Китайские компании отлично разбираются в потребностях людей, и, поняв, что множество людей нуждается в простой и недорогой технике, они решили придумать дешевый мопед с названием Дельта.
Данный мопед появился в России и близлежащих странах не так давно, где-то с 2007 года, но уже тогда он стал пользоваться невиданной популярностью. С выходом данного типа мопедов на рынок, цена мопеда Дельта была очень низкой, ведь на своем опыте помню, что при появлении этого мопеда, стоимость начиналась с 800 грн. (2500 рублей). Как видите, это мизерная цена за новую технику, хоть и малокубатурную. Также данная цена была за мопед, который тогда назывался Фермер, но в принципе это и есть Дельта.
Плюсы:
- Низкая цена
- Большой выбор деталей
- Хорошая управляемость и простота конструкции
Минусы:
- По сравнению с японской техникой имеют не большой срок годности.
- Некоторые детали некачественные.
- Малая мощность.
Содержание
- 1 История 1.1 Рига-1
- 1.2 Рига-2
- 1.3 Рига-3
- 1.4 Рига-4
- 1.5 Рига-5
- 1.6 Рига-7
- 1.7 Рига-11
- 1.8 Рига-12
- 1.9 Рига-13
- 1.10 Рига-15С
- 1.11 Рига-16
- 1.12 Рига-17С
- 1.13 Рига-22
- 1.14 Рига-26 / Рига-Mini
- 1.15 Мини-мокик «Стелла» РМЗ-2.136
- 1.16 «Дельта»
- 1.17 Рига SZ-80
- 1.18 Закрытие производства
Дельта тюнинг
Первой причиной тюнинга является плохая сборка деталей. Конечно, сами материалы нареканий не вызывают, но вот сборка, протяжка болтов и прокладки оставляют желать лучшего. Поэтому перед началом эксплуатации нужно потратить немного времени на проверку креплений и возможной их заменой. Аналогичное действие производится с прокладками. Полноценным тюнингом это назвать сложно, но все же это усовершенствование мопеда.
Вторым предметом наиболее частого тюнинга является увеличение топливного бака. Данное действие уже можно назвать полноценным апгрейдом дельты. Поскольку мопед рассчитан на 2 пассажиров средней комплекции или водителя с грузом, на раме перед сиденьем установлена корзина для вещей. Позади сиденья водителя находится место пассажира.
Существует 2 варианта изменений мопеда, каждый из которых будет рассмотрен:
- Корзинка с рамы демонтируется и на ее место крепится увеличенный бак. Стандартного бака хватает на 200 с небольшим км. Однако дополнительный навесной бак решает эту проблему. При этом пассажирское сиденье остается. Таким образом дельта может перевозить только людей.
- Второй вариант схож с первым. Таким же образом крепится бак, но при этом демонтируется пассажирское сиденье, а на его место ставится сетка для вещей. Получается удобное транспортное средство для одного человека с возможностью перевозить небольшие грузы.
Данные изменения не представляют собой ничего сложного. Каждый может сделать подобный тюнинг мопед дельта своими руками. Но есть и более сложные варианты изменений технических и визуальных характеристик двухколесного коня, позволяющие открыть в нем новые стороны.
Примечания
- » «Spriditis» (англ.). mopedmuseum.ru. Дата обращения: 28 января 2021.
- » Мопед «Рига-9» (неопр.)
.
mopedmuseum.ru
. Дата обращения: 18 ноября 2021. - Мопед «Рига-13»
- Мопед «Рига-13»
- Немного статистики (неопр.)
.
«За рулём», №9, 1989
(сентябрь 1989). Дата обращения: 7 января 2021. - Пятидесяткубовые кольцевые (неопр.)
.
«За рулём», №11, 1976
(Ноябрь 1976). Дата обращения: 12 декабря 2021. - Мопед «Рига-16» 1976 года
- В.Клейнберг.
«Рига-17С»
(неопр.)
.
«За рулём», №3, 1983
(Март 1983). Дата обращения: 3 января 2021. - Рига-20Ю (неопр.)
. ЗР (№ 4, 1984). Дата обращения: 18 марта 2015. - В.Клейнберг.
Наш первый мини-мокик
(неопр.)
.
«За рулём», №9, 1984
(сентябрь 1984). Дата обращения: 4 января 2021. - Союз Риги и Коларова (неопр.)
.
«За рулём», №1, 1988
(январь 1988). Дата обращения: 6 января 2021. - В.Сиперковский.
Первенцы семейства «Дельта»
(неопр.)
.
«За рулём», №2, 1986
(февраль 1986). Дата обращения: 5 января 2021. - Население СССР (рус.) // Википедия. — 2020-10-17.
Сравнительные характеристики моделей
Модель | Рига-1 | Рига-3 | Рига-5 | Рига-7 | Рига-11 | Рига-13 | Рига-16 | Рига-22 | Рига-26/30 |
Масса, кг | 45 | 48 | 36 | 36 | 44 | 42 | 70 | 70 | 50 |
Максимальная нагрузка, кг | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | ||
База, мм | 1175 | 1170-1200 | 1170-1200 | 1170-1200 | 1170 | 1250 | 1250 | 1000 | |
Длина, мм | 1800 | 1850 | 1855 | 1860 | 1900 | 1900 | 1850 | 1850 | 1510 |
Высота, мм | 900 | 970 | 1030 | 1050 | 1150 | 1150 | 1150 | 1060 | При руле в рабочем положении — 1000, в сложенном — 520 |
Ширина, мм | 610 | 690 | 690 | 690 | 750 | 750 | 750 | 750 | В рабочем состоянии — 740, в сложенном — 350 |
Дорожный просвет, мм | 133 | 130 | 130 | 140 | 140 | 120 | |||
Максимальная скорость, км/ч | 40 | 50 | 40 | 40 | 40 | 40 | 50 | 50 | 40 |
Топливо | смесь А-76 или А-72 с маслом (25:1) | смесь А-76 или А-72 с маслом (25:1) | смесь А-76 или А-72 с маслом (25:1) | смесь А-76 или А-72 с маслом (25:1) | смесь А-76 или А-72 с маслом (25:1) | смесь А-76 или А-72 с маслом (25:1) | смесь А-76 или А-72 с маслом (25:1) | смесь А-76 или А-72 с маслом (25:1) | смесь А-76 или А-72 с маслом (25:1) |
Ёмкость бензобака, л | 6 | 5,5 | 5,5 | 5,5 | 5,5 | ||||
Контрольный расход топлива (при скорости 30 км/ч), л/100 км | 1,6 | 1,6 | 2,0 | 1,8-2,0 | 2,2 | 2,0-2,2 | 2,2 | 2,2 | 2,1 |
Рама | Трубчатая, сварная | Трубчатая, сварная | Трубчатая, сварная | Трубчатая, сварная | Сварная, полуоткрытая | Трубчатая, сварная | Трубчатая, сварная | Трубчатая, сварная, хребтового типа | Трубчатая, сварная |
Подвеска переднего колеса | Телескопическая вилка | Телескопическая вилка, с пружинными амортизаторами | Телескопическая вилка, с пружинными амортизаторами | Телескопическая вилка, с пружинными амортизаторами | Телескопическая вилка, с пружинными амортизаторами | Телескопическая вилка, с пружинными амортизаторами | телескопическая вилка, с пружинными амортизаторами | Телескопическая вилка, с пружинными амортизаторами | Телескопическая вилка, с пружинными амортизаторами |
Задняя подвеска | Маятниковая вилка | Маятниковая вилка, с пружинными амортизаторами | Жёсткая | Жёсткая | Жёсткая | Маятниковая вилка, с пружинными амортизаторами | Маятниковая вилка, с пружинными амортизаторами | «Рига-26»: жёсткая, «Рига-30»: маятниковая вилка, с пружинными амортизаторами | |
Тормоза | Барабанного типа с раздельным механическим приводом на каждое колесо | Барабанного типа с раздельным механическим приводом на каждое колесо | Барабанного типа с раздельным механическим приводом на каждое колесо | Барабанного типа с раздельным механическим приводом на каждое колесо | Барабанного типа с раздельным механическим приводом на каждое колесо | Барабанного типа с раздельным механическим приводом на каждое колесо | Барабанного типа с раздельным механическим приводом на каждое колесо | Барабанного типа с раздельным механическим приводом на каждое колесо | Барабанного типа с раздельным механическим приводом на каждое колесо |
Тормозной путь | обоими тормозами V=30 км/ч, 7 м | обоими тормозами V=30 км/ч, 7 м | обоими тормозами V=25 км/ч, 7 м | обоими тормозами V=30 км/ч, 7 м | обоими тормозами V=30 км/ч, 7 м | обоими тормозами V=30 км/ч, 7,5 м | |||
Размер шин | 2,25-19″ | 2,25-19″ | 2,25-19″ | 2,25-19″ | 2,25-19″ | 2,25—19″ | 2,50—16″ | 2,50—16″ | 2,50-16″ или 3,0-10″ |
Тип двигателя | Jawa-552 одноцилиндровый, бензиновый, двухтактный | Ш-51 карбюраторный, двухтактный, с охлаждением встречным потоком воздуха | Д-5 карбюраторный, двухтактный, с кривошипно-камерной продувкой, охлаждением встречным потоком воздуха | Д-6 карбюраторный, двухтактный, с кривошипно-камерной продувкой, охлаждением встречным потоком воздуха | Д-6 карбюраторный, двухтактный | Д-8 одноцилиндровый, двухтактный (ТУ 37.004.176—81) | Ш-58 одноцилиндровый, двухтактный | Ш-62 или V50 одноцилиндровый, двухтактный | V50 или V501 карбюраторный, двухтактный, с охлаждением встречным потоком воздуха |
Рабочий объём цилиндра, см³ | 49,8 | 49,8 | 45,4 | 45,4 | 45,4 | 45,4 | 49,8 | 49,8 | 49,8 |
Диаметр цилиндра, мм | 38 | 38 | 38 | 38 | |||||
Ход поршня, мм | 44 | 40 | 40 | 44 | |||||
Степень сжатия | 8,5 | 6,0 | 6,0 | 6,0 | 7,7-8,5 | 7,7-8,5 | 7,5-8,5 | ||
Максимальная эффективная мощность двигателя, кВт (л. с.) при 4500 об/мин | 1,5 (2,0) | 1,5 (2,0) | 0,9 (1,2) | 0,9 (1,2) | 0,9 (1,2) | 0,96 (1,3) | 1,62 (2,2) | 1,32 (1,8) | 1,32 (1,8) |
Максимальный крутящий момент, Н·м | 29 | 29 | 30,3 | ||||||
Тип коробки передач | Двухступенчатая | Двухступенчатая с ручным переключением передач | Одноступенчатая | Одноступенчатая | Одноступенчатая | Одноступенчатая | Двухступенчатая | Двухступенчатая | V50 — Двухступенчатая с ручным переключением передач; V501 — Двухступенчатая с ножным переключением передач |
Сцепление | Двухдисковое, масляное. | Двухдисковое в масляной ванне | Фрикционное, двухдисковое, сухое | Фрикционное, двухдисковое, сухое | Фрикционное, двухдисковое, сухое | Двухдисковое, полусухое | Многодисковое в масляной ванне | Многодисковое в масляной ванне | Многодисковое в масляной ванне |
Механизм запуска двигателя | Педали | Педали | Педали | Педали | Педали | Педали | Кик-стартер | Кик-стартер | Кик-стартер |
Моторная передача | Передаточное число моторной передачи 3,08 | Передаточное число моторной передачи 4,2 | Передаточное число моторной передачи 4,2 | Передаточное число моторной передачи 4,75 | |||||
Передаточное отношение цепной передачи | I передача — 2,01 II передача — 1 | 4,1 | 4,1 | I передача — 2,08 II передача — 1,17 | |||||
Система зажигания | Контактная, от магдино переменного тока с высоковольтным трансформатором | Контактная с магнето | Контактная с магнето | От магнето | Контактная | Электронная, бесконтактная | Электронная, бесконтактная | ||
Карбюратор | К-35Б | К-34 | К-34 | К-34Б | К-35В | К-60 | К-60В | ||
Воздушный очиститель | Сухой, сетчатый | Сухой, сетчатый. | Сухой, сетчатый | Сухой, сетчатый | Сухой, сетчатый | С бумажным фильтрующим элементом ЭФВ-3-1А | |||
Система выпуска газов | Глушитель шума выпуска с перегородками для дросселирования газов | Глушитель шума выпуска с перегородками для дросселирования газов | Глушитель шума выпуска с перегородками для дросселирования газов | Глушитель шума выпуска с перегородками для дросселирования газов | |||||
Источник электроэнергии | Генератор | Генератор 26.3701, 6 В, 45 Вт | Генератор 26.3701, 6 В, 45 Вт |