Приобщиться к эстетике езды на двухколёсных транспортных средствах с мотором всегда находилось немало желающих, что и неудивительно, ведь скорость, свобода перемещения и возможность езды по бездорожью привлекает многих.
Но кроме духа свободы и ощущения причастности к байкерской культуре у мотоциклов есть вполне практичное применение. Это возможность свободно лавировать между рядами машин в пробках, позволяя быстро добраться до нужного места или, например, выбрав байк для бездорожья, кататься на нём хоть в лесной глуши.
Однако при управлении таким небезопасным средством передвижения следует быть осторожным и соблюдать необходимые правила техники безопасности. Не говоря уже о том, что необходимо пройти обучение в мотошколе и получить права.
В сегодняшней статье мы разберём ряд моделей мотоциклов, которые хорошо подойдут для новичков и дадим несколько советов по их выбору.
Выбор типа мотоцикла
Прежде всего нужно определиться, в каких условиях будет использоваться мотоцикл. Это определит наиболее подходящую разновидность.
Классификация мотоциклов шире, чем та, которая приводится ниже. Мы рассмотрим только те категории, среди которых целесообразно делать выбор в зависимости от предполагаемого назначения.
Городская езда. Классика
Идеальный вариант для городских поездок – мотоциклы типа классика и неоклассика. Эта разновидность наиболее распространена в продаже и имеет относительно низкую стоимость.
Неоклассика – это мотоциклы с тем же классическим устройством, но с осовремененным дизайном. Функционально между этими двумя подвидами нет принципиальной разницы.
Мотоцикл классической конфигурации (на фото – Honda CB1100)
Длительные путешествия. Турер
Для любителей путешествовать на мотоцикле из города в город подойдет модель типа турер. Эта разновидность отличается вместительным кофром, в котором можно держать необходимые в поездке вещи, и удобным сиденьем, в котором удобно сидеть продолжительное время.
Обратите внимание на удобное сидение и вместительный кофр турера (на фото – Yamaha V Star 950 Tourer)
Скоростная езда. Спортбайк
Спортивные мотоциклы отличает несколько ключевых признаков:
- низкая посадка водителя,
- высокая максимальная скорость,
- короткие передачи.
Идеальный вариант для тех, кто хочет «погонять на мотике». Для длительных поездок не очень удобен из-за специфической посадки с опорой на руки, от которой устаешь уже через час езды (а то и раньше).
Спортбайк с хищной мордой – Kawasaki Ninja ZX-6R 636
Мотопоходы. Эндуро
Мотоциклы типа эндуро позволяют свернуть с дороги в лес или горы, не опасаясь за состояние «железного коня». Это особенно ценно, учитывая, что в России почти вся дорожная система создает условия, подходящие скорее внедорожникам, чем обычному транспорту.
Эндуро идеально подходят для формата мотопоходов и езды по пересеченной местности.
Специфическую форму мотоциклов эндуро ни с чем не спутать (на фото – Yamaha WR250)
Еще раз, наглядно:
Подержанные мотоциклы: как выбрать и на что обратить внимание
Покупка подержанного мотоцикла — процесс вдумчиывый и непростой.
Фото: EAST NEWS
В этом году я купил свой первый мотоцикл. Выбор пал на красную (даже больше вишневую) Honda Shadow VT750 выпуска 2005 года. Исполнилась мечта детства — со школы мне хотелось что-то большое, хромированное, красивое и с благородным утробным выхлопом. Что можно гордо назвать чоппером. Хотя к моему байку это слово не совсем относится, но все же.
Как я понял, 90% (а может и больше) новичков берут себе технику с пробегом. Резон простой: по неопытности лучше падать с чего-то подешевле. Приобретение дорогого нового мотоцикла имеет смысл оставить хотя бы на второй-третий сезон.
А еще бэушная техника, которая разменяла первый десяток лет, почти не обесценивается. Мотоцикл через год можно продать за те же деньги, за которые он покупался (если не было серьезных столкновений).
Я встал перед традиционным для новичка вопросом: как найти не новый байк в хорошем состоянии, вообще как выбрать подержанный мотоцикл. Возраст ни о чем не говорит, когда пытаешься понять как выбрать подержанный мотоцикл. Можно встретить 10-летний мотоцикл в полном порядке, а можно и 3-летнее ведро с гайками.
Вместе с мото-экспертом Николаем Богомоловым я составил 15 простых советов, которые помогут проверить состояние мотоцикла. Никаких специальных инструментов не понадобится.
1. Посмотри на внешность. Есть ли царапины, сколы, задиры на краске. Сами по себе, потертости ни о чем не говорят. Со временем они появляются у всех. Но если мотоцикл совсем уж потускнел — это может стать аргументом для торга.
2. Проверь подвеску: переднюю вилку и задние амортизаторы. Не должно быть никаких потеков масла, жирных пятен и разводов.
3. Посмотри на двигатель. Здесь, как в винном погребе, должно быть сухо — никаких потеков и пятен.
4. Отдельно проверь состояние хромированных деталей (если они есть). У японских мотоциклов убить хром довольно сложно. Если блестящее покрытие пошло пузырями, где-то слезает — значит мотоцикл очень старый. Либо он плохо хранился на улице. В любом случае, можно потребовать скидку у продавца.
5. Посмотри на состояние рамы. Все сварные швы должны быть одинаковыми. Если раму чинили, то сварщик из мастерской не сможет точно повторить заводской шов. Ищем следы возможной перекраски или изломов. К мотоциклу, у которого чинили раму, надо относиться с большим подозрением.
6. Загляни внутрь бака (свети не зажигалкой, а фонариком!). На металлических стенках не должно быть никакой ржавчины. Коррозия говорит о плохом хранении мотоцикла.
7. Проверь состояние тормозного диска и колодок. Они не должны быть сильно изношены. Если детали стерты, то у продавца можно потребовать скидку — ведь будущему владельцу все равно придется менять их.
8. Посмотри на состояние покрышек. Протектор не должен быть сильно стерт. Сравнивай глубину рисунка на боковине шины и на средней части — если разница большая, то резину надо менять. Это опять-таки может быть козырем при торговле.
Покрышка не должна быть слишком старой (максимум: 5 лет). Древние шины начинают дубеть, трескаться — они плохо держат дорогу. Чтобы понять возраст резины, надо найти на боковине 4-значное число с датой производства. Первые две цифры будут означать порядковый номер недели в году, вторые две цифры — сам год изготовления.
9. Посмотри на болты и саморезы мотоцикла. Они должны быть одинаковыми. Если везде стоит разный крепеж — значит, мотоцикл ремонтировали. Тогда можно поинтересоваться у хозяина, какие работы проводились и почему.
10. Проверь электрику. Единственное, что можно сделать без инструментов — посмотреть, все ли лампочки горят и все ли приборы работают. У старых мотоциклов электроника достаточно простая — там и ломаться особо нечему. Новая техника с круиз-контролями, подогревами сидений сложнее. Если есть сомнения в работоспособности — либо приведи эксперта-мотоэлектрика, либо иди искать другой мотоцикл поцелее.
11. Проверь жидкости. Тормозуха не должна быть вязкой и темной. Состояние моторного масла оценить сложнее — оно может почернеть и в самом начале своего ресурса. Вообще, после покупки бэушного мотоцикла лучше всего загнать его в мастерскую и поменять все жидкости, какие есть.
12. Заведи двигатель и послушай. Большинство моторов работают без каких-то экстремальных лязгов, дребезжаний (хотя бывают исключения). Крутани ручку газа — мотор должен без провалов набирать обороты, а потом спокойно их сбрасывать.
13. Попробуй тронуться. Включи первую передачу и медленно отпусти сцепление. В начале движения не должно быть никаких рывков. Если мотоцикл не стартует плавно, а начинает дергаться, значит сцепление изношено. Деталь скоро придется менять. В таком случае, либо ищи другой мотоцикл, либо требуй скидку.
14. Соверши пробную поездку. Хозяину можно оставить небольшую предоплату, чтобы ему было спокойнее. Мотоцикл должен ехать прямо даже, если не держаться за руль — попробуй на пару секунд отпустить руки. Если байк начинает уводить, значит рама может быть кривой. Плохой признак!
Во время пробной поездки включи по очереди все передачи, проверь работу тормозов. Можно проехать по лежачему полицейскому или яме, чтобы посмотреть на эффективность подвески.
15. Мотоцикл лучше всего покупать в августе или осенью — в это время начинают действовать скидки. То, что весной продают за 200 тысяч рублей, в конце сезона можно взять за 175 тысяч.
И последний совет вне зачета: помни, что всегда можно найти похожий мотоцикл, только лучше. Есть подозрение, что продавец пытается всучить кота в мешке — иди в другое место. Выбор на вторичном рынке огромный.
На осмотр бэушного мотоцикла лучше приезжать с опытным человеком. Эксперта найти не сложно — салоны и мотоклубы официально готовы консультировать за 4-5 тысяч рублей. Эти деньги легко вернуть при торге перед покупкой.
Выбор количества кубов
Следующий шаг – определиться с необходимым количеством кубов. Опираться следует на следующие критерии:
- Золотое правило мотоциклиста – бери тот мотоцикл, который сможешь поднять. Вес напрямую связан с кубатурой. Например, для обслуживания 120-130 кг нужен двигатель на 250 кубов, для 160-180 кг – 400-600 кубов, для 200-210 – 750 кубов и т.д.
- Количество кубов напрямую влияет на стоимость мотоцикла, поэтому одним из определяющих факторов является бюджет.
- Для управления мощной моделью нужно больше опыта. Поэтому новички берут мотоциклы с двигателем на 250 кубов. Для тех, кто уверен в своих силах, можно взять «на вырост».
- Если у вас до этого был опыт езды только на русских мотоциклах, при расчете нужной кубатуры имейте в виду, что те же кубы «японца» будут мощнее.
Способ приобретения
Существует три основных способа приобретения б/у мотоцикла.
Способ № 1. По объявлению
Преимущество метода: можно найти очень дешевый вариант.
Недостаток: высока вероятность спустя месяц потратить еще столько же денег на ремонт.
Способ № 2. Через компанию-посредника
Преимущество: все делают за вас – вы просто приходите и выбираете понравившуюся модель из представленных вариантов.
Недостаток: самый дорогой способ – приходится платить за посредничество.
Способ № 3. На японском аукционе
Преимущество: возможность приобрести качественный мотоцикл с минимальным износом.
Недостаток: необходимость ждать доставки несколько месяцев. Цена зависит от курса валют.
Подробнее о том, как заказать автомобиль или мотоцикл на японском аукционе читайте в статье: «Покупка авто на аукционе в Японии. Пошаговая инструкция».
Крузер
Крузер — мощный байк с эффектным дизайном, концепция которого изначально была разработана компанией Harley-Davidson. Отличия от чоппера, с которым у крузеров много общего, — характерные большие крылья, большой бензобак, низкий руль.
Suzuki Intruder
Suzuki Intruder выпускался с 1985 г. до 2005 г. Пользуется активным спросом на мировом рынке. Разные модели и их версии модернизировались в процессе эволюции.
Оснащен четырехтактным двигателем v-twin преимущественно с водяным охлаждением и пятиступенчатой механической коробкой передач. Передачи переключаются плавно, что исключает подпрыгивание байка при умеренной интенсивности езды. Мощность мотора зависит от модели и начинается от 60 л.с. Однодисковые тормозные диски установлены на переднем и заднем колесах с 2-поршневым суппортом. Расход топлива составляет 5,7 л на 100 км.
Плюсы:
- красивый дизайн;
- плавный набор скорости;
- удобное низкое сиденье.
Минусы:
- большой вес усложняет управляемость;
- сложное торможение;
- ощутимые вибрации на высокой скорости.
Поддержанный байк можно купить с документами в отличном состоянии за цену от 100 тысяч руб. и выше.