«Рига-11» (мопед): технические характеристики и особенности

Известный в советские времена «Саркана Звайгзне» – рижский мотозавод, специализирующийся на выпуске легких мопедов. На то время они были одними из лучших представителей в своей категории. Одиннадцатая модель сменила седьмую серию. Единственным изменением стал вынос топливного бака сзади поверх рамы, что облегчало поездку под уклон. В качестве силового агрегата техника оснащалась двухтактным мотором с мощностью в 1,2 лошадиные силы, объемом сорок пять с половиной кубических сантиметров. При воздушном охлаждении двигателя аппарат развивал скорость до пятидесяти километров в час.

«Рига-11»: технические характеристики

Далее представлены основные параметры рассматриваемого мопеда:

  • вес составляет 45 килограмм при максимально возможной нагрузке в 100 кг;
  • длина/ширина/высота – 1,97/0,75/1,15 метра;
  • колесная база – 1 200 миллиметров;
  • предельный показатель расчетной скорости – сорок километров в час;
  • передняя подвеска – телескопическая вилка с пружинными амортизаторами;
  • аналогичный задний элемент – жесткого типа;
  • тормозной узел – барабанный тип с индивидуальным приводом на каждое колесо;
  • вид рамы – хребтовая сварная конструкция.

«Рига-11» – мопед, который выпускался с размером шин 2,25 на 19 дюймов.

Особенности и новшества

«Рига-16» – мопед, который получил большое количество новшеств и конструкционных изменений по сравнению со своими предшественниками. Главным в этом перечне инноваций стало оснащение агрегата кик-стартером. До этого подавляющее большинство мототехники данного класса выпускалось с педальным приводом.

Наряду с измененным запуском двигателя конструкторы усовершенствовали сам мотор, который, благодаря простоте и надежности, стал практически эталоном своего времени для пользователей. Цветовое оформление мопед «Рига-16» получил в двух основных вариациях. Обновленный задний фонарь, новую форму багажника, подножку и тормозной рычаг также можно отнести к наиболее удачным нововведениям при разработке рассматриваемой модели.

Силовая установка

Что касается мотора данного транспортного средства, можно отметить следующее:

  • двухтактный карбюраторный двигатель марки Д-6;
  • его рабочий объем – сорк пять кубических сантиметров;
  • охлаждение – воздушное с камерной продувкой (кривошипное устройство);
  • размер цилиндра составляет 38 миллиметров;
  • степень сжатия – 6, при ходовом показателе поршня 4,4 сантиметра;
  • максимум эффективности двигатель выдает в 1,2 лошадиные силы при четырех с половиной тысячах оборотов в минуту.

Советский мопед оснащен одноступенчатой коробкой передач, двухдисковым фрикционным сцеплением, достигает крутящего момента до 29 Нм. Запуск силового агрегата осуществляется посредством проворачивания педалей. Узел зажигания представляет собой магнетную систему. Выпуск отработанных выхлопов производится через глушитель с перегородками для дросселирования. При передаточном значении 4,2 идентичный показатель цепной передачи составляет 4,1 (используемый карбюратор – К-34).

Подробнее о моторе и основных узлах

Далее представлены параметры силового агрегата и топливной системы:

  • тип двигателя – Ш-57, Ш-57 с, Ш-58;
  • мощность – две лошадиные силы, или полтора киловатта;
  • коробка переключения передач – двухступенчатый узел с ручным приводом;
  • блок сцепления – двухдисковый вариант в масляной ванне;
  • пуск силового агрегата – Ш-57 (педали), Ш-58 (кик-стартер);
  • топливо – бензин АИ-76;
  • расход горючего на сто километров – 1,6 литра;
  • передаточное число – 3,08.

Изучая характеристики мопеда «Рига-16», можно отметить, что он оснащается бензиновым карбюратором К-35В (К-60), имеет контактную систему зажигания с магнето, оборудован сухим сетчатым фильтром воздушного типа.

Особенности

«Рига-11» – мопед, который имел определенные улучшения, по сравнению с предыдущими аналогичными моделями. Хребтовая рама состоит из центральной трубы, к которой приварены фиксаторы фронтальной вилки, мотора и некоторых других деталей. Она стала более жесткой и выносливой. Рассматриваемый советский мопед стал первой модификацией, оснащенной рамой хребтового типа.

Самым слабым звеном в конструкции транспортного средства стали колеса. Тем не менее, по сравнению с седьмой вариацией, они получили увеличенное сечение и не так быстро деформировались при езде по неровным дорогам с выбоинами. Сама конструкция колес осталась неизменной.

Высокий руль обеспечивает удобную посадку водителя, крепится при помощи пары зажимных элементов с гайками. Такое решение позволяет быстро и надежно изменить его положение. Сцепление и передний тормоз на рычагах оборудованы наконечниками в виде шариков, защищающих от травмы при падении.

Рига—11

Рама хребтового типа представляет собой прочную центральную трубу, к которой приварены элементы крепления передней вилки, двигателя, труб задней подвески и других деталей. От прежней рамы ее отличает большая жесткость и долговечность. В связи с изменением рамы стали другими размеры передней вилки, хотя технические параметры остались прежними.

О — первая в нашей стране серийная модель с хребтовой рамой.

Наиболее слабым узлом в конструкции «Риги—7» были колеса, обода которых часто выходили из строя при езде по дорогам с неровным покрытием, с камнями и выбоинами. Применение на «Риге—11» шин увеличенного сечения (2,25—19 вместо 2,00—19 дюймов) и усиленного обода практически обеспечит долгую эксплуатацию машины даже в нелегких дорожных условиях. Конструкция элементов колес осталась без изменений.

Для более удобной посадки водителя руль сделан высоким. Способ крепления — при помощи двух серег с гайками — позволяет легко и надежно фиксировать его в наиболее подходящем положении. Рычаги выключения сцепления и переднего тормоза снабжены резиновыми шарообразными наконечниками, исключающими травмы при падении.

Изменена конструкция седла — увеличены его коробка и толщина подушки. Это сделано, чтобы улучшить посадку водителя и прибавить места для инструмента. В креплении подседельной пружины применены новые элементы, обеспечивающие высокую технологичность и надежность всего узла.

Расположенный в задней части мопеда топливный бак вместе с багажником образует довольно большую платформу, на которой можно перевозить до 15 кг груза. Стойка багажника предотвращает сползание груза и одновременно служит рукояткой для перемещения мопеда. Объем топливного бака (4 л) обеспечивает запас хода до 200 километров. Это позволяет совершать достаточно большие путешествия Но дорогам, удаленным от АЗС, выезды «на природу». Горожане — любители таких поездок и сельские жители, безусловно, будут рады увидеть на новой машине более прочную и долговечную цепь в моторной передаче.

Двигатель на «Риге—11» такой же, как и раньше, — Д—6. Но из-за широких шин он смещен влево от плоскости симметрии рамы на 7 мм, чтобы передняя и задняя звездочки главной передачи располагались в одной плоскости.

Более прочной, а заодно и технологичной сделана подставка.

Устройство других узлов

Усовершенствовано устройство седла. Его коробка стала мощнее, а также возросла толщина подушки. Такое решение позволило сделать посадку водителя более комфортной и увеличить полезное пространство для хранения инструментария. Подседельная пружина зафиксирована новыми элементами, обеспечивающими надежность всего узла.

Бак для горючего вкупе с багажником расположен в задней части мопеда, образует внушительную платформу, способную выдерживать 15-20 килограмм груза. Объем топливного резервуара составляет четыре литра. Этого запаса хватает примерно на двести километров пути.

Благодаря солидному запасу хода «Рига-11» – мопед, который стал популярным как среди городских жителей, так и в сельской местности. Двигатель остался прежним, однако цепь выполнена в новой, более прочной и долговечной версии. Из-за широких шин мотор сместили вправо от симметричной точки рамы на семь миллиметров. Это позволило расположить переднюю и заднюю звездочку в одной плоскости.

Рижские мопеды образца 1976-1977

С октября прошлого года рижский мото вместо легкого мопеда «Рига — 7» начал выпускать новую модель — «Рига — 11», а с начала нынешнего — взамен мопеда «Рига — 12» — «Ригу — 16».
Многолетний опыт эксплуатации предыдущих моделей, особенно в сельской местности, выявил необходимость усовершенствовать ряд узлов и деталей. Модернизация их позволила заметно повысить такие важные качества машин, как надежность, безопасность движения и удобство эксплуатации. Одновременно удалось придать им более привлекательный внешний вид. Рассмотрим основные конструктивные новшества.

Запчасти для мопедов «Рига-11»

Расходные детали на рассматриваемую технику сейчас найти довольно проблематично. Это касается оригинальных запчастей. Аналоговые вариации реально подобрать или заказать, поскольку они отличаются простотой и неприхотливостью.

Во время серийного выпуска мопеда запасные элементы имелись в достаточном количестве. Многие пользователи самостоятельно перебирали двигатель и прочие узлы, пытаясь усовершенствовать или починить их. Это вполне по силам человеку, имеющему минимальные познания об устройстве двухколесных агрегатов.

Отзывы потребителей

Владельцы рассматриваемой техники вспоминают, что «Рига-11» – мопед, ставший воплощенной детской мечтой. Его простота и невысокая цена, наряду с модернизацией, стали определяющими факторами популярности данного транспорта в городах и селах по всей стране.

Среди плюсов в машине отмечено следующее:

  • более устойчивые широкие колеса;
  • модернизированное седло;
  • крепкая и практичная рама мопеда.

Сейчас пользователи больше ностальгируют по тем моментам, когда они могли собственноручно перебрать весь механизм и гордиться этим. В современности это транспортное средство служит преимущественно, как музейный экспонат или памятный раритет.

Ближайшие конкуренты

Среди мопедов того времени «Рига-11» имела не очень много конкурентов в своем классе. Популярностью пользовались агрегаты от этого же производителя под индексами 7, 12 и 16. От одиннадцатой модификации они отличались расположением бензобака, рамной конструкцией, шириной колес и некоторыми доработками мотора. В остальном мопеды были практически идентичны.

Из других советских производителей, выпускающих конкурентоспособную технику, можно о и «Верховину». Стоит подчеркнуть, что многие запчасти для мопедов были взаимозаменяемы, просты в эксплуатации, обслуживании и ремонте.

Мокик Рига-16: лучшее из советского прошлого

Двухколесных транспортных средств сегодня великое множество, но в основной массе производят их не в нашей стране. А ведь каких-то 20 лет назад всё было совсем по-другому. Мопед Рига-16 — отличный продукт советского мотопрома. Он был выпущен в далеком 80-ом на Латвийской Советской Социалистической Республики.

Модель занимала промежуточную позицию между мотовелосипедами и мотоциклами и в этом была её прелесть. Даже внешний вид подчеркивал индивидуальность и наглядно показывал эволюционный процесс двухколесного транспорта. Кстати, и стоил он дороже велосипеда, но дешевле мотоцикла — около 180 рублей.

Но не это главное. По правилам дорожного движения Рига-16 классифицировалась не как мотоцикл, а как велосипед со всеми втекающими отсюда привилегиями и послаблениями. Например, Ригу не требовалось регистрировать в ГАИ, а при передвижении по дорогам не обязательно было иметь водительские права. Всё дело в моторе. Он маленького объёма — менее 50 куб.см.

Конструкция мокика крайне проста. Подвеска безо всякой гидравлики, поэтому для обслуживания Риги-16 не требовалось высокой квалификации. Заводится мокик кик-стартером. Управление привычное, как на мотоцикле, только вот передачи, а их две, переключаются на левой рукоятке руля. Первая нужна для старта и движения в горку. Чтобы не жечь сцепление, при старте, нужно отталкнуться от земли ногами.

Двух с небольшим лошадок откровенно маловато для мокика. Но до своих 50 км/ч Рига-16 разгоняется, хоть и с трудом. Примечательно, что при собственном весе в 45 килограмм мокик может перевозить аж 120 кг, и хотя он и одноместный, пацаны даже умудрялись катать на нем девчонок.

Странное дело 27-ми летний мокик бегает не многим хуже современного японского скутера! Да, у него чуть тяжелее ручки управления и передачи надо переключать, но какой-то заметной неполноценности при езде не ощущается. Более того, есть откровенные плюсы, главные из которых это устойчивость на дороге и хорошая проходимость по бездорожью. Огромные колеса легко перекатываются через любые неровности.

Когда-то Рига-16 пользовалась бешеной популярностью на просторах Советского Союза, а в Азиатских республиках она практически заменила гужевой транспорт. И хотя сегодня качество этой «тарахтелки» можно смело поставить под сомнение, но её ценность от этого не упала. Эта вещь родом из нашего детства, а значит, она одна из самых лучших на всем белом свете!

С другими моделями мотоциклов и автомобильной классики советского периода вы можете познакомиться на сайте: https://drivee.ru.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]