Автор: Евгений Живоглядов. Дата публикации: 27 ноября 2021. Категория: Мототехника.
Опытные мотоциклисты знают, что даже при езде по асфальтированным городским улицам на цепь неизбежно прилипают пыль, песок и грязь. Замена ее – процесс довольно трудоемкий. А, вот своевременная чистка цепи мотоцикла и ее последующая смазка позволят значительно продлить срок службы, как самой цепи, так и звездочек.
Как правило, после пробега в 500÷600 км необходимо осуществить обслуживание цепной передачи. Сделать это можно, используя такое устройство, как машинка для чистки цепи мотоцикла. Сегодня подобные приспособления (в зависимости от производителя и комплектации) стоят от 1700 до 3500 рублей. Однако потраченные на приобретение средства окупаются тем, что процесс совсем нетрудоемкий, занимает немного времени и отличается высокой эффективностью.
Чего не скажешь про ручной способ, в процессе которого используют щетки (зубные или специальные трехсторонние) и чистящие средства (жидкие или аэрозольные).
Устройство приспособлений для очистки мотоциклетных цепей
Все машинки для чистки цепи мотоцикла имеют приблизительно одинаковую конструкцию (вне зависимости от производителя). Приспособление представляет собой пластиковый бокс с закрепленными внутри него щетками. В зависимости от модели количество чистящих щеток варьируется в пределах от 6 до 9. Корпус изделия разъемный и состоит из двух частей (верхней и нижней). Обе половинки скреплены между собой при помощи резинового обжимного хомута. На боковой поверхности корпуса установлены штуцеры, к которым через тройник подключают тонкие шланги (для подачи чистящего средства). В нижней части бокса имеется отверстие для слива грязной отработанной жидкости.
На российском рынке представлены приспособления от британских и «Sealey», а также австрийской .
Особенности приспособлений «KettenMax Premium»
выпускает две усовершенствованные версии приспособлений для чистки мотоциклетных цепей: «KettenMax Premium» (стоимость 3300÷3500 рублей) и «KettenMax Premium Light» (2200÷2500 рублей). Основным отличием этих наборов от «KettenMax Classic» является то, что в комплекте имеется четыре набора сменных боковых щеток и четыре измерительных шаблона (расцветка шаблонов соответствует цвету чистящих щеток), которые позволяют легко и быстро адаптировать устройство для цепей различных размеров.
Для того чтобы определить какие щетки установить для чистки, достаточно приложить поочередно шаблоны к цепи. После этого в бокс устройства устанавливают щетки соответствующей расцветки и приспособление готово к использованию.
Дополнительное удобство в использовании: в комплект входит пластиковый мешок для сбора грязной жидкости, который прикручивается к нижней половинке машинки.
В комплекте поставки набора «KettenMax Premium» также есть бутылка специального чистящего средства «S100 Chain Cleaner» (емкостью 250 мл) и баллончик универсальной аэрозольной смазки (емкостью 75 мл).
Имея комплект из серии «Premium», вы можете почистить цепи на мотоциклах различных марок. Особенно это приобретение вполне оправдано для тех, у кого есть в наличии несколько байков (или, например, мотоцикл и мопед). Достаточно только установить щётки необходимого размера.
Для чего нужно обслуживать мотоцепь?
Многие говорят – да зачем мне морочиться с цепями, с их чисткой и смазкой, я лучше куплю самую недорогую цепь «от Явы», и буду ее менять каждую тысячу. Стоит учесть то, что дешевая цепь сильно тянется, ее необходимо подтягивать каждые 100-200 км, что как минимум раздражает. Представьте, что вы едете на дальняк, и вместо того, чтобы наслаждаться путешествием, каждые пол часа слезаете с мота, чтобы подтянуть цепь!
Дорогая цепь может требовать подтягивания раз в пару тысяч километров. И проходит она пару десятков тысяч без проблем. Но стоит она действительно хорошую сумму денег. А если учесть, что менять цепь необходимо вместе со звездами, это очень существенно бьет по карману. Зато с качественной сальниковой мотоцепью вы будете ездить без проблем, будете уверены в ее безопасности, а все, что от вас будет требоваться – раз в 500-600 км помыть ее и смазать.
Жидкости для чистки цепей мотоциклов
Новая мотоциклетная цепь содержит специальную термостойкую смазку, которую закладывают между трущимися частями (роликами и втулками) при изготовлении в заводских условиях. В местах соединений звеньев установлены специальные уплотнительные кольца (сальники), которые препятствуют вытеканию смазки и удерживают ее внутри на протяжении всего срока эксплуатации мотоциклетной цепи.
При выборе чистящей жидкости особое внимание следует обращать на агрессивность моющего состава по отношению к изделиям из резины. Повреждение уплотнительных колец приводит к вымыванию заводской смазки и, как результат, к полному выходу цепи из строя.
Производители приборов для механизированной чистки рекомендуют применять специальные моющие средства, состав которых удаляет любые виды загрязнений, обладает антикоррозионными свойствами и при этом не повреждает резиновые уплотнительные кольца. Так компания KettenMax для применения в выпускаемых ею машинках разработала специальный моющий гель «S100 Chain Cleaner». Однако стоимость этого препарата довольно высока: за бутылочку (емкостью 0,5 л) придется заплатить 1200÷1300 рублей. Такой упаковки хватит не более чем на 2 чистки. Жидкие моющие составы от «Starwax» и «Weldtite» также довольно дорогостоящи.
Как показывает практика использования приспособлений для чистки, очень хорошие результаты можно получить, применяя обычный очищенный керосин. Стоимость 1 литра составляет всего 120÷140 рублей. Именно его применяют наибольшее количество мотоциклистов для промывки цепей своих байков. Помимо керосина можно использовать уайт-спирит или обычное дизельное топливо (солярку), которые не нанесут никакого вреда уплотнительным кольцам.
Важно! Не применяйте для промывки мотоциклетных цепей бензин, ацетон, растворители и другие агрессивные составы. Они разрушат сальники и будут способствовать вымыванию заводской смазки, а это, в свою очередь, приведет к быстрому износу роликов и неизбежной «кончине» мотоциклетной цепи и необходимости ее замены.
Смазка
Прежде чем приступить к выполнению работ, вам стоит выяснить, чем можно смазать цепь на вашем мотоцикле. Существует множество видов средств, которые наносятся на цепную передачу для повышения её надёжности и долговечности. Оптимальным вариантом будет подбирать смазку, исходя из рекомендаций производителя, указанных в инструкции. Однако можно руководствоваться и указаниями на банке с маслом — большинство производителей выделяет следующие виды смазки:
- Универсальная;
- Дорожная;
- Для спортбайков;
- Для кроссовых и внедорожных мотоциклов;
- Для старых мотоциклов.
Если вы не можете понять, какая именно смазка идеально подойдёт для вашего мотоцикла, лучше проконсультируйтесь со специалистом.
Лучше всего приобретать смазку в баллончиках со спреем — это позволит маслу проникнуть во все соединения и пары трения, существенно повысив долговечность трансмиссии мотоцикла. Если же вы купили средство в канистре или флаконе, стоит дополнительно приобрести недорогой баллончик со сжатым воздухом, с помощью которого можно повысить эффективность смазывания цепи. Некоторые мотоциклисты считают, что они могут существенно увеличить надёжность трансмиссии, если будут использовать очень густую консистентную смазку. Это является очень распространённым заблуждением — чрезмерно густая смазка быстро отстаёт от сальников и вылетает из цепи, попадая на корпус мотоцикла и одежду водителя.
Методика
Если вас интересует, как смазывать мотоцепь, то вам необходимо слегка прогреть её — достаточно будет работы мотоцикла на подвесе в течение 2–3 минут. После этого мотор лучше заглушить, однако байк должен оставаться в подвешенном состоянии. Смазку наносят на верхнюю ветвь цепи, стараясь обрабатывать все внутренние части детали — сальники, уплотнители, пары трения и прочие. Желательно прокручивать цепь два раза, постепенно нанося смазывающий материал, чтобы масло равномерно распространилось по её наружной и внутренней стороне. Смазка не должна попадать на корпус мотоцикла, двигатель, колёса и резину, поскольку она очень быстро загустевает и удалить её будет очень сложно.
После окончания процедуры избыток жидкости нужно удалить, воспользовавшись мягкой тряпочкой. Ни в коем случае не берите бумажные салфетки — они разрываются, и их части остаются внутри цепи, существенно снижая её долговечность. Смазка для цепи мотоцикла должна быть распределена по передаточному механизму равномерно, поскольку в противном случае деталь будет очень быстро изнашиваться, а также разрушать звёздочки. После окончания процедуры подождите 15 минут, чтобы смазка загустела — убедившись в этом, вы можете запускать мотор мотоцикла и отправляться на обкатку.
Дополнительно
Достаточно часто у новичков возникает вопрос, как часто смазывать цепь. Однозначный ответ на этот вопрос дать не получится, поскольку всё зависит от стиля езды, а также от типа используемого материала. К примеру, консистентную смазку на цепи отечественных мотоциклов наносят один раз приблизительно в 500 километров. Если речь идёт о высококачественном спрее для импортной мототехники, им достаточно обрабатывать цепь один раз в 1–3 тысячи километров. Существенно сократить указанные сроки могут следующие обстоятельства:
- Езда по бездорожью;
- Езда на заднем колесе;
- Длительная езда с высокой скоростью;
- Хранение мотоцикла в ненадлежащих условиях.
Если при выборе смазки вы уже определили, какая лучше, и установили периодичность обслуживания трансмиссии, вам остаётся только узнать, какие ещё процедуры стоит выполнить одновременно с чисткой цепи. Перед смазыванием стоит определить степень натяжения цепи — для этого нужно измерить величину максимального провисания её нижней ветви. Нормальным уровнем провисания будет показатель в 15–25 мм — если он превышен, стоит подтянуть цепную передачу, воспользовавшись специальным инструментом.
Также стоит оценить состояние звёздочек — если на них видна сильная выработка, их лучше сразу заменить. Помните, что серьёзный износ этих деталей может стать причиной поломки коробки передач и дорогостоящего ремонта. Если на цепи имеются повреждения, её также стоит поменять — обычно эту работу выполняют при достижении пробега в 10–15 тысяч километров, но неаккуратная эксплуатация транспортного средства может привести к ускоренному износу.
Если вас не устраивает периодическая смазка цепи мотоцикла маслом, вы можете приобрести устройство для автоматической подачи смазывающего материала. Оно устанавливается вблизи коробки передач и выполняет две функции одновременно, очищая деталь от попавших на неё загрязнителей, а также подавая масло и предотвращая ускоренный износ трансмиссии. Стоимость такого приспособления достигает примерно 9–12 тысяч рублей, однако оно поможет вам сэкономить немало времени и усилий. Однако стоит помнить, что использование автоматики не отменяет необходимости чистить цепь при её сильном загрязнении — эту процедуру придётся выполнять после езды по бездорожью или плохим дорогам.