Такая процедура, как замена масла в вилке мотоцикла, пугает не только новичков, но и опытных водителей. Даже профессиональные механики часто тратят очень много времени на выполнение этой работы, поскольку они вынуждены сталкиваться с множеством нюансов. Кроме того, необходимо правильно подобрать масло, которое позволит получить необходимые параметры жёсткости подвески. Поэтому подходить к такой процедуре необходимо только после тщательной предварительной подготовки.
Периодичность замены масла
Большинство производителей рекомендует менять масло в передней подвеске мотоцикла каждые 12–15 тысяч километров, чтобы обеспечить сохранение хорошей управляемости двухколёсного транспорта. Однако опытные владельцы предпочитают производить замену одновременно с плановым ремонтом, заключающимся в установке новых сальников. Это позволяет получать оптимальные параметры жёсткости вилки, не сталкиваясь с длительной трудоёмкой регулировкой.
Масло рекомендуется сменить после зимнего простоя мотоцикла, поскольку от низкой температуры оно может частично либо полностью потерять свои свойства. Если мотоцикл участвует в спортивных соревнованиях и требования к его управляемости очень высоки, периодичность замены технической жидкости стоит уменьшить до 5 тысяч километров. Опытные водители рекомендуют менять жидкость, когда износ вилки станет ощутим. Это выражается в глубоких «клевках» при торможении, а также в дестабилизации мотоцикла на высокой скорости. В такой ситуации рекомендуется покупать масло большей вязкости, чтобы сделать подвеску жёсткой, а также улучшить управляемость двухколёсного транспорта.
Выбор масла
Выбрать масло для вилки очень сложно, несмотря на наличие рекомендаций производителей мототехники. Проблема заключается в том, что изготовители мотоциклов часто указывают идеальные параметры вязкости при рабочей температуре масла, которая во много раз больше той, при которой техническая жидкость заливается в вилку. Поэтому необходимо обращать внимания не только на стандартное обозначение вязкости, но также на коэффициент её изменения при повышении температуры. Такие сведения нередко указываются на канистре с жидкостью, а при их отсутствии вам необходимо будет обратить внимание на сайт производителя либо на специализированные материалы, публикуемые техническими экспертами.
Поскольку характеристики масла различных производителей с одинаковым обозначением по SAE могут существенно различаться, лучше выбрать один бренд и в дальнейшем оставаться верным ему. Первую замену всегда производят на масло с такой же вязкостью, какая указана в инструкции по эксплуатации транспортного средства. При существенном уменьшении жёсткости вилки необходимо будет постепенно повышать вязкость — на 2,5W или 5W при каждой последующей замене в зависимости от ваших личных предпочтений. В большинстве туристических мотоциклов рекомендуется использовать масло 10W, а в спортивных и мощных городских байках — 2,5–5W.
Заливать обычное моторное масло в вилку запрещается, поскольку оно позволяет получить желаемых характеристик демпфирования. На канистре со специальным материалом можно найти надпись Fork Oil либо Suspension Oil. Стоит остерегаться подделок, поскольку с некачественным маслом в вилке мотоцикл может стать неуправляемым, что приведёт к серьёзному ДТП.
При выборе жёсткости вилки нужно руководствоваться типом дорог, на которых будет использоваться мотоцикл. Залив более вязкое масло, вы получите лучшие характеристики демпфирования и ваше транспортное средство станет более устойчивым на высоких скоростях. Однако при увеличении жёсткости существенно снизится комфортабельность — на любой крупной неровности водитель будет ощущать «пробой», который может даже сбить мотоцикл с курса. Наоборот, недостаточно вязкое масло для вилки станет причиной существенных колебаний, подёргиваний или даже увода руля в поворотах.
Если мотоцикл будет использоваться только на качественных междугородных трассах и гоночных треках, нет ничего плохого в существенном повышении жёсткости вилки. Однако для движения по просёлочным путям и городским улицам с плохим качеством покрытия такие настройки уже не подойдут. Особый случай — замена технической жидкости в кроссовом мотоцикле. Для него придётся покупать специальную техническую жидкость с пометкой «Off-Road» на канистре. Использование обычного масла для дорожных мотоциклов может существенно уменьшить энергоёмкость подвески либо даже привести к её поломке.
Подбор вязкости вилочного масла для мотоцикла
Выбор вилочного масла. Самый простой быстрый способ выбрать вилочное масло, это обратиться к консультантам нашего магазина, но тогда эта статья была бы слишком короткой. Способ второй, для тех кто не ищет легких путей. Для начала немного теории простыми словами.
Покупка правильного масла для вашего мотоцикла крайне важна, так как оно влияет на качество работы подвески и препятствует ее преждевременному износу. Итак, какое масло следует использовать в вилке? Большинство подвесок используют вязкость от 2,5W до 20W (SAE). Но из-за того, что международный стандарт SAE сильно размыт, то 5w одного производителя может быть такой же вязкостью, как 7.5W другой.
Ниже приведена таблица, которая использует гораздо более жесткую шкалу тестирования Centistoke (Cst) или, если по-русски, кинематическая вязкость, поэтому мы можем сравнить бренды между собой с высочайшей точностью. А я говорил, что проще обратиться за подбором к специалистам.
Brand | Designation | cSt @ 40C | cSt @ 100C | Viscosity Index | Type |
HONDA | Fork oil 5 | 17 | |||
HONDA | Forl oil 10 | 35.2 | |||
YAMAHA | KYB 01 | 15.6 | 3.45 | 150 | |
YAMAHA | G5 | 17.7 | |||
YAMAHA | G10 | 33.2 | |||
YAMAHA | G15 | 47.3 | |||
SUZUKI | L01 | 15.5 | |||
SUZUKI | W-15 | 16.8 | |||
SUZUKI | G10 | 33.3 | |||
SUZUKI | G15 47.7 | 47.7 | |||
KAWASAKI | KHL-15-10 | 15.3 | |||
KAWASAKI | G5 | 17.9 | |||
KAWASAKI | G10 | 33.9 | |||
KAWASAKI | G15 | 49.5 | |||
SHOWA | SS-05 | 15.7 | |||
SHOWA | SS-7 | 16.6 | 3.77 | ||
SHOWA | SS-8 | 36.8 | |||
SHOWA | SS-15 | 20 | |||
KAYABA | G10S | 37.2 | |||
KAYABA | G15S | 55.2 | |||
KAYABA | G30S | 116.1 | |||
WHITE POWER | #5 | 22 | |||
WHITE POWER | #7.5 | 33.4 | |||
WHITE POWER | #10 | 48.1 | |||
WHITE POWER | #15 | 67.8 | |||
Castrol Fork Oil 5 | Fork & Shock Oil | 15 | 150 | Mineral | |
Castrol Fork Oil 10 | Fork & Shock Oil | 32 | 150 | Mineral | |
Castrol Fork Oil 20 | Fork & Shock Oil | 68 | 150 | Mineral | |
Castrol Fork Oil S 2.5 | Fork & Shock Oil | 6.8 | 2.25 | 150 | Synthetic |
Castrol Fork Oil S 5.0 | Fork & Shock Oil | 15 | 3.74 | 150 | Synthetic |
Castrol Hyspin | Hydraulic fluid | ||||
Ohlins 1302-01 | Front Fork Fluid #2 Extra Light | 7 | |||
Ohlins 1311-02 | Front Fork Fluid #5 Light | 15 | |||
Ohlins 1309 Made by Soki | Front Fork Fluid – Road & Track | 19 | |||
Ohlins 1310 | Front Fork Fluid #10 Medium | 22 | |||
Ohlins 1315 | Front Fork Fluid #15 Medium/Heavy | 35 | |||
Ohlins 1320 | Front Fork Fluid #20 Heavy | 50 | |||
Ohlins 1305 | Front Fork Fluid #5 Synt | 17 | Synthetic | ||
Ohlins 1310 | Front Fork Fluid #10 Synt | 22 | Synthetic | ||
Ohlins 1315 | Front Fork Fluid #15 Synt | 31 | Synthetic | ||
Ohlins 1302 | Front Fork Fluid #2 | 7 | |||
Ohlins 1311 25mm cart kit | Front Fork Fluid #4 | 15 | |||
Ohlins 1310 | Front Fork Fluid #5 | 22 | |||
Ohlins 1315 | Front Fork Fluid #10 | 35 | |||
Ohlins 1320 | Front Fork Fluid #15 | 50 | |||
Ohlins 1325 | Front Fork Fluid #20 | 99 | |||
Ohlins 1309-31 | Front Fork Fluid – Road & Track 43 | 19 | |||
Ohlins 00105 | Shock Absorber Fluid | 28 | |||
Ohlins 01303-01 | Off Road Racing Shock Fluid – syn | 18 | Synthetic | ||
Ohlins 01306-01 race 07 | Shock Absorber Fluid-race spec 07 | 14 | |||
Bel-Ray HVI 3wt | Shock Oil | 11 | 3.85 | 296 | Synthetic |
Bel-Ray HVI 5wt | Shock Oil | 19.5 | 6.66 | 300 | Synthetic |
Bel-Ray HVI 10wt | Shock Oil | 33.5 | 10.00 | 306 | Synthetic |
Bel-Ray HVI 15wt | Shock Oil | 49 | 13.90 | 297 | Synthetic |
Bel-Ray High Performance Fork Oil 5 W | Fork Oil | 17.1 | 4.10 | 146 | Mineral |
Bel-Ray High Performance Fork Oil 7 W | Fork Oil | 29 | 5.20 | 110 | Mineral |
Bel-Ray High Performance Fork Oil 10 W | Fork Oil | 33 | 5.90 | 123 | Mineral |
Bel-Ray High Performance Fork Oil 15 W | Fork Oil | 53 | 7.50 | 103 | Mineral |
Bel-Ray High Performance Fork Oil 20 W | Fork Oil | 73.5 | 9.50 | 106 | Mineral |
Bel-Ray High Performance Fork Oil 30 W | Fork Oil | 105 | 12.00 | 104 | Mineral |
Silkolene Maintain Fork Oil light 5 w | Fork Oil | 22.3 | 4.40 | 106 | Mineral |
Silkolene Maintain Fork Oil Medium10 w | Fork Oil | 34.9 | 7.05 | 169 | Mineral |
Silkolene Maintain Fork Oil Intermediate 15 | Fork Oil | 48.45 | 8.50 | 153 | Mineral |
Silkolene Maintain Fork Oil Heavy 20 | Fork Oil | 67.7 | 8.75 | 101 | Mineral |
Silkolene Maintain Fork Oil Extra Heavy 30 | Fork Oil | 105 | 11.64 | 101 | Mineral |
Silkolene PRO RSF 2.5wt | Fork & Shock Oil | 13.6 | 5.80 | 464 | Semi Synthetic |
Silkolene PRO RSF 5wt | Fork & Shock Oil | 26.7 | 9.50 | 372 | Semi Synthetic |
Silkolene PRO RSF 7.5wt | Fork & Shock Oil | 37.19 | 11.50 | 322 | Semi Synthetic |
Silkolene PRO RSF 10wt | Fork & Shock Oil | 47.36 | 13.70 | 303 | Semi Synthetic |
Silkolene PRO RSF 15wt | Fork & Shock Oil | 92.95 | 19.50 | 235 | Semi Synthetic |
02 Silkolene Racing Fork Fluid | Fork Oil | 17.94 | 5.27 | 260 | Synthetic |
05 Silkolene Racing Fork Fluid | Fork Oil | 43.18 | 9.48 | 212 | Synthetic |
Motul Shock Oil | Shock Oil | 16.1 | 6.20 | 400 | 100% Synthetic |
Motul Factory Line – very light | Fork Oil | 15 | 3.50 | 112 | 100% Synthetic |
Motul Factory Line – light | Fork Oil | 18 | 4.00 | 121 | 100% Synthetic |
Motul Factory Line – light/medium | Fork Oil | 24 | 4.90 | 131 | 100% Synthetic |
Motul Factory Line – medium | Fork Oil | 36 | 6.40 | 130 | 100% Synthetic |
Motul Fork Oil Expert – light | Fork Oil | 17.9 | 3.90 | 112 | Semi/Synthetic |
Motul Fork Oil Expert – medium | Fork Oil | 35.9 | 6.00 | 112 | Semi/Synthetic |
Motul Fork Oil Expert – medium/heavy | Fork Oil | 57.1 | 8.30 | 116 | Semi/Synthetic |
Motul Fork Oil Expert – heavy | Fork Oil | 77.9 | 10.10 | 111 | Semi/Synthetic |
Maxima Racing Shock Fluid – Light | Shock Oil | 13.9 | 5.20 | 378 | Petroleum |
Maxima Racing Shock Fluid – Medium | Shock Oil | 20.8 | 7.30 | 349 | Petroleum |
Maxima Racing Shock Fluid – Heavy | Shock Oil | 28.9 | 9.40 | 334 | Petroleum |
Maxima Racing Fork Fluid 85/150 5wt | Fork Oil | 15.9 | 3.50 | 150 | Petroleum |
Maxima Racing Fork Fluid 125/150 7wt | Fork Oil | 26.7 | 5.40 | 151 | Petroleum |
Maxima Racing Fork Fluid 165/150 10wt | Fork Oil | 32 | 6.30 | 151 | Petroleum |
Maxima Racing Fork Fluid 235/150 15wt | Fork Oil | 46 | 8.50 | 154 | Petroleum |
Maxima Fork Oil 5wt | Fork Oil | 15.9 | 3.50 | 150 | Petroleum |
Maxima Fork Oil 10wt | Fork Oil | 32 | 6.30 | 151 | Petroleum |
Maxima Fork Oil 15wt | Fork Oil | 46 | 8.50 | 154 | Petroleum |
Maxima Fork Oil 20wt | Fork Oil | 65.6 | 12.90 | 201 | Petroleum |
ELF Moto Fork Oil Syn 2.5 W | Fork & Shock Oil | 18 | 4.00 | 121 | Synthetic |
ELF Moto Fork Oil Syn 5 W | Fork & Shock Oil | 23.3 | 4.80 | 130 | Synthetic |
ELF Moto Fork Oil Syn 10 W | Fork & Shock Oil | 45.4 | 7.60 | 135 | Synthetic |
Rock Oil SVI 2.5 | Fork & Shock Oil | 10 | 4.00 | 250 | Synthetic |
Rock Oil SVI 5 (01) | Fork & Shock Oil | 22 | 5.30 | 200 | Synthetic |
Rock Oil SVI 7.5 | Fork & Shock Oil | 24 | 6.80 | 250 | Synthetic |
Rock Oil SVI 10 | Fork & Shock Oil | 32 | 6.50 | 170 | Synthetic |
Rock Oil SVI 15 | Fork & Shock Oil | 48 | 9.00 | 160 | Synthetic |
Rock Oil SVI 20 | Fork & Shock Oil | 68 | 10.70 | 140 | Synthetic |
Golden Spectro Cartridge Fork Fluid – Very Light 85/150 | Fork Oil | 14 | 3.40 | 150 | Semi Synthetic |
Golden Spectro Cartridge Fork Fluid – Light 125/150 | Fork Oil | 26 | 3.40 | 150 | Semi Synthetic |
Spectro SPL ultra light | Shock Oil | 10.4 | 4.40 | 385 | |
Spectro SPL very light | Shock Oil | 26.4 | 9.90 | 400 | |
Spectro SPL light | Shock Oil | 47.27 | 16.76 | 381 | |
Spectro SX 400 Shock & Fork | Fork & Shock Oil | 20.9 | 8.90 | 400 | |
Spectro Fork Oil 5w | Fork Oil | 21.7 | 4.40 | 119 | Petroleum |
Spectro Fork Oil 10w | Fork Oil | 32.8 | 5.60 | 111 | Petroleum |
Spectro Fork Oil 15w | Fork Oil | 45.6 | 7.20 | 119 | Petroleum |
Spectro Fork Oil 20w 20 | Fork Oil | 65 | 8.90 | 110 | Petroleum |
Spectro Heavy Duty Fork Oil – Type E | Fork Oil | 64.9 | 8.90 | 385 | Petroleum |
Spectro Heavy Duty Fork Oil – Heavy | Fork Oil | 141.2 | 14.10 | 400 | Petroleum |
Morris Lubricants | Fork & Shock Oil | 22.9 | 7.70 | 350 | |
Morris Lubricants | Fork & Shock Oil | 56.6 | 13.70 | 252 | |
Klotz KL-505 | Fork & Shock Oil | 23.8 | |||
Klotz KL-510 | Fork & Shock Oil | 32 | |||
Klotz KL-515 | Fork & Shock Oil | 42 | |||
Putoline HPX 2.5 | Fork & Shock Oil | 6.74 | 3.01 | 458 | Semi Synthetic |
Putoline HPX 5.0 | Fork & Shock Oil | 22.5 | 5.07 | 162 | Semi Synthetic |
Putoline HPX 7.5 | Fork & Shock Oil | 33.7 | 6.77 | 164 | Semi Synthetic |
Putoline HPX 1.0 | Fork & Shock Oil | 50.1 | 8.64 | 151 | Semi Synthetic |
Putoline HPX 15 | Fork & Shock Oil | 67.5 | 11.20 | 159 | |
Putoline HPX 20 | Fork & Shock Oil | 99.4 | 14.60 | 155 | |
Putoline HPX 30 | Fork & Shock Oil | 150 | 14.60 | 95 | |
Motorex Racing Racing SD-1 | Shock Oil | 14.8 | 3.50 | ||
Motorex Racing Fork Oil 2.5 | Fork Oil | 15.2 | 4.40 | 222 | Mineral |
Motorex Racing Fork Oil 5.0 | Fork Oil | 21.8 | 5.50 | 209 | Mineral |
Motorex Racing Fork Oil 7.5 | Fork Oil | 29 | 6.80 | 206 | Mineral |
Motorex Racing Fork Oil 10 | Fork Oil | 32 | 7.20 | 200 | Mineral |
Motorex Racing Fork Oil 15 | Fork Oil | 46 | 8.50 | 180 | Mineral |
Motorex Racing Fork Oil 20 | Fork Oil | 68 | 9.10 | 110 | Mineral |
Torco Racing Shock Fluid – Light | Shock Oil | 14.5 | 4.70 | 100% Synthetic | |
Torco Racing Shock Fluid – Medium | Shock Oil | 31.82 | 9.57 | 100% Synthetic | |
Torco Racing Fork Fluid – 5 | Fork Oil | 10.75 | 4.00 | Semi Synthetic | |
Torco Racing Fork Fluid – 7 | Fork Oil | 16.1 | 5.05 | Semi Synthetic | |
Torco Racing Fork Fluid – 10 | Fork Oil | 19.9 | 5.70 | Semi Synthetic | |
Torco Racing Fork Fluid – 15 | Fork Oil | 33 | 8.40 | Semi Synthetic | |
Torco Racing Fork Fluid – 20 | Fork Oil | 43.9 | 10.40 | Semi Synthetic | |
Shell Advance Ultra 2.5 | Shock Oil | 8.6 | 3.60 | 100% Synthetic | |
Shell Advance Ultra 5 | Shock Oil | 23.5 | 5.90 | 100% Synthetic | |
Shell Advance Fork 5 | Fork Oil | 21 | 5.00 | 153 | Semi Synthetic |
Shell Advance Fork 7.5 | Fork Oil | 22 | 2.90 | 153 | Semi Synthetic |
Shell Advance Fork 10 | Fork Oil | 32 | 6.40 | 153 | Semi Synthetic |
Shell Advance Fork 15 | Fork Oil | 46 | 8.20 | 154 | Semi Synthetic |
Aero shell 31 | Military aero | 14.5 | 3.62 | ||
Aero shell 41 | Military aero | 14.1 | 5.30 | ||
Shell Tellus T15 | hydraulic oil | 15 | 5.30 | ||
Shell Tellus 22 | hydraulic oil | 22 | |||
Shell Tellus S (silver bearings) | hydraulic oil | ||||
Esso Univis | J15 | ||||
Esso Univis | J26 |
Возврат к списку
Процедура замены
Перед заменой масла обязательно посмотрите, где находится нижняя пробка на вилке — от этого зависит принцип выполнения всей процедуры. Встречаются следующие варианты:
- Внизу на торце;
- Сбоку в нижней части;
- Нижняя пробка отсутствует.
При расположении сливного отверстия в торце вилки следует поднять мотоцикл на опору, снять переднее колесо и установить штоки строго вертикально. Боковое расположение пробки позволяет ремонтировать гидравлическую систему без снятия колеса, хотя поднимать мотоцикл придётся и в этом случае. Если нижней пробки нет, нужно будет демонтировать вилку.
Определившись, какое масло лить в вилку, откручивайте вначале верхнюю пробку, а затем нижнюю, предварительно подставив сосуд объёмом не менее 0,5 литров под каждый амортизатор. Если вам приходится работать с мотоциклом, лишённым нижней пробки, демонтированную вилку предстоит перевернуть, чтобы масло вышло из неё через единственное отверстие. После слива технической жидкости вилку необходимо промыть — для этого подойдёт специальная жидкость либо обычное моторное масло с низкой вязкостью. Выполнив всё это, продуйте деталь изнутри сжатым воздухом из компрессора либо специального баллончика.
Очень важный вопрос — сколько заливать жидкости, чтобы добиться идеальных характеристик демпфирования? Наиболее часто в интернете встречаются рекомендации, предполагающие использование 500 мл жидкости для каждого амортизатора. Однако это является очень грубым допущением, которое может сделать мотоцикл полностью неуправляемым. Чтобы оптимизировать управляемость двухколёсной техники, стоит ориентироваться на такой параметр, как уровень масла от верхней кромки трубы. Найти его можно в инструкции по эксплуатации транспортного средства либо в специализированной технической литературе.
Стоит понимать, что насос для масла с мерной иглой, препятствующей переливу жидкости, стоит около 100 долларов — на такие расходы согласен пойти далеко не каждый мотоциклист. Поэтому намного лучшим выходом будет соорудить нужный инструмент самостоятельно, затратив на это не более 100 рублей. В аптеке купите шприц на 10 «кубиков» и катетер, представляющий собой прозрачную трубку, надевающуюся на носик шприца. Вам понадобится отрезок катетера, равный расстоянию, найденному в инструкции. Его нужно будет плотно надеть на носик шприца, чтобы исключить утечку масла в процессе работы.
Вначале необходимо залить 500 мл масла в вилку либо немного больше, если катетер недотягивается до верхней кромки жидкости. Потом шприц прикладывается к трубе таким образом, чтобы основание его носика совпало с линией отреза. Вам остаётся только откачать избыточный объём масла, который будет мешать настройке подвески. Помните, что эту процедуру необходимо выполнять при сжатой вилке, чтобы иметь возможность точно определить необходимый уровень масла. Картридж в этот момент должен быть установлен, но пружину устанавливать не нужно.
Ответственный процесс
От правильного подбора масла для вилки зависит управляемость мотоцикла, а, следовательно — безопасность водителя и окружающих. Лучше всего следовать рекомендациям производителя мототехники, но повышать вязкость технической жидкости при износе комплектующих, чтобы добиться хороших характеристик демпфирования. Также стоит обратить внимание на процедуру замены масла — от её правильного выполнения зависит возможность настройки подвески и получения оптимальной жёсткости. Нельзя забывать о промывке вилки после слива старого масла — оставшиеся внутри капли технической жидкости и стружка, полученная при трении компонентов между собой, могут существенно повлиять на характеристики амортизаторов. Если вы не уверены, что сможете выполнить замену масла и настройку подвески самостоятельно, обращайтесь к профессиональным механикам, поскольку своим вмешательствам вы можете только навредить.
Питбайки с масляным фильтром
Посадочное место и сам масляный фильтр на фото.
Действия по замене масла аналогичные, только добавляется пара пунктов.
- Перед тем как открутить сливную горловину, извлеките масляный фильтр.
- После слива масла, вставьте новый масляный фильтр. Соблюдайте последовательность, различные модели могут компоноваться пружинкой. Мы рекомендуем Вам обработать крепёжные болты крышки масляного фильтра специальной жидкостью, которая предотвратит их выкручивание.