- Для чего нужен демпфер на мотоцикл
- Как выбрать демпфер на руль мототехники
- Стоимость демпфера на мототехнику
В современном мире встречаются мотоциклы с различными конструктивными особенностями. Многие модели мототехники далеки от идеала. Ведь производители не могу все предусмотреть. Во время эксплуатации мотоцикла владельцы сами определяют, чем стоит дополнить свой байк, чтобы езда на нем была комфортной и безопасной, и чтобы он прослужил долгие годы.
Руль играет важную роль во время езды. Он позволяется направлять движение транспортного средства в пути. Однако во многих моделях мотоциклов данная часть мототехники имеет свои недостатки, которые заключаются в некачественном креплении. По этой причине на дороге рулевое управление может выйти из строя и случится авария. Поэтому следует приобрести для своего байка демпферы.
000_moto_0612_086
Главная проблема при выборе демпфера — его совместимость с вашей моделью мотоцикла. Ведь такую редкость обычно везут на заказ. Прежде чем исправлять характер мотоцикла установкой рулевого демпфера, приведите в порядок подвески и ходовую часть. Азбучная истина, но многие об этом забывают.
Главная проблема при выборе демпфера — его совместимость с вашей моделью мотоцикла. Ведь такую редкость обычно везут на заказ. Прежде чем исправлять характер мотоцикла установкой рулевого демпфера, приведите в порядок подвески и ходовую часть. Азбучная истина, но многие об этом забывают.
Начнем с теории. Любая система способна колебаться как струна. И как у струны, у любой системы есть определенная резонансная частота. Если внешние воздействия по своей частоте приближаются к резонансной частоте системы, то амплитуда ее колебаний быстро увеличивается — возникает резонанс. Классический пример такой ситуации — мост, по которому маршировала рота солдат. Частота их шага совпала с резонансной частотой моста, и усилившиеся колебания разрушили конструкцию. В девятнадцатом веке несколько мостов упали именно из-за этого. После чего военным запретили идти в ногу на мостах.
Корпус мотоцикла — не исключение. Это тоже система, подверженная резонансу. И внешние вибрации (спровоцированные неровностями дороги или неудачным приземлением с вили) способны раскачать ее до полной потери устойчивости и управляемости. Вобблинг (wobbling) — очень неприятное слово для мотоциклиста — означает усиливающуюся раскачку руля вправо и влево, и это часто приводит к полной потере управления (и, как следствие — к падению). Уменьшить вероятность возникновения вобблинга возможно. Прежде всего, для этого необходимо поддерживать ходовую часть мотоцикла и подвески в исправном состоянии. Износ или неподходящие настройки амортизаторов усиливают опасный эффект. Но даже абсолютно новый мотоцикл еще не гарантирует противодействие резонансу. Помочь призван рулевой демпфер. В целом эта деталь мало отличается от гидравлического амортизатора, но имеет несколько важных особенностей.
Классический рулевой демпфер представляет собой трубку, заполненную маслом со штоком и поршнем внутри. Корпус крепится к раме мотоцикла, а шток — к вращающейся части рулевой системы — обычно перу вилки или траверсе. При перемещении поршня масло перетекает из одной полости в другую через маленькое отверстие. Если у поршневого демпфера есть возможность регулировки, значит, проходное сечение отверстия, через которое перетекает масло, можно изменять.
Большинство поршневых демпферов имеют линейную регулировку. То есть сопротивление демпфера в штатной ситуации, при медленной скорости вращения руля, будет таким же, что и при возникновении вобблинга. Другими словами, демпфер либо слишком тугой для комфортной рулежки, либо слишком легкий для спасения от неожиданной болтанки. Для трека такой компромисс приемлем, ведь вертеть рулем там не придется. Если трек не блещет идеальным покрытием, можно затянуть демпфер потуже. А вот для движения по дорогам его не стоит перетягивать.
Пожалуй, единственное исключение среди этого типа демпферов — узлы Hyperpro серии RSC, сопротивление которых растет с увеличением скорости, позволяя совместить комфорт и безопасность.
Значительно позднее поршневых распространение получили лепестковые (роторные) демпферы. До эры повсеместного внедрения компьютерного дизайна и станков с ЧПУ, их создание оставалось крайне дорогостоящим. Но теперь цена роторных демпферов сравнима с ценой лучших образцов поршневых. При отсутствии явных минусов у роторных систем есть три ощутимых преимущества. Первое — значительно более широкий спектр регулировок. Второе — они компактнее и удобнее для установки (при наличии правильного адаптера). И третье — роторные демпферы не так сильно страдают при падениях, как поршневые. За это их полюбили кроссмены, ранее вообще не применявшие демпферы.
Как выбрать подходящий демпфер? На рынке спортивных запчастей пока еще достаточно надежно работает правило: дороже, значит лучше. Выбирая изделия от самых именитых производителей, можно рассчитывать на отличный результат. В чем разница? Вес, прочность крепления, а также четкость и прозрачность регулировок — вот что выделяет хороший демпфер. Но эти качества в первую очередь смогут оценить гонщики. Для водителей дорожных мотоциклов точность регулировок не важна. Главное, чтобы в нужный момент погасились ненужные колебания. Поэтому подойдут и демпферы средней ценовой категории. Совсем дешевые изделия я бы исключил как не вполне надежные.
Переходя от теории к практике, нужно приготовиться к сюрпризам. Прежде всего, у нас на родине в наличии такой неходовой товар встречается редко и, как правило, случайно. Поэтому в магазине обычно берут предоплату и везут деталь на заказ. А получив долгожданный предмет, клиент нередко удивляется, почему же он никак не встает на мотоцикл. Нюансы года выпуска и версии модели могут сыграть злую шутку. Ведь порой в каталогах производителей тюнинга много неточностей, а профессионализма работников онлайн-магазинов не хватает. Поэтому проверьте заказ сами (неплохо отыскать по Интернету тех, кто уже покупал такие узлы и посмотреть их воочию или попросить снять размеры). А еще лучше покупать подобные вещи там, где их смогут и установить. Тогда проблема установки не станет лишь вашей головной болью.
После установки обязательно проверьте, чтобы руль вращался свободно в пределах крайних упоров. Демпфер не может и не должен ограничивать его ход. Убедитесь также, чтобы ни корпус, ни шток, ни кронштейны крепления демпфера не задевали за детали ходовой части или облицовки мотоцикла.
Как только вожделенный предмет займет свое законное место на вашем мотоцикле, можно приступать к регулировке. Здесь все просто. Руль должен вращаться легко. Иначе у вас возникнут проблемы при маневрировании и, что еще хуже, мотоцикл перестанет точно держать прямую. Если при приземлениях с вилли или при наезде на неровности мотоцикл начинает разбалтывать, подтяните регулировочный винт на один — два щелчка и повторите тест.
И еще: зачастую причиной вобблинга может стать сам пилот. Излишне вертикальная посадка и манера изо всех сил хвататься за руль при первых признаках его колебания лишь усиливают эффект. Поэтому, почувствовав неладное, переместите вес вперед и ослабьте хватку руля. И да поможет вам демпфер!
Рулевой демпфер на мотоцикл
Езда на мотоцикле привлекает большое количество людей. Она предлагает большие возможности для путешествий и обычных поездок по городу. Быстрая езда может пагубным образом сказаться на техническом состоянии любого мотоцикла.
Она приводит к тому, что руль начинает разбалтываться. В итоге рулевое управление может выйти из строя. Поэтому необходимо использовать демпфер на мотоцикл. На рынке он представлен в различных вариантах. Мотосалоны предлагают множество вариантов.
Демпферы на мототехники применяются в ситуациях, когда:
- водитель точно знает, что он будет выжимать из своего мотоцикла максимальную скорость.
- водитель уверен, что он будет принимать участие в спортивных мотосоревнованиях.
- водитель видит то, что его рулевое управление начинает работать не лучшим образом.
Для того чтобы демпфер работал должным образом и надежно фиксировал рулевое управление необходимо установить его правильным образом. Это позволит чувствовать себя комфортно и безопасно во время пути.
Установка демпфера является несложной задачей. С ней может справиться любой мотоциклист. Для этой цели к каждому подобному изделию прилагается подробная инструкция. Она позволит надежно зафиксировать руль, чтобы во время езды он не расшатывался.
001_moto_0612_086
Поршневой демпфер шведской фирмы Ohlins — одного из лидеров в области гоночной гидравлики. Идеален для трека. Имеет линейную характеристику и прецизионную регулировку. Компенсационная камера нужна на случай нагрева масла. Фантастический стиль и качество. Цена соответствует.
Поршневой демпфер шведской фирмы Ohlins — одного из лидеров в области гоночной гидравлики. Идеален для трека. Имеет линейную характеристику и прецизионную регулировку. Компенсационная камера нужна на случай нагрева масла. Фантастический стиль и качество. Цена соответствует.
Что это и как работает
Название у «примочки» англоязычное и происходит от глагола damp, которое переводится не иначе как «гасить». Прямой функцией гасителя, как его еще называют, является смягчение колебаний руля. Попадание колес в ямы или пересечение неровной, каменистой местности отдается встрясками и ударами, проходящими через систему рулевого управления. Это уменьшает степень контроля за автомобилем, а также заставляет водителя прикладывать существенные усилия, чтобы удержать «баранку» в нужном положении. Демпфер в данной ситуации играет роль своеобразного амортизатора, превращающего вождение в спокойный, плавный процесс.
Устройство представляет собой емкость продолговатой формы, внутри которой находится масло. Полость резервуара разделяется надвое подвижной перегородкой, оснащенной клапанами. Когда автомобиль на ходу, перегородка внутри гасителя начинает смещаться, позволяя маслу перетекать между разделенными полостями благодаря регулируемым отверстиям.
Буферный эффект демпфера зависит от размера клапанов, которые регулируют скорость тока смазочных материалов. Чем больше диаметр настраиваемого отверстия, тем мягче будет управление машиной. И наоборот, минимальный размер дырок способствует увеличению чувствительности и жесткости рулевой подвески.
Демпфер рулевой рейки может быть двух типов:
- Телескопический. Перегородка имеет поршневую конструкцию. Связь происходит движущимся штоком.
- Роторный. Устройство такого типа связано с вращающейся осью, а также имеет большую устойчивость к механическим повреждениям, чем первый тип. Устанавливается преимущественно на двухколесных «железных коней».
006_moto_0612_086
Демпфер Fastway американской фирмы PROMOTO Billet имеет аж пять регулировок. Можно отрегулировать сопротивление на медленной и быстрой скорости вращения руля, сопротивление при возврате в центральное положение, угол поворота, при котором усилие демпфера уменьшается, и степень уменьшения. Нужно ли вам столько? Да, если вместо тренировки вас увлекает возня с настройками.
Демпфер Fastway американской фирмы PROMOTO Billet имеет аж пять регулировок. Можно отрегулировать сопротивление на медленной и быстрой скорости вращения руля, сопротивление при возврате в центральное положение, угол поворота, при котором усилие демпфера уменьшается, и степень уменьшения. Нужно ли вам столько? Да, если вместо тренировки вас увлекает возня с настройками.
Без колебаний: устанавливаем рулевой демпфер
Стоимость демпфера на мототехнику
Каждый современный мотоциклист должен быть готов к тому, что приобретение дополнительных элементов и запасных частей на мотоцикл может обойтись с большую сумму. Демпферы от разных производителей обладают различной стоимостью. Она может достигать нескольких десятков тысяч рублей.
В среднем в нашей стране демпферы для разных моделей мотоциклетной техники стоят примерно 18 тысяч рублей. Индивидуально для каждой модели мотоцикла можно подобрать свой вариант.
Однако стоит отметить, что чем дороже ваше транспортное средство, тем больше придется заплатить за его комплектацию всем необходимым. Демпферы на импортные модели мотоциклов и на дорогостоящие модели спортивных байков обходятся владельцам от 50 тысяч рублей.
Без демпфера на мотоцикл нужно будет произвести более высокие затраты, если рулевое управление выйдет из строя. Ведь проведение ремонтных работ наряду с приобретением новых запасных частей будет стоить гораздо дороже, чем приобретение одного маленького элемента, предотвращающего поломку.
Плюсы и минусы
При соблюдении правил установки, а также ее целесообразности, проведенное за рулем время становится более комфортным.
Модификация автомобиля позволяет:
- улучшить управление в условиях повышенной неровности дороги;
- снизить степень усталости рук водителя;
- улучшить состояние шин благодаря более равномерному износу протекторов.
Работа устройства нацелена на то, чтобы удерживать положение руля, гарантирующее стабильное движение прямо. Однако эта особенность может стать недостатком в случаях, требующих осуществления резких поворотов – изменение положения рулевого колеса потребует некоторых усилий.