Регулировка карбюратора мотоциклов Ява-250, Ява-350
Рассмотрим регулировку карбюратора без подбора и замены жиклеров. Установленные заводом-изготовителем жиклеры обеспечивают в повседневной эксплуатации хорошую приемистость мотоцикла и возможность кратковременного движения с максимальной скоростью, например, при обгоне на шоссе. Регулировкой карбюратора определяются такие качества, как легкость и быстрота запуска двигателя, устойчивость его работы на холостом ходу и под нагрузкой, отсутствие «провалов» при переходе с одного режима работы на другой, приемистость и максимальна скорость мотоцикла и, наконец, экономичность. Сложность регулировки карбюратора заключается не в самом процессе, а в трудности более или менее объективной оценки получаемых результатов, так как в условиях индивидуальной эксплуатации возможность использования для этой цели каких-либо средств контроля, конечно, исключена. Здесь приходится целиком полагаться на техническую грамотность мотоциклиста и наличие у него достаточного опыта эксплуатации, в процессе которого вырабатываются определенные навыки обращения с техникой и, как иногда говорят, появляется «чувство машины». Однако эти качества приобретаются не сразу, поэтому мотоциклисту-новичку не следует проявлять излишнюю самостоятельность и при регулировках карбюратора, на первых
порах лучше руководствоваться соответствующими рекомендациями завода-изготовителя (табл.1), которые рассчитаны на потребителя со средним уровнем подготовки. Выполнение рекомендаций завода-изготовителя обеспечивает нормальную работу карбюратора. Индивидуальная регулировка карбюратора имеет своей целью обеспечение оптимального состава горючей смеси для любого эксплутационного режима. Строго говоря, каждому конкретному двигателю и карбюратору присущи свои особенности регулирования. Так, например, два одинаковых по конструкции карбюратора с одинаковыми параметрами дозирующих устройств и с одинаковыми положениями элементов регулировки при последовательной их смене на одном и том же двигателе могут показать различные результаты. Аналогичную картину можно получить при установке одного и того же карбюратора на различные двигатели одной конструкции. Прежде чем приступить к регулировке карбюратора, необходимо выполнить следующие предварительные операции:
В бак мотоцикла залить смесь бензина с маслом тех сортов, на которых предполагается дальнейшая эксплуатация. Снять крышку 22 (см. рис.6) поплавковой камеры, убедиться в отсутствии грязи на дне камеры. В случае необходимости карбюратор снять с двигателя, разобрать, промыть и установить на место. Установить регулировочный винт качества 5 и дозирующую иглу 17 в положения, указанные в табл. 1. Отрегулировать упор 11 оболочки троса газа, обеспечив люфт оболочки в 2-3 мм. Проверить правильность установки момента зажигания, см. гл. 4. Проверить состояние воздухофильтра. Забитый бумажный микрофильтр следует заменить, а загрязненный сетчатый контактно-масляный — промыть и пропитать маслом. Запустить двигатель; наклонным винтом количества 6 упора дросселя отрегулировать минимально устойчивые обороты холостого хода. Непосредственно перед началом регулировки прогреть двигатель, проехав на мотоцикле 5-10 км.
Выполнение перечисленных ниже операций и последовательность регулировок карбюратора рекомендуется производить в соответствии с порядком их изложения. Так как главная дозирующая система и система холостого хода функционально не связаны, потому что топливо из поплавковой камеры поступает к ним независимо друг от друга, то система холостого хода на всех режимах работы двигателя находится под воздействием разрежения и вследствие своей автономности продолжает участвовать в смесеобразовании. Особенно при частичном подъеме дросселя и в переходном режиме. Поэтому регулировку карбюратора всегда следует начинать с регулировки системы холостого хода. Регулировку карбюратора на режиме холостого хода нужно производить следующим образом. 1. Установить мотоцикл на подставку (на ровной площадке); ввинтить новые свечи марки ПАЛ-8К2 или ПАЛ-9К2. 2. Запустить двигатель. 3. Вращая винт количества 6, отрегулировать минимально устойчивые обороты двигателя. 4. Медленно вращая винт качества 5 против или по часовой стрелке, добиться максимального увеличения оборотов двигателя; винт оставить в этом положении. 5. Винтом количества 6 опустить дроссель до получения минимально устойчивых оборотов. 6. Винтом качества 5 снова установить максимальные обороты двигателя. 7. Винт количества 6 установить в положение минимально устойчивых оборотов, после чего повернуть винт качества 5 по часовой стрелке на 1/4- 1/2 оборота и оставить в этом положении. 8. Проверить устойчивость работы двигателя на холостом ходу, для чего резко прибавить и сбросить газ; двигатель при этом не должен глохнуть, в противном случае винтом количества 6 подъема дросселя следует несколько увеличить обороты холостого хода. Для того чтобы двигатель не глох при переключении передач, например, на перекрестках, что конечно, очень неприятно для мотоциклиста и других водителей, рекомендуется устанавливать несколько повышенные обороты холостого хода. Или, иначе говоря, двигатель должен устойчиво работать на холостом ходу при выжатом сцеплении с включенной передачей, конечно, при исправном сцеплении и правильной его регулировке. После смены воздухофильтра и после его очистки, а также после очистки двигателя и глушителя шума выпуска от нагара требуется регулировка малых оборотов холостого хода. Иногда оптимальная регулировка карбюратора для режима холостого хода не обеспечивает достаточно хорошего запуска холодного двигателя. В этом случае смесь следует несколько обогатить, уменьшив винтом качества 5 поступление воздуха в систему холостого хода. Некоторое переобогащение смеси на малых оборотах холостого хода обеспечит надежный запуск двигателя. От регулировки системы холостого хода существенным образом зависят пусковые качества двигателя и устойчивость его работы на малых оборотах скоростей до 50 км/ч. Регулировка карбюратора на оптимальный состав горючей смеси для режимов средних нагрузок производится изменением взаимного расположения дозирующей иглы и дросселя, при этом изменяется соотношение проходных сечений распылителя и главного воздушного канала: для обогащения смеси иглу поднимают, для обеднения — опускают, устанавливая пружинную защелку 15 в соответствующую выбранному положению иглы канавку. Для проведения регулировки карбюратора на режиме средних нагрузок рекомендуется выбрать горизонтальный участок асфальтированного шоссе длиной 1-2 км. Контролировать результат регулировки карбюратора нужно при движении мотоцикла на прямой передаче в диапазоне скоростей от 40 км/ч и выше (последнее условие не относится к периоду обкатки). Крайне желательно регулировку проводить в безветренную нежаркую погоду.
Регулировку следует производить следующим образом. 1. Проверить работу двигателя при движении мотоцикла со скоростью 60-70 км/ч при строго неизменном положении рукоятки газа (дросселя). При неустойчивой работе двигателя (двигатель срывается на работу «через такт», что является признаком богатой смеси) нужно обеднить смесь, последовательно опуская дозирующую иглу 17 и опробуя мотоцикл на ходу после каждой перестановки иглы, и добиться устойчивой работы двигателя. При устойчивой работе двигателя надо обогатить смесь, последовательно поднимая дозирующую иглу 17 и опробуя мотоцикл на ходу, добиться неустойчивой работы двигателя, после чего опустить иглу, переставив пружинную защелку на одну канавку. Иногда не удается переобогатить смесь даже при установке иглы в крайнее верхнее положение. В этом случае последнюю регулировку следует принять как оптимальную. 2. Проверить работу двигателя при переменных режимах движения с различными темпами набора скорости (на прямой передаче). Для этого сначала, медленно и равномерно прибавляя газ на участке дороги протяженностью 500-700 м, произвести разгон мотоцикла от 40 до 75-85 км/ч, внимательно следя за характером работы двигателя, который должен плавно, без резких переходов развивать обороты. Звук выхлопа должен быть резким и четким. Затем не очень резко, до достаточно энергично открывая дроссель, проверить как осуществляется разгон мотоцикла в том же диапазоне скоростей на минимальном участке дороге, т.е. оценить приемистость мотоцикла. Если при этом в работе двигателя не наблюдается перебоев и «провалов», а разгон осуществляется достаточно эффективно регулировку карбюратора можно считать закопченной. В том случае, если водителя почему-то не удовлетворяют полученные результаты или в работе двигателя (карбюратора) отмечаются явные неполадки, можно попробовать несколько изменить регулировку системы холостого хода, главной системы или того и другого месте. Как правило, этого делать не приходится, так как правильная регулировка карбюратора для «спокойных» режимов движения обеспечивает и хорошую приемистость. В процессе эксплуатации могут, однако, возникнуть условия, когда полученную регулировку карбюратора необходимо будет изменить в ту или иную сторону в зависимости от климатических условий, режима движения, загрузки мотоцикла, сорта топлива и других обстоятельств. В случае эксплуатации мотоцикла зимой надо поставить главный жиклер с большой пропускной способностью, а при эксплуатации в условиях южных регионов, а также в высокогорных районах — с меньшей пропускной способностью. Качество смеси можно контролировать косвенным путем по состоянию и цвету электродов свечей. При работе двигателя на смеси оптимального состава электроды свечей покрыты коричневым налетом, по цвету напоминающим ржавчину. Торец резьбовой части свечи может быть черного или темно-коричневою цвета. Отложение черного нагара и копоти на электродах свидетельствует о переобогащении смеси. Электроды свечей двигателя, работающею на бедной смеси, имеют налет светло-коричневого оттенка с белыми или серыми пятнами по концам. Переобеднение смеси может привести даже к оплавлению электродов. Оценку качественного состава смеси вышеописанным способом можно производить только при следующих условиях: 1. установленные перед проверкой свечи новые или в достаточно хорошем состоянии; 2. двигатель хорошо прогрет; 3. скорость движения мотоцикла (75-80 км/ч) выдерживалась постоянной на участке шоссе протяженностью не менее 1-1,5 км; 4. двигатель заглушен на ходу мотоцикла и свечи сразу же вывернуты из него (после остановки).
Профилактическое обслуживание карбюратора. Оно сводится к содержанию его в чистоте, проверке резьбовых соединений и надежности крепления карбюратора па двигателе. Если бак заправляется чистой смесью через мелкий фильтр, то очистка внутренних полостей и деталей карбюратора, помимо тех случаев, когда налицо имеется явное засорение, требуется, примерно, один-два раза в сезон (например, в середине и конце сезона, когда мотоцикл ставится на зимнюю консервацию). Для промывки карбюратор нужно снять с мотоцикла и разобрать. Для снятия карбюратора необходимо произвести следующее: 1. закрыть топливный кран; 2. отсоединить от крана бензопровод; 3. отвинтить фасонную гайку, крепящую кожух карбюратора; 4. отвинтив крышку золотникового колодца, вынуть дроссель вместе с иглой и пружиной; 5. отсоединить дроссель от крышки, сжав пружину пальцами и выведя наконечник троса из дросселя через отверстие, расположенное рядом с упором оболочки троса; у карбюратора «Йиков» 2926СД вывинтить крышку пускового карбюратора и вынуть дроссель; вывинтить держатель троса из дросселя и сжав пружину, отсоединить держатель от троса и вынуть трос из крышки; 6. разъединив дроссель (или дроссели) с тросом, снять кожух карбюратора и фасонную гайку; 7. вращая вправо и влево и одновременно нажимая вдоль оси, надвинуть, как можно глубже, на корпус глушителя шума впуска резиновую муфту с воздушной заслонкой; 8. отвинтить две гайки, крепящие фланец карбюратора к картеру двигателя, и осторожно, чтобы не повредить бумажную прокладку, отодвинуть карбюратор на шпильках назад; 9. снять карбюратор, затем, если это необходимо, прокладки, запомнив их положение; следует помнить о том, что при недостаточно аккуратном обращении прокладки (бумагу и термоизоляцию) легко повредить. Полную разборку и чистку карбюратора нужно производить в следующем порядке: 1. отвинтить крышку 3 (рис.7) золотникового колодца (если она была завернута после снятия карбюратора), вынуть пружину 27 и дроссельный золотник основною карбюратора с дозирующей иглой 25; у карбюратора «Йиков» 2926СД вывинтить крышку 23 пускового карбюратора и вынуть пружину 21 и дроссельный золотник пускового карбюратора 19 с фиксатором 20 троса; 2. отвинтить два винта 5 в крышке 6 поплавковой камеры, снять крышку и вынуть поплавок 7 с запорной иглой; 3. отвинтить снизу карбюратора колпачковую резьбовую пробку 11; вывинтить главный жиклер 9; 4. вывинтить топливный жиклер 16 холостого хода и горизонтальный регулировочный винт качества 18; винт количества 12 можно не вывинчивать; у карбюратора «Йиков» 1916СД вывинтить ключом топливный жиклер 13 пускового карбюратора, расположенный снизу; 5. промыть бензином внутренние детали: жиклеры, поплавок, золотник, иглу и пружину. 6. промыть корпус карбюратора; 7. продуть воздух в направлении, обратном ходу топлива, каналы и жиклеры, затем все снова промыть в чистом бензине, соблюдая ту же последовательность: вначале жиклеры и другие детали, находящиеся внутри, затем корпус карбюратора. При наличии на деталях карбюратора смолистых отложений карбюратор после промывки в бензине следует промыть в ацетоне. Если ацетона недостаточно для промывки всего карбюратора, надо промыть хотя бы жиклеры и каналы карбюратора, а затем все детали продуть воздухом. После продувки каналов карбюратор надо вновь промыть в чистом бензине. Сборку и установку карбюратора на место нужно производить в обратной последовательности. При установке поплавка на место конус иглы поплавка в поплавковой камере должен быть обращен вверх. Устанавливать крышку поплавковой камеры надо аккуратно, чтобы не повредить запорную иглу. При установке дросселя надо совместить имеющийся на нем вертикальный паз с направляющим штифтом, расположенным в корпусе. Предварительно надо убедиться, что дозирующая игла попала в распылитель. Дроссель с дозирующей иглой должен становиться на
место под действием собственной тяжести. Перед установкой скользящую поверхность дросселя рекомендуется слегка смазать маслом, применяемым для двигателя. Нужно помнить, что детали карбюратора изготовлены из хрупкого сплава, поэтому при затяжке резьбовых соединений нельзя применять больших усилий.
Рис.7. Детали карбюратора «Ииков» 2926СД: 1 — упор оболочки троса газа; 2 — контргайка; 3 — крышка золотникового колодца; 4 — защелка иглы; 5 — винты; 6 — крышка поплавковой камеры; 7 — поплавок; 8 — корпус карбюратора: 9 — главный жиклер; 10 — прокладка; 11 — резьбовая пробка; 12 — винт количества; 13 — топливный жиклер-пробка обогатительного устройства; 14 — прокладка; 15 — пружина; 16 – топливный жиклер холостого хода; 17 — пружина; 18 — винт качества; 19 – дроссельный золотник обогатительного устройства; 20 — фиксатор троса; 21 — пружина; 22 — дроссельный золотник основного карбюратора; 23 — крышка корпуса обогатительного устройства; 24 — контргайка; 25 — дозирующая игла; 26 – упор оболочки троса обогатительного устройства; 27 — пружина.
содержание .. 1 2 3 4 ..
Система пуска
У 634 модели была своя особенность ¬– утолитель поплавка. Он служил для запуска мотора в холодное время года. Ява 638 такой системой не обладает, однако имеется дополнительный карбюратор для запуска двигателя. Он расположен внутри основного. При старте холодного двигателя он делает горючую смесь более насыщенной. Чтобы он начал свою работу, включается специальный тумблер. После прогрева его выключают. Такая система хорошо работает только при опущенном дросселе, в противном случае пусковой карбюратор не будет выполнять своей функции.
Важно следить за чистотой жиклера. Его близкое расположение и запрессованность в камере поплавка, обеспечивает впрыск в диффузорное отверстие. От расположения зависит количество подаваемой эмульсии.
Важно не забывать, что регулировка карбюратора ЯВА 638 сильно влияет на подачу топлива и тем самым создает правильную топливовоздушную смесь. В случаях, когда заметен недостаток мощности или слышны хлопки в выхлопной системе, необходимо настраивать игольный клапан, производящий впрыск горючего в камеру сгорания.
РЕГУЛИРОВКА ХОЛОСТОГО ХОДА КАРБЮРАТОРА ЯВА 638 2928CE
Вначале упором золотника устанавливаем минимально устойчивые обороты (винт_1) (для обкатанного двигателя это 600—1000 об/мин). Затем, вращая винт качества (винт_2), ищем положение, при котором обороты будут максимальными. Делается это не спеша. Каждый раз винт надо повернуть не более чем на 1/4 оборота и некоторое время подождать, пока частота вращения стабилизируется. Конечно, обороты определяем по штатному тахометру. Имейте в виду, что отворачивание винта качества (винт_2) более чем на два оборота неэффективно, при дальнейшем отворачивании обеднения практически не будет. После того, как найдено положение наибольших оборотов, золотник немного опускаем, пока обороты не снизятся до ранее установленных. Затем можно попытаться винтом качества поднять обороты, то есть уточнить положение винта качества. Регулировка карбюратора ява проводят только на прогретом двигателе.
УСТАНОВКА УРОВНЯ ТОПЛИВА В ПОПЛАВКОВОЙ КАМЕРЕ КАРБЮРАТОРА ЯВА 638 2928CE
Теория (Регулировка карбюратора ява jawa 638 2928CE): Поплавковый механизм состоит из сдвоенного поплавка из пластмассы, поплавковой камеры и игольчатого клапана. Для того чтоб правильно настроить уровень топлива в поплавковой камере, карбюратор отсоединяют от движка и снимают с карба нижнюю крышку. Уровень нужно выставить на расстоянии 11 мм от плоскости разъема между самим корпусом карбюратора и пластмассовой поплавковой камерой.
Решение(Регулировка карбюратора ява jawa 638 2928CE): корпус с поплавками располагаем на край пол-литровой стеклянной банки и соединяем тонким шлангом с топливным баком. Открываем краник бака и ждем, когда уровень топлива установится. Учитывая, что высота буртика внизу корпуса 2 мм, он должен находиться в 9 мм от верхнего края банки. Если уровень не получается таким, то надо подогнуть язычок между поплавками пока уровень не установится в 9 мм от краев банки
Главная дозирующая система
Когда дроссель поднимается на высоту от пяти миллиметров, срабатывает главная дозирующая система. Здесь происходит создание полноценной смеси для усиленной работы двигателя. Однако перед созданием смеси топливо проходит по кольцевому каналу. Там же в него попадает небольшое количество воздуха. После попадания в диффузор горючее обогащается воздухом от основного потока.
Повлиять на качество смеси можно изменением угла иглы впрыска или размером главного отверстия. При этом отверстие играет основную роль обогащения смеси при поднятом дросселе, тогда как игла лишь при среднем положении. Когда диффузор полностью открыт, необходимо добиться максимальной мощности. Этого можно добиться большим качеством горючей смеси. В таком случае, можно подобрать жиклер необходимого размера и произвести его установку. Обычно новым жиклером служит стандартный, в котором увеличивают отверстие.
Эконостат
Эконостат является системой, обогащающей смесь при высоком положении дросселя. Его устройство очень простое. Суть работы заключается в заборе горючего трубой из камеры поплавка. Через каналы горючее поднимается в диффузор и распрыскивается перед дросселем. Это помогает воздуху обходить дроссель при его малом открытии.
В заключение отметим, что после каждых проведенных работ очень важна регулировка карбюратора ЯВА 638, видео о которой смотрите в конце статьи. Также необходимо своевременно проводить техническое обслуживание карбюратора, суть которого состоит в чистке основных рабочих элементов. Промывку необходимо осуществлять как можно чаще, желательно в солярке или бензине. Смолянистые участки лучше обработать едкими веществами, например, ацетоном. В остальном система не доставит вам проблем.
Для Явы 638 создали карбюратор нового типа для того, чтобы поднять мощность двигателя. Увеличили диаметр диффузора до 28 мм (прежний 26); ввели дополнительные системы и усложнения. Остался от прежнего карбюратора единственный элемент – цилиндрический золотник, который по сравнению с советскими карбюраторами К-62 обеспечивает равномерное и тонкое распыление смеси. Крепление карбюратора к двигателю осуществляется через кольцо-вкладыш, сделанное из бензомаслостойкой резины. Повернув карб на 90 градусов очень просто снять крышку, переставить иглу в другое положение, почистить жиклеры и поплавковую камеру.(см. продолжение)
Холостой ход
Сразу после старта двигателя система начинает работать на холостом ходу. Как и пусковой карбюратор, такая система действует при низко опущенном дросселе. Состоит она из отверстия, эмульсионных патрубков, болта, регулирующего качество смеси и поступательных каналов. Поскольку подача воздуха намного легче горючего, регулировка выполняется при помощи болта. Чем сильнее его затянуть, тем ниже будет осуществляться проходимость потока воздуха. Не перебарщивайте с подачей воздуха, если его будет слишком много, смесь обеднеет и потеря мощности станет очень заметной.
Доработка и тюнинг
Так как новая ява 638 пользуется огромной популярностью и спрос на этот мотоцикл не утихает, умельцы продолжают дорабатывать как внешний вид мотоцикла, так и его характеристики. В интернете можно найти множество отзывов и интересных технических решений по тюнингу этого мотоцикла.
Изменение внешнего вида порой настолько кардинальное, что сложно поверить в то, что этот мотоцикл когда-то был классической явой. Меняются колесные дики на литые легкосплавные, старая вилка переднего рулевого колеса заменяется более усовершенствованную, удлиненную, меняются сиденья и фара. Фантазии изобретателей просто нет предела.
Для улучшения ходовых характеристик производят замену барабанных тормозов на более качественные дисковые. Для увеличения срока службы двигателя меняются посадочные гнезда подшипников, тем самым улучшая их смазку.