Мотоцикл ИЖ Планета 5 и характерные черты установленного двигателя.


Мотоцикл Иж самые популярные в России и тогдашнем СССР. Один из самых востребованных считался ИЖ-Планета 5. Выпускаться сей мотоцикл стал в 1987 году и производился немного немало 21 год. За это время производились доработки и различные изменения. В 2008 году ижевский завод прекратил выпуск Планеты -5.

Иж «Планета-5» – это серия дорожных, или классических мотоциклов среднего класса по весу, рассчитанных для передвижения по различным типам дорожного покрытия, а также и по легкому бездорожью.

Имея в виду почти все основные технические характеристики, Иж «Планета-5» мало уступает современным аналогам. Выпускался данное транспортное средство ОАО «Ижевские мотоциклы» (г. Ижевск). В настоящее время предприятие заморожено на неопределенный срок.

Исторические сведения

Техника является плодом модернизации мотоцикла Планета-4, который сам является усовершенствованным вариантом модели ИЖ-56. При создании новой версии конструкторы сократили число разъемов электропроводки, что позволило повысить надежность работы светотехники и системы зажигания.

Мотор получил единый глушитель с уменьшенным сопротивлением потоку отработавших газов, имевший повышенную мощность и немного увеличенный крутящий момент. Изменилась лапка переключения скоростей, сократился расход топлива при одновременном росте динамики.

Подробный обзор мотоцикла ИЖ Планета–5

Мотоцикл классического типа рассчитан на перевозку 2 человек в одиночном варианте и дополнительного пассажира в случае установки бокового прицепа.

Заводская табличка с указанием года выпуска, идентификационного номера и дополнительной информации расположена на передней трубе рамы.

Техника рассчитана на эксплуатацию по дорогам с различным покрытием (была версия «Турист» с покрышкой, имевшей грубый рисунок протектора для повышения проходимости на слабых грунтах).

Главные преимущества

Основные преимущества техники:

  • простота конструкции;
  • дизайн в стиле ретро;
  • возможность эксплуатации на топливе низкого качества;
  • хорошая проходимость благодаря высокому моменту на низких оборотах;
  • возможность ремонта ходовой части и трансмиссии в полевых условиях.

Характеристики двигателя мотоцикла

  • Количество цилиндров двигателя — 1.
  • Диаметр и высота цилиндра — 72*85 мм.
  • Ход поршня — 85 мм.
  • Объем двигателя — 346 см3.
  • Степень сжатия — 7,51.
  • Мощность двигателя — 18 л. с.
  • Тип охлаждения — воздушное.
  • Тип карбюратора — К-36И, К-62И.

Но не только за простоту ремонта и обслуживания полюбили мотоцикл. Пожалуй, главным плюсом этого агрегата являлись не его скоростные характеристики (максимальная скорость, которую мог развить мотоцикл, 110 км/ч), а его проходимость. Конечно, характеристики «ИЖ Планета-3» уступали многим мотоциклам, это касалось и динамики разгона, но это компенсировалось повышенной выносливостью. Именно она сделала модель «народной маркой» среди жителей деревень, сел, поселков, словом, мест, где были плохие дороги. Этот мотоцикл был золотой серединой: его брали как для того, чтобы прокатиться с ветерком, так и для того, чтобы съездить на рыбалку, охоту, а также привезти какой-либо груз. При собственной массе 168 кг рекомендуемый вес нагрузки составлял 170 кг, и это, как утверждают, было не пределом.

Простота конструкции двигателя, его неприхотливость, долговечность, а также хорошо спроектированное охлаждение являлись наиболее подходящими для передвижения на низкой скорости по труднопроходимым местам. Двигатель мотоцикла развивал наивысший крутящий момент именно на первой передаче, причем происходило это уже на скорости около 25 км/ч. Это позволяло пройти в таких местах, где другие мотоциклы буксовали, либо глохли.

Дизайн и внешний вид

По внешнему облику мотоцикл соответствует классической советской школе. Топливный бак с резиновыми накладками и крупной эмблемой завода-производителя гармонично переходит в плоское сиденье, позади которого расположен небольшой кожух с комбинированным фонарем.

Установлен пластиковый щиток приборов со спидометром, замком зажигания и контрольными лампами. Спицованные колеса с алюминиевыми тормозными барабанами подчеркивают стиль ретро, который не могут испортить даже литые диски, ставившиеся с середины 90-х гг.


Внешний вид мотоцикла ИЖ Планета-5.


Двигатель с одним цилиндром, имеющим диаметр 72 мм.

Трансмиссия

Мотоцикл оборудовался многодисковой муфтой сцепления (6 или 7 пар трения), расположенной в масляной ванне. Для размыкания дисков использовался привод червячного или кулачкового типа от рычага на руле.

Коробка скоростей с 4 передачами переднего хода располагалась в едином картере с двигателем.

Крутящий момент передавался на заднее колесо закрытой цепью, требовавшей периодической промывки и смазки. Для выбора скоростей использовался двуплечий рычаг с ножным приводом, расположенный на боковой части картера силового агрегата.


Коробка скоростей с 4 передачами

Ходовая часть и тормоза

Мотоцикл оснащался пространственной рамой, сваренной из стальных труб. Переднее колесо с телескопической вилкой с парой амортизаторов гидравлического типа с дополнительными пружинами.

На части машин с дисковым передним тормозом использовался пневматический регулятор жесткости. Заднее колесо оснащалось рычажной подвеской с 2 амортизаторами с пружиной и гидравлической полостью, заполненной маслом.

Спереди использовался барабанный колодочный тормоз с тросовым ручным приводом. Дисковый механизм оснащался плавающей скобой с гидравлическим управлением с помощью рычага на руле.

Заднее колесо и боковой прицеп комплектовались барабанными тормозами с ножным приводом. Система ABS устанавливалась на экспериментальные экземпляры, которые не шли в розничную продажу.

Колеса

Изначально на мотоцикле использовались спицованные колеса с дисками диаметром 18″ независимо от места установки. С введением дискового тормоза спереди стали ставить оригинальное колесо со спицами, а затем – литое из алюминиевого сплава.

Стандартными являлись покрышки размерностью 3,5х18″, на туристической версии сзади ставилась шина 3,75х18″ с развитым рисунком протектора. При использовании переднего литого диска применялась покрышка стандарта 3,25х18″.


Установлены спицованные колеса с дисками диаметром 18″.

Электроника

Мотоцикл оснащался батарейной контактной или электронной бесконтактной системой зажигания. Напряжение в бортовой сети составляло 12 В, отрицательные выводы подключались к раме.

В качестве источников питания применялись генератор мощностью от 70 до 140 Вт и свинцово-кислотный аккумулятор емкостью 9 А*ч. В состав системы освещения входили фара головного света и задний фонарь комбинированного типа.

Имелись указатели направления поворота и звуковой сигнал. Для подключения электрических цепей бортового прицепа предназначался отдельный разъем.


Приборная панель ИЖ Планета-5.

Вес и габариты

Основные параметры одиночного мотоцикла:

  • длина – 2200 мм;
  • ширина – 810 мм;
  • высота (без ветрового стекла) – 1200 мм;
  • база – 1450 мм;
  • клиренс – 135 мм;
  • сухая масса – 162 кг;
  • допустимая нагрузка – 170 кг.

Управляемость

Мотоцикл отличается неплохой маневренностью, соответствующей динамическим возможностям. Техника чутко реагирует на отклонение руля, но требует точной регулировки давления в шинах и исправности амортизаторов. При установке бокового прицепа маневренность ухудшается.

Расход топлива

Запас топлива хранился в баке емкостью 18 л, в качестве горючего использовалась смесь бензина с маслом. На части мотоциклов ставился мотор с раздельной системой смазки, которая подавала масло насосом в зависимости от режима езды.

При движении по ровному шоссе со средней скоростью около 90 км/ч расход составлял около 5 л топлива, в городском режиме с резкими стартами параметр доходил до 6,5–7 л на 100 км пробега.

Выход в свет

В далеком 1971 году с конвейера Ижевского сошел первый мотоцикл «ИЖ Планета-3». Изначально он конструировался как бюджетная версия для среднего класса и был, по сути, урезанной версией «ИЖ Юпитер-3». Новинка завоевала большую популярность среди населения. Подтверждением этому является то, что в период с 1971 по 1977 год было выпущено более 450 тысяч экземпляров базовой версии мотоцикла. И это не удивительно, ведь при своей относительной дешевизне он обладал неприхотливостью и «всеядностью», а также достаточной выносливостью и множеством совместимых деталей, что сильно упрощало ремонт. Кроме того, это был первый мотоцикл, на котором были установлены штатные указатели поворотов.

Особенности обслуживания

Мотоцикл создавался в 80-х гг. прошлого столетия с учетом специфики эксплуатации техники в СССР. Поршневая группа не рассчитана на большие пробеги и требует замены через 10–15 тыс. км.

В заводской инструкции перечислены регламентные мероприятие, выполнение которых обеспечивает безопасность передвижения и простоту запуска двигателя.

Ремонт

Обслуживание или восстановление мотоцикла не требует использования специального оборудования. Но выполнить качественный ремонт двигателя или рамы с восстановлением геометрии и жесткости можно только в условиях специализированного сервиса.

Владелец сможет исправить небольшие дефекты электрической системы, установить новые покрышки или свечи. При эксплуатации мотоцикла следует учитывать заводской регламент и своевременно регулировать или обслуживать основные узлы.


Опытные мастера могут самостоятельно производить ремонт двигателя.

Запчасти

На рынке часто встречаются комплектующие китайского производства или сделанные мелкими российскими компаниями, которые имеют низкое качество изготовления.

Владельцы вынуждены искать детали советского периода, которые пока еще часто попадаются на торговых площадках. Стоимость комплектующих начинается от нескольких сотен рублей, существуют и дорогие детали. Например, новый цилиндр с поршневой группой обойдется примерно в 12 тыс. руб.

Тюнинг

Слабая рама и архаичная подвеска заднего колеса накладывают ограничения на возможности доработки мотоцикла. Некоторые владельцы изготавливают аэродинамические щитки из стеклопластика, они позволяют изменить внешний облик техники.

Встречаются доработки системы выпуска или головного освещения, возможна переделка топливного бака или сидений для водителя и пассажира.

Но постепенно приходит осознание, что Планета-5 является частью истории советской мотоциклетной промышленности, и многие владельцы стремятся восстановить технику в штатном заводском виде.


Второе дыхание мотоцикла ИЖ.

Характеристики базовой модели

Что касается технических характеристик «ИЖ Планета-3», то они были очень близки к таковым у его «старшего брата». Сцепление и коробка передач конструктивно были похожи друг на друга. Но, несмотря на всю похожесть, детали не являлись взаимозаменяемыми. Двигатель «ИЖ Планета-3» был одноцилиндровым, а объем его составлял 346 см3, что всего лишь на 1 см3 меньше, нежели у предыдущей модели. Но при этом его мощность составляла 25 л. с., против 18 л. с. прототипа. Оба двигателя были двухтактными. Силовой агрегат имел возвратно-петлевую систему продувки. Но из-за неуравновешенности деталей двигатель создавал очень сильную вибрацию. Была еще одна инновация, которая начала применяться на этой модели. Для того чтобы упростить ремонт и обслуживание техники, конструкторы предусмотрели установку разборного коленчатого вала. Это дало возможность производить ремонт коробки передач мотоцикла, не демонтируя сам узел.

Модификации мотоцикла

Завод выпускал несколько модификаций мотоцикла:

  • базовый вариант ИЖ 7.107;
  • версию «Люкс» под индексом ИЖ 7.107Л, которая отличалась установкой щитков для защиты коленей водителя, прозрачным стеклом-обтекателем и багажной корзиной;
  • вариант ИЖ 7.108 с боковым прицепом ВМЗ-9.203 и ведущей шестерней с увеличенным числом зубьев;
  • версию ИЖ 7.107Т для туристов, которая отличалась задним колесом с развитым протектором и увеличенной шириной беговой дорожки.

В 1989 г. была проведена модернизация мотоцикла, что привело к изменению обозначения на Планета-5-01. Помимо бесконтактного зажигания, появились моторы с раздельной системой смазки и передний дисковый тормоз.

Завод предлагал покупателям несколько модификаций, которые оснащались щитками или литыми колесными дисками. Из производственной гаммы исчезли модели «Люкс» и «Турист».

Отзывы владельцев

Олег, 54 года, Санкт–Петербург

В молодости являлся владельцем Планеты-5, поэтому решил приобрести и восстановить подобный мотоцикл. Удалось найти экземпляр 1988 г., не подвергавшийся доработкам и не поврежденный в авариях. Пришлось восстанавливать лакокрасочное покрытие, пострадавшее от хранения техники в сыром гараже. Возникли проблемы с поиском запасных частей, на рынке очень много китайских комплектующих с низким качеством изготовления. Мотоцикл использую для периодических выездов на различные мероприятия, посвященные старой мототехнике.

Кирилл, 38 лет, Тула
В деревне стоит мотоцикл Планета-5 с боковым прицепом, который был куплен родственниками в 1991 г. Техника используется для перевозки небольших грузов, выездов на природу или за грибами. Заправляю смесью бензина А-92 со специальным маслом для 2-тактных двигателей. Проблем с запуском не испытываю, но на крыльях и кузове прицепа есть очаги коррозии. В начале летнего сезона и осенью провожу обслуживание в соответствии с заводской инструкцией. Хочу восстановить мотоцикл в первозданном виде, но нет свободного времени.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]