Российские снегоходы
Новый 2-гусеничный снегоход «Шихан», как и известный соотечественникам «Буран», ориентирован на сугубо российские особенности климата и ландшафта.
Это снежный вездеход для работы, отдыха, охоты и рыбалки в самых тяжелых природных условиях.
Его конструктивная особенность — это одна рессорная поворотная лыжа плюс две гусеницы шириной по 38 см и длиной по 287,85 и 368,65 в 1- и 2-местных моделях.
Боковые фермы у него открытые, а высокий и вместительный грузовой отсек позволяет отправляться в дальние и долгие путешествия.
Описание модельного ряда
В настоящее время модельный ряд Шиханов представлен следующими моделями:
К-1/К-1Е. 1-местный супер проходимый снегоход с улучшенной короткой рамой, снегоход быстро сам очищается и позволяет быстро осмотреть ходовую часть благодаря открытым фермам.
1 лыжа обеспечивает прекрасную маневренность среди кустов и мелких деревьев
К-2/К-2Е. Короткая улучшенная рама с широким 2-местным сиденьем, боковые фермы традиционно открыты.
Особенно нравится охотникам и рыбакам, которые любят промышлять зимой и ранней весной.
Потому что с такой рамы налипший снег и наледь удаляются быстро и легко, если нужно осмотреть ходовую часть в пути, то это больше не проблема. Во время движения происходит самоочищение рам.
Д-1/Д-1Е. Общая площадь 2 гусениц составляет 3686,5 миллиметров — это гарантия увеличенной площади опор, что снижает давление на грунт, а следовательно, увеличивает проходимость снегохода.
Он легко передвигается по свежему снегу даже с загруженными санями массой в 350 килограммов.
1 лыжа обеспечивает легкую маневренность среди любых лесных препятствий. Широкое 1-местное сиденье имеет большой багажный отсек под ним, что оценили охотники и любители зимней рыбалки.
Д-2/Д-2Е. 2-местная удлиненная рама с широким удобным сиденьем и большим багажным отсеком особо привлекательна для любителей дальних путешествий.
Открытые боковые фермы обеспечивают легкое самоочищение от налипшего снега и наледи, увеличенная гусеничная площадь обеспечивает незначительное давление на грунт, будь то рыхлый свежий снег или болотная каша.
A 1 лыжа увеличивает маневренность снегохода. Даже если к нему прицеплен груз в 350 килограммов.
Представляем вашему вниманию видео Suzuki Hayabusa опытный водитель вклинивается в плотный автомобильный ряд, в некоторых моментах даже дух захватывает.
Какие бывают водонепроницаемые видеорегистраторы для мотоциклов, читайте в нашей статье.
Отличия от обычного снегохода
Снегоход с одной лыжей различается с обычными сноубайками в:
- Трансмиссии. У этого типа байков понижающая трансмиссия, которая отвечает за тягу тяжелого груза без неравномерной нагрузки.
- Весе. Он в несколько раз превышает тяжеловесность спортивных снегоходов.
- Задней подвеске. Для легкого заднего хода у сноубайков гусеничного типа установлен надламывающийся задник.
- Передней подвеске. «Горники» являются обладателями разных видов подвесок. Либо телескопической, которая улучшает маневренность между деревьями и обладает высокой проходимостью. Либо рычажная, байки с такой подвеской имеют широкое расстояние между лыжами. Подвеска добавляет устойчивости и комфорта, так как не восприимчива к неровностям, но заметно теряет в маневренности.
- Гусеницах. У этих снегоходов длинные и с крепкими зацепами гусеницы, которые легко справляются с снегом.
- Количестве мест. Гусеничные представители всегда оснащены одним сидением и небольшим багажником.
Производитель
Снегоход Шихан выпускает «Ярославская внедорожная техника» с 2013 года. Рания эта модель называлась Ирбисом.
Вся продукция данного предприятия — это техника для промысловиков, охотников и рыболовов, которые нуждаются в надёжной современной технике по нормальным ценам.
Снегоход Шихан прекрасно показал себя и в условиях тундры, и в Сибирской тайге.
Особенность новой разработки предприятия — снегоходов Шихан, — это модерновый дизайн на основе усиленной ходовой части, широкие сидения, которые имеют спинку и 45 сантиметров в ширину, которые позволяют разместить под ними вместительные грузовые отделения.
Усиленное рулевое управление и одна лыжа способствуют непревзойденной маневренности снегоходов Шихан.
У «Ярославской внедорожной техники» развитая дилерская сеть, поэтому ее продукцию можно купить практически по всей территории России.
Размеры гусеницы
Гусеницы имеют одно из самых важных значений в общей конструкции сноубайков. Они отвечают за качество проходимости по определенным поверхностям.
Есть несколько стандартных размеров ширины у гусениц. Это 380 мм, 600 мм и 500 мм, есть и другие форматы, но под эти заточены большинство моделей снегоходов. Для «горника» вполне подойдет 380 мм, а вот «утилитарнику» нужно выбрать размер пошире.
Длина тоже различается, но в основном это 15 дюймов для узких гусениц и 20 дюймов для широких вариантов.
Для тяжелых, массивных байков с одной лыжей важна устойчивость гусеницы на снегу и равномерно оказываемое на него давление. Длина может составлять от 3900 до 4100 мм, а ширина от 410 до 600 мм.
У маневренных горных снегоходов с двумя гусеницами и двумя лыжами зачастую длинные от 3811 мм и узкие до 400 мм с высоким грунтозацепом гусеницы. За счет этого достигается такое управление и податливость транспорта.
Высота грунтозацепов очень важна, чтобы подобрать ее правильно, необходимо определиться, где она будет использоваться. Чем рыхлее снег, тем больше высота должна быть у грунтозацепа. В продаже встречаются от 28 до 77 мм.
Технические характеристики
LxB | Россия 2878,5 на 380 мм |
max уклон на подъемах и спусках, градусов | 22 |
вариатор | клиноременного типа |
вместимость | К-1 и Д-1 — 1 чел, К-2 и Д-2 — 2 чел |
высота вместе со стеклом | 1450 мм |
горючее | АИ-80/АИ-92 |
гусеница | армированные стержни и прорезиненной ткани |
давление опор, кПа/кг/см. | куб. 5,58 (0,057) |
двигатель | карбюраторный |
двигатель гусеничный | ведущие валы расположены спереди |
диаметр цилиндра/поршневой ход, мм | 76/70 |
длина без учета лыжи/с лыжей | 2400/2800 |
запуск | ручной, электрический |
зажигание | бесконтактное (электроника) |
источник электрической энергии | АКБ, 12 В/ 6CT — 44 A |
карбюратор 1 шт. (К-65 Ж) или 1 (Mikuni VM-34-619) | 2 тактн / 2 цилиндр |
коробка реверса | 1-ступенчатая (+ задняя передача) |
лыжа | стальная опорная и поворотная 1 штука |
максимальная скорость | 60 км/ч |
масса, кг неснаряженная/ максимальная с грузом/ прицепа | 285/510/250 |
модель ЯВТ | 640 |
мощность макс. | 25 кВт/34 л.с. |
назначение | грузопассажирский |
объём бака для топлива | 28 л |
охлаждение | воздушное, принудительного типа |
передача на гусеницы | цепная |
КПП | вручную, механика |
подвеска гусеницы | пружинно-балансирная/у лыжи элипсовидная рессора |
тормозной путь | максимум 10 метров |
рабочий объём | 635 см. куб. |
радиус поворота | максимум 8 м |
ремень вариантора | 33 на 14 на 1118 Rubena |
руль | мотоциклетный |
смазка | с топливом |
спидометр | механический |
тормоз | дисковый / стояночный + |
трансмиссия | автоматическая |
ширина | 900 |
Что такое снегоход, его устройство и принцип работы
Снегоход (snowmobile) – транспортное средство для передвижения по снегу и льду.
Конструктивно снегоход – это тот же мотоцикл, только вместо колес гусеницы и лыжи. У большинства современных снегоходов одна гусеница сзади и пара управляемых (рулевых) лыж впереди. Такая конструкция с опорой на три точки дает максимальную устойчивость и большую маневренность по сравнению с конструкцией «одна лыжа – две гусеницы».
Основные составляющие снегохода
- Двигатель. Бензиновый, инжекторный, 2-х или 4-хтактный, с воздушным или водяным охлаждением;
- Трансмиссия.
- Корпус (с воздухозаборником, головным светом, брызговиками, отражателями), ветровое стекло, сиденье, органы управления. Материал корпуса — сталь, сплавы алюминия или стеклопластик.
- Гусеница и задняя подвеска. Гусеница – цельная лента с грунтозацепами, изготовленная из резины или композитных материалов, иногда с кевларовым кордом.
- Лыжи имеют ручку и конек. Ручка на носу, чтобы вытащить снегоход или повернуть лыжи в снегу. Конек – улучшает управляемость, режет плотный снег, лёд. Материал лыж — эластичный, легкий пластик высокой прочности.
- Передняя подвеска (рычажная или телескопическая).
Ориентировочная стоимость
Примерная стоимость снегоходов Шихан моделей К-1/К-1Е, К-2/К-2Е в боьшинстве магазинов составляет на начало 2021 года 172 000 руб.
Модели Д-1/Д-1Е, Д-2/Д-2Е — 183 000 руб. Как видим, суммы вполне демократичные и доступны.
Бывшие в употреблении снегоходы Ширхан традиционно можно приобрести за половину стоимости, если они в хорошем состоянии. Требующую же ремонта технику можно приобрести за сущие копейки.
Предлагаем вашему вниманию видео Kawasaki Vulcan, это отличный японский круизер, который выполнен в американском классическом стиле.
Основные преимущества мини снегоходов это их цена и компактность.
Изготовление снегохода на гусеничном ходу своими руками
Перед началом работ определитесь с инструментом. Можно со 100% уверенностью сказать, что вам потребуется: различные отвертки, молоток, сварка, трубогиб (если нет готовой рамы).
Перед подготовкой чертежа для самостоятельного изготовления снегохода, ознакомитесь со стандартной конфигурацией.
- Рама.
В каждом снегоходе присутствует рама: чем сложнее конструкция, тем надежнее и крепче должна быть рама. Оптимальный вариант – взять от квадроцикла, скутера или мотоцикла. Если нет такой детали, можно сварить ее самостоятельно из труб диаметром не менее 40 мм. - Сиденье.
Сидение на снегоходе должно быть прочное, так как сама конструкция достаточно низкая.
Обязательное условие: сиденье должно быть изготовлено из водонепроницаемого материала.
- Двигатель.
Выбирая двигатель, обратите внимание на его мощность. Если вы хотите мощный снегоход был, то двигатель должен быть таким. - Бак.
Емкость объемом 10-15 литров, изготовленная из металла, прекрасно подойдет для бака под топливо. - Лыжи.
Если в вас нет готовых лыж, которые можно адаптировать под снегоход, их можно сделать самостоятельно из дерева. Лучше, если это будет фанера не менее чем девятислойная. - Руль.
При выборе руля, подумайте о своем удобстве. Лучше всего если он будет заимствован у двухколесного агрегата. - Гусеницы.
Изготовление гусениц, пожалуй, наиболее сложная часть во всем самоходе. - Привод.
Чтобы гусеницы вращались, вам потребуется привод – лучше всего в этом случае использовать цепь от мотоцикла.
Рама
Если в наличии нет готовой рамы, то ее легко сварить из профильной трубы, а форму придать с помощью трубогиба.
Если самостоятельно не получится произвести расчеты и составить чертеж, то для примера используйте чертеж с нашего сайта.
Как только рама будет собрана, обработайте ее антикоррозионным составом и покройте качественной краской, которая выдержит и влагу, и мороз.
Гусеницы
Все, кто раньше самостоятельно конструировал гусеничный мотоблок, отмечают: изготовление гусениц – самый сложный процесс в самоделке.
Проще всего их сконструировать из покрышек от автомобиля. Данный вариант самый выигрышный – качественно и малобюджетно. Деталь изготавливается по замкнутому кругу, поэтому разрыв шины произойти не может.
Гусеницы для снегохода из шины (покрышки)
Инструкция по изготовлению гусениц:
- Из автомобильной покрышки: берем покрышку и отрезаем борта (лучше это делать острым ножом). Резать нужно так, чтобы осталась гибкая часть с протектором.
Гусеница из покрышки
- Из транспортерной ленты: отрезаем ленту необходимой длины;
- прошиваем края леской;
- замыкаем в кольцо, сшивая торцы;
- на полученное полотно прикрепим грунтозацепы. В качестве грунтозацепов используем водопроводные трубы из пластика диаметром не менее сорока мм (распиливаем вдоль).
- крепим трубы к полотну шурупами.
Гусеница из транспортерной ленты и труб ПВХ
Как сделать гусеницу своими руками, более подробно написано в отдельной статье. Возможно, вас заинтересуют другие самодельные приспособления к мотоблоку.
Лыжи
Лыжи – это самая простая деталь, которую можно с легкостью изготовить. Опять же для изготовления необходим чертеж, на котором указаны все параметры. Ниже представлен чертеж, по которому можно изготовить лыжи для снегохода.
Лыжа
Если вы решили сделать снегоход на основе мотоблока, то надеемся, что вся выше предоставленная информация окажется полезной.
Фотогалерея
На фото ниже представлен мощный отечественный агрегат который на данный момент является лидером проходимости в лесных условиях. Уверенное движение по глубокому снежному покрову обеспечивает непревзойденную проходимость и в заснеженном лесу, и на болоте.
Статья как выбрать снегоход
Эта особенность выделяет снегоходы среди других транспортных средств. Лыжи – самое удобное средство для перемещения по снегу, и это относится не только к технике, но и к людям. Их пробовали приделывать к автомобилям и самолетам в самом начале XX века. Не обошли стороной и военную технику, лыжи приделывались к аэросаням, имевшим высокую проходимость и большую скорость. Что касается мотоциклов, то их уже многие десятилетия оборудуют не только лыжами, но и гусеницами. Подобные эксперименты проводились и с велосипедами. Таким образом, сфера применения лыж ограничивается лишь фантазией конструкторов.
Гусеницы.
Две лыжи обеспечивают лучшую маневренность. Однако многие охотники предпочитают снегоходы с одной лыжей. Причина этого в том, что при езде по дороге с мелкими препятствиями есть риск застрять, а когда препятствие попадает между лыж, приходится давать задний ход, и машина при этом может окончательно завязнуть в снегу.
Форма и размеры лыж влияют на ходовые качества. На изготовление одной лыжи необходимо около 24 часов, отличия между ними состоят только в форме конька и ширине. Меньший по длине конек позволяет лучше управлять снегоходом на неровных покрытиях. Более длинный конек дает лучшую управляемость на рыхлом снегу. В остальном же устанавливаемые на снегоходы лыжи практически одинаковые и, что самое важное, отличаются универсальностью.
Снегоход соприкасается со снегом лыжами (большинство моделей имеет 2 лыжи) и гусеницей. Таким образом, получается три точки соприкосновения. Бывают и исключения, например, у “Бурана” две гусеницы и одна лыжа.
Характер снегохода, во многом, определяется типом гусеницы. Ее выбор зависит от назначения конкретной модели. Для кого-то важна скорость и управляемость, а кто-то стремится к лучшей проходимости. Чаще всего, используется гусеница шириной 38 см. Она обеспечивает хорошую управляемость, ведь чем шире гусеница, тем труднее изменить траекторию движения.
Следующий тип – гусеницы шириной 50 см. Снегоходы с такой деталью предназначены для преодоления сложных трасс.
Для глубокого снега больше всего подходят снегоходы с гусеницами шириной 38 или 40 см. Получается, что параметры ширины определяют проходимость машины.
Данный показатель снегохода важен только в том случае, если вы, вдруг, застряли. Чем легче машина, тем проще вытащить ее из снега в одиночку.
Двигатель.
Рабочий объем большинства двигателей начинается от 500 см3. Если поломка мотора произойдет вдали от цивилизации, это может привести к серьезным последствиям. Для разных задач существуют разные типы двигателей. Из-за особенностей снегоходов, моторы могут быть предназначены только для них, их нельзя использовать на мотоциклах и других транспортных средствах.
Главное требование, предъявляемое к мотору – максимальная надежность. Ведь иногда речь идет не только о состоянии машины, но и о жизни водителя. Есть два основных типа двигателей: двухтактные и четырехтактные. С точки зрения простоты обслуживания и ремонта более предпочтительными считаются двухтактные моторы, но лучшие ходовые качества может дать только четырехтактный вариант. Этот вид становится все более популярным, он применяется на большинстве моделей. Двухтактные моторы сегодня используются только на утилитарных машинах, где ремонтопригодность важнее динамики.
Воздушный двухтактный двигатель состоит из двух цилиндров, двух свечек и карбюратора, это самый простой, и в то же время довольно надежный тип мотора. Четырехтактный двигатель не уступает своему “младшему брату” в надежности. А иногда даже и превосходит, однако его сложнее ремонтировать и обслуживать. С этими задачами может справиться только настоящий специалист в этой области. А далеко не у каждого человека, особенно если он живет где-то на Крайнем Севере, есть возможность обратиться к профессионалу.
В некоторых случаях, ТТХ двигателя включает в себя только объем, информация о мощности отсутствует, как, например, у снегоходов Yamaha.
Трансмиссия.
На всех моделях снегохода используется трансмиссия вариаторного типа. Они чем-то похожи на те варианты, которыми оборудуют скутеры, однако есть и немалые отличия. Главная особенность ремонта вариатора заключается в необходимости быстрой смены ремня. Настройки трансмиссии на снегоходах также отличаются от скутерных.
Чем большая нагрузка приходится на лыжи, тем лучше машина слушается руля. Если основная масса приходится на гусеницу, то увеличивается проходимость. Наилучший вариант – равномерное распределение нагрузки, в этом случае агрегат ведет себя наиболее сбалансировано. Если снегоход зарывается в снег, то при равномерной развесовке его очень просто вызволить с помощью рычага. Больший радиус поворота свидетельствует о правильной настройке центра тяжести.
Однако сказанное не означает, что существуют идеальные снегоходы. Ведущие марки-производители постоянно выпускают новую, более совершенную технику, и конкурентам приходится придумать что-то уникальное, чтобы выйти вперед, это закон рынка. Все улучшения делаются примерно так же, как и в автомобильном мире. Водители выражают свои пожелания, производители составляют определенную концепцию и реализуют ее с учетом анализа недостатков существующей модели.
Самой яркой новинкой сезона производителя Yamaha стала модель APEX XTX, которая разрабатывалась с нуля. На ней были опробованы технологии, ранее применявшиеся только на автомобилях, например, электроусилитель руля. Однако основной функции усилителя является не помощь водителю в управлении, а нейтрализация силы ударов при проезде по кочкам и прочим неровностям. А если водитель только начинает постигать азы управления снегоходом, то он может просто выпустить руль из рук.
Еще одно новшество – управляемый компьютером клапан выпуска. Благодаря нему создается подпор на средних и низких оборотах. Кривая мощности и кривая момента становятся абсолютно ровными, без каких-либо провалов.
Геометрия передней подвески, геометрия положения водителя на снегоходе, двигатель, дизайн – все это было пересмотрено в ходе создания новой модели Yamaha. В частности, мотор стал более мощным и появился датчик детонации.
Движение.
Большинство снегоходов могут развивать скорость до 170 км/ч. При езде водитель испытывает особенное чувство скорости, которое нельзя сравнивать с автомобилями. Даже при 70 км/ч происходит просто невероятный выброс адреналина.
Управляемость снегохода также отличается от автомобилей. Увернуться от препятствия на трассе не так уж просто, поэтому не стоит стремиться к скоростным рекордам, особенно на незнакомых маршрутах. И не забывайте надевать перед поездкой защитную экипировку.
Работа корпусом и головой – вот требуется от водителя снегохода. Движение происходит по неограниченному пространству, поэтому нужно внимательно следить за состоянием снега. Снегоходы управляются телом и рулем, однако в некоторых ситуациях, например, при движении по глубокому снегу, движения рулем просто бесполезны, машина управляется только телом.
Самым мощным снегоходам требуется не более 3-х секунд для достижения 100 км/ч. Так что снегоходы относятся к типу скоростных машин.
Для управления газом не существует каких-либо универсальных рецептов. Иногда приходится выжимать газ до самого упора наперекор своим инстинктам. Особенно это актуально для глубокого снега, застряв в котором практически невозможно вытащить машину без посторонней помощи. Задняя передача только “зароет” снегоход еще глубже в снег.
Нет ничего важнее опыта, подсказывающего нужное положение тела в тот или иной момент, позволяющего чувствовать свою машину и определять ситуации, когда необходимо изо всех сил нажимать на газ.
Конечно, по показателю пробега снегоходы уступают машинам и не могут преодолевать миллионы километров.
Обслуживание.
Чтобы снегоход служил вам верой и правдой долгие годы, с ним нужно обращаться очень бережно, своевременно его ремонтировать или обслуживать. Перед началом сезона машина в обязательном порядке законсервируется, в начале сезона – разконсервируется. Техническое обслуживание ничем не отличается мотоциклов. Таким образом, минимальное внимание к своей машине и голова на плечах способна решить любую возникающую проблему. Если вы полюбите технику, она обязательно ответит вам взаимностью.
При восхождении на перевал Петрелиус все участники испытали новые ощущения, а также поняли всю опасность данного места для туристов. Из-за ураганного ветра не было слышно комментариев отважных людей. Чтобы обезопасить себя, было принято решение о немедленном спуске по той же самой дороге.
Вряд ли после этого путешествия найдутся люди, которые скажут о том, что компания “Русская механика” не делает качественных снегоходов. За 2 дня было покрыто расстояние более чем в 200 км. После преодоления подъемов, крутых спусков, весенних ручьев и ураганного ветра становится ясно только одно – производство простой, недорогой и качественной техники в России должно развиваться высокими темпами!