Тульский электрогрузовичок Муравей — теперь и для полиции?
«Ну и рожа у тебя, Шарапов!» — хочется воскликнуть, глядя на электрогрузовичок Муравей производства Туламашзавода. Этот завод, известный своим вооружением (автоматические пушки для бронетехники и вертолетов, корабельные артиллерийские установки, зенитные автоматы и т.д.), еще на выставке Армия-2019 показал «плод конверсии» — мини-грузовик Муравей с электроприводом.
Его базовая грузоподъемность — одна тонна, привод — либо только от аккумуляторов, либо еще и от бортового дизель-генератора, китайский электромоторчик развивает всего 5 кВт, а батареи… Думаете, литий-ионные? Как бы не так, обычные свинцово-кислотные, которые выдают напряжение 48 В.
В стеклопластиковой кабине, сделаной во Владимире, — руль от Лады десятого семейства. Запас хода официально не сообщается, но вроде бы машина должна проехать без груза до 90 км, а ее максимальная скорость всего 22 км/ч.
Интересно, что туляки позиционируют Муравья как наследника одноименного мотороллера. Кстати, я немного проехался на таком мотороллере прошлым летом по полевой дороге как раз под Тулой… Знатный аппарат!
При этом новый грузовик официально именуется «внутризаводское транспортное средство» — это электрокар, которому при использовании на закрытых территориях не нужны номерные знаки. Таких, кстати, полно в Европе: на выставке во французском Лионе регулярно демонстрируются подобные электрокары.
Я думал, что возрождение Муравья закончится опытными образцами, однако в мае прошлого года стало известно, что электрогрузовичок можно купить. Существует даже интернет-конфигуратор, судя по которому, завод может изменять едва ли не все показатели: длину кузова (1,86—2,86 м), грузоподъемность (1—2 т), мощность (4—10 кВт), емкость батарей (165—340 А·ч), причем вариант с наиболее емкими аккумуляторами якобы сможет проехать аж до 340 км, во что верится с трудом.
Ценник на сайте опять же якобы начинается с 787 000 рублей, но далее указано, что базовая комплектация без тента, печки и зимних шин стоит 1 150 000 рублей, однако выше крупно указано, что цена при заказе онлайн — 1,2 млн рублей. Если добавить еще немного, можно взять Газель Next!
И вот две такие машины удалось поймать на Симферопольском шоссе. Их везли на эвакуаторах, причем не из Тулы, а в ее сторону, — видимо, грузовики возвращались с испытаний либо с сертификации. В отличие от опытного экземпляра, эти машины лишились сдвижных форточек по бокам (зато такая форточка теперь сзади!), и кузова другие, однако в остальном все то же самое, и на электрооборудовании под кузовом указано напряжение батареи, 48 В.
Самое любопытное, что на кабине одного из Муравьев — полицейская расцветка! Из этого можно предположить, что появление таких «электрокопов», только наверняка с другими кузовами, возможно в пешеходных и других экологически чистых зонах.
Электромобиль «Муравей»: новый, но уже любимый
Президент Российской Федерации Владимир Путин поставил перед предприятиями оборонно-промышленного комплекса масштабные задачи по увеличению производства гражданской продукции. Востребованной, конкурентоспособной как внутри страны, так и на мировых рынках. По словам президента, к 2025 году доля гражданской продукции в общем объеме производства должна достичь 30%. В акционерной , обеспечивающей обороноспособность нашей Родины изделиями военного назначения, этой отметки уже достигли.
Собственное производство налажено на многочисленных дочерних предприятиях, созданных в акционерной . Мотокультиваторы и мотоблоки, обрабатывающие центры и осевой монолитный твердосплавный инструмент – все изделия отличаются высоким российским качеством и мировым уровнем эффективности и долговечности.
Недавно Туламашзавод стал правообладателем новых ключевых патентов, охраняющих внешний вид и основные конструктивные элементы грузового электромобиля «Муравей». Под этим названием, являющимся товарным знаком предприятия, с 1957 по 1997 год на заводе выпускался легендарный грузовой мотороллер. Мы заинтересовались – неужели его выпуск возобновлен? Как выяснилось, старый добрый трехколесный друг сейчас уже не так востребован, как прежде, а Туламашзавод представил потенциальным покупателям принципиально новое транспортное средство.
Тульский «Муравей» в свое время был очень востребован и на селе, и у горожан – владельцев дачных участков. Сегодня же если и можно еще встретить такую технику, изготовленную более 30 лет назад, на проселочных дорогах России и ближнего зарубежья, то в Европе, США ей на смену пришли маленькие маневренные грузовички и машины с прицепом.
Новое время ставит новые задачи и перед машиностроителями. На первый план сегодня выходят требования к экологичности транспортных средств. Ни для кого не секрет, что Тула входит в число лидеров по числу онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний на душу населения. Одна из причин, помимо большого количества предприятий, – плотный поток личного, пассажирского и грузового транспорта, выхлопными газами которого все мы вынуждены ежедневно дышать.
Ситуацию нужно менять. Отвечая на вызовы времени, АО «АК «Туламашзавод» весной 2021 года представило транспортное средство нового типа. С легендарным грузовым мотороллером «Муравей» его роднит только название и производитель.
Изначально новый «Муравей» создавался как транспорт для внутризаводских грузовых перевозок. Принципиальная новизна разработки в сравнении с отечественными и зарубежными аналогами состоит в использовании в транспортном средстве гибридного привода – электрического привода от дизель-генераторной установки (ДГУ) производства Туламашзавода и/или от аккумуляторной батареи. Специально для «Муравья» была разработана «облегченная» гражданская модификация ДГУ, используемой в бронетехнике и, естественно, имеющей высокие технические и эксплуатационные показатели. Транспортные средства различаются грузоподъемностью (1 и 2 тонны), есть модели с увеличенной базой (длиной грузовой платформы). У «Муравья» четыре колеса, удобная закрытая кабина и автомобильные органы управления. Длина, ширина и высота машины в базовой комплектации составляют 3500, 1500 и 2500 мм соответственно. Запас хода на одной зарядке зависит от емкости аккумуляторной батареи и варьируется от 70 до 180 км.
Новый электромобиль востребован и на сельскохозяйственных предприятиях. «Муравей» на базе механизации ООО «ТуламашАгро».
В 2021 году первые грузовички приступили к работе на Туламашзаводе, хорошо зарекомендовали себя на предприятиях Тулы и других городов: Коврова, Самары, Коломны.
Летом текущего года партию из десяти машин грузоподъемностью 2 тонны с удлиненной рамой и тентом приобрел Мосгортранс – оператор наземных автобусных перевозок в Москве. «Муравьи» отправились в московский речной порт накануне его открытия после ремонта. Поставка электромобилей столичным речникам стала результатом заключения договора с Торговым домом, являющимся давним партнером мэрии Москвы. Специалисты высоко оценили технические характеристики и качество компактных, удобных машин.
Тульские «Муравьи» отправляются в московский речной порт.
Северный речной вокзал в Москве, именуемый иногда «портом пяти морей», открылся после реставрации в День города. Зданию вернули исторический облик, на набережной благоустроили прогулочную зону. Современная набережная оснащена теперь системой подвода электроэнергии к прибывающим кораблям, чтобы эта часть города оставалась экологически чистой зоной, несмотря на движение пароходов.
В концепцию бережного отношения к окружающей среде идеально вписываются «Муравьи», работающие на электрической энергии.
Согласно договору, Туламаш-Тарпан принял на себя обязательства по их гарантийному и постгарантийному обслуживанию. Эта партия, состоящая из десяти транспортных средств, стала первой ласточкой, настоящим прорывом на московский рынок. В городе, где большое внимание уделяется экологии, тульские электромобили действительно востребованы.
«Муравьи» находят применение и на предприятиях сельского хозяйства.
– Используем два электромобиля на базе механизации. Очень довольны, – поделился своим мнением заместитель главного инженера ООО «ТуламашАгро» Павел Янгулов. – По сравнению с отечественными моделями, с которыми мне приходилось иметь дело раньше, «Муравьи» легко управляются, их отличает мягкий ход, просторная кабина. Радуют и приятные мелочи, например, электропривод «дворников». Машины маневренные, зарядки аккумулятора хватает недели на две.
За несколько месяцев эксплуатации «Муравей» очаровал сотрудников гостиницы «Сезон охоты», расположенной в Тверской области.
– Мы приобрели три машины, в первую очередь для благоустройства территории, – рассказала Татьяна Константиновская. – Перевозим мотокосы, мешки с реагентами и многое другое. «Муравьи» приятно удивили нас бесшумностью, ведь для нас очень важно дать гостям возможность отдохнуть в тишине. Еще хочу отметить простоту в управлении, качественную вентиляцию и обогрев кабины и то, как хорошо идут они по полю.
Новый «Муравей» становится надежным помощником в бизнесе – он незаменим на складах, в логистических центрах, аэропортах, санаториях, парках, организациях ЖКХ – в первую очередь там, где предъявляются высокие требования к экологичности транспорта. Высокая маневренность позволяет «Муравью» передвигаться и в помещениях, и на открытых площадках. В зависимости от пожеланий заказчика электромобили могут поставляться в нескольких комплектациях, с аккумуляторными батареями различной емкости и двигателями разных мощностей.
Комплектация электромобиля заранее оговаривается с заказчиком.
Разработаны варианты исполнения кабины: стеклопластиковая с дверями и без дверей, кабина «кабриолет», кабина каркасная в нескольких вариантах, кабины с дополнительными опциями. Проработаны различные исполнения грузовой платформы: с бортами, без бортов, с тентом, с фургоном. Соответственно, и цена компактного и легко управляемого транспортного средства варьируется от 700 тысяч до 1 млн рублей и более, что аналогично ценам российских производителей и выгодно отличает его от зарубежных аналогов со схожими техническими характеристиками. Со временем, в случае перехода к крупносерийному производству, «Муравей» может стать еще более доступным по цене.
Познакомиться поближе с новым детищем Туламашзавода можно на официальных сайтах предприятия tulamash.ru и tarpanelectro.ru.
ГТС-1 – грузовой мотороллер с кабиной
Возобновлен выпуск трёхколесного малогрузоподъёмного транспортного средства – грузового трицикла ГТС-1 с кабиной, прототипом которого является, всем хорошо известный в СССР и в России, отечественный грузовой мотороллер «Муравей». Грузовое транспортное средство ГТС-1 прошло все заводские испытания и предназначено для транспортировки различных грузов по территории строительных площадок, заводов, предприятий, промышленных зон и в сельской местности без права движения по дорогам общего пользования.
Лучше грузового мотороллера может быть только мотороллер с кабиной. У него есть целый ряд особенностей, которые объясняют огромную популярность такого вида транспорта. Например, грузоподъемность такого трёхколёсного «грузовика» составляет рекордные 800 кг, а в его кабине одновременно могут находиться, в том числе во время движения, два человека – водитель и пассажир. Максимальная скорость, которую может развить грузовой трицикл с кабиной – 60 км/ч и более.
Грузовой мотороллер ГТС-1 заменит 13 лошадей – именно такая мощность у его бензинового двигателя, который запускается при помощи электрического стартера. Он управляется рулевым колесом как и автомобиль. У него надёжная стальная рама, а кузов выполнен из металла и оснащён тремя откидными бортами, а также опрокидывающимся механизмом всего кузова. Чтобы увеличить объём грузового отсека, достаточно установить брезентовый или металлический тент.
Высокий дорожный просвет в 22 см позволяет смело передвигаться на трицикле не только по комфортабельным городским, но и по грунтовым дорогам в сельской местности. Расход топлива составляет 5.5 л на 100 км, а значит, при объёме бензобака в 25 л одной полной заправки хватит, чтобы проехать около 500 км. Для повышения безопасности движения грузовые мотороллеры с кабиной оборудованы чуткими тормозными механизмами барабанного типа и зеркалами заднего вида.
Стоит отметить, что трёхколёсные грузовые мотоциклы, мотороллеры и скутеры в Москве, лучше всего эксплуатировать внутри промышленных зон, предприятий, на территории стройплощадок или в сельской местности. По дорогам общего пользования и на улицах городов Российской Федерации на нём ездить не рекомендуется. Но обычно этого и не требуется – подобный транспорт широко используется частниками для перевозки грузов на малые расстояния, как правило, в отдалённых посёлках и деревнях.
Продажа грузовых трициклов с кабиной была возобновлена не так давно. Некоторые время назад их было очень сложно приобрести. Сегодня же купить грузовой мотороллер с кабиной или без неё может каждый. Очень выгодная цена, широкий цветовой ряд, надёжность техники при её ежедневной эксплуатации, простое обслуживание и недорогой ремонт делают грузовые трициклы чрезвычайно востребованным транспортным средством во всех, без исключения, странах.
Производитель даёт гарантию на транспорт подобного рода, которая действует в течение 1 года, однако, многочисленные отзывы говорят о том, что подобные трайки служат по 5-10 лет без серьёзных нареканий. Всё, что требуется от владельца – вовремя проводить техническое обслуживание трицикла. На витрине нашего интернет-магазина вы можете выбрать и купить грузовой мотороллер с кабиной ГТС-1, окрашенный в белый, серый, синий и красный цвет.
«Муравей» XXI века: АКТ-Шмель — Интересная и любимая многими модель
Многие помнят выпускаемый с начала 60-х до середины 90-х годов на заводе в Туле мотороллер «Муравей», используемый для перевозки малотоннажных грузов.
С того времени ничего, напоминающего это транспортное средство, в нашей стране не появлялось, хотя его выполнение по трехколесной схеме с упрощенной конструкцией и мотором от мотоцикла в качестве силовой установки, становилось залогом сниженных расходов на эксплуатацию и невысокой стоимости.
Обновление. В условиях нынешней экономики, достоинства «Муравья» снова оказались востребованными. Не удивительно, что было принято решение о возрождении такого полезного транспортного средства, хотя и уже порядком подзабытого. В городе Санкт- Петербург была проведена презентация опытного образца новой модели трицикла, то есть транспорта с тремя колесами, он получил название «Шмель».
Идея создания машины была достаточно простой. Аналогичный своему предшественнику – «Муравью», «Шмель» также имеет трехколесную конструкцию. Отличительной его особенностью является возможность использования на протяжении всего года. Это стало доступным благодаря установке кабины закрытого типа, с наличием отопления. Вместимость ее два человека вместо одного.
Технические параметры. Под кабиной расположен мотор от мотоцикла, с объемом, аналогичным силовой установке своего предшественника – 200 куб. см. Вполне оправданной становится ее увеличенная мощность, так как полностью снаряженная масса «Шмеля» достигает 430 кг, в основном, за счет установки кабины новой конструкции. Помимо этого, он способен перевозить около тонны полезного груза, что в три раза больше, чем было возможно ранее.
Местом для изготовления новой модели трицикла, как и раньше, был выбран завод в Саранске, где будут производиться работы по сварке рамы и каркаса кабины, а также выполняться окончательная сборка.
Несмотря на то, что образцом для разработки «Шмеля» стало большое количество аналогичных транспортных средств китайского производства, его смогли подвергнуть достаточно серьезной локализации. В списке деталей отечественного изготовления – задний мост от вазовской классики, рессорная подвеска, колеса с шинами, карданный вал, радиатор, стекла, отопитель, механизмы торможения и все электрические приборы, в том числе и фары.
Детали внешней обшивки кабины и торпедо из пластика, производится на заводе под Нижним Новгородом, специализирующемся на подобных изделиях. Линия же силовых установок производится в Китае. Одноцилиндровый мотор с водяным охлаждением и мощностью 17 л.с., а также встроенная коробка передач выпускаются под маркой Lifan.
Это совсем не удивительно, так как в отечественных линейках подходящая силовая установка отсутствует, а в Китае до недавнего времени они производились в огромных количествах. Кроме того, китайские производители поставляют педальный узел, детали рулевого управления и переднюю подвеску с колесной вилкой.
Заключение. Стоимость такого трицикла достаточно умеренна – за модель с наличием бортовой платформы размером 2 на 1,5 метра попросят около 250 тысяч рублей, с фургоном объемом 4 куба – на 50 тысяч больше. На предприятии планируют выпускать заявленные сто единиц в месяц, так как спрос будет наверняка.
Чита, Белка, Муравей: советские раритетные вагончики-легковушки
Юрий Долматовский со своим заднемоторным вагонным детищем НАМИ-013 |
Главным поборником вагонной компоновки был Юрий Ааронович Долматовский, кандидат технических наук, талантливый инженер и художник, основатель и теоретик школы советского автомобильного дизайна, известный писатель-популяризатор и журналист. Давным-давно несколько поколений мальчишек были воспитаны на книгах и статьях Долматовского, который попытался вдохнуть в нас свою великую страсть к автомобилям и поддержать своих «соратников по мании».
Рождение и смерть «Читы»: первый советский вагончик НАМИ-013
Завершив разработку грузовых кузовов и прицепных туалетов, в 1949 году Юрий Долматовский, руководитель КБ кузовов Научного автомоторного института (НАМИ), приступил к исполнению своей заветной мечты — созданию авангардных машин вагонной компоновки, которые тогда называли трамбусами. Так родилась идея революционного автомобиля НАМИ-013, который разрабатывали инженер Константин Зейванг и художник-конструктор Владимир Арямов.
Эскиз Арямова — приземистый автомобиль с мягкими аэродинамичными формами и непривычными пропорциями. |
Проект Долматовского — НАМИ-013 со строгими формами, массивными бамперами и ярко выраженным задним моторным отсеком |
Еще до рождения будущего автомобиля в НАМИ разгорелись споры о целесообразности заднемоторной схемы и возможности придания машине красивых очертаний. Чтобы представить, как она будет восприниматься в «естественных условиях», был построен макет НАМИ-013 в натуральную величину, а для придания сходства с привычными серийными автомобилями на его кузове нанесли силуэт обычной капотной машины, закамуфлировав все признаки заднего размещения двигателя.
Макет машины НАМИ-013 с нарисованным капотным кузовом «для оценки возможности ее эксплуатации». 1949 год |
Первый незаконченный вариант НАМИ-013 с трубчатой фермой вместо кузова был готов в декабре 1950-го, но при перегрузке рухнул на землю, и потом ушло еще полтора года на его ремонт и доработки. За это время успели собрать и переделать три варианта одной и той же машины, отличавшиеся оформлением кузова, интерьера с тремя рядами сидений на 6–7 человек и размещением радиатора системы охлаждения двигателя.
Первая версия НАМИ-013 с характерными круглыми воздухозаборными отверстиями |
В 1951-м на опытном заводе института был изготовлен первый вариант несущего кузова НАМИ-013. В июне 1952-го его полностью укомплектовали, и на следующий год опытный образец поступил на испытания. У него сиденье водителя было сдвинуто вперед и умещалось между нишами передних колес, а силовой агрегат располагался сзади за пределами колесной базы, что позволило создать характерную аэродинамическую форму машины. Необычный обтекаемый кузов имел дверные проемы, заходившие на крышу, но верхние петли дверей установили снаружи, а боковые стекла сделали раздвижными.
На испытаниях первый вариант НАМИ-013 с аэродинамическим кузовом |
Второй вариант НАМИ-013 с боковыми молдингами и облегченными бамперами |
В заднем отсеке НАМИ-013 находился опытный двигатель НАМИ-013-Д4 мощностью 63,5 л.с. с двумя карбюраторами, созданный на основе мотора от легковой «Победы» и работавший с первой в СССР экспериментальной гидромеханической трансмиссией НАМИ-ДК. В своих воспоминаниях Долматовский писал: «Она особенно умиляла нас: действовала как ни в чем не бывало, несмотря на все наши тревоги и опасения. Мы очень гордились ею». Зато поиск места для радиатора превратился в серьезную проблему. Опять слово Долматовскому: «Наконец, мы распилили его пополам и уложили две получившиеся узкие половинки в массивный буфер с электровентилятором и заслонками…»
Окончательный третий вариант НАМИ-013 с двумя радиаторами внутри бампера
На машине применялись независимая подвеска и бездисковые колеса с 13-дюймовыми шинами. Ее колесная база составила 2,4 метра, максимальная скорость с полной нагрузкой — 113 км/час.
Схема размещения основных агрегатов и узлов на машине НАМИ-013 третьей серии |
Появление НАМИ-013 совпало с демонстрацией в СССР американского кинофильма «Тарзан», в котором «снималась» обезьянка по кличке Чита. Соседские мальчишки подметили сходство с нею необычной машины с широким «ртом» в бампере, выпуклыми фарами и покатым «лбом». С тех пор все заезды сопровождались криками: «Ребята, Чита едет!». И вскоре эта кличка привилась.
Передок третьей версии действительно напоминал мордочку обезьяны | Задний моторный отсек с доработанным «Победовским» движком |
Основные результаты испытаний касались сравнения «Читы» с автомобилями «Победа» и ЗИМ и в большинстве случаев оказывались в пользу НАМИ-013.
Сравнительные испытания НАМИ-013 второй версии с представительской машиной ГАЗ-12 ЗИМ |
Дорожные испытания последнего варианта НАМИ-013 с обычной «Победой» М-20 |
И все-таки куда более важных отрицательных качеств оказалось больше: недостаточная безопасность водителя и переднего пассажира, кустарное исполнение, слишком сложная трансмиссия, дороговизна необычной «игрушки» и т. д. В своем заключении приемочная комиссия констатировала: «Недостатки машины не поддаются устранению».
Полностью доработанный и испытанный НАМИ-013 (фото из окончательного отчета НАМИ) |
В 1954-м «Читу» списали и разобрали, кузов разрезали автогеном и сдали в металлолом, хотя ее создатели долгое время оценивали свою машину как огромный прорыв советского автомобилестроения, опередивший свое время.
«Белка», застывшая в прыжке: микролитражки ИМЗ-НАМИ А50
Потерпев провал с «Читой», в 1955 году Юрий Долматовский переключился на новую захватывающую идею создания массового недорогого микроавтомобиля «Белка» вагонной компоновки. В его кратком изложении — «Белка» это уменьшенная «Чита», двигатель взят от мотоцикла, но снабжен вентилятором охлаждения и электрическим стартером и установлен на резиновых подушках в днище несущего кузова…»
Перспективная микролитражка ИМЗ-НАМИ А50 «Белка» без левой боковой двери |
Схема устройства закрытого варианта заднемоторного автомобиля «Белка» |
На этот раз все работы по проектированию и организации производства двух вариантов «Белки» проводились на Ирбитском мотоциклетном заводе (ИМЗ) под руководством заместителя главного конструктора Федора Реппиха и носили единую маркировку ИМЗ-НАМИ А50. Для первых двух машин Владимир Арямов разработал оригинальную торцевую дверь с полусферическим лобовым стеклом, которая для входа и выхода вместе с шарнирной рулевой колонкой откидывалась вперед, а не вбок, как, например, у BMW-Isetta. Передние сиденья сделали чашеобразными, а для доступа к заднему диванчику служила правая распашная дверка.
С правой стороны «Белка» отличалась установкой одной распашной двери | Оригинальная передняя откидывавшаяся дверь конструкции Арямова |
Автомобили были собраны в Ирбите к 7 ноября 1955 года, и затем их отправили в почтовом вагоне в Москву. Они имели колесную базу 1,6 метра, длину — 3,3 метра, весили 640 кг и развивали скорость 80 км/ч.
В 1956 году художник-конструктор Эдуард Молчанов разработал сельский вариант «Белки» с тентованным кузовом без дверей, откидной рамой плоского лобового стекла и запасным колесом на передней панели между фар. Посадочные места не имели пружин: их функции выполняли натянутые на каркас сидений резиновые ленты. В отличие от первой версии машина весила 575 кг и достигала 76 км/ч. Когда ее представили Н. С. Хрущеву, он пришел в неописуемый восторг, на деле оказавшийся наглым лицемерием.
Сельскохозяйственная «Белка» с характерным запасным колесом на передней панели кузова |
Заднемоторная «Белка» с четырьмя двухместными сиденьями и откинутым верхом |
Испытания сельскохозяйственной «Белки» в НАМИ на бездорожье | Юрий Долматовский за рулем открытой «Белки» во дворе НАМИ |
В задней части обеих «Белок» помещался оппозитный 746-кубовый мотор в 20 сил с трехступенчатой коробкой передач. Отверстия для притока воздуха располагались в крышке моторного отсека и снабжались управляемыми створками. Независимая рычажная подвеска 10-дюймовых колес состояла из пружин с телескопическими амортизаторами, тормоза имели гидропривод.
Пробный заезд открытой «Белки» в городском потоке в центре Москвы. Август 1955 года |
Опытный пробег советских «Белок». Фото из британского журнала The Motor от 20 июня 1956 года |
Тем временем на ИМЗ построили еще три машины и планировали выпускать до 20 тысяч «Белок» в год, в НАМИ приступили к сборке еще двух «Белок», а Долматовский тешил себя будущим семейством легких и недорогих многоцелевых автомобилей. И всё бы пошло по плану, но тут в автомобильные дела вновь вмешался Никита Сергеевич, активно проталкивавший серийный выпуск в Запорожье совсем другой машины… Что стало потом, знатокам истории советского автостроения объяснять не нужно.
Микрокар «Муравей»
В октябре 1966-го в Москве на праздновании Дня автомобилиста внимание зрителей привлекла оригинальная компактная машинка «Муравей» с выдвинутым вперед местом водителя, которую разработал и построил инженер Олег Ивченко. Одной из ее особенностей являлся четырехместный кузов лаконичной формы без сложных поверхностей, собранный по рисункам Эдуарда Молчанова. Он был выполнен из фанеры, оклеенной тканью, и установлен на сварном каркасе, к которому подсоединялись трубчатые подрамники основных агрегатов, включая независимые подвески и мосты от серпуховских мотоколясок.
Микроавтомобиль «Муравей» — удачный союз самобытных талантов инженера и художника |
В задней части «Муравья» помещался двухцилиндровый 344-кубовый мотор в 14 сил от чехословацкого мотоцикла Jawa, для охлаждения которого воздух подавался по каналам между наружной и внутренней облицовками. Лобовое стекло позаимствовали у «Москвича», щиток приборов был смонтирован на рулевой колонке с одной спицей. «Муравей» оказался единственным развитием «Белки», но организовать его выпуск в Серпухове не удалось.
Оригинальный вагонный минивэн «Дружба» развивал скорость 130 км/ч. 1978 год |
Ближайшим родственником автомобилей вагонной компоновки можно признать один из первых советских минивэнов «Дружба», который собрал московский рабочий Николай Давыдов. Базой самодельной машины служила серийная легковушка ВАЗ-2101 с перенесенным назад двигателем и угловатым трансформируемым пятиместным кузовом.
А не перещеголять ли британский «Мини»? — провальный «Макси»
В 1967 году, завершив работы по легендарному такси (о нем речь впереди), Долматовский взялся за осуществление проекта быстроходного легкового автомобиля «Макси» для массового использования в крупных городах. В то время он возглавлял Отдел художественного конструирования средств транспорта Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ) и опрометчиво решил противопоставить свой «революционный» «Макси» популярной британской переднеприводной машине Mini.
Проект «Макси» — акварель Эдуарда Молчанова из цикла «Автомобили, разработанные во ВНИИТЭ» |
Проект обтекаемой заднемоторной машины со стеклопластиковым кузовом и агрегатами от ЗАЗ-965А разработали Арямов и Молчанов при участии художника-конструктора Льва Кузьмичева. Достичь увеличения объёма салона удалось поворотом передних сидений к дверному проему и установкой двух сдвижных дверей, позволявших выходить из машины в самых тесных местах. Оригинальной деталью кузова была массивная задняя стойка, игравшая роль дуги безопасности и воздуховода для охлаждения силового агрегата.
1 / 3
2 / 3
3 / 3
На «Макси» смонтировали 900-кубовый двигатель V4 воздушного охлаждения мощностью 30 л.с., механическую четырехступенчатую коробку передач и независимую подвеску 10-дюймовых колес. Колесная база чуть превышала два метра, снаряженная масса — 650 кг, максимальная скорость — 120 км/ч.
Необычный и привлекательный «Макси» возвращается с очередной презентации |
Единственный образец «Макси» собрали в помещении опытного производства ВНИИТЭ на ВДНХ СССР. Первые же испытания доказали неприспособленность машины к эксплуатации в советских дорожных условиях, а при развертывании массового выпуска «Запорожцев» ее дальнейшая модернизация оказалась нецелесообразной. «Макси» остался невостребованным. Его подарили кружку автомобилистов из Химок, где он прекратил свое существование.
На заглавной фотографии — легендарный, но неудачный легковой автомобиль вагонной компоновки НАМИ-013 конструкции Юрия Долматовского
В статье использованы только аутентичные фотографии и рисунки.
«Муравей»
Самодельный автомобиль вагонной компоновки, сконструированный и построенный конструкторами Молчановым и Ивченко, получил название «Муравей». Автомобиль приводился в движение двигателем от мотоцикла ЯВА-354, расположенным в задней части кузова. При изготовлении кузова создатели Муравья использовали трубы диаметром 45 мм для каркаса, фанеру для бортов и листовую сталь для передней часть. От мотоколяски СЗА автомобилю досталась независимая подвеска всех колёс.
Один из создателей автомобиля О. Ивченко о своем автомобили говорил следующее: «Муравей» выполнен по рисункам художника Э. Молчанова, идея которого мне очень понравилась. Работа художника – первый этап. Второй этап – выбор агрегатов. И наконец, конструирование и изготовление».
Шасси автомобиля состоит из отдельных узлов: переднего щита с органами управления, переднего моста, рамы и заднего моста, к которому крепится рама силового агрегата. Такая конструкция облегчила изготовление шасси. К раме, связывающей передний и задний мосты, приварен каркас кузова: объемная конструкция из стальных уголков размером 25x25x3 мм. Каркас обшит восьмимиллиметровой фанерой, которая крепится потайными винтами. Резьба для винтов нарезана в стальных уголках каркаса. В итоге получился несущий кузов. К фанере на казеиновом клее приклеена ткань. Основой рамы ветрового окна служит труба диаметром 20 мм, выгнутая в виде буквы «П» и изогнутая по контуру стекла, которое позаимствовали у автомобиля Москвич-407. Нижняя часть рамы сделана из листовой стали толщиной 0,8 мм.
Щиток приборов из стального листа закреплен на рулевой колонке. На нем установлены контрольные приборы, центральный переключатель света, выключатель зажигания, переключатель указателей поворота и т. д. Из листового металла сделаны крышка моторного отсека и поддон, закрывающий двигатель снизу. Багажники размещены под передними и задними сиденьями.
Передний мост – от моторной коляски – оборудован тормозами. Для заднего моста также использован передний мост моторной коляски. К рычагам его подвески вместо шкворней крепятся измененные ступицы задней подвески моторной коляски. В связи с увеличением колеи задних колес полуоси удлинены. Для крепления рамы силового агрегата, сделанной из труб, к балкам заднего моста приварены кронштейны.
Двигатель, дифференциал и задний мост – это единый узел, который при необходимости легко снимается. Дифференциал взят от моторной коляски с незначительными доделками, двигатель от мотоцикла ЯВА-350, диностартер ДС-1 от мотороллера «Тула», установленный вместо генератора. Для этого сделан переходный валик, имеющий внутреннюю коническую часть под выходной конец вала двигателя и наружную, соединенную диностартером. На переходной валик напрессован подшипник, который частично разгружает коренной подшипник. К диностартеру крепятся крыльчатка и кулачок прерывателя-распределителя. Прерыватель-распределитель от двигателя ЯВА-350 крепится к кожуху обдува двигателя, сделанному из стального листа. Несмотря на напряженный режим работы двигателя, система обдува показала себя удовлетворительно. «Муравей», рассчитанный на четырех человек, неплохо зарекомендовал себя на дорогах с различным покрытием. Автомобиль устойчив в движении по дорогам, достаточно динамичен и при движении с полной нагрузкой развивает скорость до 70 км/ч.
Миниатюрный грузовичок «Муравей» собрали в одном экземпляре. Он выставлялся в Москве, снимался в кинофильмах, участвовал во всех парадах самодельных автомобилей и даже использовался как грузовик для перевозки кондитерских изделий. Но его судьба сложилась печально: в одну из дождливых зим крыша гаража, в которой он стоял, рухнула, погребя под собой самоделку. Осталось лишь несколько деталей — руль, эмблема, может, еще что-то. Хозяин оставил себе лишь эмблему с передней части.
Пони роллер: знакомимся с грузовым трициклом из Нижнего Новгорода
Три года назад мы рассказывали про «шмелероллер» — грузовой трицикл Шмель из Саранска. Тот проект уже свернут, зато упавшее было знамя грузового трициклизма решила подхватить компания Форвард из Нижнего Новгорода. Я побывал там и прокатился на аппарате в раскраске курьерской компании Pony Express.
Лавры трехколесного мотороллера Муравей не дают покоя российским производителям техники! Сначала Шмель с бензиновым моторчиком из Китая, теперь Форвард, двигатель которого тоже китайский, но электрический. Нижегородское ателье Форвард специализируется на изделиях из стеклопластика: тут выпускают маски для трамваев Витязь, кабины электричек Иволга, надстройки для Газелей и Газонов и даже целые медицинские автопоезда. На их фоне электротрицикл выглядит инопланетным десантным корабликом со светодиодными бластерами-фарами: его задача — доставка «последней мили», скажем из пиццерии до клиента на соседней улице.
Трициклы невероятно популярны в Китае: их там множество, причем они зачастую колесят по специально выделенным полосам. Делают такие трехколески все кому не лень, от крупных производителей наподобие компании Lifan до никому не известных в большом мире фирм. Эта техника понемногу продается и к нам, хотя понятно, что наш климат не лучший для них.
Зато для управления наиболее легкими представителями этого класса водительские права не нужны в принципе. Этим пользуются предприниматели на южных курортах: пассажирские трициклы недорого сдаются в аренду для покатушек по побережью Сочи. Для управления более тяжелыми грузовыми вариантами уже нужны водительские права, но тоже не всегда: бывают случаи, когда трицикл ввозится как мототележка, которой можно управлять без удостоверения на закрытых территориях.
Электромотор приводит задние колеса через двухступенчатый редуктор
Ну а права (как минимум скутеристской категории М) официально требуются при мощности двигателя свыше 250 Вт, то есть более 0,3 л.с. Как раз таков Форвард. Его китайский электромоторчик CJGW6 развивает 800 Вт, или же одну лошадиную — то есть «понскую» — силу, и оснащен двухступенчатым редуктором: при полной загрузке можно стартовать с пониженной передачи. Питание — от гелевых аккумуляторов под кузовом. Заявленный запас хода с одним блоком батарей — 40 км, с двумя, соответственно, в два раза больше. Зарядка — от сети 220 В, причем исключительно ночная: процесс занимает от восьми до десяти часов.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
я уже подписан
Тот «Муравей», оказывается, жив
Но тульского в нём не осталось ничего
Новые мотороллеры «Муравей» 2021 года выпуска. Показываю, сколько стоят, и из чего сделаны
Жителям постсоветского пространства хорошо известен мотороллер «Муравей». Небольшой трицикл стал незаменимым в сельской местности, где использовался для небольших грузоперевозок. Мотороллер пользовался интересом и у молодых ребят, которые набивались кузов и добирались в нужное место. Недавно мне на глаза попалось объявление о продаже новых «Муравьёв» 2021 года выпуска. Я поинтересовался, чем отличается современный мотороллер от советского, и есть ли у него будущее.
Первое поколение «Муравья» выпускалось в 1959 по 1995 годы. Встретить мотороллер можно было практически в любой деревне. Название для модели было выбрано неспроста. При своей сухой массе в 258 кг, мотороллер имел заявленную грузоподъёмность 340 кг. В реальных условиях «Муравья» часто перегружали, на моих глазах он тащил на себе шесть взрослых людей без каких-либо проблем. Второе поколение модели было не столь популярным, и даже сейчас мотороллер советского производства активно используется в сельской местности. Сторонние компании занялись выпуском запчастей, что позволяет владельцам обслуживать трицикл.
Советский «Муравей» и его счастливые владельцы
Тульский машиностроительный завод, разработавший «Муравья» в 50-х годах, оказался не заинтересован в логическом продолжении модели. В этом году компания выпустила электротележку «Муравей ВТС», которая имеет электрический двигатель и предназначена, в первую очередь, для работы на складах. Технические особенности машины явно не подходят для сельской местности, а отпускная цена в 1 250 000 рублей вряд ли заинтересует покупателя. Зато выпускать современные версии «Муравья» с ДВС взялись сторонние class=»aligncenter» width=»700″ height=»453″[/img]
Электрический «Муравей ВТС» от Тульского машиностроительного вариант
На глаза мне попался Muravei RC200ZH от российской компании Racer. Внешне видны отчётливые сходства с советской разработкой. Мы видим привычные три колеса, внушительный по размерам кузов и простой дизайн. Масса мотороллера составляет 310 кг, заявленная грузоподъёмность 380 кг. При желании покупатель может заказать усиленную версию с пружинами и толстыми рессорами, что значительно увеличит максимальную массу груза.
Любителям отечественной техники рассчитывать на использованные решения наших инженеров не стоит. В современном «Муравье» из значительных элементов только рама производится в России. Она значительно лучше по качеству по сравнению с аналогами из Поднебесной, что особенно важно при серьёзных нагрузках на металл. Мотороллер оснащён четырёхтактным двигателем мощностью 14 лошадиных сил производства китайской , имеет воздушное охлаждение с возможностью принудительного включения вентилятора, установлен простой тайваньский карбюратор.
В целом новый «Муравей» достаточно прост, имеет минимум необходимого для эксплуатации. Из простых систем, повышающих уровень комфорта, можно отметить наличие газовых упоров для поднятия ненагруженного кузова. Большинство использованных комплектующих из Китая, поэтому нынешний «Муравей» очень далёк от советского мотороллера. Стоит такой трицикл в базовой версии около 150 000 рублей.
Канал Автовыбор, Яндекс. Дзен