МОДЕРНИСТЫ И КЛАССИКИ. ДИПЛОМ БАКАЛАВРА

МОДЕРНИСТЫ И КЛАССИКИ
Реконструкция периферийных площадей Москвы.
Опыт дипломных проектов бакалавров 2019 года кафедры Архитектура жилых зданий.
Если раньше дипломное проектирование по программе специалист занимало целый учебный
год, то теперь. С переходом на новую систему БАКАЛАВРИАТ и МАГИСТРАТУРА, время на диплом
бакалавра составляет только один весенний семестр, что явно не достаточно. На кафедре
Архитектура жилых зданий нашли решение – включить проект осеннего семестра 5 курса ТЕАТР в
дипломное проектирование. Тем более традиционная программа ТЕАТР была на кафедре
трансформирована в последние годы в задание по реконструкции существующих транспортных
перекрестков в современные общественные пространства РЕКОНСТРУКЦИЯ ПЛОЩАДИ, где
основным лидирующим объектом должен стать ТЕАТР. Затем студенты в этом же осеннем
семестре переходят к проектированию самого ТЕАТРА с выполнением как всегда интерьера в
макете.Далее уже в весеннем семестре 5 курса, где раньше выполнялся проект
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА, теперь по новой системе также выполняется МФК, как
реконструкция существющей застройки под функции МФК, но уже расположенный рядом с
реконструированной площадью и театром , что все вместе составляет ДИПЛОМ БАКАЛАВРА.
Такой принцип организации дипломного проектирования не исключает всех отдельных
элементов старой программы и дает достаточно времени, чтобы обстоятельно, шаг за шагом
разработать финальный проект.
Эта методика была проверена в ходе работы над дипломами бакалавров в прошедшем 18-19
учебном году и дала свои результаты.
Еще на 4 курсе студенты занимались проектированием высотных доминант в зонах повышенной
активности своих районов, (обычно это были транспортные площади- перекрестки со станциями
метро), которые прошли стадию модернизации – т.е реновации.
Так получилось, что еще в 2017 году , на 4 курсе тема курсового проекта ЖИЛОЙ РАЙОН совпала с
объявленной правительством Москвы программы РЕНОВАЦИЯ.МАРХИ впервые за десять лет
своей проектной практики вышел за пределы исторического города и приступил к решению
достаточно сложных взрослых градостроительных вопросов. Транспортные потоки периферийных
территорий занимали лидирующие позиции и с трудом подвергались реконструкции.
Однотипные зеленые бульвары, когда то упрощенно усаженные между магистралями
коллективами градостроителей прошлого века не поддавались трансформации. Высокие заборы
из многоэтажных, крупнопанельных домов, выстроившихся вдоль проспектов не поддавались
реконструкции и стойко выдерживали все попытки модернизации.
Самое сложное происходило на площадях – безликих перекрестках , похожих друг на друга и не
имеющих своего лица, эпизодически оживающие два раза в день, когда толпы спешащих на
работу граждан утром шли в сторону вестибюля метро и вечером возвращались домой.
Несмотря на все трудности, студенты, все таки в основном справились с поставленной задачей.
В группе профессоров А.Б.Некрасова, А.А. Цыбайкина и архитектора К.Ю.Архипова студенты -
дипломники , выбравшие темы реконструкции периферийных площадей добровольноразделились на две группы: группа «модернистов» и группа «классиков», что сразу внесло в работу некое оживление. Первое, что было сделано - достали большие макеты периода
реновации и провели анализ функциональной организации территории с выявлением зон
активности. Постарались определить какие либо факторы, которые могли бы способствовать
определению специфических особенностей будущих комплексов.
У модернистов дела обстояли сложнее. Они должны были производить реконструкцию
сложившихся площадей, используя модернистские методы, в то время как вся существующая
архитектура, если ее можно так назвать, уже была модернистской, хотя и достаточно упрощенной
и устаревшей.
Модернисты решили сначала провести крупномасштабное реорганизацию
градостроительного каркаса района проектирования. Они рассматривали всю территорию,
застроенную к юго-востоку от центра Москвы как зону , находящуюся под влиянием МГУ, как
лидирующей организацией. Связанной с сетью научно-исследовательских и образовательных
центров, небольших и средних экспериментальных безвредных производств, которые составят
зоны приложения труда для существующего и нового дополнительного населения, которое
появиться после того как произойдет уплотнение нынешних жилых кварталов. В связи с этой
концепцией на существующую карту жилых кварталов с регулярной сеткой транспортных
магистралей и проездов наложили новую градостроительную структуру, по форме
напоминающую ствол гигантского дерева с многочисленными ветками- пешеходными улицами.
дорогами и скверами, соединяющими почти все важные существующие и проектируемые точки
активности, включая станции метро. Ствол дерева находиться в зоне Университета МГУ и
распространяется в юго- восточном направлении. На пересечении двух структур – старой и новой
проектируемой возникнут новые площади активности с театрами, музеями, концертными залами,
ресторанами, торговыми центрами и кафе.
Градостроительная идея в проекте модернистов – создание новых общественных пространств на площадях у станций метро, а также
дополнительной системы улиц, по своей структуре напоминающих дерево,
некоторые из которых – автомобильные, для снижения трафика общегородских
магистралей района; а основная часть – пешеходные улицы и бульвары,
позволяющие жителям беспрепятственно попадать в любую точку района, не
выходя на большие магистрали.
Классики не особенно беспокоились. Они справедливо рассчитывали в поиске образного
решения будущих комплексов на привлечение успешных исторических образцов исторических
площадей. Что собственно и впоследствии произошло. Но и классики на первой коллективной
стадии проектирования предложили концепцию «Второго Бульварного Кольца». Новое
Бульварное Кольцо конечно никак не связано с историей и устроено в основном с
целью разгрузить давление эпизодических поездок в Центр за новыми впечатлениями,
культурными событиями, историей и покупками. Новое кольцо территориально связало
проектируемые и реконструируемые площади, станции метро и даже только своим названием и
формой изменило характер всей территории. Кроме того метод адаптации классических образцов
прямой и построенный на аллюзиях обещал новые пространственные и архитектурно-
художественные впечатления, которых в этом районе до сих пор не было. Обе группы классиков и модернистов внесли необходимые коррективы в свои большие рабочие макеты, разобрали участки, выбрали рабочие названия, объясняющие общий характер
проектируемого центра и принялись за работу. Опять принялись клеить рабочие
градостроительные макеты, уже в более крупном 250 масштабе и погрузились в чертежи.
Театры в этот раз получились не совсем обычными. Они вынуждены были подчиниться
градостроительным требованиям новой реконструированной модернизированной застройки.
Градостроительная политика требовала доминантного выявления узловых периферийных центров
– т.е. площадей за счет повышения этажности окружающей их застройки. С другой стороны новые
площади должны иметь дружественный , привлекательный характер, обеспечивающий
комфортное пребывание жителей окружающих кварталов. Включение таких объектов как театр
должно было усилить тему отдыха и развлечения.
Используемые концепции «модернистов» и «классиков» можно проиллюстрировать на двух
дипломных проектах.
«ПЛОЩАДЬ ЗВЕЗДЫ»
Один из проектов, выполненный студенткой из команды модернистов, А. Тряпичниковой
посвящен площади у метро Профсоюзная, известную также под названием площадь Иосипа Броз
Тито.
В проекте предлагается создать новое общественное пешеходное комфортное пространство
под  рабочим названием "Площадь Звезды" на месте пересечения двух транспортных городских
магистралей улицы Профсоюзная и Нахимовского проспекта, являющихся центром городской
активности в связи с расположением 4-х вестибюлей метро Профсоюзная и многочисленных
остановок общественного транспорта.  
Пространство новой площади формируется постановкой многоэтажных корпусов
поставленных таким образом, что позволяют получить в плане 4-х конечную звезду. Лучи "звезды"
направлены внутрь существующих кварталов и образуют автономные площади, изолированные от
транспортной активности. Эти новые площади связаны между собой подземным кольцеобразным
переходом, который в свою очередь подключён к подземным вестибюлям станции
метрополитена.
Корпуса, образующие пешеходные пространства "лучей" имеют активно выдвинутые консоли
верхних этажей, позволяющие визуально сократить существующее гипертрофированное
пространство транспортного перекрестка.
Проект посвящён решению одного из 4-х пешеходных пространств, где предлагается
разместить здание Театра на 800 мест и корпус Научно-исследовательского института с
Политехническим музеем.
Здание театра, треугольное в плане, решено в виде остеклённой решетчатой пространственной
структуры размером 108х54м , внутри которой  на высоте закреплён зрительный зал,
традиционная форма которого  неожиданно приобретает биологические свободные формы, при
этом не теряя комфортной видимости того, что происходит на традиционной сцене.
Зигзагообразные галереи  в виде щупалец гигантского осьминога, выполняющиеся функции
кулуар, расположены в многосветном пространстве тела театра и смягчают жесткость атмосферы
решётчатого внутреннего пространства фойе.
Парадная лестница ведёт на 3-й уровень театра, где находиться главное фойе театра.
Научно-исследовательский институт и Политехнический музей
Оба учреждения вставлены во вторую многоэтажную решетчатую пространственную структуру,
расположенную под углом, что позволяет получить уличное пространство "луча" площади между корпусами. Три многоэтажные башни-этажерки  и кубические лекционные залы политехнического музея расположены внутри решётчатого пространства корпуса. Многочисленные открытые лестницы,
лифтовые шахты, эвакуационные лестницы, переходы обеспечивают нестандартное перемещение
публики и сотрудников внутри многосветного пространства.
Часть помещений музея расположены в нависающих в сторону существующего транспортного
перекрёстка объемах, создающих новый пространственный эффект современного
урбанизированного и одновременно сомасштабного человеку общественного пространства.
Горизонтальная поверхность площади имеет в зоне между Театром и Музеем плавный
подъем,  перетекающий в амфитеатр для проведения спектаклей на открытом воздухе,  либо
комфортное место для  отдыха горожан с прекрасным видом на пространство "Большой площади
Звезды". Под амфитеатром располагается торговый центр, бутики, кафе и рестораны. Еще ниже
расположены подземные автостоянки.
PIAZZA NAVONA НАГОРНОГО РАЙОНА.
Один из проектов группы классиков выполнен студенткой Егеревой Н.
В проекте предлагается реконструкция площади у станции метро Каховская с размещением
Итальянского культурного центра с рабочим названием Piazza Navona Нагорного района.
Участок у м. Каховская на пересечении Азовской улицы и Чонгарского бульвара, выбранный
для проектирования, является крупным транспортным узлом юго-запада Москвы, вокруг
которого сосредоточены объекты различного функционального назначения. Предпосылкой для
проектирования стал высокий градостроительный потенциал территории, сочетающийся с
отсутствием внятной пространственной организации. Это место несёт в себе лишь транзитные
функции для пешеходов и автомобилей.
В настоящее время площадь с запада ограничивает 17 этажный гостинично-деловой комплекс
«Берлин», с юга - 24-этажный жилой комплекс Азовский-2. На востоке - пересечение Азовской
улицы и Чонгарского бульвара, на севере - комплекс медицинских учреждений. В окружении
ощущается нехватка сомасштабности человеку, а по результатам предпроектного анализа
выявлено отсутствие мест проведения досуга и знаковых объектов притяжения населения. В
связи с этим, стала очевидной необходимость организации обширного общественного
пространства, вытянутого вдоль оси Чонгарского бульвара и интегрирующего существующую ныне
Севастопольскую площадь и часть прилегающих к ней улиц.
Прообразом концептуального предложения стала Пьяцца Навона в Риме. Натурное
обследование и анализ исторических материалов, связанных с этим признанным шедевром
мирового градостроительства подтвердили гипотезу о возможности использования данного
приема для выбранного участка. Выяснилось также, что размер и пропорции площади,
организованной в соответствии с прототипом точно размещаются в пространстве от здания
гостиницы до начала Чонгарского бульвара.
Этот прием позволяет сформировать пространственный каркас для создания общественно-
культурного и делового квартала, освободив его для пешеходов.
Красная линия римской площади по-новому разрезается транспортными и пешеходными
артериями Москвы в соответствии с существующим генпланом и образует самобытное
запоминающееся общественное пространство.
Точный перенос габаритов площади в масштабе 1:1 (250х250) метров в среду московских
многоэтажек является радикальным приемом ( по характеру может быть отнесен к «бумажной»
архитектуре), но позволяет, тем не менее, продемонстрировать плюсы внедрения хорошо
структурированного ядра для реорганизации рыхлых участков городской застройки.
01.02.2020