Мастерская Всполье — Устройство и принцип работы генератора скутера

Независимо от того, какой электрический скутер вы приобретаете, вам необходимо поддерживать его в рабочем состоянии, чтобы он мог радовать вас на протяжении долгого времени. Техническое обслуживание и проверка электрогенератора скутера очень важно, поэтому необходимо знать, как правильно осуществлять диагностику и техническое обслуживание. Электрические скутеры и мотоциклы практически не нуждаются в обслуживании. В этой статье мы расскажем об основных способах проверки работоспособности электрического генератора.

  • Настройка и тестирование скутера
      Проверка предохранителя скутера
  • Осмотр генератора скутера
      Испытание двигателя электрического скутера
  • Тест напряжения в генераторе скутера
      Проверка контроллера скорости
  • В большинстве электрических скутерах используется двигатель ступицы или электродвигатель, который удобно встроен в ступицу переднего или заднего колеса. Это не приводит к изменению основной конструкции устройства. Поскольку двигатель прикреплен к колесу, он может очень эффективно перемещать это колесо. Генераторы просты в установке и доступе для обслуживания и ремонта. Когда вы выключаете электрический скутер, чтобы вернуться в рабочий режим, концентратор функционирует так же, как традиционный ступица колеса, который соединяет шину, обод и спицы. Чтобы не запускать электрический скутер, вам необходимо регулярно поддерживать свое устройство в работоспособности.

    Мастерская Всполье — Устройство и принцип работы генератора скутера


    Современные скутеры оборудованы множеством электронных устройств, которые в свою очередь являются потребителями тока. Как ни странно, даже аккумулятор является потребителем тока, ведь он требует зарядки. Фара, аккумулятор, пусковой обогатитель, задние габариты и множество других приборов питаются от генератора. Роль генератора на скутере неоспоримо важна, а его устройство с технологической точки зрение не должно вызывать никаких вопросов, даже у новичков. Обычная физика, не более.
    Генератор скутера – это обычное маховичное магдино. Электропитание подается к потребителям во время вращения коленвала, а именно во время работы двигателя.

    При вращении маховика с магнитами вырабатывается электрический ток. Зарядная катушка находится внутри данного маховика. Внутри зарядной катушки постоянно изменяется магнитное поле, вследствие чего индуцируется напряжение.

    Генератор скутера вырабатывает только переменный ток. Некоторым приборам скутера нужен постоянный ток в качестве питания. В частности аккумулятор должен заряжаться только от постоянного тока. Рассмотрим отличия переменного тока от постоянного.

    Известно, что электрический ток – это направленный поток электронов от одного полюса источника тока к другому. Когда поток электронов не меняет движение постоянно и при этом не изменяется во времени, такой ток называется постоянным.

    Переменный ток состоит из электронов, которые постоянно меняют направление своего движения. Это краткое сравнение, подробности тут не столь важны. В быту источником переменного тока служат аккумуляторы телефонов, фотоаппаратов, ноутбуков, обычные батарейки и прочие устройства. Как и в случае аккумулятора скутера, для их зарядки также требуется постоянный ток. Как известно, любой электронный прибор с аккумулятором имеет зарядное устройство, внешнее или внутреннее. Именно зарядное устройство преобразует сетевое напряжение в требуемое.

    Так же и на скутере, аккумулятор должен периодически заряжаться. На него, как и на другие электроприборы, должен подаваться постоянный ток. Для преобразования переменного тока в постоянный, на скутере используется выпрямитель. Для выпрямления тока обычно используются диоды. Как известно, ток проходит через диоды только в одном направлении, «обратка» в данном случае автоматически фильтруется и мы получаем на выходе требуемый нам постоянный ток. Однако теперь его нужно уменьшить до нужного значения. За этот показатель на скутере отвечает регулятор напряжение, который также является и выпрямителем.

    Ток, вырабатываемый генератором, проходит через регулятор напряжения, который преподносит нужный ток требуемого напряжения. Без него невозможна нормальная работа скутера в принципе, ведь напряжение постоянно варьируется в зависимости от оборотов коленвала двигателя.

    Аккумулятор скутера является постоянным потребителем и заряжается от генератора на постоянной основе, даже когда зарядка в определенный момент не требуется. Мощность генератора обычно больше потребляемой мощности всех электроприборов, однако незначительно, поэтому при установке, например, дополнительной фары, потребуется уменьшить количество потребителей или снизить нагрузку на генератор путем уменьшения потребления напряжения этими потребителями.

    Подготовительные процедуры

    С чего стоит начать прежде всего? Проверьте все электрические соединения на вашем скутере. Большинство из них можно найти в отсеке для аккумуляторов. Убедитесь, что все они плотно соединены друг с другом. В это время как аккумуляторный блок вашего скутера в автоматическом режиме проверит основные и отдельные подключения к батареям. Связки проводов не должны свободно висеть.

    Обычно аккумуляторный отсек на скутере находится в днище пола

    Первичное испытание двигателя скутера

    Проведите тест генератора, установив прямое соединение с батареей. Вам нужно будет найти изолированный провод для выполнения этой процедуры и нарезать 2 части длиной приблизительно 20 см.

    1. Поднимите скутер так, чтобы заднее колесо не касалось земли.
    2. Снимите крышку батарейного отсека и найдите 2 провода, которые поступают от двигателя. Отсоедините провода двигателя от контроллера — это легко сделать, открепив зажимы.
    3. Используя 2 провода, прикрепите первую перемычку к красному положительному проводу внутри зажима провода от двигателя. Сделайте то же самое с черным отрицательным проводом, идущим от двигателя. Затем возьмите красный провод и войдите в контакт с положительной клеммой аккумулятора и выполните то же самое с черным проводом на отрицательной клемме.
    4. Если двигатель запускается, и заднее колесо вращается, то электрогенератор находится в полной работоспособности. Если заднее колесо не вращается, то проблема в двигателе.

    Генератор на скутере. Принцип работы и ремонт.

    Любой современный скутер имеет такое важное устройство как генератор. Это устройство является важным элементом скутера, ведь в его составе присутствует множество электрических узлов.

    Работа генератора скутера состоит в обеспечении питания большинства приборов, и всех других элементов, которым необходимо электричество. К ним относятся фары, пусковой обогатитель, габаритные огни и даже аккумулятор скутера. Если вы ни разу не видели это устройство, то оно представляет собой магдино. Генератор выдает электричество путем процесса вращения маховика. Сам маховик в своем составе имеет зарядную катушку, имеющую переменное магнитное поле. Соответственно при вращении коленвала скутера вращается и генератор, выдавая нужное количество тока всем приборам.

    Сложности

    Не хотят наши люди покупать съемники и чего только не суют под ротор и даже пытаются сбить его молотком, а один раз мне попался скутер к ротору которого был приварен кусок какой-то железки. Наверное приваривали крюк и хотели сдернуть его КАМАЗом .

    С одной стороны, людей понять можно: зачем покупать дорогой инструмент для разовой работы. С другой стороны, я людей и не понимаю: зачем покупать и собственноручно уродовать скутер молотком, если можно отдать его на ремонт мастеру? Дилемма, как ни крути.

    Принцип работы генератора

    Как вы уже поняли, генератор является важнейшим устройством скутера, и он способен вырабатывать только переменный ток. Но бывает множество случаев когда фары, аккумулятор и другие устройства нуждаются только в постоянном токе. И прежде чем начать рассматривать эту проблему изучим понятия переменного и постоянного тока. Любой вид электрического тока представляет собой поток заряженных частиц, иными словами они называются электроны. В случае с постоянным током образование энергии происходит без изменения направления и величины. Когда генератор работает методом переменного тока, поток частиц всегда меняет направление и величину. Соответственно для работы переменного тока необходимы аккумуляторы, которые есть в большинстве бытовых устройств. Они позволяют работать устройствам с переменным током, но в свою очередь для их непосредственной зарядки необходим источник постоянного тока.

    Схема проводки на мопед Альфа: особенности отечественной эксплуатации

    С развитием торговых отношений между Россией и Китаем, в нашу страну помимо традиционных трикотажных товаров и бытовой электроники стали массово завозить различную авто и мото технику. А поскольку отечественная мотоциклетная промышленность переживала спад, то новинки пришлись по вкусу мотолюбителям, и стали массово приобретаться для собственных нужд.
    Особый интерес представляет мопед ALPHA с двигателем воздушного охлаждения который продается на территории РФ как «Альфа 110сс» или «Альфа 49». Цифры в названии обозначают рабочий объем двигателя:

    1. Четырехтактный двигатель воздушного охлаждения объемом 49 куб. см, мощностью 4,5 л.с.;
    2. Четырехтактный двигатель воздушного охлаждения объемом 110 куб. см, мощностью 7 л.с.

    Мопеды своим внешним сходством с мотоциклами отличаются от скутеров, хотя и представляют собой отдельный класс. Тем не менее, сочетание технических параметров, простоты в обслуживании своими руками и невысокой эксплуатационной стоимости сделали данный мопед лидером продаж на российском рынке мототехники.

    Роль генератора на скутере

    Как вы уже знаете, аккумулятор скутера всегда нуждается в токе, причем постоянно, и чтобы обеспечить это, в работу входит генератор, который заряжает аккумулятор на протяжении всей его эксплуатации. Если аккумулятор не нужно заряжать генератор все равно работает, и при необходимости тут же передает заряд устройству. Даже несмотря на то, что мощность генератора в разы выше других устройств скутера, при необходимости установки дополнительного прибора, в любом случае нужно убрать какой-то другой потребитель энергии. Допустим, вы захотели поставить еще одну фару, но чтобы это сделать вам придется удалить старую, иначе генератор не сможет нормально функционировать.

    Схема генератора на скутер 150 кубов

    Это и есть основная задача и принцип работы такого сложного, но в то же время очень необходимого устройства. Ремонт генератора скутера может быть очень сложным, так что лучше обратитесь с этим вопросом к специалистам.

    Внешний вид Альфа RX

    Альфа RX это обновленная версия предыдущего классического мопеда. На вид новый мопед стал интереснее выглядеть и элегантнее. Внешний современный вид, который мне и понравился. Обновлен бак, установлено двухуровневое сиденье – пассажир теперь чуть выше, чем водитель. Обзор у пассажира теперь лучше. Крылья теперь идут пластиковые, но крашеное крыло только переднее. Это уже избавляет крылья от коррозии.

    Передняя фара стала больше, чем у классической Альфы, установили серьезную галогеновую лампу, свет стал ярче. Задние амортизаторы стали более совершенной формы. Также мотик оборудован серьезной светотехникой – передние и задние габариты, поворотники со звуковым сопровождением, дальний и ближний свет, сигнал и стоп сигнал.

    В эксплуатации очень прост. Ремонт возможен при минимальном наборе инструментов, но придется запастись дополнительными рожковыми ключами: на 9, на 11 и на 15.

    На продажу поставляется двумя версиями: с двигателем 72 куба и 110 кубов. Но в последнее время они поставляются частично не годными к эксплуатации с поршневой на 50 кубов, которую нужно будет модернизировать. Эти версии моделей называются Alpha 7 и Alpha 11.

    Эти числа расшифровываются следующим образом:

    • 7 – это Альфа, которая после доработки станет 72 кубовой моделью.
    • 11 – это Альфа, которая станет 110 кубовой моделью.

    Изначально эти модели идут, как “полтинники” и ехать они не смогут. В любом случае их придется дорабатывать. Но по документам они идут как мопеды с 49,9 кубов и регистрировать в ГАИ их не нужно. Единственное,что от вас потребуется – это водительское удостоверение с любой категорией.

    Устройство и принцип работы генератора скутера

    Не искушенному в электрических делах обывателю — генератор скутера может показаться очень сложным девайсом. Отчасти это верно: электрический ток — вещь глазу не видимая и, если механические неисправности мы можем увидеть или пощупать, то об неисправностях в электрике скутера мы можем только догадываться или выявить их с помощью специальных измерительных устройств.

    Впрочем, «не Боги горшки обжигают» и если у человека есть к чему-то желание, то эта статья будет неплохим подспорьем, а тем кто ничего не хочет — не стоит и продолжать.

    Генератор скутера относится к генераторам маховичного типа с возбуждением от постоянных магнитов. Данный тип генераторов применяется на подавляющем большинстве скутеров, а также мопедов и малокубатурных мотоциклов.

    Обозначение основных элементов генератора

    Генератор скутера состоит из ротора (по-колхозному — «якорь») и статора. Ротор устанавливается непосредственно на коленчатый вал и во время работы двигателя ротор совершает вращательные движения вокруг катушек статора

    Статор крепится непосредственно к картеру двигателя. И при работе двигателя остается неподвижным. Статор представляет собой металлическую основу выполненную из нескольких пластин специального трансформаторного железа. На основании статора есть специальные выступы (катушки) поверх которых в строго определенном порядке намотан медный провод — образующий собой обмотки генератора.

    В зависимости от модели генератора — обмоток может быть две или три. На генераторе представленном ниже — обмоток три: питающая, управляющая и высоковольтная

    На внутренней поверхности ротора установлены постоянные магниты. Магниты имеют разную полярность. В стоке магниты закрыты крышкой, если ее снять, то их можно увидеть

    Каждый из магнитов образует вокруг себя статическое (постоянное) магнитное поле. В свою очередь — поле каждого магнита будет разное: синее — отрицательное («север»), красное — положительное («юг»)

    Если вложить статор в ротор таким образом как это сделано на двигателе, то мы увидим, что катушки статора будут находится в магнитном поле расположенных рядом с ними магнитов.

    После того как мы запустим двигатель — магниты ротора начнут вращаться вокруг катушек статора. Во время вращения ротора к катушкам, которые всегда стоят неподвижно будут подходить разные по своей полярности магниты и поле в котором находятся катушки будет меняться с очень большой скоростью. За счет быстрой смены магнитных полей в катушках генератора возникнет магнитная индукция и генератор начнет вырабатывать электрический ток.

    Ток — это хорошо. Но ток генератора с возбуждением от постоянных магнитов величина непостоянная и напрямую зависит от оборотов двигателя: чем выше обороты двигателя тем чаще меняется поле катушек — индукция нарастает как следствие растет напряжение в катушках. Вот и получается, что на холостых оборотах двигателя напряжение генератора будет 8-10V, а на максимальных 60-70V.

    Чтобы стабилизировать напряжение генератора до заданных пределов в систему энергообеспечения скутера внедрили специальный модуль регулирующий напряжения генератора. Он так и называется: реле-регулятор генератора.

    Заводской съемник

    Ротор можно снять как заводским съемником так и самодельным. В варианте с заводским и самодельным съемником есть свои плюсы и минусы. Начну с минусов заводского съемника.

    Главный минус заводского съемника — это его его цена. Стоит заводской съемник очень и очень дорого. Около 500-600 рублей. Но цена по сути для меня не слишком важный критерий. Мне гораздо важнее универсальность, надежность, удобство использования и долговечность. А всех этих достоинств у заводского съемника к сожалению нет, кроме пожалуй удобства использования.

    Универсальность у заводского съемника нулевая и подходит он к сожалению только к определенной серии двигателей. И если понадобится отремонтировать малораспространенный у нас скутер, то к нему же придется прикупить и новый съемник. А сделать это будет очень и очень непросто, так как к редким моделям скутеров инструмент в продаже встречается так же редко как и запчасти.

    Надежность заводского съемника крайне низкая. Не скажу, что дело в самой конструкции, скорее наоборот: конструкция более чем совершенная. А куда еще совершенней то. Гайка+болт — вот и вся его конструкция.

    А вот качество… Тут есть о чем подискутировать. Качество заводских съемников оставляет желать лучшего. Их хватает буквально на несколько раз и это я говорю о дорогих съемниках по 500-600 рублей.

    Дешевые по 220-250 рублей в плане качества совсем ни лезут ни в какие ворота. Мало того, что они сделаны из какого-то пластилина, так производителю сего говнища и этого кажется мало. Он еще умудряется делать их тоньше или даже толще чем это нужно.

    Так выглядит самый дешевый съемник, вернее, то что от него осталось: болт от него где-то потерялся. Им пользовались всего один раз — сразу сорвало резьбу, причем как на самом съемнике так и на роторе, хотя до использования сего гуана она там была хорошая.

    Как открутить гайку?

    Для фиксации ротора я иногда использую самодельный съемник по типу заводского. Сделал я его из старых ненужных железок, а работает он не хуже заводского.

    Если не жалко денег — можете купить себе заводской. Он недорогой и в работе проще паренной репы: вставил штифты в специальные отверстия ротора, упер рычаг во что-нибудь и преспокойно открутил гайку. Кстати, такие фиксаторы продают не только в магазинах запчастей, но и в магазинах электроинструментов.

    В магазинах электроинструментов данный девайс торгаши позиционируют как универсальный ключ для отворачивания гаек на «болгарках» (УШМ). Он так и называется: «универсальный ключ для УШМ». Стоит он всего 160 рублей, а родной, якобы «правильный» — 350 рублей.

    Если будите покупать себе такой же — подрежьте сразу ему штифты, а то они в стоке очень длинные и при работе могут повредить обмотки генератора.

    Отворачиваем болтики и снимаем крыльчатку с ротора.

    Немного отвлекусь: не теряйте болтики, которые крепят крыльчатку к ротору, а лучше всего сразу уберите их. Мне доводилось ремонтировать скутер, хозяин которого потерял родной болтик и вместо него закрутил другой, а он оказался немного длиннее и при запуске двигателя порвал обмотки.

    Болтик то был длиннее родного всего на несколько миллиметров.

    Фиксируем ротор и отворачиваем гайку. Как я уже говорил: в своей работе я иногда использую самодельные инструменты, в данном случае — съемник.

    Отворачиваем гайку и извлекаем ее вместе с шайбой из ротора. Если шайбы там не окажется значит до вас там кто-то уже успел поковыряться…

    Регулятор напряжения, самодельный.

    Приветствую всех! “Полетел” у меня как то регулятор напряжения(Не Реле-регулятор, не путайте) на китайском 4 тактнике, покупка нового не планировалась, так как штатный РН на всех 4т говно, полез в интернет искать схему. Долго искать не пришлось, нашел очень простой и дешевый вариант: шунтирующий РН. Но для правильной работы нужно было разбирать генератор и отсоединять провод от массы, и выводить его отдельным проводом.. Ну да ладно, дальше объяснять я не буду, ибо не каждый шарит в электрике. В китайских 4т как правило стоят вот такие РН: Схема говно, КПД говно, ресурс говно. Собираем вот эту(Для однофазного генератора, в нашем случае): Для трехфазного: У нас есть два варианта подключения самодельного РН, тянуть не буду и расскажу что да как: Первый вариант(с переделкой генератора): 1) Разбираем генератор, снимает статор с двигателя и вот что мы видим: Важно: Где написано “Масса ее нужно отпаять” припаиваем отдельный провод на обмотку и выводим наружу, это будет один конец обмотки. Вторым концом будет белый провод Все, сделали, собираем генератор обратно. Получиться у нас должно вот так: То есть с генератора у нас приходят два провода(Вообще то их будет три, нам же будет нужны два). Расписывать подключение РН дальше не буду, покажу лучше рисунок: Готово, осталось подключить желтый провод от старого РН на “+” аккумулятора. На это первый вариант переделки закончен. Теперь наша борт. сеть имеет постоянное напряжение.

    Снятие ротора

    Вставляем в нужные отверстия болты. Болты берем от крыльчатки охлаждения — они туда вписываются идеально. Чтобы не задеть обмотки — наворачиваем на болтики ограничительные гайки — они не дадут болтам зайти глубоко внутрь генератора.

    Прикладываем съемник к ротору, заворачиваем в отверстия болты. Чтобы не сорвать резьбу — подтягиваем слегка центральный болт и смотрим: все ли болты пошли внатяг. Если какой-либо болт болтается — подтяните его.

    Таким образом мы равномерно распределим нагрузку между болтами. Если этим моментом пренебречь — вся нагрузка незаметно для вас может лечь только на один болт или два и тогда они вырвутся из ротора вместе с резьбой. Нам этого, понятное дело не нужно.

    Теперь главное: что есть, силы затягивать центральный болт нельзя. В этом деле излишняя сила ничего не даст. Нужно все делать не спеша и со знанием дела. Иначе вырвете съемник из ротора вместе с корнями и придет тогда вашему бюджету полная финансовая неостоятельность.

    Снимать ротор нужно только так: Подтягиваем слегка ключиком центральный болт съемника, легонько ударяем небольшим молотком в торец центрального болта — ротор, обычно, после первого удара слетает с конуса без разговоров, если не слетел — тянем по-новой болт и снова ударяем.

    Этому приему я научился еще в далеком 1996 году, когда мне довелось снимать с вала приводной шкив мотовило зерноуборочного комбайна «Колос». Если бы не один умный человек, который вовремя мне подсказал как правильно работать съемником, то расфаршмачил бы я тогда и шкив и съемник и кувалду вместе с комбайном…

    Ротор сидит на шпонке. Если вы не планируете дальше разбирать двигатель — оставьте ее как есть. А если планируете — лучше достаньте иначе потеряете.

    Раздолбанную шпонку легко можно снять маленькими плоскогубцами, если шпонка сидит очень плотно — оставьте ее, никуда она от вас не денется.

    Чтобы потом не гадать как у вас стоял статор — ставим керном метки или фоткаем, запоминаем или проделываем иное. Это нужно для того, чтобы обезопасить себя от проблем со сбившимся абрисом.

    Признаки необходимости проверки

    Если на скутере стал часто садиться аккумулятор, а он еще довольно новый, это означает, что есть неполадки в работе реле-регулятора. Как показывает практика, перегорает он довольно часто. При неисправном приборе батарея прекращает полностью заряжаться и теряет свою ёмкость. А значит завести скутер с кнопки не удастся, придётся заводить с кикстартером.

    Еще одним характерным признаком некорректной работы прибора может являться частое перегорание лампочек накаливания. Сами по себе они долговечны и имеют хороший ресурс прочности, но довольно чувствительны к перепадам напряжения. Это случается потому, что оптимальное напряжение в сети скутера считается 12-13 В. Повышение этого значения даже на 2 В сокращает срок службы электроники и узлов в 2 раза.

    Чем больше отклонение от нормы, тем больше вероятность того, что в скутере что-либо перегорит. Поэтому при запуске скутера со стартера при скачке напряжения при неисправном реле лампочки как правило перегорают.

    Признаки неисправности работы регулятора идентичны для всех моделей китайских скутеров. Особенно они характерны для реле зарядки на скутеры китайских моделей с объёмом двигателя 50 куб. Поэтому прежде чем принимать решение что-то заменить в электронике, тестирование систем и приборов следует начинать именно с реле-регулятора.

    Читать дальше: Замена свечей ниссан максима

    Проверка катушки зажигания

    Отключаем аккумулятор и снимаем клюв на скутере. Отсоединяем разъем на коммутаторе и мерим цешкой сопротивление на катушке. Ставим один щуп цешки в разъем на ч/ж провод, а второй — на «минус» (зеленый провод). Должно быть 4 Ом – это значит, что проводка и первичная обмотка катушки исправны.

    Проверяем вторую обмотку катушки. Вытаскиваем щуп из контакта зеленого провода и вставляем его в подсвечник вместо свечи. А другой щуп оставляем на контакте ч/ж провода. Сопротивление должно быть около 7,85 кОм. Это говорит о том, что вторая обмотка, бронепровод и сам подсвечник исправны.

    Напомню, что бронепровод и подсвечник отдельно от катушки имеют сопротивление 5 — 8 кОм. Такое сопротивление нужно для подавления радиопомех от разряда искры, чтобы не мешать другим слушать радио в машине или дома. Если сделать бронепровод и подсвечник без сопротивления и проехать рядом с тем, кто слушает радио. То радио перестанет нормально работать и начинает трещать в такт разряда искры на скутере (мопеде).

    А если прибор покажет обрыв (т.е. никак не отреагирует), то снимайте и проверяйте подсвечник и бронепровод по отдельности. Если они прозваниваются, то значит обрыв произошел в катушке зажигания. Ее не отремонтируешь, она цельная, придется заменить новой. Стоит недорого, купить можно всегда без проблем.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]