Мотоцикл ИЖ Планета Спорт Rotax — разработка Ижевского завода

Конструкция Планеты Спорт от Ижмото


Технические характеристики ПС поражали. Это был первый серийный стальной конь в СССР с системой раздельной смазки мотора. При чем последняя являлась собственной разработкой конструкторов Ижевского мотозавода. Такой особенностью могли похвастаться байки, спущенные с конвейера в 1974 году. Характерный признак наличия подобного ноу-хау у мотоцикла ИЖ Планета Спорт – наличие буквы«М» в его номере.
Двигатель ПС от Ижмото имел несколько увеличенный рабочим объёмом в сравнении с предыдущими моделями из Ижевска. Он составлял 349 см³. Примечательно, что железный конь получил с завода японский карбюратор «Микуни». Это позволило байку выдавать заветные 32 л.с. и 6 700 оборотов в минуту.

При сухой массе мото в 135 кг., он мог похвастаться завидными техническими характеристиками (237 лошадок на тонну веса). Это почти вдвое превысило подобный показатель Jawa 350 «634».

100 км/ч Иж ПС набирал за 11 секунд. Мотор этого коня крепился нав раму при помощи резиновых подушек. Для 1970-х — это было настоящее техническое новшество. Кроме того, байк активно оснащался японским электрооборудованием и даже оптикой. Те же модели мотоцикла ИЖ ПС, что оснащались отечественным карбюратором (К 62М) могли развивать несколько меньшую мощность в 28 лошадок. С 1978 года на этого железного коня устанавливалось советское электрооборудование и отечественный спидометр. У этих байков увеличивался диаметр спиц.

Технические характеристики ИЖ Планета Спорт


На протяжении 1975-1983 гг. байк часто проходил конструкционные изменения. Его модернизировали и совершенствовали. По этому, одинаковых технических характеристик все мотоциклы Иж ПС не имеют. Все же отдельные из них не изменялись.
Длина байка составляет 207 см. Ширина его достигает 79-81 см. При этом, высота мото – 115 см.

Максимальная рекомендованная скорость мотоцикла Иж ПС – 140 км/час. На 100 км этот байк расходует 3,5 литра топлива (при скорости в 60 км/ч). По городу расход несколько увеличивается и достигает 7 л.

Тормозной путь мотоцикла Иж Планета Спорт все же значителен и составляет 16 метров при скорости в 60 км/час. На скорости в 30 км/час для полной остановки мотоциклу потребуется всего 7 метров.

Технические характеристики двигателя ПС Ижмото тоже впечатляют. Мотор этого двухколесного спортбайка имеет двухтактный тип работы. Трёхканальная его продувка неплохо себя зарекомендовала.

Одного цилиндра этому байку более чем достаточно для развития немалой мощности. Диаметр последнего составляет 76 мм.Мотоцикл Иж Планета Спорт имеет силовой агрегат, который обладает достаточно-таки высокой степенью сжатия (10,5).Система охлаждения активно использует встречные воздушные потоки. Фильтр для очистки воздуха перед его подачей в смесь исполнен в сухом типе. Его дополнили бумажным элементом.

Alex0133 › Blog › Izh Planet Спорт 1975 onwards in the original.

As Wikipedia says to us .: Izh Planet Спорт is a middle-class road bike designed for tourist and sports trips on roads with different surfaces, alone or with a passenger. It was produced by the Izhevsk Motor Plant from 1973 to 1984. In 1973, not many of these motorcycles were produced; a trial batch of about 500 motorcycles, among other components, had a service book. Therefore, the official year of launch is 1974.

But now we will talk about Planet Спорт 1975, preserved in its original form. He stood in our city in one of the garage cooperatives. The owner was selling the garage, and the motorcycle was in the way. So he became mine. Of course I had to bring it in a decent form, because during standing, he lost his former gloss and attractiveness. I want to note that, surprisingly, all the details on the motorcycle remained native: everything corresponds to the factory equipment to the smallest detail, right down to the light bulbs.

Even the air filter was relatively clean.

Also, its own rubber has not lost its former shape and looks hearty)

You can understand why such a condition of the motorcycle, because the mileage at the time when I got it was only 5620 km. Now it has slightly increased, because how cool it can be to ride a dog around the city, attracting the attention of passers-by.

Мотоцикл ИЖ ПС удивлял

В первую очередь вызывают восторг передаточные числа КПП этого байка. В подарок от конструкторов, к тому же, мото получил усовершенствованную амортизацию. Электрооборудование, как для такой старинной модели «Планеты» у ПС Ижмото удивляет. В распоряжении байка бортовая сеть с напряжением в 12 вольт. Трёхфазный генератор переменного тока способен выдавать 14 вольт и мощность в 100 Вт.

Отметим, что самые первые железные кони данной серии оснащались зарубежными аккумуляторными батареями.

В комплект к самым первым ПС Иж прилагались итальянские свечи зажигания «Магнетти-Марелли». Нередко это были и свечи «NGK», что рекомендованы для использовать на высоких скоростях (от 100 км/ч). При этом, снималась прокладка с головки цилиндра.

Топливный бак мотоцикла Иж Планета Спорт располагал объемом в 14 литров. Бензин марки «АИ-93» считался наиболее приемлемым для заправки этого байка. Масляный же бак железного коня вмещал 1,5 литра.

Технические свойства Иж Планета

Чтоб иметь полное представление о способностях первого представителя ижевских байков, обратимся к техническим чертам Планетки.

Наружные характеристики (длина/ширина/высота) метры2,115/0,78/1,025
База от колёса до колеса, метр1,4
Предложенный клиренс, сантиметр13,5
Допустимый высокоскоростной предел100 км в час
Сухая масса158 килограмм
Объём топливного бака, литр18
Бензиновый расход при 60 км. в часДо 3,7 л. на километражную сотку
Двигательные свойства «Иж Планета»Типаж двухтактный на один цилиндр с поперечником 7,2 см и ёмкостью на 346 см3; поршень с ходом в 8,5 см, сжатие на 6,7
Предел мощностиот 4200 до 4600 оборотах за минуту, литр 13
Тип остыванияВоздух
Механизм смазкиСмешанный с бензином
Марка карбюратораК-28И
Допустимое напряжение, вольт6
КПП (Контрольно-пропускной пункт — пункт, предназначенный для контроля за проходом (посещением) и пропуска на территорию какого-либо объекта)На четыре ступени и два хода
ВилкаТелескоп с гидравликой на пружинах
Подвеска сзадуМаятник с гидравликой на пружинах
ТормозаКолодки
КолёсаПослушливо снимаются, спицевые
Шины в дюймах3,25х19
Бензобак14 л., марка горючего—АИ-93
Бак для масла1,5 литра; марка авиамасла—МС-20

На разных видео можно наглядно узреть, на какие ухищрения и изобретения идут обладатели собственных мотосредств, что создать собственного двухколёсного жеребца лучше, привлекательнее и заметнее.

Заводские модернизации модели «Иж Планета» были многочисленны. И естественно, неважно какая модельная линейка, просто должна иметь в собственных рядах, агрегат, класса «спорт». Одной из самых прекрасных и высокоскоростных вариантов, считается Иж Спорт.

Модели спорт-класса постоянно числились элитными в мотопромышленности. Им уделялось особенное внимание, потому что они представляли способности российского производства и получала наилучшую комплектацию. Спортивный мотокар отличало изящество и приметная худоба, которая видна на фото Иж Планета Спорт и весьма припоминает японский тип, производимый посреди двадцатого века.

Фронтальное крыло, имеющее оригинальное крепление, увлекательная ступица и другой вариант заднего крыла, отрисовывают перед очами образ, приобретенный миксом из “Suzuki”, “Yamaha” и “Kawasaki Samurai”. Крайним отличительным штрихом, стал окрас байка: от желтоватого, до оранжевого с чёрными деталями и никелировкой отдельных частей, вызывали тихий экстаз. Мотолюбители, стремительно оценив все красоты новой модели, нежно нарекли его «пёс», от сокращения «Планета Спорт». До сего времени быть владельцем этого мотораритета считается почётным и вызывает всеобщее почтение знатоков и байкеров.

Мотоциклы «Ява»

Еще один легендарный мотоцикл Jawa ведет свою историю с 1929 года. Это марка дорожного транспорта принадлежала чехословацкой компании и была мечтой многих советских мотолюбителей. Мотоциклы использовались не только в повседневных разъездах, но и участвовали в различных гоночных соревнованиях. В 21 веке производство «Явы» не прекратилось, некоторые модели пользуются спросом до сих пор.

Jawa 350 Classic

В основу мотоцикла легла 2-цилиндровая 2-тактатная система с 4-ступенчатой коробкой передач. Нет соединения бензина с маслом благодаря раздельной смазочной системе. Рама мотоцикла крепкая, что позволяет нагружать мототранспорт до 200 кг. Есть возможность присоединить автолюльку.

Если сравнивать модель Jаwa 350 Classic 638 с другими, более дорогостоящими и оборудованными, то она выигрывает по нескольким параметрам: обслуживание простое и недорогостоящее, расход топлива небольшой, запасные детали доступны в продаже по небольшой цене.

Технические характеристики «Ява» 350 классик:

  • габариты – 2110×750×1070;
  • объем двигателя – 343,5 куб. см;
  • мощность – 23,1 л. с.;
  • максимальная скорость – 125 км/ч;
  • расход бензина на 100 км – 4 литра;
  • механическая коробка переключения передач.

Jawa 350 Classic Sport

«Классик Спорт» – это усовершенствованная версия Jаwa 350 Classic. Она была представлена в 2021 году на московской выставке «Мотопарк». Отличить модель среди других мотоциклов «Ява» можно по «устаревшему» дизайну Лондона 60-х годов, когда уличные мотогонщики переоборудовали неудобные и громоздкие мотоциклы под себя, убирая все лишнее. Двухколесный транспорт получился легким и маневренным, с обтекаемыми элементами.

Jawa 350 Classic Sport создан для одиночной поездки, оборудован одним удобным сидением. Руль низкого расположения позволяет удобно занять положения гонщика, полноценно сконцентрировавшись на поездке. О «раритетности» мотоцикла напоминают его классические элементы: широкая хромированная выхлопная труба, круглая передняя фара и традиционная красная расцветка корпуса.

Мотоцикл обладает массой достоинств, располагающих к комфортной и маневренной езде: двигатель объемом 343 кубов, раздельная система смазки, надежная тормозная система дискового типа, лаконичная приборная панель и стартер автоматического типа.

Технические характеристики:

  • объем двигателя – 343,5 куб.с м;
  • число цилиндров – 2;
  • количество тактов – 2;
  • мощность – 23 л. с.;
  • предельная скорость разгона – 125 км/ч;
  • расход бензина на 100 км – 4 литра;
  • воздушная система охлаждения.

Jawa 350 Lux

Представленная модель – классический вариант дорожного мотоцикла класса «стрит». Он сочетает в себе элементы более старых моделей, но имеет и индивидуальные современные особенности. Спереди мотоцикла встроена классическая одинарная фара, электронная приборная панель проста и понятна даже начинающим мотоциклистам.

Основа двухколесной конструкции – крепкая рама из стального сплава. Ее жесткость улучшает проходимость на неровных дорогах, делает транспорт маневренным и увеличивает грузоподъемность. Целостный вид «Явы 350 Люкс» явно напоминает «классику».

Технические характеристики:

  • габариты – 2110×750×1070 мм;
  • объем двигателя – 343 куб. см;
  • количество тактов – 2;
  • число цилиндров – 2;
  • мощность – 23,1 л. с.;
  • максимальная скорость – 125 км/ч;
  • расход топлива на 100 км – 4 литра.

Jawa 660 Sportard

Самая мощная по техническому оснащению модель «Ява» – именно 660 Sportard. Объем двигателя в 600 кубов сказывается на возможности развивать скорость до 250 км/ч. Расстояния по трассе мотоцикл преодолевает легко и маневренно. Для начинающих мотобайкеров это отличное средство – покладистое и резвое. Да и внешне 660 Sportard выглядит более агрессивно и современно, нежели классические варианты.

В технических характеристиках есть свои особенности: силовая установка – «одноствольная», оснащена электронной системой впрыска – EFI

Каркас рамы обладает высокой степенью жесткости, а это немаловажное условие для езды по бездорожью – мотоцикл не дергается, послушный в управлении. Модернизированная подвеска байка позволяет проходить повороты на одной скорости, не выжимая педаль тормоза

Технические характеристики следующие:

  • габариты – 2100×760×1250 мм;
  • цилиндры – 1;
  • количество тактов – 4;
  • объем двигателя – 651,9 куб. см;
  • мощность – 48 л. с.;
  • объем бензобака – 17 литров;
  • МКПП – 5-ступенчатая.


Пять случайных мотоциклов:


Triumph Street Triple 675 10th Grey Anniversary S.E. 2017


127 000р.*

Yamaha TW 200 2016

Maico Supermoto 380 2001

Maico GS 350 / 360 1991


246 000р.*

Kawasaki E N 500C Vulcan Classic 1996

Три усовершенствования Явы 634 для мототуристов

Три предложения На мотоцикле ЯВА-634 для более удобного обслуживания я ввел ряд усовершенствований, которые, может быть, заинтересуют мототуристов. Вот три из них.1.Чтобы при поездках по грунтовым дорогам грязь не забивала зазор между колесом и щитком, я поднял щиток, установив удлинитель (фото 1) из листовой стали. 1. Так выглядит удлинитель кронштейна щитка. 2.Под седлом закрепил панель (фото 2). на которой разместил выключатель 2 «массы» (тумблер), колодку 3 с предохранителем, два гнезда 4 для подключения аккумулятора, гнездо 5 для подключения светильника, вмонтированного в основание седла (он освещает подседельное пространство), и два гнезда 6, от которых можно взять питание для переносной лампы, приемника, вулканизатора и т. п. 2. Подседельное пространство: 1 — панель: 2 — тумблер; 3 — колодка с предохранителем; 4 — гнезда для подключения батареи; 5 — гнездо для подключения светильника, вделанного в основание седл…

Устранение разбалтывания педали тормоза у мотоцикла ИЖ с коляской

Надежное крепление У мотоциклов ИЖ с коляской, оборудованной тормозом, довольно скоро разбалтывается его педаль. При этом нарушается порядок действия тормоза мотоцикла и прицепа, из-за чего экипаж при торможении, особенно резком, заносит в сторону. Кроме того, изменяется регулировка включателя стоп-сигнала. Чтобы устранить этот недостаток, я выточил ось 9 (см. рис. «б») и закрепил на ней педаль тормоза, рассверлив отверстие в опорной пластине 2 рамы до 12 мм. С тех пор этот узел работает исправно. Узел крепления педали тормоза: а — заводское исполнение; б — переделанный вариант; 1 — педаль тормоза; 2 — опорная пластина рамы; 3 — болт М10; 4 — втулка; 5 — пружинная шайба; 6 — гайка М10; 7 — шайба; 8 — гайка М12; 9 — ось. Такая переделка не помешает и тем, кто ездит без коляски. г. ГорькийГ. ГРАЧЕВ 1987N09P33

Мощнее на две силы. Форсировка двигателя ИЖ-36/ИЖ-Планета

Повышение мощности двигателя — вопрос, интересующий многих мотоциклистов. И это понятно: динамические и другие параметры мотоцикла находятся в прямой зависимости от мощности его двигателя. Мы уже рассказывали («За рулем», 1967, № 1), как увеличить мощность двигателя ИЖ Планета до 18 л. с.

Рис. 1. Изменение диаметра диффузора карбюратора Некоторые читатели, не имеющие возможности выполнить весь рекомендованный в статье объем работ, спрашивают о более простых способах, позволяющих получить хотя бы небольшое (в две-три силы] повышение мощности. В публикуемой статье инженеров В. Абрамяна, А. Максимова и Б. Лежнева владельцам мотоциклов ИЖ 36 и ИЖ Планета даются рекомендации о том, как, внеся незначительные изменения в некоторые узлы и детали двигателя, повысить мощность до 15 л. с. Предлагаемые авторами конструктивные изменения не увеличивают расхода топлива и практически не сказываются на долговечности и надежности мотоцикла. Основные средства повышения мощности дви…

Мотоцикл ИЖ Юпитер 4. Об эксплуатации (через 4 года)

Уроки Юпитера 4 Заинтересованные читатели помнят, что четыре года назад редакция «За рулем» получила от ижевского завода для потребительских испытаний мотоцикл «Юпитер—4» с коляской. О своих впечатлениях, полученных в процессе знакомства с этой машиной, мы достаточно подробно рассказали в № 11 за 1981 год и № 7 за 1982 год. Последующая опытная эксплуатация позволила накопить немало наблюдений, замечаний и предложений по конструкции мотоцикла, о чем мы намеревались рассказать со страниц журнала. К счастью, сделать это нам не довелось. Именно к счастью: в то же самое время заводские специалисты интенсивно совершенствовали свою машину, в результате чего на свет появилась новая модель — «Юпитер—5» (с ним читатели познакомились в январском номере «За рулем» нынешнего года). В новой модификации так или иначе решены практически все вопросы, которые возникали у нас при испытаниях ИЖ Юпитер—4. Наскольк…

Тюнинг Иж Планета Спорт

Внесение изменений в конструкцию мотоцикла нецелесообразно по ряду причин:

  1. Ресурс многих узлов и агрегатов невелик. По этой причине улучшить их характеристики, не нанеся ущерба, практически невозможно.
  2. Отреставрированный до оригинального состояния Иж Планета Спорт 350 цениться значительно выше, чем его тюнингованные версии.

Тем не менее, если есть желание, кое-что сделать можно. Многие спортсмены, участвующие в соревнованиях по кроссу или кольцевым гонкам, дорабатывали двигатель Иж Планета Спорт, внося в его конструкцию различные изменения. Часто задаваемый вопрос – на сколько кубов можно увеличить объём мотора.

Тюнинг(форсировка) двигателя

Выполняя форсировку двигателя, мастера спортивных команд подвергали переделке многое, начиная с шатунно-поршневой группы, и заканчивая системой выпуска. Максимум, что удавалось получить, запрессовав гильзу от CZ 500 и воспользовавшись идущим с ней в паре поршнем, это четыреста с небольшим кубических сантиметров рабочего объёма.

Но подобная форсировка двигателя Иж Планета Спорт требует серьёзных профессиональных навыков и сложного оборудования. Тонкие стенки штатной чугунной гильзы, запрессованной в алюминиевый цилиндр, не позволяют растачивать мотор до 500 кубов.

Система выпуска не справляется с отводом увеличившегося объёма выхлопных газов, а опорные подшипники – с возросшими нагрузками. Все разговоры о том, что существовала заводская версия Иж Планета Спорт 500 кубов – не более чем сказки. Но расточка цилиндра – не единственный способ увеличить мощность и добавить резвость мотоциклу.

Тюнинг своими руками

Установка нового карбюратора – проверенный способ улучшить характеристики Иж Спорт, не внося значительных изменений в конструкции. За прошедшие годы фирма Mikuni выпустила много новых, всё более совершенных моделей, с диаметром диффузора 32 мм.

Тюнинг двигателя можно произвести иными способами, не затрагивая его механические составляющие. Запуск и устойчивая работа моторов с одним цилиндром всегда представляли определённые проблемы, решить которые можно, установив электронное зажигание на Иж Планета Спорт. Такие комплекты выпускают сразу несколько производителей, а их установка не занимает много времени.

Используя БКСЗ с силовых агрегатов других модификаций, следует быть очень внимательным. Монтируя зажигание от мотоцикла Минск на Иж Планета Спорт, надо помнить, что коленчатые валы моторов этих машин вращаются в противоположные стороны. Провода, идущие от катушки на массу и коммутатор, придётся поменять местами. Такая переделка двигателя вполне оправдана.

Ижевская Планета Спорт в народе


Русский байк ИЖ ПС получил от обитателей СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии)

прозвище «Пёс». Часто его называли и «Спортак». Потому что мото имел не по привычке высочайшее свойство, стремительно поползли слухи о его назначении для экспорта в Соединенные Штаты Америки.

Недостаток запчастей для этого мото привел к активному моторному «тюнингу» вышеуказанного байка. Поршень часто подгонялся под штатный шатун «Чезет».

Люд стремительно оценил надежность и долговечность байка ИЖ Планета Спорт. Байк мог расслабленно выдержать 60 тыщ км пробега без поломок. При большем пробеге давался в знаки износ главных его узлов.

На сей день отлично сохранившийся ИЖ ПС — это самая реальная уникальность. Стоимость на такие экземпляры насчитывает не одну сотку, а иногда и тыщу баксов.

Источник: vse-o-moto.com

Внешний дизайн спортивного мотоцикла

Внешний вид этого аппарата очень напоминает японские аппараты середины 60-х, это видно по форме переднего крыла, элегантной передней ступице, динамичному заднему крылу. Сразу чувствуется ветер с востока, ведь Иж Планета Спорт очень похож на Suzuki T250 Super Six 66 года, Yamaha 350R5 1970 и Kawasaki A1 Samurai 1966 года.

Байк получился очень современным и сразу дал понять что, он предназначен для скоростной езды, а не для поездок на дачу. И даже сегодня Планета Спорт выглядит достойно, как настоящий классический байк. Цветовая гамма еще больше добавляла спортивности внешнему виду мотоцикла, самые первые Планеты Спорт выпускались в ярко-желтом и оранжевом цветах. Сочетая эти яркие цвета с черной рамой и блестящими никелированными крыльями, траверсами, крышкой двигателя и ободком фары, получался очень крутой мотоцикл. Многие девушки на мотоциклах начинали именно с этого спортивного байта от ИЖ.

Характеристики спортивного советского мотоцикла

Иж ПС не только внешне был современным байком, технические составляющие были тоже другие и серьезно отличались от остальных мотоциклов ИЖ, кроме цепи и деталей КПП, конечно.

Одной из самых главных инноваций было то, что Планета Спорт оснащался раздельной системой смазки мотора, по тем временам, такой технический замысел казался нереальным. Установленный в «Спорт» мотор на 350 кубиков с японским карбюратором Mikuni, позволял мотоциклу развивать мощность в 32 л. с. при 6700 об/мин.

Вес Планеты Спорт составлял 135 кг, а по тем временам, это очень хорошие показатели. Для примера, популярная в те годы Jawa-350/634 с мощностью в 22 лошадки весила 155 кг. То есть понятно, что у Явы не было шансов в скорости против спортивного Ижа. Еще одним новшеством было то, что мотор ПС закреплялся в раме при помощи подушек из резины.

Самые первые Иж Планета Спорт 350 были оснащены таким же японским электрооборудованием Denso, как на Ямахе. Именно поэтому впервые советский мотоцикл удовлетворял требования ЕЭК ООН по светотехнике.

Динамические показатели нового Ижа были на высоком уровне даже по меркам СССР — максимальная скорость равна 140 км/ч, а разгон с нуля до сотни всего за 10 секунд казались фантастикой.

Позднее стали выпускать ИЖи Планета Спорт с отечественным карбюратором, у которого был меньший диффузор, после чего мощность ПСа уменьшилась и стала 28 лошадок. Отличить поздние версии от ранних можно по удлиненному заднему крылу и слегка изогнутой выхлопной трубе, хотя в ранних версиях она была прямой.

Десять лет выпускался спортивный ИЖ

Серийное производство данного мотоцикла началось в 1974 году. Первая партия в 500 машин была продана в СССР за лето 1975 года. Все мотоциклы первой партии были оснащены японским электрооборудованием и раздельной системой смазки. К 1979 году Планета Спорт перестал комплектоваться импортными комплектующими и даже немного ухудшилось качество основных деталей.

Именно поэтому советские мотоциклисты лучше всего ценили мотоциклы первых годов выпуска, цена на ранние «спорты» была выше чем на поздние даже спустя 10 лет.

Спортивные ИЖи выпускались до 1985 года, а затем были сняты с конвеера. В наши дни очень сложно найти ”спорт”, который хорошо сохранился. В России за рабочий мотоцикл ранних моделей просят около 1000 бакинских рублей, а иногда и больше. Но он стоит этих денег, так как считается эксклюзивным советским мотоциклом.

А вот и видео тест драйв:

История мотоцикла

В 1973 году был осуществлен настоящий прорыв: с конвеера сошел первый мотоцикл спортивного назначения. Им оказался байк «Иж Планета Спорт». По своему внешнему виду «Иж ПС» был вовсе не похож на остальные мотоциклы линейки «Иж». Его дизайн, скорее всего, был позаимствован у японских коллег, ведь мотоцикл «Иж-350 Спорт» напоминает некоторые модели Yamaha, Suzuki, Kawasaki.


На то время мотоцикл выглядел достаточно современно. Не менее хорошим было качество изготовления деталей и уровень сборки самого агрегата. Благодаря этому «Иж Планета Спорт» пользовался популярностью не только в СССР, но и за его пределами. Экспорт «Иж-350 Планета Спорт» осуществлялся в ближайшие страны — Великобританию, Нидерланды и др.

ПС мог запросто конкурировать с чешскими CZ или Jawa той же категории (350 кубических сантиметров).

Стоимость «ПС Иж-350» в первые годы его производства составляла 1050 рублей. На то время это были огромные деньги. Лишь немного позже цена байка снизилась на 50 рублей. Выпуск мотоцикла продолжался до 1984 года, далее он был снят с производства.

Считается, что именно первые модели «Иж Планета Спорт» отличаются высоким качеством производства деталей и сборки самой конструкции. Это неудивительно, ведь было необходимо продемонстрировать высокое качество продукта для его успешной реализации как внутри страны, так и за ее пределами.

История особенностей комплектации

1974

  • Первый вариант крепления двигателя — мягкий, на резиновых демпферах
  • Особое «веерное» оребрение головки цилиндров
  • Карбюратор «Микуни» АЕХ (Япония)
  • Первоначально устанавливающиеся отечественные указатели поворотов (с базовых мотоциклов Планета-3 и Иж Юпитер-3, отличающиеся хромированием)
  • Глушитель прямой
  • Воздушный фильтр «Filtrak» А 105/153- 1500 TGLN 39-474 (ГДР)
  • На части мотоциклов (в основном — на экспорт) — стояли шины зарубежного производства «Barum» (Чехословакия) и «IRC» (Япония)
  • Зеркало заднего вида с торцевым креплением на руле (с базового ижевского автомобиля Москвич-408) к концу 70-х годов перемещается на хомут крепления рычага сцепления
  • Самоклеющиеся надписи на баке и инструментальных ящиках
  • Спидометр с мотоцикла «Паннония» — Т4 или Т5 (Венгрия), «Veglia Borletti» (Италия)
  • Первый отечественный мотоциклетный генератор с напряжением в сети 12 вольт (ГП-1)
  • Зарубежное электрооборудование и светотехника: Комбинированные переключатели на руле от японского мотоцикла «Honda» CB350 и соответствующие им рычаги сцепления и ручного переднего тормоза
  • Звуковой сигнал «Nikko» YPL 1400 (Япония)
  • Задний фонарь «Stanley» (Япония)
  • Оптический элемент фары с мотоцикла «Паннония» — Т5 (Венгрия), позже западногерманская «Hella» 1A7 001.140.01. Для стран с левосторонним движением —
  • Замок зажигания PAL (Чехословакия) с мотоцикла «Jawa»
  • Свеча зажигания «Magneti Marelli» CW8N (Италия)
  • Светоотражатели на передней вилке «Stanley» RR 30 SAE B67 (Япония)
  • Зарубежные аккумуляторные батареи (Япония)
  • Оригинальное (с креплением в фаре) реле поворотов (12 вольт)
  • 1975

    • Карбюратор «Микуни» VM32-89
    • Комбинированные переключатели на руле и замок зажигания (360-82508-42) от японского мотоцикла «Yamaha» RD350 и соответствующие им рычаги сцепления и ручного переднего тормоза
    • Новый вариант боковых светоотражателей и заднего фонаря «Stanley» (040-5469)
    • Изменено крепление направляющего ушка (для пера вилки) переднего тормозного барабана с заклепочного на цельнолитое
    • Оребрение головки цилиндра меняется на обычное «прямое»
    • Под конец года отечественные указатели поворотов заменяют на японские «Stanley» 23040-037
    • Отечественный бензиновый кран КР—12 с поясняющими надписями на английском языке

    1976

    • Устанавливается отечественный спидометр СП102. На экспортных устанавливают «Borletti»
    • Новый отечественный оптический элемент фары ФГ137 (новый светорассеиватель типа «европейский луч»)
    • Появился глушитель с изгибом концевой части (с целью повышения проходимости)

    1977

    • Из-за увеличения корпуса воздушного фильтра перемещают: Ручной насос на переднюю трубу рамы около цилиндра двигателя (ранее — под баком)
    • Реле напряжения под топливный бак
  • Установка новых амортизаторов задней подвески (без декоративных колпаков)
  • 1978

    • Упраздняется мягкое крепление двигателя
    • Установлен новый отечественный карбюратор К62М. Для установки манетки управления топливным корректором имеющегося в нем, введено резьбовое отверстие в трубке руля справа
    • Вместо самоклеющихся надписей на баке вводят пластиковые логотипы с креплением на винтах
    • Постепенный переход на отечественные комплектующие электрооборудования (с целью унификации с другими базовыми моделями завода):
    • Начало установки противоугонного замка замок зажигания ВК105
    • комбинированные переключатели на руле
    • задний фонарь

    1979

    • Изменение конструкции задней подвески:
    • Новый спидометр СП102А (в частности изменена толщина стрелки указателя)

    1980
    1981

    • Прекращён выпуск оригинальных генераторов ГП-1, установка нового, унифицированного с другими моделями завода, генератора (12 вольт)
    • Установлен новый отечественный звуковой сигнал С-205Б (12 вольт) и оптический элемент фары ФГ140 (1982)

    Мотоциклы «Минск»

    Мотоциклы белорусской марки «Минск» начали выпускать с 1951 года, а в 2007 году завод-изготовитель из государственного стал частным.

    Минск D4 125

    Эта модель проста и экономична, но вместе с тем полноценно адаптирована к дорогам России и стран СНГ. Современный дизайн отлично вписывается в дорожный поток ТС. Мотоцикл легкий и маневренный, с хорошей и плавной амортизацией.

    Транспорт обладает двигателем с объемом в 125 куб. см и мощностью в 10,2 л. с. Встроенный электростартер мгновенно реагирует на запуск. Внешний дизайн индивидуален. Габариты – 2100х1110х770 мм.

    Минск С4 125

    Минск С4 125 выпущен в 2008 году. Легкий как по весу, так и по управлению, маневренный, недорогой – этот транспорт выбирает молодежь и дачники. Он станет хорошим первым мотоциклом для начинающих гонщиков, хотя его сдержанный внешний вид на первый взгляд может некоторых оттолкнуть.

    У модели С4 125 есть ряд преимуществ:

    • небольшая стоимость;
    • малый расход топлива;
    • незначительные габариты и вес;
    • адаптация к температурным перепадам.

    Есть и недостатки:

    • крепления ненадежные;
    • маленькие зеркала способствуют неполноценному обзору;
    • идущий в комплекте набор инструментов не подходит к мотоциклу;
    • кнопка электрозапуска двигателя располагается на неудобном уровне;
    • небольшой обтекатель.

    Минск TRX 300i (тур-эндуро)

    Более осовремененный по дизайну «Минск» TRX 300i привлекает внимание своим ярким и спортивным видом. Он воплотил в себе качества эндуро европейских производителей, что существенно отличает его от белорусских соотечественников

    Этот мотоцикл создан для длительных поездок по самым различным дорожным покрытиям.

    4-тактный двигатель запускается при помощи электростартера. Движение осуществляется 6-ступенчатой МКП. Транспорт рассчитан для перевозки 2 людей.

    Характеристики:

    • габариты – 2080/825/1230 мм;
    • вес – 155 кг;
    • передняя подвеска – телескопическая вилка;
    • задняя подвеска – моно амортизатор.

    МИНСК RX 250 (кроссовый)

    Кроссовый «белорус» – последняя разработка минского производителя. Особенностью мотоцикла является то, что он собран из деталей ведущих фирм:

    • органы управления Domino;
    • пластик Acerbis;
    • глушитель Leo Vince;
    • карбюратор Dell’Orto;
    • профессиональная подвеска Fast Ace;
    • цепь D.I.D.

    Колеса оснащены алюминиевыми дисками со спицами из прочных металлических сплавов. Внешность RX 250 дерзкая и спортивная. Модель заинтересовала заядлых кроссеров, поэтому в сезоне 2011-2012 года мотоцикл принял участие в «Чемпионате Белоруссии по мотокросу» и проявил себя как надежный и серьезный гонщик.

    Технические характеристики

    Большая часть комплектующих Иж Спорт производилась в СССР, хотя некоторые детали были импортными: японский карбюратор Mikuni, венгерская оптика от “Паннонии”, итальянский спидометр Veglia Borletti и кое-какие другие мелочи. У Иж Планета Спорт 350 технические характеристики были на высоте, тяговооружённость мотоцикла превосходила таковую у сверхпопулярной Jawa 350 почти вдвое, обеспечивая разгон с 0 до 100 км/ч за 11 секунд! Мотоцикл отличался такой надёжностью, что среди советских байкеров ходили слухи, будто он изначально был разработан исключительно в качестве экспортной модели. Ресурс ЦПГ, по отзывам, достигал 50-60 тысяч километров, что для 2-тактного мотора является рекордом. Максимальная скорость Иж Планета Спорт – 140 км/ч.

    Двигатель

    На Иж Спорт первых лет выпуска мощность достигала 32 лошадиных сил, но впоследствии она была уменьшена до 28 л.с. в угоду экономичности и ресурсу движка (объем – 340 см³). Реализованные в этой модели раздельная система смазки и крепление двигателя на резиновых подушках были оригинальными новшествами, благодаря которым байк успешно конкурировал с японскими и европейскими моделями на рынках Великобритании, Финляндии и других стран. Отличные характеристики двигателя в сочетании с высоким качеством сборки сделали этот байк невероятно востребованным.

    Трансмиссия

    Байк оснащен классической 4-ступенчатой коробкой передач, простой и надежной. Передачи переключаются привычным образом, 1-N-2-3-4. Передаточное число верхней, четвёртой передачи равно 1,0, и на неё можно смело переключаться уже на 70 км/ч – она обеспечит ровный разгон.

    Ходовая часть и тормоза

    Несмотря на некоторые инновационные решения, у Иж Планета Спорт характеристики соответствовали своему времени. Поэтому и рама мотоциклу досталась обычная, сварная, а вилка представляет собой простой бесштоковый телескоп со свободным ходом в 150 мм. Сзади установлен маятник с ходом 95 мм, так что подвеску мягкой не назовёшь. Тормоза барабанные, не слишком эффективные, и заявленный тормозной путь на скорости в 60 км/ч составляет не менее 16 метров.

    Электроника

    Электронная начинка этой модели была частично импортной. Так, звуковой сигнал производился на японском предприятии “Nikko”, замок зажигания был позаимствован у Jawa, оригинальные свечи Magneti Marelli приезжали в Советский Союз из солнечной Италии, а не менее оригинальные аккумуляторы – из Страны восходящего Солнца. Но в целом электросхема мотоцикла проста, и разобраться в ней несложно.

    Вес и габариты

    Сухая масса Иж ПС – всего 135 кг. Благодаря этому байк отличается хорошей динамикой и не возбраняет некоторого лихачества, за что, собственно, его и полюбили советские мотоциклисты. Габариты у него соответствующие, эта модель более компактна, чем Иж Юпитер 5 или Планета 3.

    Управляемость

    Привыкшим к современной мототехнике байкерам езда на Иж ПС может показаться непривычной. Байк управляется неплохо, но углы поворота руля велики, и уронить мотоцикл можно легко, особенно в повороте на малой скорости. Эту его особенность стоит иметь в виду.

    Отзывы

    Выпуск серийного спортивного мотоцикла в Советском Союзе стал настоящей новостью для граждан, неравнодушных к автопромышленности СССР. В самом начале изготовления «ИЖ Планета Спорт» народ поговаривал об экспортном назначении байка. Первые полтысячи экземпляров комплектовали сервисной книжкой с уникальным номером для заказа запчастей с завода.

    Владельцы утверждают, что качество мотоцикла было непривычно высоким, что казалось несколько странным для мотовладельцев. Тем, кому удалось приобрести этот мотоцикл, посчастливилось убедиться в его отличных характеристиках.

    Помимо прекрасных технических данных — скорости, безопасности и комфорта — оказалось что «пёс» (именно так его называла молодёжь того времени) еще и очень надежный. Мотоцикл мог запросто пройти 50 000 км без значительного износа деталей.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]