Казалось бы, хочешь сделать сравнение двухтактных 125-к, так бери и делай.
Берём итальянский мотоцикл, австрийский мотоцикл, шведский (но сделанный в Австрии) и испанский (и тоже сделанный в Австрии) мотоцикл. Звучит смешно, но зато по-честному проверим, есть ли между тремя австрийцами разница, или всё это перелицовка одной и той же модели.
GasGas TM Yamaha KTM Husqvarna
Кроссовые 125-ки
Был момент, когда двухтактные 125-ки оказались на грани вымирания. Их заменили четырёхтактные 250-ки, в частности из-за новых правил AMA, по которым их попросту приравняли — двухтактные 125-ки выступали с четырёхтактыми 250-ками. Масла в огонь (простите за каламбур) добавил запрет на этилированный бензин, на котором ездили двухтактники с высокой степенью сжатия. Но к счастью, эта техника настолько харизматична, что даже в эпоху жёстких экологических требований находятся энтузиасты, которые на ней ездят — и энтузиасты, которые её производят. Сейчас рынок современных, мощных, управляемых и относительно экологичных двухтактников переживает уже которое по счёту перерождение, и пора выяснить, кто чего стоит из нынешних моделей.
Отдельный респект Yamaha за то, что не оставила этот рынок, когда с него ушли три другие представителя японской четвёрки. Ещё больший респект — Штефану Пире, главе KTM, за то, что не только продолжает делать двухтактники, но и всерьёз развивает их, внедряя новые технологии и оставляя задел на будущее (которое, по мнению KTM, у двухтактных мотоциклов явно есть). Любой будет делать и продавать мотоциклы, когда их разбирают как горячие пирожки, а вот в период упадка сохранить двухтактную линейку дорогого стоит.
Нынешний расцвет двухтактной техники — это не столько рыночный курьёз, сколько вполне логичный процесс. Дело в том, что эти моторы обладают совершенно особенным, заводным характером, о чём почти позабыли, когда стали появляться большие и суровые четырёхтактные модели с инжекторной системой питания. Да, инжектор — отличный повод отказаться от карбовой техники раз и навсегда, а необходимость добавлять масло в бензин вроде бы очевидным образом ставила крест на форсунках для 2Т. Но это, конечно, оказалось не так.
Сейчас на них снова гоняются, как начинающие и энтузиасты, так и профессиональные райдеры. Гоняются потому, что победители соревнований получают денежные призы. Гоняются потому, что профессионал не должен застаиваться в одной теме, а настоящий энтузиаст — это по складу характера почти профессионал. Гоняются потому, что новичкам на 125-ках легко (порой обманчиво легко).
Американские гонки типа Wiseco World Two-Stroke Championship, 125 All-Star, двухтактные Red Bull Straight Rhythm, Washougal 125 Dream Race и SoCal’s Pasha 125 Open подстёгивают интерес к этому делу — это зрелищно и весело. А в Европе гоночная серия EMX125 успешно предваряет Чемпионат мира по MXGP 250.