Выбор типа мотоцикла
Прежде всего нужно определиться, в каких условиях будет использоваться мотоцикл. Это определит наиболее подходящую разновидность.
Классификация мотоциклов шире, чем та, которая приводится ниже. Мы рассмотрим только те категории, среди которых целесообразно делать выбор в зависимости от предполагаемого назначения.
Городская езда. Классика
Идеальный вариант для городских поездок – мотоциклы типа классика и неоклассика. Эта разновидность наиболее распространена в продаже и имеет относительно низкую стоимость.
Неоклассика – это мотоциклы с тем же классическим устройством, но с осовремененным дизайном. Функционально между этими двумя подвидами нет принципиальной разницы.
Мотоцикл классической конфигурации (на фото – Honda CB1100)
Длительные путешествия. Турер
Для любителей путешествовать на мотоцикле из города в город подойдет модель типа турер. Эта разновидность отличается вместительным кофром, в котором можно держать необходимые в поездке вещи, и удобным сиденьем, в котором удобно сидеть продолжительное время.
Обратите внимание на удобное сидение и вместительный кофр турера (на фото – Yamaha V Star 950 Tourer)
Скоростная езда. Спортбайк
Спортивные мотоциклы отличает несколько ключевых признаков:
- низкая посадка водителя,
- высокая максимальная скорость,
- короткие передачи.
Идеальный вариант для тех, кто хочет «погонять на мотике». Для длительных поездок не очень удобен из-за специфической посадки с опорой на руки, от которой устаешь уже через час езды (а то и раньше).
Спортбайк с хищной мордой – Kawasaki Ninja ZX-6R 636
Мотопоходы. Эндуро
Мотоциклы типа эндуро позволяют свернуть с дороги в лес или горы, не опасаясь за состояние «железного коня». Это особенно ценно, учитывая, что в России почти вся дорожная система создает условия, подходящие скорее внедорожникам, чем обычному транспорту.
Эндуро идеально подходят для формата мотопоходов и езды по пересеченной местности.
Специфическую форму мотоциклов эндуро ни с чем не спутать (на фото – Yamaha WR250)
Еще раз, наглядно:
Странные моторы: восемь цилиндров поперечно, 12 в ряд и многие другие
Современные автопроизводители не особо балуют нас разнообразием двигателей. Рядные «четверки», «шестерки», V6 и V8 — вот основной набор нашего времени. А ведь встречались в мировой истории очень оригинальные конфигурации! О них и поговорим сегодня на Дроме.
В наше время тотальной унификации, модульных конструкций, единых платформ, даунсайзинга и жестких экологических норм у автопроизводителей — особенно в массовых сегментах — как правило, не остается выбора: только четырех-, а то и трехцилиндровый двигатель. Таковы реалии, таковы компоновки, таково, как ни крути, ближайшее будущее. «Американцы», внедорожники и автомобили премиум-класса все еще используют более «серьезные» конфигурации — V6, V8, L6 — но и это, видимо, ненадолго: сразу приходит в голову пример Volvo, все моторы которой — и бензиновые, и дизельные — имеют четыре цилиндра и 2,0 литра объема. Еще не так давно инженеры BMW и Mercedes-Benz заявляли о том, что конфигурацию V12 сохранят во имя статуса и имиджа. И вот уже нет таких двигателей у этих немецких компаний. Сейчас 12-цилиндров — прерогатива спорткаров и настоящего «люкса» вроде Bentley.
Но так было далеко не всегда, и многие все еще помнят те славные времена, когда нормальный литраж и «правильная» конфигурация были в почете. Нынче даже такой «прозы», как поперечно расположенные рядные «пятерки» и «шестерки», не встретишь. Вы наверняка помните модели Audi или Volvo, а также Chevrolet Epica, но знаете ли вы о Bugatti с поперечно (!) расположенным рядным 8-цилиндровым двигателем? Сегодня мы заглянем чуть дальше и глубже, вспомним, на каких автомобилях впервые появились самые странные моторы, и даже приведем некоторые примеры из совсем недавнего прошлого.
Straight-Eight (1919)
Конфигурация — рядный 8-цилиндровый Производители: Isotta Fraschini, Bugatti, Leyland Motors, Duesenberg
Iisotta Fraschini Tipo 8A Roadster, Bugatti Type 41 Royale Coupe De Ville и Bugatti Type 251 Grand PrixНе секрет, что некоторое число конфигураций автомобильных двигателей пришло из авиаиндустрии. Рядный 8-цилиндровый мотор — как правило, достаточно мощный и вытянутый в длину — идеально подходил для самолетов с их сигарообразной формой. Первым же автомобилем, для которого приспособили подобный двигатель, стал в 1919 году Isotta Fraschini Tipo 8A. Годом спустя эту конфигурацию опробовали в Leyland Motors, но больше всего этот дизайн любили Bugatti (в Европе) и Duesenberg в Штатах. На среднем фото — один из самых красивых автомобилей за всю историю — гигантский (6,2 м в длину, 1,65 м — «протяженность» капота) Bugatti 41 Royale Coupe с двигателем объемом 12,8 л, который выдавал 275 л.с. и целых 785 Нм момента! Мастерам из Bugatti также принадлежит идея «воткнуть» 8-цилиндровый «рядник» поперек кузова гоночной модели Type 251, который при объеме всего 2,5 л «крутился» до 9000 об/мин и развивал 250 л.с. Насколько нам известно, решение уникальное и по сей день. Гораздо позже одной малоизвестной итальянской компании пришла в голову идея разместить поперечно мотор V16, но об этом чуть позже…
Straight-Twelve (1920)
Конфигурация — рядный 12-цилиндровый Производители: Corona, Packard
Packard Straight 12
Казалось бы, куда уже длиннее, чем капот того же Bugatti 41 Royale Coupe, но, видимо, далеко не все в то время читали Фрейда, поэтому всего лишь спустя год — в 1920-м — в умах французской компании Corona забрезжила чудовищная мысль постройки рядного 12-цилиндрового агрегата. Был даже собран такой силовой агрегат с объемом 7238 см³, но стоимость его производства была запредельна, а длина не позволяла установить ни в один из существующих автомобилей. Чуть позже в компании Packard построили единственный экземпляр длиннющего лимузина с мотором конфигурации Straight-Twelve, на котором, по легенде, ездил один из членов паккардовской семьи, пока не умер в 1929 году, а шедевр был просто сдан на металлолом.
W12 (1927)
Конфигурация — W-образный 12-цилиндровый Производители: Bentley, Napier Lion, Audi, Volkswagen
Napier Campbell Bluebird II и Bentley Flying SpurДаже в современной истории есть автомобили с двигателем W12 под капотом. Например, некоторые модели VW Group, в частности, люксовый Bentley Flying Spur. Но началось все гораздо раньше, еще в 1927 году, когда только зарождались соревнования по завоеванию абсолютного рекорда скорости на суше. Одними из активных их участников были Джон Кобб и Малькольм Кэмпбелл. Последнему и принадлежит идея адаптации авиационного компрессорного двигателя Napier Lion W12 для гоночной модели Bluebird («синяя птица»), чтобы конкурировать с Sunbeam. Тот 24,0-литровый (!) агрегат развивал 875 сил, и 19 февраля 1928 года Кэмпбелл выдал новый рекорд 333 км/ч, который, правда, продержался всего пару месяцев. Впоследствии о дизайне W12 забыли надолго и вспомнили только в 1990 году, когда фирма Life на свои гоночные машины F35 стала устанавливать подобные моторы объемом 3,5 л, которые прослыли одними из самых неудачных в Ф1. Ну а в 1991 году появился концепт Audi Avus с двигателем такой конфигурации, который потом и пошел кочевать по VW Group.
V16 (1929)
Конфигурация — V-образный 16-цилиндровый Производители: Maserati, Alfa Romeo, Auto Union, BRM, Cizeta
Maserati Tipo V4 Sport Spider, Auto Union Typ C V16 Streamliner и Cizetta Moroder V16TВпервые двигатель конфигурации V16 появился на спортивном Maserati Tipo V4 в далеком 1929 году, а сразу же за итальянцами последовала американская компания Cord, которая известна своими новаторскими решениями, в частности, первым автомобилем с передним приводом (L29). Почти в то же время Alfa Romeo решает использовать двигатель Мазерати в своем гоночном проекте Tipo 162 (3,0 л, 490 л.с.), а самым мощным спорткаром 1930-х становится Auto Union Typ C с 520-сильным мотором V16 с двумя компрессорами, который разрабатывали для них на Porsche. После Второй мировой войны конфигурация V16, причем с объемом всего 1,5 л, встречалась на гоночных формулах компании BRM, а в 1989 году появился гениальный и красивейший суперкар Cizeta Moroder с дизайном от великого Марчелло Гандини. Двигатель V16 (6,0 л, 560 л.с.) у него был расположен поперечно! До 1995 года выпустили всего восемь таких автомобилей.
12 Boxer (1949)
Конфигурация — оппозитный 12-цилиндровый Производители: Cisitalia, Porsche, Ferrari
Porsche Cisitalia Type 360, Porsche 917 и Ferrari 365 GT4 Berlinetta BoxerКомпания Porsche до сих пор остается одной из немногих (еще на ум приходит японская Subaru), кто балуется оппозитными двигателями, да и то только в спортивных моделях Boxster, Cayman и 911. Посему неудивительно, что экзотическая конфигурация V12 с углом развала 180°, иначе говоря, 12-цилиндровый «оппозитник» — дело рук тех же ребят из Штутгарта, но образца аж 1949 года, когда Фердинанд Порше предложил такой мотор с объемом всего 1,5 л (!) для родстера Cisitalia. Двигатель раскручивался до впечатляющих 10 600 об/мин и развивал 385 л.с., что позволило бы Cisitalia разгоняться до 300 км/ч. Но на старт Гран-при машина так и не вышла, а следующий мотор подобной конфигурации появился лишь в 1964 году на формулах Ferrari. Но в 1967 году опять же Porsche 917 выиграл Ле-Ман. И все-таки первым дорожным автомобилем с 12-цилиндровым «оппозитником» снова стала Ferrari — модель 365 GT4 Berlinetta Boxer в 1973 году. Всего за 11 лет выпущено 387 таких машин.
Н16 (1966)
Конфигурация — два 8-цилиндровых «оппозитника» друг на друге Производители: BRM, Lotus
Lotus 43Ну а теперь конфигурация, о которой, я уверен, слышали не многие. Впрочем, неудивительно, потому что это сугубо спортивная и уникальная разработка, появившаяся полвека назад. Что такое Н16? Это, по сути, два 8-цилиндровых «оппозитника», положенные «бутербродом» друг на друга. Кто автор сей необычной затеи? Это компания BRM (British Racing Motor), которая придумала такое оригинальное решение в ответ на переход гоночной серии Формулы 1 на 3,0-литровый регламент в 1966 году. Несмотря на то, что из-за наличия двух коленвалов мотор оказался чрезвычайно тяжелым, Джиму Кларку удалось на Гран-при США 66-го года привести свой Lotus 43, оснащенный этим Н16, к победе. Но идея прожила недолго, и вскоре BRM и Lotus вернулись к более традиционному в те годы V12.
8 Boxer (1968)
Конфигурация — оппозитный 8-цилиндровый Производитель: Porsche
Porsche 908Снова «оппозитник», но на сей раз 8-цилиндровый, и снова от Porsche, но уже образца 1968 года. Именно в том году вступил в силу новый регламент с 3,0-литровыми двигателями, и в Порше тут же создали гоночную модель 908, на которой был установлен агрегат весьма необычной конфигурации. Нужно сказать, что в первый год мотор этот часто хандрил и постоянно дорабатывался. Но уже в 1969 году он вышел на свой пик по мощности (350 л.с.) и надежности, что позволило Porsche выигрывать командный зачет три года подряд.
V10 (1992)
Конфигурация — V-образный 10-цилиндровый Производители: Dodge, BMW, Volkswagen, Audi, Lamborghini, Lexus
Dodge Viper RT10, BMW M5 и Lamborghini Gallardo SpiderКонфигурация V10 — совсем непопулярная среди автопроизводителей в силу хотя бы своей длины и массивности. Но в 1992 году американцы из Dodge вывели на рынок суперкар Viper, оснащенный именно таким двигателем с чудовищным объемом 8,0 л и мощностью 406 л.с. Впоследствии на новых Вайперах этот агрегат неоднократно модернизировался, и на последнем поколении модели развивал уже 640 л.с. (8,4 л). До 2005 года более никто V10 не интересовался, когда вдруг в 2005 году BMW представила новое поколение седана М5 (Е60) с 507-сильным 5,0-литровым V10. И пошло-поехало. Чуть позже эту конфигурацию взяли на вооружение в VW Group и выпустили целую россыпь как спортивных (Lamborghini Gallardo, Audi R8), так и вполне утилитарных (VW Touareg V10 TDI) автомобилей с такими двигателями. Еще один пример из недалекого прошлого — эксклюзивный суперкар от Lexus — LF-A.
W16 (1995)
Конфигурация — W-образный 16-цилиндровый Производители: Jimenez, Bugatti
Jimenez Novia и Bugatti ChironПервое, что приходит на ум при упоминании конфигурации двигателя W16, это, конечно же, 1000-сильный Bugatti Veyron, появившийся в 2003 году, а также последовавший за ним в 2007 году 1500-сильный гиперкар с 8,0-литровым турбированным — 64(!)-клапанным двигателем под «капотом». Эти очень яркие и быстрые автомобили современности, безусловно, оставят свой след в истории автомобилестроения и станут настоящими сокровищами для коллекционеров. Но… впервые мотор W16 появился вовсе не на Bugatti. Автором этой уникальной идеи стал французский инженер Рамон Хименез, еще в 1995 году осуществивший проект суперкара Jimenez Novia, на котором в качестве силовой установки использовался W16. Откуда? Все просто: Химинез взял и соединил четыре литровых мотоциклетных мотора Yamaha FZR-1000 в W16 с двумя коленвалами и 80-ю (!) клапанами, да еще и установил двойной турбонаддув, в результате чего мощность достигла 567 л.с.
V5 (1997)
Конфигурация — V-образный 5-цилиндровый Производители: Volkswagen, SEAT
Seat Toledo, Volkswagen Golf и Volkswagen BoraЭту весьма странную конфигурацию — V5 — наверняка многие из вас еще помнят, потому что появилась она относительно недавно, в 1997 году, и продавалась даже в России. Зачем-то именно в четвертом поколении Golf фольксвагеновцам пришла в голову идея впихнуть между уже существовавшими на тот момент двигателями L4 и V6 дизайн V5 с объемом 2,3 л (148 л.с.). Основным достоинством этого агрегата называли компактность и меньший по сравнению с V6 вес, а устанавливали его также на VW Passat, Bora и Seat Toledo. Так и остался этот мотор уникальным: никто и никогда больше подобную конфигурацию не использовал.
W8 (2001)
Конфигурация — W-образный 8-цилиндровый Производитель: Volkswagen
Volkswagen Passat W8Это последняя странная конфигурация в нашем обзоре, которая снова принадлежит авторству Volkswagen Group: именно эти ребята — Audi, Porsche, Bentley и сам Volkswagen почему-то на протяжении многих последних лет испытывали непреодолимую тягу к созданию самых необычных компоновок. Жаль, что многие из них в силу современной «модульности» и унификации оказались тупиковыми, как и эта идея с двигателем W8. Напомним, что у VW уже давно были так называемые рядно-смещенные двигатели VR5 и VR6. Именно из них, а точнее, из двух «обрезков» VR4 с углом развала всего 15°, соединенных одним «коленом», и появился W8 (общий угол развала — всего 72°). Основное достоинство этого 4,0-литрового агрегата — компактность, но при весьма средней мощности 275 л.с. Устанавливали W8 только на Passat в 2001 году, а произвели менее 50 тысяч таких машин.
Выбор количества кубов
Следующий шаг – определиться с необходимым количеством кубов. Опираться следует на следующие критерии:
- Золотое правило мотоциклиста – бери тот мотоцикл, который сможешь поднять. Вес напрямую связан с кубатурой. Например, для обслуживания 120-130 кг нужен двигатель на 250 кубов, для 160-180 кг – 400-600 кубов, для 200-210 – 750 кубов и т.д.
- Количество кубов напрямую влияет на стоимость мотоцикла, поэтому одним из определяющих факторов является бюджет.
- Для управления мощной моделью нужно больше опыта. Поэтому новички берут мотоциклы с двигателем на 250 кубов. Для тех, кто уверен в своих силах, можно взять «на вырост».
- Если у вас до этого был опыт езды только на русских мотоциклах, при расчете нужной кубатуры имейте в виду, что те же кубы «японца» будут мощнее.
Так уж вышло, что чоппер у большинства людей ассоциируется непременно с V-образным 2-цилиндровым мотором. Свою лепту в формирование подобного образа внесли такие легендарные марки, как Indian и Harley-Davidson, и образ этот давно и прочно закрепился в головах байкеров. Тем не менее, находятся как любители оппозитных чопперов, сделанных из дедушкиного «Урала», так и сторонники мотоциклов с рядными двигателями — например, Triumph America с рядной «двойкой». или Kawasaki Eliminator 400 с «четвёркой». А вот одноцилиндровые чопперы нередко оказываются забыты, и совершенно незаслуженно.
Конечно, большинство одноцилиндровых мотоциклов предназначаются в первую очередь для новичков, так как обладают они довольно скромными техническими характеристиками (о злых кроссовых байках тактично умолчим). Другая причина для покупки подобной модели — ограниченный бюджет. Ну а кого-то попросту привлекает эстетика одноцилиндрового чоппера… Почему бы и нет?
BM 200 Classic
Среди моделей со скромными двигателями всего с одним цилиндром преобладают китайские мотоциклы, чопперы и не только. У китайских производителей вообще есть привычка ставить один и тот же мотор на целую кучу разных моделей, от «типа чоппера» до «типа спортбайка». Ярким примером может послужить, например, BM 200 Classic, лёгкий чоппер с 200-кубовым движком, весьма популярный у новичков благодаря небольшому весу и доступной цене.
Но двести «кубиков» — это откровенно мало для более-менее опытных мотоциклистов, которым уже начинает не хватать драйва. Конечно, чопперы и так не являются «адреналиновыжималками», но, согласитесь, даже чоппер может ездить очень бодро. Взгляните, например, на Yamaha Warrior — под задним колесом этого байка асфальт сворачивается в рулоны, а при старте со светофора он способен дать фору многим спортбайкам и «дорожникам»!
Suzuki Savage 650
К сожалению для любителей одноцилиндровых чопперов, выбор тут невелик. Выбирать придётся либо среди вышеупомянутых «китайцев», либо среди редких моделей вроде Suzuki Savage, существующей в двух версиях — 400 и 650 куб. см. Последняя, кстати, весьма интересна — можно найти эту модель в совсем свежем виде, потому что этот мотоцикл, переименованный в начале этого века в Suzuki Boulevard S40, прожил на конвейере аномально долгую жизнь.
Вот, пожалуй, и всё, что касается выбора. Напоследок напомним любителям прямоточных выхлопов, что с одноцилиндровым мотором вряд ли удастся добиться солидного рыка объёмного V-твина. Рабочие обороты у 1-цилиндровых движков выше, и работают они иначе, поэтому с «пустым» выхлопом звук будет очень громкий и, скорее всего, довольно неприятный на слух.
Похожие статьи:
- Двигатель для чоппера
- Круизеры и чопперы
- Чопперы и круизеры Kawasaki
- Чоппер для девушки
- Чоппер для новичка
- Большие чопперы
LiveJournal
Способ приобретения
Существует три основных способа приобретения б/у мотоцикла.
Способ № 1. По объявлению
Преимущество метода: можно найти очень дешевый вариант.
Недостаток: высока вероятность спустя месяц потратить еще столько же денег на ремонт.
Способ № 2. Через компанию-посредника
Преимущество: все делают за вас – вы просто приходите и выбираете понравившуюся модель из представленных вариантов.
Недостаток: самый дорогой способ – приходится платить за посредничество.
Способ № 3. На японском аукционе
Преимущество: возможность приобрести качественный мотоцикл с минимальным износом.
Недостаток: необходимость ждать доставки несколько месяцев. Цена зависит от курса валют.
Подробнее о том, как заказать автомобиль или мотоцикл на японском аукционе читайте в статье: «Покупка авто на аукционе в Японии. Пошаговая инструкция».