Карданная или ременная передача?


Ременная передача представляет собой систему из ведущего и ведомого шкивов, соединенных приводным ремнем. Известна она издревле и применялась еще на первых мельницах, на которых в качестве двигателя выступали лошади, а ремень состоял из сшитых между собой в кольцо кусочков сыромятной кожи. С появлением двигателей внутреннего сгорания передача стала быстро эволюционировать.

Ременной привод заднего колеса мотоцикла стал использоваться, как только появилась конструкция двухколесной машины, но со временем ремень потерял свою ведущую позиции. Он намокал, растягивался и главное, не позволял увеличивать крутящий момент, а значит мощность мотоцикла. На некоторое время ремень совсем исчез из конструкции агрегата, но сегодня мотоцикл с ременным приводом легко встретить на улице. Дело в том, что современные технологии позволили выпускать ремни из искусственных волокон, высококачественной резины и прочных кевларовых нитей.

Зубчатый ремень

Передаёт вращение не только за счет трения, но и за счет сцепления зубьев с геометрией шкивного колеса. Так достигается высокая жесткость передачи, синхронизация вращения валов, высокий КПД передачи и уменьшение нагрузки на подшипники и ведущего и ведомого валов. Использование зубчатого ремня позволяет передавать большую мощность на значительных оборотах, но при этом конструкции требуется сложная и точная регулировка. Связано это с тем, что от степени натяжения ремня зависит его эксплуатационный срок, а поскольку стоит он дорого частые замены приведут к значительным тратам.

Устраняем причины неисправности

Если после выполненных манипуляций скутер завелся, это хорошо, но расслабляться не стоит. Обязательно следует выполнить проверку возможных неисправностей. Что делать, чтобы такая ситуация не повторялась:

  • Прочистите или замените воздушный фильтр. Убедиться, что причина в нем можно просто попытавшись завести двигатель с установленным фильтром, и без него.


    Воздушный фильтр может быть закрыт поролоновым чехлом

  • Заправляйтесь только качественным топливом на проверенных заправочных станций. После заправки на некоторых станциях каждый раз приходилось чистить жиклеры карбюратора.
  • Проверьте состояние свечи. Обратите внимание на зазоры между электродами, количество нагара и проверьте искру. Искра проверяется следующим образом: на выкрученную свечу одевается надсвечник, резьба прислоняется к цилиндру и крутится стартером двигатель. При этом свеча должна давать мощную искру. Если слабая искра – регулируйте зазор, не помогла регулировка зазора – меняйте свечу. Если же и новая свеча дает слабую искру, тогда необходимо обратить внимание на катушку зажигания.


    Для проверки наличия искры, прислоните свечу к металлическому корпусу и крутаните стартер


    После проверки искры, проверьте зазор между электродами


    Для проверки зазора между электродами, используйте специальные лекала

Совет! Если состояние вашего двигателя далеко от нового, то чистку или даже замену свечи зажигания следует проводить чаще.

  • Отрегулируйте качество смеси. Выставите винт качества смеси карбюратора в оптимальное положение (где находится винт качества, смотрите в этой статье), прочистите карбюратор на мопеде. Если у вас скутер с инжектором, следите за состоянием форсунок. Используйте средство для прочистки инжектора или карбюратора.
  • Имея 4-тактный двигатель, обратите внимание на регулировку клапанов. Неправильный момент выпуска может также быть причиной загрязнения свечей.
  • Аккумулятор должен быть всегда хорошо заряжен, а стартер исправен. Ведь зачастую свечи заливаются в зимнее время, а в холода требуется надежная аккумуляторная батарея.
  • Качество масла в морозное время года также влияет на успешность в том, чтобы завести скутер. Масло должно быть свежее и необходимой вязкости для вашего температурного режима местности.

Совет от бывалых мотоциклистов! Если заливает свечу, следует, хотя бы раз в неделю, нагружать двигатель большими оборотами. Тем самым осуществляется продувка цилиндра и свечи от накопившегося нагара.

Преимущества и недостатки ременной передачи на мотоциклах

К преимуществам ременной передачи относят:

  • Неприхотливость. Ремень не требует специального ухода, достаточно лишь периодически визуально проверять наличие трещин и надрывов.
  • Податливость. Эластичная резина сглаживает все резкие перепады мощности, поглощает ударные нагрузки и этим обеспечивает плавность хода.
  • Высокий КПД. Потери при передаче вращательного движения от двигателя на колесо минимальны.
  • Ременная передача не создаёт шума, что обеспечивает комфортную езду.
  • Долговечность. В среднем ременная передача рассчитана на пробег в 50 тысяч километров.

Однако при всех достоинствах, ременная передача имеет и ряд недостатков. Начать можно с того, что ширина ремня не позволяет устанавливать его на мотоциклы спортивного типа с мощностью от 110 кВт. Защитные кожухи вокруг передачи обязательны, так как при попадании в ремень инородного тела он неизбежно порвется. А мотоциклы с кожухами предназначены для езды только по асфальту.

В основном на мотоциклах используют зубчатые ремни, а задний шкив из алюминия с покрытием из прочного хрома. Хром постепенно стачивается и, в конце концов, остается голый алюминий. В результате начинают стачиваться зубцы ремня, что приводит к разрыву ремня. Поэтому вместе с ремнем приходится еще менять и шкив. Не стоит забывать и о возможном заводском браке, от которого не застраховано ни одно производство. И он, и неправильная установка ремня приведут к его разрыву. Ремень всегда должен находиться в определенном натяге — провисание ускорит обрыв. Проверить натяг можно в любой мотомастерской с помощью специального прибора. Обычно провисание допускается в пределах двух сантиметров, но это цифра не эталон, все зависит от индивидуальных особенностей конкретной модели.

Всем привет. Хотим поделиться своим проектом – установкой ременного привода на хонду cb400 вместо цепного.


Проект зародился осенью 2021 года. Началось всё с очевидного — замеров на мотоцикле. Стоял вопрос, сможем ли мы физически внедрить ремень без какого-либо «колхоза». Основной проблемой оказался ведущий шкив. Наш выбор пал на ремень с шагом 14мм (такой шаг применяется у Харлеев). Замерив пространство возле картера в районе ведущей звезды мы поняли, что нам подойдет шкив с 20 зубами, не больше. В процессе изучения каталогов производителей шкивов выяснилось, что минимальным количеством зубов для шага 14мм являются 28 зубов, что нам естественно не подходит. Было принято решение чертить более чем нестандартный ведущий шкив с нуля с размерами 20 зубов и шагом 14мм. С ведомым все проще- шкив со стандартными параметрами 56 зубов построен автоматически в спецпрограмме. Передаточное число получилось 2,8 против стандартного 2,93. Весной 2021 уже была установлена первая версия: оба шкива сделаны из алюминия (сплав В95) на эрозионном станке, ремень промышленный contitech с шагом 14мм. В итоге получилось полностью заменить цепь на ремень без каких-либо внесений изменений в конструкцию мотоцикла.


На этой версии было пройдено порядка 3000км. За это время очень интенсивно износился ведущий алюминиевый шкив, его зубчики сильно истончились что послужило причиной износа ремня и выхода его из строя – заостренные кромки зубов шкива буквально выгрызали и вырывали зубы ремня. Отслоилось порядка 6 зубов, при этом мотоцикл самостоятельно добрался до дома, а вот ведомый шкив был практически без износа. Проанализировав первую версию стало понятно, что нужно сделать следующее: ведущий шкив изготовить из стали и упрочнить, ведомый алюминиевый обработать холодным анодированием. Все это было уже понятно к середине сезона 2021 года, дальше пошли задержки в изготовлении … В итоге вторую версию мы установили осенью 2019 года: как и планировали, ведущий шкив изготовили из стали и упрочнили до 45HRC, ведомый обработали холодным анодированием, а также установили новый ремень, как и в первой версии — contitech.


На данный момент на этой версии пройдено около 2000км.

Теперь остается наматывать пробег на данной версии, чтобы выяснить её ресурс.


Так же в планах сделать защиту нижней ветви ремня в районе ведомого шкива.
коротенькое видео после установки последней версии

Альтернативные варианты передачи на мотоциклах

Цепь — самый простой, надежный и распространенный способ передачи крутящего момента заднему колесу. Главным недостатком цепной передачи является то, что она требует постоянного ухода. Цепь приходится довольно часто смазывать, причем центробежная сила смазку разбрызгивает по всему мотоциклу со стороны передачи. Еще одним недостатком признаётся недолговечность цепи — эксплуатационный период составляет не более 20 тысяч километров. Зато цепь уверенно передает высокую мощность двигателя, имеет небольшие габариты и легко пропускает грязь между звеньями — слякоть совершенно не мешает работе передачи.

Кардан в отличие от цепи не требует тщательного ухода, а поскольку повреждается он крайне редко, то и сервисное обслуживание не затруднительно. Чаще всего такую передачу можно увидеть на туристических мотоциклах и на тех, что предназначены для дальних поездок. Недостатком кардана является его большой вес. Это самый тяжелый вариант привода и поэтому никогда не используется на спортивных мотоциклах. Второй существенный недостаток — необходимость наличия ведомой конической шестерни на заднем мосту, что значительно увеличивает неподрессоренную массу.

Ременной привод на suzukiSV650

шкивы можно было и здесь заказать. По уму тело делается из алюминьки и напресовуется зубчатый венец. А когда сотрется то старый венец срезается и новый напресовуется.

Если камни под ремень не попадают, шкивы никогда не сотрутся. Изготавливаются из алюминиевых сплавов литьём под давлением (мотоциклетные). И прочности зуба алюминиевого шкива хватает за глаза на весь срок службы. Ремень — расходный материал. Распространённый вариант — ремень из термоизносостойкой резины армированный арамидным волокном. Идеальный вариант — Полиуретановый ремень армированный кевларом.

А Харлеев (и не только) ведомые шкивы из алюминия, ведущие из чугунины.

что может повлеч за собой применение ремня с меньшим шагом? уменьшит срок службы? или вобще не выдержит нагрузку?

Надо смотреть характеристики допустимых нагрузок данного ремня (дилер должен предоставить). На какой крутящий момент при конкретном количестве оборотов он расчитан. И на какие максимальные обороты. Ремень с меньшим шагом допускает установку меньшего ведущего шкива (это, наверное и повлияло на ваш выбор) и большие по сравнению с крупношаговыми обороты (при передаче , соответственно, меньшего момента).

В мануале вашего мотоцикла есть данные по максимальному крутящему моменту двигателя на заданных оборотах и передаточные числа скоростей. Данные момента и мощности снимаются с коленвала (только Дукати заявляет о мощности и моменте на заднем колесе). Вот и возьмите за основу эти цифры. Игнорируйте потери в коробке передач. Примите в расчёт два варианта (первая передача (максимальная мощность и момент при минимальных оборотах) и высшая передача (максимальная мощность и момент при максимальных оборотах вторичного вала КПП)).

Если ваши расчёты подтвердят выбор ремня и вы будете уверены в правильности выбора, единственное могу посоветовать — вырезать из ведомого шкива сердцевину (оставьте 10…12 мм. толщины венца от дна впадины зуба до края отверстия) и напрессовать на дюралевый диск. Но здесь надо быть очень осторожным. Шкив из чугунины, если просто насадите по прессовой на дюралевый блин, венец может лопнуть. Лучше пару вал/отверстие выполнить в нулях, засадить на суперпрочный фиксатор и для пущей важности можно стык соединения фиксировать винтиками (винты тоже на фиксатор).

Так вы кардинально уменьшите неподрессоренную массу и не пропадёт ваш набор.
Изменено 19 февраля, 2011 пользователем Ром-Ромыч

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]