Реле регулятор для мотоцикла, принцип работы, схема, что делать если неисправен


Что делать, если реле регулятор сломался

Иногда происходит ситуация, когда реле регулятор становится неисправным. В этом случае нет необходимости паниковать. Очень важно предпринять определенные меры для того, чтобы не дать всем системам мотоцикла выйти из строя.

Для начала необходимо срочно отключить данное устройство от генератора и от аккумулятора, чтобы они не вышли из строя. Напряжение будет подаваться попеременно.

Главное только обратить внимание на то, чтобы генератор не вышел из строя. В этом случае напряжение будет подаваться от аккумулятора, где есть вероятность того, что он начнет выкипать и увеличиваться в размерах. В результате получится взрывоопасная ситуация.

Схема реле ругулятора мотоцикл показывает его устройство. Благодаря этому можно разобраться с тем, как его отремонтировать и осуществить подключение.

Мото тюнинг

Сегодня я расскажу как установить в мотоцикл дополнительное реле, включающее дополнительное оборудование при включении зажигания.

Этот материал содержит практические рекомендации для людей, дружащих с паяльником и готовых самостоятельно совершить внедреж в электрическую схему мотоцикла ради того, чтобы у него появились новые возможности (видеорегистратор, зарядник для телефонов и других гаджетов и прочее). Когда мы покупаем мотоцикл, чаще всего он требует дооснащения, как механического, так и электрического. Про механику мы сейчас говорить не будем, а вот насчёт электрики есть что обсудить.

Если присмотреться ко всему существующему дополнительному оборудованию, то по его логике работы оно должно отключаться вместе с зажиганием и подключаться обратно при его включении. Однако, все предохранители и линии питания в большинстве мотоциклов уже расписаны и имеют точные ограничения по нагрузке. А значит, нам нужно создать собственную линию с дополнительным реле на включение. Проверено: этот вариант хорош и надежен.

Для начала нам нужно купить обыкновенное автомобильное реле с колодкой.

Подойдёт даже самое слабое, но я предпочитаю ставить на 20А. Используйте провода с сечением не менее 0,75мм. Затем нужно будет собрать следующую схему:

Подключаем управляемый контакт реле (85) к точке, где появляется питание при включении зажигания. Второй управляющий контакт (86) заземляем (то есть прикручиваем к металлическому корпусу или к минусовому контакту). Далее управляемый контакт реле (87) подключаем через предохранитель к плюсовой клемме аккумулятора, второй вывод (30) будет подключаться к нашей нагрузке, то есть к дополнительному оборудованию.

Теперь разберём данную схему в деталях на базе мотоциклов Honda. В них коробочка с предохранителями располагается, чаще всего, рядом с аккумулятором. Там же имеет смысл разместить и наше дополнительное реле.

Питание с замка зажигания я предпочитаю брать с той самой коробочки с предохранителями. Обычно это тонкий зелёный провод. Обратите внимание, в данном случае правильнее подключится к этому проводу за штатным предохранителем, а не перед ним, это даст дополнительную защиту от короткого замыкания внутри реле. Затем берём обыкновенные клеммы под винт для 220В и делаем из них распределительную колодку.

В конечном итоге выглядеть это должно примерно так:

Желательно их после этого закрыть в какой-нибудь маленький корпус.

К обратной стороне клемм вешаем наше дополнительное оборудование. Минусовые провода доп.оборудования прикручиваем к раме мотоцикла или к минусовой клемме аккумулятора.

После того, как всё собрали, тщательно всё заизолируйте изолентой и закрепите стяжками. На такую линию можно повесить разом навигатор, ручки с подогревом, регистратор, конвертер на 5 вольт и прикуриватель. Это позволит не опасаться непреднамеренного разряда аккумулятора, даже если забыть что-то выключить, а также разгрузить внутренние линии питания самого мотоцикла.

Вопросы выбора, диагностики и замены реле-регуляторов напряжения

В реле-регуляторах могут возникать различные неисправности, которые в большинстве случаев проявляются отсутствием тока заряда АКБ и, напротив, чрезмерным током заряда АКБ. Простейшая проверка регулятора может быть проведена с помощью вольтметра — достаточно запустить двигатель и в течение 10-15 минут дать ему поработать с частотой 2500-3000 об/мин и со включенными фарами. Затем, не снижая оборотов и не выключая фар, измерить напряжение на клеммах АКБ — оно должно составлять 14,1-14,3 вольта (для 24-вольтовых в два раза выше). Если напряжение значительно ниже или выше, то это повод проверить генератор, и, если он в порядке — заменить регулятор.

На замену следует брать реле-регулятор того же типа и модели, что был установлен ранее. Особенно нужно обращать внимание на порядок подключения регулятора к бортовой сети (к каким клеммам генератора и других элементов), а также на напряжение питания и токи. Замену детали необходимо выполнять по инструкции, работ можно выполнять только при остановленном двигателе и снятой с АКБ клеммы. Если соблюдены все рекомендации, а регулятор подобран верно, то он сразу начнет работать, обеспечивая нормальное функционирование электросистемы.

Замена реле-регулятора на мотоцикле


Рано или поздно практически все владельцы мотоциклов Урал или Днепр сталкиваются с проблемой заряда аккумуляторной батареи. Штатное реле-регулятор типа РР 330 со временем перестает правильно работать и нуждается в чистке контактов или регулировке. Грамотно выполнить эти операции не каждому мотовладельцу по силам. Заменить на новое — как вариант, но стоимость нового РР 330 зачастую достаточно велика. Выйти из положения, однако, достаточно просто.

Ведь можно установить на штатное место РР 330 электронный регулятор напряжения типа 121.3702 на 12В от автомобиля ВАЗ, который продается в любом автомагазине, а стоимость его в разы ниже чем РР 330. Но для этого придется совсем немного поработать с проводами.

Электронный регулятор напряжения устанавливается на штатное место РР 330 практически без переделок. В процессе замены необходимо дополнительно просверлить одно отверстие в площадке крепления реле регулятора. Так же нужно заменить наконечники “под винт” на проводах, которые идут к РР на разъемы типа “мама”.


Провод который шел к клемме (ВЗ) на РР 330 (верхняя клемма) подключаем на разъем (15) электронного реле. Провод, который шел на клемму (Ш) (правая нижняя клемма у РР 330) подключаем к разъему (67). Массовый провод прикручиваем к металлическому основанию электронного реле (31) через винт крепления корпуса к площадке. Остаются неподключенными два провода: ЛК — лампа контроля (левая нижняя клемма) и “переменка” (средняя нижняя клемма). Для “ленивых” мотоциклистов процесс переделки можно считать завершенным, необходимо только заизолировать эти два провода и оставить их висеть в воздухе, прикрутив чем нибудь к раме, что бы не болтались. В этом случае аккумулятор будет заряжаться, но лампа контроля генератора гореть на вашем мотоцикле не будет.

Для тех владельцев, которых “полумеры” не устраивают, продолжаем процесс. Вместе с электронным реле регулятором в автомагазине необходимо приобрести небольшое реле типа РС 702 или (75.3777) с нормально замкнутыми контактами. РС 702 замечательно тем, что при подаче напряжения на обмотку реле. контакты реле размыкаются. Установить это дополнительное реле можно на один из винтов крепления электронного реле-регулятора.


Подключаем реле типа РС 702 следующим образом. Провод, который шел на клемму (переменка) РР 330 подключаем к разъему (86). Провод, который шел на клемму (ЛК) подключаем к разъему (87). С висящими в воздухе проводами мы разобрались. Разъем (85) отдельным проводом подключаем на массу. Разъем 30/51 подключаем к проводу, который идет на разъем (15) электронного реле, он же плюсовой от замка зажигания.

Переделка завершена, заводим, проверяем.

5.77 средний рейтинг (58% очки) — 22 голосов

Это может быть интересно

  • Замена солнцезащитных козырьков Солнцезащитные козырьки присутствуют в каждом автомобиле, обеспечивая более комфортную поездку для водителя в солнечную погоду…
  • На велосипедах через горы Это отчет о путешествии на велосипедах через Кавказские горы совершенно неподготовленных людей. Прочитайте эту статью и вы…
  • Автокредит. Статья 5. Отзывы об автокредитах Брать или не брать автокредит, решать вам. Публикуем отзывы потребителей, автовладельцев, которые в свое время…

Генератор Г-424

Чтобы понять принцип работы генератора и реле-регулятора, немного теории.

Электрогенератор Г-424 трехфазная машина, с электромагнитным возбуждением. Генерирует переменный ток. Выпрямитель ВГБ-2А преобразовывает ток в постоянный. Для нормальной работы электрической машины требуется реле-регулятор РР-330. Работа, которого заключается в регулировании напряжения бортовой сети мотоцикла, чтобы оно не привышало 14 вольт.

Генератора Г-424 не способность работать при разряженной аккумуляторной батарее. Для запуска двигателя и увеличения до 2400 оборотов в минуту, мотоцикл работает на аккумуляторе. Только после превышения этого порога работает электрогенератор в режиме самовозбуждения.

Генератор Г-424 ЗАПРЕЩЕНО включать без нагрузки!

Схема генератора Г-424: 1 — крышка; 2 — сальник; 3 — ротор; 4 — обмотка статора; 5 — клеммная колодка; 6 — задняя крышка; 7 — щитковый узел; 8 — выпряительный блок; 9 — вентилятор; 10 — защитный кожух; 11 — подшипник.

Поиск неисправности в генераторе

Метод определения неисправности заключался в следующем (испробовал несколько методов, так как замена реле-регулятора не помогла):

Косвенное определение работоспособности генератора

Данный метод не позволяет точно определить неисправность генератора, но всё же по нему можно определить или генератор «сдох», или еще есть надежда и причина неисправности в другом.

Отключаем провод от клеммы «Ш» на генераторе. И подаем от аккумулятора + на эту клемму, подносим гаечный ключ к корпусу генератора, он должен магнититься, не сильно, но это заметно. Если магнитится, то обмотка ротора исправна. Отключаем.

К клемме «+» на генераторе подключаем лампу на 12 вольт, а второй конец лампы на «массу». А к клемме «Ш» подключаем от аккумулятора «+». И крутим кикстартером двигатель, лампочка должна загораться. Если это происходит, то генератор исправен.

В моем случае лампочка горела, я поменял реле-регулятор, но аккумулятор по прежнему не заряжался, а при работе двигателя красная лампочка контроля заряда аккумулятора не гасла.

Чистка и прозвонка генератора Г 424

  1. Снял генератор, открутил заднюю крышку, вытащил щетки — износ в пределах нормы, мультиметром «прозваниваются».
  2. Щупами через окна для щеток мультиметром прозвонил якорь — «прозвонился», короткого замыкания на корпус генератора нет.

  3. Открутил выпрямитель, «прозвонил» как диоды, т.е. в одном направление стрелка должна отклоняться, меняю полярность, стрелка не отклоняется. Т.е. диоды не «пробитые», как и должно быть.
  4. «Прозвонил» статорные обмотки — всё в норме, короткого замыкания на корпус нет.

Всё в полном порядке, генератор должен быть исправным, поэтому полностью разбирать не стал. Но заряда нет. Поэтому начал разбираться в работе реле-регулятора и искать в нем причину.

Старый тип или проверка 591.3702-01

Это совсем старый тип реле, он устанавливался еще на «копейки», а также на многие заднеприводные автомобили. Он также всегда отдельно крепился на кузове, но проверка здесь немного отличается по контактам.

Если взять их маркировку, то их всего два – «67» и «15». Первый контакт «67» — это минус как собственно и корпус реле, а вот «15» — это плюс. Принцип действия такой же, подсоединяем наше зарядное устройство — начинаем проверку, повышаем напряжение до 14,5В, дальше смотрим на лампу. Если отключилась хорошо, нет – плохо, замена.

Есть еще один «лайфхак» – если подключить лампочку, в обход реле регулятора к проводам которые шли на контакты 15 и 67, далее снять с плюсовой клеммы АКБ провод – если мотор не заглох, значит генератор «живой».

нужна релюшка.

New member

всем привет! ситуация следущая: раздуло уже второй аккумулятор:sos: скорее всего кончилось реле регулятор. мото: Monster s4 916 2001 г.в.

может есть у кого?

New member
New member

если вспомнишь, будет мега круто. а то ждать ее до конца сентября как то не очень хочется.

Василию с плугом привет. мы, кстати, соседи с тобой, я через дорогу, где спортмастер

New member
New member

да, народ, вспоминай.

заходи в гости на чаек

Как проверить РР мультиметром на мопеде?

Проверку реле-регулятора на китайском скутере проводят с применением мультиметра с функцией вольтмерта. Для этой цели обычно применяют простой DT-830 (или аналог). Диагностику и замер напряжения на выходе лучше проводить на снятом приборе.

Алгоритм проверки:

  1. Нужно открутить обтекатель с центральной фазой и найти на раме прибор с 4 проводами: красным, зеленым, желтым и белым.
  2. Затем завести скутер и на холостом ходу проверить напряжение: замерить его между зеленым и красным проводом, выставив мультиметр на предельное значение 20 В.
  3. Если на дисплее мультиметра показана цифра 14,6-14,8 В ― это норма. Для стабилизаторов на китайских мопедах это рабочее штатное напряжение. Если же на холостом ходу мультиметр показывает значение 15-16 В ― это высокий показатель напряжения. Это говорит о неисправности реле-регулятора.
  4. Затем нужно проверить напряжение, поступающее на осветительные лампы. На центральную лампу ближнего (дальнего) света подаётся переменное напряжение, поэтому мультиметр следует перевести в режим измерения переменного тока с параметром 20 В.
  5. Далее замеряем напряжение между зеленым и желтым проводом (зеленый ― общая электросеть мопеда). Если мультиметр показывает напряжение сети до 12 В, значит электроприборы работают без дополнительной нагрузки.
  6. Если же на холостом ходу это значение 16 В и выше, а при резком увеличении оборотов двигателя подскакивает до 25 В ― прибор не стабилизирует напряжение и, следовательно, не работает. При таких показаниях прибор нужно заменить на новый.


С применением мультиметра проводят проверку реле-регулятора на китайском скутере

На скутерах 4Т реле-регулятор проверяют при помощи тестера. Обычно для этих целей используется механический тестер, хотя есть и электронные модели.

Для того чтобы сделать измерение, нужно:

  • переключить прибор в режим «КилоОм» и снять регулятор;
  • затем поставить щупы на первую пару выводов (АВ). Тестер должен показывать значение не более 18 кОм;
  • после этого меняем положение щупов на выводах в обратном направлении (ВА) и замеряем напряжение еще раз ― на приборе стрелка должна показывать 0;
  • затем устанавливаем щупы на следующую пару выводов (СД) и замеряем показания на этой паре;
  • меняем местами щупы (ДС) и замеряем показатель повторно;
  • остальные замеры не имеют контакта и не проверяются. Показатель при их проверке должен быть нулевой.

Таким способом проверяются регуляторы на популярных японских моделях с малым объёмом двигателя таких брендов, как Honda (Leard, Dio, Tact), Suzuki, Yamaha.

Реле регулятор от ВАЗ совместно с реле РС-702

Да, надо. Там ещё очень много чего ещё сверлить, пилить, варить, переваривать. Прикольно иногда смотреть как некоторые думают, что можно пойти в магазин, купить нечто новенькое блестящее, привинтить сбоку к мотоциклу и он сразу попрёт как ракета. Не попрёт. Точнее, попрёт, но надо вложить ооочень много сил, времени, нервов, денег и вообще пол-жизни этому посвятить. И то в итоге окажется, что например японские или там всякие американские мотоциклы лучше. . Особенно ржачно видеть, как уралодрочеры-нищеброды «делают» какой-нибудь там старую дедушкину в усмерть ушатанную деревенскую матацыклу, старательно наполировывая что-нибудь там до блеска. В гараже среди куч хлама и прочего огородно-навозного гавна действительно смотрится вроде так ничёшный драндулет. Иногда даже заводится и натужно тарахтит. Но стоит ему оказаться на тусовке и поставить рядом с например какой-нибудь там простенькой Вирагой или ещё что — сразу видно какое на самом деле это гавно. Вот почему я никогда и не собирался делать из Днепра Хорлэй-Дэвитсан. Из Днепра с коляской можно сделать только хороший Днепр с коляской. Никогда из гавна конфету ты не слепишь. При любой блестящей упаковке содержимое на вкус будет одно и то же. Так что хочешь нормальные карбы — покупай Бинги за 30.000 целковых. Если таких денех нету — трахайся с кетайскем гавном, сверли дырки, пили напильником и т.п. . А между прочим настроить относительно нормально мотоцикл на говённых карбах — гораздо труднее, чем не немецких суперкарбах. Это дело для настоящих мужчин, которые не отступают перед трудностями. Ты имеешь право плакать, злиться, в исступлении пинать по баку ногой и орать «Да заводись ты, ё….е гавноооОООО!!! Это никого не касается и это твоё личное дело. Но если ты выполнил свою миссию до конца и добился результата — ты мужик. Если мотоцикл не работает, затолкан в угол и завален хламом — ты тряпка. . Я этот вот бред к чему пишу — видно ты новичок. Так что если мотоцикл «плоха заводеца, всё перепробывал, свечи минял, чё можэт быть?» — поздравляю. Ты на тяжком пути взросления и становления как личности. Но ничего, тяжело только первые 10 лет. Потом привыкнешь, если не столнёшь металлолом в канаву. Так что нерабочие новые карбы — это только начало. Держись, братан. . Сам я езжу на Днепре с карбами К-301 с коляской. Нихрена не тянет, вообще не едет. Это если сравнивать например с Honda CBR 1000 RR Fireblade. Я могу сравнить. НО! Заводится в любой мороз, прёт как танк по грязи, везёт 5 в гавно пьяных корешей, тащит при этом ночью по лесу под дождём в грязи по пояс на верёвке второй сдохший Урал, на котором ещё 5 таких же алкашей, возит картошку, навоз, кирпичи, цемент, холодильники, телевизоры, доски, брёвна, трубы и т.п. При этом бенз не жрёт. Никакой Фаер ничего такого даже близко не могёт. . Опять же это к чему — если у тебя Урал — ты тише будь, скромнее себя веди и не пытайся делать из него ракету. И привыкай к жёсткому сексу с мотоциклой. Начни с карбов. Потом во вкус войдёшь — там много ещё чего сексуального окажется. . На безднепрье и Урал — Днепр

Для чего используют регулятор напряжения?

Реле-регулятор стабилизирует напряжение генератора скутера на нужном уровне, не позволяя ему повышать или снижать показатель больше или меньше нормы. Это не даёт скачкам бортового напряжения выйти за установленные пределы (в зависимости от бортов это 12-14 В) и испортить работу потребителей, ресурс которых рассчитан не более чем 13 В.

То есть эта деталь берет на себя импульсы, возникающие при работе скутера (включение фар, кнопка стартера) и переводит на себя образующийся тепловой удар. При этом все тепло, которое могло бы оседать на контактах, генерируется в нем и выводится через прибор.

Помимо стабилизации напряжения, реле также преобразует переменный ток в постоянный, что необходимо для зарядки аккумуляторной батареи.

Производители мопедов устанавливают на скутеры реле зарядки с разными параметрами и подбирают их для каждого индивидуально. В зависимости от схемы регулятора отличаются и разъёмы. У китайских моделей обычно 5 клемм (папа), у японских ― 4.

Был у меня замечательный мотоцикл зизер 400 -98 год.

И случилось однажды такое: после покатушек подъехал на заправку, залил полный бак. На улице уже темно, иду к мотоциклу, смотрю на него, глаз радуется, эмоции переполняют. Сажусь, жмакаю на стартер а фиг — треск какой-то, не крутит стартер. Звоню товарищу, объясняю ситуацию, сказал подъедет. Жду-с, через мин 10 подъехал. Долго думать не стали, время позднее до гаража 1-2 км, решили попытаться завести с толкача. С толкача завелся на ура, но фара не горит. поехал без фары, благо товарищ впереди ехал и светил своей.

Видео для интересующихся. (можно смело не смотреть :))

Ночь на дворе, ломать голову не стал, потопал домой с тяжкими мыслями. Утро вечера мудренее. На следующий день пошел в гараж решать вопрос. Плясать начал от простого. Диагностируем предохранители. Проверил. Оказались все целые.

Сфотал в гараже блок предохранителей

Решил снова завести коня, и о ужос мистика… крутануло стартер, затем молчание. Тут соседушка по гаражам пришел, у нас своих в беде не бросают

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]