Проект «Форсировка двигателя ИЖ «Планета-5»
Тема: «Форсировка двигателя ИЖ «Планета-5»
Актуальность темы.
На современном рынке присутствует большое количество техники. Данная техника дорогая и имеет сложную конструкцию двигателя. Советские двигатели ИЖ по своим характеристикам отстают от зарубежных аналогов, но они имеют простую конструкцию и легко поддаются модернизации. Несколько десятилетий назад отечественные мотоциклы пользовались большим спросом, как в России, так и в странах ближнего зарубежья. Основными покупателями такой техники были сельские жители. Причина такого интереса понятна — простота конструкций и низкая цена. В отдалённых от города поселках не было специализированных центров для ремонта мотоциклов, поэтому местным жителям приходилось самостоятельно решать проблемы с ремонтом двигателя. Им это удавалось без особых проблем. Со временем облик нашей страны менялся, менялись и потребности современного человека. Сейчас встретить советский мотоцикл на улицах поселка, а уж тем более города большая редкость. Это связанно с тем, что российская современная мототехника сильно уступает по своим техническим решениям зарубежным производителям. Для улучшения качества работы моего личного мотоцикла ИЖ «Планета5» я решил модернизировать его двигатель.
Гипотеза:
форсировка советского двигателя ИЖ «Планета» поможет изменить его технические параметры, что обеспечит устойчивую и равномерную работу двигателя, как на холостых, так и на высоких оборотах, увеличит мощность, сбалансирует подачу топлива в цилиндр.
Цель:
форсировка двигателя ИЖ «Планета» для последующего повышения качества его работы.
Задачи:
1. Изучить литературу по данному вопросу.
2. Выбрать основные узлы для форсировки двигателя.
3. Найти необходимые элементы для форсировки двигателя и оценить экономическую выгоду.
4. Модернизировать двигатель.
В процессе работы я использовал следующие методы исследования
:
1.теоретические (моделирование, проведение аналогий, сравнительного анализа, обобщение, интеграция)
2. эмпирические (проведение эксперимента).
3. математические (метод визуализации данных)
Объект:
мотоцикл ИЖ «Планета-5».
Предмет:
двигатель ИЖ «Планета-5».
Выводы:
1.Изучена литература по данному вопросу.
2. Обоснованно выбраны основные узлы для форсировки двигателя.
3.Модернизированы выбранные узлы двигателя мотоцикла ИЖ «Планета-5».
Модернизации подверглись несколько узлов, что привело к следующим результатам:
1)двигатель работает устойчиво на холостых и высоких оборотах;
2)увеличился ресурс двигателя;
3)увеличилась скорость двигателя;
4)уменьшилась вибрация;
5) в качестве топлива можно использовать марку бензина 92.
В результате выполнения данной работы была проведена форсировка двигателя ИЖ «Планета» 5.
Серийное производство отечественных мотоциклов тесно связанно с деятельностью Петра Владимировича Можарова. Этот выдающийся механик, талантливый конструктор в 1928 году подал предложение правительству по выпуску серийных мотоциклов на заводах города Ижевска. Именно под его управлением создавались, испытывались и шли в серию первые мотоциклы под маркой ИЖ. К концу 1979 года Ижевск стал самым главным городом по изготовлению мотоциклов в бывшем СССР. Конвейеры его заводов могли ставить на ход 350 тысяч единиц техники в год. Именно в эти годы появился знаменитый на всю страну мотоцикл ИЖ «Планета». Эта серия породила массу удачных машин, неприхотливых в эксплуатации и надёжных в любых условиях использования. Ярким примером стал любимый многими мотоцикл ИЖ «Планета — 5».
ИЖ «Планета-5»
— дорожный мотоцикл среднего класса, предназначенный для езды по дорогам с разным покрытием. Выпускался Ижевским машиностроительным заводом с 1987 по 2008 год. Неприхотливая и относительно недорогая модель мотоцикла пользовалась заслуженной популярностью. В процессе производства мотоцикл много раз модернизировался по ходовой части и двигателю. Также имеет несколько вариантов комплектации.
Двигатель, устанавливаемый на данные модели, обладает сравнительно высокой тягой на малых оборотах. К мотоциклу возможно присоединение бокового грузового или пассажирского прицепа, или универсального грузового модуля. Также на него можно дополнительно устанавливать багажник и коленные щитки.[1]
Для снижения усилия выключения сцепления на мотоцикле используется многодисковая (6 пар) муфта сцепления с усиленными шлицами ведущих дисков и кулачковым механизмом выключения сцепления. Виброгасители рёбер цилиндра вместе с воздухоочистителем увеличенного объёма предназначены для снижения уровня шума, производимого мотоциклом. [1]
Мотоцикл ИЖ «Планета-5-01» является дальнейшей модернизацией мотоцикла «ИЖ Планета-5» .[2]
Мотоцикл начал выпускаться в 1995 году, производство завершено в 2007 году. Часть технических решений по мотоциклу были лицензионные и изначально предназначались для перспективной модели «ИЖ — Орион».
В системе электрооборудования применен генератор на постоянных магнитах, с бесконтактной системой зажигания, работающей независимо от аккумуляторной батареи, с автоматически регулируемым опережением зажигания.
Двигатель оборудован насосом раздельной системы смазки, что исключило необходимость подготовки, и использования в системе питания мотоцикла смеси бензина с маслом.
Коробка передач четырёхступенчатая с эксцентриковым механизмом выключения муфты сцепления и усиленной моторной цепью.
Тормоз переднего колеса — дисковый с гидроприводом или двухкулачковый с механическим приводом. В подвесках колес применены амортизаторы с улучшенными характеристиками и пружинами отбоя, рычаг подвески заднего колеса на подшипниках качения или скольжения. Изменена кинематика привода тормоза заднего колеса.
Технические параметры мотоцикла.
Параметры | Значения | Примечания |
Вес | 158–165 кг | Средний весовой класс по классификации СССР. Вес выпускаемых сегодня классических мотоциклов находится в пределах от 70 до 250 кг |
Вес максимально допустимой нагрузки | 170 кг, включая 20 кг багажа | |
Клиренс (при максимальной нагрузке) | 135 мм | |
Колеса | спицованные | |
Расстояние между колесными осями | 145 см | |
Габариты (не учитываются дуги безопасности, багажник, зеркало и полуобтекатель). | ||
Длина | 220 см | |
Ширина | 81 см | |
Высота | 120 см | |
Электроаккумулятор | 6МТС-9, 12 В, 9 А.ч | |
Электрогенератор | 7.107-3701010, однофазный, 90 Вт, 14 В | |
Расход топлива и скорость мотоцикла | ||
Емкость топливного бака | 19 л | Такая вместимость бензобака позволяет проезжать около 300 км без заправки по пути. Заправочные емкости получили подробное описание в руководстве по эксплуатации. |
Расход бензина (на 100 км) | 5–6 л | Современные аналогичные по характеристикам мотоциклы расходуют на 100 км пути 3 л топлива. |
Максимальная скорость езды | 120 км/ч | Зависит от состояния двигателя и прочих факторов. Максимальная скорость сегодняшних аналогов составляет 100–140 км/ч, причем, не стоит забывать о наличии у них пятой передачи. |
Время достижения 100 км/ч | 12–15 сек | |
Тормоза. | ||
Тормоза переднего и заднего колеса | барабанные с механическим приводом | В настоящее время барабанные тормоза считаются устаревшими, а современные мотоциклы оснащаются дисковыми тормозами – одинарными либо двойным. |
Тормозной путь | 6,5 м – при 30 км/ч 42,6 м – при 80 км/ч |
Технические характеристики двигателя
Двигатель | |
Модификация | Иж-П5 сб. 1-0 |
Тип | рядный |
Тактность | 2 |
Цилиндры / Глушители | 42005 |
Рабочий объем, куб. см | 346 |
Максимальная мощность, кВт (л.с.) | 16,2 (22) |
Система смазки | совместная |
Система охлаждения | воздушная |
Система питания | |
Тип карбюратора | К65-И |
Марка бензина | А 76 |
Объем топливного бака, л | 18 |
Расход топлива, л/100 км | 6 |
Электрооборудование | |
Система зажигания | батарейная контактная |
Система запуска | кикстартер |
Источник электроэнергии | аккумуляторная батарея, 12 В |
Трансмиссия | |
Сцепление | многодисковое в масляной ванне |
Коробка передач | 4-ступенчатая |
Главная передача | цепная |
Проблемы двигателя и его недостатки:
1)Вибрация двигателя;
2)Большой расход топлива при поднятие иглы карбюратора;
3)Слабое ускорение набора скорости;
4)Залип поршня к стенкам цилиндра;
5)Недоработка контактного зажигания (искра опережает поршень).
План работы.
1) Замена стандартных подшипников на японские (не ниже 6 качества) фирмы АОУО. Замена подшипников необходима, так как обороты после форсировки двигателя возрастут, а штатные отечественные подшипники низкого класса и качества не выдержат повышенных оборотов и нагрузка. Замена подшипников увеличит ресурс двигателя.
2) Замена стандартного поршня. При работе двигателя стандартный поршень подвергается залипанию об стенки цилиндра, что дает отрицательные положения. Такое действие ведет к разрушению зеркала цилиндра. Стандартный поршень можно заменить японским.
3) Увеличения степени сжатия горючей смеси. Увеличение степени сжатия является одной из основных методик поднятия мощности двигателя. Тем самым можно получить больше отдачи с того же объема двигателя. Одним словом мощность повысится, а расход останется на прежнем уровне. При этом придется заправляться высокооктановым топливом.
4)Усовершенствовать балансировку коленчатого вала, а так же его структуру. Балансировка коленчатого вала позволит раскрутить его до высоких оборотов.
5) Увеличить объем цилиндра путем расточки каналов. После этого, наполнение горючей смеси будет, происходит быстро и равномерно. Поднимется мощность двигателя.
7) Установить карбюратор Микуний. Установка данного карбюратора увеличит подачу топлива, что позволит, сбалансировано подавать топливо в камеру сгорания.
Изменение электроники.
Результат.
При доработке и изменения технических параметров данного двигателя мы имеем:
1) Двигатель работает устойчиво на холостых и высоких оборотов;
2) Увеличился ресурс двигателя;
3) Увеличилась скорость двигателя;
4) Уменьшилась вибрации;
5) В качестве топлива можно использовать марку бензина 92.
Кроме своего основного назначения – ездить, мотоцикл ИЖ «Планета — 5» является отличным помощником, и замечательным подспорьем в приусадебном хозяйстве. Неприхотливая машина обладает отличной проходимостью, а при комплектации её боковым либо другим универсальным прицепом, способна перевозить за раз до 250 килограммов различного груза. Не редки случаи, когда после модернизации и переделки мотоцикл ИЖ «Планета -5» превращали в снегоход, а порой и мини – трактор. Современный рынок предлагает большой выбор различных моделей мотоциклов на любой вкус и кошелёк, однако, хочется надеяться, что и у новых ижевских моделей появится столько же почитателей и любителей как у старенького, но ещё живучего ИЖ «Планета-5».
Источники.
«Планета-Спорт» — один из лучших советских мотоциклов, с которым наша промышленность вышла в зенит. Яркий и оригинальный дизайн, достойные «цифры» и импортные комплектующие позволяли ему на равных конкурировать с «иномарками» даже на внешних рынках – немыслимый по сегодняшним меркам успех.
Этот текст написан для сентябрьского номера журнала «МОТО», который не вышел, также, как октябрьский и ноябрьский. Пережив «проклятые 90-е», вставание с колен 00-х и стабильность начала 10-х, нынешнее положение дел журнал, судя по задержке, не выдержал. Сегодня хорошо отреставрированный «ПС» один из немногих отечественных мотоциклов, действительно представляющих ценность для фанатов, а ценники растут с каждым годом. Спрос тащит цены и на запчасти, к которым все чаще приклеивают десяток ярлыков – «раритет», «дефицит», «ранний» и «японский». Для красного угла в гараже – да, но не больше.
В качестве мотоцикла на «эвридей» куда лучше подойдет японская некроклассика, лицом которой стала Yamaha SR400. Появившаяся в 1978 году, она может считаться ровесницей «Планеты-Спорт», дебютировавшей в 1973, и куда более успешной – на некоторых рынках ее продают до сих пор. Чем не основа для рестомода?
Объединение двух бабушек в этом любовном экстазе не казалось проблемой в теории, но на деле заняло много времени. Главная проблема – бак от ПС, который отказывался усаживаться на толстую трубу ямаховской рамы, выполняющую роль маслобака. На помощь пришел друг, пожертвовавший нижнюю часть своего старого бака от SR и приваривший к ней верх от «ПС».
Крылья и светотехника встали без особых проблем, а вот с седлом и «флажками» вилки в сервисе пришлось повозиться, сварив кронштейны и выточив переходники. На ранние «ПС» клеились наклейки, но им предпочел поздние увесистые металлические шильдики, такие украшательства выглядят убедительнее.
Самым дорогим приобретением стал ранний спидометр с «обратной» оранжевой стрелкой, его удалось «подружить» с ямаховским приводом спидометра. А вот пульты и рычаги остались родными, японскими, очень уж органично вся эта старорежимная фурнитура вписалась в облик рестомода.
Единственное, что выдает в нем реплику: выхлоп, расположенный с «неправильной» стороны, и крупный 4-тактный мотор. Режет не только глаз, но и нос – в купаже выхлопа никаких сладких ноток сахара-рафинада и сгущенки, поэтому назвать этот мотоцикл ненастоящим могут даже слепые.
upd 14:12 А тут к посту и видеоролик подоспел с участием сабжа.
Двигатель. Планы.
Итак, был разобран и отмыт двигатель. В целом состояние на твердую четверку. Что мы имеем:
1. Цилиндр родной. Первый ремонт. Промер, да и визуальный осмотр показал, что после расточки цпг даже не прошла обкатку. Но поршень в помойку, качество его отвратительное.
2. Коленчатый вал. Ожидал увидеть новодел. Но нет, имеем советский коленвал без люфтов и осевых биений (очень удивлен, если честно).
3. КПП в отличном состоянии. Прилегание пар зацепления довольно неплохое (контроль на краску показал прилегание 5 из 5-ти)
4. Усиленная (широкая) моторная передача. Новодел (с обратной стороны корзины предыдущий владелец даже голографическую наклейку не отодрал). Сделано довольно качественно, посмотрим, как себя покажет.
5. Картер в неплохом состоянии, целые, без задиров и вмятин привалочные плоскости.
По проблемам-вылезла классическая болезнь ижей (ну и «колхозного» ремонта в целом)-многие посадочные места под подшипники прослаблены. Подшипники с небольшим усилием извлекаются и устанавливаются рукой. Предыдущий хозяин был немного далек от принципа работы мотоциклетной кпп. Как я это понял? Все подшипники новые. И все стоят закрытые. Боже, в кпп закрытые подшипники… Я был очень и очень удивлен, если не сказать больше…
Двигатель я разобрал и отдефектовал около недели назад. Всю эту неделю я занимался доводкой двигателя и ожиданием ништяков.
Что делал? В инете полно бесполезной информации по доводке двигателя ИЖа. 90% из нее-полнейшая ерунда. Все вносимые мной изменения-проверенные мной лично на мотоциклах товарищей много лет назад. Но теперь все это делается с очень грамотным подходом.
Что мы хотим от мотора-увеличить приемистость, мощность при приемлимом ресурсе и расходе. Необходимо увеличить наполнение цилиндра. Делается это путем увеличения фазы впуска и продувки. Чтобы увеличить обороты, изменим фазу выпуска.
Итак. ЦПГ. Заводской цилиндр порадовал совпадением окон в рубашке и гильзе. Уже неплохо. Впускное окно-3 мм вниз. Больше не имеет смысла (опираюсь на теорию и личный опыт). Продувка-очищаем все каналы от дефектов литья, сглаживаем углы и поднимаем продувочные окна на 2 мм вверх. Выпускное окно тоже не избежало встречи с бормашинкой). Его мы подняли на 2 мм (больше и не хотел, нет цели добиться оборотов over 10 000 +). Полировка-спорный вопрос. Полировка в зеркало особых эффектов не дает. Можете сколько угодно спорить. Главное условие-отсутствие уступов, шероховатостей и острых углов. Шлифовки 800 наждачкой вполне достаточно. Поршень был изготовлен на заказ (обошелся мне в 1500 р, ибо я не хотел мучаться с китайским поршнем с рынка, отлитым из ложек и вилок). Заказывал по заводским чертежам с учетом всех допусков, натягов и элиптичности. Передняя кромка поршня имеет вырез на 3 мм, а вырезы боковые соответствуют окнам в гильзе (чтоб не пилить потом поршенек). Но днище поршня я все-таки заполировал. Кольца и поршневой палец из советских запасов (личная коллекция)
Головку пока не подрезал-сделаю это после сборки мотора, дабы не переборщить и не столкнуть поршень с головой лицом к лицу))) так как я не помню положение поршня в вмт. Будем замерять позже пластилином.
Подшипники все заказывал по первому классу точности. Маде ин германия и франция. Хотел заказать «элиту» (NTN), но понял, что оригинал найти крайне непросто (Хондоводы меня поймут). Комплект подшипников с учетом доставки обошелся примерно в 5 тысяч рублей. ИЖеводы назовут меня мажором и понторезом, типа и на российских ижак нормально едет). Ну для них и дизельное масло в КПП номально (для меня это полный кошмар). Но мы-то собираем нормальный мотор)
Сегодня в обед забрал картер от расточника-подгонялись посадочные места под новые подшипники. К сборке в принципе готовы. Все детали прошли дефектовку, замеры.
Всем, кто осилил этот текст желаю удачи)
Продолжение не за горами!
Теги
- Доработка двигателя
- тюнинг