Главная
У Юпитера пятого поколения существенно модернизирован двигатель. Более выгодно подобраны фазы газораспределения, оптимизирована продувка цилиндра и улучшены тягово-динамические характеристики. Силовой агрегат новой модели мотоциклов ИЖ Юпитер-5 лучше своих предшественников справляется увеличением скорости сопротивления, что немаловажно при движении с коляской по проселочным дорогам.
Максимальный крутящий момент увеличен с 3,4 до 3,5 и достигается он при показателе на 600-900 об/мин меньше чем ранее. Хотя максимальная мощность, по сравнению с Юпитером 4 уменьшилась на 4 л.с (с 28 до 24), мощность на самых ходовых, средних оборотах, несколько возросла — на 2 л.с. Показатель частоты вращения соответствующий максимальной мощности в «5»-ой модели снижен до 4800-5600 об/мин при 5600-6200 об/мин у «Юпитер-4».
Приятно радует то, что при полной нагрузке ИЖ Юпитер-5 легко набирает скорость и уверенно себя чувствует на высших передачах, что позволяет переключать их гораздо реже, чем на предшественнике. Это аспект будет по сердцу, как сельским мотолюбителям, так городским.
Расход топлива у одиночной модели 5,9л/100км вместо прежних 6,2 и 7,1 вместо 7,5 л/100км при наличии коляски.
Изменения в конструкции цилиндров и оребрении головок позволили снизить шумность двигателя. В целом агрегат стал более надежным из-за увеличения износостойкости поршневых колец, улучшения герметизации картера, улучшения механизма кик-стартера и храпового механизма в барабане сцепления.
Двигатель ИЖ Юпитер-5-03
Двигатель жидкостного охлаждения ИЖ Юпитер-5 выгодно отличается от охлаждения встречным потоком воздуха тем, что может работать длительное время в экстремальном режиме при высокой температуре окружающей среды. Это позволяет использовать в стационарных установках без внешнего обдува. Одновременно повышается техноэкономические и экологические параметры мотоцикла.
Поршневая водяного охлаждения мотоцикла ИЖ Юпитер-5-03(ИЖ 6.113-03): 1 –крышка генератора; 2 – крышка картера правая; 3 – генератор; 4 – уплотнение с правой крышкой; 5 – вал коленчатый правый; 6 – половина картера правая; 7 – маховик; 8 – уплотнение коленчатого вала; 9 – крышка кривошипной камеры; 10 – вал коленчатый левый; 11 – уплотнение левое; 12 – половина картера правая; 13 – звездочка коленчатого вала; 14 – крышка картера правая; 15 – водяной насос; 16 – цилиндр; 17 – свеча зажигания; 18 – головка цилиндра; 19 – поршень; 20 – шатун.
Система жидкостного охлаждения ИЖ Юпитер-5-03 с принудительной циркуляцией жидкости включает: — специальные цилиндры и головки цилиндров с полостями для циркуляции жидкости; — крышки головок цилиндра; — коллектор с термостатом; — водяной насос с приводом; — радиатор с расширительным бачком и паровоздушными клапанами в пробке радиатора; — вентилятор с электродвигателем и термореле включения вентилятора; — термостатик включения сигнального индикатора перегрев; — гибкие соединительные шланги и хомуты их крепления.
Двигатель Юпитер-5-03 жидкостного охлаждения имеет не взаимозаменяемые с двигателем воздушного охлаждения поршни, поршневые кольца и коленчатый вал по отверстию верхней головки шатуна, в который устанавливается специальный игольчатый подшипник.
В качестве охлаждающей жидкости на ИЖ Юпитер-5-03 рекомендуется антифриз А40 М (ТОСОЛ). Допускается кратковременно применять воду, желательно кипяченую, не допуская ее замерзанию. Использования воды в системе ведет к преждевременному износу деталей водяного насоса.
Система охлаждения мотоцикла ИЖ Юпитер-5-03(ИЖ 6.113-03): 1 – термореле; 2 – вентилятор с кожухом; 3 – коллектор в сборе; 4 – шланг подающий; 5 – патрубок выпускной; 6 – карбюратор; 7 – патрубок верхний чехла цепи; 8 – патрубок нижний чехла цепи; 9 – пробка сливная коробки передач; 10 – крышка люка маховика; 11 – прокладка люка маховика; 12 – пробка полости маховика; 13 – шланг подводящий; 14 – демпфер крепления; 15 – хомут закрепления шланга; 16 – защита радиатора; 17 – радиатор; 18 – пробка.
Система охлаждения ИЖ Юпитер-5-03 работает в автоматическом режиме, поддерживая температуру жидкости в пределах 80…90 градусов. В период прогрева холодного двигателя, клапаны термостата закрыты, циркуляция антифриза идет через небольшое отверстие в коллекторе, имея ограничительную скорость потока и расход. При нагревании до 80 градусов открывается клапан термостата, обеспечивая уменьшение сопротивления, потоку тосола, увеличивая скорость и, тем самым, повышая эффективность охлаждения.
Электродвигатель вентилятора включается при температуре антифриза 92 градуса и выключается при температуре 87 градусов.
При нагреве жидкости до температуры 98…104 градуса термодатчик включает индикатор на щитке приборов мотоцикла перегрев.
Предохранительные клапаны в пробке радиатора регулируют избыточное давление 0,05Мпа и разряжение 0,012Мпа.
Увеличенный коэффициент объемного расширения антифриза компенсируется расширительным бачком, соединенным трубкой с радиатором.
Охлаждающая жидкость заливается в радиатор через горловину до уровня утопления верхних трубок (заправочная емкость 2,1 литра). Слив жидкости через сливные отверстия в двигателе при снятой пробке радиатора.
Дизайн мотоцикла
Как и многие другие мотоциклы Иж, «Юпитер-5» не получил каких то особых изменений в дизайне по сравнению с четвёртым юпитером. Вскоре после выхода «Планета-5» дизайнеры схитрили и позаимствовали от него пару внешних элементов.
А именно: первая выпущенная модель получила обычную квадратную форму приборной панели, которая включала в себя указатель поворота, ближний – дальний свет, замок зажигания и спидометр. После переработки одну панель разделили на две части: на первой расположили индикаторы, а на второй спидометр.
Так же была изменена форма бака. Из-за этого новая модель получила более длинное сидение, объединенное с задним стоп-сигналом.В заключение следует отметить, что для своего времени, да еще в СССР, это был по праву брэндовый мотоцикл. Только термина такого тогда не было. Все меняется.
Предыдущая запись Мотоцикл Иж Планета-5: Описание и технические характеристики
Следующая запись Мотоцикл ИЖ Планета 5 и характерные черты установленного двигателя.
Диагностика и ремонт двигателя
Найти причину поломки порой невозможно после одного визуального осмотра. В некоторых случаях необходима полная разборка двигателя ИЖ Юпитер 5. Но если вы выяснили причину, то можете самостоятельно быстро решить проблему. Вот примеры основных неисправностей и рекомендации по ремонту:
- Если у вас проворачивается кикстартер на коленчатом валу, необходимо:
- Сильнее затянуть крепления, а при сильных повреждениях заменить вал и рычаг кикстартера. Обычно такое происходит после того, как была произведена форсировка двигателя ИЖ Юпитер 5.
- При неправильном подборе масла, особенно если залито очень вязкое зимой, необходимо подобрать более правильный температурный режим.
- Если ослабла пружина пускового механизма, необходимо произвести ее замену.
- В случае, когда в карбюратор не попадает горючее, следует произвести его чистку в растворителе, а также продуть каналы и шланг подачи топлива воздухом под давлением.
- При отсутствии искры в камере сгорания замените свечу или произведите ее отчистку.
- Когда заедает дроссельная заслонка, необходимо отрегулировать ее привод и произвести чистку карбюратора.
- Систему подачи топлива. Возможно, топливная смесь перенасыщена воздухом. Решением такой проблемы станет замена воздушных фильтров и установка новых прокладок.
- Исправен ли конденсатор. Если между контактами происходит сильное искрение, конденсатор подлежит замене.
- Сильный износ или обгорание свечи. В большинстве случаем именно свечи являются причиной плохого запуска и неровной работы мотора.
- Следует произвести чистку дренажного отверстия топливного бочка.
- Бывают случаи выпадения иглы карбюратора. Ее необходимо вставить на место и отрегулировать.
- Очистка и продувка каналов и жиклеров карбюратора.
- Регулировка карбюратора на подачу бензина для горючей смеси. При большом количестве происходят хлопки в глушителе, т.к. смесь попадает на горячие металлические стенки и там догорает.
- Если заедает привод топливного коллектора, необходимо вернуть иглу в стандартное положение.
- В случае низкой компрессии цилиндра, требуется удалить весь нагар с поршня и произвести чистку поршневых колец. А при сильных повреждениях и вовсе заменить поршень вместе с цилиндром. Чтобы предотвратить неисправность следует использовать только качественное топливо и масло от проверенных производителей.
- Регулировка зажигания. При раннем зажигании слышно стук движка, а при позднем хлопки в выхлопной трубе.
Это основные проблемы, которые могут встретиться при эксплуатации. Как разобрать двигатель ИЖ Юпитер 5 подробно написано в книге технического обслуживания, выданной при покупке. Все изложенное в ней написано понятным текстом, со схемами и детальным руководством. Не только ремонт советского агрегата под силу любому владельцу.
Существует много вопросов о том, как собрать двигатель ИЖ Юпитер 5 самостоятельно, производя его доработку. Например, установка более надежного карбюратора или более стильного и громкого глушителя производится достаточно быстро без значительных финансовых вложений.
Тюнинг двигателя ИЖ Юпитер своими руками возможен, если вы располагаете достаточным количеством времени и обладаете энтузиазмом. Достаточно лишь проявить упорство.
Мотоцикл имеет выгодное соотношение стоимости, качества сборки и требованиям к обслуживанию. Идеальный вариант для людей с небольшим бюджетом, и тех, кто хочет получить универсальную технику. Однако частые поломки будут отнимать много времени. К этому стоит быть готовым, поскольку некоторым байкам может быть 40-50 лет.
Мотоцикл ИЖ Юпитер 5 реальный уровень расхода топлива на 100 км: отзывы
- Илья, Республика Мордовия. Я хозяин мотоцикла ИЖ Юпитер 5, который интерпретируется достойным представителем среднего автокласса. Достаточно внушительный аппарат, с 25л.с. силовым агрегатом, который незатейлив в использовании и расходует в какой-то степени бензина – в районе 8 литров на сто километров. Я владел этим транспортом несколько лет, совсем его не забуду. Силовой агрегат бензиновый, двухтактного типа, степень ускорения у него недурственнаядля такого автокласса – как минимум, Юпитер динамично ускоряется на автомагистрали. А в повороты уже входит неохотно. Мотоцикл не любит высокие обороты. По своему опыту скажу, что текущая модель адекватно приспособлена для перевозки тяжелых грузов на коляске, а также на прицепе. Юпитер – подходящий транспорт для сельской местности, у него выносливая ходовая, которая выдерживает все рытвины и ухабы, которые есть возможность встретить на проселочных и сельских дорожках. Есть возможность перевозить двух человек, а в багажник есть возможность поместить несколько мешков с картошкой (к примеру). Мотоцикл великолепно справляется с подобной нагрузкой. К сожалению, периодически возникают неисправности, однако в то же время, многочисленные расходники и детали бюджетные, однако небольшого качества. Обрадовала высокая возможность ремонта – практически каждая деталь в мотоцикле находится в приемлемом месте, ее легко вытащить и заменить. Некоторые детали есть возможность найти в интернет-магазинах, или на авторазборке.
- Евгений, Уссурийск. Основательный, незатейливый и бюджетный во владении мотоцикл. Впечатлила приемлемая цена, приобретал Юпитер в 2006 г. Я динамично освоился за рулем, обрадовала эргономика расположения рычагов и иных средств контроля. КПП выполняет работу гладко. Силовой агрегат на 26 лошадиных сил в состоянии работать и при плюс 30, и при минус 30 градусах. Я говорю к тому, что движок адаптирован к различным перепадам температур, и запускается с полпинка. Предельная скорость в районе 100 км/час, однако мне хватает и 100 км/час, которые Юпитер достигает легко и непринужденно. На второй скорости есть возможность разогнаться до 80 км/час. Главное, правильно настроить карбюратор. У меня КПП полуавтоматического типа, это ежели сцепления выступает в качестве дополнения к газу при начале движения. Такое решение интерпретируется оптимальным для быспартанско набора скорости, без всяких скачков и задержек. Вдобавок, полуавтомат не умноживает уровень потребления топлива, в противовес от полноценного автомата. Так, в городском режиме Юпитер ест максимально 9 л. Это конечно немало, однако я представляю, что было бы, если бы Юпитер был снабжен автоматической коробкой. В итоге, это крепкий мотоцикл, который сгодится тем людям, у которых ограниченный бюджет. Признаю, это не самый оптимальный вариант с точки зрения основательности, однако при условии прямых рук Юпитер прослужит так множество, сколько захочет его хозяин. Еще и внуки покатаются.
- Владимир, Туапсе. Катаюсь на Юпитере 1994 г. производства. Брал этот двухколесник в 2010 г за 11 тысяч рублей. Транспорт в использовании восемь лет, предыдущий хозяин за ним ухаживал, как за собственной женой. Пожалуй, мне повезло – даже восстанавливать ни капли не пришлось, в таковойстепени Юпитер был как нулевый, пройденный путьна период приобретения образовывал 12 тысяч километров. Силовой агрегат динамично достигает обороты и обеспечивает достойную степень ускорения. Пришлась по вкусу приятная и энергоемкая ходовая, адаптированная к плохим дорогам и препятствиям. Мотоцикл копеечный в сервисе, существенных затрат не требует. Основные затраты идут на топливо. Кстати, в городской черте удается уместиться в 6 л на сто километров. Есть поддержка бюджетного 76-го бензина. Катаюсь на Юпитере с 19 литровет. В тот период получил права категории А, и к тому времени я подыскал подходящий вариант. Для меня нет мотоцикла выгоднее в плане соответствия бюджетнизны и надежности. Многочисленные хозяева Юпитеров жалуются на проблему, связанную с неисправностями в правом или левом цилиндра. К счастью, эту неполадку есть возможность устранить за считанные минуты – интернет в помощь. Юпитер весьма резвый, едет мягко и динамично, без левых шумов и вибраций, в противовес от Планеты.
- Александр, Муром. Юпитер-5 – рядовой в сервисе, бюджетный и внушительный мотоцикл. Это если вкратце говорить. Пожалуй, текущая модель входит в число оптимальных советских мотоциклов, укомплектованных двухтактным силовым агрегатом. Даже старый добрый Урал проигрывает Юпитеру в основательности, динамичноте и экономности. Это неудивительно, ведь он сконструирован на основе советского мотоцикла 1940-ых годов! Мой Юпитер снабжен боковой коляской, также есть возможность подсоединить прицеп и таскать гравий, песок, дрова и другие хозяйственные и строительные материалы. Блок цилиндров с коленчатым валом позаимствован у лесовоза КРАЗ. Да и в-целом, Юпитер интерпретируется достойным дополнением к полноценным грузовикам, он сгодится для малообеспеченных семей, а также людей, работающих на себя. Я ровным счетом из таких. В 90-ые годы мы зарабатывали как могли, как и все остальные. К счастью, денежные средства на сберкнижке у нас сохранились, надо было их сливать побыстрее, ведь в то время была бешенная инфляция. Таким образом, появились денежные средства на этот мотоцикл. Конечно, с неоднократно случаются неисправности. Однако расходники и детали копеечные, они всегда в наличии. Потребление топлива максимум 11 л/100, что я видел. Это достаточно множество для мотоцикла среднего автокласса и, пожалуй, это единственный существенный недостаток Юпитера. Допускается использовать и 92-й, и 80-й бензин. Действительно , на 80-м мотоцикл ускоряется быстрее. Я работал на Юпитере с боковым прицепом, накатывал длительные мотопробеги, протяженностью 1-1,3 тысячи километров за один раз. Я колесил по убитым дорогам, по ухабам и буеракам. К счастью, Юпитер 5 выдержал большинство испытаний. Конечно, не обошлось без неисправностей, который есть возможность устранить в полевых обстоятельствах. В 90-ые годы мотоциклы этого брэнда досаждали неисправностями коленвалов поршневой группы. Ясное дело, все связано с небольшим качеством запчастей. В ту пору не жили, а выживали, а о качестве особо не предполагали. Я неоднократно менял расходники и детали в Юпитере, своевременно его ремонтировал. Последний раз делал капитальный ремонт пять лет назад. Силовой агрегат функционирует ровно и сбалансированно, не страдает заводскими косяками, характерными для двигателей Иж Планеты и иных одноцилиндровых моторах (для них свойственны нервная дрожь на руле и звон деталей). Силовой агрегат на Юпитере приятно рычит и ненавязчиво, а показатель максимальной скорости образовывает 120 км/час. Действительно , на таковойскорости надо постоянно подруливать, ведь мотоцикл рыскает из стороны в сторону. Я обладатель варианта с воздушным охлаждением. Жидкостное охлаждение ни к чему, с ним исключительно больше затруднений. Силовой агрегат моего Юпитера не перегревается, и уверенно заводится в холодная пог. Модель 1992 г. производства, замечательный русский байк для экономного пользователя. Потребляет в городском режиме не больше 8 литров/100 км.
- Анатолий, Чувашская Республика. Приобрел это аппарат за 7 тысяч рублей. В использовании два г.. В текущее время недостатков нет. Я сразу оценил ключевые достоинства мотоцикла Юпитер 5 – это экономность, резвая полуавтоматическая коробка, мягкая ходовая и высокая возможность ремонта. Временами сбивается зажигание, его надо регулировать, в то время затруднений не будет. Я приобретал Юпитер в разобранном виде. После месяца кропотливых работ, связанных с поиском необходимых запчастей и последующей сборкой мотоцикла, настройкой проводки и т. д., я сделал первый запуск – мотоцикл завелся. Я был счастлив, однако не долго – через два месяца силовой агрегат накрылся. Капитальный ремонт ему уже не помог бы. Он сильно перегревался даже при холодной погоде. На сервисе посоветовали обновить силовой агрегат, взять мотор от Юпитера-3 (у меня Юпитер-5). Короче говоря, выбора особого не было. После настройки карбюратора показатель максимальной скорости составила 150 км/час – для сопоставения, подлинный мотор от Юпитера-5 рассчитан всего на 120 км/час. Силовой агрегат рядовой в сервисе, лишних затруднений не доставляет. То же самое касается и рулежки – Юпитер охотно рулится и уверенно ввинчивается в крутые повороты, заносов не возникает. Сам силовой агрегат тяжелее, чем от пятой модели, однако степень ускорения нисколько не хуже, а даже выгоднее – ведь максимум-то повысилась. Потребление топлива образовывает 4-8 литров на сто километров. На легком беспутье выходит 8 литров
- Давид, Владимирская область. У Юпитера-5 два ключевых достоинства – разгон и небольшая стоимость ремонтирования. Дизайн так себе, на любителя. Еще одним недостатком назову посредственную основательность. Мотоцикл постоянно ломается. Однако в итоге, это недурственный мотоцикл. Он обошелся мне в 40 тысяч рублей. Стоимость подержанной модели начинается в текущий период от 2 тысяч рублей. Я приобретал Юпитер-5 в 1996 г за 13 тысяч. Это был нулевый мотоцикл, с двухтактным карбюратором на 19 литровошадиных сил, который позволял разгоняться до 130 км/час. Запас хода приличный, а уровень потребления топлива в районе 4-6 литров на сто километров. Размер бензобака образовывает 21 литров. Двухцилиндровый мотор постоянно рычит, вибрирует и шумит, вибрации от него переходят на раму, рулевую колонку и сиденье. Однако степень ускорения отменная, во многом благ.ря динамичной 4-ступенчатой коробке. Тормоза барабанного типа – они более надежные, чем дисковые. Конечно, это мой не единственный мотоцикл, который у меня до нынешнего дня хранится в гараже. Есть и Восход, и Урал. Я обожаю мотоцикла, изредка участвую в мотопробегах по трассе и пересеченной местности. Юпитер-5 приносит сплошное наслаждение от таких длительных поездок. Ясное дело, я постоянно беру с собой нужные расходники и детали.
- Виталий, Тамбов. В 2021 г я стал владельцем мотоцикла ИЖ Юпитер-5, на котором интересно ездить. Однако это все-таки русская техника, которая временами ломается. Вдобавок, она подержанная, 1984 г. производства. Брал за 5000 рублей у второго хозяина. Ясное дело, перед приобретением мы все проверили, запустили мотор, послушали обороты, настроили карбюратор и т. д. Короче говоря, при осмотре все работало замечательно. Однако после того, как с хозяином рассчитались и привезли Юпитер-5 в мой гараж, обнаружили неисправность – оказалось, что у поршня сломано кольцо, да и сам поршень побит. Пришлось заказывать нулевый поршень. Еще я поставил нулевые кольца. Однако правый цилиндр продолжал работать исключительно при умножении оборотов (то имеется ежели нажимаешь на газ). На холостом ходу один цилиндр практически не работал. Однако мотоцикл был вполне на ходу, есть возможность ездить. Как-то раз поехали на природу в деревню к другу, и вдруг внезапно начал «чихать» правый цилиндр. Принял решениедоехать уже и затем посмотреть, в чем дело. Покрутил зажигание, все протянул и перенастроил как следует, однако цилиндр все равно продолжал чихать. По факту, я махнул на все рукой и пошел спать – мол, он же все равно на ходу. На следующий день я снова поехал, и мотоцикл окончательно заглох. Заводится отказывался до того времени, до сих пор я не нашел иной мотоцикл, чтобы «прикурить» так сказать. У меня были две причины – либо износились щетки, или перестал работать генератор. К счастью, местные умельцы в деревне помогли решить проблему. Мотоцикл недурно ездит, однако изредка мучает неисправностями, которые самому решить не всегда выходит. Надо привлекать «специалистов», или с собой их постоянно возить). Юпитер-5 – довольно практичная модель, которая ест примерно 4-6 л на сто километров.
- Анатолий, Калмыкия. Не знаю как у иных, однако у меня Юпитер совсем не ломается. Я обладатель варианта с незатейливым двухцилиндровым двигателем, мотоцикл 1998 г. производства. Брал его за 4 тысячи рублей в 2021 г. В использовании полтора г., за это время я успел изучить все положительные стороны и минусы Юпитера, и могу сделать вывод, что двухколесник получился достойным. Единственное, что напрягает, что плохая проходимость в раскисшем грунте. Для беспутья Юпитер абсолютно непригоден. Я приобретал ИЖ в убитом состоянии – у предыдущего хозяина мотоцикл стоял в гараже шесть лет и не заводился. Еще я обнаружил, что гараж местами протекал из-за дыр в крыше. К счастью, двухколесник был на ходу – силовой агрегат завелся. Я предполагал дело худо, однако пришлось заменить лишь аккумулятор и залить нулевые расходные материалы – бензин и масло. Мотоцикл поехал уверенно и резво – показатель максимальной скорости 120 км/час. Естественно, я сразу сильно гнать не стал, ведь сначала надо было обкатать (ведь мотик был после шестилетней «спячки»). Короче говоря, с ходовой все ок, пришел к выводу привести в порядок облик мотоцикла. Демонтировал топливный бак и принялся шкурить, чистить и красить. К счастью, мне удалось осовременить Юпитер, который стал смотреться словно с завода. Еще раз повторюсь – на трассе и сухом грунте Иж Юпитер 5 едет замечательно, а в грязи или на сколькой дороге садится на брюхо и беспомощно буксует, да еще и заносит. Вдобавок, на беспутье мотоцикл пожирает бензин – выходит в районе 11 л/100, что элементарно непозволительно для мотоцикла среднего автокласса. Даже Планета более практичная, и при этом гораздо увереннее утюжит раскисший грунт. Силовой агрегат у Юпитера вполне оборотистый, однако постоянно барахлят цилиндры – то один, то второй. Приходиться время от времени перенастраивать. Однако бывает, что даже настройка цилиндров не помогает, приходиться другие способы решения затруднения – в частности, пробовать ставить другие свечи, смазывать конденсатор. Сидеть достаточно удобно, ручки не скользкие, руки не соскальзывают. Катаюсь на Юпитере до нынешнего дня, однако приобретать я его не советую, ибо на текущий период Юпитер-5 – это сплошная лотерея для тех, кто хочет понастальгировать и выкинуть множество денежных средств на восстановление.