на целых 10 км/ч.
Вслед за предшественником вышел – «Восход 3». Модель, конечно же, стала значительно лучше ее предшественников. Была установлена обновленная система впуска и тормозная система. Сидение водителя стало теперь более комфортным. А вот предельная скорость не изменилась, несмотря на то, что вес все-таки увеличился, теперь он составляет 125 кг.
В 1984 году на свет появился «Восход 3М». Он был реализован должным образом и достаточно надежен. Мотоцикл продолжал свой выпуск до конца 1992 года. На панели стали фигурировать индикаторы ближнего и дальнего света и спидометр. Установлены подножки водителя, которые откидывались. Предельная скорость не изменена, а вес стал меньше на несколько килограмм, чем у «Восхода 3».
В 1985 году был создан «Восход 3М-турист». На эту версию установили стойкие дуги безопасности, абсолютно обновленный руль и туристическое оснащение. Но вес, также как и скорость изменены не были.
Тюнинг мотоцикла Восход
И последнее перевоплощение – Восход 3М-01, был создан в 1989 году. Существенным доработкам был подвержен только двигатель мотоцикла с лепестковым клапаном. С помощью него и удалось уменьшить растраты топлива до 4,2 л на 100 км. Руль стал несколько шире, а тем самым удобнее. И на этой модели мотоциклы «Восход» закончили свои трансформации, а продолжила выпуск марка «Сова».
В наше время изготовление мотоциклов при заводе им. Дегтярева еще в силе, но между линией «Восход» и заводом теперь нет ничего общего. Последние модификации выдались полностью неподготовленными к нынешним условиям рыночной конкуренции.
Хоть мотоцикл «Восход» и представляет классику прошлого века, но он популярен и в наше время, а знаменит своей неприхотливостью и дешевым ремонтом. Но конкуренцию ему может составить новые мотоциклы Урал.
Внешний вид
Дизайн мотоцикла нельзя назвать привлекательным, поскольку при его создании упор делался больше на внутреннее содержание. Форму топливного бака, немного выдвинутого вперёд, можно назвать прямоугольной. Топливный бак находится рядом с водительским сидением. Его прямое расположение позволяет водителю находиться в прямом положении и делает передвижение удобным.
Возможность прямой посадки – показатель классического стиля. Классическое исполнение предполагает и другие особенности дизайна, например, наличие невысокого руля. За него можно держаться прямыми руками, не сгибая их в локтях. Это не только позволяет лучше управлять движением, но избавляет руки от затекания. Благодаря удобному нахождению подножек ноги согнуты прямо, что делает поездки более комфортными.
Для покрытия выхлопных труб использовали хром, находятся они в горизонтальном положении. Вид окрашенных брызговиков добавляет привлекательности модели.
Преимущества и недостатки
Мотоциклисты отмечают отличное качество сборки мотоцикла, что гарантирует его долговечность. Кроме этого можно выделить следующие достоинства мотоцикла Восход-3М:
- скорость и мощность имеют достойные показатели;
- лёгкость управления и мгновенная реакция на действия водителя;
- неприхотливость в обслуживании;
- невысокая цена.
Среди недостатков можно отметить такие:
- большой шум и вибрации при передвижении делают поездки на мотоцикле не очень комфортными;
- быстрое перегревание из-за отсутствия систем охлаждения;
- не будет работать, если отсутствует масло в бензине;
- непривлекательный дизайн.
Смотрите видеообзор мотоцикла Восход-3М:
Мото-Ковров
«ВОСХОД»
Осуществляя директивы партии по внедрению достижений научно-технического прогресса, ковровские мотоциклостроители приступили к созданию более современной машины. Конструкторы стремились приблизить разрабатываемую модель к лучшим зарубежным образцам. И они этого добились.
12 октября 1964 года был запущен космический корабль «Восход» — первый в мире многоместный аппарат – с экипажем в составе космонавта-пилота Комарова, конструктора Феоктистова и врача Егорова. Пропагандистский эффект нового достижения советской науки и техники был колоссальным. И работники СКБ мотоциклостроения Ковровского завода имени В.А. Дегтярева, которые как раз тогда разрабатывали новую модель мотоцикла, не ломали голову над тем, как ее назвать. Конечно, «Восход»!
Модель мотоцикла «Восход» была спроектирована в 1964 году, и начала свой путь к потребителю с выпуска опытной партии в количестве 298 штук в конце 1965 года. Заводскому дизайнеру Леониду Августовичу Зверюге удалось создать запоминающийся цельный облик – причем не прибегая к копированию зарубежных образцов. Перед этим «Восход-1» (так значился мотоцикл в технической документации) подвергся экзамену в соревнованиях с иностранными мотоциклами.
Моторалли 1965 года проводились в ФРГ в г. Нюрнберге на трассе Нюрбургринг, куда гонщики прибыли без поломок и отставаний. Здесь заводские мотоциклисты добились успеха, завоевав приз ФИМ – «Конь в скачке».
Затем выступление в 1966 году во Франции.
Позже выступая на моторалли 1968 года в Италии, ковровцы заняли почётное второе место и получили приз «Кубок Монако».
По условиям соревнований путь от Коврова до г. Перуджи команда преодолела на мотоциклах.
Так же был организован мотопробег по местам боевой славы по маршруту Ковров – Москва – Минск – Брест – Киев – Ковров.
В основу мотоцикла под новым товарным знаком «Восход» были заложены мероприятия такие как; улучшение внешнего вида, повышение эксплуатационных качеств мотоцикла, повышение надёжности и долговечности, устранение дефектов, имеющих место на предыдущей модели.
Коллектив рабочих и инженеров за творческий труд был отмечен золотой медалью выставочного комитета ВДНХ.
Двигатель
Двигатель сохранил основную конструкцию – одноцилиндровый, двухтактный, короткоходный (61,75х58,0 мм = 173,7 см³), но благодаря увеличению степени сжатия, изменению углов выхода продувочных каналов и уменьшению сопротивления впускного тракта максимальная мощность выросла с 9,5 до 10 л.с. при 5300 об/мин. При этом максимальная скорость мотоцикла возросла с 85 до 90 км/ч, а расход топлива уменьшился на 0,1 л на 100 км. На двигателе мотоцикла «Восход» устанавливался модернизированный механизм переключения передач, позволявший надёжно фиксировать включения соответствующей передачи. Для коробки передач были высчитаны специальные установочные размеры для шестерён с использованием компенсационной шайбы, установленной у левого подшипника первичного вала, вместо устанавливаемой на прежней модели у основной шестерни. Резиновые чехлы задней передачи имели специальные заслонки, которые закрывали два технологических отверстия в правой половине картера, третье технологическое отверстие закрывалось резиновой заглушкой. Эти мероприятия предотвращали доступ пыли, грязи и воды к цепи задней передачи и тем самым повышали срок её службы. Новая конструкция сапуна стала герметичной – в ней полость картера посредством полихлорвиниловой трубки соединялась с ресивером глушителя шума всасывания. Эта конструкция исключала попадание пыли, воды и грязи в картер.
Изменена система очистки воздуха. Ресивер, выполняющий одновременно функцию глушителя шума всасывания был соединён двумя резиновыми патрубками с корпусом воздушного фильтра, а не одной как это было на прежней модели. Фильтрующий элемент, вместо металлического сетчатого, был сделан из эластичного пенополиуретанового поропласта, вследствие чего улучшилась очистка воздуха. Воздушный фильтр состоял из корпуса и крышки, которые изготавливались из капрона, а так же из металлической решётки и фильтрующего элемента пропитанного моторным маслом, смешанным с бензином.
Крышка карбюратора по форме отличалась от крышки прежней модели.
Электрооборудование
На мотоцикле вместо генератора Г-401, устанавливался новый генератор Г-411, мощность которого выше на 10 ватт. Генератор Г-411 имел новый конденсатор, ёмкостью 0,25 мкф. Этот генератор обеспечивал бесперебойное искрообразование в диапазоне 350-6000 об/мин, значительно улучшал освещённость дороги и повышал светотехнические характеристики сигнальных приборов. От статора генератора имелся специальный вывод для стоп-сигнала.
К новому генератору была спроектирована специальная катушка зажигания Б-300.
Вместо фары ФГ-38В1 установлена новая фара ФГ-138.
Ободок фары получил козырёк, также применили рассеиватель новой конструкции и лампу фары с нитями одинаковой мощности. Эти изменения снижали возможность перегорания ламп головного света и ламп заднего фонаря, обеспечивали хорошую асимметричную освещённость дороги.
Задний фонарь ФП-66 прежней конструкции морально устарел и не отвечал требованиям эстетики того времени. По этому на «Восход» был установлен задний фонарь новой конструкции с пластмассовым корпусом. Он имел две лампы, одна из которых работала как сигнальная и освещала номерной знак, а вторая предназначалась для стоп-сигнала. В правом инструментальном ящике двумя винтами М5 крепился включатель стоп-сигнала, приводимый пружиной от педали ножного тормоза.
Провод заднего фонаря имел штекерный разъём, вместо соединения винтом с гайкой через клеммы.
Для улучшения внешнего вида основание переключателя, рычажок и кнопка сигнала были выполнены из пластмассы кремового цвета, а металлический корпус окрашен эмалью цвета слоновой кости.
Экипажная часть
На прежней модели боковые закрытия имели резиновый обортовочный шнур, закреплённый девятью оцинкованными кольцами, позже применялся широкий полихлорвиниловый шнур цвета слоновой кости.
Изменённая конструкция закрытий позволила применить новый профиль полихлорвинилового обортовочного шнура цвета слоновой кости. Внешний вид мотоцикла значительно улучшился.
Откидное сиденье новой конструкции обеспечивало лёгкий доступ к воздушному фильтру и к насосу, закреплённому в кронштейнах на каркасе сидения.
Новая подушка сидения повысила её упругие свойства и улучшила комфортабельность езды, как для водителя, так и для пассажира.
Форма нового двухцветного чехла сидения (верх красный, низ чёрный) с точки зрения эстетики значительно улучшила внешний вид мотоцикла. К сидению с помощью двух винтов М6 крепилась новая полихлорвиниловая ручка пассажира цвета слоновой кости. Конструкторы также усилили конструкцию рамы, увеличив диаметр передней и верхней труб с 32 до 34 мм.
Основные изменения конструкции передней вилки сводились к тому, что был установлен в пружинах отражатель из капрона, который предотвращал вытекание масла при срабатывании вилки через сапунные отверстия в пробках.
Новый топливный бак «Восхода» получил нигрипсы (наколенники) новой формы, закрывавшую сварной шов полихлорвиниловую окантовку цвета слоновой кости, новый логотип в виде горизонтально расположенной стрелы из пластмассы белого цвета и надписи «Восход» из пластмассы коричневого цвета.
Все эти мероприятия значительно улучшили внешний вид и вполне отвечали требованиям эстетики того времени. Пробка топливного бака устанавливалась из пластмассы цвета слоновой кости.
С помощью двух стоек, закреплённых в районе фары и верхней траверсы, и четырёх специальных кронштейнов, на мотоцикле был установлен ветровой щиток из органического стекла.
Учтя многочисленные просьбы потребителей, на новую модель установили небольшой багажник с расчётной нагрузкой 15-18 кг.
Кронштейны руля имели другой внешний вид.
Ручки управления устанавливались новой конструкции и изготавливались из эластичной светлой резины, не пачкавшей руки.
Головка демпфера типа «барашек» и манетка обогатителя изготавливалась из более прочного материала МСН, цвета слоновой кости.
Для предотвращения попадания грязи на одежду водителя, мотоцикл комплектовался наколенными щитками из чёрного или белого капрона.
Крышка ступицы переднего колеса была изменена для облегчения полировки.
Была изменена конструкция основания тормозных колодок переднего колеса, для удобства обработки наружной поверхности основания, кронштейн упора оболочки троса переднего тормоза был съёмным и крепился болтом М6.
Короткие кронштейны крепления заднего щитка на ручке бугеля заменены на удлинённые хромированные, что кроме улучшения внешнего вида, значительно сократило вибрацию заднего щитка и тем самым, устранило возможность появления поперечных трещин. Ручка бугеля на новой модели отсутствовала.
Круглые подножки водителя и пассажира были изменены на более современные квадратные.
Вместо окраски, ступицы колёс, основание переднего и заднего тормоза полировались и глянцевались.
Вместо оцинкования хромом покрывались: рычаги переднего и заднего тормоза, педаль ножного тормоза, натяжки цепи, кронштейны и рычаги управления сцеплением, декомпрессором и передним тормозом, корпуса сальников передней вилки, корпус ручки дросселя, грибок ручки дросселя, так же ряд деталей крепежа: болты, винты, гайки и шайбы.
На мотоцикле «Восход» впервые на руле слева установили зеркало заднего вида.
Изготавливаемые из сплава ЦАМ втулки кожуха передней вилки были заменены на капроновые, что исключило неприятное на слух «дребезжание» кожухов.
Все видовые детали и узлы: топливный бак, щитки переднего и заднего колёс, закрытия (боковые и верхние), крышки инструментальных ящиков, кожуха передней вилки, верхняя и нижняя траверзы – перед покрытием тщательно очищались до глянцевой поверхности по эталонам, затем фосфатировались, грунтовались и окрашивались синтетическими эмалями с последующей полировкой и глянцовкой до зеркальной поверхности. Фара поставлялась предприятием смежником чёрного цвета. Мотоциклы окрашивались в чёрный и голубой цвет.
В 1967 году к празднованию 50-летия великого Октября была собрана ограниченная партия мотоциклов.
На переднем крыле этих мотоциклов устанавливался алюминиевый флажок с изображением «серпа и молота» и надписью на красном фоне «50 лет».
Эта партия мотоциклов окрашивалась в красный цвет. Наколенные щитки устанавливались металлические кремового цвета.
Количество собранных мотоциклов не известно.
В 1969 году была выпущена ещё одна ограниченная партия (юбилейная), к празднованию 100-летней годовщины со дня рождения В.И.Ленина.
На переднем крыле этих мотоциклов устанавливался алюминиевый флажок с надписью на красном фоне «1870-1970 Юбилейный».
Юбилейная партия так же окрашивалась в красный цвет. Металлические наколенники окрашивались в цвет слоновой кости.
Количество собранных мотоциклов не известно.
Обе партии мотоциклов выпускались отменного качества в экспортном исполнении.
С 1965 по 1972 гг. было собрано 1.039.484 мотоцикла марки «Восход».
Мотоциклы собранные к 50-летию Октября и к 100-летию Ленина можно посмотреть в частном музее Николая Тубаева.
Стоимость
Стоимость мотоцикла Восход-ЗМ на вторичном рынке невысока – в среднем 25-30 тысяч рублей (в зависимости от состояния могут колебаться от 15 до 50 тысяч рублей), что делает покупку вполне доступной.
Уровень стоимости определяется на основе разных показателей:
- общего состояния;
- технических характеристик;
- года выпуска;
- наличия ремонта;
- внешнего вида.
Маленький пробег мотоцикла гарантирует ему высокий спрос.
Возможности тюнинга
Доработка конструкции предполагает внутренний или внешний тюнинг. При внутренней доработке переделывается двигатель, оптимизируются ходовые параметры, подвеска, тормоза. При внешней доработке мототранспорту придаётся спортивный стиль или он переделывается в чоппер.
Особенности внутреннего тюнинга
Часто владельцы переделывают двигатель Восхода-3М. Чтобы увеличить тягу мотора, производят замену заводского бумажного воздушного фильтра на поролоновые фильтрующие элементы. Это способствует уменьшению выпускного трения воздуха. Потом полируют с помощью абразивного материала жиклеры и диффузоры, диаметр которых влияет на объём поступления в мотор горючего.
Для усовершенствования выпускной системы топлива выполняют установку нового модернизированного карбюратора. От имеющегося патрубка берут фланцы крепления на цилиндры, вытачивают втулки из алюминия, отрезают от выпускного патрубка фланец. В старом карбюраторе берут второй фланец. Используя холодную сварку, выполняют соединение деталей.
Конструкцию подгоняют, пока она идеально не будет подходит к выпускным каналам. Заполнение внутренних зазоров выполняют с помощью эпоксидного клея.
Часто устанавливаются задние регулируемые амортизаторы и ставят спортивную резину. При выполнении такого тюнинга мотоцикл становится более агрессивным и спортивным.
Выполнение внешнего тюнинга
В спортивном стиле
При низкой посадке и завышенной передней вилке появляется желание доработать мотоцикл в соответствии со спортивным стилем. Для этого следует поднять задние амортизаторы и заменить колено выхлопной трубы. Таким образом выхлопная труба соответствует уровню задней оси. Выхлопные трубы с увеличенным диаметром будут способствовать улучшению дизайна и повышению тяги байка.
При внешней доработке может выполняться покраска, хромирование, установка покрытых никелем дуг вместо старой заводской защиты, монтаж больших зеркал заднего вида, ступенчатого сидения и тюнинг колёс.
В завершении тюнинга устанавливается спортивный обтекатель.
Чоппер
При выполнении тюнинга под чоппер обрезаются или покупаются укороченные задние амортизаторы. Благодаря этой замене задняя часть мотоцикла опустится на несколько сантиметров. Заднюю вилку с колесом заменяют на более широкие. Выполняют замену угла наклона оси передней вилки, оснащение крышек цилиндров хромированными чашечками. Такого же стиля придерживаются при выполнении тюнинга передней фары, задних фонарей, приборной доски.
Выполнение тюнинга под Cafe-bike
При такой переделке для сокращения расходов своими руками приваривают заднюю часть рамы, укорачивают вилку, подрезают и подгоняют другие детали. Для руля и сидения тоже может быть достаточно собственных сил. Фару со стоп-сигналом устанавливают от грузовиков.
Выполнение тюнинга своими силами только с покупными деталями может осуществить большинство владельцев благодаря простоте конструкций и дешевизне запчастей.
Промежуточная ступень между Восходом-3М и новым семейством ЗДК
Мотоцикл Восход-3М-01
Думается, ни для кого не секрет, что поставить на конвейер абсолютно новую модель — дело достаточно сложное. Как правило, надо закупать и монтировать новое оборудование, реконструировать старое производство. Это трудоемко, дорого, а надо еще и план выполнять. Именно поэтому большинство мото- и автозаводов переходят на новую технику постепенно, шаг за шагом, вводя новые узлы в серийную продукцию. Так появляются переходные модели.
Представляемый «Восход-3М-01» — как раз такая промежуточная ступень между хорошо знакомым «Восходом-3М» и новым семейством ЗДК (с ним мы познакомим вас позже).
Владельцам мототехники ковровского завода будет интересно узнать о конструктивных особенностях этого мотоцикла, уровне унификации с предыдущими моделями.
Основное отличие — новый двигатель. При том же рабочем объеме (175 см3) его мощность повысилась до 10,7 кВт, при этом несколько умерился аппетит. Картер, цилиндр и его головка стали другими. Изменения картера, однако, не затронули мест крепления двигателя к раме, поэтому его можно поставить на предыдущие модели — «Восход-2, 2М, 3, 3М». Правда, при этом понадобятся новые глушители шума выпуска (он теперь один) с выхлопной трубой и гайками и шума впуска. Если же ставить этот двигатель на модель с 6-вольтовым электрооборудованием (2, 2М, 3), придется заменить генератор 43.3701 или 80.3701 на Г-427. Посадочные места генераторов унифицированы.
На новом цилиндре увеличена площадь охлаждающих ребер, на головке они расположены горизонтально. Это уменьшило теплонапряженность деталей цилиндро-поршневой группы и снизило уровень шума. Увеличение высоты цилиндра позволило удлинить продувочные каналы. Теперь их, к тому же, стало пять, улучшилась продувка.
Чтобы снизить расход топлива и уменьшить частоту вращения коленчатого вала, соответствующую максимальному моменту, во впускном канале установлен обратный пластинчатый клапан.
В поршне отверстие под палец смещено на 7 мм вверх, ближе к днищу, то есть к центру тяжести, что снизило стук при «перекладке» поршня в мертвых точках,
Остальные механизмы: пусковой, переключения передач, сцепления, а также коробка перемены передач взяты полностью с двигателя мотоцикла «Восход-3М».
Оригинальная деталь нового двигателя — коленчатый вал. Теперь у него маховики выполнены заодно с цапфами, это исключило возможность проворота первых относительно вторых (такое раньше иногда бывало). Все геометрические размеры остались без изменения, и его можно использовать на предыдущих моделях.
Снижение уровня шума выпуска достигается за счет новой акустической системы, сделанной, как обычно, в виде камер и резонансной трубки, увеличивающих путь прохождения выхлопных газов и уменьшающих их скорость. Для снижения шума (на 1,5 ДБ), излучаемого корпусом глушителя, в его передней мощностной части установлена двойная стенка.
Что касается деталей ходовой и экипажной частей, то здесь изменения затронули переднее крыло, седло, появилось некоторое дополнительное оборудование.
Вилка по своим техническим параметрам и присоединительным размерам аналогична старой. Иной стала конструкция только траверс. На верхней имеются два конусных отверстия, в которых располагаются упругие втулки для подрессоривания руля. Такую траверсу вместе с элементами крепления можно устанавливать на переднюю вилку мотоциклов начиная с «Восхода-2М». Чтобы руль не проворачивался в хомутах, на нем сделана накатка, а для повышения жесткости введена перемычка.
Мотоцикл «Восход-3М-01» будет выпускаться с двумя вариантами передних щитков: серийным стальным, на подвижных трубах и новым пластмассовым. Для последнего используется другая нижняя траверса, в которой имеется 4 отверстия его крепления. А это, в свою очередь, потребовало упора вилки, приваренного к переднему подкосу рамы. Новый упор позволяет устанавливать любой вариант траверсы (в том числе и с ранее выпущенных моделей). Использование новой траверсы вместе с пластмассовым передним щитком на мотоциклах «Восход-3, 3М» потребовало бы переделки упора вилки. Делать это не рекомендуется, поскольку в этом случае возможно повреждение переднего подкоса, самого нагруженного элемента рамы.
Для придания мотоциклу более современного внешнего вида несколько изменена форма задней части седла.
Обтекатель, дуги безопасности, задний багажник можно ставить и на другие модели. Багажник будет выпускаться в двух вариантах: с боковыми полками и без них.
Мотоцикл снабжен боковым упором. Желающие могут купить центральную подставку модели «Восход-ЗМ» и оснастить ею новый мотоцикл самостоятельно, кронштейн на раме сохранен.
Д. ЮДИН, инженер