Как настроить механизм барабанного тормоза на скутере

После некоторого пробега мотороллера, оперативность работы барабанного тормоза начинает уменьшаться, вследствии чего увеличивается тормозной путь произвести настройку барабанных тормозов. Особенно это касается китайских скутеров.

Это случается из-за вытяжки троса привода тормозной системы, а также потому что тормозные колодки со временем изнашиваются, а это приводит к увеличению свободного хода рычага тормоза.

Когда нужно регулировать барабанный тормоз

Производить регулировку и обслуживание барабанного тормоза скутера необходимо в следующих случаях:

  • Эффективность торможения ниже, чем обычно
  • Колесо беспрерывно подтормаживает независимо без нажатия на ручной рычаг тормоза
  • Нужно прилагать большое усилие на ручку тормоза, но ручка не продавливается и скутер тормозит плохо
  • Рукоятка тормоза полностью или частично не возвращается самостоятельно в начальное состояние, из-за чегоколесо подтормаживает после того, как ручку отпустили
  • Слышно скрип в барабанном тормозе скутера

Регулировка барабанных тормозов

Регулировка барабанного тормоза заключается в установке свободного хода рычага заднего тормоза.

Свободный ход рычага барабанного тормоза определяется расстоянием от начала движения рукоятки до схватывания. Нормальный свободный ход рычага барабанного тормоза должен быть в пределах 10 … 20 мм.

Порядок действий при регулировке барабанных тормозов на скутере:

  1. Поставте скутер на центральную опорную подножку
  2. Очистите резьбовую часть тросика от грязи
  3. Отрегулируйте свободный ход рычага барабанного тормоза вращая регулировучную гайку, которая находится на конце тросика тормоза около ступицы колеса. Для уменьшения свободного хода нужно вращать регулировучную гайку по часовой стрелке, а для увеличения свободного хода — против часовой стрелки. Возможно тросик необходимо будет удержывать для предупреждения его проворачивания вместе с гайкой регулировки
  4. После настройки необходимо убедится в том, что колесо вращается свободно и без заеданий
  5. Проверте исправность привода тормоза (троса) и рычага барабанного тормоза

Если резьбовой части не хватает для регулировки свободного хода рычага управления, то отрегулировать тормоз можно переставив на 1-2 шлица тормозной рычаг.

Если после подтяжки барабанных тормозов их продуктивность не увеличилась — проконтролируйте состояние тормозных колодок и в случае потребности смените их.

Мир скутеров. Модели, выбор, тюнинг, ремонт и вождение. >> Тормозная система. Ходовая часть.
Оглавление :: Следующая >>

Тормозная система

Тормозная система служит для замедления движения скутера или его остановки. Требования к эффективности и работоспособности этой системы очевидны. Принцип действия тормозных механизмов (а проще — тормозов) основывается на силах трения, возникающих при прижатии колодок с накладками из фрикционных материалов к вращающимся вместе с колесами тормозным барабанам или дискам. При этом механическая энергия движущегося скутера преобразуется в тепловую энергию и рассеивается в воздухе. У подавляющего большинства скутеров тормоза переднего и заднего колес приводятся в действие независимо друг от друга. Передний тормоз приводится рычагом на правой рукоятке руля, задний — на левой (редко — педалью под правой ногой). Лишь с недавних пор, и то на скутерах с большим рабочим объемом двигателя, стали устанавливать так называемый комбинированный привод тормозов. У «Хонды» Silver Wing правый рычаг на руле управляет двумя тормозными цилиндрами переднего колеса (15). Левый рычаг на руле управляет двумя другими тормозными цилиндрами переднего суппорта и задним тормозным механизмом. Передний тормоз должен обладать повышенной эффективностью, поскольку при торможении на него приходится большая часть нагрузки. Помимо рабочих тормозов, используемых водителем для снижения скорости, некоторые скутеры имеют стояночный тормоз, используемый для удержания машины на уклоне.

Схема комбинированной тормозной системы («Хонда» Silver Wing): 1 — рычаг, приводящий тормозные механизмы переднего и заднего колес; 2 — рычаг, приводящий тормозной механизм только переднего колеса; 3 — рычаг стояночного тормоза.

Сегодня на скутерах используются дисковые и барабанные тормозные механизмы. Дисковые тормоза имеют более высокую эффективность и быстроту срабатывания, они чаше ставятся на передние колеса. Барабанные тормоза склонны к перегреву при интенсивном торможении с высокой скорости. У 50-кубовых скутеров с небольшой массой и относительно низкими скоростями подобных проблем не возникает, и барабанных тормозов для них достаточно (по крайней мере, для задних колес). Переход на дисковые тормоза можно было бы считать данью моде, однако у них есть еще одно неоспоримое достоинство — самоподвод колодок при износе (подробнее об этом будет сказано чуть позже). Барабанные тормоза скутеров таким свойством не обладают.

Барабанный тормоз

Тормозной барабан выполнен заодно со ступицей колеса. Внутри него расположен опорный диск, на котором смонтированы две полукруглые колодки (16). Их наружная поверхность с накладками из фрикционного материала соответствует по форме внутренней рабочей поверхности барабана.

Барабанный тормоз: 1 — тормозной барабан; 2 — поворотный кулачок; 3 — пружина; 4 — колодка; 5 — опора колодки; 6 — стрелка индикатора износа; 7 — рычаг; 8 — опорный диск.

Одной стороной каждая колодка опирается на упор, а другой — на разжимной кулачок, при этом колодки стянуты одной или двумя пружинами. Кулачок посредством оси, рычага и троса связан с тормозными рычагами на руле. При езде без торможения колодки сведены и не касаются внутренней поверхности вращающегося тормозного барабана. При нажатии на рычаг тормоза разжимной кулачок поворачивается, колодки расходятся и прижимаются к барабану. Возникающие силы трения тормозят колесо. При снятии усилия колодки возвращаются в исходное положение благодаря стяжным пружинам. Нередко на ось тормозного кулачка устанавливают снаружи опорного диска дополнительную возвратную витую пружину.

Барабанный тормоз: 1 — тормозной барабан; 2 — поворотный кулачок; 3 — пружина; 4 — колодка; 5 — опора колодки; 6 — стрелка индикатора износа; 7 — рычаг; 8 — опорный диск.

СТОЯНОЧНЫЙ ТОРМОЗ

. Его назначение — обеспечить неподвижность скутера на уклоне и при остановке, если водитель захочет освободить обе руки. Наличие стояночного тормоза на скутерах — необязательно, и большинство скутеров его не имеют.

Существует по крайней мере две конструкции такого тормоза. Первая, широко распространенная в прошлом на скутерах для японского внутреннего рынка с барабанными тормозами, представляет собой фиксатор рычага тормоза. После нажатия рычага водитель пальцами левой руки опускает фиксатор в образовавшийся зазор между рычагом и кронштейном рычага тормоза, а затем отпускает рычаг тормоза. Фиксатор при этом зажимается рычагом (вследствие действия пружин в приводе) и скутер оказывается заторможенным. Чтобы прекратить действие стояночного тормоза, достаточно повторно нажать рычаг. При этом фиксатор, благодаря дополнительной пружине, выйдет из зазора между рычагом и кронштейном. Современные «тяжелые» скутеры с дисковыми тормозами имеют конструкцию, где внутрь ступицы с закрепленным на ней диском рабочего тормоза встроен барабанный тормоз. Приводится он тросом, а рычаг привода стояночного тормоза размещен на переднем щите скутера.

Стандартная колодка дискового тормоза

НЕИСПРАВНОСТИ ТОРМОЗОВ

. При регулярном попадании воды и грязи на поверхность рабочего цилиндра его поршень может потерять подвижность («закиснуть») и тормоз перестанет растормаживаться. Кроме того, ухудшение работы тормозов связано с замасливанием колодок или их износом. Возможны также неисправности привода — повышенное сопротивление перемещению троса или повороту кулачка.

Самым простым и распространенным видом барабанных тормозов является однокулачковый тормоз, где единственный кулачок разводит в стороны обе колодки. Поскольку кулачок упирается в верхние части колодок, а нижние части просто поворачиваются вокруг неподвижной опоры, колодки прилегают к барабану не полностью, что снижает эффективность торможения. Этого недостатка лишены двухкулачковые тормоза, где каждая колодка приводится в действие своим кулачком, причем кулачки расположены с разных сторон колодок. За счет этого обе колодки являются «активными» — направление силы, прижимающей колодку, и направление вращения барабана совпадают. В результате барабан как бы заклинивает сам себя, увеличивая тормозное усилие. Привод барабанного тормоза у всех скутеров осуществляется тросом. О степени износа колодок можно судить по положению стрелки индикатора износа. Шкала индикатора нанесена на опорный диск тормоза, а стрелка закреплена на кулачке.

Двухпоршневой рабочий цилиндр гидравлического тормоза с фиксированной скобой: 1 — поршни; 2 — тормозная скоба; 3 — «плавающий» диск; 4 — ступица колеса со шлицами; 5 — прокачной штуцер.

Дисковый тормоз

К ступице колеса жестко крепится стальной диск, который в момент торможения зажимается с обеих сторон плоскими тормозными колодками (23). Они расположены внутри тормозной скобы и имеют возможность перемещаться в направлении, перпендикулярном плоскости диска. Рабочую поверхность тормозных колодок образуют фрикционные накладки, которые приформованы к стальному основанию колодок. Тормозной диск имеет отверстия разной формы, которые улучшают охлаждение диска, способствуют отводу воды и грязи, уменьшают вес диска. Тормозная скоба крепится к вилке переднего колеса или маятнику заднего колеса. По способу закрепления различают конструкции с фиксированной (18) или с «плавающей» (20) скобой. В первом случае на каждую тормозную колодку действует свой поршень. Во втором случае единственный поршень действует на одну колодку, а тормозная скоба, имея возможность перемешаться («плавать») по направляющим пальцам, прижимает к диску вторую колодку. При снятии давления скоба занимает нейтральное положение, обеспечивая равномерные зазоры между обеими колодками и диском.

Рабочий тормозной цилиндр с самоподводом колодок: а — при нажатии на рычаг тормоза; б — при отпускании рычага тормоза; 1 — рабочий цилиндр; 2 — уплотнение; 3 — поршень; 4 — тормозная колодка.

Гидравлический привод дискового тормоза

Он состоит из главного и рабочего тормозных цилиндров, а также соединяющего их шланга. Главный тормозной цилиндр расположен на руле возле рычага тормоза. Если привод обоих тормозов гидравлический, то главных тормозных цилиндров два (оба — на руле), их гидросистемы (контуры) в большинстве случаев не связаны между собой кроме случаев комбинированной тормозной системы.

Рабочий тормозной цилиндр с самоподводом колодок: а — при нажатии на рычаг тормоза; б — при отпускании рычага тормоза; 1 — рабочий цилиндр; 2 — уплотнение; 3 — поршень; 4 — тормозная колодка.

Внутри главного тормозного цилиндра находится поршневой узел с манжетами, а над цилиндром размещен герметично закрытый бачок с тормозной жидкостью (21). Корпус и крышку бачка уплотняет диафрагма, она же компенсирует изменение уровня жидкости при перемещении поршня. В корпусе главного тормозного цилиндра установлен электрический выключатель сигнала торможения, включающий при торможении стоп-сигнал в заднем фонаре.

Главный тормозной цилиндр гидравлического дискового тормоза: 1 — глазок указателя уровня тормозной жидкости; 2 — крышка; 3 — диафрагма; 4 — рычаг тормоза; 5 — защитный чехол; 6 — поршень; 7 — главная манжета; 8 — возвратная пружина; 9 — кронштейн крепления к рулю; 10 — корпус цилиндра; 11 — штуцер тормозного шланга.

При срабатывании тормоза поршень в главном тормозном цилиндре смещается, перекрывает отверстие, связывающее цилиндр с бачком, и начинает сжимать тормозную жидкость. Поскольку жидкость очень плотная, давление в системе мгновенно передается по тормозному шлангу к рабочему тормозному цилиндру, поршень (или поршни) которого прижимает колодку (или колодки) к диску. Поршень в рабочем цилиндре уплотняется резиновым кольцом прямоугольного сечения (19). При перемещении поршня кольцо деформируется и после снятия усилия возвращает поршень в исходное положение. По мере износа накладок тормозных колодок поршень, чтобы иметь возможность прижаться к тормозному диску, все больше и больше деформирует кольцо. В какой-то момент дальнейшая деформация становится невозможной, и поршень смещается относительно кольца, выбирая зазор между колодкой и диском. Таким образом, обеспечивается самоподвод колодок при их износе. Поскольку в дисковом тормозе нет возвратных пружин, тормозные колодки после торможения расходятся за счет упругости резинового кольца рабочего цилиндра, и отчасти за счет незначительного биения тормозного диска (22). Установка двух дисков на переднем колесе исключает возникновение скручивающего момента вилки, появляющегося при использовании одного диска. Двухдисковая конструкция больше распространена на мотоциклах, однако на крейсерских скутерах тоже начали появляться два тормозных диска на переднем колесе. Примером может служить итальянский скутер «Джилера» Nexus 500, хотя на самом деле, практически все 500-кубовые скутеры итальянского и японского производства оснащаются двухдисковым тормозом переднего колеса. Как ни странно, исключением остается крейсерский скутер «Хонда» Silver Wing 600, у которого на переднем колесе лишь один тормозной диск. Правда, в систему тормозов по заказу можно установить АБС.

Гидравлический тормоз с «плавающей» скобой: 1 — скоба; 2 — палец; 3 — уплотнение; 4 — прокачной штуцер; 5 — поршень; 6 — пыльник; 7 — тормозная колодка; 8 — тормозной диск.

Антиблокировочные системы (АБС)

Эти системы позволяют избежать остановки (блокировки) колес при резком торможении, а значит, сохранять траекторию движения во время торможения, что значительно повышает активную безопасность скутера. Их все чаще устанавливают на скутеры с двигателями большого рабочего объема, способные двигаться с высокой скоростью. Существует несколько разновидностей АБС, общим для всех систем является конечный результат — кратковременное растормаживание колеса при появлении признаков его блокировки. Обычно АБС устанавливается на скутеры с дисковыми тормозами, исключение составляет скутер «Хонда» Dio ST с барабанными тормозами и тросовым приводом. В АБС с гидроприводом входят:

1. индуктивные датчики частоты вращения колес, установленные возле тормозных дисков (24);

2. система гидравлических клапанов, встроенных в тормозные магистрали и растормаживающих колеса при появлении признаков блокировки;

3. электронный блок управления.

Двухдисковый передний тормоз скутера «Джилера» Nexus 500

К недостаткам АБС относится сложность, повышающая стоимость скутера. В то же время ситуации, когда АБС приносят реальную пользу, встречаются редко, и неопытный водитель об этом может просто не узнать. К тому же скутер, даже оснащенный АБС, не застрахован от падения.

Однодисковый передний тормоз

ТОРМОЗНАЯ ЖИДКОСТЬ

. При торможении выделяется значительное количество теплоты, которое способно повысить температуру тормозной жидкости, где в результате образуются пузырьки газа. Кроме того, тормозная жидкость гигроскопична, т. е. способна впитывать влагу из воздуха. То и другое значительно снижает ее свойства. Учитывая это, тормозная жидкость имеет ограниченный срок службы и подлежит регулярной замене.

Датчик антиблокировочной системы: 1 — диск с прорезями, закрепленный на ступице колеса; 2 — индуктивный датчик вращения колеса.

В приводе дисковых гидравлических тормозов основная неисправность — попадание воздуха в тормозную магистраль. Для устранения этого требуется прокачать тормозной привод.

Оглавление :: Следующая >>

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]