ИМЗ-8.103–10 — самая массовая модель Ирбитского мотозавода. Выпускается с 1986 года. С 1988 по 1993 годы с конвейера ежегодно сходило более 100 тысяч таких машин, а всего их выпущено более 830 тысяч. Основная конструктивная особенность — наличие передачи заднего хода, столь необходимого для тяжелого мотоцикла с коляской. Унаследовав от предыдущего, ИМЗ-8.103–30 узлы, достаточно хорошо зарекомендовавшие себя в многолетней эксплуатации, он получил и ряд новых. В первую очередь назовем карбюраторы К-63У. Они позволили снизить расход бензина при скоростях 40–70 км/ч на 0,6–0,4 л/100 км. Контрольный же расход топлива у новой машины (с полной нагрузкой, при постоянной скорости 78 км/ч) составляет не более 7,8 л/100 км против 8 л/100 км у прежней модели. Снижен уровень токсичных выбросов, что обеспечило соответствие мотоцикла новому стандарту по этому показателю. Для уменьшения шума модернизированный «Урал» комплектуется новым воздушным фильтром с резонатором — дополнительной камерой, способствующей эффективному глушению шума всасывания (как известно, это одна из важных составляющих общего уровня шума). Корпус фильтра и другие его детали — из пластмассы, имеющей лучшие показатели шумопоглащения, чем металл. Благодаря коробке передач с использованием передачи заднего хода значительно улучшилась маневренность, а отчасти и проходимость. Надеемся, владельцы «уралов» оценят и то, что новая коробка взаимозаменяема с прежней, как в сборе, так и по многим деталям. При установке новой коробки на «уралы» более ранних выпусков не требуется также изменять длину карданного вала. Современным требованиям безопасности отвечает новый щиток приборов с четырьмя контрольными лампами: разрядки аккумулятора (красный светофильтр), включения дальнего света (синий), указателей поворота (желтый) и нейтрального положения в коробке передач (зеленый). И еще одно улучшение, которое мы считаем существенным, хотя владельцы его вряд ли заметят: мотоцикл стал легче на 5 кг. Помимо воздушного фильтра свою роль сыграли в этом другие конструктивные изменения.
А. ХАЛТУРИН — заместитель главного конструктора ИМЗ.
Обзор мотоцикла «Урал» ИМЗ-8.103–10 «Новый привычный УРАЛ»: Так уж случилось, что при всей популярности тяжелых мотоциклов Ирбитского завода ни один из них до сих пор не попадал к нам на редакционные испытания. Между тем читатели не раз настойчиво рекомендовали нам познакомиться с ними поближе. И вот минувшей весной мы наконец получили новый «Урал». Впрочем, сначала была поездка на завод. Стоял январь. Но когда один из нас сошел с поезда, был поражен, увидев на привокзальной площади около десятка мотоциклов. Мороз около 30 градусов, ветер — а люди ездят на мотоциклах как ни в чем не бывало! В Москве, да и в других крупных городах европейской части страны зимой такого не увидишь. После трех дней пребывания в Ирбите мотоцикл на улицах примелькался, стал привычен для глаза. Ирбитский мотоциклетный завод, выросший на голом месте в годы войны из эвакуированного московского предприятия, сейчас представляется довольно крупной фирмой, мощности которой позволяют выпускать до 130 тысяч машин в год. Однако оборудование тут устарелое, возможности модернизации производства ограниченны. И потому всякое улучшение конструкции связано с огромными трудностями. Этими же причинами объясняют заводчане и редкую сменяемость моделей, и низкое качество продукции.
Последняя модель Ирбитского ИМЗ-8.103–10 (на тот момент был 1989 год). Этот мотоцикл завод и выделил нам для потребительских испытаний. Первый пуск двигателя всегда волнующий момент. После заполнения поплавковых камер карбюраторов топливом оказалось достаточным одного нажатия на педаль кикстартера, чтобы «Урал» ожил. Довольно тихая, устойчивая работа мотора на низких оборотах нас откровенно порадовала. Машина оказалась динамичной, удобной в пользовании, очень тяговитой. К концу летнего сезона 1988 года на спидометре появился красивый ряд цифр — 10 тысяч километров. Часть их — это улицы Москвы. Но добрая половина пришлась на южные шоссе, в том числе горные дороги Кавказа. За это время мы привыкли к машине и оценили положительно одни ее качества, не согласившись с другими, — словом, можем уже более скрупулезно поговорить о деталях.
«Урал» ИМЗ-8.103–10, конечно, выгодно отличается от своего предшественника ИМЗ-8.103–30. Сразу бросаются в глаза отличия внешние: хромированное крыло над передним колесом, литые из алюминиевого сплава ступицы с прямыми спицами одинаковой длины (На эти ступицы полный переход будет только в 1995ом). Последнее обстоятельство особо важно: не надо подтягивать спицы через 2–3 тысячи километров. К тому же короткие спицы обеспечивают колесу высокую постоянную жесткость, а отсутствие изгиба у их головок исключает в этих местах концентрацию напряжений. Кроме того, старые спицы работали у головок на сдвиг (оттого и рвались!), а прямые спицы работают по всей длине на растяжение. Шины с новым рисунком протектора хорошо держат дорогу, что особенно заметно при прохождении левого поворота.
Двухкулачковый передний тормоз легко блокирует колесо на дороге с любым покрытием, но вот нелинейная зависимость между усилием на рычаге и развиваемым тормозным моментом требует некоторой привычки. Правда, этот недостаток присущ всем барабанным тормозам и не столь существен. На мотоцикле установлены спидометр, дополненный счетчиком ежедневного пробега, и блок контрольных ламп. В то же время такие важнейшие параметры работы двигателя, как давление масла, температура и обороты, остались без внимания. А жаль. Наличие в блоке контрольных ламп сигнализаторов этих параметров и тахометра положительно сказалось бы на моторесурсе.
Хороший ветровой щиток уже с натяжкой можно назвать обтекателем (Являлся опцией). Он красив, удобен, хорошо защищает водителя от ветра и пыли, но только в том случае, если нет стекла у коляски(Тоже опция). Это стекло создает такой сильный отраженный поток воздуха, что двигаться со скоростью выше 60 км/ч утомительно и все достоинства обтекателя теряются. Вилка переднего колеса очень жесткая, да и лишние 40–50 мм хода могли бы значительно улучшить комфортабельность мотоцикла. Удобный руль не вызывает утомления даже после многочасового непрерывного движения, но вибрация и удары колеса о неровности дороги ничем не гасятся. Здесь, видимо, имело бы смысл применить крепление руля через резиновые втулки, как это сделано, например, на мотоциклах ИЖ.
Ручка газа довольно жесткая, и к концу дня правая рука устает. Впрочем, мало кто ездит так долго и непрерывно, и с этой особенностью вполне можно смириться. Новый топливный бак (массово на серийные мотоциклы не устанавливался), унифицированный с мотоциклами «Днепр», придает облику мотоцикла какие-то новые штрихи, он удобен, имеет чуть большую (22 литра) емкость и ящичек для инструмента в верхней части. Подвеска заднего колеса и коляски работает удовлетворительно, а все-таки для тех дорог, где в основном эксплуатируются «уралы», необходимы пружины с прогрессивной характеристикой и чуть больший ход заднего колеса.
Несколько слов о силовом агрегате. Двигатель воздушного охлаждения работает в напряженном тепловом режиме, и обеспечение хорошего охлаждения первостепенной важности дело. Новый поддон картера теперь имеет ребра охлаждения и увеличенную до 3 литров(против 1,8 литра) емкость для моторного масла, что в определенной мере снижает вероятность перегрева. А вот ветровые щитки, оберегающие ноги водителя, пришлось в нижней части несколько подрезать, иначе головки цилиндров оказывались в зоне аэродинамической тени. Особенно это касается левого цилиндра, так как он находится в худших по сравнению с правым условиях. Это связано с наличием коляски, боковина которой играет роль дефлектора, увеличивающего поток воздуха к правому цилиндру.
Карбюраторы К-63 установлены на головках цилиндров без теплоизолирующих проставок и экранов. Они нагреваются настолько, что рукой к ним не притронешься, а значит часть бензина впустую испаряется из поплавковых камер. Кстати, о расходе бензина. Мотоцикл с водителем и пассажиром в коляске плюс 50 кг груза при скорости 80 км/ч съедает на 100 километров 9,5 литра. Расход масла у нашего мотоцикла составил около 1% от расхода бензина, что, в общем, приемлемо. Большой расход горючего присущ всем мотоциклам с колясками, и это объясняется в первую очередь крайне низкими аэродинамическими качествами. На скорости 80 км/ч и выше возникает такое ощущение, что приходится толкать перед собой тугую воздушную стену.
Коробка передач обрела наконец-то передачу заднего хода. Теперь нет нужды, ставя мотоцикл на стоянку, прикидывать, каким образом придется выезжать. Ведь толкать одному почти 400 кг — удовольствия мало. Да и маневренность с передачей заднего хода намного возросла. А вот управление коробкой по-прежнему крайне неудобно. Рычаг переключения передач расположен так, что переход с низшей на высшую осуществляется нажатием на педаль пяткой, для чего ногу приходится снимать с подножки и выворачивать. Конечно, и к этому можно привыкнуть. Но не слишком ли ко многому мы привыкаем? Зачем нужно лишнее неудобство, если совсем нетрудно сделать педаль ровной, как, например, у ИЖей, или односторонней, как у ЯВЫ или «Восхода». Новая бесконтактная система зажигания работает надежно на всех режимах, никаких замечаний нет (Начнет устанавливаться опционально с 1990).
В целом ИМЗ-8.103–10 показал себя на этом этапе испытаний как простой и надежный мотоцикл, требующий минимального ухода. Нам, правда, очень не понравились два обстоятельства: сильные вибрации и повышенный, выделяющийся из общего фона, шум привода генератора. Представляется, что и шум от глушителей мог бы быть не столь силен. К слову, еще немного о «привыкаемости». В октябре минувшего года редакцию посетила группа мототуристов из ФРГ. Они приехали на могучих БМВ, «харлеях» и «хондах», развивающих до 80–90 л. с. И когда запустили у подъезда свои машины, оказалось, что «Урал» своим выхлопом покрывает общий шум, а ведь нам он совсем не казался громким. Вот как полезно бывает взглянуть на привычное другими глазами! Журнал «За Рулем» 1989 г.
В 1994 г., спрос на мотоциклы Урал резко упал, в результате на складах завода скопилось множество не реализованной техники, которой завод расплачивался с поставщиками, чтобы не останавливать производство полностью. После 1994-го года, модель УРАЛ 8.103–10 производилась в с каждым годом во все меньшем объеме, параллельно тому, как спрос на отечественном рынке падал практически до нуля. Однако модель сравнительно охотно пользовалась спросом на экспорт. Для экспортного рынка модель обозначалась как «Ural Classic». Постепенно различия между экспортным и отечественной версией стали весьма значительными, т. к. на отечественном рынке главным критерием была низкая цена, по этому на экспорт модель шла в более богатой окраске, с большим количеством хрома, дисковыми тормозами, карбюраторами и иной передней вилкой. Модель производилась исключительно с 650-кубовыми двигателями и была выведена из ассортимента предприятия в связи с переходом всего ассортимента фирмы Урал на двигатели объемом 750 см³, в 2003ем году. Модель с 750-кубовым двигателем получила наименование «Урал Тройка», которая имела еще и более богатую версию «Урал Тройка Люкс».
Покупка ИМЗ 8.103.10
Всем привет, особенно хочу отдельно поздороваться со всеми любителями советской оппозитной техники. Когда то давно, а точнее с 9ти лет я впервые сел на мотоцикл (тогда это был старенький отцовский ИЖ Юпитер 4) и понял что мотоцикл это классно. Шло время, покатался я много на чём, но ближе к своему совершеннолетию был куплен мой первый УРАЛ который нравился мне всем, но пока я служил в вооружённых силах мотоцикл был продан. После того как отслужил тогда ещё два года я вернулся домой, обзавёлся семьёй, но тяга к мотоциклам у меня не угасала. Работаю я на дальнобое, время подумать в пути осенними вечерами предостаточно — вот и надумал….а надумал вот что. А почему бы и не приобрести какой нибудь полуживой УРАЛ главное с переоформляемыми документами. Начал просматривать объявления в разных областях через которые проходил мой путь и нашел интересный по моему вариант. За 10 000 рублей продавался мотоцикл не на ходу, без коляски, с некоторыми недочётами, самодельной приваренной боковой подножкой, НО со сплошным сиденьем, на колёсах с литой ступицей (Туристическими) и конечно самое главное С ДОКУМЕНТАМИ!!. На фотографиях сделанных три года назад выглядел мотоцикл довольно таки не плохо, но продавец предупредил что это старые фото, хотя в принципе внешнее состояние было не так уж и важно для меня:
Позвонил, пообщались с продавцом и встретились. Особо долго не рассматривал мотоцикл, только глянул чтобы он был не кривой, не косой, снял бак посмотрел чтобы рама не была горбом (встречал один раз такой при осмотре мотоцикла другу) и конечно же проверил документы. Грузим мотоцикл, привязываем и в путь. Вот собственно и покупка
Привязал достаточно крепко так как ехать до дома было ровно 1000км. Так же продавец презентовал мне две коробки передач от Днепра, разобранные правда, но я люблю железки и отказываться не стал.
Пробег на момент покупки был 22512км, мой любимый пробег, ведь как показывает практика очень часто мотоциклы с маленьким пробегом на самом деле проблемные, поэтому они и стояли всё то время когда остальные трудились. Мотоциклы с большим пробегом ( от 30 000км и больше) как правило уставшие и трудились в деревнях, да бывало не редко и с прицепами что тоже не так хорошо для мотора, а пробеги от 15000 до 30 000км пробега самое то. Не замученные жизнью и в тоже время видно что они работали в том диапазоне времени когда это было актуально ( с момента покупки и приблизительно до 1998 — 2000года)
Последние три года как сказал владелец мотоцикл стоял на улице и в жару и в стужу даже ничем не укрытый, поэтому все резинки и пластмасски потрескались и пришли в негодность, а металл включая даже хромированные детали покрылись ржавчиной
Колёса как я писал выше стояли с литой ступицей ( всё как я люблю) это более свежая версия колёс которые получили прозвище «Турист» так как устанавливались на мотоциклы УРАЛ ТУРИСТ 8.103.40 и не страдали парой болячек которыми страдали «Ромашки» получившие такое название от соответствующей формы ступиц. Ступица ободов турист алюминиевая, поэтому при торможении теплоотдача конечно же лучше и если всё таки тормоз перегреется то со ступицы не обгорит краска так как это часто бывает на ромашках и также на ромашках часто рвёт короткие спицы при нагрузках (особенно у любителей ездить с задранной коляской или покрутить пятаки).
Правда не обошлось без кастомайзинга предыдущего владельца а именно придания более классного вида еще даже не такого уж и ржавого глушителя (ему еще жить да жить,но…)
Мотоцикл 1993года а значит на нём есть задний ход. Безусловно это огромный плюс, но то что он не работает это конечно же минус, но то что продавец не обманул это снова плюс, итак имеем два плюса против одного минуса и это очень даже не плохо))
Так потихонечку помаленечку добрался я до дома, выгрузили с другом моё приобретение
На следующий день решил ополоснуть коня чтобы увидеть как говорится весь масштаб бедствия, подножка жесть конечно…
Спидометр даже от стыда запотел
Вот как то так. Покупкой я конечно же остался более чем доволен, буду приводить его в порядок. В планах покупка коляски, полный перекрас, доведения двигателя до отличного состояния и возможно даже какое нибудь путешествие.