Каков порядок работы цилиндров в двигателе ВАЗ 2109?

02.11.2021 13 442 ВАЗ 2109

Автор:Иван Баранов

На современных автомобилях в основном установлен ДВС. Для того чтобы в пути справиться с различными непредвиденными ситуациями, нужно знать устройство машины. В статье описан порядок работы цилиндров ВАЗ 2109, а также возможные неисправности в работе силового агрегата.

[ Скрыть]

Порядок работы цилиндров ВАЗ 2109

Довольно часто, владельцы авто задают вопрос, зачем знать порядок работы цилиндров ВАЗ 2109, если автомобиль работает нормально. Дело в том, что знание принципа работы ДВС (двигатель внутреннего сгорания) необходимо для того, чтобы вовремя обнаружить проблему и предпринять меры, по устранению неисправности. Своевременно принятые меры позволят уберечь двигатель от серьёзных поломок.
На ВАЗ 2109 используется 4-хцилиндровый двигатель. В работе двигателя выделяют четыре такта:

1. «Впуск», в данном такте, в систему подаётся горючее, которое смешивается с воздухом. На данном этапе цилиндр заполняется рабочей смесью. 2. «Сжатие». На данном этапе, происходит сжатие рабочей смеси, за счёт движения поршня в цилиндре. 3. «Расширение». Сжатая топливовоздушная смесь воспламеняется от искры, образованной свечой зажигания. В результате горения смеси, образованные газы расширяются и под высоким давлением отталкивают поршень вниз, данное движение передаётся коленчатому валу. 4. «Выпуск». На данном этапе, через открытые выпускные клапаны, отработанные газы поступают в выхлопную систему авто.

Для плавной работы двигателя используются различные схемы работы, определяющие последовательность функционирования цилиндров. Наиболее частой схемой является 1-3-4-2, именно подобная комбинация используется в авто ВАЗ 2109. Номера соответствуют принятой нумерации цилиндров, в которой за точку отсчёта принято использовать переднюю часть мотора.

Таким образом, рабочий цикл ДВС ВАЗ 2109 представлен следующими последовательными действиями:

1. В 1-ом цилиндре происходит движение вниз, рабочий ход, то есть сгорание рабочей смеси и расширение газов. 2. В 3-ем цилиндре происходит «сжатие», поршень движется вверх. 3. В 4-ом цилиндре осуществляется «впуск», поршень движется вниз, в полость нагнетается рабочая смесь. 4. Во 2-ом цилиндре осуществляется «выпуск», отработанные газы покидают полость, через выпускные клапаны.

Теперь рассмотрим несколько случаев неисправностей в работе двигателя ВАЗ 2109. Для того, чтобы выяснить причину поломки следует воспользоваться следующим алгоритмом действий:

• Запустить мотор и перейти на холостой ход. Прислушаться к звукам выхлопов. Если наблюдаются равномерные, периодические хлопки, то, скорее всего, цилиндр не работает по причине наличия подсоса, неисправности свечи, сниженной компрессии или отсутствия искры. • Осмотреть свечи, не должно быть следов нагара, окисления или влаги. Зазор между электродами должен в среднем составлять 0,8-0,9 мм. • Произвести замену комплекта свечей. • Проверить состояние высоковольтных проводов системы зажигания. Изоляция должна быть целой, а контакты не должны быть окисленными или обгоревшими. В случае повреждения проводов, нужно произвести замену. • Осмотреть ротор и крышку распределителя. Крышка должна быть целой, без трещин и чистой, без следов нагара. Угольный контакт не должен быть изношен или повреждён. Ротор также должен быть целым и не иметь следов прогара. Все неисправные элементы подлежат обязательной замене. • Если после предпринятых действий, перебои в работе цилиндров продолжаются, то следует обратиться в СТО для проведения полноценной диагностики и регулировки работы системы зажигания, которая должна проводиться на стенде. • Нужно заметить, что в норме компрессия должна быть выше 1,1 МПа. Если в одном из цилиндров наблюдается колебания в пределах 0,1 МПа, то необходимо в срочном порядке произвести ремонт самого двигателя.

Таким образом, вполне очевидно, что знание работы двигателя позволят своевременно произвести ремонтные работы и избежать серьёзных поломок.

Устройство БТСЗ

Система зажигания ВАЗ 2109 состоит:

  1. Коммутатор 3620.3734;
  2. Свечи зажигания А17ДВР;
  3. Датчик распределителя 40.3706;
  4. Катушки зажигания 27.3705;
  5. Выключатель зажигания;
  • — Блокировочное устройство, которое не допускает следующее включение стартера пока не будет полностью выключено зажигание;
  • — Запорное-противоугонное устройство.

Особенности конструкции и принцип работы:

  1. Принцип работы системы зажигания ВАЗ 2109 основан на эффекте Холла.
  2. Валик датчика – распределителя получает вращательный момент от распредвала двигателя и расположен горизонтально.
  3. Самопроизвольное выключение системы зажигания происходит через 2 -8 секунд после поворота ключа зажигания в крайнее левое положение и заглушенном моторе.
  4. В ходе работы СЗ происходит выравнивание коммутируемого тока в случае, когда напряжение в сети изменяется в пределах от 6 до 18 В.
  5. При не большой частоте работы двигателя, благодаря специальной системе, встроенной в коммутатор, регулируется время накопления электроэнергии в катушке зажигания, а также происходит ограничение силы тока.

Система зажигания ВАЗ 2109 работает на напряжении до 26 кило вольт, длительность искрового разряда варьирует в приделах 1,6-2,0 мс и за это время выделяется энергии в 35 – 50 МДж.

Распределитель зажигания.

Датчик-распределитель.

Состоит из:

  1. Регуляторов опережения зажигания двух типов — вакуумного и центробежного;
  2. Датчика импульсов напряжения, который регулирует работу коммутатора.

перебои в работе двигателя автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

При перебоях двигатель на автомобиле неровно работает на холостом ходу, двигатель не развивает достаточную мощность, повышенно расходует бензин. Перебои двигателя на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099, как правило, объясняются неправильной регулировкой карбюратора, неисправностью свечи зажигания или одного из цилиндров, подсосом воздуха в один из цилиндров. Нужно найти неисправность и по возможности ее устранить.

1. Пустите на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 двигатель и оставьте двигатель работать на холостом ходу. Подойдите к выхлопной трубе и прислушайтесь к звуку выхлопа. Звук должен быть ровный, «мягкий», одного тона. Хлопки из выхлопной трубы через регулярные промежутки времени свидетельствуют о том, что один цилиндр не работает из-за выхода из строя свечи, отсутствия искры на свече, о сильном подсосе воздуха в один цилиндр или значительном снижении компрессии в цилиндре. Хлопки через нерегулярные промежутки времени возникают по причине неправильной регулировки карбюратора, зажигания, сильного износа или загрязнения свечей зажигания. Если хлопки происходят через равные промежутки времени, можно попробовать самостоятельно заменить весь комплект свечей независимо от пробега и внешнего вида свечей зажигания, однако лучше это делать после обращения на автосервис для диагностики и регулировки карбюратора и системы зажигания.

2. Если хлопки нерегулярны, остановите двигатель и откройте капот. Проверьте состояние проводов системы зажигания. Высоковольтные провода не должны иметь повреждений изоляции, а их наконечники не должны быть окислены. Если есть повреждения высоковольтных проводов, замените неисправный провод.

Регламент техобслуживания

Чтобы не пришлось производить дорогостоящий капремонт Lada Samara 2114 своими руками, следует придерживаться рекомендаций производителя по обслуживанию ДВС:

Объект техобслуживанияВремя или пробег (что наступает раньше)
Ремень ГРМзамена через 100000 км
Батарея АКБ1 год/20000
Зазор в клапане2 года/20000
Вентиляция картера2 года/20000
Ремни, приводящие в действие навесное оборудование2 года/20000
Топливопровод и крышка бака2 года/40000
Масло моторное1 год/10000
Фильтр масляный1год/10000
Фильтр воздушный1 – 2 года/40000
Фильтр топливный4 года/40000
Фитинги и шланги обогрева/охлаждения2 года/40000
Жидкость охлаждающая2 года/40000
Датчик кислородный100000
Свеча зажигания1 – 2 года/20000
Коллектор выпускной1 год

Принцип работы четырехтактной силовой установки

Понять, почему важно правильно подключать высоковольтные провода можно, если вы изучите принцип работы силовой установки. Карбюратор или инжектор ВАЗ-2109 работают примерно по одному принципу, так как обе силовые установки являются четырехтактными.

  1. Сначала объем цилиндра наполняется топливной смесью и отработанными газами. Этот процесс называется «впуск».
  2. Затем двигатель переходит к сжатию. При нем клапана закрыты, а коленвал и шатун двигают поршень вверх. Смесь из топлива и воздуха переносится в камеру сгорания.
  3. На этапе расширения включается в работу зажигание, появляется искра. Она воспламеняет топливную смесь, благодаря чему образуются газы. Они давят на поршень, из-за чего он двигается вниз. Через шатун это усилие передается на коленчатый вал.
  4. Завершает процесс «выпуск» отработанных газов через выхлопную систему.

Чтобы работал двигатель плавно и без рывков, процессы должны проходить в определенном порядке. Это, в первую очередь, касается порядка включения в работу цилиндров.

Находим поджигающий момент в зажигании

На двигателе 402 регулировка зажигания происходит по следующему алгоритму и порядке:

  • Коленвал занимает пространственное положение, отвечающее 5 градусам опережения поджигания топливной смеси;
  • Добиться такого положения легко, совместив отметину на шкиве с углублением на моторном блоке;
  • Совпадение означает, что силовая установка обозначила окончание полного поршневого такта.

При снятом датчике-распределителе производится настройка следующим образом:

  • Удаляю свечу с головки камеры сгорания цилиндра, в очередности поджигания топлива значащегося под №1;
  • Накрываю листом бумаги, проворачиваю коленчатый вал мотора;
  • Выталкиваемый поршнем воздух сдувает лист, что свидетельствует о достижении им вертикального максимума, с которого начинается такт;
  • Потом с помощью ключей выставляю шкалу октанового корректора на 0.

Рабочий процесс двигателя через цилиндры

Включение в работу цилиндров происходит следующим образом:

  1. В первом происходит движение вверх. Газы расширяются, а смесь из воздуха и топлива сгорает.
  2. В третьем, для осуществления процедуры сжатия, поршень поднимается.
  3. В четвертом происходит «впрыск» – поршень движется вниз и одновременно с этим происходит поступление в цилиндр смеси из воздуха и бензина.
  4. Во втором цилиндре поршень поднимается и занимает верхнее положение, чтобы через клапанную систему вышли газы. После чего отработанные газы выводятся из силового агрегата.

Исходя из принципа работы цилиндров, схема включения их выглядит следующим образом: 1-3-4-2. Важно подключить их правильно, чтобы цилиндры работали именно в таком порядке.

Как правильно подсоединить провода

При замене высоковольтных проводников сначала их подключают к распределителю зажигания. Крышка трамблера удобна тем, что устанавливается всегда в одном положении. На ней стоит специальная метка, благодаря которой разместит деталь на месте не составит труда. Прежде чем подключить провода, осмотрите крышку. Она должна быть целой, так как при появлении трещин работоспособность этого узла не гарантирована.

Метка на крышке трамблера располагается рядом с гнездом провода первого цилиндра. Порядок работы цилиндров слегка нарушен (1-3-4-2) из-за бегунка зажигания. Он движется по кругу (распределителю) против часовой стрелки. Именно по этому принципу движения бегунка, легко запомнить порядок расположения проводов. Подключать на карбюраторных и инжекторных ВАЗ-2109 их нужно по одному принципу. На крышке трамблера подключайте провода по принципу движения бегунка, только так вы сможете выставить зажигание правильно:

  • у метки расположено гнездо первого цилиндра;
  • в самом низу подключается третий;
  • на одной линии с гнездом первого, располагается место для провода к 4-му цилиндру;
  • в верхней точке подключается второй цилиндр.

Расположение клапанов

В модели ВАЗ-2109 конструкторы изменили привычную до этого систему с цепным приводом распредвала.

Несмотря на простоту старой конструкции, она имела высокую шумность и требовала дополнительной настройки через короткий промежуток времени. В девятках изменили форму верхней части поршня, добавили специальные углубления под клапаны.

Важной задачей при регулировке также является выставление на одну ось распределительного и коленчатого вала, чтобы они проворачивались вместе.

Впускные и выпускные клапаны расположены в определенном порядке, это стоит учитывать при регулировке

Когда необходима регулировка

Регулировка клапанов требуется при возникновении неполадок в работе двигателя или после прохождения технического осмотра. Опытные автовладельцы могут довольно точно определить причину неисправности силового агрегата, основными признаками считаются следующие:

Проводить регулировку клапанов также требуется после каждых 25-30 тысяч километров пробега. За это время некоторые детали изнашиваются и конструктивные зазоры увеличиваются. Диагностику можно сделать в сервисном центре, эта услуга стоит недорого.

Подготовительные работы

Из инструмента для регулировки потребуется:

  • набор гаечных ключей;
  • специальное приспособление для регулировки;
  • измерительный щуп;
  • несколько регулировочных шайб;
  • отвёртка;
  • пинцет;
  • прокладки на крышки клапанов.

Перед началом ремонта устанавливаем машину на ручной тормоз и включаем любую передачу. Одно из передних колёс должно быть на весу, чтобы коленвал мог легко проворачиваться.

Порядок действий следующий:

  1. Поднимаем капот.
  2. Отсоединяем все патрубки от крышки.
  3. Снимаем корпус стеклоочистителя.
  4. Выкручиваем свечи зажигания.
  5. Снимаем переднюю крышку ремня ГРМ.

Совет: Для наблюдения за текущим положением поршня нужно воспользоваться смотровым окошком.

У многих моделей ВАЗ технология регулировки мало чем отличается. Тем, кто уже имел опыт такой работы с предыдущими версиями, будет легко разобраться. Зазоры выставляются по порядку работы цилиндров. Выпускные клапаны — это 1, 4, 5 и 8, если считать от ремня привода распределительного вала. Используем в работе следующую таблицу:

Используем таблицу, чтобы правильно определить номер цилиндра по положению коленвала

Совет: Перед началом регулировки стоит нанести дополнительные метки на шкив каждые 90 градусов.

  1. Перед регулировкой необходимо выставить поршень первого цилиндра. Для этого поворачиваем коленвал так, чтобы метки на шкиве и задней крышке ремня совпали.


    Риски на шкиве и задней крышке ремня ГРМ должны быть на одном уровне

  2. Используя ключ на 17, поворачиваем распредвал на 3 зубца по часовой стрелке. Это нужно, чтобы кулаки распределительного вала отошли от толкателей.


    Устанавливаем распредвал таким образом, чтобы кулаки отошли от толкателей

  3. Щупом для регулировки пробуем зазоры, инструмент должен передвигаться под действием небольших усилий.


    С помощью щупа определяем величину за зазора на первом цилиндре

При увеличенных или уменьшенных зазорах необходимо выполнить следующие действия:

  1. Устанавливаем устройство для регулировки на корпус подшипников.


    Устанавливаем приспособление для регулировки

  2. Поворачиваем толкатель к себе.
  3. Используя рычаг, фиксируем толкатель в нужном положении.


    Прижимаем толкатель с помощью рычага и фиксируем его в этом положении

  4. Извлекаем длинным пинцетом старую шайбу.


    С помощью пинцета достаем старую регулировочную шайбу

Следующей задачей является подбор новой шайбы оптимальной толщины. Расчёт этого параметра несложный, используем нижеприведенную формулу:

  • Н = А + (В – С), где
  • Н – толщина новой шайбы,
  • А – толщина снятой шайбы,
  • В – величина зазора,
  • С – необходимый зазор.

Устанавливаем новую шайбу и извлекаем фиксатор. Проверяем зазор щупом и при необходимости подбираем другую шайбу нужной толщины. В готовом наборе шайб присутствуют изделия с шагом 0,05 мм. Такую процедуру проводят для каждого цилиндра двигателя.

Особенности модификаций с инжектором или карбюратором

Немалая часть владельцев модели ВАЗ-2109 имеют комплектацию с инжектором. При регулировке здесь стоит учитывать один важный факт – это тепловое расширение.

При работающем двигателе металлические детали немного увеличиваются в размерах, что приводит к уменьшению зазоров. Поэтому регулировку необходимо проводить только на холодном моторе.

Так вы сможете правильно замерить зазор и подобрать регулировочную шайбу.

Порядок подключения высоковольтных проводов ВАЗ

Для начала определимся, какой из четырех цилиндров первый?

Первый цилиндр у переднеприводных ВАЗ находится ближе к ремню ГРМ. Если смотреть на двигатель спереди — первый цилиндр самый левый). А дальше все просто — слева направо — 1, 2, 3, 4.

У заднеприводных ВАЗ Классика и Нива первый цилиндр находится ближе к переднему бамперу машины.

Общие советы при подключении высоковольтных проводов

Проверка высоковольтных проводов. Чтобы проверить провода, вам понадобится мультиметр-тестер. Проверьте сопротивление проводов — оно должно быть не более 20 КОМ ( на практике самый длинный провод 1 цилиндра имеет сопротивление до 10 КОм).

Если сопротивление провода больше 20 Ком — его необходимо заменить. Тщательно осмотрите провода на предмет перетирания о части мотора или об другие провода. В случае значительного истирания — провод заменить.

В случае незначительного истирания — возможно проложить провод так, чтобы он не терся, и зафиксировать в этом положении.

Укладка проводов. Не старайтесь подключить провода в связке. Разберите жгуты проводов, освободите провода из пластиковых держателей. Соедините высоковольтные выводы с соответсвующими свечами цилиндров.

Прокладывайте провода так, чтобы они не терлись друг о друга, части мотора, шланги. Не допускайте резких перегибов и натяжки проводов.

После подключения всех проводов зафиксируйте их в жгут специальными гребенчатыми держателями, входящими в комплект поставки.

Порядок подключения в/в проводов на ВАЗ карбюратор (2108, 2109, 21099)

  • Центральный провод с крышки трамблера всегда идет на катушку зажигания (бобину).
  • Вывод крышки трамблера, который смотрит в сторону передка машины, соединяется с первым цилиндром.
  • Вывод крышки трамблера, смотрящий вниз, соединяется с третьим цилиндром.
  • Вывод крышки трамблера, смотрящий назад, соединяется с четвертым цилиндром.
  • Вывод крышки трамблера, смотрящий вверх, соединяется со вторым цилиндром.
  • Порядок подключения высоковольтных проводов на ВАЗ Классика, Нива с карбюратором и трамблером.

Центральный провод от катушки зажигания (бобины)

1 цилиндр — над вакуумным корректором. Далее по часовой стрелке порядок 1-3-4-2.

Инжекторные ВАЗ выпуска до 2004 года с модулем зажигания старого образца (4-контактный низковольтный разъем)

Собственно, на корпусе модуля уже обозначено, какому цилиндру соответствуют выводы — но мы продублировали красным цветом на случай, если модуль совсем испачкается, а на фото вы не вдруг не разглядите.

Инжекторные ВАЗ выпуска после 2004 года с катушкой зажигания нового образца (3-контактный низковольтный разъем)

Как и на модулях зажигания старого образца, на новых катушках тоже обозначено соответсвие выводов цилиндрам. Но порядок подключения отличается от порядка на модуле зажигания старого образца. Будьте внимательны.

Нумерация цилиндров в разных типах ДВС

Что касается стандартов нумерации камер сгорания, то их нет. На то, как они пронумерованы в ДВС, влияют такие факторы:

  • Тип привода;
  • Тип ДВС, компоновка блока;
  • Поперечное либо продольное расположение агрегата под капотом;
  • Сторона вращения.

На стандартных переднеприводных авто с поперечно установленным двигателем нумерация начинается со стороны ГРМ. Так, возле ремня ГРМ находится первый цилиндр и дальше все остальные. Последний находится около КПП.

Примеры

В многоцилиндровых V-образных двигателях первый цилиндр расположен в ряду с водительской стороны.

В двигателях американского производства камеры сгорания и их нумерация может отличаться и не поддаваться логике.

Так, для рядных четверок и шестерок первым может быть цилиндр около радиатора, в то время, как на всех прочих моделях нумерация начинается в сторону салона. Если нумерация обратная, то первым считается цилиндр ближайший к салону.

Французы очень оригинальны и применяют два способа нумерации камер сгорания ДВС.

  • На рядных четверках нумерация начинается от маховика.
  • Если это V-образная шестерка, тогда ближний к радиатору ряд – это первые три цилиндра, а ряд ближе к салону – последние три.

Порядок подключения высоковольтных проводов на ВАЗ 2109 (карбюратор, инжектор)

Модуль зажигания на инжекторных ВАЗ 2109 заслужено считается одним из наиболее сложных электрических узлов. Если на инжекторах стоит именно модуль, то на карбюраторах предусмотрена самая простая катушка.

Фактическая, но невероятно важная задача модуля — это генерация тока высокого напряжения, который может достигать 30 тысяч Ватт. Ток следует по высоковольтным проводам на свечи, которые создают искру для воспламенения топливовоздушной смеси.

Классическая катушка зажигания — это один из компонентов модуля, потому система работает по куда более сложному принципу, нежели на карбюраторах.

Высоковольтные провода

Не редко основная сложность при ремонте карбюраторного ВАЗ 2109 заключается в обратном подключении высоковольтных проводов, которые ранее были отключены от крышки трамблера. Он же распределитель зажигания.

Сложность заключается в том, что порядок подключения многие забывают или попросту не знают. Но на практике вернуть высоковольтные провода намного проще, чем разобраться в модуле зажигания, применяемом на инжекторном ВАЗ 2109.

Следуя нескольким простым правилам, вы легко вернете провода на свои законные места.

  1. Крышка распределителя зажигания устанавливается на свое место, то есть на трамблер, только в единственном положении. Потому тут вы даже при желании перепутать ничего не сможете. Иначе крышка попросту не сядет.
  2. На крышке находится установочная метка, которая сигнализирует о расположении гнезда провода от первого цилиндра.
  3. Провода нужно подключать в следующей последовательности — 1, 3, 4, 2. Двигайтесь при этом против часовой стрелки, если смотрите на крышку трамблера со стороны расширительного бака.

Если на каким-то причинам на крышке трамблера карбюраторного ВАЗ 2109 установочные метки отсутствуют, просто придерживайтесь принципа подключения, указанного на изображении.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]