Фотоотчет: Замена подшипников коленчатого вала скутера

Обычно, коренные подшипники коленчатого вала скутера ходят столько же сколько и подшипник нижней головки шатуна, если не больше. Но бывают ситуации, когда после разборки и тщательной проверки всех деталей двигателя, выяснятся, что коленчатый вал все еще пригоден к дальнейшей эксплуатации, а его коренные подшипники — нет.

И с этим ничего не поделаешь. Либо меняй коленчатый вал на новый, либо изгаляйся и меняй только подшипники, которые к слову сказать стоят копейки, а новый коленчатый вал стоит очень и очень дорого — это первый важный момент.

Второй важный момент заключается в том, что в выборе метода ремонта или диагностики нужно исходить из имеющегося в наличии инструмента, а в наличии у меня есть сварочный аппарат и куча всевозможных съемников и приспособлений. Поэтому вариант ремонта двигателя с заменой только одних коренных подшипников для меня выглядит более предпочтительным. Если у вас инструментов нет — меняйте коленчатый вал на новый и не парьтесь (совет).

Основные причины замены

Каждый двигатель имеет в своей комплектации коленчатый вал. Он двигает поршень, а также способствует движению заднего колеса. Коленчатый вал состоит из двух дисков, соединение которых обеспечивается шатунной шейкой. Роль дисков аналогична задачам маховиков: предоставлять равномерное движение этой детали в необходимом направлении. По центру дисков входят полуоси с подшипниками. Эти подшипники обеспечивают вращение коленвала. За счет концов вала передается вращательное движение непосредственно на трансмиссию скутера и генератор. И так, перечислим основные причины снятия и замены коленчатого вала:

  • Тюнинг. Любители скорости, которые жаждут выжать из скутера максимум, устанавливают тюнинговые коленвалы.
  • Снятие коленчатого вала необходимо чтобы провести замену сальников коленчатого вала скутера. Также зачастую заменяют и подшипники вращающие вал;
  • Шум в двигателе, вибрация, упадок динамичности.

Если в вашем распоряжении есть гараж и необходимый набор инструментов, то снятие коленвала для вас не будет проблемой. В первую очередь, из инструментов у вас должны быть специальные съемники. Чтобы снять коленвал, сначала снимаем сам мотор: отсоединяем все крепления, шланги и провода, а также ЦПГ.

Замена подшипников коленвала скутера

Коленвал играет огромную роль в устройстве скутера, обеспечивая взаимосвязь и работу сразу нескольких основных узлов и систем — цилиндро-поршневой группы, генератора, газораспределительного механизма и сцепления. В свою очередь, вращение механизма обеспечивают подшипники коленвала, расположенные на его полуосях.

Внутренние детали системы закрыты специальными сальниками, которые обеспечивают надежную защиту от попадания мусора, грязи и частичек пыли внутрь. Однако во время эксплуатации скутера сила трения негативно сказывается на состоянии шариков и обоймы подшипника. Со временем изнашиваются и сальники, теряя свою прочность и герметичность. Все это в итоге приводит к необходимости замены подшипников и сальников коленчатого вала на новые, во избежание износа более дорогих деталей систем скутера.

Внешние признаки проблем со стороны коленвала и разборка двигателя

Основными причинами для разборки двигателя и коленчатого вала скутера являются:

  • подтекание масла;
  • вибрация двигателя при работе;
  • потеря мощности.

Для более точного определения поломки и замены изношенных деталей необходимо для начала произвести разборку двигателя. К сожалению, установить, нужна ли замена подшипников можно только после снятия коленчатого вала со скутера.

Произвести разборку и замену подшипников коленвала в условиях гаража вполне реально. Для этого необходимо запастись специальными съемниками, верстаком, строительным феном и классическим набором инструментов для авторемонта.

Чтобы произвести разборку и снятие двигателя и коленчатого вала необходимо:

  • установить скутер на центральную подножку;
  • открутить и снять элементы пластикового обвеса, закрывающего доступ к нужным узлам;
  • выкрутить свечу зажигания;
  • слить масло из системы;
  • разобрать и демонтировать систему цилиндра;
  • снять крыльчатку;
  • открутить и снять детали генератора;
  • демонтировать стартер, карбюратор и масляный насос;
  • выкрутить болты скрепляющие блок двигателя;
  • обвернуть шатун ветошью, чтобы избежать его повреждения;
  • с помощью съемника разделить половинки блока;
  • аккуратно извлечь коленвал.

После этого можно приступать к процедуре осмотра подшипников, выявления их повреждений и износа и, при необходимости, их снятию и замене новыми. Для этого следует удалить с поверхности полуосей остатки масла, загрязнения и посторонние примеси. На чистой поверхности подшипника будет легко заметить следы износа, деформации или истирания. Снять подшипники с полуосей вала можно при помощи специального съемника, а сальники аккуратно выбиваются с помощью насадки, подходящей по диаметру.

Замена подшипников и сальников коленчатого вала скутера

Чтобы установить новые подшипники необходимо иметь тиски и строительный фен, а так же инструкцию по сборке мотора. Если строго соблюдать все правила — результат ремонта будет удовлетворительный, если его нарушить (даже в мелочах) — скутер придется отправлять в сервисный центр. Порядок замены подшипника состоит из:

  • надежной фиксации коленвала в тисках полуосью вверх;
  • разогрева до 100 градусов внутренней обоймы подшипника;
  • быстрой его установки на посадочное место полуоси;
  • забивания подшипника до упора на полуоси с помощью трубы подходящего диаметра.

Аналогично проводится замена подшипника другой полуоси. При проведении таких работ следует строго соблюдать правила поведения с огнем, а так же правила личной безопасности.

При извлечении сальников необходимо заметить и зафиксировать глубину их посадки, чтобы новые установить на это же место. Кроме того сальники многих моделей скутеров отличаются по размеру, что следует учитывать при покупке ремонтного комплекта. Сальники устанавливаются в чистую и сухую обойму с помощью насадки подходящего диаметра.

После этого следует произвести сборку системы. Для этого необходимо:

  • смазать полуоси коленчатого вала маслом, во избежание повреждения сальников во время установки;
  • разогреть посадочное место подшипника в блоке до 100 градусов;
  • установить коленвал, следя, чтобы шатун не задевал блок;
  • очень аккуратно обработать место стыка половинок блока герметиком;
  • разогреть посадочное место второй половинки и соединить блок;
  • сжать половинки блока болтами так, чтобы не образовались перекосы.

Дальше произвести монтаж систем скутера в обратном порядке.

И в заключение несколько общих правил проведения ремонтных работ:

  • помещение, стол, механизмы, ветошь и инструменты должны быть идеально чистыми;
  • сливать масло в заранее подготовленную емкость;
  • все детали, снятые со скутера необходимо тщательно вымыть и просушить;
  • при сборке все детали должны быть сухими, а резьбовые соединения обработаны сжатым воздухом;
  • на трущиеся детали следует нанести слой защитной смазки.

Успешных всем ремонтов!

Снимаем коленчатый вал

Коленчатый вал расположен между двумя половинами мотора. «Раскалываем» двигатель, тем самым отделяя те самые две половины. После этого есть возможность извлечь коленвал. Делается в такой последовательности:

  1. Ветошью заворачиваем поверхность шатуна, чтобы избежать его повреждения.
  2. Откручиваем болтовые соединения, за счет которых держатся половинки блоков.
  3. Не составит труда отделить половинки блока, если подшипники изношенные.
  4. Если отделить половинки проблематично, используют специальный съемник.

Снятие подшипников осуществляется путем их нагрева, или обратно с помощью специального съемника. Сальники извлекаются путем выбивания подходящей по размеру насадкой торцевого ключа. Выбивать нужно аккуратно, главное не переусердствовать.

Снятие

Звездочки привода масляного насоса и цепи ГРМ, которые мешают снятию коренных подшипников можно снять обычным автомобильным трех или двухлапым съемником. Я использую трехлапый так как он у меня как бы есть и работать им более удобно.

Если бы у меня его не было, то я бы все звездочки и подшипники снял бы при помощи только одного съемника. А покуда съемников у меня навалом, использую, что мне более удобно.

Шестерня привода масляного насоса сидит на цапфе не всей своей внутренней поверхностью, а лишь малой частью в виде проточки. Снимается с вала очень легко, буквально от небольшого усилия.

Цапфа коленчатого вала в месте посадки звездочек имеет утолщение.

Звездочку привода цепи ГРМ простым съемником, которым я сдергивал шестерню привода масляного насоса подцепить не получиться. Так как она посажена близко к подшипнику и лапы съемника зацепами упираются в подшипник и не дают зацепить звездочку.

Для снятия звездочки привода цепи ГРМ лучше всего использовать обычный двухлапый автомобильный съемник с фиксирующей скобой.

Звездочка привода цепи ГРМ сидит на цапфе всей внутренней поверхностью, снимается легко.

Звездочки сняты и дальнейшей работе уже ничего не мешает. Осталось самое сложное — снять подшипники. Основная сложность заключается в том, что подшипники сидят вплотную к щеке коленчатого вала и их никак не поддеть.

В продаже есть специальный съемник вернее целый набор, который позволяет зацепить и снять практически любой подшипник, но стоит он очень дорого. Я было хотел его купить, но передумал: отдавать несколько рублей (около 8 000) за инструмент, который будет использоваться от силы несколько раз в год — не слишком рациональный вариант вложения денег.

Поэтому, наморщил я мозг и сделал следующее: для того чтобы защитить рабочие поверхности коленчатого вала от брызг я взял кусок жести, вырезал в нем полоску, одел его на коленчатый вал, на цапфу одел кусок не нужной трубы и приварил к подшипнику большую шайбу.

Потянул за шайбу съемником и вуаля!!!

Тоже самое я проделал и со вторым подшипником.

Как поменять подшипники на коленвале?

Для быстрой и правильной замены нужен фен, которым пользуются строители и тиски. Зажав коленвал одной из полуосей, внутреннюю часть подшипника нагревают феном до 100 градусов. Благодаря проделанной операции, подшипник легко «садится». Чтобы миллиметр в миллиметр установить подшипник, по нем можно легонько постучать через трубу, которая подходит своим диаметром. Таким же методом устанавливают подшипник на другой оси.

содержание .. 61 62 66 ..

СКУТЕР. ПОДШИПНИКИ ПЕРЕДНЕГО КОЛЕСА — ДЕФЕКТОВКА

Колесные подшипники обычно выполняются закрытыми, чтобы исключить их обслуживание, а также попадание грязи и воды внутрь

• Устанавливаем скутер на центральную подставку так, чтобы переднее колесо оказалось вывешено. Если скутер не занимает такое положение самостоятельно, можно попросить помощника сесть в седло, чтобы загрузить заднюю часть машины, или просто положить на седло или багажник тяжелый предмет. Главное, чтобы скутер не упал.

• Раскручиваем колесо. Оно должно вращаться свободно, без заеданий и посторонних шумов.

• Беремся за колесо в позиции «без пятнадцати три» и пытаемся покачать его в направлении перпендикулярном оси колеса. Если ощущается люфт или слышны стуки или хруст, подшипники подлежат замене. Процедуру замены колесных подшипников см. с. 102 «Подшипники переднего колеса — замена»

СКУТЕР. ПОДШИПНИКИ ЗАДНЕГО КОЛЕСА — ДЕФЕКТОВКА

Подшипники заднего колеса проверяются методом, аналогичным проверке переднего колеса. Однако, чаще всего, заднее колесо скутера не имеет собственных подшипников, и вращается вместе с валом редуктора, который, в свою очередь, вращается на подшипниках, запрессованных в картер вариатора. Если заметен люфт, посторонние звуки или заедание при вращении, подшипники ведомого вала редуктора также подлежат замене.

СКУТЕР. ПОДШИПНИКИ РУЛЕВОЙ КОЛОНКИ — ДЕФЕКТОВКА

В рулевой колонке часто применяются радиально-упорные бессепараторные («насыпные») подшипники

Чтобы проверить состояние подшипников рулевой колонки, устанавливаем скутер на центральную подставку и вывешиваем переднее колесо..

• Беремся за перья вилки в нижней ее части, медленно поворачиваем вилку вправо-влево от упора до упора. Вилка должна перемещаться плавно, без заеданий, щелчков и посторонних звуков. Если присутствует хотя бы слабое изменение в усилии при повороте вилки, подшипники подлежат замене.

• Пытаемся покачать вилку вперед-назад, взявшись руками за самые концы перьев. Малейший люфт в рулевой колонке — повод сменить подшипники или проверить и отрегулировать их затяжку.

• Пытаемся покачать вилку в направлении вверх-вниз, параллельно оси рулевой колонки. Любой люфт в данном направлении говорит о недостаточной затяжке подшипников рулевой колонки, либо выходе их из строя.

Замена и обслуживание подшипников рулевой колонки подробно описаны в главе «Подшипники рулевой колонки — обслуживание

»

СКУТЕР. ПОДШИПНИКИ ДВИГАТЕЛЯ И ТРАНСМИССИИ — ДЕФЕКТОВКА

Подшипники коленчатого вала постоянно работают в масле или смазываются бензомасляной смесью (в двухтактных двигателях), и не требуют обслуживания

Подшипники, расположенные в двигателе и трансмиссии достаточно сложно диагностировать с высокой степенью точности, не прибегая к разборке узлов в которых они расположены. Хотя и тут есть некоторые косвенные признаки неисправностей.

У игольчатого подшипника верхней головки шатуна нет внутреннего и внешнего колец. Ролики (или иглы, как их еще называют) «работают» по поверхностям поршневого пальца и шатуна

Если двигатель туго проворачивается при старте (как кикстартером, так и электростартером), из двигателя слышны посторонние звуки (гул, постоянный шум, изменяющийся с изменением частоты вращения коленчатого вала, стуки), заметно падение мощности — все это может свидетельствовать о том, что какой-то из подшипников вышел из строя.

Распределительный вал тоже вращается на подшипниках качения

Однако те же симптомы могут свидетельствовать и о других неисправностях силового агрегата — в этом случае разумно будет обратиться в мастерскую для более детальной диагностики скутера.

СКУТЕР. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ СНЯТИЯ И УСТАНОВКИ ПОДШИПНИКОВ

В конструкции скутеров чаше всего применяются шариковые радиальные подшипники.

Для подобных типов подшипников применяется единый метод снятия-установки. Старый подшипник обычно выбивают из гнезда при помощи молотка и выколотки (подробнее см. Подшипники переднего колеса — замена

). Если гнездо подшипника не сквозное, то подшипник извлекается при помощи двухзахватного или трехзахват-ного съемника.

ВНИМАНИЕ!

Подшипник, извлеченный из гнезда любым из указанных способов в большинстве случаев не подлежит повторной установке, так как усилие при извлечении подшипника прикладывается к внутреннему кольцу, на весь подшипник действуют сильные поперечные перегрузки, на которые подшипник не рассчитан, и в результате которых он деформируется и уже не может выполнять своих функций. Скорее всего, повторно установленный подшипник выйдет из строя очень быстро.

В гаражных условиях удобнее всего запрессовывать подшипники при помощи торцовых головок и молотка.

  • Смазываем внешнее кольцо подшипника небольшим количеством масла или смазкой.
  • Устанавливаем подшипник в гнездо строго перпендикулярно оси гнезда. Это позволит избежать повреждений посадочной плоскости.
  • Подбираем подходящую по диаметру торцовую головку из набора инструментов (диаметр головки должен быть чуть меньше диаметра внешнего кольца подшипника).

ВНИМАНИЕ!

Недопустимо запрессовывать подшипник в картер или корпус, воздействуя на его внутреннее кольцо. Аналогично, нельзя напрессовывать подшипник на вал через внешнее кольцо.

• Легкими ударами молотка осаживаем подшипник до упора в гнездо. Следите, чтобы подшипник заходил в гнездо без перекосов на всем своем пути. Это сбережет посадочный диаметр гнезда.

В большинстве случаев, подшипники устанавливаются в свои гнезда с натягом, то есть, посадочный диаметр гнезда выполнен меньше диаметра внешнего кольца подшипника. Валы, вращающиеся в подшипниках, также устанавливаются с натягом, то есть диаметр вала больше, чем посадочный диаметр внутреннего кольца подшипника.

Если посадочный натяг невелик, то подшипник можно запрессовать «на холодную». Если натяг большой, то лучше всего использовать метод «горячей» запрессовки. Чаше всего, подшипники устанавливаются в детали из алюминиевых сплавов (картер двигателя, вариатора, литые колесные диски), что облегчает процесс запрессовки, так как алюминий имеет впятеро больший коэффициент теплового расширения, чем сталь.

Суть «горячей» запрессовки заключается в использовании свойства материалов расширяться при нагревании. То есть, если в холодном состоянии посадочный диаметр гнезда меньше, чем посадочный диаметр подшипника, то при нагревании он становится равным, или даже большим, и подшипник входит в свое гнездо без усилий, перекосов, что, несомненно, положительно влияет на долговечность самого подшипника, а также посадочных плоскостей деталей, в которые он устанавливается.

Для нагрева детали лучше всего использовать технический фен. Чаще всего, достаточно разогреть область вокруг посадочного гнезда подшипника до 100—130° С. Конечно, можно использовать газовую или бензиновую горелку, но температура открытого пламени излишне высока, и при неравномерном или слишком сильном нагреве всю нагреваемую деталь может «повести», то есть, деталь может необратимо деформироваться.

Также существует альтернативный способ «горячей» запрессовки. Вместо нагревания детали можно охладить сам подшипник. Для этого, как уже говорилось, можно воспользоваться физическим методом охлаждения — заморозить подшипник в морозильнике или обработать специальным охлаждающим спреем, который можно приобрести в магазинах автохимии. На выходе из сопла баллона спрей имеет температуру около минус 40″ С. При температуре детали около 20° С, разница температур может достигать 60° С, что вполне достаточно для заметного облегчения запрессовки подшипника.

Разумеется, для особо больших натягов (когда подшипник туго входит в гнездо даже после разогрева детали), можно использовать оба способа одновременно. То есть, нагревать деталь и охлаждать подшипник.

При наличии натяга в паре подшипник — вал, также рекомендуется пользоваться методом горячей запрессовки. Только теперь нужно нагревать подшипник, а вал охлаждать.

ВНИМАНИЕ!

Все подшипники, не имеющие постоянного притока смазки, как, например, в двигателе или в редукторе, необходимо заполнить пластичной смазкой. В зависимости от метода сборки, набивку подшипника смазкой необходимо осуществлять до запрессовки либо после, чтобы смазка не потеряла своих свойств при сильном нагреве.

ВНИМАНИЕ!

Преждевременный износ подшипников качения связан, как правило, с попаданием в подшипник воды и грязи, действующей как абразивный материал.

содержание .. 61 62 66 ..

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]